Научная статья на тему 'Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста: психолого-педагогическая поддержка'

Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста: психолого-педагогическая поддержка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7369
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕБЕНОК / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихачева Е. Н.

В настоящее время в связи с увеличением числа детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, организация данного учебно-воспитательного процесса в детских садах должна осуществляться как на основе принципов воспитания детей младшего возраста, так и дополнительно на принципах коррекционной педагогики. Взаимодействие воспитателя с детьми должно базироваться на глубоком понимании основных причин и особенностей индивидуальных вариантов их развития; умении определять условия для совершенствования их познавательной и эмоционально-волевой сферы с целью реализации различных резервов детей, а также их эффективного обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие воспитателя с детьми дошкольного возраста: психолого-педагогическая поддержка»

УДК 373.24

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

В настоящее время в связи с увеличением числа детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, организация данного учебно-воспитательного процесса в детских садах должна осуществляться как на основе принципов воспитания детей младшего возраста, так и дополнительно на принципах коррекционной педагогики. Взаимодействие воспитателя с детьми должно базироваться на глубоком понимании основных причин и особенностей индивидуальных вариантов их развития; умении определять условия для совершенствования их познавательной и эмоционально-волевой сферы с целью реализации различных резервов детей, а также их эффективного обучения и воспитания.

Ключевые слова: воспитатель, взаимодействие, ребенок, задержка психического развития, диагностика, коррекция, познавательные процессы, эмоционально-волевая сфера, психолого-педагогическая помощь.

Воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста в детском саду осуществляет воспитатель. Содержание его труда объективно отражает потребности общества. Оно направлено на формирование личности каждого ребенка в соответствии с требованиями социального заказа на ее подготовку к дальнейшему творческому труду. Учитывая руководящую роль воспитателя в процессе воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, общество всегда предъявляло и предъявляет к нему высокие требования, которые носят объективный характер, и касаются личности воспитателя в соответствии с моральными нормами общества, а, главное, уровня знаний в области дошкольного воспитания.

Чтобы обеспечить успешное решение воспитательно-образовательных задач, раскрыть детям основы научных знаний, общественные идеи и нравственные нормы, наставник должен знать особенности развития детей и в процессе работы учитывать их.

Особую значимость данная проблема приобретает в отношении детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы в силу задержанного темпа психического развития.

Задержка психического развития - синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.

Основные закономерности развития индивида являются едиными как для детей с нормальным развитием, так и для детей с задержкой психического развития. Однако, эти закономерности проявляются в иные сроки, в различном темпе и качестве, и могут при отсутствии целенаправленной педагогической помощи сопровождаться образованием специфической иерархией первичных и вторичных отклонений, трудностями социальной адаптации ребенка [1].

Анализ педагогической характеристики ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста выявил следующие особенности. Запас знаний детей дошкольного возраста с задержкой психического развития об окружающем мире ограничен. Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений, с которыми неоднократно встречались в жизни: сезонные изменения в природе; состав семьи и труд ее членов; различные признаки конкретных предметов; не имеют многих элементарных математических представлений; речь детей отличается бедностью словаря и синтаксических конструкций [2]. У них недостаточно развит фонематический слух: для них характерны затруднения в понимании художественных произведений, причинно-

Е. Н. Лихачева

Карагандинский

университет

«Болашак»

e-mail:

likch@mail.ru

следственных и других связей. У подавляющего числа детей наблюдается низкий уровень элементарных трудовых умений и навыков, например, в работе с бумагой, конструктором, в самообслуживании отмечаются моторные затруднения [3].

Наряду с выделенными особенностями отмечается низкий уровень развития мелкой моторики: несформированность точных движений кистей рук и праксиса [4].

Условием успешного обучения и воспитания детей с задержанным уровнем психического развития является своевременная психолого-педагогическая помощь, учитывающая особенности данной категории детей. В то же время результаты проведенного нами анкетирования воспитателей дошкольных образовательных учреждений Республики Казахстан показали, что 80% воспитателей сталкивались в своей деятельности с детьми, имеющими трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. Решение данной проблемы воспитатели находили: в самообразовании 41 % (при этом отмечался недостаток учебно-методической литературы по данному вопросу), в получении консультаций у специалистов - 17 % (в данном вопросе указывалась неформальная сторона получения консультаций), в предоставлении права решать эту проблему родителям - 15 %.

Как видно, многие специалисты дошкольных учреждений недостаточно вооружены знаниями об особенностях психофизического развития детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. В практике работы детских садов не учитываются причины их возникновения. Внимание воспитателей, как правило, концентрируется лишь на несформированности того или иного навыка. Кроме того, педагоги зачастую не осведомлены в вопросах коррекционной педагогики, поэтому, если они и хотят помочь отстающим от сверстников детям, они не знают каким образом это можно успешно осуществить. Так, замечая какие-либо сложности, воспитатели стремятся помочь ребенку путем дополнительных заданий, постоянного усиленного контроля во время всего педагогического процесса. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть определенных результатов, но это будет стоить ему больших физических и нервно-психических затрат, приводящих к переутомлению организма. В результате этого у него вырабатывается стойкое отвращение к обучению и осторожно-пассивный тип поведения, при котором теряется стремление достичь большего, исправить собственные ошибки.

Организация учебно-воспитательного процесса с детьми, испытывающими трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, должна осуществляться с учетом принципов коррекционной педагогики и предполагать со стороны воспитателей глубокое понимание основных особенностей индивидуального варианта развития детей. Следует заметить, что именно такая форма взаимодействия воспитателя и ребенка позволяет эффективно решать вопросы обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. Данная форма обучения и воспитания детей возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Итак, взаимодействие воспитателя с ребенком, с нашей точки зрения, должно включать в себя 4 основных блока.

Первый блок - это определение уровня усвоения детьми содержания программного материала детского сада. Эта работа воспитателя предполагает, во-первых, выяснение степени усвоения детьми программы обучения и воспитания и, во-вторых, выделение группы детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы.

Образовательная практика и анализ научной литературы позволяют выделить факт замедленного темпа психического развития детей дошкольного возраста, как основную причину неполного усвоения ими программного содержания детского сада. Именно это определяет задачи второго блока взаимодействия воспитателя с ребенком.

Второй блок - психолого-педагогическая диагностика группы детей дошкольного возраста, выделенной в первом блоке. Задачей этого блока является выявление

воспитателем особенностей психического развития (уровень развития познавательных и эмоционально-волевых процессов) этих детей, т.е. детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. В свою очередь, эти знания помогают воспитателю понять причину, которая приводит к ситуации неполного соответствия намеченных целей и результатов учебно-воспитательного процесса. В связи с этим важным становится адаптация методик исследования психических процессов детей дошкольного возраста к условиям дошкольных учреждений, а также вопрос практического овладения воспитателем методами психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая диагностика детей включает в себя обследование ребенка младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Психолого-педагогическая диагностика детей младшего дошкольного возраста имеет своей целью изучение следующих психических процессов:

- восприятие (цвет, форма, величина, целостное восприятие);

- внимание (концентрация, отвлекаемость, устойчивость, переключение и распределение);

- память (слуховая, зрительная);

- мышление (общие представления, классификация);

- эмоционально-волевая сфера (умение сохранять цель в условиях затруднения успеха, понимание эмоциональных состояний людей).

Психолого-педагогическая диагностика детей среднего дошкольного возраста включает в себя:

- восприятие (цвет, форма, величина, целостное восприятие, представление о временах года);

- внимание (концентрация, отвлекаемость, устойчивость, переключение и распределение);

- память (слуховая, зрительная);

- мышление (классификация, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, причинно-следственные связи, понимание картин «нелепиц»);

- эмоционально-волевая сфера (умение сохранять цель в условиях затруднения успеха, понимание эмоциональных состояний людей).

Психолого-педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста включает в себя:

- восприятие (цвет, форма, величина, целостное восприятие, представление о временах года, частях суток, пространственные представления);

- внимание (концентрация, отвлекаемость, устойчивость, переключение и распределение);

- память (слуховая, зрительная);

- мышление (классификация, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, причинно-следственные связи, понимание смысла литературных произведений);

- эмоционально-волевая сфера (умение сохранять цель в условиях затруднения успеха, понимание эмоциональных состояний людей).

Принятая балльная система при психолого-педагогической диагностике детей дошкольного возраста позволяет устранить многовариативность, неточность причинно-следственных связей при выяснении затруднений ребенка при усвоении программы дошкольного учреждения.

Третий блок. Определение путей коррекционной работы.

Пластичность мозга ребенка дошкольного возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта определяют большие потенциальные возможности педагогической работы коррекционной направленности с детьми, испытывающи-

ми трудности при усвоении дошкольной образовательной программы. Основными направлениями коррекционной работы с детьми являются коррекция познавательных процессов и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка. Коррекционные занятия обеспечивают детям успешное овладение знаниями, способствуют развитию мышления, памяти и других познавательных процессов до более высокого уровня, а также развивают эмоционально-волевую сферу и мелкую моторику ребенка. Данная работа обеспечивает повышение познавательной активности детей, уровень их работоспособности, расширяет сферу интересов ребенка, повышает мотивацию учения, способствует развитию эмоционального мира последних, а на этой основе оптимизирует уровень общения, расширяет круг взаимоотношений ребенка.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается, помимо базовых занятий, предусмотренных типовой программой обучения и воспитания детей дошкольного возраста набором дополнительных занятий протекающих в групповой и индивидуальной форме. Такие занятия с детьми, испытывающими трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, способствуют раскрытию и реализации их потенциальных возможностей.

Коррекционная работа должна носить занимательный характер, вызывать у него радость. В то же время нельзя все происходящее сводить только к игре, ибо одновременно с развитием психических процессов следует учить ребенка сдерживать свои желания, прилагать усилия, проявлять волю.

Продолжительность занятий с ребенком трактуется его работоспособностью и не превышает с детьми младшего дошкольного возраста - 10 минут, среднего - 15 минут, старшего - 20 минут.

Четвертый блок. Важным моментом в организации системы обучения и воспитания детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы является динамическое наблюдение за каждым ребенком. Именно это и является основной задачей четвертого блока. Наблюдение за продвижением детей осуществляется посредством двух этапов. На первом этапе осуществляется психолого-педагогическое исследование психических процессов детей. На втором этапе происходит определение уровня усвоения программы детьми. Данные исследования проводятся по методикам первых двух блоков. Исключение вариативности при использовании однотипных методик обеспечивает объективность и достоверность полученных результатов. Работу, определяемую четвертым блоком, следует проводить не реже одного раза в год. Результаты этой работы помогают решать вопрос целесообразности дальнейшего коррекционного обучения и воспитания. Так, при наличии достаточного уровня развития у детей психических процессов, их переводят в обычные, традиционные условия обучения и воспитания в детском саду и, наоборот, при недостаточно высоких показателях продолжают обучение и воспитание в системе коррекционных занятий.

Как видно, современное дошкольное образование нуждается в специалистах нового, качественно иного уровня. Это должны быть воспитатели, готовые к работе с различной категорией детей, вне зависимости от вариативности их индивидуальных возможностей (в частности, темпа их психического развития), со знанием особенностей психофизического развития детей, владеющие приемами коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности при обучении и воспитании детей, испытывающих трудности при усвоении дошкольной образовательной программы, в специалистах, способных к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от сложившихся обстоятельств. Как видно, для работы с детьми, испытывающими трудности при усвоении дошкольной образовательной программы необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук. Особо важным в этой ситуации становится умение специалистов использовать в своей работе широкий спектр педагогических, психологических и отчасти дефектологических мероприятий для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Список литературы

1. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

2. Манелис Н. Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья. 2001. - № 2. - С. 27 - 32.

3. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. - М.: Просвещение, 1993. -

160 с.

4. Вайзман Н. П. К вопросу дифференциальной диагностики олигофрении и задержек развития // Дети с временными задержками развития ; под ред. Власовой Т. А., Певзнер М. С. - М.: Педагогика, 1971. - 208 с.

INTERACTION OF CAREGIVERS IN PRESCHOOL CHILDREN: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

At present, due to the increasing number of children experiencing difficulties in the assimilation of pre-school education program, the organization of educational process in preschools should be carried out as on the basis of pre-school education, as well as additional guidelines for Special Education. The interaction of teacher with children should be based on understanding the underlying causes and educator characteristics of individual variants of development of children, the ability to determine the conditions for the development of their cognitive and emotional-volitional in order to implement provisions on child development, as well as their effective education and training.

Key words: caregiver interaction, child, mental retardation, diagnosis, correction, cognitive processes, emotional, volitional, psychological and pedagogical assistance.

E. N. Likhacheva

University of Karaganda "Bolashak"

e-mail:

likch@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.