Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ / СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ / ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЛНОЦЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Цветкова Наталья Валерьевна, Кокурина Юлия Сергеевна

В статье обоснована с психолого-педагогических позиций необходимость проектирования и осуществления совместной работы педагогов детского сада и родителей воспитанников. Представлены некоторые особенности семейного воспитания, вместе с тем, отмечены трудности и проблемы современных родителей. Раскрывая специфику и роль воспитательного потенциала семьи, авторы подчеркивают, что возможности семьи в воспитании детей небезграничны. Для полноценного развития личности дошкольника необходимо обеспечить влияние детского коллектива и компетентного педагога, владеющего современными и эффективными технологиями образовательной деятельности. Подчеркивается, что преимуществом дошкольной организации является создание целесообразной образовательной среды на основе учета специфики возрастных психологических особенностей и актуальных потребностей личности в дошкольном возрасте. Сотрудничество рассматривается как партнерство равноправных субъектов, деятельность которых направлена на достижение единой цели - развития личности. Акцентируется внимание на необходимости дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников, учета особенностей каждой семьи, уникальности ее воспитательного потенциала. Представлены условия реализации дифференцированного подхода, среди которых соблюдение принципов профессиональной этики, педагогического такта, взаимного доверия и др. Опираясь на позицию В.П. Дубровой, определены этапы работы педагогов с родителями, дана их характеристика. Обозначены основные формы работы с родителями: наглядно-информационные, досуговые и др. Авторы приходят к выводу о необходимости построения партнерских отношений между детским садом и семьей, компетентного подхода к выстраиванию стратегии взаимодействия, использования всего разнообразия форм совместной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Цветкова Наталья Валерьевна, Кокурина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR INTERACTION OF PRESCHOOL TEACHERS WITH FAMILIES OF PUPILS

The article substantiates from a psychological and pedagogical position the need for designing and implementing joint work of kindergarten teachers and parents of pupils. Some features of family education are presented, at the same time, the difficulties and problems of modern parents are noted. Revealing the specifics and role of the educational potential of the family, the authors emphasize that the possibilities of the family in raising children are not unlimited. For the full development of the personality of a preschooler, it is necessary to ensure the influence of the children's team and a competent teacher who owns modern and effective technologies for educational activities. It is emphasized that the advantage of a preschool organization is the creation of an appropriate educational environment based on taking into account the specifics of age-related psychological characteristics and the actual needs of a person in preschool age. Cooperation is considered as a partnership of equal subjects whose activities are aimed at achieving a common goal - personal development. Attention is focused on the need for a differentiated approach to working with the families of pupils, taking into account the characteristics of each family, the uniqueness of its educational potential. The conditions for the implementation of a differentiated approach are presented, among which are the observance of the principles of professional ethics, pedagogical tact, mutual trust, etc. Based on the position of V.P. Dubrova, the stages of work of teachers with parents are determined, their characteristics are given. The main forms of work with parents are outlined: visual-informational, leisure, etc. The authors come to the conclusion that it is necessary to build partnerships between the kindergarten and the family, a competent approach to building an interaction strategy, and using the whole variety of forms of joint work.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»

6. Смирнова, И.В. Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии. Методическая разработка по биологии. / И.В. Смирнова // Образовательная социальная сеть: [сайт], 2015. - URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/02/09/razvitie-estestvennonauchnoy-gramotnosti-na-urokakh-biologii (дата обращения: 09.02.2022).

7. Шалатова, И.И. Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии / И.И. Шалатова // https://infourok.ru: [сайт] - URL: https://infourok.ru/statya-formirovanie-estestvennonauchnoj-gramotnosti-na-urokah-biologii-5292868.html (дата обращения: 09.02.2022).

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Цветкова Наталья Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), музыкальный руководитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 «Светлячок» (г. Семенов); магистрант Кокурина Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород), старший воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №111» (г. Нижний Новгород)

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ

ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье обоснована с психолого-педагогических позиций необходимость проектирования и осуществления совместной работы педагогов детского сада и родителей воспитанников. Представлены некоторые особенности семейного воспитания, вместе с тем, отмечены трудности и проблемы современных родителей. Раскрывая специфику и роль воспитательного потенциала семьи, авторы подчеркивают, что возможности семьи в воспитании детей небезграничны. Для полноценного развития личности дошкольника необходимо обеспечить влияние детского коллектива и компетентного педагога, владеющего современными и эффективными технологиями образовательной деятельности. Подчеркивается, что преимуществом дошкольной организации является создание целесообразной образовательной среды на основе учета специфики возрастных психологических особенностей и актуальных потребностей личности в дошкольном возрасте. Сотрудничество рассматривается как партнерство равноправных субъектов, деятельность которых направлена на достижение единой цели - развития личности. Акцентируется внимание на необходимости дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников, учета особенностей каждой семьи, уникальности ее воспитательного потенциала. Представлены условия реализации дифференцированного подхода, среди которых соблюдение принципов профессиональной этики, педагогического такта, взаимного доверия и др. Опираясь на позицию В.П. Дубровой, определены этапы работы педагогов с родителями, дана их характеристика. Обозначены основные формы работы с родителями: наглядно-информационные, досуговые и др. Авторы приходят к выводу о необходимости построения партнерских отношений между детским садом и семьей, компетентного подхода к выстраиванию стратегии взаимодействия, использования всего разнообразия форм совместной работы.

Ключевые слова: дошкольный возраст, родители воспитанников, сотрудничество с семьей, партнерские отношения, полноценное развитие личности, взаимодействие, социализация, дошкольная организация.

Annоtation. The article substantiates from a psychological and pedagogical position the need for designing and implementing joint work of kindergarten teachers and parents of pupils. Some features of family education are presented, at the same time, the difficulties and problems of modern parents are noted. Revealing the specifics and role of the educational potential of the family, the authors emphasize that the possibilities of the family in raising children are not unlimited. For the full development of the personality of a preschooler, it is necessary to ensure the influence of the children's team and a competent teacher who owns modern and effective technologies for educational activities. It is emphasized that the advantage of a preschool organization is the creation of an appropriate educational environment based on taking into account the specifics of age-related psychological characteristics and the actual needs of a person in preschool age. Cooperation is considered as a partnership of equal subjects whose activities are aimed at achieving a common goal - personal development. Attention is focused on the need for a differentiated approach to working with the families of pupils, taking into account the characteristics of each family, the uniqueness of its educational potential. The conditions for the implementation of a differentiated approach are presented, among which are the observance of the principles of professional ethics, pedagogical tact, mutual trust, etc. Based on the position of V.P. Dubrova, the stages of work of teachers with parents are determined, their characteristics are given. The main forms of work with parents are outlined: visual-informational, leisure, etc. The authors come to the conclusion that it is necessary to build partnerships between the kindergarten and the family, a competent approach to building an interaction strategy, and using the whole variety of forms of joint work.

Key words: preschool age, parents of pupils, cooperation with the family, partnerships, full development of the personality, interaction, socialization, preschool organization.

Введение. Значение семьи как первого и самого значимого воспитательного института, оказывающего решающее влияние на формирование его личности, - бесспорно. Каким ребенок войдет во взрослую жизнь, с каким багажом нравственного опыта, зависит, в первую очередь, от семьи, заложенных родителями ценностей и представлений. Только на родителях лежит ответственность за воспитание детей, обеспечение необходимых условий для полноценного развития и социализации личности. Однако, как показывает практика, воспитательный потенциал семьи может быть снижен по ряду причин, иногда это может компенсироваться воздействием на ребенка учреждений общественного воспитания. Исследования убедительно показывают, что семья в период дошкольного детства ребенка нуждается в помощи со стороны профессиональных педагогов.

Изложение основного материала статьи. От благополучия семьи, ее способности выполнять свои функции и реализовывать воспитательный потенциал, зависит благополучие, в первую очередь, ребенка, целиком и полностью

зависящего от семьи. Семья, занимаясь воспитанием детей, приобщая их к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, научным достижениям и здоровому образу жизни, способствует становлению их позитивной социализации, субъектности и самореализации. Именно в семье ребенок видит те модели поведения, которые будет осознанно или неосознанно воспроизводить в будущем; семья воспитывает нравственные качества, формирует мировоззрение [41. Семейное воспитание окрашено эмоциональной привязанностью; родительская любовь и ответные чувства детей обеспечивают необходимую поддержку, чувство уверенности в себе, стремление довериться и оправдать доверие [81. При этом, семья, будучи устойчивой малой группой, не замкнута сама в себе, не осуществляет воспитание и образование детей исключительно самостоятельно. Важная роль в этом процессе принадлежит общественному воспитанию, которое осуществляет, в первую очередь, дошкольное образовательное учреждение - детский сад.

Каждая семья самостоятельно решает, воспользоваться услугами общественного дошкольного образования или нет, и может принять решение отказаться от посещения ДОУ, если сочтет это разумным. Так, среди наиболее распространенных причин, подталкивающих родителей к такому решению, выделяют тяжелую, длящуюся в течение многих месяцев, адаптацию ребенка к детскому саду и неуверенность в компетентности и доброжелательности воспитателей, в некоторых случаях состояние здоровья ребенка не позволяет ему находиться долгое время вне дома.

Дошкольное учреждение, как формат общественного воспитания, не умаляя решающей роли семьи в формировании личности, имеет свою специфику и свои преимущества. Так, в дошкольном образовательном учреждении ребенок поручается заботам квалифицированных специалистов: воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, психологов, логопедов и т.д., которые знакомы с педагогикой как наукой, причем с ее актуальными разработками и новейшими технологиями. Процесс воспитания и образования в ДОУ целенаправленный; образовательная программа дает четкие ориентиры и руководство к их достижению, а педагоги владеют формами и методами организации педагогического процесса. Детский сад является для ребенка социокультурной и образовательной средой - но не стихийной, а созданной специально с учетом особенностей детского организма, его актуальных нужд и потребностей. Развивающая среда детского сада может располагать тем, что может быть проблематично обеспечить в домашних условиях [71. В связи с этим, детский сад следует рассматривать как «проводник» между научно-педагогическим и непосредственно практическим образованием в семье, помогающий родителям воспитывать своих детей правильно в соответствии с возрастом и психолого-психологическими закономерностями, повышающий их педагогическую компетентность и формирующий способности [21.

Однако, далеко не всегда родители осознают необходимость взаимодействия с педагогами детского сада в вопросах воспитания и образования детей, недооценивают его роль в развитии и социализации дошкольника, что нередко приводит к ошибкам, например, неправильному выстраиванию режима дня, существенному расхождению его с режимом детского сада, что вызывает у ребенка стресс, может негативно сказаться на его психическом здоровье. Зачастую такие родители не хотят прислушиваться к советам воспитателей, поэтому только от личных качеств педагога и его компетентности зависит, сможет ли он донести до родителей доказанные наукой принципы и убедить их принять совет для блага их же ребенка.

Итак, дошкольная организация является полноправным участником процесса воспитания ребенка, «помощником» семьи, проводником достоверной информации. Для ребенка же детский сад является местом, где он проходит социализацию в коллективе сверстников и учится адаптироваться к нему, готовится к обучению в школе - в первую очередь, через приобретение навыков организованности, самодисциплины, волевых и коммуникативных качеств.

Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо сотрудничество, взаимодействие семьи и ДОУ, выражающееся в партнерских отношениях - взаимном уважении, доверии, готовности прислушиваться друг к другу и выполнять взаимные договоренности. В таком случае семейное и общественное воспитание будут гармонично дополнять друг друга. Самое главное значение дошкольной организации в жизни дошкольника - это обеспечение социализации в коллективе сверстников и под непосредственным руководством педагога. Семья ни при каких обстоятельствах не сможет реализовать эту функцию.

Кроме того, важное направление работы детского сада с семьей - выявление неблагополучных семей, не справляющихся со своими педагогическими обязанностями. Неблагополучные семьи характеризует жестокое обращение с детьми, пренебрежение их потребностями, физическое и психологическое насилие, происходящие регулярно. Самое яркое проявление неблагополучия - это семьи, характеризующиеся алкогольной или наркотической зависимостью, ведущие асоциальный (криминальный) образ жизни, где дети беспризорны и лишены адекватной опеки со стороны родителей. Такие семьи достаточно легко обнаруживаются. Но есть и другой вариант, при котором семья внешне выглядит благополучной, но на основе долгого наблюдения за ребенком и его родителями, воспитатель может понять, что обстановка в семье для ребенка опасна. В таком случае педагог должен защитить интересы ребенка.

Итак, роль детского сада состоит в обеспечении всестороннего развития ребенка, социализации его в коллективе сверстников, защите прав в случаях неблагополучия в семье и повышении уровня педагогической грамотности родителей в ходе взаимодействия с ними. При проектировании и реализации взаимодействия детского сада с семьей ребенка для обеспечения полноценного развития его личности от специалистов ДОУ требуется способность учитывать социальный статус семьи, ее состав, уровень педагогической грамотности родителей и их запросы в воспитании детей. Одним словом, от дошкольного образования требуется дифференцированный подход. По мнению О.Н. Безруковой, «ценностные различия и особенности различных групп родителей требуют новых дифференцированных подходов к структурной поддержке родительского потенциала» [1, С. 1261.

Условия дифференцированного подхода можно выделить следующие:

- открытость и готовность обеих сторон (педагогов и родителей) к сотрудничеству, выполнению взаимных договоренностей (например, касательно требований к ребенку или режима дня);

- строгое соблюдение профессиональной этики, чувства такта, готовность сотрудничать, а не быть наставником или строгим «надзирателем»;

- понимание уникальности каждой семьи, готовность ориентироваться именно и их жизненную ситуацию и запросы;

- взаимосвязь разных форм работы, их систематичность и логическая обоснованность;

- сочетание индивидуальных форм работы с групповыми при доминировании индивидуальной работы.

Для определения методов и содержания дифференциации могут применяться анкетирование и тестирование родителей. Изучаются структура и внутренний психологический климат семьи с помощью проективных методик и рисуночных тестов, анализируется семейный микроклимат и противоречия, делается вывод, насколько каждый из членов семьи задействован в воспитании ребенка и что на это влияет (уровень занятости, отношения внутри семьи и т.д.), адекватность и систематичность воспитания в семье. В результате дифференциации педагог может составить «социальный паспорт» семьи, который поможет отобрать наиболее оптимальные формы и методы работы, понять, как именно выстраивать работу с семьей.

Взаимодействие родителей и педагогов помогает семье выполнять свою важнейшую функцию - передачу ребенку опыта предыдущих поколений, обучение нравственным нормам и традициям. Семья осуществляет воспитание непрерывно

и постоянно, но не имеет систематичности, присущей общественному воспитанию. Таким образом, чтобы достигнуть положительного, устойчивого результата, требуется «совместная работа» этих двух социальных институтов. Контакт с педагогом ДОУ поможет родителям повысить уровень педагогической грамотности, который, как отмечает большинство исследователей, в настоящее время в массе крайне низок.

В.П. Дуброва [31 выделяет следующие этапы взаимодействия с родителями:

1. Сбор информации - опросы, анкетирование, тестирование и анализ их результатов становятся базой для разработки содержания и определения форм работы.

2. Мотивация родителей - введение их в курс дела и выстраивание с ними доверительных отношений. От педагога требуется умение объяснить родителям важность взаимодействия с детским садом, целенаправленности и единства воспитания, объяснить, что требования, которые выдвигает воспитатель, разумны и полезны, прежде всего, для ребенка, поэтому необходимо их выполнять. В идеале, на этом этапе педагог становится для родителей авторитетным специалистом.

3. Понимание ребенка. На данном этапе педагог обрисовывает родителям образ их ребенка с профессиональной точки зрения, объясняет отдельные моменты в его поведении, которые могут быть непонятны или незаметны для родителей. Отношения становятся все более доверительными, из требовательного специалиста воспитатель постепенно превращается в надежного союзника.

4. Активность родителей. Родители, с которыми удалось выстроить доверительные отношения, проявляют инициативу: делятся своими трудностями, тревогами, могут посвятить воспитателя в аспекты семейного воспитания, о которых не говорят при первой встрече, и которые могут отрицательно сказываться на поведении ребенка. Это может быть сказано лично, а может быть выявлено через анкетирование; важно, что при партнерских отношениях родители в полной мере доверяют педагогу.

5. Работа с конкретной семьей. Когда проанализирована ситуация конкретной семьи, определено содержание работы, педагог отбирает оптимальные методы и формы индивидуальной работы с семьей воспитанника.

Важно отметить, что главным принципом работы с любой семьей являются добровольность - если родителям не нравится конкретная форма работы или они не желают рассказывать педагогу о том, о чем имеют право умолчать (например, о внутрисемейных проблемах), то педагог не должен настаивать, - и уважение к родителям, которые хоть и не являются профессиональными педагогами, заботятся о ребенке ежедневно, знают все его особенностями, поэтому имеют право выстраивать воспитательный процесс так, как считают нужным.

Разумеется, педагогу, особенно молодому, необходимо овладеть технологией эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, научиться строить взаимоотношения на основе взаимоуважения и субъектности [61. Это процесс - длительный, педагогу нужно время, чтобы набраться опыта, суметь преодолеть свои ошибки и неверные установки, научиться видеть ситуацию глазами родителей, тактично вести диалог.

Современные формы работы с семьями воспитанников отличает большое разнообразие, интерактивность, личная заинтересованность всех участников. К информационно-аналитическим формам относятся анкетирование, тестирование и опрос, направленные на выявление потребностей родителей и их детей.

Наглядно-информационные формы - это дни открытых дверей, красочно и информативно оформленные сайты ДОУ, информационные стенды с буклетами, выставки детского творчества, уголок педагогической литературы, устные журналы. Эти формы, с одной стороны, помогают родителям увидеть ежедневный педагогический процесс, происходящий в детском саду, проникнуться доверием к педагогу, а с другой, дают родителям достоверную и актуальную информацию, повышают их педагогическую грамотность.

К досуговым формам можно отнести праздники, концерты, акции, экскурсии, творческие мастер-классы. Все они предполагают позитивное времяпрепровождение, которое поможет сделать отношения между педагогическим коллективом и семьей не только деловыми, но и теплыми, эмоциональными, помогая избежать формальной отрешенности.

Из информационно-коммуникативных форм наиболее распространенными в практике являются сайт ДОУ, открытые занятия и проекты, в которых родители участвуют вместе с детьми под руководством педагога [51. К информационно-коммуникативным формам относится также любого рода организованная обратная связь, в виде форумов на сайте, онлайн-опросов, где родители могут дать свой отзыв педагогическому процессу, внести конструктивные предложения. Это помогает лучше понять, насколько удачно были выбраны методы и формы взаимодействия, насколько они подходят конкретной семье и какие приносят результаты.

Среди наиболее распространенных в современной практике форм взаимодействия с родителями следует назвать консультации, семинары, дни открытых дверей, круглые столы, акции, посвященные, например, экологическим проблемам или культуре здорового образа жизни. Стоит заметить, что в любом случае должны применяться разные формы и методы, однообразие негативно сказывается на заинтересованности родителей в совместной деятельности и вообще посещаемости мероприятий; применение же разнообразных и нестандартных форм и методов общения мотивирует родителей на взаимодействие и дальнейшее продуктивное сотрудничество.

Выводы. Отметим, сегодня на воспитателя возложена задача не только владеть педагогическими знаниями и уметь применять их на практике, но и доносить их в доступной форме до родителей, обеспечивая тем самым наиболее благоприятную образовательную среду для полноценного социокультурного развития личности. От детского сада требуется дифференцированный подход к каждой конкретной семье, ориентированный на ее особенности, запросы и интересы. Для семьи ДОУ является важным источником повышения психолого-педагогической грамотности, местом, где родители могут получить консультацию по волнующим вопросам воспитания детей от грамотного специалиста, но при этом воспитателю необходимо уважать право родителей воспитывать собственных детей так, как они сочтут необходимым.

Литература:

1. Безрукова, О.Н. Ценности родительства: структура, типы, ресурсы / О.Н. Безрукова // Социологические исследования. - 2016. - №3. - С. 118-127.

2. Бичева, И.Б. Моделирование развития педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации / И.Б. Бичева, М.Б. Ковчегова, Н.М. Горшенина [и др.] // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 11 (часть 1). - С. 101-105.

3. Дуброва, В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие / В.П. Дуброва. - Минск, 1997.

4. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№1. - С. 2.

5. Рязанова, М.В. Интерактивные формы работы педагога с родителями воспитанников / М.В. Рязанова, Т.Г. Ханова // Детский сад от А до Я. - 2021. -№ 2 (110). - С. 18-26.

6. Сибагатуллина, А.Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А.Р. Сибагатуллина, Г.А. Степанова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. -№4. - С. 4.

7. Ханова, Т.Г. Условия успешного социокультурного развития детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, Н.Н. Филатова, М.А. Гамова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. - С. 250-254.

8. Ханова, Т.Г. Родительская любовь как условие позитивного развития личности / Т.Г. Ханова, А.С. Дорогина, Е.В. Ермолаева // Мир педагогики и психологии. - 2021. - № 10 (63). - С. 55-60.

Педагогика

УДК 372.8

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); магистрант кафедры биологии и экологии Аникин Илья Николаевич

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК

ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье анализируется использование эксперимента на уроке биологии и во внеурочной деятельности. В статье рассматривается структура эксперимента. Определяется особая роль эксперимента, его влияние на формирование экологической культуры школьника. По результатам проведения ряда экспериментов на уроках в 6-х классах была проведена контрольная диагностика по выявлению направленности учебной мотивации и воспитания.

Ключевые слова: эксперимент, методы, экологическое воспитание.

Annotation. The article analyzes the use of the experiment in biology class and in extracurricular activities. The article discusses the structure of the experiment. The special role of the experiment, its influence on the formation of the ecological culture of the student is determined. Based on the results of a number of experiments in the classroom in grades 6, a control diagnosis was carried out to identify the orientation of educational motivation and education.

Key words: experiment, methods, environmental education.

Введение. Одно из основных требований к современному образовательному процессу - внедрение эффективных средств и методов воспитания. С их помощью более успешно решаются образовательные и развивающие задачи; обеспечивается дифференцированный подход к обучающимся; поддерживается стойкий интерес к занятиям.

Помочь учителю в выполнении современных задач школьного образования может школьный биологический эксперимент. Выполняя научное исследование, ученик развивает самостоятельность, накапливает навыки и опыт самореализации, развивает творческие способности, память, логическое мышление, умение четко выражать свои мысли как письменно, так и устно, развивает коммуникабельность и т.д.

Изложение основного материала статьи. Эксперимент - это изучение в искусственных условиях процессов, которые происходят в живых системах. Если наблюдения или опыт (эксперимент) связаны с восприятием демонстрируемых объектов, то в этом случае они являются наглядными методами. Основой для организации наблюдения является постановка задачи (формулировка вопроса) с указанием: что и как необходимо выяснить. Например, демонстрируя гербарий, учитель предлагает ученикам сравнить простые и сложные листья и определить главный признак, по которому они отличаются. На уроках по ботанике (раздел физиология растений) основным методом обучения может являться демонстрационный эксперимент, который имеет исследовательскую или иллюстративную цель.

В лабораторном эксперименте исследовательский подход аналогичен, но ученики сами проводят эксперимент. Биологический эксперимент обычно является длительным, поэтому не всегда укладывается во временные рамки урока. Чтобы усилить педагогическое значение демонстрационного опыта и показать его целостность за один урок, можно использовать прием сближения начала и конца опыта, продемонстрировать его ход и конечный результат. Можно показать конечные результаты заранее заложенного опыта. Кроме того, следует поочередно привлекать учеников к внеурочной работе в уголке живой природы, чтобы они докладывали на уроке о своих наблюдениях.

Инициатором выполнения школьного биологического эксперимента является учитель. Он является организатором и руководителем научного труда школьника, а также ответственным за его результаты. Очень важно, чтобы в проведении работы был заинтересован учащийся. На первом этапе работы можно использовать элементы обязательности, полагаться на чувство ответственности. Опыт показывает, что наиболее простыми и удобными являются эксперименты по изучению влияния абиотических факторов (температура, влажность, свет, минеральное питание) на рост и развитие растений. Они проводятся с учащимися 6 и 10 классов при изучении блока тем «Организм и окружающая среда». Примером таких работ могут быть следующие эксперименты:

Работа №1 Проращивание семян при разной температуре.

Цель эксперимента: показать влияние температуры на прорастание семян.

Объекты и оборудование: семена теплолюбивых растений: фасоли, томатов, кукурузы и нетребовательных к теплу культур: гороха, ржи, пшеницы; 6-8 одинаковых банок из прозрачного стекла или чашек Петри; фильтровальная бумага; газеты (для производства крышек к банкам); резиновые кольца, шпагат, термометр.

Ход эксперимента. Обучающиеся выстилают дно банок фильтровальной бумагой. В 3-4 банки помещают по 10-15 семян теплолюбивых растений одного вида. В остальные 3-4 - банки - столько же семян нетребовательных к теплу культур. В банки наливают воды столько, чтобы она не покрывала семена полностью. Закрывают банки с крышками из нескольких слоев газетной бумаги и помещают их в условия с разной температурой: 2-6 о С (в холодильник), 10-15 о С (между рамами или вне помещения), 18-20, 24-26 о С (на батарее отопления, в комнатной теплице, на подоконнике с ламповым подогревом). Продолжительность опыта 5-7 дней. Полученные результаты учащиеся анализируют и делают выводы [2].

Работа №2. Изучение строения гриба мукора.

При проведении лабораторной работы «Изучение строения гриба мукора» было организовано небольшое исследование с помощью цифрового микроскопа.

Проблемным вопросом при изучении плесневого гриба может быть нахождение разницы и выявление ее причины между рассматриваемыми временными микропрепаратами плесневого гриба, который развивается на субстрате в начальном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.