Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬ / ВОСПИТАННИКИ / СЕМЬИ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнова Ольга Андреевна, Мамедова Лариса Викторовна

Статья посвящена особенностям взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями воспитанников. Вопросы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников предопределены в качестве основополагающих в рамках системы дошкольного образования. Вопрос того, как воспитатель может оказать влияние на семью воспитанника. Проблематика поиска разнообразных вариантов взаимодействия воспитателей с семьями воспитанников была и продолжает оставаться одной из самых актуальных уже не одно десятилетие. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников в настоящее время исследует большое число как педагогов, так и психологов для выявления самых действенных вариантов взаимодействия с современным поколением родителей, развития их участия в процессе воспитания их собственных детей и развития возможностей воздействия на процесс воспитания. В данной статье рассматривается теоретический аспект изучения вопроса взаимодействия воспитателей ДОУ с семьями воспитанников - методы, приемы, различные нетрадиционные формы совместной работы. Также в данной статье приводятся примеры актуальных способов взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников - онлайн и офлайн; и рассматривается опыт современных педагогов-практиков, на основании которого мы выделили наиболее эффективные формы и пути взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крайнова Ольга Андреевна, Мамедова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE TEACHER OF THE DOE WITH THE FAMILIES OF PUPILS

The article is devoted to the peculiarities of the interaction of the preschool teacher with the families of pupils. The issues of interaction between the educator and the families of pupils are predetermined as fundamental within the framework of the system of preschool education. The question of how the educator can influence the family of the pupil. The problem of finding various options for the interaction of educators with the families of pupils has been and continues to be one of the most relevant for more than a decade. The interaction of educators with the families of pupils is currently being explored by a large number of both educators and psychologists to identify the most effective options for interacting with the current generation of parents, developing their participation in the process of raising their own children and developing opportunities to influence the upbringing process.This article discusses the theoretical aspect of studying the issue of interaction between preschool teachers and families of pupils - methods, techniques, various non-traditional forms of joint work. Also, this article provides examples of relevant ways of interaction between the educator and the parents of pupils - online and offline; and considers the experience of modern teachers-practitioners, on the basis of which we have identified the most effective forms and ways of interaction between preschool educational institutions and families of pupils.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»

Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников

Крайнова Ольга Андреевна,

студент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: [email protected]

Мамедова Лариса Викторовна

к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: [email protected]

Статья посвящена особенностям взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями воспитанников. Вопросы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников предопределены в качестве основополагающих в рамках системы дошкольного образования. Вопрос того, как воспитатель может оказать влияние на семью воспитанника. Проблематика поиска разнообразных вариантов взаимодействия воспитателей с семьями воспитанников была и продолжает оставаться одной из самых актуальных уже не одно десятилетие. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников в настоящее время исследует большое число как педагогов, так и психологов для выявления самых действенных вариантов взаимодействия с современным поколением родителей, развития их участия в процессе воспитания их собственных детей и развития возможностей воздействия на процесс воспитания.

В данной статье рассматривается теоретический аспект изучения вопроса взаимодействия воспитателей ДОУ с семьями воспитанников - методы, приемы, различные нетрадиционные формы совместной работы. Также в данной статье приводятся примеры актуальных способов взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников - онлайн и офлайн; и рассматривается опыт современных педагогов-практиков, на основании которого мы выделили наиболее эффективные формы и пути взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Ключевые слова: взаимодействие, воспитатель, воспитанники, семьи воспитанников.

о с

CJ

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что в качестве приоритетной из задач воспитателей является именно взаимодействие с семьей каждого воспитанника с целью обеспечения качественного развития каждого ребенка. На основании ФГОС ДО, каждый воспитатель «обязан на профессиональном уровне оказывать психолого-педагогическую помощь всем семьям, а также развивать компетентность каждого родителя относительно вопросов развития, а кроме этого образования ребенка» [9].

Успех работы каждого воспитателя прежде всего будет находиться в зависимости от активного принятия участия родителей в вопросах воспитания, а также развития их детей.

Семья для детей дошкольного возраста выступает в качестве жизненно обязательной социальной среды, которая предопределяет вариант становления индивидуальности ребенка. Но порой даже у самых опытных и любящих родителей не хватает педагогических познаний, а также умений, с целью действенного преодоления сложностей в вопросах воспитания детей. Для каждой семьи требуется персональный подход. Когда родители хотят переложить данные заботы на воспитателей то нужно проводить определенную просветительскую деятельность с родителями и верно мотивировать их на продолжительную совместную деятельность.

Изучением проблемы взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями воспитанников интересовались многие отечественные и зарубежные исследователи и ученые, среди них В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Гузова О.В., Давыдова О.И. и др.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок является зеркалом семьи; как на водной глади отражается солнце, также и в детях видно отражение нравственной чистоты родителей» [10]. Именно поэтому взаимодействие воспитателя ДОУ с семьями воспитанников является обязательной составляющей формирования личности ребенка, так как не всякую семью можно назвать образцовой, и воспитатель должен направлять родителей для того, чтобы создать оптимальные условия становления личности ребенка.

О.В. Гузова также изучала вопросы, касающиеся взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. В своих работа О.В. Гузова писала о том, что «основную часть ответственности за воспитание ребенка несут родители, а все остальные участники воспитательно-образовательного процесса должны поддерживать и направлять воспитательную деятельность» [3].

Цель данной работы состоит в определении эффективных методов и форм взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями воспитанников.

Развитие детей относительно направленности онтогенетического развития берет свое начало именно из семьи. Семья, является особенным, первоначальным социумом, который может передать детям ощущение психологической защиты, а также ощущение поддержки и т.д. В этом и будет состоять значение семьи относительно вопросов психологического здоровья каждого воспитанника детского возраста.

Семью возможно обозначить относительно направленности общественного опыта, в рамках которого ребенок приобретает разнообразные варианты для подражания, получает знания относительно элементарных познаний в области норм поведения, морали и так далее.

Воспитатель должен понимать, что, воспитывать ребенка он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие воспитателя с семьей воспитанника. Поэтому педагогу психологу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Во время организации взаимодействия воспитателя с семьей воспитанника нужно помнить про главные принципы:

1) открытость каждого воспитателя для каждой семьи (всем родителям нужно обеспечить возможности для того, чтобы понимать и видеть, как проходит жизнедеятельность и развитие ребенок);

2) сотрудничество воспитателей и семей воспитанников B вопросах воспитания детей;

3) формирование активного уровня развивающей среды, которая способна установить общий подход в вопросах становления индивидуальности ребенка как в семье, так и в рамках детского коллектива;

4) анализ основных и частных проблемных зон относительно развития, а также воспитания ребенка.

В качестве основной цели воспитателей детского сада можно обозначить профессиональную помощь семьям воспитанников в вопросах воспитания детей, в это же время не подменяя ее, а только дополняя и помогая наиболее полному воплощению воспитательных компонентов, таких как:

1) развитие интересов и потребностей ребенка;

2) распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

3) выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

4) понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

В рамках детского сада реализуются разнообразные варианты взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников это:

1) родительские собрания;

2) открытые мероприятия в режиме онлайн и офлайн;

3) совместная творческая деятельность.

К сожалению, в результате собственной занятости, не все родители посещают консультации воспитателей. Данную проблематику возможно разрешить при помощи виртуального варианта общения в Интернете.

Виртуальная форма общения, само собой не заменяет межличностную форму общения, но это вспомогательный ресурс к вариантам взаимодействия воспитателей с родителями воспитанников. Воспитатели могут использовать такие варианты как информационные вебинары в форматах как онлайн, так и офлайн, персональные консультации по самым значимым вопросам. При этом выбирать темы могут сами родители. Такие вебинары следует проводить как в формате прямых трансляций, так и при помощи выкладки в записи на сайте детского сада. Персональные консультации в онлайн формате «узких» специалистов таки как логопеды, психологи и так далее имеют не малую популярность со стороны родителей. Данная форма взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников помогает найти тех, кто начинает больше доверять воспитателям и положительно оценивает такой вариант взаимодействия как дистанционная форма общения.

На сайте детского сада нужно размещать значимые данные для родителей воспитанников такие, как: консультативный материал, мастер-классы, а также видео-консультации и так далее [8].

В качестве современного варианта взаимодействия воспитателя с семьями можно назвать информационные страницы, которые размещают в социальных сетях. На данных страницах:

1) размещают информацию относительно разнообразных мероприятий, которые запланированы в группе воспитанников;

2) делают рассылку пригласительных на родительские собрания, тренинги, мастер-классы;

3) представляют разнообразную информацию относительно коррекционной деятельности с родителями.

Воспитатели имеют возможности для отправки родителям воспитанников разнообразных задания для самостоятельного выполнения это могут быть:

1) игровые задания;

2) карточки с определенными игровыми заданиями;

3) наглядный материал и так далее.

Наибольшую актуальность данные задания

приобретают тогда, когда дети болеют и не приходят в детский сад.

Обмен разнообразным актуальным материалом, ссылками на тематические сайты как между воспитателями и семьями воспитанников, так и между родителями можно воплотить с применением электронной почты [5].

Значимое место в вопросах взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников отво-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

дят родительским собраниям, которые можно проводить с применением интерактивных вариантов взаимодействия таких, как:

1) круглый стол;

2) деловая игра;

3) вечер вопросов и ответов;

4) деятельность в мини-группах.

Рассмотрим опыт современных педагогов-

практиков по применению вышеперечисленных вариантов интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников.

Опарина Вероника Николаевна воспитатель (МАООУ СЛШ «Полянка» г. Балашиха) предлагает преимущественно использовать нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с семьями воспитанников, так как «такая форма общения строится на искренности, открытости и отказе от критики и оценивания своего собеседника» [7]. К числу нетрадиционных форм взаимодействия, которые она выделяет, как наиболее эффективные и рекомендует к применению их на практике, В.Н. Опарина относит мини-собрания, мастер-классы, выпуск газет для детей и родителей, деловые игры, круглые столы и многие другие.

Вавиловцева Валентина Владимировна педагог-психолог (МБДОУ № 7 г. Мурманск) описывает в своем опыте работы по взаимодействию с семьями воспитанников в рамках ДОУ такие формы сотрудничества, как «праздники для родителей, деловые и ролевые игры. В.В. Вавиловцева пишет, что использование таких форм взаимодействия на практике помогает формировать у родителей представление о том, как устроена психика ребенка, как нужно вести себя в определенных ситуациях и т.д.» [2].

Также использование на практике такой формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников, как деловая игра предлагают Берков-ская Анна Сергеевна, воспитатель и Федорова Лариса Михайловна, учитель-логопед (МБдОу «Детский сад комбинированного вида № 109» муниципального образования города Братска, Иркутская область). Берковская А.С. и Федорова Л.М. отмечают «высокий уровень заинтересованности родителей в решении вопросов, связанных с обучение и воспитанием их детей при использовании интерактивных и нетрадиционных форм взаимодействия» [1].

Таким образом, проанализировав опыт педагогов-практиков по взаимодействию воспитателей ДОУ с семьями воспитанников, мы сделали следующий вывод: в зависимости от степени интерактивности и нетрадиционности форм взаимодействия участников воспитательного процесса увеличивается уровень вовлеченности и заинтересованности родителей в поддержании взаимоотношений с сотрудниками ДОУ для создания оптимальных условий формирования личности воспитанника, его обучения и воспитания.

При этом общение будет проходить в непринужденной обстановке, с обсуждением наиболее значимых проблематик относительно развития, а так-

же воспитания каждого ребенка, передачей опыта семейной формы воспитания. В первую очередь, интерактивные формы взаимодействия помогают в вопросах готовности семьи к взаимодействию, повышают их уровень компетентности в образовательной деятельности, позволяют сделать семью в качестве активного участника, а в целом, укрепляют сотрудничество воспитателя и семьи воспитанника.

Принятие участия родителей в подготовке и реализации различных праздничных мероприятий, выставок художественных работ и прочих развлечений, демонстрирующих успехи ребенка в результате совместной работы, является мощнейшим фактором сотрудничества, доверительных отношений между воспитателем и семьями воспитанников.

Выводы. Проведенное исследование позволило проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников. Применение разнообразных путей для реализации работы воспитателя с семьями воспитанников будет иметь различные результативные проявления: родители, относящиеся к категориям «зрителей» или «наблюдателей» со временем станут активным членами образовательных отношений, родители начинают проявлять определенный интерес относительно функционирования детского сада, выражать признание относительно детского творчества, эмоционально помогать стимулировать и поддерживать своего ребенка.

Литература

1. Берковская А. С., Федорова Л.М. Использование ИКТ при взаимодействии с родителями в системе коррекционно-развивающего процесса // Фестиваль педагогических идей -открытый урок. Режим доступа: https:// urok.1sept.ru/articles/664664 (Дата обращения: 18.10.2022).

2. Вавиловцева В.В. Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями» // Фестиваль педагогических идей - открытый урок. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/arti-с^/671057 (Дата обращения: 18.10.2022).

3. Гузова, О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями / О.В. Гузова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 43 (177). -С.103-105.

4. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О.И. Давыдова. -Спб.: ООО «Издательство Детство Пресс», 2013. - 128с.

5. Костина Л. М., Писаренко И.А. Дистанционное сопровождение родителей обучающихся / Л.М. Костина, И.А. Писаренко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -2020. - Т. 9. - № 4 (33). - С. 163-167.

6. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании [Текст]: Сборник статей и речей. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

7. Опарина В.Н. Нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников ДОУ // Фестиваль педагогических идей - открытый урок. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/685900 (Дата обращения: 18.10.2022).

8. Петухова М. Г., Селезнёва О.В. Взаимодействие детского сада и семьи на современном этапе: проблемы и пути решения / М.Г. Петухо-ва, О.В. Селезнёва // Студенческий электрон. научн. журн. - 2018. - № 13(33). С. 273-279.

9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N30384) // «Российская газета», N265, 25.11.2013.

10. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика (сборник). В.А. Сухомлинский. - СПб.: Питер, 2017. - 180 с.

INTERACTION OF THE TEACHER OF THE DOE WITH THE FAMILIES OF PUPILS

Krainova O.A., Mamedova L.V.

Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of MK Ammosova" in Neryungri

The article is devoted to the peculiarities of the interaction of the preschool teacher with the families of pupils. The issues of interaction between the educator and the families of pupils are predetermined as fundamental within the framework of the system of preschool education. The question of how the educator can influence the family of the pupil. The problem of finding various options for the interaction of educators with the families of pupils has been and continues to be one of the most relevant for more than a decade. The interaction of educators with the families of pupils is currently being explored by a large number of both educators and psychologists to identify the most effective options for interacting with the current generation of parents, developing their participation in the process of raising their own children and developing opportunities to influence the upbringing process.

This article discusses the theoretical aspect of studying the issue of interaction between preschool teachers and families of pupils -

methods, techniques, various non-traditional forms of joint work. Also, this article provides examples of relevant ways of interaction between the educator and the parents of pupils - online and offline; and considers the experience of modern teachers-practitioners, on the basis of which we have identified the most effective forms and ways of interaction between preschool educational institutions and families of pupils.

Keywords: interaction, educator, pupils, families of pupils. References

1. Berkovskaya A. S., Fedorova L.M. The use of ICT in interaction with parents in the system of correctional and developmental process // Festival of Pedagogical Ideas - an open lesson. Access mode: https://urok.1sept.ru/articles/664664 (Date of access: 10/18/2022).

2. Vavilovtseva V.V. Training lesson "Interaction of a preschool teacher with parents" // Festival of Pedagogical Ideas - an open lesson. Access mode: https://urok.1sept.ru/articles/671057 (Date of access: 10/18/2022).

3. Guzova, O.V. Interaction of preschool educational institutions with parents / O.V. Guzova. - Text: direct // Young scientist. -2017. - No. 43 (177). - S. 103-105.

4. Davydova, O.I. Competence approach in the work of a preschool educational institution with parents. O.I. Davydova. - St. Petersburg.: OOO Childhood Press Publishing House, 2013. - 128p.

5. Kostina L. M., Pisarenko I.A. Remote support of parents of students / L.M. Kostina, I.A. Pisarenko // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2020. - T. 9. - No. 4 (33). - S. 163-167.

6. Krupskaya N.K. About preschool education [Text]: Collection of articles and speeches. - 2nd ed., add. - M.: Education, 1973. -288 p.

7. Oparina V.N. Non-traditional forms of work with the families of pupils of preschool educational institutions // Festival of Pedagogical Ideas - an open lesson. Access mode: https:// urok.1sept.ru/articles/685900 (Date of access: 10/18/2022).

8. Petukhova M. G., Selezneva O.V. Interaction between kindergarten and family at the present stage: problems and solutions / M.G. Petukhova, O.V. Selezneva // Student Electron. scientific magazine - 2018. - No. 13 (33). pp. 273-279.

9. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of October 17, 2013 N1155 (as amended on January 21, 2019) "On approval of the federal state educational standard for preschool education" (Registered with the Ministry of Justice of Russia on November 14, 2013 N30384) // Rossiyskaya Gazeta, N265, 11/25/2013.

10. Sukhomlinsky V.A. Parental pedagogy (collection). V.A. Sukh-omlinsky. - St. Petersburg.: Peter, 2017. - 180 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.