УДК 373.2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
© 2019 Т. В. Козик1, А. В. Пьянкова2
1 магистрант 3 курса по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование e-mail: kozik-1993 @ mail. ru
2аспирант 1 курса по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки. Коррекционная педагогика
e-mail: a.piankova @ mail. ru
Россия, Екатеринбург, ФГБОУВО «Уральский государственный педагогический университет»
В статье представлена значимость взаимодействия специалистов по преодолению речевых нарушений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрены условия и формы их работы.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, тяжелые нарушения речи, взаимодействие специалистов, комплексный и системный подходы.
В дошкольных образовательных организациях (далее ДОО), работающих с детьми с нарушениями в речевом развитии, особое внимание уделяется вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов. Для успешного преодоления речевых нарушений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) и предупреждения вторичных отклонений должен быть реализован комплексный подход, достижение которого возможно только при тесном взаимодействии специалистов образовательной организации. В ДОО важными субъектами взаимодействия являются воспитатель, логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник, родители и сам обучающийся.
Эффективное взаимодействие перечисленных специалистов в преодолении речевых нарушений у обучающихся дошкольного возраста определяется следующими условиями [Поваляева 2002]:
1. Представление конечной цели всеми специалистами и взрослыми, окружающими обучающегося, заключающейся в полноценной и всесторонней коррекции и развитии имеющихся недостатков, а также слаженной работе их между собой.
2. Организация образовательного пространства в соответствии с потребностями обучающихся, охватывающего все стороны его личности.
3. Составление единого маршрута работы с обучающимся, согласование действий специалистов и родителей по коррекции нарушений. Важно, чтобы деятельность специалистов была однонаправленной и дополняла друг друга.
4. Последовательность и постепенность предъявления требований специалистов: от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации необходимого навыка.
5. Достижение поставленного результата коррекционно-развивающей работы.
Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
Для реализации совместной работы специалистов применяются следующие формы работы:
- индивидуальное проведение и коллективное обсуждение результатов диагностики;
- согласование и реализация коррекционно-развивающей деятельности;
- организация работы с родителями как активными участниками коррекционно-развивающего и образовательного процессов;
- мониторинг промежуточных и конечных результатов и корректировка работы каждого специалиста, направленной на более эффективное достижение поставленных результатов;
- индивидуальное и коллективное решение возникающих проблем.
Специалисты ДОО предъявляют единые требования к обучающемуся, учитывая
структуру нарушения, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, формируют и закрепляют необходимые знания, умения и навыки.
Каждый специалист в работе реализует свою деятельность в соответствии со своим профилем и в тесной взаимосвязи с остальными участниками образовательного пространства. Так, например, при формировании у обучающихся с заиканием чувства ритма работа проводится на фоне реализуемого лечения, педагог по физической культуре развивает моторную сферу обучающегося и ритмичность в общемоторной сфере, учитель-логопед формирует чувство речевого ритма в тесной связи с моторным, что закрепляется и на музыкальных занятиях под соответствующее сопровождение музыкальным работником. Педагог-психолог работает над формированием и развитием всех психических функций, воспитатель способствует закреплению всех формируемых навыков у обучающихся [Пятница 2005; Хуторский 2012].
Особую эффективность данная работа имеет при наличии каждую неделю единой тематики (лексической темы), этапа работы (подготовка, формирование, закрепление навыка), когда каждый специалист формирует нарушенную у ребенка функцию в рамках своей деятельности и подкрепляет деятельность другого специалиста. Данную деятельность внутри одной образовательной организации можно представить в виде сложной, переплетающейся и взаимосвязанной «паутины» -деятельности специалистов [Хуторский 2012].
Описанный подход особенно важно соблюдать при работе с обучающимися с ТНР, так как у них наблюдается сложная структура речевого дефекта и, как правило, недостатки других психических процессов. Данная особенность обуславливает то, что формирование каждого навыка занимает достаточно продолжительное время и требует всестороннего подхода. Системность в работе специалистов и их тесное сотрудничество позволяют сформировать и закрепить каждый навык у обучающихся более качественно и достигнуть поставленных задач в полном объеме.
Важно уделять внимание работе с родителями и активно включать их в образовательный процесс, объяснить необходимость их участия в устранении имеющихся у воспитанников недостатков. Поэтому в работе с родителями важно научить понимать проблемы обучающихся и способствовать овладению их необходимыми приемами работы и адекватными методами воспитания и развития детей.
Укрепление и развитие взаимодействия ДОО и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания обучающегося, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ТНР многоаспектна и носит комплексный характер. Она предполагает тесное сотрудничество всех специалистов ДОО, родителей
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
по
Взаимодействие преодолению речевых
специалистов в дошкольной нарушений у обучающихся с
Козик Т. ВПьянкова А. В. образовательной организации тяжелыми нарушениями речи
и обучающихся, благодаря которому возможно успешное формирование необходимых навыков и устранение имеющихся недостатков. Параллельно формируется личностная готовность воспитанников к школьному обучению, их социализация и адаптация в социуме.
Библиографический список
Поваляева М.А. и др. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 210 с.
Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. Мн.: Аверсэв, 2005. 175 с.
Хуторский А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. 63 с.