5 Далее по тексту ИУ.
6 См.: Горожанин А.В., Артемьев Н.С., Некрасов А.П. Роль оперативных аппаратов учреждений и органов уголовноисполнительной системы в организации борьбы с рецидивной преступностью: монография. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2005. - С 141 - 183; Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник для вузов и юридических факультетов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЛексЭст, 2006. - С. 72 - 74; Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Указ. соч. - С 493 - 502 и др.
7 См.: Марков А.Я., Волобуев А.Н. Согласованность действий следователей и оперативных аппаратов ИТУ // Исправительно-трудовые учреждения. - 1979. - № 9. - С. 37 и др.
8 См.: Криминалистика: учебник / под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархапуло. - СПб.: Лань, 2001. - С. 443.; Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Указ. соч. - С. 493; Бекетов М.Ю. Актуальные вопросы использования непроцессуальных форм взаимодействия следователя и органов дознания в ходе расследования преступлений // Следователь. - 2000. - № 4. - С. 19 - 26 и др.
9 Автором изучены материалы 81 уголовного дела по фактам побегов из колоний-поселений, исправительных колоний общего и строгого режимов, предварительное расследование по которым осуществлялось в период с 1992 по 2010 год в 24 регионах Российской Федерации.
10 Автором по специально разработанным анкетам были опрошены 170 сотрудников оперативных подразделений ГУФСИН России и 25 сотрудников подразделений, осуществляющих предварительное расследование преступлений ГСУ ГУ МВД России по Самарской области.
УДК 343.811
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УИИ ФСИН РОССИИ С МВД РОССИИ В ПРИМЕНЕНИИ СЭМПЛ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ
© 2012 Г. И. Кикалишвили
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты взаимодействия УИИ ФСИН России с МВД России в применении СЭМПЛ в отношении отдельных категорий граждан.
Ключевые слова: взаимодействие, МВД, УИИ ФСИН России, СЭМПЛ.
INTERACTION OF UII FSIN OF RUSSIA FROM THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN APPLICATION THE SAMPLE CONCERNING SEPARATE CATEGORIES OF PERSONS © 2012 G. Kikalishvili
Summary. In article some aspects of interaction of UII FSIN of Russia from the Ministry of Internal Affairs of Russia in application the sample concerning separate categories ofcitizens are considered.
Keywords: interaction, the Ministry of Internal Affairs, UII FSIN of Russia, the sample.
Кардинальное реформирование российской системы исполнения уголовных наказаний состоит еще и в том, что для опасных преступников тюрьмы и наказания станут строже, а к оступившимся людям государство проявит мягкость.
Действующая в настоящее время Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденная Приказом Минюста РФ от 20.05.2009 г. № 142, предусматривает возможность отбывания наказания лицам, совершившим нетяжкие преступления и преступления средней тяжести, не в исправительной колонии, а по месту проживания или рядом с местом проживания. Она четко регламентирует порядок организации исполнения наказаний без лишения свободы, усиливает контроль со стороны инспекции за соблюдением осужденным ограничений, возложенных на него судом, и одновременно подробно разъясняет его права и обязанности при отбывании им наказания без лишения свободы. В связи с этим нарушений со стороны осужденных должно быть меньше, что, соответственно, должно позволить им отбыть назначенный срок на свободе.
Однако одним из серьезных недостатков, имеющих место в практике применения средств электронного мониторинга подконтрольных лиц, является слабое взаимодействие уголовноисполнительной инспекции ФСИН России с различными подразделениями МВД России.
Проблемам взаимодействия правоохранительных органов, в том числе оперативных аппаратов органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, посвящены труды ряда ученых: А.А. Аксенова, В.П. Атмажитова, А.И. Грищенко, Г.Г. Иваношвили, С.К. Канцарина и др. Исходя из анализа работ вышеуказанных ученых мы приходим к следующему определению: взаимодействие представляет собой многоуровневую, адекватную оперативной обстановке систему организационных, управленческих, оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, предупредительных и иных мероприятий, обеспечивающих в совокупности успешное решение задач борьбы с преступностью, в том числе наиболее криминальной ее части - рецидивной преступности.
Как известно, стремясь к продолжению преступного образа жизни, многие лица, освобожденные от уголовного наказания в виде лишения свободы, стараются уйти из-под наблюдения сотрудников полиции. В связи с этим на последних возложена обязанность контроля за поведением этих лиц, оказания на них профилактического воздействия. По существу, такой административный надзор, устанавливаемый в соответствии с законом, является продолжением работы сотрудников уголовно-исполнительной системы.
При условии, что электронные браслеты будут применяться в отношении 100% условно осужденных, возникает необходимость повышенного контроля за поведением в первую очередь лиц, осужденных за совершение таких преступлений, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. УК РФ), в том числе несовершеннолетних. Связано это с высокой вероятностью рецидива вышеуказанных преступлений и, как следствие, ухудшением общей криминогенной обстановки на отдельно взятом участке территории.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Ф.Г. Канцарина, что необходимость взаимодействия УИИ с полицией и общественностью в вопросах предупреждения преступлений освобожденных от наказания обусловлена:
- во-первых, тем, что предупреждение, раскрытие преступлений и перевоспитания лиц, их совершивших, составляет единый непрерывный процесс деятельности ИУ и милиции, что может быть обеспечено только при условии организации четкого взаимодействия между ними;
- во-вторых, общностью задач борьбы с преступностью, решаемых милицией и ИУ;
- в-третьих, различием условий, в которых они осуществляют свою деятельность, и направленностью этой деятельности в отношении одних и тех же лиц;
- в-четвертых, различием компетенций этих органов и, наконец, наличием в их распоряжении специальных (негласных) средств и методов, используемых ими с максимальной эффективностью для борьбы с преступностью)1.
При решении вопроса о назначении средств электронного мониторинга в отношении подконтрольных лиц сотрудники уголовно-исполнительной инспекции ориентируются только на имеющиеся у них характеризующие материалы, полученные от органов следствия, суда, а также собранные ими по месту жительства кандидата на систему электронного мониторинга.
Принятие правильного решения в вышеназванном вопросе возможно лишь на основе совместных целенаправленных усилий, активного наблюдения за поднадзорными лицами, по признакам судимостей, подпадающих под действие Положения об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в целях своевременного получения информации о замышляемых, подготавливаемых или совершенных этими лицами преступлениях, предупреждения и пресечения их преступной деятельности, розыска лиц, скрывающихся от правосудия.
Поэтому в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы поисковая работа в отношении данной категории лиц должна быть составной частью деятельности оперативных аппаратов. Ее следует проводить не только в связи с поступающими от органов внутренних дел ориентировками по конкретным делам, но и независимо от них. Для
этого соответствующим образом ориентируются лица, сотрудничающие на конфиденциальной основе, проводятся опросы граждан по месту жительства, осужденных, иные мероприятия гласного и негласного характера2.
Как справедливо отмечает В.И. Игнатенко, «изучение образа жизни - это упреждающий способ борьбы с преступностью, особенно при своевременном и полном информированном обеспечении»3.
По итогам рассмотрения этого вопроса следует вывод, что «необходимо разработать инструкцию об организации взаимодействия органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по вопросам борьбы с рецидивной преступностью»4, а также по вопросам о назначении СЭМПЛ.
Ведь взаимодействие органов внутренних дел, учреждений и органов уголовноисполнительной системы по любым вопросам должно строиться на принципах соблюдения законности, взаимообмена информацией, конспирации, плановости, системности и коллегиальности принятия решений, затрагивающих общие интересы. А интерес у всех правоохранительных органов может быть только один - стоять на страже законов, прав и свобод граждан, национальной безопасности.
Основные задачи взаимодействия, которые должны быть предусмотрены в вышеуказанном нормативном акте, следующие:
- выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых лицами, в отношении которых были применены средства электронного мониторинга;
- выявление и раскрытие преступлений, совершенных осужденными и лицами, до принятия в отношении них СЭМПЛ;
- выявление противоправных намерений лиц, в отношении которых были применены средства электронного мониторинга, направленных на дальнейшее совершение преступлений после освобождения из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
- выявление противоправных намерений осужденных и арестованных, направленных на активное противодействие законным требованиям сотрудников уголовноисполнительной системы по обеспечению альтернативных мер наказания, а также получение информации о лицах, предпринимающих действия, направленные на противоправное поведение подконтрольных лиц;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий по розыску и задержанию преступников, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и наказания;
- своевременный и комплексный обмен имеющейся информацией в отношении подконтрольных лиц с целью принятия объективного решения о применении к ним средств электронного мониторинга.
Немаловажным пунктом остается и проведение совместных совещаний по вопросам взаимодействия, на которых могут быть рассмотрены неотложные вопросы и меры по повышению эффективности, возникающие в процессе работы. На совещаниях должны подводиться итоги совместной работы, вноситься предложения по ее совершенствованию и иные вопросы, требующие предварительного обсуждения и совместных разрешений.
В связи с этим можно сделать вывод, что взаимодействие элементов правоохранительной системы есть необходимая предпосылка для устойчивого функционирования всех систем, одной из которых являются органы внутренних дел, а другой - учреждения и органы уголовно-исполнительной системы со своими инспекциями. Эффективное и хорошо налаженное взаимодействие элементов внутри системы обеспечивает наиболее полное и своевременное выполнение функций, возложенных на эту систему, для решения стоящих перед ней задач.
1 См.: Канцарин Ф.Г. Взаимодействие исправительно-трудовых учреждений с милицией и общественностью в предупреждении преступлений со стороны освобожденных от наказания: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: Академия МВД СССР, 1971.-С.42.
2 См.: Климова И.А., Вандышев А.С., Дьячковский С.А. Организация и тактика оперативного поиска. - М., 1998. - С.25.
3 Игнатенко В.И. Основы предупреждения антиобщественного образа жизни и рецедива преступлений несовершеннолетних. -Рязань, 1996. -С.70-71.
4 См.: А.В. Горожанин, Н.С. Артемьев, А.П. Некрасов. Роль оперативных аппаратов учреждений и органов уголовноисполнительной системы в организации борьбы с рецидивной преступностью - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России 2005. - С. 114.
УДК 343.8
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ © 2012 К. А. Насреддинова, М. В. Гриднев
Аннотация. Статья посвящена анализу уголовно-правовых аспектов законодательной регламентации нового вида наказания - принудительных работ, особенностям применения и назначения данного наказания, а также определению принудительных работ в системе видов наказаний, предусмотренных УК РФ.
Ключевые слова: наказание, принудительные работы, система видов наказания, уголовный кодекс, назначение наказания.
CRIMINAL LAW ASPECTS OF PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR © 2012 C. Nasreddinova, M. Gridnev
Summary. The article is devoted to analysis of criminal-legal aspects of legislative regulation of the new kind of punishment - forced labor, peculiarities of application and purpose of the punishment, as well as the definition offorced labour in the system ofpenalties provided for by the criminal code of the Russian Federation
Keywords: punishment, forced labor, a system of punishment, criminal law, sentencing.
В Российской Федерации расширяется сфера применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, к лицам, совершившим преступления.
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ внес изменения в ст. 44 УК РФ, добавив такое наказание как принудительные работы1. В соответствии с новой редакцией ст. 49 УК РФ введенное наказание может назначаться при выявлении факта уклонения от обязательных работ, которые согласно действующему законодательству исполняются осужденным во время, свободное от основной учебы или работы или вместо штрафа, если у осужденного просто нет возможностей для заработка. Также принудительные работы смогут заменить условно-досрочное освобождение. Срок такого наказания может составлять от 6 месяцев до 5 лет и может назначаться только за преступления небольшой и средней тяжести или за тяжкое преступление, совершенное впервые. Из денег, заработанных осужденным, 5 - 20% будет высчитываться в бюджет. А лица, которым назначены принудительные работы, но они категорически не желают трудиться, будут помещены в тюрьму. Назначенный срок отбытия наказания при этом не изменится. Вводится список лиц, к которым принудительные работы как вид наказания не могут быть применены. Это инвалиды первой и второй групп, беременные женщины, матери с детьми до 3 лет (в первом чтении - до 14 лет) и пенсионеры.
Для отбытия нового наказания вводятся специальные исправительные центры, создание которых имеет финансово-экономическое обоснование в документах, поступивших в Госдуму вместе с законопроектом. Центры будут состоять из нескольких зданий контейнерного типа, места их размещения будут определяться Министерством регионального развития России.
По мнению Г.В. Вериной, наиболее вероятный путь приведения в действие системы исправительных центров указан в ч. 3 ст. 60.1 УИК РФ: «Изолированные участки, функ-