Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕНННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕНННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тяжелое нарушение речи / группа компенсирующей направленности / сотрудничество / взаимодействие / специалисты / учитель-дефектолог / воспитатель / коррекционно-развивающая работа / педагог / коммуникативные навыки. / severe speech impairment / compensatory orientation group / cooperation / interaction / specialists / teacher-defectologist / educator / correctional and developmental work / teacher / communication skills.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Зейналова Ш. Я.

В данной статье рассматривается взаимодействие и организация работы учителя-дефектолога и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи. Исследование основано на наблюдении и анализе практического опыта работы учителя-дефектолога и воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения — детский сад № 395, а также на анализе специальной литературы. В статье обсуждаются различные методы и техники взаимодействия, приведены основные формы коррекционной работы. Отдельное внимание уделено направлениям работы педагогов в группе. Описана важность и характер сотрудничества воспитателя и учителя-дефектолога в группе для эффективной коррекционно-развивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Зейналова Ш. Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE TEACHER-DEFECTOLOGIST AND THE EDUCATOR IN THE GROUP OF COMPENSATORY ORIENTATION FOR CHILDREN WITH SEVERE SPEECH IMPAIRMENT

This article examines the interaction and organization of the work of a teacher-defectologist and an educator in a compensatory orientation group for children with severe speech impairment. The study is based on the observation and analysis of the practical experience of a teacher-defectologist "Экономика и социум" №7(122) 2024 www.iupr.ru 681 and educator of a Municipal autonomous preschool educational institution — kindergarten No. 395, as well as on the analysis of specialized literature. The article discusses various methods and techniques of interaction, and provides the main forms of correctional work. Special attention is paid to the areas of work of teachers in the group. The importance and nature of the cooperation between the educator and the teacher-defectologist in the group for effective correctional and developmental work is described.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕНННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

УДК 373

Зейналова Ш.Я. студент 4 курса бакалавриата Институт специального образования Уральский государственный педагогический университет

Россия, Екатеринбург

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕНННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ

РЕЧИ

Аннотация. В данной статье рассматривается взаимодействие и организация работы учителя-дефектолога и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи. Исследование основано на наблюдении и анализе практического опыта работы учителя-дефектолога и воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения — детский сад № 395, а также на анализе специальной литературы. В статье обсуждаются различные методы и техники взаимодействия, приведены основные формы коррекционной работы. Отдельное внимание уделено направлениям работы педагогов в группе. Описана важность и характер сотрудничества воспитателя и учителя-дефектолога в группе для эффективной коррекционно-развивающейработы.

Ключевые слова: тяжелое нарушение речи, группа компенсирующей направленности, сотрудничество, взаимодействие, специалисты, учитель-дефектолог, воспитатель, коррекционно-развивающая работа, педагог, коммуникативные навыки.

Zeynalova Sh. Ya.

4th year undergraduate student Institute of Special Education Ural State Pedagogical University Russia, Yekaterinburg

INTERACTION OF THE TEACHER-DEFECTOLOGIST AND THE EDUCATOR IN THE GROUP OF COMPENSATORY ORIENTATION FOR CHILDREN WITH SEVERE SPEECH IMPAIRMENT

Annotation. This article examines the interaction and organization of the work of a teacher-defectologist and an educator in a compensatory orientation group for children with severe speech impairment. The study is based on the observation and analysis of the practical experience of a teacher-defectologist

and educator of a Municipal autonomous preschool educational institution — kindergarten No. 395, as well as on the analysis of specialized literature. The article discusses various methods and techniques of interaction, and provides the main forms of correctional work. Special attention is paid to the areas of work of teachers in the group. The importance and nature of the cooperation between the educator and the teacher-defectologist in the group for effective correctional and developmental work is described.

Keywords: severe speech impairment, compensatory orientation group, cooperation, interaction, specialists, teacher-defectologist, educator, correctional and developmental work, teacher, communication skills.

Важную роль в осуществлении коррекционно-развивающего процесса играет преемственность работы учителя-дефектолога и воспитателей. Для достижения положительных результатов в коррекционно-воспитательной работе необходима чёткая организация жизни воспитанников. В группу компенсирующей направленности принимаются дети с тяжелым нарушением речи (далее - ТНР) от 6 до 7 лет. Комплектуется группа с наполняемостью - в количестве 15 человек. Дети принимаются в группу на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). В группе организована групповая и индивидуальная коррекционная деятельность для преодоления отклонений в развитии детей и создания специальных образовательных условий обучения с учетом особенностей развития детей. Значительное количество времени в нашей группе отводится на коррекционно -развивающую деятельность. Коррекционная работа в группе реализуется взаимодействием учителя-дефектолога и воспитателя. Основными формами коррекционной работы в группе являются индивидуальные и групповые занятия. Воспитатели проводят групповые занятия в соответствии с расписанием образовательной деятельности. Учитель-дефектолог проводят индивидуальные и фронтальные занятия, с учетом занятий, предусмотренных расписанием непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации (далее - ДОУ).

Рассмотрим более подробно направления работы воспитателя и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Воспитатель занимается воспитанием, развитием и образованием каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности, потребности и способности, а также изучает интересы и склонности детей. Исследуя индивидуальные особенности, интересы и склонности детей, воспитатель планирует и проводит коррекционно-развивающую работу с ними на основе рекомендаций учителя-дефектолога. Воспитатель организует подгрупповые занятия, направленные на развитие продуктивных умений, игровое обучение, развитие двигательных навыков,

трудовое воспитание, а также культурно-гигиенические навыки. Занимается коррекционной работой по рекомендациям учителя -дефектолога в непосредственно организованной деятельности и в режимные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

Учитель-дефектолог занимается максимальной коррекцией отклонений в психическом развитии детей. Он разрабатывает программы развития высших психических функций, диагностирует все аспекты психического и личностного развития детей, определяет структуру и степень выраженности имеющихся психических нарушений. В процессе коррекционно-развивающей деятельности учитель-дефектолог работает над максимальной компенсацией этих отклонений. Он проводит индивидуальные занятия в соответствии с учебным планом, направленные на социальное развитие, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и формирование коммуникативных способностей, обучение основам грамоты, развитие элементарных математических представлений, а также развитие сенсорного восприятия и моторики. Частота и количество индивидуальных занятий определяется исходя из индивидуальных особенностей психического и физического развития ребенка.

Для всестороннего и гармонического развития личности детей необходимо единство и согласованность всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на воспитанников. Учителя-дефектологи и воспитатели совместно изучают каждого ребенка, производя индивидуальную диагностику и анализируя результаты на занятиях и в повседневных ситуациях. На основе этой информации разрабатывается примерный индивидуальный план работы с каждым ребенком. Учителя-дефектологи вместе с воспитателями изучают содержание рабочей программы, предварительно подготавливая детей к занятиям: расширяют их представления о внешнем мире и словарный запас. Ключевым фактором успешного сотрудничества между учителем -дефектологом и воспитателем является взаимное доверие и уважение. Обмен опытом и обучение между педагогами способствуют созданию единой педагогической системы, направленной на интеграцию детей с ограниченными возможностями в общество и обеспечение их социализации. Одним из важных аспектов взаимодействия является систематическое планирование и анализ результатов коррекционно-развивающей работы. Учителя-дефектологи и воспитатели регулярно обсуждают прогресс детей, корректируют подходы и методики работы, вносят необходимые изменения в индивидуальные программы с целью достижения максимальных результатов.

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями

речи (ТНР) в МАДОУ детском саду № 395 осуществляется по следующему плану:

1. Комплексная диагностика.

2. Составление индивидуальной программы развития ребёнка.

3. Взаимодействие учителя - дефектолога и воспитателя в коррекционно - образовательном процессе.

4. Совместное проведение тематических и интегрированных развлечений, праздников.

5. Совместное взаимодействие с родителями.

Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ детском саду № 395 начинается с начала учебного года - с комплексной диагностики. В начале года учителя-дефектологи индивидуально обследуют детей, изучают заключения ПМПК, наблюдают за ними в процессе занятий, заполняют речевые карты и планы индивидуальной работы. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни - во время режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Составление индивидуальной программы развития ребёнка. Результаты совместно обсуждаются и анализируются. Это помогает точно определить актуальный уровень развития ребёнка и разработать индивидуальную программу сопровождения. Педагоги обсуждают темы занятий, перспективный план работы, план их проведения с учётом уровня развития детей. Они согласовывают содержание работы на занятиях, методы обучения и закрепления навыков и умений. При изучении каждой темы педагоги намечают словарный минимум, который необходим для усвоения детьми. Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Учитель-дефектолог даёт рекомендации воспитателям для составления календарного плана. Важно учитывать дифференцированный подход в подборе материала для занятий. Учитель -дефектолог информирует воспитателей о видах и причинах речевых нарушений, о предупреждении вторичных отклонений в развитии дошкольников с ТНР, знакомит с особенностями обучения и воспитания детей. Совместными усилиями педагогов формируется позитивная установка детей на участие в занятиях. Один из важных условий - это создание предметно-пространственной организации группового помещения и кабинета для логопедических занятий. В результате работы настраивается групповая и индивидуальная программа работы с дошкольниками, расписание занятий с детьми, план работы с педагогическим коллективом и родителями, а также производится информирование родителей о результатах обследования и направлениях коррекционно-педагогической работы.

Взаимодействие учителя - дефектолога и воспитателя в коррекционно - образовательном процессе. Используя данные изучения

детей, воспитатели совместно с учителем-дефектологом продумывают реализацию коррекционно-развивающего и общеобразовательного направлений в работе. Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает:

• работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка;

• развитие связной речи;

• формирование произносительной стороны речи;

• подготовку к обучению грамоте и овладению её элементами.

Совместное проведение тематических и интегрированных

развлечений, праздников. Организация совместного проведения тематических и интегрированных развлечений и праздников является важным итогом педагогической работы со вспомогательными детьми. Эти мероприятия проводятся в рамках определенного периода и обычно связаны с изученными лексическими темами. Чтобы полностью раскрыть и реализовать все возможности детей, в праздниках и развлечениях принимают участие специалисты, такие как психолог, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию.

Важным аспектом в работе с родителями является совместное взаимодействие. Основная цель работы с родителями заключается в том, чтобы помочь им стать заинтересованными, активными и эффективными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги объясняют родителям необходимость работы с ребенком по заданиям, предоставляемым учителем-дефектологом и воспитателями, а также важность единых требований со стороны педагогов и родителей. Для достижения эффективной работы с родителями используются различные методы, такие как беседы, консультации, показы занятий и общие родительские собрания.

Таким образом, характер сотрудничества и взаимодействия всех специалистов влияет на эффективность коррекционно-развивающей работы. Эффективное взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в МАДОУ детском саду №395 играет важную роль в обеспечении полноценного развития и успешной социализации каждого ребенка. Оно способствует созданию среды, где каждый ребенок чувствует себя участником и может реализовать свой потенциал.

Использованные источники: 1. Попкова Е. В. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя как условие повышения качества и результативности коррекционно-образовательной работы с детьми с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями в условиях специальной группы ЦКРОиР/ Е. В. Попкова// Современное образование Витебщины. 2014. № 2(4). С. 58-73.

2. Стороженко С. В., Ильминская П. А. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя с детьми УО в коррекционно-педагогическом процессе в условиях школы-интерната// Вестник науки и образования. 2021. № 16-1(119). С. 84-87.

3. Петрова И. К., Громова Н. А. Эффективное взаимодействие педагога с родителями// Педагогический опыт: от теории к практике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 марта 2022 года/ Гл. редактор О. Н. Широков. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. С. 13-14.

4. Авдеенко О. А., Бугакова Е. В., Васильева Е. С. Взаимодействие учителей-логопедов и педагога-психолога с родителями будущих первоклассников в процессе подготовки к школе// Вестник научных конференций. 2019. № 9-1(49). С. 7-8.

5. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург: КАРО, 2009. 256 с.

6. Хрипунова Е. А. Взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей в совместной работе по преодолению у детей нарушений речи// Научный поиск. 2014. № 2.8. С. 36-37.

7. Грошенкова В. А., Рыжова Н. В. Взаимодействие логопеда и воспитателя в организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей с ОНР// Дошкольная педагогика. 2013. № 3(88). С. 28-31.

8. Мамедова Н. М. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном процессе логопедической группы// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, студент магистратурыов и слушателей, Екатеринбург, 21 апреля 2011 года/ Научные редакторы И. А. Филатова, О. Г. Нугаева.ж Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2011. С. 177-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.