Научная статья на тему 'Роль работодателей в формировании основной образовательной программы'

Роль работодателей в формировании основной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1095
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириенко Наталья Константиновна

В статье рассматривается роль работодателей в формировании основной образовательной программы по ФГОС ВПО и варианты участия работодателей в учебном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириенко Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of employers in forming of the main educational program for Federal State Education Standards for Higher Professional Education and variants of participation of employers in the educational process of higher education institutions are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Роль работодателей в формировании основной образовательной программы»

РОЛЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Н.К. Кириенко (КамчатГТУ)

В статье рассматривается роль работодателей в формировании основной образовательной программы по ФГОС ВПО и варианты участия работодателей в учебном процессе вуза.

The role of employers in forming of the main educational program for Federal State Education Standards for Higher Professional Education and variants ofparticipation of employers in the educational process of higher education institutions are considered in the article.

Приоритетными направлениями развития образовательной системы России, одобренными Правительством РФ в декабре 2004 г., заявлено, что современное высшее образование требует разработки принципиально новых стандартов образования, которые обеспечивают универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность.

В целях реализации комплекса мероприятий по развитию системы высшего образования разработаны предложения и дополнения в законодательство РФ и внесены изменения в нормативную базу образования в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в формировании

государственных образовательных стандартов, учебных программ и оценки качества профессионального образования.

Приказом Минобрнауки России от 30.12.2004 г. № 152 создан Совет по

государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей.

Также разработаны и утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2005 г. № 36 правила разработки, утверждения и введения в действие ФГОС ВПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей.

По замыслу разработчиков новые стандарты должны не только открыть новый путь для интеграции отечественной высшей школы в общеевропейское образовательное сообщество, но и обеспечить тесную связь системы образования с рынком труда, создать условия для ее эффективного взаимодействия с работодателями и профессиональными сообществами. По сути, речь идет о создании нового инструментария, понятного как представителям зарубежных университетов, так

и участникам отечественного рынка образовательных услуг (академическое сообщество, работодатели). Язык этот призван связать мир образования и науки с миром экономики и производства

и сделать процесс подготовки специалиста более открытым и прозрачным для общества [1].

Большинство работодателей говорит о низкой подготовке выпускников и необходимости обучения на рабочем месте. Достаточно вспомнить известное напутствие новому сотруднику: «Забудьте все, чему вас учили в вузе, мы сами заново научим вас, как и что делать». На данном этапе развития образования дается возможность научить студентов тому, что действительно потребуется от выпускника на производстве. Поэтому у работодателей есть возможность и в какой-то степени обязанность активно участвовать в учебном процессе вуза, для того чтобы получить те профессиональные кадры, в которых есть потребность. Только работодатели могут определить те квалификационные требования-компетенции к выпускникам вуза, которые необходимы.

В основе структуры и содержания стандартов вузов заложен компетентностный подход. Он характеризуется тем, какими знаниями, умениями, навыками, а также личностными качествами обладает выпускник, и тем, как он сможет применить их на практике.

Очевидным критерием качества подготовки студентов в системе профессионального

образования является соответствие характеристик выпускника (компетентности) требованиям рынка труда (заявленным компетенциям). Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством и профессиональным сообществом ключевых компетенций [2].

Такого рода требования должны быть сформированы работодателями в виде профессиональных стандартов для каждой профессии. Таким образом, профессиональный стандарт - это нормативный документ, определяющий в рамках области профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетентностям работников по различным квалификационным уровням [2].

Профессиональный стандарт должны разрабатывать ассоциации или объединения работодателей. Создание такого документа преследует следующие цели:

- установление и поддержание единых требований к качеству труда в области профессиональной деятельности;

- описание видов трудовой деятельности;

- установление квалификационных требований для системы профессионального образования.

>

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

СТАНДАРТЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

СТАНДАРТЫ

Г ^

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Наличие унифицированных требований к знаниям, умениям, Влияние работодателя на структуру и содержание образовательных программ в учебных заведениях 3 Создание учебных программ, отвечающих требованиям современного развития отрасли и технологиям

Рис. 1. Процесс формирования основной образовательной программы

Основными структурными единицами профессионального стандарта являются профессиональные функции, включающие в себя профессиональные трудовые действия, которые, в свою очередь, и определяют профессиональные компетенции.

В структуру профессиональных компетенций входят знания, умения, навыки, формируемые

в процессе изучения той или иной дисциплины. Как показано на табл. 1, рабочая программа не может быть составлена без компетенций, заложенных в ФГОС ВПО, и требований работодателей.

Таблица 1

Формирование основной образовательной программы

Профессиональные требования работодателей (заявленные компетенции)

Требования ФГОС ВПО (профессиональная компетентность выпускника)

Возьмем в качестве примера фрагмент основной образовательной программы по направлению подготовки «Продукты питания животного происхождения» по профилю «Технология рыбы и рыбных продуктов» (табл. 2). В таблице наглядно прослеживается принцип формирования образовательной программы, взаимосвязи компетенций и учебных дисциплин.

Таблица 2

Фрагмент основной образовательной программы

За многие годы сотрудничества работодателей и ФГОУ ВПО «КамчатГТУ» накоплен

1115

большой опыт, студенты и курсанты проходят практику на базах ведущих предприятий Камчатского края, лучшие специалисты от работодателей также активно участвуют на этапе присвоения квалификации выпускникам. Эти виды совместного сотрудничества отработаны годами. Компетентностный подход диктует нам более тесные связи вуза и работодателей. Такой подход к обучению предполагает активное участие в учебном процессе, это может быть и приглашение специалистов-производственников для проведения авторских курсов; и проведение отдельных видов лабораторных работ на базах предприятий; формирование и отработка определенных видов компетенций с использованием практических занятий на базах работодателей; создание корпоративных кафедр.

Но самым важным на данном этапе является разработка профессиональных стандартов, отвечающих требованиям рынка труда.

Вуз заинтересован в сотрудничестве с работодателями, так как приоритетным направлением политики ФГОУ ВПО «КамчатГТУ» является подготовка конкурентоспособных кадров.

Литература

1. Модели нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ ВПО. - М.: Моск. гос. горн. ун-т, 2009. - 82 с.

2. Опыт реализации компетентностных учебно-методических комплексов на примере отдельных современных направлений науки и техники в учебных заведениях профессионального образования. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2009. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.