Научная статья на тему 'Просвещение населения как направление деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин»'

Просвещение населения как направление деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР / НАСИЛИЕ / ГРУППЫ САМОПОМОЩИ / ВОЛОНТЕРЫ / THE NONCOMMERCIAL ORGANIZATION / SUPPORT / DIAGNOSTICS / EDUCATION / THE CRISIS CENTRE / VIOLENCE / SELF-HELP GROUPS / VOLUNTEERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чёрствая Ольга Евгеньевна

В работе рассмотрено понятие «семейный уклад», его внутренние составляющие. Диагностика семейного уклада рассмотрена на примере женщин-жертв семейного насилия, обратившихся в некоммерческую организацию «Кризисный центр для женщин». Показано также просвещение молодежи по семейной проблематике через курсы по выбору в педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POPULATION EDUCATION AS A DIRECTION OF ACTIVITY OF THE INDEPENDENT NONCOMMERCIAL ORGANIZATION «THE CRISIS CENTRE FOR WOMEN»1

In work the concept «family way», its internal components are considered. Directions of education of parents are presented. Youth education on a family problematic through elective courses at pedagogical university is shown also.

Текст научной работы на тему «Просвещение населения как направление деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин»»

УДК: 37.0

О. Е. Чёрствая

ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ЖЕНЩИН»

В работе рассмотрено понятие «семейный уклад», его внутренние составляющие. Диагностика семейного уклада рассмотрена на примере женщин-жертв семейного насилия, обратившихся в некоммерческую организацию «Кризисный центр для женщин». Показано также просвещение молодежи по семейной проблематике через курсы по выбору в педагогическом университете.

Ключевые слова: некоммерческая организация, сопровождение, диагностика, просвещение, кризисный центр, насилие, группы самопомощи, волонтеры.

В данной статье важны следующие термины: «некоммерческая организация», «кризисный центр», «просвещение».

Значимое в представленном исследовании определение - «некоммерческая организация». В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками [1].

Кризисный центр - это автономная некоммерческая организация, которая работает над решением проблем насилия в отношении женщин и детей, включая физические, психологические, сексуальные, эмоциональные и экономические аспекты этой проблемы. Консультационная помощь тем, кто сюда обратился, оказывается бесплатно.

Рассмотрим значимое для исследования понятие «сопровождение». По мнению различных ученых (В. А. Горянина, В. С. Мухина, Ю. В. Слюса-рев), под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. В литературе термин «сопровождение» различен в зависимости от решаемых задач в социальной педагогике, общей педагогике, психологии, социальной работе. С учетом данных факторов выделяют педагогическое, социальное и социально-педагогическое, психологическое, комплексное сопровождение.

Парадигма сопровождения (от сопровождать -идти, ехать в качестве провожатого; напутствовать; совершать действие, сопутствующее другому) в теории педагогической помощи и поддержки является одной из самых распространенных в оказании помощи людям, испытывающим различные трудности [2, с. 15].

Ключевым в данном исследовании является также понятие «семейный уклад».

За основу принято определение семейного уклада Т. В. Лодкиной [3, с. 43], так как оно, по мнению авторов, наиболее полно отражает составляющие данного понятия и дополнено компонентом

«здоровье». Следовательно, базовым определением будет: «семейный уклад - интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи».

Каждый компонент семейного уклада важен для воспитания детей в семье, для формирования благоприятных супружеских, детско-родительских, прародительских и сиблинговых отношений.

Комплексное сопровождение семейного уклада способствует оптимальному использованию пси-холого-педагогических, медицинских, юридических, финансовых средств и предполагает конструктивное взаимодействие консультанта, педагога, психолога, юриста, врача, волонтеров, представителей групп самопомощи и членов семьи.

Отличие сопровождения от других видов научной практики состоит в том, что ключевая проблема обозначается и решается самим субъектом при опосредованном участии сопровождаемого.

Психолого-педагогическое сопровождение деятельности некоммерческих организаций, включающее профилактику, диагностику, коррекцию, консультирование, просвещение и экспертизу, является условием эффективной реализации данной деятельности.

Итак, просвещение является одним из компонентов психолого-педагогического сопровождения. Просвещение - распространение знаний. Просвещение в настоящем исследовании - раздел профилактической деятельности специалиста-кон-сультанта кризисного центра, направленный на формирование у населения (учителей, родителей, детей, молодежи, широкой общественности) положительных установок к комплексной помощи (юридической, медицинской, психолого-педагоги-ческой), расширение кругозора в различных областях семейной жизни. Просвещение, осуществляемое специалистом-консультантом кризисного центра, выполняет следующие задачи:

- информирование населения в различных областях семейной жизни;

- формирование научных установок и представлений населения о различных областях семейной жизни;

- формирование потребности в применении знаний в различных областях семейной жизни в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в повышении общей и психолого-пе-дагогической культуры взрослых членов общества;

- профилактика негативных явлений среди населения, в том числе в молодежной среде.

Остановимся на содержании, формах и средствах просвещения. Содержание просвещения определяется исходя из социальной ситуации, специфики учреждения, уровня общей и психолого-педагогической культуры информируемого субъекта (человек, группа, массовая аудитория). Формы просвещения подразделяют на индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), публичные выступления (сообщение перед массовой аудиторией, лекция) и др. Средства просвещения подразделяются на вербальные (беседа, лекция, выступление по радио и телевидению); наглядные (буклет, памятка, плакат и др.), интерактивные и т. п. Успешность и результативность мероприятия по просвещению зависят от авторитета консультанта и степени владения материалом, учета им характеристик аудитории (возраст, образование, уровень культуры и т. д.).

Ниже рассмотрены направления деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» (АНО КЦ), который был создан 10 лет назад для того, чтобы помочь женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации, а также для проведения просвещения по различным направлениям семейной жизни. За истекшие годы через центр прошли более 400 женщин и детей. Помещение предоставляется бесплатно. Услуги специалистов центра также оказываются клиентам на безвозмездной основе круглосуточно.

В штате организации работают шесть человек (педагог, психолог, социальные работники, бухгалтер, юрист). Данное место работы для большинства из них не является постоянным, они работают по совместительству. Кроме того, по системе грантов удается привлекать узких специалистов для решения кризисных ситуаций женщин и детей. На базе автономной организации работают также социальные волонтеры, действует группа самопомощи для женщин, подвергшихся насилию. Действует также круглосуточный телефон доверия и убежище при условии наличия финансовой поддержки в виде гранта.

Просвещение молодежи в вопросах семейного воспитания, здорового образа жизни, профилакти-

ки насилия в семье является важной задачей автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин». Психолого-педагогическое просвещение будущих родителей включает в себя просвещение родителей, детей и просвещение будущих родителей.

Автономная некоммерческая организация «Кризисный центр для женщин» осуществляет деятельность по просвещению родителей по следующим направлениям: организационные мероприятия, информационное обеспечение, консультационная работа с семьями.

Организационные мероприятия включают: а) функционирование рабочей группы по проблемам семьи при АНО КЦ; б) изучение проблем молодой (студенческой) семьи совместно с кафедрой педагогики Вологодского государственного педагогического университета (ВГПУ) и центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»; в) проведение мероприятий, посвященных празднованию российского Дня матери и Международного дня семьи совместно с движением «Женщины России»; г) проведение митинга против алкоголизации населения.

Информационное обеспечение состоит из следующих мероприятий: пополнение банка данных российского и зарубежного опыта деятельности организаций и учреждений, занимающихся решением проблем семьи, здорового образа жизни, профилактики семейного насилия; проведение социологических опросов по проблемам гендерных аспектов социальных реформ совместно с центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»; организация работы круглых столов по проблемам семьи, в частности проблемы негативных явлений в семейном укладе, совместно с другими некоммерческими организациями; информирование населения об услугах социальных центров и служб семьи по вопросам семейного насилия в г. Вологде через средства массовой информации, проведение и участие в научно-практических и учебно-методических семинарах, конференциях, круглых столах для специалистов, работающих с семьей, совместно со структурами власти, социальными учреждениями и другими некоммерческими организациями; издание книг, методической литературы по проблемам семьи, здорового образа жизни, насилия в семье; подготовка тематических статей по проблеме семейного насилия в печатных средствах массовой информации.

Консультационная работа в деятельности АНО КЦ включает в себя: организацию цикла лекций, бесед, тестов, тренингов, ролевых игр со студента-ми-специалистами кафедры педагогики ВГПУ при участии членов организации; проведение консультаций специалистов: юристов, психологов, врачей,

социальных педагогов в г. Вологде; оказание пси-холого-педагогической помощи семьям по телефону доверия при АНО КЦ, содействие в трудоустройстве матерей с детьми, в их профориентации и переобучении.

Кроме того, члены организации - сотрудники кризисного центра, ставя перед собой задачу профилактики негативных явлений в молодежной среде и просвещения молодежи в вопросах семейного воспитания, претворяют в жизнь программу подготовки молодежи к семейной жизни путем чтения лекций и участия в семинарских и практических занятий на базе ВГПУ.

Повышению качества университетского образования способствует наличие разнообразных курсов по выбору. В настоящее время в ВГПУ в соответствии с государственным стандартом введены различные курсы по выбору, в том числе педагогической направленности. В числе данных дисциплин курсы «Актуальные вопросы подготовки молодежи к семейной жизни: совершенствование семейного уклада», «Актуальные вопросы подготовки молодежи к семейной жизни (семейный уклад и карьера)». Эти курсы призваны способствовать духовно-нравственному развитию студентов, ознакомить их с основами семейной педагогики, подготовить к семейной жизни, а также развить навыки самоанализа деловых и личностных качеств и карьерных ориентаций в целях гармонизации карьерной и семейной сфер жизни. Данные спецкурсы проводились авторами в течение в 2004-2005 гг. на историческом факультете, 2006-2008 гг. на физикоматематическом, естественно-географическом факультетах, на факультете социальной работы, педагогики и психологии. Всего данными курсами было охвачено около 322 студентов. На протяжении всех лет в подготовке и проведении данных курсов активное участие принимали члены некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин». В рамках каждого спецкурса были подготовлены выездные занятия для студентов, также сотрудники центра сами выходили в аудитории.

Необходимость введения спецкурсов актуализируется следующим. Профессия и брак являются важными показателями и условиями жизненного счастья человека. Однако разрушение привычного уклада жизни, нестабильность, хронический стресс, негативные явления в семейном укладе, в том числе домашнее насилие, необходимость ухода из профессии из-за кадровой невостребованности и низкой оплаты труда отрицательно сказываются на семейной и профессиональной сферах личности. В период кризисного развития общества одним из средств решения данной проблемы является подготовка учителя, способного развивать духовность у молодежи и членов общества - будущих родителей, спо-

собных строить успешную семью и эффективно воспитывать детей.

Тематика курсов по выбору варьировалась в зависимости от специфики факультета, а также по возможности от пожелания самих студентов по итогам предварительного анкетирования.

Темы лекционных и семинарских занятий разделены на блоки: супружеские, детско-родительские отношения, негативные проявления в семейном укладе, сопровождение семейного уклада.

Примерная тематике занятий: семья как социальный институт общества; категориальный статус понятия «семейный уклад»; воспитательный потенциал семейного уклада; историко-педагогический анализ воспитательного потенциала семейного уклада на примере царских, дворянских, купеческих, крестьянских семей, семей рабочих; карьера и карьерные ориентации супругов; жизненный цикл семьи; распределение ролей в семье и планирование семейных обязанностей; формирование семейного бюджета; дисгармония отношений в семейном укладе (конфликты и развод); проблема насилия в семьях; одиночество как проявление кризиса социального института семьи; социальная трансформация современной семьи; внешние детерминанты уклада жизни семьи; особенности молодой (студенческой) семьи; роль отца и матери в социализации детей; сиблинговая позиция; роль прародителей в семейном укладе; стили и типы родительского воспитания; роль структур государственной власти, бизнеса, некоммерческих организаций в сопровождении семейного уклада и др.

Для оценки эффективности подготовки студентов к семейной жизни использовались методы анкетирования, интервьюирования, беседы, наблюдения, метод фокус-группы. Проводили тренинг адекватных родительских установок, навыков разрешения проблем. Использовали ролевые игры: «Многодетная семья», «Неполная семья», «Многопоколенная семья», «Ассоциация»; педагогические ситуации: выход из различных конфликтов. Пытались внедрять новые методы и формы работы, в частности метод фокус-групп; проводили деловые игры и экскурсии в социальные центры. Особое внимание уделялось самостоятельной работе студентов: защите коллективных и индивидуальных работ различной степени трудности. Интерес молодых людей вызывала связь с другими дисциплинами и курсами, как специализированными (выбранная профессия), так и дисциплин психо-лого-педагогического блока. Нужно отметить, что спецкурс постоянно находится в стадии совершенствования. Кроме того, при внедрении его на различных факультетах учитывается их специфика. В рамках спецкурса имели место широкая тематика лекционных и семинарских занятий, комплекс

разнообразных методов и приемов, использование видеотехники.

Для оценки уровня специальных знаний студентов был использован разработанный Е. В. Киселёвой опросник «Родительская эрудиция». Вводное тестирование выявило, что уровень знаний студентов в области семейной психологии и педагогики невысок. Итоговое тестирование показало достаточно высокий уровень усвоения студентами теоретического материала и существенное повышение уровня знаний по изучаемой проблеме.

Для оценки родительских установок применялся тест PARI. Предварительная диагностика показала выраженную направленность большинства девушек на установление эмоционального контакта с детьми при тенденции к излишнему дистанцированию. В то же время многие демонстрируют предрасположенность к излишней концентрации на ребенке. Практически все студентки ориентированы на либеральный стиль воспитания. В целом родительские установки студенток можно охарактеризовать как умеренно благоприятные. Показатели итогового тестирования свидетельствуют о позитивной динамике по рассматриваемым показателям. Укрепилась тенденция к установлению оптимального эмоционального контакта. Студентки стали лучше понимать последствия неадекватной дистанции в общении с ребенком, поэтому снизилась предрасположенность как к излишнему дистанцированию, так и к излишней концентрации на ребенке. Признание значения адекватного родительского контроля способствовало усилению ориентации на авторитетный стиль воспитания.

Для анализа карьерных ориентаций студенток использовался тест «Якоря карьеры» Э. Шейна. Критериями оценки служили уровень сформиро-ванности карьерных ориентаций и их непротиворечивость интересам семьи. Предварительное тестирование показало недостаточно высокий уровень сформированности карьерных ориентаций. Главной проблемой можно считать невысокие показатели по ориентации на профессиональную компетентность. Благоприятным признаком явилось отсутствие тенденции противопоставлять профессиональную сферу семейной жизни. По результатам итогового тестирования повысился уровень сформированности карьерных ориентаций, возросла значимость профессиональной компетентности. Кроме того, студентки приобрели навыки планирования индивидуальной карьеры с учетом интересов семьи и воспитания детей. В частности, они лояльно стали относиться к прерванной карьере, признали преимущества горизонтальной и диагональной карьеры. Отмечено также развитие навыков анализа детско-родительских отношений: студентки могли охарактеризовать особенности ро-

дительской позиции матери, цели воспитательного воздействия, применяемые методы, возможные последствия поведения и действий матери в плане их влияния на личность ребенка.

Данные спецкурсы проводились при участии членов АНО КЦ на добровольной безвозмездной основе (задействовано четыре члена данной некоммерческой организации, а также семь волонтеров). Сотрудники центра читали лекции, проводили практические занятия, организовывали выходы в учреждения, которые занимаются проблемами сопровождения семейного уклада. Волонтеры в основном принимали участие в создании методических рекомендаций, иллюстрационного материала, научной библиотеки кризисного центра.

Особое внимание было уделено проблеме негативных явлений в молодежной среде и в семейном укладе. Особенно это касается проблемы насилия в семье. Анализ проведенной работы конкретно по данной тематике дает возможность сделать следующие выводы. Большинство представителей молодежи поверхностно представляют себе, что такое домашнее насилие. Многие не доверяют милиции, считают, что обращаться туда за помощью бесполезно.

В 2003-2005 гг. студенты мало знали о проблеме домашнего насилия, тема казалась им редко встречающейся в России. В некоторых группах один-два человека слышали о данной проблеме, редко кто встречался с данной проблемой в своей семье, констатировал факты семейного насилия в соседских семья, в семьях родственников и друзей; практически ничего не читали и не слышали в средствах массовой информации.

В последующие годы (2006-2009 гг.) большинство респондентов отмечали, что знакомы с данной тематикой, в основном через средства массовой информации. Некоторые студенты различали виды насилия, были знакомы с понятием «цикл насилия», знали, как надо действовать в ситуации домашнего насилия.

Анализ результатов обучения позволяет констатировать: глубина знаний и духовно-нравственное развитие студентов повысились; сложилась четкая иерархия ближайших и отдаленных целей жизни. Выявлена высокая личностная активность, направленная на реализацию целей в познавательной и учебной деятельности. Преобладают индивидуальные формы активности, отражающие ориентацию студентов на процесс самовоспитания. Усилилась самокритичность, связанная с нравственной самооценкой. Повысился уровень личностной рефлексии в общении. В процессе овладения знаниями студенты начинают управлять своей эмоционально-чувственной сферой. Отмечено, что спецкурс помогает развивать и совершенствовать духовные начала в

формировании личности, способствует непрерывно- ния и саморазвития, формированию духовно-нравст-му самосовершенствованию на основе самопозна- венного облика студента как будущего семьянина.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 05.12.1994 // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Ильина Л. Е. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассника в профильном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. 26 с.

3. Лодкина Т. В. Семейный социальный педагог: теория и практика. М.; Вологда: МГОПУ; ВГПУ, 1997. 141 с.

Чёрствая О. Е. доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент.

Вологодский государственный педагогический университет.

Ул. С. Орлова, 6, г. Вологда, Вологодская область, Россия, 160035.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 04.03.2010.

O. Ye. Chyorstvaya

POPULATION EDUCATION AS A DIRECTION OF ACTIVITY OF THE INDEPENDENT NONCOMMERCIAL ORGANIZATION «THE CRISIS CENTRE FOR WOMEN»

In work the concept «family way», its internal components are considered. Directions of education of parents are presented. Youth education on a family problematic through elective courses at pedagogical university is shown also.

Key words: the noncommercial organization, support, diagnostics, education, the crisis centre, violence, self-help groups, volunteers.

Vologda State Pedagogical University.

S. Orlov Street, 6, Vologda, Vologda region, Russia, 160035.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.