Педагогика повседневности как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни
О. Е. Черствая (Вологодский государственный педагогический университет)
В статье анализируется сущность педагогики повседневности и применение ее подходов в деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом.
Ключевые слова: семейный уклад, сопровождение, некоммерческие организации, повседневность, педагогика повседневности.
Повседневность как область социальной реальности изучается рядом гуманитарных наук: социологией, культурологией, философией, антропологией. Вопросы повседневности вошли в сферу интересов П. Бергера, Т. Лукмана, Р. Мертона, М. Хайдеггера,
А. Шюца и др. Во второй половине XIX — начале XX в. в России повседневность изучали С. В. Ешевский, И. Е. Забелин, Н. И. Костомаров и др.
Со второй половины XX в. на смену противопоставлению высоких форм человеческой деятельности (государственно-политической, общественной, художественной) и низких форм (повседневность) пришло осознание их целостности (Бабаева, 200^). Оценки компонентов, составляющих повседневность (повседневной реальности, повседневного сознания (знания) и «философии здравого смысла»), расходятся. Это определяет разное толкование повседневности в науке. Так, например, представители английской школы (Д. Локк, Д. Беркли, Д. Пристли), шотландской школы (Т. Рид, Дж. Битти), американского прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс), французской философии (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр) исходят из позитивной интерпретации повседневности. В немецкой традиции преобладает ее негативная оценка (И. Кант, Г. Гегель, Ф. Ницше, М. Хайдеггер) (Касавин, Щавелев, 2004: 396).
В настоящее время в науке есть пять подходов к определению понятия «повседневность», выделенных В. П. Козырьковым (по: Белик, 2005: 13). Согласно первому подходу повседневность — это «проза жизни». Упор здесь делается на современное восприятие повседневности людьми, ставящими конкретные цели и добивающимися их практической реализации (И. Т. Касавин). Во-вторых, повседневность —
это «область рутинных явлений и тривиального знания». Это явление рассматривается как уничтожение духовного мира человека, затянутого в механизированные реалии жизни (Ф. Цанн-Кай-Си). В-третьих, повседневность рассматривается как «фоновая, потенциальная и диффузная реальность». В этом контексте повседневность — всего лишь фон жизни, «на котором разыгрываются» жизненные сценарии (Л. Пелиненко). В-четвертых, повседневность рассматривается как «один из способов преодоления страха перед смертью», когда рутина позволяет человеку «забыться жизнью» (В. П. Козырьков). В-пятых, повседневность — это «индивидуальный жизненный мир», повседневность ежедневно «конструируется и воссоздается каждой индивидуальной личностью». Повседневность — это процесс жизнедеятельности, развертывающийся в привычных условиях (Э. Гуссерль). Культура повседневности согласно этому подходу включает в себя обыденную и специализированную (профессиональную) сферы.
Данные подходы, как считает А. А. Белик, выражают две основные точки зрения: первая — повседневность как негатив, уничтожение любого духовного проявления, растворение человечности; вторая — повседневность как реальность, в которой личность, подвергнутая ежедневному течению событий, творит свой духовный мир (там же).
Мы будем использовать второе понимание повседневности.
Анализ научной литературы дал возможность определить «педагогику повседневности» как отрасль педагогического знания, предметом которой является реальная практика воспитательной деятельности в историко-культурных контекстах.
Значимое в нашем исследовании определение «семейного уклада» дает Т. В. Лодкина. По ее мнению, это интегральное понятие, «включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи» (Лодкина, 1997: 43).
Т. В. Лодкина выделяет благоприятный, противоречивый и неблагоприятный типы семейного уклада (там же: 43-45).
Благоприятный семейный уклад характеризуется нормальной, нравственной и трудовой атмосферой, стабильностью, положительным примером родителей, гуманистическими отношениями между взрослыми и детьми, оптимизацией общения членов семьи и добрыми семейными традициями, разумными потребностями, полезными увлечениями родителей и детей. Уровень психолого-педагогической культуры высокий. Существует высокая потребность в формировании здорового образа жизни, часто используются его активные формы. У членов семьи наблюдается высокая степень адаптивности к меняющимся условиям жизни, вера в свои силы, жизнерадостность.
Противоречивый семейный уклад характеризуется тем, что при наличии социальноценностных ориентаций семьи нравственная и трудовая атмосфера ее является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, имеют место ссоры и семейные конфликты. Уровень психологопедагогической культуры этих родителей в основном средний. Потребность в формировании здорового образа жизни существует, но его активные формы не используются; средняя степень адаптивности, вера в случай, во вмешательство извне, зависимость от обстоятельств.
Неблагоприятному укладу семейной жизни присущи неурегулированные отношения между членами семьи, обеднение социально-коммуникативных связей ребенка, полное или частичное отсутствие педагогически целесообразной ориентации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипер-
трофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередки накопительство, пьянство, аморальное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или отсутствует. Потребность в формировании здорового образа жизни также отсутствует, его активные формы отвергаются, имеют место вредные привычки. В данных категориях семей низкая степень адаптивности к внешним условиям среды, присутствуют пессимизм, неверие в собственные силы, фатализм.
Изменения в семейном укладе и педагогических аспектах его влияния на детей напрямую зависят от общественных установок, происходят под воздействием политики государства в отношении семьи. Огромное место в деле воспитания новых поколений отводится матери, отцу, другим членам семьи, в конечном счете — всему укладу семейной жизни. На формирование личности ребенка оказывают влияние социум, структуры государственной власти; важно также самовоспитание.
В. Н. Ослон и А. Б. Холмогорова выделяют систему семейного уклада. Она состоит из семейной структуры, ее микродинамики и макродинамики, а также семейной идеологии (Ослон, Холмогорова, 2001: 44-48).
Кроме того, с позиций философии повседневности на семейный уклад оказывают влияние внешние детерминанты: социокультурная ситуация, межнациональное пространство, принцип политкультуризма, менталитет.
Вместе внутренние составляющие и внешние детерминанты семейного уклада формируют повседневность семьи. Производственная повседневность и семейная повседневность образуют повседневность человеческой жизни.
Общество, в котором основным является процесс воспроизводства деятельности социальных структур, жизненных укладов, принято называть традиционным. Здесь нормы, ценности, идеалы обеспечивают воспроизводство определенных форм жизни и процесс социализации новых поколений.
Из деталей уклада жизни складывается представление об обществе. Каждый исторический период устанавливает границы между
нормой и аномалией существования людей. Включение человека в культурное пространство начинается с усвоения принятых норм и стандартов поведения. В процессе социализации передаются стереотипы поведения. Человек посредством воспитания получает слой культуры, который содержит предшествующий опыт народа. Варианты поведенческих стереотипов имеют предел (Бабаева, 2001Ь: 178).
В истории каждой страны существуют периоды, когда в обществе и в государстве не происходит значительных изменений. Так было, например, в СССР в период застоя (1964-1986 гг.). Типология семейных укладов в данный период была понятна и очевидна; делилась на уклад жизни рабочих, крестьян, служащих.
В настоящее время изменения в обществе и государстве происходят быстро, данные изменения не линейны, зачастую непредсказуемы. Семейные уклады варьируются. Их изучение будет адекватно в рамках педагогики повседневности.
Педагогика повседневности изучает поведение рядового человека; привычные в обществе нормы работы, отдыха, воспитания детей, семейных отношений, не противопоставляя бытовую сферу труду, производственной сфере. Одной из задач педагогики повседневности является изучение каждодневных обстоятельств жизни семьи, отношений членов семьи между собой, с социумом, т. е. включение семейного уклада в сферу повседневного.
В соответствии с теорией повседневности общество является целостным, а не фрагментарным образованием. При этом все уклады жизни являются равноценными; не существует единой иерархической модели мира.
Рассмотрим значимое для исследования понятие «сопровождение». По мнению исследователей, под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. Например, В. П. Ларина считает, что термин «сопровождение» понимается как процесс совместной деятельности сопровождающих и сопровождаемых («со» — вместе), протека-
ющий в течение достаточно долгого времени («про» — продолжительность действия), характеризующийся доведением деятельности до результата при ведущей при этом роли сопровождающих («вожд» — ведение) (Ларина, 2008: 23).
В литературе термин «сопровождение» понимается по-разному в зависимости от решаемых задач в социальной педагогике, педагогике, психологии, социальной работе.
Комплексное сопровождение семей с различным укладом жизни способствует оптимальному использованию психолого-педаго-гических, медицинских, юридических, финансовых средств и предполагает конструктивное взаимодействие консультанта, педагога, психолога, юриста, врача, волонтеров, представителей групп самопомощи и членов семьи.
Субъектами рассматриваемого комплексного сопровождения (сопровождающие) являются: учреждения и организации, подведомственные региональным органам управления структур социального блока; структуры бизнеса; некоммерческие организации. Сопровождаемыми являются родители, дети, другие члены семей, одинокие граждане.
Комплексное сопровождение семей с различным укладом жизни может рассматриваться как сопровождение отношений в семье: их развитие, коррекция, восстановление. Целью комплексного сопровождения семей является обеспечение нормального развития отношений в семейном укладе (супружеских, детско-родительских, прародительских, сиблинго-вых), развитие всех членов семьи.
На основе идей С. Г. Косарецкого выделим следующие задачи комплексного сопровождения семей:
— предупреждение возникновения проблем в семьях с различным укладом жизни;
—помощь (содействие) членам семьи в решении актуальных задач развития, воспитания, обучения, социализации, здоровья; финансовых и юридических вопросов;
— развитие психолого-педагогической культуры учащихся, родителей, других членов семей (Косарецкий, 2003: Электр. ресурс).
Изучая компоненты семейного уклада с точки зрения педагогики повседневности,
особое внимание мы уделяем некоммерческим организациям как внешней детерминанте жизни семьи, как субъекту комплексного сопровождения.
Опыт одиннадцатилетней практики автора статьи в качестве научного руководителя автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» (АНО КЦ) в г. Вологде показывает, что в данные организации обращаются члены семей с различными укладами жизни. Кризисный центр — это организация, которая работает над решением проблем насилия в отношении женщин и детей. Кроме того, данная организация работает над проблемой комплексного сопровождения семей. Прием населения ведется ежедневно, кроме выходных дней. Услуги специалистов центра оказываются клиентам на безвозмездной основе.
В штате организации работают шесть человек (педагог, психолог, социальные работники, юрист, бухгалтер). Кроме того, по системе грантов удается привлекать узких специалистов для решения кризисных ситуаций женщин и детей. На базе автономной организации работают также волонтеры, действует группа самопомощи для женщин, подвергшихся насилию. В центре круглосуточно действует телефон доверия, а также убежище — при наличии финансовой поддержки в виде гранта. За последние пять лет работы сотрудники центра выиграли восемь грантов разных уровней (три — президентских, четыре — областных и один — городской).
В соответствии с распределением семей на три группы (с благоприятным, противоречивым и неблагоприятным укладом жизни) сотрудниками центра была организована психолого-педагогическая учеба взрослых членов семей, что дало возможность применять к ним дифференцированный подход. Это выразилось в подборе тем для чтения лекций, в сложности задач, предлагаемых им для решения, и способствовало созданию единой воспитательной среды, саморазвитию личности, совершенствованию всего семейного уклада.
Деятельность данной организации по сопровождению семей с различным укладом
жизни осуществляется по следующим направлениям: организационные мероприятия, информационное обеспечение, консультационная работа с семьями, правовое обеспечение.
Организационные мероприятия включают, в частности, проведение мероприятий, посвященных празднованию российского Дня матери и международного Дня семьи совместно с движением «Женщины России»; проведение митинга против алкоголизации населения; сбор подписей против насилия и др.
Информационное обеспечение состоит из следующих мероприятий: проведение социологических опросов по проблемам гендерных аспектов социальных реформ; организация работы круглых столов по проблемам семьи, в частности, негативных явлений в семейном укладе; информирование населения через СМИ об услугах социальных центров и службах семьи по вопросам семейного насилия в г. Вологде; проведение научно-практических и учебно-методических семинаров, конференций; издание методической литературы по проблемам семьи, насилия в семье; подготовка тематических статей по данной тематике в СМИ.
Консультационная работа в деятельности АНО КЦ включает в себя организацию цикла лекций, бесед, тестов, тренингов, ролевых игр со студентами; проведение консультаций специалистов с членами семей, обратившихся в центр; оказание психолого-педагогической помощи семьям по телефону доверия (в среднем 200 обращений в месяц), содействие в трудоустройстве, профориентации и переобучении женщин.
Правовое направление в деятельности АНО КЦ реализуется через законодательные инициативы, повышение правовой культуры населения, сопровождение женщин — жертв насилия в суды (за последние три года — 75 раз).
Сопровождение стимулирует членов семьи к овладению способами выявления возникающих проблем, к самостоятельному поиску путей их преодоления.
Проведенное исследование сопровождения семей с различным укладом жизни свидетельствует о том, что некоммерческие организа-
ции занимают особое место в системе помощи семьям, женщинам, детям. Они служат одной из важных цепочек в профилактической работе с населением по совершенствованию семейного уклада. Они являются также координирующим звеном в социальном партнерстве, элементом защиты семьи, выступают посредником между семьей и обществом, социальными структурами, структурами бизнеса и средствами массовой информации.
Правильно организованное сопровождение семей с различным укладом на основе педагогики повседневности позволяет снизить негативные явления в семье, улучшить взаимоотношения в ней. Отсутствие бюрократического аппарата дает возможность некоммерческим организациям более быстро и четко реагировать на изменение повседневности, в частности выходить в государственные структуры с инициативами нормативно-правового характера и протестными мероприятиями, быстрее реагировать на ситуацию, оперативно корректировать действия и вносить изменения в свою повседневную деятельность с учетом индивидуальных данных членов семей с различным укладом жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бабаева, А. В. (2001a) Миф в пространстве повседневности // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре : сб. в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского философского общества. С. 300.
Бабаева, А. В. (2001b) Роль междисциплинарных исследований в изучении проблем повседневности // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана : матер. меж-дунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество. (Серия «Symposium». Вып. 12).
С. 177-179.
Белик, А. А. (2005) Культура повседневности провинциального купечества конца XVIII — первой половины XIX в. на материалах Вятского края : автореф. дис. ... канд. культурологии. Киров.
Касавин, И. Т., Щавелев, С. П. (2004) Анализ повседневности. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация».
Косарецкий, С. Г. (2003) Предмет и задачи психолого-педагогического сопровождения
[Электр. ресурс] // Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование». URL: http://humanities.edu.ru/db/msg/ 47819 (дата обращения: 2.02.2010).
Ларина, В. П. (2008) Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Самара.
Лодкина, Т. В. (1997) Семейный социальный педагог: теория и практика. М. : МГОПУ ; Вологда : ВГПУ.
Ослон, В. Н., Холмогорова, А. Б. (2001) Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. №4. С. 39-53.
EVERYDAY PEDAGOGY AS A THEORETICAL BASIS FOR THE SUPPORT OF FAMILIES WITH DIFFERENT LIFESTYLES O. E. Cherstvaia (Vologda State Pedagogical University)
The article analyses the essence of everyday pedagogy and the application of its approaches to the activity of noncommercial organizations for the support of families with various lifestyle patterns.
Keywords: family mode, support, noncommercial organizations, daily life, everyday pedagogy.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Babaeva, A. V. (2001a) Mif v prostranstve pov-sednevnosti // Smysly mifa: mifologiia v istorii i kul’-ture : sb. v chest’ 90-letiia professora M. I. Shakh-novicha. SPb. : Izd-vo Sankt-Peterburgskogo filo-sofskogo obshchestva. S. 300.
Babaeva, A. V. (2001b) Rol’ mezhdistsiplinarnykh issledovanii v izuchenii problem povsednevnosti // Metodologiia gumanitarnogo znaniia v perspektive XXI veka. K 80-letiiu professora Moiseia Samoi-lovicha Kagana : mater. mezhdunar. nauch. konf. 18 maia 2001 g. Sankt-Peterburg. SPb. : Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo. (Seriia «Symposium». Vyp. 12). S. 177-179.
Belik, A. A. (2005) Kul’tura povsednevnosti prov-intsial’nogo kupechestva kontsa XVIII — pervoi poloviny XIX v. na materialakh Viatskogo kraia : avtoref. dis. . kand. kul’turologii. Kirov.
Kasavin, I. T., Shchavelev, S. P. (2004) Analiz povsednevnosti. M. : «Kanon+» ROOI «Reabilita-tsiia».
Kosaretskii, S. G. (2003) Predmet i zadachi psikho-logo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia [Elektr. resurs] // Federal’nyi portal «Sotsial’no-gumanitar-noe i politologicheskoe obrazovanie». URL: http://
humanities.edu.ru/db/msg/ 47819 (data obrashche-ппа: 2.02.2010).
Larina, V. Р. (2008) Nauchno-metodicheskoe so-provozhdenie innovatsionnoi deiatel’nosti oЬshche-oЬrazovatel’nykh uchrezhdenii как sredstvo razviti-ia regional’noi sistemy oЬrazovaniia : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Samara.
Lodkina, Т. V. (1997) Semeinyi sotsial’nyi pe-dagog: teoriia i praktika. М. : MGOPU ; Vologda : VGPU.
Oslon, V. ^, Kholmogorova, А. В. (2001) Psi-khologicheskoe soprovozhdenie zameshchaiushchei professional’noi sem’i // Voprosy psikhologii. №4. S. 39-53.