Научная статья на тему 'Подводя итоги (интервью с начальником УОИНИО ФСИН России генерал-майором внутренней службы Е. Л. Зарембинской)'

Подводя итоги (интервью с начальником УОИНИО ФСИН России генерал-майором внутренней службы Е. Л. Зарембинской) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

В прошлом году, в мае 2014 года, в нашем журнале было опубликовано интервью начальника УОИНИО ФСИН России генерал-майора внутренней службы Е. Л. Зарембинской, посвященное 95-летию службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Теперь, спустя насыщенный важными событиями год, Елена Леонтьевна подводит итоги работы уголовно-исполнительных инспекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подводя итоги (интервью с начальником УОИНИО ФСИН России генерал-майором внутренней службы Е. Л. Зарембинской)»

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Подводя итоги

В прошлом году, в мае 2014 года, в нашем журнале было опубликовано интервью начальника УОИНИО ФСИН России генерал-майора внутренней службы Е. Л. Зарембинской, посвященное 95-летию службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Теперь, спустя насыщенный важными событиями год, Елена Леонтьевна подводит итоги работы уголовно-исполнительных инспекций.

- Елена Леонтьевна, какие события произошли в работе уголовно-исполнительных инспекций с момента нашей последней встречи?

- За истекший год произошло много значимых событий. В их числе - создание на территории Крымского полуострова федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», проведение V Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России в Казани, участие в заседаниях правительственных комиссий по профилактике правонарушений, по делам несовершеннолетних

и защите их прав, в совместных совещаниях с руководством МВД России, в Международных Рождественских образовательных чтениях, в Х съезде уполномоченных по правам человека, в парламентских слушаниях на тему «О совершенствовании законодательства в сфере противодействия незаконному распространению наркотических средств и психотропных веществ», во II Национальном антинаркотическом съезде организаций, осуществляющих комплексную профилактику наркологических заболеваний и т. д.

Реализован комплекс мероприятий по совершенствованию нормативной базы, повышению эффективности исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

В течение 2014 года улучшено взаимодействие УИИ с оперативными подразделениями УИС, которыми установлено местонахождение 7 745 осужденных, скрывшихся от контроля УИИ (АППГ - 6 918). Продолжено взаимодействие с общественными объединениями (организациями) по вопросам оказания социальной помощи осужденным, в настоящее время УИИ взаимодействуют с 1 727 организациями. Также налажено сотрудничество с 825 добровольными народными дружинами, 283 казачьими объединениями, с 808 социально-реабилитационными центрами. Более 25 % осужденных, состоящих на учете УИИ, получили социально-психологическую и иную помощь.

Сотрудниками инспекций проведена большая профилактическая работа, в результате которой наблюдается снижение уровня повторной преступности среди осужденных

к наказаниям без изоляции от общества (уголовные дела за совершение преступлений после постановки на учет УИИ возбуждены в отношении 16 688 осужденных, или 1,8 %; в 2013 году - в отношении 19 659 осужденных, или 2,07 %).

- Какие изменения произошли в нормативно-правовом обеспечении деятельности УИИ?

со статьей 721 УК РФ. Реализация положений данной статьи выявила ряд проблем, над решением которых УОИНИО ФСИН России в настоящий момент работает.

На расширение сферы применения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, направлен Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Сотрудниками инспекций проведена большая профилактическая работа, в результате которой наблюдается снижение уровня повторной преступности среди осужденных к наказаниям без изоляции от общества

- Всего в 2014 году было принято 19 нормативных правовых актов (пять федеральных законов, одно постановление и два распоряжения Правительства Российской Федерации, пять приказов Минюста России, шесть приказов ФСИН России), касающихся вопросов исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

Среди основных законодательных актов, вступивших в силу в 2014 году и затрагивающих деятельность УИИ, - Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 721. Согласно данной статье при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ либо в виде ограничения свободы суд может возложить на осужденного обязанность пройти лечение от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию. Функция контроля за исполнением осужденными данной обязанности возложена на УИИ.

В 2014 году по учетам уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России прошло 188 осужденных (в том числе 60 осужденных к штрафу), имеющих обязанность пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию в соответствии

Федерации». Данным законом введена уголовная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психотропных веществ в целях их сбыта. ФСИН России прогнозируется увеличение в течение года численности лиц, проходящих по учетам УИИ, на 13 908 человек.

Кроме того, приказами Минюста России от 22.08.2014 № 177 и № 178 внесены изменения в основные документы, регламентирующие деятельность УИИ при исполнении наказаний (в приказ Минюста России от 20.05.2009 № 142 и приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258). УОИНИО ФСИН России будет продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность УИИ.

- Как развивается международное сотрудничество в сфере исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы?

- В 2014 году нами осуществлялось сопровождение проекта Конвенции об исполнении судебных решений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и мерам уголовно-правового характера, в государстве, гражданами которого они являются или на территории которого постоянно проживают. Данный документ разработан инициативно УОИНИО ФСИН России.

Руководство управления неоднократно принимало участие в заседаниях экспертной группы представителей государств - участников СНГ по согласованию проекта конвенции в Минске (Республика Беларусь).

В настоящее время Минюстом России направлен пакет документов в Правительство Российской Федерации для внесения предложения Президенту о подписании конвенции.

В 2014 году было принято участие в приеме делегаций Национальной службы исполнения наказаний Королевства Норвегия. В ходе рабочих встреч обсуждались проекты рабочей программы и плана мероприятий ФСИН России и Национальной службы исполнения наказаний Королевства Норвегия, в которых

вероятность ложного срабатывания датчика целостности ремня.

В остальном, в том числе и по техническим характеристикам, модернизированные электронные браслеты практически идентичны моделям предыдущей версии и в полной мере позволяют сотрудникам УИИ эффективно осуществлять надзор и контроль за осужденными к ограничению свободы при помощи оборудования СЭМПЛ, а также контроль за лицами, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

УОИНИО ФСИН России будет продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность уголовно-исполнительных инспекций

большое внимание уделено обмену опытом по исполнению альтернативных наказаний.

В соответствии с планом международного сотрудничества представителем УОИНИО ФСИН России в составе делегации ФСИН России осуществлен выезд в Швейцарию, в ходе которого изучался опыт применения альтернативных санкций и мер без изоляции от общества в этой стране, а также состоялся обмен опытом использования электронного мониторинга за преступниками.

Необходимо сказать, что принимающей стороной отмечены российские достижения в сфере развития и использования электронного мониторинга.

- Как развивается система электронного мониторинга подконтрольных лиц в России?

- В первом квартале 2015 года всеми территориальными органами ФСИН России были получены модернизированные электронные браслеты, и в настоящее время УИИ активно их используют.

Основное преимущество модернизированных электронных браслетов заключается в увеличении мощности встроенной аккумуляторной батареи, которой, как заявлено производителем, должно хватить на семь лет работы устройства, в отличие от трех лет работы предыдущей модели. Более того, в новой модели электронных браслетов полностью изменена конструкция крепления ремня и замка, благодаря чему производителям удалось исключить

- Каковы результаты применения электронных средств надзора и контроля СЭМПЛ?

- Электронный контроль является сдерживающим фактором совершения повторных преступлений. Так, в 2014 году уровень повторной преступности осужденных к ограничению свободы составил 1,56 % (1 044 человека), в то же время уровень повторной преступности осужденных к ограничению свободы, к которым применены электронные средства надзора и контроля СЭМПЛ, составил 1,39 % (386 человек) при общем уровне повторной преступности осужденных к наказаниям без изоляции от общества в 2014 году в России 1,8 %.

Доля осужденных к ограничению свободы, находящихся под электронным надзором, злостно уклоняющихся и скрывающихся от контроля УИИ, в четыре раза меньше, чем осужденных, к которым не применяются технические средства.

Так, в 2014 году после постановки на учет от контроля УИИ скрылись и были объявлены в розыск 849, или 1,27 %, осужденных к ограничению свободы, притом с электронными браслетами скрылся от контроля УИИ и объявлен в розыск 81 человек, или 0,29 %.

- Как осуществляется взаимодействие сотрудников уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел?

- В течение последних двух лет после принятия Регламента взаимодействия ФСИН России

и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений (приказ Минюста России и МВД России от 04.10.2012 № 190/912) отмечается улучшение качества сотрудничества инспекций с органами внутренних дел.

Регулярно проводятся спецоперации, рейды по проверке образа жизни осужденных и выявлению лиц, скрывшихся от контроля инспекций. Совместными мероприятиями в 2014 году было охвачено более 900 тыс. лиц, состоявших на учете УИИ, в том числе

В декабре 2014 года в режиме видео-кон-ференц-связи было организовано и проведено совместное совещание заинтересованных структурных подразделений ФСИН России и ГУОООП МВД России, а также руководителей профильных подразделений территориальных органов ФСИН России и МВД России по вопросам исполнения регламента.

- Расскажите о работе, проделанной УОИНИО ФСИН России в рамках переформатирования уголовно-исполнительной системы Крымского региона под российские стандарты?

Электронный контроль является сдерживающим фактором совершения повторных преступлений

совместно с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних осуществлено более 20,5 тыс. обследований семейно-бытовых условий несовершеннолетних осужденных.

При помощи подразделений ОВД в 2014 году разыскано 4 477 осужденных к наказаниям без изоляции от общества, скрывшихся от контроля УИИ.

В целях изучения вопросов и проверки организации взаимодействия по предупреждению правонарушений среди лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, сотрудниками УОИНИО ФСИН России осуществлено 14 выездов в регионы совместно с представителями МВД России и иных федеральных органов исполнительной власти.

В Приморском крае (май), Иркутской области (июль), Волгоградской области (октябрь), Пермском крае (октябрь) в ходе совместных выездов проверялась деятельность территориальных органов ФСИН России и МВД России по исполнению требований регламента.

В 2014 году проведено два совместных совещания-семинара с участием руководителей подразделений по делам несовершеннолетних, УИИ, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации по вопросам организации работы по профилактике повторной преступности среди несовершеннолетних, состоящих на учетах в данных подразделениях, и по вопросам совершенствования межведомственного взаимодействия.

- В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2014 № 866-р на территории Республики Крым и города Севастополя создано федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и г. Севастополю». Во исполнение распоряжения с соблюдением установленных сроков были утверждены устав и штатное расписание данного учреждения.

В настоящее время на территории новых субъектов Российской Федерации образована и функционирует уголовно-исполнительная инспекция и 27 ее филиалов.

Были организованы и проведены стажировки крымчан в Краснодарском и Ставропольском краях, а также обучение на базе Южного межрегионального учебного центра ФСИН России (г. Краснодар) по изучению системы электронного мониторинга подконтрольных лиц. За счет перераспределения имеющегося оборудования в Крым были переданы 29 стационарных пультов мониторинга СЭМПЛ.

Также на баланс ФКУ ЦИТО УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю принят сервер мониторинга СЭМПЛ. В целях обеспечения фотографирования и дактилоскопирования осужденных, состоящих на учетах в УИИ, для всех филиалов были закуплены фотоаппараты и наборы для дактилоскопирования. Все сотрудники УИИ Крымского региона обеспечены компьютерной техникой.

Был решен вопрос о выделении более 10 млн рублей на приобретение автотранспорта: закуплено 13 единиц автомобилей LADA-2131 (Нива), 16 единиц LADA GRANTA. Также выделено 2 млн рублей на приобретение мебели в соответствии с нормами положенности.

Основным направлением деятельности в переходный период было приведение приговоров

Как и при применении предыдущих актов амнистии, инспекции активно включились в работу по реализации постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 19411945 годов».

Под действие постановления об амнистии подпадает

188 152 осужденных к наказаниям без изоляции от общества

осужденных к наказаниям и уголовно-правовым мерам без изоляции от общества, состоящих на учете Крымской уголовно-исполнительной инспекции, к соответствию законодательству Российской Федерации. На сегодняшний день эта работа практически завершена.

Руководство и сотрудники УОИНИО ФСИН России неоднократно выезжали в Республику Крым для оказания практической и методической помощи, в результате чего за короткий срок (около шести месяцев) удалось обеспечить пересмотр судебными органами почти всех приговоров и исполнение наказаний без изоляции от общества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- 24 апреля 2015 года Государственной Думой было принято постановление «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне». Какая работа проводится уголовно-исполнительными инспекциями по его реализации?

- Еще в 2014 году в рамках амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации были освобождены 23 695 человек, состоявших на учете УИИ.

По информации, представленной уголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов ФСИН России, под действие данного постановления подпадает 188 152 осужденных к наказаниям без изоляции от общества, материалы в отношении них направлены в суд и прокуратуру для рассмотрения вопроса об освобождении от наказания.

Под действие амнистии подпадает три ветерана Великой Отечественной войны, один из них уже освобожден. На сегодняшний день прекращено исполнение наказания в отношении 17 556 человек.

В целях эффективного исполнения постановления об амнистии управление осуществляет ежедневный контроль за результатами работы в данном направлении.^

Беседовала Л. А. Черешнева Фото В. К. Никифорова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.