Проблемы в организации сотрудничества учителя-логопеда и семьи в условиях
логопункта ДОУ и пути их решения.
Смирнова М.А. учитель-логопед МБДОУ д/с № 31 г. Североморск, Россия ша$80.80@ша11. ги
Аннотация: Целью статьи является совершенствование и систематизация педагогического опыта в направлении работы с семьей ребенка, имеющего речевую патологию.
Ключевые слова. Семья, ребёнок, взаимодействие, традиционные и нетрадиционные формы работы.
В наше время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об Образовании», ст.18, п.1). данный факт обуславливает необходимость создания условий для взаимодействия с родителями на основе сотрудничества.
Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников образовательных учреждений, в том числе и логопедов.
Сейчас отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми проблемами. Так, по данным статистики, на начало 2013/14 учебного года доля детей с речевыми дефектами различной степени тяжести в массовых группах ДОУ г. Мурманске составляет около 65%, г. Североморске около 35%. Эта статистика соответствует общероссийским показателям (О.В. Бачина, В.А. Калягин, О.А. Степанова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др).
Данный факт обуславливает необходимость оптимизации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности учителя-логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.
К основным задачам и целям сотрудничества учителя-логопеда и родителей относятся следующие (О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.:ТЦ Сфера, 2009.):
У установка партнерских отношений с семьей воспитанника, имеющего речевую патологию;
У помощь родителям в осознании своей роли в процессе развития ребенка; У формирование мотивации к коррекционной работе с их детьми; У повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
У разработка и апробация традиционных и нетрадиционных форм организации сотрудничества учителя-логопеда с микросоциальным окружением ребенка-логопата.
Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
• педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри сада и за его пределами;
• беседы и консультации (ведущая роль принадлежит логопеду);
• общие и групповые родительские собрания (также родители в роли пассивных слушателей)
• наглядная пропаганда, оформленная в виде стендов, тематических выставок и т.д. (родители знакомятся с ней чисто механически, когда приводят или забирают детей).
Таким образом, видим, что традиционные формы работы учителя-логопеда с семьей не так эффективны:
• работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи;
• родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.
В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальным и востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами и переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений и навыков.
Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков:
• тестирование и анкетирование (позволяет наиболее актуальные проблемы для родителей).
• дни открытых дверей и родительские пятиминутки. (Родители посещают индивидуальные занятия, смотрят как ребенок занимается, что необходимо закрепить дома, т.д).
• консультации - практикумы (совместно с детьми родители небольшими подгруппами разучивают артикуляционную и пальчиковую гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в домашних логопедических тетрадях).
• домашние игротеки (знакомство родителей с простыми, но очень интересными и полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное время: «На кухне», «Во время купания», «По дороге в детский сад», «В свободную минутку»).
• праздники и развлечения (в начале года - знакомство, в середине года -тематическое развлечение и в конце года - итоговое. Для участия привлекаются родители).
• размещение информации на сайте дошкольного учреждения.
Преимущества новых форм и методов взаимодействия неоспоримы и многочислены:
• учет индивидуальности ребенка (постоянно поддерживаемый контакт с семьей дает возможность лучше узнать особенности каждого ребенка, что повышает эффективность педагогического процесса);
• положительный эмоциональный настрой логопеда и родителей на совместную работу (учитывается мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком);
• укрепление внутрисемейных связей (к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день).
Также следует подчеркнуть, что эффективность работы с родителями определяется не столько умелым отбором её содержания и форм, сколько психологическим настроем, возникающим в процессе постоянных контактов с учителем-логопедом. Проведение с родителями, во-первых, дифференцированной (с отдельными группами родителей), а во-вторых, индивидуализированной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, в совокупности помогает установлению между учителем - логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи, превращению семьи в активного субъекта коррекционно-образовательного процесса и осуществлению контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье. (Ю.В. Иванова. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.)
Библиография
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. 2009. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.
2. Иванова Ю.В. 2008. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М.
3. ЛапковскаяВ.П., ВолодьковаН.П. 2008. Речевые развлечения в детском саду. М.