Научная статья на тему 'К вопросу о проблемах формирования и воспитания языковой культуры ребенка с нарушениями развития'

К вопросу о проблемах формирования и воспитания языковой культуры ребенка с нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / ДЕФЕКТОЛОГИЯ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМ / CORRECTIONAL PEDAGOGICS / DEFECTOLOGY / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгих Нелля Викторовна, Егорова Галина Ядгаровна

В статье анализируются проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей с особыми образовательными потребностями, формулируются основные требования к деятельности соответствующих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долгих Нелля Викторовна, Егорова Галина Ядгаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблемах формирования и воспитания языковой культуры ребенка с нарушениями развития»

К вопросу о проблемах формирования и воспитания языковой культуры ребенка с нарушениями развития Долгих Н. В.1, Егорова Г. Я.2

Долгих Нелля Викторовна /Dolgikh Nellya Viktorovna - социальный педагог;

Егорова Галина Ядгаровна /Egorova Galina Yadgarovna - учитель-дефектолог, Автономное учреждение Воронежской области

Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

«Парус надежды», г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируются проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей с особыми образовательными потребностями, формулируются основные требования к деятельности соответствующих специалистов.

Abstract: the article analyzes the problems of the upbringing of a sound culture speech in children with special educational needs, and formulates the main requirements to the activities of the relevant specialists.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, дефектология, дети с особыми образовательными потребностями

Keywords: correctional pedagogics, defectology, children with special educational needs.

С рождения человека окружает определенная языковая среда. Именно через язык ребенок получает представления об окружающем мире, обществе, в котором он живет, о системе ценностей, поведении, морали и многом другом. По данным психологов, структура речи у ребенка закладывается в первые три года его жизни. И роль того окружения, в котором он находится, очень велика. Именно семья закладывает тот фундамент речи, на котором строится общение ребенка, формируется его языковое сознание.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного развития детей в максимально сензитивный период [1, с. 7]. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Основными задачами развития речи являются воспитание звуковой культуры, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи.

Центр реабилитации «Парус надежды» является одной из первых ступенек обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, где особая важность придается формированию языковой культуры личности. Специалисты Центра: логопеды, дефектологи, психологи, педагоги - готовят ребенка с ограниченными возможностями здоровья к интеграции в дошкольные учреждения, в специализированные и общеобразовательные школы. Особого внимания требуют дети, имеющие нарушения речи и посещающие занятия коррекционной и компенсирующей направленности. Часто их речь характеризуется проявлением речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: фонетики, грамматики, лексики. При этом типичными являются отклонения в произносительной и смысловой сторонах речи.

Личный опыт работы убеждает нас в том, что коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста во многом зависит от правильного диагностирования, выбора соответствующих приемов воздействия, обеспечения индивидуального подхода к ребенку с учетом его личностных особенностей, а также от создания

51

эффективной индивидуальной коррекционной программы [2, с. 279]. Развитие ребенка с речевыми нарушениями требует специального подхода и специфических методов работы не только учителя-дефектолога, логопеда, но и психологов, педагогов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и медицинских работников. Каждый из специалистов Центра «Парус надежды», занимающихся реабилитацией детей с ограниченными возможностями здоровья, принимает участие в формировании и закреплении у них речевых навыков, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья, предъявляя единые требования к ребенку с речевыми нарушениями. Такой комплексный подход в работе с достаточно сложным контингентом детей способствует более эффективному преодолению недостатков развития, помогает гармонизации личности дошкольников с нарушениями речи, расширяет возможности применения новых форм коррекционного воздействия.

Каковы же основные требования к деятельности специалистов, участвующих в коррекции речи детей? Дефектолог решает диагностические, коррекционно -педагогические задачи, логопед занимается исправлением у детей речевых нарушений и коррекцией связанных с ними неречевых психических процессов. Отработанные дефектологом, логопедом на индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются на индивидуальных и групповых занятиях педагогами и воспитателями. Педагог-психолог осуществляет деятельность, направленную на развитие когнитивных процессов, связанных с речью. Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, развитию чувства ритма, ориентировки в пространстве, развитию правильного физиологического дыхания, координации речи с движением. Инструктор по адаптивной физической культуре занимается развитием и коррекцией общей и тонкой моторики, использует приемы психогимнастики, дыхательной гимнастики, релаксации. Медицинские работники проводят систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей и их развитием, консультируют участников коррекционного процесса. В общении с ребенком с речевыми нарушениями все специалисты особое внимание уделяют стимуляции у него диалогической речи и развитию коммуникативных навыков.

Необходимо отметить немаловажную роль семьи в формировании языковой культуры детей. Педагоги Центра «Парус надежды» устанавливают партнерские отношения с семьей каждого ребенка, обучают приемам коррекционной работы, повышают психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей. Именно четко организованная и систематическая коррекционно -воспитательная работа, как специалистов, так и родителей, способствует формированию языковой культуры личности каждого ребенка с речевыми нарушениями и обеспечивает его максимально возможную интеграцию в окружающую языковую среду [3, с. 5].

Литература

1. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М., 1958. - 116 с.

2. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.

Коллективная монография под общей редакцией Поваляевой М.А. - Ростов-на-

Дону. «Феникс», 2002. - 352 с.

3. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с

недостатками речи. - М., 2009. - 64 с.

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.