Научная статья на тему 'Взаимодействие специалистов в дошкольной образовательной организации по преодолению речевых нарушений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи'

Взаимодействие специалистов в дошкольной образовательной организации по преодолению речевых нарушений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
619
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / КОМПЛЕКСНЫЙ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козик Уральский Государственный Педагогический Университет, Пьянкова Уральский Государственный Педагогический Университет

В статье представлена значимость взаимодействия специалистов по преодолению речевых нарушений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрены условия и формы их работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козик Уральский Государственный Педагогический Университет, Пьянкова Уральский Государственный Педагогический Университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие специалистов в дошкольной образовательной организации по преодолению речевых нарушений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»

УДК 373.2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

© 2019 Т. В. Козик1, А. В. Пьянкова2

1 магистрант 3 курса по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование e-mail: kozik-1993 @ mail. ru

2аспирант 1 курса по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки. Коррекционная педагогика

e-mail: a.piankova @ mail. ru

Россия, Екатеринбург, ФГБОУВО «Уральский государственный педагогический университет»

В статье представлена значимость взаимодействия специалистов по преодолению речевых нарушений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрены условия и формы их работы.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, тяжелые нарушения речи, взаимодействие специалистов, комплексный и системный подходы.

В дошкольных образовательных организациях (далее ДОО), работающих с детьми с нарушениями в речевом развитии, особое внимание уделяется вопросу взаимосвязи и преемственности в работе специалистов. Для успешного преодоления речевых нарушений у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) и предупреждения вторичных отклонений должен быть реализован комплексный подход, достижение которого возможно только при тесном взаимодействии специалистов образовательной организации. В ДОО важными субъектами взаимодействия являются воспитатель, логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медицинский работник, родители и сам обучающийся.

Эффективное взаимодействие перечисленных специалистов в преодолении речевых нарушений у обучающихся дошкольного возраста определяется следующими условиями [Поваляева 2002]:

1. Представление конечной цели всеми специалистами и взрослыми, окружающими обучающегося, заключающейся в полноценной и всесторонней коррекции и развитии имеющихся недостатков, а также слаженной работе их между собой.

2. Организация образовательного пространства в соответствии с потребностями обучающихся, охватывающего все стороны его личности.

3. Составление единого маршрута работы с обучающимся, согласование действий специалистов и родителей по коррекции нарушений. Важно, чтобы деятельность специалистов была однонаправленной и дополняла друг друга.

4. Последовательность и постепенность предъявления требований специалистов: от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации необходимого навыка.

5. Достижение поставленного результата коррекционно-развивающей работы.

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

Для реализации совместной работы специалистов применяются следующие формы работы:

- индивидуальное проведение и коллективное обсуждение результатов диагностики;

- согласование и реализация коррекционно-развивающей деятельности;

- организация работы с родителями как активными участниками коррекционно-развивающего и образовательного процессов;

- мониторинг промежуточных и конечных результатов и корректировка работы каждого специалиста, направленной на более эффективное достижение поставленных результатов;

- индивидуальное и коллективное решение возникающих проблем.

Специалисты ДОО предъявляют единые требования к обучающемуся, учитывая

структуру нарушения, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, формируют и закрепляют необходимые знания, умения и навыки.

Каждый специалист в работе реализует свою деятельность в соответствии со своим профилем и в тесной взаимосвязи с остальными участниками образовательного пространства. Так, например, при формировании у обучающихся с заиканием чувства ритма работа проводится на фоне реализуемого лечения, педагог по физической культуре развивает моторную сферу обучающегося и ритмичность в общемоторной сфере, учитель-логопед формирует чувство речевого ритма в тесной связи с моторным, что закрепляется и на музыкальных занятиях под соответствующее сопровождение музыкальным работником. Педагог-психолог работает над формированием и развитием всех психических функций, воспитатель способствует закреплению всех формируемых навыков у обучающихся [Пятница 2005; Хуторский 2012].

Особую эффективность данная работа имеет при наличии каждую неделю единой тематики (лексической темы), этапа работы (подготовка, формирование, закрепление навыка), когда каждый специалист формирует нарушенную у ребенка функцию в рамках своей деятельности и подкрепляет деятельность другого специалиста. Данную деятельность внутри одной образовательной организации можно представить в виде сложной, переплетающейся и взаимосвязанной «паутины» -деятельности специалистов [Хуторский 2012].

Описанный подход особенно важно соблюдать при работе с обучающимися с ТНР, так как у них наблюдается сложная структура речевого дефекта и, как правило, недостатки других психических процессов. Данная особенность обуславливает то, что формирование каждого навыка занимает достаточно продолжительное время и требует всестороннего подхода. Системность в работе специалистов и их тесное сотрудничество позволяют сформировать и закрепить каждый навык у обучающихся более качественно и достигнуть поставленных задач в полном объеме.

Важно уделять внимание работе с родителями и активно включать их в образовательный процесс, объяснить необходимость их участия в устранении имеющихся у воспитанников недостатков. Поэтому в работе с родителями важно научить понимать проблемы обучающихся и способствовать овладению их необходимыми приемами работы и адекватными методами воспитания и развития детей.

Укрепление и развитие взаимодействия ДОО и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания обучающегося, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа специалистов дошкольной образовательной организации с детьми с ТНР многоаспектна и носит комплексный характер. Она предполагает тесное сотрудничество всех специалистов ДОО, родителей

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)

по

Взаимодействие преодолению речевых

специалистов в дошкольной нарушений у обучающихся с

Козик Т. ВПьянкова А. В. образовательной организации тяжелыми нарушениями речи

и обучающихся, благодаря которому возможно успешное формирование необходимых навыков и устранение имеющихся недостатков. Параллельно формируется личностная готовность воспитанников к школьному обучению, их социализация и адаптация в социуме.

Библиографический список

Поваляева М.А. и др. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 210 с.

Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. Мн.: Аверсэв, 2005. 175 с.

Хуторский А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.