Научная статья на тему 'Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с лицами, участвующими в профилактике правонарушений'

Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с лицами, участвующими в профилактике правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / взаимодействие / профилактика правонарушений / субъекты профилактики правонарушений / лица / участвующие в профилактике правонарушений / district commissioner of the police / interaction / prevention of offenses / subjects of prevention of offenses / persons involved in the prevention of offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поликарпова Екатерина Викторовна

В статье рассматриваются вопросы профилактики правонарушений, взаимодействие участкового уполномоченного полиции с лицами, участвующими в профилактике правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поликарпова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the District Police Commissioner with Persons Involved in the Prevention of Offenses

The article deals with the issues of crime prevention, the interaction of the district police commissioner with persons involved in the prevention of offenses.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с лицами, участвующими в профилактике правонарушений»

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с лицами, участвующими в профилактике

правонарушений

ПОЛИКАРПОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА,

старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: policewoman1980@rambler.ru

Interaction of the District Police Commissioner with Persons Involved in the Prevention of Offenses

POLIKARPOVA EKATERINA VIKTOROVNA,

Senior Lecturer of the Department of Administrative Activities

of the Department of Internal Affairs Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V. Ya . Kikot Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12 E-mail: policewoman1980@rambler.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профилактики правонарушений, взаимодействие участкового уполномоченного полиции с лицами, участвующими в профилактике правонарушений.

Ключевые слова и словосочетания: участковый уполномоченный полиции; взаимодействие; профилактика правонарушений; субъекты профилактики правонарушений; лица, участвующие в профилактике правонарушений.

УДК 342.951

Annotation. The article deals with the issues of crime prevention, the interaction of the district police commissioner with persons involved in the prevention of offenses.

Keywords and phrases: district commissioner of the police; interaction; prevention of offenses; subjects of prevention of offenses; persons involved in the prevention of offenses.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 (далее — ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений»), принятый в 2016 г ., на законодательном уровне определил систему субъектов профилактики правонарушений в Российской Федерации . Не вдаваясь в подробный анализ каждого из субъектов, осуществляю-

1 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федер . закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» .

щих профилактику правонарушений, отметим, что одним из таких субъектов являются федеральные органы исполнительной власти При этом среди федеральных органов исполнительной власти ключевым субъектом системы профилактики правонарушений, на наш взгляд, является Министерство внутренних дел Российской Федерации [1; 2].

Наибольший интерес для нас, рассматривая вопросы профилактики правонарушений, представляет изучение такого субъекта в системе МВД России на районном уровне . Здесь, безусловно, главным субъектом осуществле-

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

ния профилактики правонарушений является участковый уполномоченный полиции .

Говоря о деятельности участкового уполномоченного полиции в сфере профилактики правонарушений, необходимо отметить, что такая работа не может проводиться без поддержки общества . Это объяснимо, ведь граждане — жители закрепленного за участковым уполномоченным полиции административного участка лучше знают своих соседей, а соответственно, могут поделиться оперативно значимой информацией

Вероятнее всего, законодателем было учтено это обстоятельство, именно поэтому помимо основных субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений, он выделяет «лиц, участвующих в профилактике правонарушений» .

В соответствии с п .4 ст. 2 ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений» к лицам, участвующим в профилактике правонарушений, законодатель относит граждан, общественные объединения, организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с законода-тельством1 .

Как же сегодня организованно взаимодействие участкового уполномоченного полиции с лицами, участвующими в профилактике правонарушений?

Чтобы ответить на данный вопрос, нами был изучен ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участкового уполномоченного полиции по вопросам профилактики правонарушений2 . В результате мы пришли к выводу о том, что они имеют различную иерархическую систему, отражают направления осуществления профилактики правонарушений, определяют правовой ста-

1 Там же .

2 О полиции: Федер . закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС

«КонсультантПлюс»; Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федер . закон от 23 июня 2016 г.

№ 182-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»; Об административном над-

зоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федер . закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;

Об участии граждан в охране общественного порядка: Федер . закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»; О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205; О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения: приказ МВД России от 4 марта 2020 г. № 119 и др .

тус субъектов, вступающих в правоотношения в рассматриваемой сфере . При этом основное внимание было уделено изучению положений приказа МВД России от 29 марта 2019 г . № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности»

Нет сомнений в том, что положения данного нормативного правового акта в большей степени отражают профилактическую деятельность участкового уполномоченного полиции . Тем не менее нет четкого понимания, каким образом осуществляется взаимодействие участкового уполномоченного полиции с лицами, участвующими в профилактике правонарушений. Так, например, в Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденной приказом МВД России от 29 марта 2019 г . № 205, регламентации о взаимодействии по вопросам профилактики правонарушений нет, есть лишь упоминание о том, что участковый уполномоченный полиции в соответствии с п. 24 . 3 «взаимодействует с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на территории административного участка, в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности» При этом нет никакой конкретики, которая явно нужна практическим сотрудникам в первую очередь для четкого уяснения правовой регламентации данного вопроса, что, безусловно, сокращает время на поиск и определение того, в каких вопросах ему может быть оказана помощь

Значимость такого взаимодействия неоднократно отмечалась и на расширенных заседаниях коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, в ходе которых подводятся итоги работы, определяются направления деятельности на предстоящий период [3] .

Можно предположить, что это сделано намеренно с учетом большой загруженности участкового уполномоченного полиции, освобождая его тем самым от обязанности обеспечивать организацию такого взаимодействия, перекладывая эту задачу на руководителей Но поскольку руководитель лишь обеспечивает организацию этой работы, реализация взаимодействия участкового уполномоченного полиции по вопросам профилактики правонарушений так и остается участковому уполномоченному полиции

Думается, что решением данной проблемы могло бы стать детальное закрепление данного вопроса в приказе МВД России от 29 марта

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

2019 г . № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» . Пункт 24 необходимо дополнить пп . 24 . 3 .1, изложив его следующим образом:

«Взаимодействует с лицами, участвующими в профилактике правонарушений в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактике правонарушений» и другими федеральными законами»

Список литературы:

1 Доказывание в правосудии Российской Федерации / В . Н . Галузо, Н . А. Канафин, В . М . Редкоус . 6-е изд ., испр . и доп. Москва, 2022

2 Правовое обеспечение национальной безопасности . Тридцать лет законодательству о безопасности Российской Федерации: обзор Всероссийской научно-практической

конференции / А. М . Воронов, И . Б . Карда-шова, А. Ю . Винокуров и др . // Современное право . 2022 . № 10 .

3 . Расширенное заседание коллегии МВД России 17 февраля 2022 г . // Президент России: сайт. URL: http://www .kremlin. ru/events/president/transcripts/67795 (дата обращения: 10 .03 .2023) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.