УДК 37.0 О.Е. Черствая*
Социально-правовой аспект деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом жизни
В статье раскрыто определение семейного уклада. Особое внимание уделено типологии семей с различным укладом жизни. Дана также сущность понятия «сопровождение». Автор подробно рассматривает социально-правовой аспект деятельности АНО «Кризисный центр для женщин» в городе Вологде по сопровождению семей с различным укладом жизни, (организационные мероприятия, информационное обеспечение, консультационная работа с семьями).
Ключевые слова: семейный уклад, сопровождение, задачи социально-правового сопровождения, критерии эффективности сопровождения семей, компоненты системы сопровождения, некоммерческая организация.
O.E. Cherstvaya*. Socio-legal aspect of noncommercial organizations activity on support of families with different ways of life. The article deals with the definition of «a family way». The author pays special attention to typology of families with different ways of life. The essence of a concept «support» is also given in the article. The author describes socio-legal aspect of activity of an independent noncommercial organization «The crisis center for women» in the city of Vologda on support of families with different ways of life (organizational actions, information support and advisory work with families).
Keywords: family way of life, support, purposes of socio-legal support, efficiency criteria of family support, components of family support system, the noncommercial organization.
Сегодня в условиях кризиса многие семьи оказались в трудной жизненной ситуации. Сами они не всегда могут справиться с возникшими проблемами. Сопровождением населения, в частности социально-правовым, призваны заниматься все субъекты сопровождения. Подробнее остановимся на сопровождении семей с различным укладом жизни некоммерческими организациями.
В данной статье для нас важен термин «семейный уклад». Принимаем за основу определение семейного уклада Т.В. Лодкиной и дополняем его компонентом «здоровье» [1]. Следовательно, базовым определением будет: «семейный уклад — интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи».
Выделяют благоприятный, противоречивый, неблагоприятный семейные уклады.
Ълагоприятный семейныйуклад характеризуется нормальной, нравственной и трудовой атмосферой, стабильностью, положительным примером родителей, гуманистическими и доверительными отношениями между взрослыми и детьми, оптимизацией общения членов семьи и добрыми семейными традициями, разумными потребностями, полезными увлечениями родителей и детей, что способствует правильному воспитанию. Уровень психолого-педагогической культуры высокий. Существует высокая потребность в формировании здорового образа жизни, часто используются его активные формы. У членов семьи наблюдается высокая степень адаптивности к меняющимся условиям жизни, вера в свои силы, жизнерадостность.
Противоречивый семейный уклад характеризуется тем, что при наличии социально-ценностных ориентаций семьи нравственная и трудовая атмосфера ее является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, имеют место ссоры и семейные конфликты, что мешает успешному воспитанию. Уровень психолого-педагогической культуры этих родителей в основном средний. Потребность в формировании здорового образа жизни существует, но его активные формы не используются; средняя степень адаптивности, вера в случай, во вмешательство извне, зависимость от обстоятельств.
* Черствая, Ольга Евгеньевна, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет», доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 160009 г. Вологда, ул. Чехова, д.16, кв. 6. Тел.: 8-921-231-23-67. E-mail: [email protected].
* Cherstvaya, Olga Eugenievna. The state educational institution of the higher vocational training «Vologda state pedagogical university». The senior lecturer of the pedagogics chair. The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer. Address: Russia, 160009, Vologda, Chekhov’s street, 16, fl. 6. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 20 сентября 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Неблагоприятный уклад семейной жизни. Ему присущи не регулированные отношения между членами семьи, обеднение социально-коммуникативных связей ребенка, полное или частичное отсутствие педагогически целесообразной ориентации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередко накопительство, пьянство, аморальное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или отсутствует. Потребность в формировании здорового образа жизни также отсутствует, его активные формы отвергаются, имеют место вредные привычки. В данных категориях семей низкая степень адаптивности к внешним условиям среды, присутствуют пессимизм, меланхолия, хандра, неверие в собственные силы, фатализм.
Рассмотрим значимое для исследования понятие «сопровождение». По мнению ученых, под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. В литературе термин «сопровождение» различен в зависимости от решаемых задач в социальной и общей педагогике, психологии, социальной работе. С учетом данных факторов выделяют педагогическое, социальное и социально-педагогическое, психологическое, комплексное сопровождение.
В.П. Ларина считает, что термин «сопровождение» понимается как процесс совместной деятельности сопровождающих и сопровождаемых («со» — вместе), протекающий в течение достаточно долгого времени («про» — продолжительность действия), характеризующийся доведением деятельности до результата при ведущей при этом роли сопровождающих («вожд» — ведение) [2].
Отличие сопровождения от других видов научной практики состоит в том, что основная проблема обозначается и решается самим субъектом при опосредованном участии сопровождаемого.
Значимое в нашем исследовании определение — «некоммерческая организация». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками [3]. Одно из условий существования некоммерческих организаций — соответствие количественных и качественных показателей результатов их деятельности запросам общества.
Некоммерческие организации создаются для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.
Деятельность некоммерческих организаций по социально-правовому сопровождению семей базируется на следующих принципах: учета политической и экономической ситуации и региональных особенностей, гуманизации сторон взаимодействия, вариативности подходов в работе с населением, профессионализма сопровождающих, адресности, учета индивидуальных особенностей сопровождаемого, приоритета интересов сопровождаемого, востребованности сопровождения со стороны сопровождаемых.
Создание системы сопровождения семейного уклада некоммерческими организациями осуществляется в таком порядке: 1) изучение документов, содержащих анализ социальноэкономической и политической ситуации в регионе; 2) анализ состояния региональной системы сопровождения семей с различным укладом жизни; 3) разработка стратегии комплексного сопровождения семей с различным укладом в деятельности некоммерческой организации; 4) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, подлежащих сопровождению; 5) утверждение критериев отбора сопровождающих и сопровождаемых; 6) определение субъектов сопровождения деятельности; 7) отбор сопровождаемых семей; 8) организация деятельности сопровождаемых и сопровождающих; 9) отслеживание результатов сопровождения [2].
Критериями эффективности сопровождения некоммерческими организациями семей с различным укладом жизни являются: сформированность готовности личности сопровождаемого к конструктивному взаимодействию с сопровождающими; состояние здоровья членов семьи, результаты обученности членов семьи; достижения и успешность членов семей в социализации и адаптации; кадровое обеспечение комплексного сопровождения семей с различным укладом; соответствие ресурсов обеспечению комплексного сопровождения; востребованность деятельности по комплексному сопровождению со стороны сопровождаемых; динамика изменений, происходящих в семейном укладе сопровождаемых; удовлетворенность потребностей сопровождаемого [2].
Опираясь на идеи С.Г. Косарецкого, выделим задачи комплексного сопровождения семей с различным укладом: предупреждение возникновения проблем в семьях с различным укладом жизни; помощь (содействие) членам семьи в решении актуальных задач развития, воспитания, обучения, социализации, здоровья; финансовых и юридических вопросов; налаживание взаимоотношений в семейном укладе; развитие психолого-педагогической культуры учащихся, родителей, других членов семей [4].
На основе идей М.Н. Недвецкой к компонентам системы сопровождения семей с различным укладом жизни некоммерческими организациями отнесены: субъекты сопровождения — консультанты,
специалисты, волонтеры, члены группы взаимопомощи; свойства субъектов сопровождения, заключающиеся в наборе качеств, необходимых для организации сопровождения; наличие системы управления качеством комплексного сопровождения [6].
Выделяют направления реализации процесса деятельности некоммерческих организаций по социально-правовому сопровождению населения: профилактика, просвещение, диагностика, коррекция, консультирование, экспертиза.
Рассмотрим подробнее данные составляющие.
— профилактика: предупреждение возникновения явлений дезадаптации, разработка профилактических программ и рекомендаций педагогическим работникам, психологам, юристам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития молодежи, в частности, профилактических программ по социально-правовому воспитанию молодежи;
— просвещение: формирование у молодежи, их родителей; у членов и руководителей некоммерческих организаций потребности в социально-правовых знаниях; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения, а также своевременное предупреждение нарушений в личностном развитии;
— диагностика: углубленное психолого-педагогическое изучение представителей молодого поколения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
— коррекция: воздействие на процесс формирования личности представителей молодого поколения, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов, социальных педагогов, врачей и др. специалистов, а также волонтеров, представителей группы самопомощи;
— консультирование: оказание помощи молодежи в вопросах развития, воспитания и обучения, правовых вопросах посредством психолого-педагогического и социально-правового консультирования;
— экспертиза: экспертиза индивидуального маршрута представителей молодежи (медико-психолого-педагогический консилиум) [8].
Подробно остановимся на правовом основании деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей с неблагоприятным укладом жизни, в частности поддержке женщин и несовершеннолетних детей — жертв семейного насилия.
Семейное насилие — это систематически повторяющиеся акты физического, психологического, сексуального, экономического воздействия на близких людей, которые совершаются против их воли с целью обретения власти и контроля над ними. Семейное насилие включает в себя: жестокое обращение с детьми; насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а); насилие в отношении престарелых.
Проведем обзор нормативной базы по проблеме насилия.
В Уголовном кодексе РФ предусмотрена уголовная ответственность за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18, ст.ст. 131-135). Однако не оговаривается, происходит это в семье или вне ее. В Уголовном кодексе усилена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы граждан независимо от места совершения этих преступлений и наличия родства между преступником и жертвой (гл. 16, ст.ст. 105-125). Ст. 105 УК «Убийство» выделяет квалифицирующие признаки, в частности убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. В уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за такие формы насилия как побои (ст. 116), истязания (ст. 117), угрозы (ст. 119), клевету (ст. 129), оскорбление (ст. 130).
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» подняты вопросы социальной поддержки, оказания социальных услуг и материальной помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, а также вопросы социальной адаптации и реабилитации.
Специального закона о предотвращении насилия в семье в России нет.
Знание нормативной базы является одним из факторов борьбы с насилием в отношении женщин и детей. Однако в России пострадавшие часто сталкиваются с тем, что представители законодательной и исполнительной власти, общественность относятся к домашнему насилию как к «частному делу» и стараются в него не вмешиваться. Сами жертвы насилия также мало информированы о своих правах. Данный пробел может восполнить деятельность некоммерческих организаций.
Семья часто оказывается не способной самостоятельно решить свои проблемы. Действенную помощь женщинам — жертвам домашнего насилия оказывают кризисные центры. Кризисные центры
— это учреждения, предоставляющие услуги группам риска, чаще всего женщинам и детям, попавшим в сложную ситуацию вследствие насилия или угрозы насилия. Кризисные центры могут проводить консультации, горячие линии, предоставлять временное убежище, помощь в реабилитации и т.д. Как правило, кризисный центр имеет телефон доверия, который работает анонимно. Во многих центрах действуют группы поддержки для женщин, подвергшихся насилию, а в индивидуальном порядке оказываются педагогические, психологические и юридические консультации.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Данные направления реализуются в деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» г. Вологды. Кризисный центр — это организация, которая работает над решением проблем насилия в отношении женщин и детей. Кроме того, данная организация, работает над проблемой социально-правового сопровождения молодого поколения. Организация была создана 10 лет назад. Прием населения ведется ежедневно, кроме выходных дней. Услуги специалистов центра оказываются клиентам на безвозмездной основе.
В штате организации работают 6 человек (педагог, психолог, социальные работники, юрист, бухгалтер). Кроме того, по системе грантов удается привлекать узких специалистов для решения кризисных ситуаций женщин и детей. На базе автономной организации работают также волонтеры, действует группа самопомощи для женщин, подвергшихся насилию. В центре круглосуточно действует телефон доверия, а также убежище при условии наличия финансовой поддержки в виде гранта.
Сопровождение семей с различным укладом жизни некоммерческой организацией «Кризисный центр для женщин» представляет собой, с одной стороны, процесс взаимодействия сопровождающего (консультанты АНО КЦ, привлеченные специалисты, волонтеры, группы самопомощи) и сопровождаемых (членов семьи), а с другой, комплексный метод создания условий для принятия семьей в целом, супругами, детьми, оптимальных решений в различных ситуациях, для формирования у членов семьи умения справляться с трудностями, совершенствовать семейный уклад.
В соответствии с распределением семей на три группы (с благоприятным, противоречивым и неблагоприятным укладом жизни) была организована психолого-педагогическая учеба взрослых членов семей, что дало возможность применять к ним дифференцированный подход. Это выразилось в подборе тем для чтения лекций, в сложности задач, предлагаемых им для решения, и способствовало созданию единой воспитательной среды, совершенствованию всего семейного уклада.
Сущность работы с семьями, имеющими благоприятный уклад жизни, заключалась в распространении положительного опыта, сложившегося в семьях, в активном участии их в подготовке и проведении конференций, собраний, в профилактике негативных явлений в семейном укладе.
Работа с семьями с противоречивым укладом была направлена на расширение и углубление соответствующих знаний и умений. Такие родители оказывали положительное влияние на детей, но не ставили перед собой определенных воспитательных задач. На занятиях с ними проводились беседы, практикумы по решению педагогических задач, давались рекомендации по ведению наблюдения за поведением, за учебной и внешкольной деятельностью. Супружеские отношения в таких семьях также подвергались коррекции.
Суть сопровождения членов семей с неблагоприятным укладом жизни заключалась в том, чтобы вооружить их необходимыми знаниями и формировать у них умения в области семейных отношений. Состав данной группы неоднороден, поэтому индивидуальный подход к каждому ее представителю через беседы, консультирования, задания практического характера имел важное значение. Комплексное сопровождение семей с неблагоприятным укладом семейной жизни включает также привлечение внимания структур и специалистов, работающих с семьей, активную психолого-педагогическую, юридическую, медицинскую, социальную помощь.
Широкое использование педагогических ситуаций способствовало внесению в семейное воспитание большей целенаправленности, формированию у родителей умений анализировать мотивы поведения и поступки, как свои собственные, так и своих детей. Педагогические ситуации и задачи применялись в процессе коллективных, групповых и индивидуальных занятий, что придавало им большую конкретность.
Социальный аспект деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» по сопровождению семей с различным укладом жизни осуществляется по следующим направлениям: организационные мероприятия, информационное обеспечение, консультационная работа с семьями.
Организационные мероприятия включают, в частности: а) функционирование рабочей группы по проблемам семьи при АНО КЦ; б) изучение проблем молодой (студенческой) семьи совместно с кафедрой педагогики ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» и центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»; в) проведение мероприятий, посвященных празднованию российского Дня матери и международного Дня семьи совместно с движением «Женщины России»; г) проведение митинга против алкоголизации населения; д) сбор подписей против насилия и другие.
Информационное обеспечение состоит из следующих мероприятий: проведение социологических опросов по проблемам гендерных аспектов социальных реформ совместно с центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»; организация работы круглых столов по проблемам семьи и, в частности, проблемы негативных явлений в семейном укладе совместно с другими некоммерческими организациями; информирование населения об услугах социальных центров и службах семьи по вопросам семейного насилия в г. Вологде через средства массовой информации; проведение научно-практических и учебно-методических семинаров, конференций, круглых столов для специалистов, работающих с семьей совместно со структурами власти, социальными учреждениями
и другими некоммерческими организациями; издание книг, методической литературы по проблемам семьи, здорового образа жизни, насилия в семье; подготовка тематических статей по проблеме семейного насилия в печатных средствах массовой информации.
Консультационная работа в деятельности АНО КЦ включает в себя: организацию цикла лекций, бесед, тестов, тренингов, ролевых игр со студентами специалистами кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета при участии членов организации; проведение консультаций специалистов с членами семей, обратившихся в АНО КЦ: юристов, психологов, врачей, социальных педагогов в г. Вологде; оказание психолого-педагогической помощи семьям по телефону доверия при АНО КЦ, содействие в трудоустройстве женщин; в их профориентации и переобучении.
Одним из значимых мероприятий АНО КЦ стал PR-проект в сфере благотворительности «Надежда», который проходил с 1 марта по 1 мая 2009 г. в рамках Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» по инициативе Национального благотворительного фонда РФ.
В нем принимали участие жители всех возрастных категорий города Вологды. 1020 человек поставили подписи под призывами совершенствовать законодательство в области семьи; 720 были проанкетированы волонтерами по проблеме семейного насилия; более 450 стали участниками митинга по проблеме семейного насилия.
Проект включал в себя разъяснение проблемы семейного насилия жителям Вологды, вручение брошюр о семейном насилии, стикеров с телефоном кризисного центра; сбор подписей в поддержку женщин, детей, др. членов семей — жертв семейного насилия волонтерами некоммерческой организации. Проект также предусматривал сбор средств для женщин-жертв насилия в семье.
Волонтерами и представителями группы самопомощи также был проведен флеш-моб, посвященный женщинам-жертвам домашнего насилия. Кроме того, ряд некоммерческих организаций города Вологды провели конференцию по проблеме домашнего насилия.
Правовое направление в деятельности АНО КЦ реализуется через законодательные инициативы, повышение правовой культуры населения, сопровождение женщин-жертв насилия в суды. Остановимся подробнее на этом пункте.
За последние три года более 70 раз члены некоммерческой организации посетили судебные заседания, сопровождая женщин.
Решение женщины о том, обратиться ли к помощи судебной системы, зависит от отношения к ней сотрудников данной системы [6]. Клиентки просят сопровождать их в судах из-за боязни мужа (сожителя), страха перед судебными инстанциями, неверия в действенность действий адвокатов, из-за отсутствия иной поддержки со стороны близких и друзей.
Что касается дел о семейном насилии, то, по данным статистики, они редко доходят до судебных разбирательств, часто «рассыпаясь» уже на стадии дознания. Одна из основных причин этого кроется в том, что женщины забирают заявления. В решении проблемы могло бы помочь рассмотрение дел о насилии семейными судами, как это уже происходит на Западе. Обязательно, на наш взгляд, присутствие на судебных заседаниях средств массовой информации.
Средства массовой информации играют огромную роль в информировании населения, привлечении внимания общественности, соблюдении прав граждан на гласность. Деятельность правоохранительных органов становится также эффективнее, т.к. осуществляется дополнительный контроль за их деятельностью.
Отсутствие отлаженного механизма взаимодействия средств массовой информации и судов, четких принципов освещения их работы образовало информационный вакуум [7]. Это вызывает ошибочные представления о судебной системе как закрытом пространстве для прессы и о журналистах, как неизменно обвиняющих суды в непрофессионализме и некомпетентности.
Созданный сегодня публичный образ суда является не понятным с точки зрения механизма принятия решений. Отсутствие комментариев к работе судов не способствует поднятию авторитета «третьей власти». Деятельность судов нуждается в гласности. Средства массовой информации также заинтересованы в конструктивной работе с судами.
Сопровождение женщин в судах представителями некоммерческой организации является важной частью деятельности этих структур. Значимым для данного сопровождения становится привлечение представителей СМИ и их эффективное взаимодействие с судами.
Реализация потребностей семей с различным укладом жизни диктует необходимость их комплексного сопровождения, в т.ч. некоммерческими организациями. Сущность сопровождения семей с различным укладом жизни представляет собой совместное движение сопровождающего и сопровождаемых, направленное на адаптацию, социализацию, воспитание и обучение членов семей. Сопровождение стимулирует членов семьи к овладению способами выявления возникающих проблем, к самостоятельному поиску путей их преодоления.
Проведенное исследование сопровождения семей с различным укладом жизни свидетельствует о том, что некоммерческие организации занимают особое место в системе помощи семьям, женщинам, детям. Они служат одной из важных цепочек в профилактической работе с населением по
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
совершенствованию семейного уклада. Они также являются координирующим звеном в социальном партнерстве, элементом защиты семьи, выступают посредником между семьей и обществом, социальными структурами, структурами бизнеса и средствами массовой информации.
Правильно организованное социально-правовое сопровождение семей позволяет снизить негативные явления в семье. Реализация сопровождения должна быть целенаправленной. Деятельность некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом жизни зависит от создания системы данной деятельности и эффективного управления ею.
Список литературы
1. Лодкина, Т. В. Семейный социальный педагог: теория и практика / Т.В. Лодкина. — М., Вологда: МГОПУ, ВГПУ, 1997. - 141 с.
2. Ларина, В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования : автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 : защищена 07.10.07. / В.П. Ларина. — Самара, 2008. — 48 с.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 05.12.1994 // СЗ РФ. — 1994.
— № 32. — Ст. 3301.
4. Денисова, О. А. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках комплексного многоуровнего образовательного пространства / О. А. Денисова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный журнал. Серия «Педагогика». — 2008. — № 3. — С. 36-48.
5. Косарецкий, С. Г. Предмет и задачи психолого-педагогического сопровождения. / С.Г. Косарецкий [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://humanities.edu.ru/db/msg/47819].
6. Недвецкая, М. Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи : автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 : защищена 05.05.09. — М., 2009. — 41 с.
7. Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства Образования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=94957
8. Насилие в отношении женщин: тренинг для профессионалов. Пособие для тренеров. — М., 2004. — 148 с.
9. Одинцов, П. Суды и СМИ: принципы и технология эффективного взаимодействия. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medialaw.ru/publications/zip/115/11.htm.
Literature
1. Lodkina, T. V. Family social teacher: the theory and practice. / T.V. Lodkina. — Moscow, 1997.
— 141 p.
2. Larina, V. P. Science and methodological support of innovative activity of educational institutions as development means of a regional education system : thesis for degree of Doctor of Pedagogy : 13.00.01 : held on 07.10.07. / VP. Larina. — Samara, 2008. — 48 p.
3. The civil code of the Russian Federation: part 1 dated 05.12.1994 // JL the Russian Federation.
— № 32.
4. Denisova, O. A. Support of children with the limited possibilities of health within the limits of complex multileveled educational space [Text] / O.A. Denisova / / the Bulletin of the Leningrad state university of A.S. Pushkin. Scientific magazine. A series «Pedagogics». — 2008. — № 3.
5. Kosaretsky, S. G. The subject and purposes of psychological and pedagogical support. / S.G. Kosaretsky [the Electronic resource]. An access mode: [http://humanities.edu.ru/db/msg/47819].
6. Nedvetskaya, M. N. Control of the quality of pedagogical interaction of school and family: thesis for degree of Doctor of Pedagogy: 13.00.01: held on 05.05.09. / M.N. Nedvetskaya. — Moscow, 2009. — 41 p.
7. The order of the Ministry of Education of the Russian Federation from October, 22 1999. № 636 «About the position statement of practical psychology service in the Ministry of Education of the Russian Federation system [the Electronic resource]. An access mode: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=94957
8. Violence concerning women: training for professionals: handbook for trainers. — Moscow, 2004. — 148 p.
9. Odintsov. P. Courts and mass-media: principles and technology of effective interaction. / P. Odintsov [the Electronic resource]. An access mode: http://www.medialaw.ru/publications/zip/115/11.htm