УДК 37.0 ББК 74.0
© Черствая О.Е.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ЖЕНЩИН
В статье раскрыто понятие «некоммерческая организация». Особое внимание уделено деятельности данных организаций по социальному направлению в России. Подробно рассмотрена работа «Национального центра по предотвращению насилия «Анна» и автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» в городе Вологде.
Некоммерческая организация, сопровождение, насилие.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками [1]. В статье мы будем использовать это определение, так как оно, на наш взгляд, наиболее полно отражает сущность данного термина.
Термин «некоммерческая организация» для России является относительно новым. В англоязычной литературе такого рода организации именуются «nonprofit organization», таким образом, название раскрывает неприбыльный характер деятельности этих организаций. Данный термин имеет западное происхождение и употребляется в научно-исследовательской практике с 90-х гг. ХХ века.
До этого времени для обозначения добровольного объединения индивидов использовался термин «общественное движение». Для обозначения совокупности некоммерческих организаций и их инфраструктуры в настоящее время утвердилось понятие «третий сектор» [8].
Как институты гражданского общества некоммерческие организации выполняют ряд функций, которые реализуются в процессе их социальной деятельности, определяемой И.В. Скрынник в качестве совокупности социально значимых действий, осуществляемых в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества для достижения социальных целей и реализации интересов социальных групп [13].
Выделяются следующие схожие характеристики некоммерческих организаций [9, с. 87]:
1) организационная структура;
2) отделены от государства и в этом смысле являются частными;
3) «владельцы» или менеджмент этих организаций не имеют права или заранее отказываются от распределения прибыли в свою пользу;
4) обладают полной самостоятельностью в решении всех вопросов, связанных с их деятельностью;
5) участие в них не является обязательным: деятельность осуществляется за счёт добровольного пожертвования финансовых средств или времени.
Некоммерческие организации создаются для достижения благотворительных, социальных, образовательных, культурных, научных целей, для развития физической культуры, укрепления здоровья граждан, удовлетворения различных нематериальных потребностей населения и организаций, оказания психологической, педагогической, юридической помощи, а также в иных целях.
Современное состояние некоммерческих организаций, их место и роль в обществе отражаются в докладах о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2006 - 2010 годы. В частности, в докладе 2009 года отмечается, что экономический кризис особенно затронул Россию, и, как показала статистика, наша страна преодолевает его последствия менее успешно, чем другие. Это требует мобилизации всех сил и ресурсов. Для решения поставленной задачи общественно-государственное партнёрство приобретает особое значение.
В конце 2010 года общее число негосударственных некоммерческих организаций в России, по данным Росстата, составило более 360 тысяч. Из них реально функционируют примерно 38%, т. е. 136 тыс. [3].
В структуре третьего сектора по сферам деятельности преобладает социальная политика и благотворительность.
2009 - 2010 годы ознаменовались реализацией законодательных инициатив, предложенных общественными объединениями и некоммерческими организациями, которые касаются перспектив развития НКО как сегмента гражданского общества, имеющего устойчивую правовую основу. Институты гражданского общества предложили поправки к законам о некоммерческих организациях и благотворительности.
В последние годы масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов свидетельствуют об устойчивом росте числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности.
Важным шагом в развитии гражданского общества является активизация потенциала благотворительности и добровольчества, что способствует формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности.
Некоммерческие организации вносят вклад в развитие социальной защиты и благополучия граждан России, сохранение и развитие культурного наследия, образование и здравоохранение, а также обеспечивают значительную часть инновационного потенциала страны.
На долю некоммерческих организаций в сфере социальной работы, социальной защиты приходится 54%, образования, науки и научного обслуживания - 44%, культуры и искусства - 30%, здравоохранения и медицины - 22%. [4]. Их вклад в сферу социальной защиты также велик.
Несмотря на ограниченность финансовых ресурсов, некоммерческие организации оказывают целенаправленную адресную помощь по сравнению с государством. Наиболее существенно влияние общественных организаций в сфере защиты прав человека. Кризис привёл к усилению социальной активности данных организаций, в частности к росту числа волонтёров.
Рассмотрим значимое для исследования понятие «сопровождение».
Суть сопровождения состоит в создании определённой внутренней модели поведения субъекта, которая поможет ему быть активным и ответственным с опорой на свои силы и потребность в самореализации.
Цель сопровождения - формирование у человека способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления. Сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает стимулирование самостоятельности человека в решении его проблемы [11].
В научной литературе термин «сопровождение» трактуется по-разному в зависимости от решаемых задач в педагогике, психологии, социальной работе. С учётом этого выделяют педагогическое, психологическое, социальное сопровождение.
Сопровождение в педагогике - это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора.
Под педагогическим сопровождением понимается помощь личности в её росте (И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков), особая сфера деятельности по приобщению личности к социальным и нравственным ценностям (А.В. Мудрик), направление деятельности педагога в самоопределении молодёжи и создании условий для продуктивного развития личности (П.А. Эльканов, С.Н. Чистяков) и, наконец, комплекс действий, предполагающий модель поддержки, модель помощи и модель педагогического обеспечения (О.С. Газман, И. Розман, Т. Чередникова).
В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М.Р. Битянова). Эффективно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна (А.П. Тряпицына).
Социальное сопровождение рассматривается как целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учётом особенностей и потребностей различных категорий населения при их активном участии и обеспечении для этого адекватных условий. В ходе процесса происходит включение общественных групп во все социальные системы, структуры, социумы и связи, а также активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в
соответствии с возрастом; оно подготавливает их к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности (Е.И. Казакова, Л.М. Шипи-цина) [6].
Компонентами системы сопровождения являются: субъекты сопровождения -консультанты, специалисты, волонтёры, члены группы взаимопомощи; свойства субъектов сопровождения, заключающиеся в наборе качеств, необходимых для организации сопровождения; наличие системы управления качеством комплексного сопровождения.
Критерии эффективности сопровождения личности следующие: состоя-
ние здоровья; результаты обученности; достижения и успешность в социализации и адаптации; кадровое обеспечение процесса сопровождения; соответствие ресурсов обеспечению сопровождения; востребованность сопровождения со стороны сопровождаемых; динамика происходящих изменений у сопровождаемого; удовлетворённость потребностей сопровождаемого [2].
Итак, сопровождение определяется одними исследователями как системная интегративная технология социально-психологической помощи семье, другими - как вид социального патронажа, отдельные учёные рассматривают его как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субьектом развития оптимальных решений в различных сложных ситуациях жизненного выбора, что выражается в оказании ему помощи.
В подходах одних авторов объёмы понятий «поддержка», «помощь», «сопровождение» отождествляются, другие считают сопровождение более широким понятием [5]. Отличие сопровождения от других видов научной практики состоит в том, что основная проблема обозначается и решается самим субъектом при опосредованном участии сопровождаемого.
Проблема семейного насилия - одна из острых в обществе, в её решении важны усилия всех сегментов общества (органов законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации, представителей социума, коммерческих и некоммерческих организаций).
Насилие рассматривается в науке как «форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (отдельному человеку) с целью приобретения или сохранения определённых выгод и привилегий, завоевания политического, экономического или любого другого господства» [12].
Семейное насилие - это систематически повторяющиеся акты физического, психологического, сексуального, экономического воздействия на близких людей, которые совершаются против их воли с целью обретения власти и контроля над ними. Принципиальная особенность домашнего насилия заключается в том, что оно имеет гендерную основу: чаще всего жертвами насилия становятся женщины и дети.
Классификация насилия, во-первых, основывается на характере насильственных действий, включает в себя такие виды насилия, как физическое, сексуальное, психологическое, экономическое и пренебрежение. Конкретный случай домашнего насилия может включать в себя все виды, несколько видов или один из них. Во-вторых, классификация насилия фокусируется на характеристиках объекта насилия [7].
Остановимся подробно на деятельности региональной общественной организации «Национальный центр по предотвращению насилия «Анна».
В 1993 году М.П. Писклаковой был создан Московский кризисный центр для женщин «Анна». В рамках данного центра начал работу первый в России телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье.
В настоящее время «Национальный центр по предотвращению насилия «Анна» - это региональная общественная организация, которая является национальным ресурсным центром, оказывает непосредственную помощь женщинам, пострадавшим от насилия, занимается разработкой и реализацией профилактических программ на федеральном уровне.
Центр «Анна» также уделяет большое внимание сетевой работе. В рамках этой деятельности осуществляется обмен информацией между общественными и государственными организациями в целях искоренения и профилактики домашнего насилия. В настоящее время около 120 государственных и общественных организаций состоят в Информационной сети центра «Анна».
Эффективная социальная работа данного центра с пострадавшими, их сопровождение основаны на следующих принципах:
1. Принцип безопасности клиентки, так как домашнее насилие несёт угрозу для жизни пострадавших. В ситуациях домашнего насилия существует большая вероятность как летального исхода (убийство женщины), так и суицидального (самоубийство). Поэтому технологии и приёмы социальной помощи, сопровождения должны быть подчинены принципу безопасности женщины. Приём должен осуществляться в безопасном месте, в отсутствии обидчика.
2. Деятельность должна быть основана на принципе взаимного доверия и уважения объекта и субъекта социальной работы, то есть пострадавшей и социального работника. Это требование диктуется специфическим характером проблемы и включает такие аспекты, как конфиденциальность, отказ от стремления изменить пострадавшую и т. д.
3. Работа с женщиной, пострадавшей от домашнего насилия, должна быть под-
чинена принципу безоценочности. Необходимо полностью принимать рассказ пострадавшей женщины, не оценивать её поступки, не критиковать её действия.
4. Социальная работа со случаями домашнего насилия невозможна без принципа просветительской деятельности, направленной на конкретных пострадавших, с которыми проводится непосредственная работа, и на общество в целом. Это позволяет утверждать, что при работе с такой сложной проблемой, как домашнее насилие, необходимо дополнять социальную работу элементами социальной педагогики. Если социальная работа направлена на поддержку клиентки в ситуации насилия и на совместный поиск способов разрешения этой ситуации, то социальная педагогика в первую очередь - на личностное развитие клиентки.
5. Принцип комплексного анализа должен быть положен в основу диагностики проблемы. В связи с латентностью домашнего насилия, а также с отсутствием у пострадавших знания основных характеристик проблемы социальный работник обязан подвергнуть комплексному анализу всю информацию, полученную от женщины.
6. Принцип самостоятельного принятия решений пострадавшей должен стать основным методом социальной работы. Женщине не следует навязывать определённые сценарии действий, а нужно предлагать разные варианты и возможности, помощь в осуществлении выбранных методов - например, сопровождение в суд или в полицию. Выбор и принятие решения остаётся за женщиной [10].
Представители «Национального центра по предотвращению насилия «Анна» выделяют четыре основных направления в своей работе: телефонное консультирование, просветительские программы по проблеме насилия в семье, непосредственная работа с клиенткой, социальная реабилитация обидчиков.
За время работы телефона доверия в кризисном центре при «Национальном центре по предотвращению насилия «Анна» около 26 тысяч женщин, пострадавших от домашнего насилия, обратились за помощью.
Просветительские программы - важная составляющая часть работы центра «Анна». Успешность просветительской деятельности во многом зависит от правильно выбранного послания, которое должно донести информацию до людей и изменить их отношение к проблеме домашнего насилия. Изменяя норму отношения общества к проблеме домашнего насилия, образовательные кампании создают среду, необходимую для начала действий. Просветительские материалы дают людям инструменты для определения проблемы и осознания её серьёзности.
В 2008 году на базе центра «Анна» была создана Национальная независимая комиссия по правам женщин и насилию в отношении женщин. В Комиссию вошли российские эксперты, представители неправительственных организаций, имеющие практический опыт работы с пострадавшими от насилия и обладающие специальными знаниями по вопросам, связанным с гендерным равенством и правами женщин.
Деятельность некоммерческих организаций в социальном и правовом направлениях базируется на следующих принципах: учёта политической и экономической ситуации и региональных особенностей, гуманизации сторон взаимодействия, вариативности подходов в работе с населением, профессионализма сопровождающих, адресности помощи, учёта индивидуальных особенностей сопровождаемого, приоритета интересов сопровождаемого, востребованности сопровождения со стороны сопровождаемых.
Семья часто оказывается неспособной самостоятельно решить свои проблемы. Действенную помощь женщинам
- жертвам домашнего насилия - оказывают кризисные центры. Кризисные центры - это учреждения, предоставляющие услуги группам риска, чаще всего женщинам и детям, попавшим в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия. Кризисные центры могут проводить консультации, горячие линии, предоставлять временное убежище, помощь в реабилитации и т. д. Как правило, кризисный центр имеет телефон доверия, который работает анонимно. Во многих центрах действуют группы поддержки для женщин, подвергшихся насилию, а в индивидуальном порядке оказываются педагогические, психологические и юридические консультации.
Данные направления реализуются в деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» города Вологды. Организация работает над проблемой социально-правового сопровождения молодого поколения. Она была создана 11 лет назад. Приём населения ведется ежедневно, кроме выходных дней. Услуги специалистов центра оказываются клиентам на безвозмездной основе.
В штате организации работают 6 специалистов (педагог, психолог, социальные работники, юрист, бухгалтер). Кроме того, по системе грантов удаётся привлекать других специалистов для решения кризисных ситуаций, возникших у женщин и детей.
На базе автономной организации трудятся также волонтёры, функционирует группа самопомощи для женщин, подвергшихся насилию. В центре круглосуточно действует телефон доверия, а также социальная гостиница.
Социальный аспект деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» осуществляется по следующим направлениям: организационные мероприятия, информационное обеспечение, консультационная работа.
Организационные мероприятия включают: проведение мероприятий, посвящённых празднованию российского Дня матери и международного Дня семьи совместно с движением «Женщины России», проведение митинга против алкоголизации населения, сбор подписей против насилия, организация работы социальной гостиницы.
Информационное обеспечение состоит из следующих мероприятий: информирование населения об услугах социальных центров и службах семьи по вопросам семейного насилия в городе Вологде через средства массовой информации; проведение научно-практических и учебно-методических семинаров, конференций, круглых столов; издание книг, методической литературы по проблемам женщин, здорового образа жизни, насилия в семье; подготовка тематических статей по проблеме семейного насилия в печатных средствах массовой информации.
Консультационная работа в деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» включает в себя: организацию цикла лекций, бесед, тестов, тренингов, ролевых игр со студентами, специалистами кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета при участии членов организации; проведение консультаций специалистов с клиентками, обратившихся в организацию, юристов, психологов, врачей, социальных педагогов в городе Вологде; оказание психолого-педагогической помощи женщинам по телефону доверия при данной организации, содействие в трудоустройстве женщин, в их профориентации и переобучении [14].
Интерес представляют результаты деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» по третьему президентскому гранту «Социальная поддержка и адаптация населения депрессивных районов
Вологодской области в условиях кризиса. Защита матерей и детей от семейного насилия в условиях финансово-экономического кризиса», который реализовывался в 2009 - 2010 годах в городе Вологде. Работа кризисного центра по данному гранту является типичной для всей деятельности организации и наиболее полно отражает специфику и объём затраченного труда.
С 1 декабря 2009 года к работе были привлечены 33 волонтёра, в т. ч. 10 студентов юридической академии, силами которых была создана группа взаимопомощи, осуществлялся патронаж семей. За отчётный период зарегистрировано 302 обращения в АНО «Кризисный центр для женщин».
Юридические консультации осуществлены более чем в 50% случаев обращений, подано 31 заявление в полицию, 36
- в суд, подготовлены и направлены в различные учреждения и организации 86 писем для решения проблем обратившихся за помощью, выданы 52 справки; осуществлено сопровождение 32 пострадавших и 22 семей в государственные учреждения. Юридическая поддержка оказана на 49 судебных заседаниях. 21 пострадавшему предоставлены услуги адвоката. На приём к психотерапевту направлены 19 человек. Кризисному центру выделены помещения в аренду для социальной гостиницы на 15 мест, что является важным фактом.
Одним из значимых мероприятий АНО КЦ стал PR-проект «Надежда» в сфере благотворительности, который реализовался с 1 марта по 1 мая 2009 года в рамках Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» по инициативе Национального благотворительного фонда РФ. В нём принимали участие жители всех возрастных категорий города Вологды. Из них 1020 человек поставили подписи под призывами совершенствовать семейное законо-
дательство, более 450 стали участниками митинга по проблеме семейного насилия.
Правовое направление в деятельности «Кризисного центра для женщин» реализуется через законодательные инициативы, повышение правовой культуры населения, сопровождение женщин -жертв насилия в суды и органы правопорядка.
За время работы центра сотрудниками выиграны и реализованы 10 грантов (3 федеральных, 6 областных и 1 городской).
Итак, некоммерческие организации занимают особое место в системе помощи женщинам, их сопровождении. Они являются важной цепочкой в профилактической работе с населением по борьбе с негативными явлениями, в том числе с семейным насилием. Также они выступают координаторами в вопросах социального партнёрства, посредниками между семьёй и обществом, социальными структурами, структурами бизнеса и средствами массовой информации.
Правильно организованное сопровождение пострадавших женщин позволяет снизить негативные явления в семейном укладе. Реализация сопровождения должна быть целенаправленной.
Кризисные центры оказывают эффективную помощь пострадавшим, меняют общественное мнение к проблеме насилия, оказывают влияние на законодательную и исполнительную власть в вопросах выработки механизмов защиты граждан от насилия и организуют сопровождение женщин. Достижение поставленных задач происходит в результате совместной работы профессиональных педагогов, психологов, юристов, специалистов социальной работы.
Взаимодействие между государственными учреждениями, правоохранительными органами, органами здравоохранения, средствами массовой информации, кризисными центрами имеет особое значение для организации сопровождения женщин.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 05.12.1994 [Текст] // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Денисова, О.А. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках комплексного многоуровнего образовательного пространства [Текст] / О.А. Денисова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Научный журнал. Серия Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 36-48.
3. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год. -М.: Общественная палата Российской Федерации, 2010. - 124 с.
4. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (подготовлен в соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»]: утверждён на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации 25 декабря 2009 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oprf.ru/files/doklad_red4.doc
5. Захарова, Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приёмного ребёнка в замещающей семье [Текст]: монография / Ж.А. Захарова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 428 с.
6. Михайлова, Т.А. Социально-педагогическое сопровождение студентов с особыми адаптивными возможностями в процессе получения среднего профессионального образования [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.А. Михайлова. - М., 2008. - 24 с.
7. Насилие в семье как социальная проблема [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.admblag.ru/press/publishing/violence_in_family_as_social_problem
8. Нестеренко, Н.С. Некоммерческие организации в трансформирующемся российском обществе: социологический анализ [Текст]: автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.04 / Н.С. Нестеренко. - М., 2007. - 26 с.
9. О взаимодействии организаций третьего сектора (НКО] с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт [Текст] - М.: Благотворительный гуманитарный фонд им. П.А. Флоренского, 1999. - 116 с.
10. Понарина, Л.В. Противодействие насилию в отношении женщин: из опыта работы Национального центра по предотвращению насилия «АННА» [Текст] // Деятельность структур государственной власти, центров социальной направленности, некоммерческих организаций, вузов по сопровождению семей с различным укладом жизни: материалы региональной заочной научно-практической конференции с международным участием. - Вологда: ВГПУ 2010 - С. 113-121.
11. Рожков, М.И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: [Текст]: методическое пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, Т.Н. Сапожникова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 108 с.
12. Ситаров, В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров, В.Г. Маралов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 212 с.
13. Скрынник, И.К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.К. Скрынник. - Ставрополь, 2006. - 217 с.
14. Черствая, О.Е. Деятельность некоммерческих организаций по комплексному сопровождению семей с различным укладом жизни [Текст] / О.Е. Черствая // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 2. - С. 53-57.