Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ НАДЗОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ НАДЗОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1498
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / формы профилактического воздействия / профилактический учет / профилактический надзор / административный надзор / district police commissioner / forms of preventive action / preventive accounting / preventive supervision / administrative supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Владимировна Малахова, Екатерина Викторовна Поликарпова

Анализируется действующие законодательство в сфере профилактики правонарушений, изучаются некоторые вопросы организации и осуществления профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции с использованием таких форм профилактического воздействия, как административный надзор, профилактический надзор. Рассматривается соотношение указанных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наталья Владимировна Малахова, Екатерина Викторовна Поликарпова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE SUPERVISION IN THE ACTIVITIES OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER

The current legislation in the field of crime prevention is analyzed, some issues of the organization and implementation of preventive activities of the district police commissioner using such forms of preventive impact as administrative supervision, preventive supervision are studied. The correlation of these concepts is considered.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ НАДЗОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ»

УДК 342.951 NIION: 2003-0059-5/21 -031

ББК 67.401.011 MOSURED: 77/27-003-2021 -05-230

DOI 10.24412/2073-0454-2021-5-147-150 © Малахова Н.В., Поликарпова Е.В., 2021

Научные специальности: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; 12.00.14 — административное право; административный процесс

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ НАДЗОР В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ

Наталья Владимировна Малахова, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: nv_malakhova@mail.ru

Екатерина Викторовна Поликарпова, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: policewoman1980@rambler.ru

Аннотация. Анализируется действующие законодательство в сфере профилактики правонарушений, изучаются некоторые вопросы организации и осуществления профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции с использованием таких форм профилактического воздействия, как административный надзор, профилактический надзор. Рассматривается соотношение указанных понятий.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, формы профилактического воздействия, профилактический учет, профилактический надзор, административный надзор.

PREVENTIVE SUPERVISION IN THE ACTIVITIES OF THE DISTRICT POLICE COMMISSIONER

Natalia V. Malakhova, Associate Professor of the Department of Administrative Law of Divisions of Internal Affairs, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: nv_malakhova@mail.ru

Ekaterina V. Polikarpova, Senior Lecturer of the Department of Administrative Law of Divisions of Internal Affairs Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: policewoman1980@rambler.ru

Abstract. The current legislation in the field of crime prevention is analyzed, some issues of the organization and implementation of preventive activities of the district police commissioner using such forms of preventive impact as administrative supervision, preventive supervision are studied. The correlation of these concepts is considered.

Keywords: district police commissioner, forms of preventive action, preventive accounting, preventive supervision, administrative supervision.

Для цитирования: Малахова Н.В., Поликарпова Е.В. Профилактический надзор в деятельности участкового уполномоченного полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(5):147—150.

Функции, выполняемые участковыми уполномоченными полиции, занимают важное место среди направлений деятельности органов внутренних дел. Это обусловлено наличием большого объема правоохранительных полномочий, возлагаемых на представителей этой службы. При этом административная деятельность представляет собой наиболее значительную часть среди основных видов деятельности, порученных участковым уполномоченным полиции. Сюда следует отнести полномочия в сфере профилактики и пресечения правонарушений, работу по предупреждению преступлений, в том числе, среди несовершеннолетних, осуществление надзора

за гражданами, освободившимися из мест лишения свободы, в части соблюдения ими ограничений, установленных судом.

Правовую основу организации и осуществления профилактики правонарушений и административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы участковыми уполномоченными полиции представляет совокупность нормативных актов различной юридической силы. К ним, прежде всего, относятся: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»,

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и др. Имеется целый ряд подзаконных актов ведомственного характера1, которые регулируют соответствующую деятельность в рассматриваемой сфере.

При этом наиболее значимой частью правовой основы организации и осуществления профилактики правонарушений с 2016 г. следует признать Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Закон о профилактике правонарушений), который согласно ст. 1 «установил организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений».

Необходимо отметить, что указанным Законом о профилактике правонарушений впервые был введен термин «профилактический надзор», ранее не употреблявшийся в нормативных правовых актах различного уровня, согласно ст. 17 данного закона «профилактический надзор» является одной из форм профилактического воздействия, субъектами которого выступают федеральные органы исполнительной власти, в том числе, и органы внутренних дел. Среди основных направлений профилактики правонарушений, мы видим, такие как: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности; развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений и др. Эти направления деятельности также нашли свое отражение в статусных нормативных правовых актах, определяющих правовое положение и основные направления деятельности органов внутренних дел и полиции, в частности2.

Понятие «профилактического надзора» в рассматриваемом Законе о профилактике правонарушений определяется как «наблюдение за поведением лица, состоящего на профилактическом учете, и соблюдением им ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации». Согласно приказу МВД России от 29 марта 2019 г.

№ 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (далее — Приказ) существенный сегмент полномочий участкового уполномоченного полиции реализуется в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с теми лицами, которые подвергаются профилактическому учету. Постановке на профилактический учет подлежат лица, перечень которых определен п. 33 Приказа. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкование не подлежит. К нему относятся следующие категории лиц:

♦ в отношении которых установлен административный надзор, в связи с освобождением из мест лишения свободы3;

♦ ведущие себя неправомерно в семейно-быто-вой сфере;

♦ находящиеся на учете в медицинской организации как больные алкоголизмом, при этом они неоднократно привлекались к административной ответственности за правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, а также по ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ;

♦ больные наркоманией и состоящие на учете в медицинской организации4;

♦ привлекаемые к ответственности за совершившие административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, при проведении публичных мероприятий.

Таким образом, индивидуальная профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции является не чем иным, как профилактическим надзором. В то же время, термин «профилактический надзор» не находит своего отражения ни в

1 Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» // СПС «КонсультантПлюс»; Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом участке и организации этой деятельности» // СПС «КонсультантПлюс»; Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс»; Указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3 Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс».

4 К этой категории граждан относятся те, которым в течение года два и более раза было назначено административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.8, 6.9, 6.9.1, ч. 2 и 3 ст. 20.20 КоАП РФ.

^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

Рис. 1

одном из нормативных документов, регламентирующих профилактическую деятельность участкового уполномоченного полиции. Наблюдается некоторая разобщенность в применении таких категорий, как «административный надзор» и «профилактический надзор», несмотря на их явную однородность.

Так, ранее вступивший в законную силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — Закон «Об административном надзоре») определяет надзор как административный, который осуществляется органами внутренних дел в виде наблюдения за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Законом «Об административном надзоре»). Такая же терминология употребляется и в ведомственных нормативных правовых актах5.

Возникает закономерный вопрос: является ли «профилактический надзор» аналогией «административному надзору», или все-таки эти понятия имеют разный смысл и содержание? Может быть, стоит придерживаться единой терминологии в нормативных правовых актах?

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть некоторые характерные особенности

«профилактического надзора» и «административного надзора». Для более детального уяснения данных рассуждений первоначально обозначим это схематически (рис. 1).

Итак, как мы уже обозначили на рис. 1, основанием для осуществления профилактического надзора является решение суда или решение одного из субъектов профилактики правонарушений (в соответствии со ст. 16 Закона о профилактике правонарушений). Кроме того, данный вид профилактического воздействия начинается с момента постановки на профилактический учет с целью дальнейшей индивидуальной профилактической работы с определенной категорией лиц (объектами профилактического воздействия). При этом Закон о профилактике правонарушений не дает ответ на вопрос, где необходимо получать информацию о тех лицах, которые могут быть подвергнуты профилактическому надзору? Закон о профилактике правонарушений этих лиц не определил.

Вероятнее всего законодатель сделал это намеренно, поскольку каждый субъект профилактики

5 Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом участке и организации этой деятельности» // СПС «КонсультантПлюс»; Приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС «КонсультантПлюс».

правонарушений должен работать с определенной категорией лиц, и, вступая в правоотношения, его участники имеют определенный «комплект» прав и корреспондирующих им обязанностей. Хотя, конечно, это достаточно дискуссионный вопрос, и многие авторы высказывают мнение о том, что в Законе о профилактике правонарушений должны быть отражены все элементы системы профилактики правонарушений, в том числе, субъекты и объекты профилактического воздействия, их права и обязанности6.

Таким образом, мы выяснили, что объектом профилактического воздействия при «профилактическом надзоре» являются лица, поставленные на профилактический учет в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами, где перечислены категории лиц, подлежащие такой постановке. Для участкового уполномоченного полиции этим нормативным правовым актом будет являться Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности»7.

Анализ нормативных правовых актов показывает, что осуществление «профилактического надзора» и «административного надзора» преследуют одни и те же цели:

♦ проверяется наличие правомерности в поведении лица и соответствие установленным предписаниям;

♦ выявляются факты нарушений закона;

♦ предупреждается совершение противоправных действий;

♦ изучаются условия и образ жизни;

♦ устраняются те условия, которые могут способствовать совершению правонарушений.

Исходя из этого, важно подчеркнуть, что и «профилактический надзор» и «административный надзор» по своей сути и содержанию относятся к специальному виду индивидуальной профилактики правонарушений, направленной на оказание воспитательного воздействия на лиц, поведение которых носит противоправный или антиобщественный характер, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение. Данные лица состоят на профилактическом учете в органах, являющихся субъектами профилактического надзора. Следует отметить, что и «профилактический» и «административный надзор» осуществляются специальными субъектами органов исполнительной власти. Например, органами внутренних дел, а более конкретно — участковыми уполномоченными полиции.

Таким образом, в силу указанных причин представляется, что «профилактический надзор» и «административный надзор» — это категории, объединенные едиными основаниями и целями осуществления надзора, принципами и основными направлениями профилактики, субъектным составом, кругом поднадзорных лиц (лица, состоящие на профилактическом учете). В то же время, представляется, что понятие «профилактический надзор» является более «широким», включающим в себя и деятельность по административному надзору. Данный вывод обусловлен тем, что «профилактическому надзору» подвергаются все лица, состоящие на профилактическом учете, в том числе лица, состоящих под «административным надзором».

В результате проведенного исследования, а также в целях совершенствования правового регулирования деятельности по профилактике правонарушений участковыми уполномоченными полиции, на наш взгляд, необходимо в ведомственных правовых актах использовать категорию «профилактический надзор» в отношении лиц, состоящих на профилактическом учете и поднадзорных лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Кроме того, предлагается усовершенствовать определение понятия «профилактический надзор» сформулировав его в следующем виде.

Профилактический надзор представляет собой деятельность специальных субъектов профилактики, осуществляемую в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти порядке в отношении лиц, совершивших правонарушения, либо пов едение ко торых но сит пр о тив опр авный или антиобщественный характер, заключающуюся в наблюдении за поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, и соблюдением ими ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

Предложенное позволит привести в соответствие тот понятийный аппарат, который вызывает некоторые затруднения в их применении.

6 Равнюшкин А.В. О формах воздействия, применяемых участковыми уполномоченными полиции при профилактике правонарушений, совершаемых в сфере семейно-бытовых отношений (на примере Алтайского края) // Научный портал МВД России. 2017. № 4. С. 33.

7 Для учреждений уголовно исполнительной системы см.: Приказ Минюста России от 20 мая 2013 г. № 72 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.