Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ'

ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ / СЕМЬЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПАРТНЕРСТВО / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Рязанова Мария Владимировна

В статье исследуется одна из актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе - проблема внедрения интерактивной технологии взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников. Проанализированы некоторые подходы к проблеме организации взаимодействия семьи и детского сада, как научной области, требующей серьезного пересмотра традиционных подходов как устаревших, не отвечающих актуальным запросам времени. Подчеркнуто, что взаимодействие является необходимым условием успешного развития и социализации детей. Два традиционно сложившихся воспитательных института: общественное и семейное воспитание - сегодня особенно нуждаются в объединении своих усилий в целях создания единого образовательного пространства. Цель исследования: изучение педагогических условий обучения педагогов технологии интерактивного взаимодействия с родителями воспитанников. Методы исследования: теоретический анализ научных исследований, беседа, опрос, педагогический эксперимент по апробации разработанной системы методических мероприятий, направленных на обучение педагогов технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников (деловые игры, семинары-практикумы, тренинги, дискуссии). Согласно достигнутым результатам, авторы пришли к выводу о результативности разработанной системы методических мероприятий, позволяющей успешно реализовать обучение педагогов дошкольных образовательных организаций технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников. Авторами акцентируется внимание на необходимости применения технологии интерактивного взаимодействия, как наиболее продуктивного способа коммуникации, повышения заинтересованности и активности родителей в обсуждении вопросов воспитания и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Рязанова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF PRE-SCHOOL TEACHERS IN THE APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF INTERACTION WITH FAMILIES OF FAMILIES

The article examines one of the urgent problems of preschool education at the present stage - the problem of introducing an interactive technology of interaction between teachers of a preschool organization and parents of pupils. Some approaches to the problem of organizing interaction between the family and the kindergarten are analyzed as a scientific field that requires a serious revision of traditional approaches as outdated, not meeting the actual needs of the time. It is emphasized that interaction is a prerequisite for the successful development and socialization of children. Two traditionally established educational institutions: social and family education - today especially need to combine their efforts in order to create a single educational space. Purpose of the research: to study the pedagogical conditions of teaching teachers the technology of interactive interaction with the parents of pupils. Research methods: theoretical analysis of scientific research, conversation, survey, pedagogical experiment to test the developed system of methodological measures aimed at teaching teachers the technology of interactive interaction with families of pupils (business games, workshops, trainings, discussions). According to the results achieved, the authors came to the conclusion about the effectiveness of the developed system of methodological measures, which makes it possible to successfully implement the training of teachers of preschool educational organizations in the technology of interactive interaction with the families of pupils. The authors focus on the need to use the technology of interactive interaction as the most productive way of communication, increasing the interest and activity of parents in discussing issues of education and training.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»

УДК 373.2

DOI: 10.26140/knz4-2021-1001-0011 ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИМЕНЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

© Автор(ы) 2021 SPIN-код: 1008-2081 AuthorlD: 736186 ResearcherlD: K-1798-2017 ORCID: 0000-0002-0140-4387 ScopusID: 57194280002

ХАНОВА Татьяна Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования РЯЗАНОВА Мария Владимировна, магистрант Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603095, Россия, Н. Новгород, пл. Минина, д.7, e-mail: mariy7459@mail.ru) Аннотация. В статье исследуется одна из актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе - проблема внедрения интерактивной технологии взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников. Проанализированы некоторые подходы к проблеме организации взаимодействия семьи и детского сада, как научной области, требующей серьезного пересмотра традиционных подходов как устаревших, не отвечающих актуальным запросам времени. Подчеркнуто, что взаимодействие является необходимым условием успешного развития и социализации детей. Два традиционно сложившихся воспитательных института: общественное и семейное воспитание - сегодня особенно нуждаются в объединении своих усилий в целях создания единого образовательного пространства. Цель исследования: изучение педагогических условий обучения педагогов технологии интерактивного взаимодействия с родителями воспитанников. Методы исследования: теоретический анализ научных исследований, беседа, опрос, педагогический эксперимент по апробации разработанной системы методических мероприятий, направленных на обучение педагогов технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников (деловые игры, семинары-практикумы, тренинги, дискуссии). Согласно достигнутым результатам, авторы пришли к выводу о результативности разработанной системы методических мероприятий, позволяющей успешно реализовать обучение педагогов дошкольных образовательных организаций технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников. Авторами акцентируется внимание на необходимости применения технологии интерактивного взаимодействия, как наиболее продуктивного способа коммуникации, повышения заинтересованности и активности родителей в обсуждении вопросов воспитания и обучения.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, дошкольная образовательная организация, родители воспитанников, семья, интерактивные технологии, экспериментальное исследование, образовательный процесс, партнерство, формы взаимодействия, методы активизации.

TRAINING OF PRE-SCHOOL TEACHERS IN THE APPLICATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF INTERACTION WITH FAMILIES OF FAMILIES

© The Author(s) 2021

KHANOVA Tatyana Gennadyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of department of psychology and pedagogy of preschool and primary education RYAZANOVA Maria Vladimirovna, undergraduate Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (603095 Russia, Nizhny Novgorod, Minin Square,7, e-mail: mariy7459@mail.ru) Abstract. The article examines one of the urgent problems of preschool education at the present stage - the problem of introducing an interactive technology of interaction between teachers of a preschool organization and parents of pupils. Some approaches to the problem of organizing interaction between the family and the kindergarten are analyzed as a scientific field that requires a serious revision of traditional approaches as outdated, not meeting the actual needs of the time. It is emphasized that interaction is a prerequisite for the successful development and socialization of children. Two traditionally established educational institutions: social and family education - today especially need to combine their efforts in order to create a single educational space. Purpose of the research: to study the pedagogical conditions of teaching teachers the technology of interactive interaction with the parents of pupils. Research methods: theoretical analysis of scientific research, conversation, survey, pedagogical experiment to test the developed system of methodological measures aimed at teaching teachers the technology of interactive interaction with families of pupils (business games, workshops, trainings, discussions). According to the results achieved, the authors came to the conclusion about the effectiveness of the developed system of methodological measures, which makes it possible to successfully implement the training of teachers of preschool educational organizations in the technology of interactive interaction with the families of pupils. The authors focus on the need to use the technology of interactive interaction as the most productive way of communication, increasing the interest and activity of parents in discussing issues of education and training.

Keywords: interaction, cooperation, preschool educational organization, parents of pupils, family, interactive technologies, experimental research, educational process, partnership, forms of interaction, methods of activation.

ВВЕДЕНИЕ.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сегодня наблюдается активный рост интереса педагогов и руководителей дошкольных организаций к вопросам проектирования и осуществления работы с семьями воспитанников. Глобальные изменения в современном социуме, непростые геополитические и социально-экономические условия порождают необходимость проектирования новых подходов к решению задач воспитания полноценной активной личности в условиях детского сада. Бесспорно, для гармоничного развития личности

ребенка необходима постоянная поддержка и активное участие родителей в образовательном процессе, обеспечение единых и согласованных требований к ребенку дома и в детском саду, поэтому крайне важно, чтобы одной из основных задач дошкольной образовательной организации была систематическая работа, направленная на построение партнерских отношений педагогов дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Ключевой аспект успешного взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации заключается в их взаимном дополнении. Однако далеко не всегда педагогам и родителям удается найти взаимопонимание,

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

ХАНОВА Татьяна Геннадьевна и другие ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...

что неизбежно сказывается на результативности воспитания детей.

Отметим, от успешности взаимодействия во многом зависит качество дошкольного образования, а, следовательно, перспективы дальнейшего развития общества. Педагоги постоянно стремятся к совершенствованию содержания и форм организации сотрудничества с семьями воспитанников, обеспечению эффективности совместной работы дошкольного образовательного учреждения с родителями. Однако, как показывает практика, подавляющее большинство родителей испытывает дефицит знаний о развитии и воспитании дошкольников, закономерностях и возрастных и индивидуальных особенностях развития детей, методах и формах организации воспитания, поэтому нуждается в специальной помощи и поддержке со стороны специалистов. С другой стороны, сами педагоги зачастую испытывают трудности в организации работы с родителями, подборе оптимальных методов гармонизации партнерских отношений, умении заинтересовать родителей изучаемыми вопросами, активизировать их участие в проводимых мероприятиях. Следовательно, владение педагогами технологиями интерактивного взаимодействия с родителями воспитанников является важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений, это и обуславливает актуальность работы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблеме взаимодействия семьи и дошкольной организации в современной науке посвящен ряд исследований ученых. Так, Е.П. Арнаутова [1], О.И. Давыдова [2], Т.Н. Доронова [3], О.Л. Зверева [4], Т.В. Кротова [4] и др. в своих работах показали, что успешная социализация и индивидуализация дошкольников во многом обусловлены качеством и характером совместной работы педагогов с родителями, тем содержанием, вокруг которого объединяются педагоги и родители в решении проблем воспитания конкретного ребенка, тем настроем и эмоциональной окрашенностью, с которой стороны вступают в диалог. В большинстве изученных нами современных исследований (О.Л. Зверева [4], Т.В Кротова [4], А.А. Майер [5], Л.Г. Богославец [5], А.В. Козлова [6], Р.П. Дешеулина [6], др.) семья рассматривается как ведущий социальный институт, важнейшее социокультурное пространство детского развития. Доказано огромное влияние на развитие личности ребенка той окружающей среды, в которой он воспитывается, а именно, семьи и группы дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное образование имеет свои сложившиеся традиции, и, соответственно, ребенок вынужден подчиняться тем правилам и требованиям, которые приняты в данной образовательной организации, поэтому многое зависит от содержания и направленности взаимоотношений педагогов с родителями [4]. Необходимо наладить доверительные партнерские отношения, используя продуктивные формы диалогизации совместной работы в целях повышения педагогической грамотности родительства. Однако, приходится констатировать, что процесс взаимодействия педагогов и родителей нередко затруднен вследствие ряда субъективных факторов (И.Б. Бичева и др.): «изменения ценностных ориентаций семьи, завышенные социальные ожидания родителей, низкая культура участников образовательных отношений» [7, с. 44]. Одной из причин разногласий и недопонимания между педагогами и родителями, по мнению ученых, может быть недостаточный уровень педагогической культуры родителей, стереотипная модель родительского поведения, личностные особенности и убеждения [7]. В своем исследовании Е.А. Бурина и А.Е. Кудинова [8] попытались определить некоторые особенности современных российских семей: малодетность, невостребованность педагогического опыта старшего поколения, высокая

занятость родителей, стремление к карьерным достижениям, социальной успешности, делегирование воспитательной функции наемным педагогам, рост домашнего насилия и др., и пришли к выводу, что «родительство перестает быть единственным центральным элементом семейной системы», что затрудняет процесс взросления детей, стимулирует раннюю самостоятельность вследствие нерегулярности общения с родителями, оказывает негативное влияние на психологическое благополучие детей [8]. В этих условиях актуализируется проблема необходимости взаимодействия с компетентным педагогом детского сада. Очевидно, что только при условии высокого профессионализма и богатства личности педагогов родители дошкольников прислушаются к их советам и рекомендациям и будут следовать им в воспитании собственного ребенка. Отсюда следует необходимость систематического повышения уровня профессиональной компетентности педагогов, совершенствования педагогического опыта, способностей к саморазвитию и самообразованию, умения ориентироваться в «происходящих в системе дошкольного образования инновационных процессах» [9, с. 241], выстраивать партнерские отношения с субъектами образовательного пространства.

Обосновывается актуальность исследования. В ряде исследований подчеркивается, что новое качество дошкольного образования достижимо только при условии совершенствования профессиональных компетенций педагогов [9]. Так, И.Б. Бичева и др. выделяют ключевые стратегии оптимизации взаимодействия детского сада и семьи, это, прежде всего, конструктивный диалог педагогов с родителями, повышение педагогической культуры родителей, осознание сторонами «права ребенка на индивидуальность развития и уважение его интересов» [7, с. 44]. Так, по мнению А.П. Корниловой, «компетентный родитель - это меняющийся родитель, а значит меняющаяся жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону» [10, с. 819]. От уровня развития педагогической культуры родителей во многом будет зависеть то, какого человека смогут они воспитать, чему научить его в дальнейшем. Как показывают исследования О.Л. Зверевой [4], Т.В. Кротовой [4], А.В. Козловой [6], Р.П. Дешеулиной [6] и других, отношение родителей к детскому саду и проводимой работе в значительной степени обусловлено качеством образовательной работы с детьми, качеством образовательной среды и воспитания детей, творческой активностью и неформальной заинтересованностью педагогов в работе с родителями, спецификой педагогической позиции воспитателя в отношениях с родителями. Эта специфика заключается в единстве двух функций педагога:

1) формальная - педагог представляет официальное лицо, представитель детского сада;

2) неформальная - педагог как заинтересованный собеседник, личность, партнер по решению общей с родителями задачи [4].

Первоочередной задачей педагога является задача расположить к себе родителей, вызвать доверие, искренность и заинтересованность в предстоящем диалоге [11]. Поскольку взаимодействие детского сада и семьи основано на стремлении обеих сторон к созданию условий для полноценного всестороннего развития личности ребенка, успешность деятельности одной из сторон неизбежно обусловлена усилиями и действиями другой стороны. Традиционные формы взаимодействия с родителями (родительские собрания, консультации, беседы, информационные стенды и т.д.), где основное место отводится прямой передаче знаний, сегодня малоэффективны, не обеспечивают субъектную позицию родителей, обратную связь, поэтому постепенно утрачивают свое значение. На смену им приходят новые формы организации совместной работы, которые способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс, активному и систематическому участию в воспитании собственного ребенка. Такие формы получили название

нетрадиционные, интерактивные, поскольку предполагают неформальные отношения сторон, стимулирование познавательного интереса и мотивации, творческих способностей и педагогической рефлексии родителей, именно на них сегодня делается акцент при осуществлении работы с родителями [12]. Т.Г. Сальникова отмечает, что активные методы направлены на решение следующих задач: «развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат» [13, с. 4]. Большинство ученых (Е.В. Антонова, Н.Л. Антонова, Н.В. Белинова, И.Б. Бичева, С.А. Кулакова, Л.А. Тимофеева, Т.Г. Ханова, др.), считают необходимым, чтобы педагог не только владел современными технологиями и ориентировался в образовательном процессе, но и был открыт к личностному общению, способен вовлечь родителей как активных субъектов в образовательное пространство детского сада и способствовать повышению их педагогической культуры, тем самым, создавая наиболее оптимальные условия для развития и социализации личности [7, 14-20]. Следует подчеркнуть также необходимость правовой компетентности педагога, включающей знание правовых аспектов общения с родителями воспитанников, владение правовыми основами профессиональной деятельности, сформирован-ность правовой культуры и поведения [21], что позволит педагогу избежать возможных спорных ситуаций.

Итак, как было указано выше, интерактивные методы, по признанию ряда ученых, представляют собой более современную форму активных методов, при которой наблюдается взаимодействие родителей не только с педагогом, но и между собой. Позиция педагога в этом случае состоит, главным образом, в направлении деятельности участников на достижение поставленных задач. Основными составляющими интерактивных методов являются интерактивные упражнения и игровые задания, которые выполняются всеми участниками. Подчеркнем, преимущество интерактивных способов взаимодействия заключается в их ориентации на сотрудничество, диалог, равноправные партнерские отношения, участникам не предлагаются готовые ответы, их стимулируют думать, анализировать, искать собственный вариант решения. Следовательно, овладение педагогами технологией интерактивного взаимодействия с родителями воспитанников будет способствовать продуктивности взаимодействия с родителями, что и обуславливает актуальность нашей работы.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Формирование целей статьи. Цель: теоретическое и экспериментальное исследование педагогических условий обучения педагогов технологии применения интерактивных форм взаимодействия с родителями.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для изучения поставленной проблемы использовались методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, опрос, беседа.

Исследование включало три этапа. На констатирующем этапе решалась задача: провести мониторинг степени сформированности у педагогов умения взаимодействовать с родителями, изучения качества работы с семьями воспитанников. Для реализации поставленной задачи был отобран диагностический инструментарий:

- изучение особенностей взаимодействия родителей и детского сада в воспитании детей Л.Г. Богославец, А.А. Майера [5];

- опрос воспитателей Е.П. Арнаутовой [1];

- опросник для воспитателей «Мои плюсы и минусы в общении с родителями» Е.П. Арнаутовой [1].

Второй этап (формирующий эксперимент) - разработка и апробация комплекса педагогических условий по обучению педагогов интерактивным технологиям взаимодействия с родителями воспитанников. Третий этап - повторный мониторинг, сравнительный анализ 44

полученных данных, формулировка выводов.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Чрезвычайно важно, на наш взгляд, чтобы общение педагогов с родителями дошкольников содержательно отражало специфику роли семьи в воспитании личности, необходимость всестороннего развития и позитивной социализации дошкольника. В ином случае создается преграда к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и реализованы в практике. Несмотря на наличие большого числа новых нетрадиционных форм организации взаимодействия с семьей, предполагающих активное участие родителей в образовательном процессе, преобладание диалогов и дискуссий, работа педагогов по-прежнему осуществляется, в большинстве случаев, формально, сохраняется традиционное отношение к семье как объекту педагогического воздействия, что затрудняет налаживание обратной связи, ориентацию на конкретные запросы родителей, поэтому воспитательный потенциал семьи в полной мере не реализуется. Барьером зачастую выступают трудности педагогов в признании прав родителей на равноправное партнерство в вопросах воспитания и образования детей, стремление педагогов дать родителям так называемый «ценный воспитательный опыт». Серьезной преградой в развитии партнерства может стать некоторое высокомерие и рационализм в общении, что не принимается родителями.

На основе анализа научной и психолого-педагогической литературы по вопросам взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями воспитанников было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 319» города Нижнего Новгорода, в котором приняли участи 30 педагогов и 150 родителей воспитанников, составивших экспериментальную и контрольную группу испытуемых.

Анализ полученных в ходе констатации данных показал, что педагоги испытывают определенные трудности при выборе активных методов и форм организации взаимодействия с родителями, путей повышения родительского интереса к обсуждению педагогических проблем; не владеют техникой диалогического общения, ведут преимущественно формальную работу в отношении усвоения детьми основной образовательной программы и имеющихся проблем в воспитании детей; не стремятся дать родителям необходимые психолого-педагогические знания и навыки, часто рассматривают семью лишь как источник знаний о ребенке. Проводимые мероприятия носят преимущественно формальный характер, обсуждаются в основном организационные моменты, а информация подается педагогами избирательно и преподносится чаще всего авторитарно, поэтому большая часть родителей ощущает себя пассивными слушателями. Однако, если часть причин существующих трудностей при взаимодействии педагогов с родителями, таких как большая занятость и недоверие к воспитателям, является непреодолимой, то большинство причин, таких, как отсутствие навыков изучения современной семьи, неумение отбирать необходимые формы и методы взаимодействия, недостаточный уровень коммуникабельности и неумение заинтересовать родителей, можно скорректировать, разработав и реализовав комплекс методического сопровождения, направленный на обучение педагогов технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачей формирующего этапа эксперимента стала разработка и апробация комплекса педагогических условий, обеспечивающих обучение педагогов дошкольной организации технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников. Такими условиями, по нашему мнению, является: 1) разработка цикла методических мероприятий, направленных на обучение педагогов технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников; 2) преимущественное использование

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

ХАНОВА Татьяна Геннадьевна и другие ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...

интерактивных форм и методов проведения методической работы; 3) систематичность и целенаправленность методической работы и 4) учет индивидуальных особенностей личности конкретного педагога.

С целью формирования у педагогов понимания важности индивидуального и дифференцированного подхода во взаимодействии с родителями были проведены следующие формы методической работы: дискуссия «Работа с родителем», педагогический КВН «Современная семья. Место ребенка в жизни родителей», деловая игра «Детский сад и семья: стратегия взаимодействия». Так, дискуссия «Работа с родителем» была направлена на анализ взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Педагоги пришли к выводу, что отношения с семьями выстраиваются в зависимости от организации самих мероприятий, умений педагога заинтересовать родителей. Итогом дискуссии стала разработка участниками «Кодекса общения с родителем». При проведении деловой игры «Детский сад и семья: стратегия взаимодействия» применялся метод обучения эффективному мышлению Эдварда Боно «Шесть шляп мышления» [22]. Педагоги разделились на шесть групп, каждая группа представляла свою «шляпу мышления», то есть описывала проблему со своей позиции мышления. Рассмотрев проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей с разных точек зрения, были сформулированы выводы о важности проводимой работы, намечены стратегии взаимодействия.

Вторым этапом работы по обучению педагогов технологии интерактивного взаимодействия являлось повышение уровня знаний о современной семье, специфике семейного воспитания, способах организации взаимодействия с родителями. С этой целью был проведен педагогический совет «Особенности современной семьи»: работая в микрогруппах, педагоги «нарисовали» образ современного родителя, его ожидания относительно дошкольной образовательной организации, особенности и трудности семейного воспитания. С целью достижения понимания родительских ожиданий, овладения техникой диалогического общения был проведен семинар-практикум «Оптимальное взаимодействие педагогов и родителей», включавший составление коллажа «Детский сад глазами современных родителей», обсуждение запросов родителей относительно детского сада, разминку с заданием вспомнить и охарактеризовать принципы общения с родителями («Кодекс общения с родителями» был разработан на предыдущим этапе), педагогическая викторина для закрепления изученного материала, решение педагогических задач (кейсов), рефлексия и подведение итогов. Для обучения педагогов продуктивным методам и формам партнерства с родителями была проведена серия консультаций «Методы активизации родителей», «Формы и методы сотрудничества с семьей», Планирование работы с родителями».

Педагогический ринг «Интерактивные формы взаимодействия педагогов с современными родителями» был проведен в целях повышения готовности участников к отбору оптимальных методов и форм партнерства с родителями. В процессе работы педагоги, объединившись в две команды, обогатили представления об эффективных формах организации общения с родителями. Далее следовало разгадывание кроссвордов «Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников», где каждая из команд показала свои знания о традиционных и интерактивных технологиях взаимодействия. В завершении ринга проводился анализ трудностей, с которыми могут столкнуться педагоги при реализации интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников. Деловая игра «Аукцион педагогических идей» включала викторину, решение кейсов и упражнение на релаксацию и рефлексию. Повышения коммуникативной компетентности участников, обучения умению применять активные формы взаимодействия, овладения способами общения с родительской аудиторией,

вовлечения их в активное обсуждение мы планировали добиться с помощью проведения цикла тренингов. Тренинг «Организация группового общения» включал в себя игру-приветствие, мини-лекцию «Вербальные средства общения», упражнения «Памятка коллеге», «Зеркало», «Невербальные средства общения», «Список претензий к родителям», где педагоги осознали, что, негативно отзываясь о родителях, невозможно построить конструктивный диалог. Участники анализировали свое общение с родителями по предложенному алгоритму и пытались изменить свое восприятие негативного опыта, принять оппонента таким, каков он есть.

Результаты третьего - контрольного этапа эксперимента показали, что после серии обучающих мероприятий стали стремиться наладить равноправные, партнерские отношения, оказывая при этом информационную поддержку семье в вопросах обучения и воспитания детей. В свою очередь, родители стали активно прислушиваться к мнению педагогов, желая получить знания о семейном воспитании, по их словам, в определенной степени стали больше уделять времени детям, участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Были выявлены типичные проблемы в реализации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, о которых упоминают в своих исследованиях большинство специалистов в данной области [1-7]. В частности, это отношение к родителям как объекту педагогического воздействия, недостаток профессиональной компетентности в отборе оптимальных форм взаимодействия, методов активизации родителей, применении техники диалогического общения, т.д. Проанализировав полученные данные, было принято решение о разработке и реализации комплекса педагогических условий, направленных на обучение педагогов технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников. После серии проведенных мероприятий улучшились показатели экспериментальной группы педагогов: увеличился процент педагогов:

- считающихся с педагогической позицией родителей;

- реализующих индивидуальный подход с учетом конкретных условий семейного воспитания и опыта родителей;

- сумевших объединить и сплотить родителей в решении общих вопросов, создать атмосферу сопричастности и общности интересов;

- стремящихся усилить интерес родителей к чтению литературы по вопросам семейного воспитания.

Данные контрольной группы испытуемых свидетельствуют о незначительных изменениях первоначальных показателей. Небольшая разница в показателях контрольной группы и значительные изменения в экспериментальной группе, подтверждает эффективность разработанного комплекса педагогических условий. ВЫВОДЫ.

Выводы исследования. Подводя итоги, следует отметить, что проблема взаимодействия родителей и педагогов в дошкольной организации по-прежнему остается актуальной, без продуктивного диалога в атмосфере взаимоуважения и взаимопомощи, невозможно полноценное развитие личности. Результаты исследования убеждают в эффективности разработанной системы педагогических условий, направленных на обучение педагогов дошкольной организации технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников. К этим условиям мы отнесли следующие: 1) разработка цикла методических мероприятий, направленных на обучение педагогов технологии интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников; 2) преимущественное использование интерактивных форм и методов проведения методической работы; 3) систематичность и целенаправленность методической работы; 4) учет индивиду-

альных особенностей личности конкретного педагога. Следует отметить, в современных условиях важнейшим направлением деятельности становится оптимизация взаимодействия педагогов дошкольной организации с родителями, построенного на основе понимания педагогами ценности семьи, ее интересов и социокультурных потребностей, своей ответственности за благополучное и безопасное развитие ребенка.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении мы видим в разработке оптимальных методов и форм сотрудничества педагогов с родителями в условиях дистанционного взаимодействия. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2014. №4. С. 23-35.

2. Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 128 с.

3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2014. № 1. С. 90-93.

4. Зверева О. Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями ДОО. М.: ТЦ Сфера, 2019. 112 с.

5. Майер А.А., Богославец Л.Г. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 176 с.

6. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей в ДОО: Современные подходы. М.: ТЦ Сфера, 2019. 128 с.

7. Бичева И.Б., Вялова Н.В., Рязанова Е.А. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 44-47.

8. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. 2020. Т.8. №1(30). С. 6.

9. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности //Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 240-243.

10. Корнилова А.П. К проблеме повышения педагогической культуры родителей в условиях деятельности дошкольной образовательной организации //Международный студенческий научный вестник. 2018. №3-6. С. 818-822.

11. РумянцеваИ.В., БорзоваВ.В. Сотрудничество семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2020. № 6. С. 92-98.

12. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: technologies and perspectives // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Т. 12. № 4 Special Issue. С.1307-1313.

13. Сальникова Т.Г. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 80 с.

14. Сунеева И.В., Сотова И.С., Ханова Т.Г. Интерактивные технологии взаимодействия педагогов с семьями воспитанников // Перспективы науки и образования. 2018. № 3. С. 232-236.

15. Антонова Е.В. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи// Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. №5. С. 16-18.

16. Антонова Н.Л. Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании // Образование и наука. 2018. Т.20. № 2. С. 147-160.

17. Тимофеева Л.А., Кулакова С.А. Детский сад и семья: новые аспекты взаимодействия // Детский сад от А до Я. 2019. №3. С. 91101.

18. Белинова Н.В., Баринова Е.С., Быкова И.Г. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей педагога дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-1. С. 18-24.

19. Березина Т.А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 8. - С. 104-112.

20. Бичева И.Б., Вершинина А.Ю., Шарова Т.И., Степаненкова А.В., Ростокина Е.С. Проблемы и перспективы повышения коммуникативной компетентности педагога // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11-2. С. 337-341.

21. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. №4. С.1.

22. Эдвард де Боно Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://libking.ru/books/sci-/ sci-psychology/187274-edvard-de-bono-shest-shlyap-myshleniya.html

Статья поступила в редакцию 27.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.