Научная статья на тему 'Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства'

Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2713
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ФОРМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айтуганов И. М., Дьячков Ю. А., Корчагин Е. А., Матухин Е. Л., Сафин Р. С.

The results of theoretical investigation the system of interaction educational institutions and enterprises customers of personnel are brought. Tendencies, factors, principles, directions, the forms of interaction are determined. Professional education is considered as a process in the basis of which its integration of science and production underlies. Foundations of integration professional education and production are disclosed. It is shown that forming professionally competitive specialists without interaction of educational institutions with industrial enterprises is impossible at present time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айтуганов И. М., Дьячков Ю. А., Корчагин Е. А., Матухин Е. Л., Сафин Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Interaction of educational institutions and enterprises as an element of integration professional education and production»

The results of theoretical investigation the system of interaction educational institutions and enterprises customers of personnel are brought. Tendencies, factors, principles, directions, the forms of interaction are determined. Professional education is considered as a process in the basis of which its integration of science and production underlies. Foundations of integration professional education and production are disclosed. It is shown that forming professionally competitive specialists without interaction of educational institutions with industrial enterprises is impossible at present time.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие учебных заведений и предприятий как компонент интеграции профессионального образования и производства»



ПШРАШ ОБРАЗОЬАШ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ КАК КОМПОНЕНТ ИНТЕГРАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

И.М. Айтуганов, ведущий научный сотрудник, Ю.А. Дьячков, зам. директора ФКП «Казанский завод точного машиностроения», Е.А. Корчагин, зав. лабораторией, Е.Л. Матухин, ведущий научный сотрудник, Р.С. Сафин, ведущий научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань

Ключевые слова: взаимодействие, тенденции, формы, интеграция, учебное заведение, предприятие, профессиональное образование.

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы», утвержденной распоряжением Правительства РФ, акцентируется внимание на качестве образования, так как «...экономика завтрашнего дня — это инновационная экономика знаний, наукоемких технологий». Поэтому необходима такая качественная подготовка будущих специалистов, в процессе которой формируются профессиональные навыки и умения.

Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к профессиональной подготовке рабочих и специалистов. На рынке рабочей силы особенно заметны следующие тенденции: резкое сокращение спроса на работников низкой квалификации; увеличение персонала, занимающегося конструированием, техническим обслуживанием, маркетингом; приоритет работников, имеющих навыки обращения с современной

оргтехникой и компьютерами; потребность в руководителях, способных экономить рабочее время, организовать коллективный труд, планировать людские и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью; спрос на молодых специалистов, способных к производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с первых дней самостоятельной производственной деятельности.

Указанные тенденции на рынке рабочей силы предъявляют новые требования и к системе профессионального образования.

К наиболее значимым факторам, существенно влияющим на текущие и перспективные направления деятельности учебных заведений, исследователи относят:

1. Постоянно усугубляющуюся нехватку квалифицированных рабочих кадров в производственной сфере и специалистов технологического профиля при одновременном изменении

приоритетов в структуре подготовки кадров в сфере профессионального образования в сторону начального, среднего и дополнительного профессионального образования.

2. Несоответствие содержания подготовки выпускников профессиональных учебных заведений требованиям работодателей и реального производства, основывающегося на современных технических и технологических решениях.

3. Проявление в социально-экономической сфере основных тенденций постиндустриального общества:

изменение структуры занятости в сторону постоянного роста доли работников информационной сферы и сферы сервиса;

признание «индустрии знаний» и интеллектуального продукта в качестве продукта, имеющего материальную ценность;

активное использование информационных технологий и ресурсов в сфере экономики, в деятельности органов управления всех уровней, в образовательной деятельности.

Применительно к сфере профессионального образования основная часть этих факторов носит межотраслевой характер, что позволяет рассматривать сложившуюся ситуацию как типичную для системы образования в целом.

Причиной несоответствия требований реальных секторов экономики и фактического уровня подготовки специалистов являются, в основном, следующие факторы:

продолжающееся формирование реальных секторов экономики и изменение приоритетов в потребностях кадрового обеспечения;

перестройка системы образования и непроработанность механизмов

4

стратегического планирования развития системы подготовки кадров;

несоответствие потребностей рынка труда, возможностей системы образования и спроса населения по перечню и качеству образовательных услуг;

недостаточное ресурсное обеспечение образовательных учреждений и отсутствие возможности использования в учебном процессе оборудования и технических средств последнего поколения;

несоответствие квалификации и компетенций работников системы образования современному уровню развития технологий и техники;

отсутствие механизмов и процедур стабильного и регулярного взаимодействия предприятий и организаций реального сектора экономики и учебных заведений соответствующего уровня и профиля;

проблемы повышения квалификации собственных кадров в рамках системы образования и трудности вовлечения в образовательный процесс ведущих специалистов сферы реального производства и разработчиков новых технологий;

отсутствие системы адекватного определения потребностей реального производства, как в части количества, так и в части содержания профессиональной переподготовки (повышения квалификации) рабочих и инженерных кадров.

Вышеназванные факторы актуализируют проблему взаимосвязи образовательных учреждений с производственными предприятиями.

Реализация такой взаимосвязи позволяет значительно приблизить профессиональную подготовку рабочих и специалистов к требованиям

производства, сократить сроки приобретения ими профессионального мастерства и сроки их адаптации к производственной деятельности на конкретном рабочем месте.

Мы рассматриваем профессиональное образование как процесс, в основе которого лежит его интеграция с наукой и производством.

В декабре 2007 года был принят Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

Участие объединений работодателей в реализации государственной политики в области профессионального образования предполагает:

формирование совместно с органами образования системы независимой оценки и сертификаций квалификаций выпускников и работников на основе профессиональных стандартов;

• участие в государственной аккредитации учреждений профессионального образования и государственных аттестационных комиссий;

мониторинг и прогнозирование потребностей экономики в квалифицированных кадрах путем подготовки предложений по количественным и качественным показателям госзаказа на подготовку кадров, проведение оценки структуры госзаказа;

экспертизу перечней направлений подготовки, специальностей и профессий профессионального образования.

Большим направлением является участие работодателей в формирова-

нии федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам. Это направление включает:

разработку объединениями работодателей с последующей экспертизой и утверждением Российским союзом промышленников и предпринимателей профессиональных стандартов как основы профессиональной составляющей федеральных государственных образовательных стандартов;

• передачу утвержденных профессиональных стандартов в Министерство образования и науки Российской Федерации для использования при разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, а также содержания и результатов освоения основных профессиональных образовательных программ различного уровня, профиля и направленности. Региональные объединения работодателей могут также участвовать в формировании вариативной компоненты федеральных государственных образовательных стандартов;

участие объединений работодателей в работе учебно-методических объединений и учебно-методических комиссий;

• экспертизу ФГОС профессионального образования, экспертизу и формирование рейтинга профессиональных образовательных программ различного уровня;

оценку качества учебных изданий для профессионального образования по общепрофессиональным

(общетехническим), специальным дисциплинам и практикумам.

Среди основных направлений взаимодействия учреждений профессионального образования с предприятиями можно выделить следующие (1—3 и др.):

1. Заключение договоров о сотрудничестве с учебными заведениями НПО, СПО, вузами.

2. Организация целевой подготовки студентов в профильных вузах за счет средств предприятия, заключение трехсторонних договоров между вузом, предприятием и студентом. Вуз берет на себя обязательства сверх образовательной программы дать студенту дополнительный, согласованный с предприятием, объем часов по определенному списку предметов (индивидуальный план). Студент обязуется, получая дополнительную стипендию от предприятия, после окончания вуза отработать определенное время на предприятии по полученной специальности или вернуть затраченные на него средства в случае невыполнения им данных обязательств.

3. Отбор и направление выпускников учебных заведений системы НПО или СПО на обучение в вузы за счет средств предприятия с обязательством работы на предприятии по рабочей профессии в свободное от учебы время (по согласованию с вузом).

В педагогической практике наблюдаются следующие направления работы по формированию взаимоотношений с потребителями кадров:

• Привлечение к активному воздействию на содержание образовательного процесса:

— организация целевой учебной практики;

6

— заключение трехсторонних договоров на прохождение практики;

— совместное финансирование программ развития;

— проведение конкурсов профессионального мастерства на базе предприятий с привлечением ведущих специалистов;

— участие специалистов в работе советов специальностей;

— руководство и рецензирование дипломных проектов;

— привлечение студентов к научно-исследовательской работе на базе лабораторий, конструкторских отделов;

— стажировка преподавателей;

— укрепление материально-технической базы специальности, совместное участие в конкурсах, выставках.

• Участие потребителей кадров в организации воспитательного процесса:

— встречи с ветеранами отрасли;

— совместные спортивные и культурно-массовые мероприятия;

— экскурсии на производство.

• Мониторинг рынка труда и образовательных услуг:

— маркетинговые исследования;

— сотрудничество с центром занятости населения;

— исследования конкурентоспособности учебного заведения.

Формы работы учебного заведения с социальными партнерами можно разделить на две группы: договорные и организационные. Договорные формы подразумевают все виды взаимодействий на основе двухсторонних договоров. Традиционно диалог с социальными партнерами сводился к организации учебной практики студентов, стажировки преподавателей, участию специалистов в руководстве дипломным проектированием. Се-

годня в дополнение к перечисленным темам сотрудничества добавились новые:

— оказание предприятиям информационных и консалтинговых услуг;

— совместная коммерческая деятельность и реализация проектов;

— выполнение работ по договорам подряда;

— проведение научно-исследовательских и технологических работ;

— совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках.

Организационные формы сотрудничества являются более высоким уровнем взаимодействия с социальными партнерами. Они предполагают создание организационных структур, наделенных специальными полномочиями и действующих на основе уставных и других регулирующих документов. Как правило, это советы (профессиональные, консультативные, попечительские и т.д.), включающие в себя помимо образовательных учреждений работодателей, службы занятости, СМИ, профсоюзы и др.

Для развития сотрудничества между профессиональным образованием и бизнесом при Российском союзе промышленников и предпринимателей создано Национальное агентство развития квалификаций, которое ставит задачу объединения усилий всех заинтересованных сторон в целях создания национальной системы квалификации. Это очень важный шаг к продуктивному диалогу.

Подчеркнем, что взаимодействие бизнеса, производства и образования не только возможно, но и реально в современных условиях, при этом бизнес, производство не должны подменять государственную систему

профессионального образования собственной, но должны искать эффективные пути взаимодействия и взаимной поддержки.

Взаимодействие профессионального образования с производством осуществляется на следующих инте-гративных основаниях:

1. Общность целей.

Действительно, общая цель профессионального образования и производства заключается в результатах обучения — в выпускниках учебного заведения — компетентных специалистах определенной квалификации с определенными социально-профессиональными характеристиками.

Целью любого предприятия, наряду с получением прибыли, является наличие высокопрофессиональных кадров, а целью учебного заведения — подготовка востребованных специалистов.

Такая цель позволяет выстраивать образовательный процесс «от результата», преодолевая тем самым традиционную когнитивную ориентированность образования.

2. Общность содержания.

Общность содержания образования

и содержания производства обусловлена тем, что источником формирования содержания профессионального образования являются технологические процессы, оборудование, техника производства.

Содержание профессионального образования — знания, умения, навыки и формируемые на их основе базовые личностно-профессиональные компетенции адекватны содержанию профессиональной деятельности специалиста на производстве. В учебном заведении осваиваются те же технологии, станки, оборудование и т.д.,

которые применяются на производстве.

3. Общность деятельности.

Общность деятельности проявляется в процессе прохождения студентами производственных практик, при выполнении ими производственных заданий на оборудовании и в условиях предприятия в соответствии с принятым на предприятии технологическим регламентом.

4. Общность ценностей.

Общность ценностей предполагает паритетность технико-технологических, социальных, гуманистических ценностей, без которых невозможен современный специалист.

Это ценности труда, производства, науки, техники, общества, личности. Паритетность предполагает их равнозначность, равноправность в процессе функционирования, когда ни одна из них не является частью другой.

Технико-технологические и гуманистические ценности могут быть иерархизированы в соответствии с ролью, которую они играют в производстве и в образовании и положены в основание интегративных механизмов взаимодействия образования и производства.

Таким образом, взаимодействие профессионального образования и производства выступает важнейшим фактором модернизации подготовки компетентного, конкурентоспособного, востребованного производством специалиста.

Вышесказанное позволяет утверждать, что взаимодействие учебных заведений и предприятий-заказчиков кадров должно строиться с учетом специфики развития образования и производства на современном этапе

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развития экономики страны и опираться на принципы:

— системности, требующей целостного рассмотрения и формирования воздействий на всех этапах подготовки специалистов, учета свойств всех субъектов этого процесса, а также отношений между ними;

— ориентации взаимодействия на достижение конечного результата — заданного уровня качества подготовки специалистов;

— реализации партнерских связей, механизмов и отношений при подготовке специалистов;

— дополнительности характеристик, определяющих качества специалистов и характеристик систем, подготавливающих этих специалистов;

— организации прямой и обратной связи между субъектами взаимодействия, а также между этапами жизненного цикла подготовки специалистов;

— синергетизма — самоорганизации систем взаимодействия — создание в рамках коллективной работы по подготовке специалистов единства ценностных ориентаций, мотивов, стимулов, содержания и целей деятельности;

— единства педагогического и производственного процессов, привлечения к подготовке специалистов наиболее опытных педагогов и специалистов предприятий.

Взаимодействие науки, образования и производства может быть реализовано под единой «знаниевой крышей», в единой «знаниевой среде» на основе знаниевого подхода, когда единство знаний, умений и компетенций выступает не только в качестве практического требования к развитию образования, но и методологического

принципа для теоретической характеристики образования.

Знания и информация выступают ключевыми источниками производительности труда в любой экономике. Это вынуждает производство, бизнес, научные и высшие учебные заведения интенсифицировать взаимодействие, заниматься поиском наиболее перспективных инноваций и партнеров по их созданию, целенаправленно формировать новые ниши рынка своих инноваций.

Взаимодействие учебных заведений и предприятий-заказчиков кадров должно способствовать подготовке специалистов, способных без длительного адаптационного периода активно включаться в решение насущных производственных задач предприятия. Для решения этих задач необходим целый комплекс мероприятий, направленных на сокращение времени адаптации специалиста на производстве. Здесь и создание совместных учебно-производственных структур и производственная практика, и трудоустройство, и привлечение ведущих специалистов предприятия к педагогической работе, и выполнение курсовых и дипломных проектов и работ по заданиям предприятия.

Складывающаяся система взаимодействия учебных заведений и предприятий-заказчиков кадров представляет собой сложное образование, прочность которого основывается на вышеназванных тенденциях, факторах, принципах, направлениях, формах и социальном партнерстве, а также на активности, осознанности, целенаправленности взаимных действий субъектов взаимодействия.

Литература:

1. Айтуганов И.М., Дьячков Ю.А., Корчагин Е.А., Матухин Е.Л., Са-фин Р.С. и др. Концепция, подходы, факторы и условия взаимосвязи профессионального образования с производством / Под общ. ред. действ. члена РАО, д.п.н., проф. Г.В. Мухаметзяновой.— Казань: КГАСУ, 2008.- 278 с.

2. Гринько В.С. Проблемы развития начального и среднего профессионального образования // Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник аналитических материалов. Тезисы докладов Всероссийской конференции.- М.: Макс-инфо, 2008.- 336 с.

3. Шулус А.А. Система профессионального образования: перспективы развития // Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник аналитических материалов. Тезисы докладов Всероссийской конференции. - М.: Макс-инфо, 2008.- 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.