Humanity space International almanac VOL. 9, No 1, 2020: 54-59
Взаимодействие учреждений культуры и общественных организаций через деятельностный подход к патриотическому воспитанию подростков
А.С. Фомина
Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, д. 7 Moscow State Institute of Culture
Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: патриотическое воспитание, подростки, культурно-досуговая деятельность, учреждения культуры, общественные организации, деятельностный подход.
Key words: patriotic education, teenagers, cultural and recreational activities, public organizations, active approach.
Резюме: В статье автор формулирует основной тезис деятельностного подхода, дает оценку психологических особенностей подросткового возраста, рассматривает понятие патриотизма как центральной характеристики личности. Анализирует роль общественных организаций и учреждений культуры в патриотическом воспитании подростков. Приводит пример деятельностного взаимодействия учреждений культуры и общественных организаций. Abstract: In the article, the author formulates the main thesis of the activity approach, gives an assessment of the psychological characteristics of adolescence, considers the concept of patriotism as a Central characteristic of personality. Analyzes the role of public organizations and cultural institutions in the Patriotic education of adolescents. He gives an example of activity interaction between cultural institutions and public organizations.
[Fomina A.S. Interaction of cultural institutions and public organizations through an active approach to Patriotic education of adolescents]
В основе теории деятельности или деятельностного подхода сформулирован базовый тезис - не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.
Мы понимаем деятельность как основу всех жизненных процессов человека, формирования и становление его личности. Вне деятельности невозможно решить задачи патриотического воспитания.
Если рассматривать понятие патриотизма как центральную характеристику личности, которая формирует не только стремление человека к самореализации, но и его
самореализацию на благо родной страны - становится понятно, что необходимо развивать чувство национального самосознания, самоидентификации личности в единстве культурных ценностей своей родины и народа.
Зарождению любой деятельности предшествует возникновение потребности. Именно потребности характеризуют связь личности с важными и необходимыми для нее объектами и событиями.
Учитывая, как те или иные потребности способны ответить интересам общества в целом, можно квалифицировать их как нравственные или порочные. Радость от проявления заботы об обществе, счастье пользы для своей страны чужды эгоцентризму личности и его эгоистическому счастью.
Потребность активизации работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения совершенно закономерно возникает на государственном уровне в современной России.
Для понимания потребности в развитии чувства патриотизма у подростков следует учитывать физиологические и психологические особенности протекания подросткового периода. В так называемом «переходном возрасте» происходят: физиологическая перестройка всего организма, изменения в мыслительных процессах подростка, претерпевает метаморфозы его внутренняя позиция.
Особенности подросткового возраста с психологической точки зрения выражаются в необходимости утверждения жизненных ориентиров, ощущения чувства защищенности в рамках своего социума, искоренения чувства безысходности, подавленности и тревожности перед будущим. Взаимодействие учреждений культуры и общественных организаций в патриотическом воспитании подростков позволяет решить эти насколько важные проблемы.
В рамках организации работы по патриотическому воспитанию подростков необходимо обратить особое внимание на стремление подростков к самостоятельности и общественному признанию. Для удовлетворения этой психологической возрастной потребности подросток ищет общность сверстников, в которой каждый априори признается
самостоятельной социальной единицей. Каждый участник коллектива не только имеет право на свое слово и свой поступок, но и признает права других. Таким образом формируется модель социума со своими моральными принципами и существующая по своим законам.
Так, в 1985 году образуется Региональная общественная детская организация ДСК «Ермакъ», основная задача которой -эффективная организация деятельности по гражданско-патриотическому и историко-краеведческому воспитанию детей, подростков, молодежи. Планирование работы РОДО ДСК «Ермакъ» в течение более 30 лет было определено наиболее популярными и востребованными среди детей, подростков, молодежи видами спортивных единоборств, секций, кружков по интересам, среди них: рукопашный бой, бокс, самбо, атлетическая гимнастика, ОФП, спортивно-бальные танцы, занятия в тренажерном зале, каратэ, армейский рукопашный бой. Общественная организация по настоящее время активно сотрудничает с районной комиссией по делам несовершеннолетних и среди воспитанников клуба немало таких подростков, которые относятся к «группе риска».
На примере ДСК «Ермакъ» мы видим, что детская общественная организация может являться отличным примером коллектива, который отвечает психологическим возрастным потребностям подростков.
Стоит понимать, что государственная политика по патриотическому воспитанию подростков широко использует общественные институты. Общественные организации определенно осуществляют массовую работу по патриотическому воспитанию подростков и являются одной из основных составных частей системы патриотического воспитания граждан нашей страны. Однако реализовывать государственные программы невозможно, используя только единственный ресурс.
Стоит помнить, что участие подростка в активной общественной жизни неминуемо влечет за собой определенные трудности. Во-первых, существенно возрастает потребность в наличии большего свободного времени. Во-вторых, подросток начинает ощущать на себе груз ответственности не только за
свои действия и поступки, но и за коллектив в целом. Может возрасти психологическое напряжение. Решить возникшие трудности помогает культурно-досуговая деятельность.
Культурно-досуговая деятельность, нередко проходящая в игровой форме, интересно и не навязчиво позволяет подростку отвлечься от груза имеющихся проблем и сложностей, но при этом сохраняет его участие в образовательном и воспитательном процессах.
Изучая культурно-досуговые потребности современных подростков, мы сталкиваемся с тем, что посещение учреждений культуры, занятие искусством или рукоделием отходят для них на последнее место.
Для привлечения подростков у учреждений культуры возникает необходимость в создании инновационных форм культурно-досуговой деятельности, отвечающих имеющимся потребностям подрастающего поколения. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности молодежи, по мнению И. Л. Смаргович: КВН, экстремальный спорт (конные клубы), сюжетно-ролевые игры, экстремальный туризм (скалолазание, клубы байкеров, рафтинг), перформансы, хепенинг, тематические дискотеки и др.
По мнению автора статьи, центры культуры и досуга, являются примером учреждений культуры Российской Федерации, которые сочетают в себе традиционный и инновационный подходы в своей деятельности, а так же способны удовлетворить культурно-досуговые потребности подростков.
Одним из таких центров является ГБУ Спортивно-досуговый центр «Кольчуга». Работа центра ориентирована на массовый отдых. Большой выбор спортивных секций, творческих мастерских, познавательно-развивающих студий и творческих объединений включают в себя: танцевальные коллективы; декоративно-прикладные творческие мастерские; социально-педагогические студии; физкультурно-
оздоровительные и спортивных секции, что способствует раскрытию духовного, нравственного и физического потенциала подростков. Активную работу по патриотическому воспитанию подростков в Центре осуществляет кружок «Молодежный
проект». В рамках работы кружка проводятся различные культурно-досуговые и просветительские программы, ориентированные на патриотическое воспитание подростков и повышение уровня их интеллектуального развития, информационной, социальной и политической грамотности.
Говоря о патриотическом воспитании современных подростков, стоит отметить, что возникает потребность в деятельностном взаимодействии учреждений культуры и общественных объединений, как у основных организаций, способствующих созданию и развитию духовно-нравственного влияния на подрастающее поколение.
В качестве положительного примера взаимодействия учреждений культуры и общественных организаций в патриотическом воспитании подростков автор статьи приводит результат совместной деятельности ГБУ СДЦ «Кольчуга» и РОДО «ДСК «Ермак».
РОДО «ДСК «Ермакъ» на протяжении многих лет традиционно проводит двухдневную военно-спортивную игру «Дорога Памяти», посвященную Дню начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой. Данная программа нацелена на: воспитание чувства патриотизма, гордости и любви к Родине; оздоровление общества на основе традиционной спортивно-игровой культуры; военно-историческое воспитание подрастающего поколения; популяризацию здорового образа жизни; пропаганду военно-технических знаний среди допризывной молодежи; приобщение к спорту детей, подростков и молодежи; организацию активного досуга детей, подростков и молодежи; популяризацию военно-спортивного многоборья и других видов спортивно-патриотической подготовки и культурного развития молодежи.
В 2019 году в данной программе в качестве одного из организаторов прияло участие ГБУ СДЦ «Кольчуга». Благодаря участию учреждения культуры, в программу были привнесены такие формы культурно-досуговой деятельности как: сюжетно-ролевая игра, интеллектуально-познавательная программа и концерт.
Новый формат проведения программы нашел положительный отклик среди ее участников-подростков, что
подтверждает необходимость повышения уровня взаимодействия учреждений культуры и общественных организаций в патриотическом воспитании подростков в современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. 2017. Патриотическое воспитание молодежи в России: проблемы, мнения, экспертные оценки. - Вестник РУДН. Серия: Политология. 19 (1): 25-37. Смаргович И.Л. 2013. Основы культурно-досуговой деятельности. Минск: БГУКИ. 172 с.
Шароватов Ю.М. 2005. Деятельностный подход к воспитанию патриотических качеств личности в учреждениях культурно-досугового типа. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. Москва. 196 с.
Получена /Received: 09.12.2019 Принята /Accepted: 09.01.2020