Научная статья на тему 'Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации'

Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1474
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОТНОШЕНИЕ / СВЯЗЬ / СНЯТИЕ / ФОРМА / ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATION / PRODUCTION / INTERACTION / ATTITUDE / RELATIONSHIP / CONNECTION / REMOVAL / FORM / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Гузель Валеевна, Айтуганов И. М., Корчагин Е. А., Матухин Е. Л., Самолдина Л. Н.

Раскрыто содержание, представлены основные модели реализации взаимодействия профессионального образования и производства. Представлена структура, раскрыто содержание компонентов структуры взаимодействия профессионального образования и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Гузель Валеевна, Айтуганов И. М., Корчагин Е. А., Матухин Е. Л., Самолдина Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic models of realization interaction professional education and production are represented. The structure is submitted, the content of components of interaction professional education and production is revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА: СОДЕРЖАНИЕ, МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ

Г. В. Мухаметзянова, И. М. Айтуганов, Е. А. Корчагин, Е. Л. Матухин, Л. Н. Самолдина, Р. С. Сафин

Раскрыто содержание, представлены основные модели реализации взаимодействия профессионального образования и производства. Представлена структура, раскрыто содержание компонентов структуры взаимодействия профессионального образования и производства.

Ключевые слова: профессиональное образование, производство, взаимодействие, отношение, связь, снятие, формы обучения, организация, кластер.

Interaction of education and production: matter, models of realization. Basic models of realization interaction professional education and production are represented. The structure is submitted, the content of components of interaction professional education and production is revealed.

Key words: education, production, interaction, attitude, relationship, connection, removal, form, organization.

В современном российском обществе происходят значительные социально-экономические изменения. Прежде всего, это стремительное развитие наукоемких производств, сокращение циклов обновления промышленного оборудования и переподготовки кадров, ускорение внедрения инновационных научных разработок в массовое производство, информатизация экономики. Возникают новые требования к науке, образованию, производству и бизнесу, которые свидетельствуют о становлении в нашей стране экономики знаний. Рост этих требований ведет к тому, что наука, образование, производство и бизнес не могут больше эф-

фективно развиваться и адаптироваться к изменениям независимо друг от друга. Необходимо их взаимодействие, которое объективно выгодно каждой из участвующих сторон - науке, образованию, производству и бизнесу.

Структура процесса взаимодействия образования и производства включает в себя следующие компоненты и, в то же время, специфические формы реального проявления - «отношение», «связь», «снятие».

Отношение как форма взаимодействия определяет собой потенциальный тип изменений: образование и производство, вступающие в отношение друг с другом, приобретают

5

возможность стать иными, присвоив себе содержание появившейся новой структуры и тем самым изменить самих себя. Взаимные изменения в такой форме взаимодействия, как отношение, являются фундаментом всех последующих изменений. Сущность отношений между образованием и производством заключается в устойчивой связи между ними.

К структуре отношения относятся потребность, интерес и идеал, которые характеризуются прочностью, устойчивостью, что выражается в длительном и интенсивном их функционировании.

Однако если отношение предполагает изменение в перспективе возможного, то процесс взаимодействия на уровне связи определяет характер изменений в сфере реального существования образования и производства. В зависимости от уровня и степени структурной сложности вступивших в связь образования и производства, они обнаруживают различную степень активности по отношению друг к другу, поэтому изменения, происходящие внутри каждого их них, могут иметь различные следствия - разрушать или поддерживать друг друга.

Связь профессионального образования с производством осуществляется на этапах: формирования контингента студентов, обучения и воспитания в учебном заведении, трудоустройства и стажировки, использования и повышения квалификации специалистов.

Структура связи образования и производства включает в себя следующие компоненты:

1. Субъекты связи.

2. Цели связи.

3. Содержание связи.

4. Механизмы регулирования отношений между образованием и производством.

Существуют различные формы организации связи образования и производства.

1. Университетские интегратив-ные комплексы. Университетские ин-тегративные комплексы представляют собой организационно - педагогическую систему освоения студентами программ профессионального образования различного уровня и направленности, органически сочетающую теоретическое обучение и практическую деятельность в выбранной профессиональной сфере.

Одной из особенностей университетского интегративного комплекса является возможность создания совместных структурных подразделений.

Совместные структурные подразделения создаются в различных формах.

1) Открытие филиалов специализированных кафедр вузов, находящихся прямо на предприятии. Филиал кафедры принимает студентов старших курсов на производственную практику, которая предполагает сквозную подготовку студентов по специальности (от рабочего до квалифицированного специалиста), разработку дипломного проекта по актуальным проблемам данного производства.

Такая система подготовки может быть «сквозной» и включать среднее специальное образование. Данная форма связи образования и производства позволяет вузу перейти к полноценному прикладному бакалавриату, не теряя при этом средних специальных учебных заведений, а интегрируя их в бакалаврские образовательные программы.

2) Создание учебных станций и полигонов, которые, с одной стороны, являются структурными подразделениями вуза, а с другой - производственными площадками. Учебно-производственный полигон является организационной структурой в рамках вуза, позволяющей реализовывать на конкретных объектах новую образовательную технологию подготовки выс ококвалифицированных кадров. Конкурентное преимущество таких специалистов в том, что они могут разрабатывать и осуществлять долгосрочные научные и производственные программы с высоким инновационным потенциалом.

3) Создание экспериментально-опытных заводов и мастерских.

Экспериментально-опытные заводы создавались с целью разработки и производства опытных образцов новой техники. Такая форма взаимодействия науки и бизнеса позволяет аккумулировать научные достижения и внедрять их в производство. В последнее время начался новый этап в развитии экспериментально-опытных заводов. Он связан не только с ростом государственных затрат на разработку новых видов военной техники, но и с расширением функций самих экспериментально-опытных заводов, их адаптацией к рынку.

Близкой к экспериментально-опытным заводам формой связи образования, науки и бизнеса являются опытно-экспериментальные мастерские, так же возникшие еще в советское время. Мастерские, имеющие статус самостоятельного структурного подразделения вуза, совместно с учеными и преподавателями создавали экспериментальные установки, при-

боры и оборудование, которые затем внедрялись в производство. При этом мастерские обеспечивали практику для студентов своего вуза.

4) Создание учебно-научно-производственных комплексов. В развитии этой формы инициатива исходит в основном от вузов, имеющих традиции в области прикладных научных разработок и их внедрения, в том числе в сотрудничестве с прикладными НИИ и предприятиями-партнерами.

2. Партнерство образования-науки-бизнеса, включающее взаимодействие с местными органами власти. Партнерство осуществляется на взаимовыгодной основе, но при этом взаимодействующие стороны преследуют цель совершенствования профессионального образования. Основными направлениями взаимодействия в рамках партнерства выступают: соучредительство и соуправление, привлечение дополнительных ресурсов и софинансирование, определение содержания и оценка качества образования; прогнозирование потребностей, формирование рынка труда и рынка образовательных услуг; разработка нормативно-правовых основ партнерства.

3. Создание технопарков и бизнес-инкубаторов. Активизировать деятельность малых инновационных предприятий призваны технопарки и бизнес-инкубаторы, а также венчурные фонды.

Технопарк и бизнес-инкубатор оказывают ученым, новаторам, изобретателям финансовую, юридическую, материально-техническую, консалтинговую и информационную поддержку. Специфика технопарка -это научные, конструкторские и тех-

7

нологические разработки, связанные с высокими технологиями (hi-tech); инкубатор же может реализовывать самые разные проекты.

В нашей стране разрабатываются особые модели технопарков, которые могут помочь встать на ноги компаниям, выходящим из бизнес-инкубатора. Эти технопарки получили название бизнес - гостиниц. В бизнес-гостинице компании могут разместиться на длительный срок и продолжать частично получать помощь. При этом они работают на условиях, более приближенных к рыночным, но тем не менее смягченных. Потом они переходят в деловой центр (бизнес-центр), где работают на общих рыночных основаниях. Бизнес-гостиницы развиваются в Татарстане, Тюмени и Москве.

4. Формирование сети федеральных университетов.

В 2006 году было создано два федеральных университета (Южный и Сибирский), а в октябре 2009 года вышел указ Президента РФ о создании еще нескольких - Северного, Приволжского, Уральского и Дальневосточного федеральных университетов. Целью их создания является развитие системы ВПО на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений с экономикой и социальной сферой федеральных округов. В развитии федеральных университетов предполагается активное участие не только государства, но и бизнеса и региональных властей. Поскольку в структуру федеральных университетов (по опыту Южного и Сибирского) входят вузы гуманитарного и технического профилей, они смогут обеспечивать большинство потреб-8

ностей региона и его предприятий в соответствующих специалистах. Возникнут реальные возможности для оптимизации государственных расходов на подготовку специалистов и одновременно для привлечения средств бизнеса в систему ВПО.

5. Формирование сети национальных исследовательских университетов, которые также будут иметь приоритетное финансирование. Результатом этих процессов станет формирование в России новой системы высшего образования, в которой будут выделяться две группы вузов. Первая группа включает ряд элитных учебных заведений, число которых исчисляется, по мнению Министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко, несколькими (от двух до четырех) десятками (федеральные и национальные исследовательские университеты, МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский госуниверситет и др.). Вторая группа будет состоять из остальных вузов, которых подавляющее большинство.

6. Создание образовательных кластеров. В настоящее время в развитии экономики региона большая роль отводится сетевым коммуникациям. Сетевая структура экономического пространства приводит к объединению предприятий, образовательных учреждений в научно-учебно-производственные комплексы, консорциумы, кластеры, обеспечивающие плодотворное взаимодействие.

Стратегия развития образовательного кластера определяется социально-экономическими и педагогическими факторами. Создание инновационной, конкурентоспособной системы профессионального об-

разования является экономической стратегией кластера, обеспечивающей успешное развитие производства. Социальная стратегия развитиякластера-это обеспечение гарантий по трудоустройству выпускников в соответствии с полученной специальностью. Педагогический фактор в стратегии заключается в совместном проектировании образовательной деятельности, содержания образования, компетенций и квалификаций выпускников, организация производственных практик, стажировка преподавателей, повышение квалификации и переподготовка специалистов.

7. Партнерство образования и производства в рамках дуальной формы обучения.

Опыт профессиональной подготовки специалистов для предприятий авиационной отрасли позволяет рассматривать дуальную форму обучения на основе сочетания теоретической фундаментальной подготовки в учебном заведении с непрерывной производственной практикой на базовых предприятиях при активном взаимовыгодном сотрудничестве образования и производства как предпочтительную.

На уровне организационных форм связи образования и производства компонентом процесса взаимодействия выступает снятие.

Снятие характеризует изменения во внутренней структуре организационных форм связи образования и производства, определяет характер сохранения и преобразования положительных качеств, как образования, так и производства, в этих формах. В снятии как форме взаимодействия реализуются такие сущностные при-

знаки процесса развития, как необратимость, последовательность и закономерность.

Так, в новых организационных формах - университетских образовательных комплексах, образовательных кластерах, национальных исследовательских университетах и других в снятом виде присутствуют положительные стороны образования и производства, позволяющие:

- свести до минимума время адаптации выпускника на рабочем месте;

- обеспечить мобильность специалистов при освоении и разработке принципиально новых технологий, ускоренный рост профессионального мастерства выпускников;

- подготовить предложения по совершенствованию содержания и процесса подготовки специалистов;

- обеспечить эффективную обратную связь предприятия и учебного заведения;

- обеспечить независимую оценку качества подготовки специалистов.

- обеспечить самоопределение и самореализацию специалиста в различных профессиональных и смежных сферах деятельности;

- создать условия для формирования целостной картины сферы труда;

- развивать системное мышление профессионала, позволяющее схватывать явления во всех их взаимосвязях;

- обеспечить целостное - социальное, физическое, духовное, интеллектуальное - развитие личности;

- установить более тесные связи обучения с практической деятельностью, производства с образованием.

Таким образом, взаимодействие всегда целостно, и ни одна из его форм не может существовать в отрыве от

9

остальных. Процесс взаимодействия образования и производства включает все три иерархические формы взаимодействия. Речь может идти лишь о мере преобладания той или иной из них на определенной фазе развертывания процесса с учетом его внутреннего состояния. Отношение, связь или снятие являются доминирующими на той или иной стадии развития взаимодействия, которое предполагает восхождение от «отношения» через «связь» к «снятию».

Выводы

1. В эпоху, когда знания играют определяющую роль в воспроизводстве национального богатства, взаимодействие науки, образования и производства становится условием, необходимым для формирования экономики знаний. Наука, образование и производство не могут развиваться как изолированные, они не способны функционировать без активного взаимодействия друг с другом. Интеллектуальный капитал, лежащий в основе экономики знаний, не может создаваться и развиваться только в одном из секторов - в науке, в образовании или в производстве. Нужны взаимодействующие структуры, в которых совместными усилиями ученых, преподавателей и производственников будут производиться инновации, определяющие лицо новой экономики.

2. Определенной синтезирующей идеей объединения разнообразных

форм взаимодействия является идея исследовательского университета, который является центром инновационного технологического развития промышленности и социальной сферы, важнейшим субъектом управления регионального, а иногда и национального масштаба. Исследовательский университет - это в определенной мере идеал, к которому начинают стремиться передовые вузы.

3. Вместе с тем сегодня наблюдаются:

- слабая мотивация партнеров по взаимодействию;

- несоответствие интересов участников процесса взаимодействия, наличие объективных трудностей в создании совместных структур;

- отсутствие нормативной базы для развития взаимодействия.

Часть из перечисленных проблем может быть решена совместными усилиями представителей науки, образования и производства.

Другая часть проблем может быть решена только при активном участии государства. Вполне логично предположить, что в сложившейся ситуации государство может выступить посредником во взаимодействии науки, образования и производства, а координатором взаимодействия может стать образование. В настоящее время именно на базе вузов созданы совместные структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, полигоны и др.), демонстрирующие перспективность взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.