Научная статья на тему 'Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих задержку психического развития с целью повышения эффективности логопедической работы'

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих задержку психического развития с целью повышения эффективности логопедической работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1282
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернецова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих задержку психического развития с целью повышения эффективности логопедической работы»

Улучшились показатели нравственно-правового поведения подростков. Ребята стали более грамотными в правовом плане, знают, к кому обратиться за помощью в случае нарушения их прав.

Воспитанники научились анализировать собственные поступки, ошибки, могут безболезненно выслушивать в свой адрес критические замечания со стороны как взрослого, так и сверстника.

Первоначально (до внедрения эксперимента в организацию социально-культурной деятельности) уровень социального развития подростков был крайне низким. После апробации на практике разработанной более совершенной системы организации социальнокультурной деятельности подростков сопоставительный анализ результатов дал возможность выявить эффективность использования отдельных направлений в её организации с уклоном на нравственно-правовое воспитание.

Воспитанники стали больше интересоваться своим внешним видом, заботиться о чистоте одежды, тела, большинство ребят имеют аккуратный, подтянутый внешний вид. Уменьшилось количество подростков, эпизодически употребляющих алкоголь, повысился интерес к здоровому образу жизни, все реже в стенах школы-интерната употребляются нецензурные выражения. Заметно снизился уровень агрессивности подростков, антиобщественных проявлений.

Все это позволяет сделать заключение, что социальнокультурная деятельность в условиях школы-интерната обладает необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, содержит в себе компенсирующий и восстановительно-реабилитационный заряд. Решаются проблемы предупреждения отклонений в поведении подростков, в преодолении недостатков развития их личности.

А. В. Чернецова

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих задержку психического развития с целью повышения эффективности логопедической работы

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с ЗПР определяется, проблемой различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.

Обозначая данные проблемы и следуя по основным направлениям логопедической работы, мы можем выделить основные цели деятельности логопеда: формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи; разработка и апробация различных содержательных и

196

структурных вариантов взаимодействия семьи и учителя-логопеда как способа повышения эффективности коррекционновоспитательного потенциала образовательного процесса.

Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы. Так Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Година и другие известные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями (Бачина О.В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009; Щедрова Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи. Дошкольное воспитание. 2000. № 6).

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда (Бачина О.В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009; Пигасова А.Г. Работа логопеда с родителями. Ж. Дефектология. 1985. № 5). Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу работы с родителями. Непрерывная связь с родителями осуществляется в нашей группе с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах: групповые родительские собрания проводятся три раза: в начале, середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям мы уделяем особое внимание, тщательно готовим-

197

ся к их проведению, анализируем каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Собрание стараемся назначать во время, удобное для родителей. Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом; консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Для того чтобы родители могли осознать всю информацию предложенную на семинаре в конце, как правило мы предлагаем их вниманию различные памятки, в которых прописаны ключевые моменты семинара; к некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуется выставка пособий; фронтальные открытые занятия для родителей и с участием родителей проводятся так же 2-3 раза в год и родители, как правило с большой заинтересованностью относятся к их посещению; многими логопедами практикуется такая форма работы, как видеотека. Занятия, консультации, индивидуальные практикумы снимаются на видео; библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.

В

основном это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями: анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребенка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях; особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи индивидуальной беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года, после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребенка ведется отдельный разговор. Родные ребенка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Основная задача состоит в том, чтобы помочь семье в воспитании ребенка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их

198

сотрудничество; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность; основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних рекомендаций - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти; существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная логопедом библиотечка авторских пособий, рассчитанные на коррекцию всех возможных параметров работы с детьми, логопеду нет необходимости переписывать их для родителей, они в доступной форме объяснены в пособиях.

Наглядная форма работы: речевой уголок отражает тему занятия, даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) мы хотели бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе педагогического коллектива логопедической группы. А показатель уровня их самосознания -это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку.

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.