Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / LABOUR MIGRATION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / WAGES / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишназаров Дияз Уралович

В статье исследуются тенденции трудовой миграции в Республике Башкортостан и их влияние на рынок труда. Сделан вывод, что трудовая миграция сокращает численность безработных, в том числе и за счет увеличения числа выбывающих в поисках работы в другие регионы и прибывающих в поисках работы в Республику Башкортостан. Предложены рекомендации по совершенствованию системы регулирования трудовой миграции с позиций обеспечения стабильности функционирования и развития регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF LABOR MIGRATION AND LABOR MARKET IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In the article researched the trends of labor migration in the Republic of Bashkortostan and its impact on the labour market.It makes the conclusion that labour migration reduces the number of unemployed, including due to the increase in the number of retiring in search of work in other regions and arriving in search of work in the Republic of Bashkortostan. It proposed the recommendations for improving the system of regulation of labor migration from the position of provision of stability of functioning and development of the regional labour market.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН»

http://nspkrf.ru/soveti.html

11. SHadrikov B., Gevorkyan E., Kalabin C., Kirinyuk A., Navodnov V., Motova G., Petropavlovskii M. O procedure kompleksnoi ocenki vuza // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2001. - №1. - S. 29-38.

12. Dzhandzhugazova E.A., Zaitseva N.A., Larionova A.A., Pervunin S.N. The Russian Hotel Market: condition and development under the crisis. Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 6, No 3 S5 (2015), P. 289-296.

13. Zaitseva N.A.,Goncharova, I.V. Androsenko, M.E. Necessity of changes in the system of hospitality industry and tourism training in terms of import substitution. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, Volume 6 Number 1, rr. 288-293

14. Zaitseva N.A. The forecast of development of the hotel business in Russia as a promising direction of business expansion of international hotel chains. Middle East Journal of Scientific Research. 2013, Volume 14 Number 3, pp. 328-334.

ЕФРЕМОВА МАРИЯ ЮРЬЕВНА - аспирант кафедры гостиничного и туристического бизнеса, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (maha-efr@mail.ru)

EFREMOVA, MARIA Yu. - Ph.D. student, Department of Hotel and Tourism Business, Russian Economic University G.V Plekhanova/

УДК 331.55

ИШНАЗАРОВ Д.У. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Ключевые слова: трудовая миграция, рынок труда, заработная плата, регион

В статье исследуются тенденции трудовой миграции в Республике Башкортостан и их влияние на рынок труда. Сделан вывод, что трудовая миграция сокращает численность безработных, в том числе и за счет увеличения числа выбывающих в поисках работы в другие регионы и прибывающих в поисках работы в Республику Башкортостан. Предложены рекомендации по совершенствованию системы регулирования трудовой миграции с позиций обеспечения стабильности функционирования и развития регионального рынка труда.

ISHNAZAROV, D.U. INTERACTION OF LABOR MIGRATION AND LABOR MARKET IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Keywords: Labour migration, labor market, wages, region.

In the article researched the trends of labor migration in the Republic of Bashkortostan and its impact on the labour market. It makes the conclusion that labour migration reduces the number of unemployed, including due to the increase in the number of retiring in search of work in other regions and arriving in search of work in the Republic of Bashkortostan. It proposed the recommendations for improving the system of regulation of labor migration from the position of provision of stability of functioning and development of the regional labour market.

В настоящее время миграция рабочей силы, охватывая все большее число стран и регионов, приобрела глобальный характер, способствуя распространению новых знаний, технологий и прогрессивных производств - с одной стороны и, создавая мощный клубок социально-политических и экономических противоречий и проблем, - с другой. Усиливающееся международное и внутринациональное разделение труда, военные и политические конфликты в ряде стран и регионов, способствуют увеличению объемов и разнообразия миграционных потоков, перемещающихся из одного региона в другой, что влечет за собой как выгоды, так и издержки для стран и территорий, участвующих в миграционном процессе [1, 2, 3].

Трудовая миграция весьма противоречива и с позиции государства (необходимость осуществления действий по управлению самими миграционными потоками, решение проблем на местах прибытия и выбытия мигрантов), и с позиции регионов выбытия и прибытия (с притоком мигрантов появляются как новые возможности для трудового развития, так и новые угрозы), и с позиции самих мигрантов (смена привычного образа жизни, жилищные проблемы, адаптация на новом месте проживания и трудоустройства, трудности коммуникации) [4].

Социально-экономические последствия трудовой миграции населения могут быть как положительными, так и отрицательными (табл.1).

Таблица 1

Социально-экономические _ последствия трудовой миграции_

Положительные Отрицательные

Заселение новых, ранее неосвоенных территорий, разработка новых месторождений полезных ископаемых, строительство новых предприятий, создание новых рабочих мест. Отток высококвалифицированных специалистов с территорий, где они были сформированы (представители науки и образования, инженерных и технических специальностей), замена работников менее квалифицированными кадрами ввиду нехватки трудовых ресурсов нужной квалификации.

Обмен культурным опытом и традициями. Интенсивное перемещение сельского населения в городскую местность, что приводит к разрушению и исчезновению деревень и сел, трудовому истощению сельского хозяйства (более 52% мигрантов - сельское население и, по статистике, они переселяются в урбанизированные города).

Развитие кооперации и специализации, крупных международных корпораций (машиностроение, сельское хозяйство, нефтехимия). Обострение социально-экономических проблем, усвоение разрушительных для общества, особенно для молодежи, норм и привычек (алкогольная, наркотическая зависимость, влияние криминогенных факторов) и другие. Социальное расслоение населения на «сорта». Рост нагрузки на социальные службы.

Восполнение численности трудовых ресурсов, сокращающейся в последние насколько лет, за счет привлечения внешних мигрантов. Оскудение отдаленных территорий (Камчатка, Дальний Восток), ухудшение ситуации в малых городах, монопоселениях.

Передача знаний и опыта в различных сферах деятельности (производство, НИОКР, образование и наука). Потеря традиций, основ этносоциальных групп. Утрата (ослабление) родственных связей.

Проведенная систематизация функций трудовой миграции и ее последствий позволяет сделать вывод о необходимости оптимизации, повышения эффективности действий по регулированию миграционных потоков 1) при максимальном использовании функций, формирующих востребованный обществом и экономикой результат; 2) нацеленных на увеличение положительных и сокращение отрицательных последствий трудовой миграции, что в целом будет способствовать планомерной реализации миграционной политики государства, сохранению баланса на рынке труда и всем социально-экономическом пространстве страны.

В ходе анализа миграционных процессов в Российской Федерации [6, 7] и Республике Башкортостан был выявлен ряд тенденций. Сокращение численности трудоспособного населения в России наблюдалось на протяжении всего периода исследования: с 87,3 млн. человек в 2000 г. до 85,5 млн. человек в 2015 г. По прогнозам в 2017 г. данный показатель составит 77,4 млн. человек. За этот же период численность населения нетрудоспособного возраста увеличится с 64,2 до 69,3 млн. человек. При этом численность экономически активного населения меняется на 0,1-1,2 млн.чел

Миграционный прирост в Республике Башкортостан происходит в основном за счет международной миграции. Причины, по которым прибывают мигранты, следующие: 1) для получения образования (50%); 2) в поисках работы (35%); по другим причинам (15%).

Как в целом по Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан сокращается удельный вес выбывающих за пределы России в общей численности мигрирующих за счет роста миграции в другие регионы. В пределах региона миграция сохраняет стабильный объем потока (табл.2).

Прогнозы развития ситуации на рынке труда в регионе отражают общероссийскую тенденцию снижения численности трудовых ресурсов (табл.3), для восполнения которых необходимы конструктивные действия, направленные на закрепление собственных

квалифицированных кадров «на местах», и привлечение внешних трудовых мигрантов, востребованных экономикой региона специальностей и уровня квалификации.

Таблица 2

Распределение числа трудовых мигрантов по направлениям движения _(в процентах от общего числа выбывших)_

Регион Число выбывших

В пределах региона В другие регионы России За пределы России

2000 2005 2011 2013 2015 2017 2000 2005 2011 2013 2015 2017 2000 2005 2011 2013 2015 2017

РФ 53,1 55,3 55,1 51,9 55,1 55,9 40,9 41,2 43,7 44,9 45,5 45,9 6,0 3,5 1,2 4,4 3,1 2,7

ПФО 62,6 63,6 63,8 62,5 63,8 64,5 33,6 34,1 35,4 35,8 35,9 36,1 3,8 2,3 0,8 2,1 1,6 1,1

РБ 69,4 71,8 67,0 66,8 67,0 66,8 28,4 27,2 32,7 32,7 31,8 32,7 2,2 1,0 0,3 0,5 0,4 0,2

Таблица 3

Трудоспособное население Республики Башкортостан (чел.) _

Показатели 2008 2010 2011 2013 2014 2015 2017

Численность трудовых 2568266 2549800 2523200 2427801 2414621 2399450 2403130

ресурсов

В т.ч.: население в 2430524 2428492 2387819 2287540 2259500 2244200 2219170

трудоспособном

возрасте

Иностранные трудовые 38553 27673 22521 35072 44500 43000 44000

мигранты

Лица старше 99189 93648 112901 105189 107200 112250 139960

трудоспособного

возраста и подростки

В т.ч.: лица старше 97681 90736 110081 104325 106320 111280 138840

трудоспособного

возраста

Подростки 1508 2911 2820 864 880 970 1120

Анализируя динамику численности трудовых мигрантов и безработных Республики Башкортостан (табл. 4) можно предположить, что трудовая миграция сокращает численность безработных, в т.ч. и за счет увеличения числа выбывающих в поисках работы в другие регионы и прибывающих в поисках работы в Республику Башкортостан.

Таблица 4

Динамика основных показателей рынка труда и трудовой миграции _за 2010-2014гг. (тыс. человек)_

Наименование показателя 2010 2012 2014 2016

Численность экономически активного 2 040,0 2 041,6 1 979,0 2011,3

населения

Трудоспособное население 2 525,2 2 438,6 2 414,6 2309,1

Численность безработных 181,9 123,8 103,6 116,0

Трудовые мигранты - прибывшие межрегиональные 4,8 11,7 20,2 7,6

Трудовые мигранты - выбывшие 7,1 17,3 22,5 10,9

Так за период 2010-2014 гг. численность трудовых мигрантов, выбывших в другие регионы России и прибывших в республику, увеличилась на 15,4 тыс. человек. Численность безработных за тот же период сократилась на 78,3 тыс. человек

На основе анализа данных Федеральной службы государственной статистики, ее территориального органа по Республике Башкортостан и результатов проведённого социологического опроса населения районов Республики Башкортостан составлен социально-экономический «портрет» (совокупность общих характерных черт) современного внутреннего трудового мигранта региона. Сопоставление социально-экономического портрета официального трудового мигранта в среднем по России и в Республике

Башкортостан позволяет сформулировать ряд выводов: 1) в отличие от иммигрантов страны, у прибывающих в республику практически не имеется проблем с владением русским языком; 2) большинство иммигрантов России - из стран СНГ, прибывающих в Республику Башкортостан - из других регионов страны, наибольшее количество (66,2%) - из Уральского федерального округа; 3) схожими характеристиками являются вид деятельности -строительство и торговля, средний заработок в месяц - до 30 000 рублей, уровень образования - среднее специальное и возраст - 18-29 лет; 4) женщины в Башкирии мигрируют больше, чем мужчины (52%), тогда как в целом по России до 90% мигрантов составляют мужчины.

Изучение общих сходных черт мигрантов может быть использовано в качестве инструмента диагностики ситуации на рынках труда при разработке региональных миграционных программ, включающих мероприятия для предотвращения оттока востребованных трудовых ресурсов и привлечения квалифицированных кадров.

Обобщение результатов исследований позволило сформулировать ряд рекомендаций, которые могут быть использованы при разработке направлений совершенствования системы государственного регулирования трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях:

1. Создание паспортов территорий (в том числе он-лайн версий) и размещение их на сайтах соответствующих миграционных служб для обеспечения доступности наиболее востребованной мигрантами информации. Паспорта могут содержать перечни сфер и отраслей деятельности, промышленных предприятий и комплексов, требуемых и избыточных специалистов, основные концепции и программы развития округов, регионов, территорий с указанием числа перспективных рабочих специальностей и т.д. Данная рекомендация может быть реализована как пилотный проект в нескольких регионах.

2. Формирование единых баз данных работников с возможностью занесения информации специалистами кадровых (миграционных) служб на основе письменного согласия самого работника (трудовая история мигранта - аналог кредитных историй заемщиков). Трудовая история мигранта (ТИМ) может содержать только краткую информацию о трудовой деятельности (в соответствии с записями в трудовой книжке и договорами ГПХ), может быть дополнена другой информацией (в формате резюме). Подобная систематизация данных о мигрантах (в том числе потенциальных) упростит работу миграционных служб, центров занятости населения, будет способствовать сокращению сроков трудоустройства и т.д.

3. Создание окружных (региональных) миграционных аналитических центров (МиАнЦ), специализирующихся на исследованиях ситуаций на рынке труда, а также формировании миграционных потоков в интересах округов и регионов. Функции подобного рода центров должны включать непосредственно анализ ситуации, ее оценку, принятие мер по решению возникающих проблем (таких как разъяснения процедур прохождения регистрации мигрантов, трудоустройства в районах с острой нехваткой специалистов и т.д.), разработку программ привлечения и размещения мигрантов.

При разработке направлений совершенствования системы государственного регулирования трудовой миграции на региональном уровне:

1. Уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и направлений реализации государственной миграционной политики в регионе.

2. Совершенствование законодательства Республики Башкортостан в части обеспечения реализации целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики региона.

3. Разработка республиканской программы по сохранению трудовых ресурсов и регулированию миграционных процессов (табл.5). Необходимыми дополнениями в данную программу, по мнению диссертанта, должны стать: 1) система показателей выполнения программы, включающая численность мигрантов, квалифицированных специалистов, привлекаемых на территорию региона в соответствии с перечнем профессий

(специальностей, должностей); число выданных патентов на осуществление трудовой деятельности иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем получения визы; отношение численности иностранных граждан, получивших разрешение на работу в текущем году, к численности иностранных граждан, получивших разрешение на работу в предыдущем году и т.д.; 2) методическое обеспечение регулирования миграционными процессами в регионе (включая уровень муниципальных образований): паспорта территорий, базы данных мигрантов и т.д.; 3) мероприятия по созданию специализированных аналитических центров.

Таблица 5

Этапы реализации республиканской программы по регулированию миграционных

процессов в Башкортостане

Этап Период Описание

Первый этап 2019 г. Подготовительный. Создание нормативно-правовой основы; формирование системы управления миграционными процессами; оценка потребности региона в трудовых ресурсах; анализ имеющейся инфраструктуры для приема семей переселенцев; информационная поддержка мигрантов на территории региона и за его пределами; мониторинг миграционного потенциала, анализ состава участников миграционных процессов, мотивов их участия, корректировка условий участия и т.д.

Второй этап 2019-2024 гг. Организационный. Прием переселенцев и членов их семей в регион и внутри региона, анализ реальных результатов реализации программных мероприятий; определение дальнейших направлений миграционной политики.

Третий этап 2025-2027 гг. Результирующий. Оценка реализации утвержденной программы и ее результативности: анализ результатов, полученных в ходе реализации программы, расчет эффективности, определение перспектив ее развития на ближайшие десятилетия.

Реализация всех вышеперечисленных мероприятий будет способствовать повышению эффективности процессов регулирования внутренней и внешней трудовой миграции в регионе. Оптимизация размещения населения с учетом потребностей как самим мигрантов, так и принимающих их территорий, может стать основой создания благоприятных условий для жизнедеятельности в каждом регионе страны, что позволит обеспечить стабильность функционирования и развития регионального рынка труда.

Литература и источники

1. Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Кузнецов В.Н., Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. Стратегия демографического развития России. - М., 2005. - С.44-45.

2. Акумова Н.Г., Иванов Г.С. Современное состояние трудовой миграции в контексте общей миграции в России // Право и образование. - 2013. - №10. - С.114-122.

3. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Храмова М.Н. Возвратная миграция соотечественников в Россию: существует ли миграционный потенциал? // Народонаселение. -2015. - № 2(68). - С. 64-73.

4. Барлыбаева Ф.Б., Ситнова И.А., Ишназаров Д.У., Салихова З.М. Человеческий капитал Республики Башкортостан и его роль в формировании и развитии экономики, основанной на знаниях. - Уфа: Гилем, Башк. энцикл., 2014. - 332с.

5. Щербакова Е. Демографические итоги I полугодия 2014г. (часть III). // Демоскоп. - 2014. - №613-614.

6. Экономика Башкортостана / Под общ.ред. Х.А.Барлыбаева. - Уфа, 2007. - 542 с.

7. Топилин А.В., Воробьева О.Д. Опыт государственного регулирования в размещении производительных сил в России в период 1970-1990 годов // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. -2015. - №13. - С. 500-524.

8. Воробьёва О.Д., Гребенюк А.А., Топилин А.В. Проблемы информационного обеспечения прогнозирования трудовой миграции в России // Проблемы прогнозирования. - 2014. - №4. - С. 47-62.

References and Sources

1. Arhangel'skij V.N., Ivanova A.E., Kuznecov V.N., Rybakovskij L.L., Ryazancev S.V. Strategiya demograficheskogo razvitiya Rossii. - M., 2005. - S.44-45.

2. Akumova N.G., Ivanov G.S. Sovremennoe sostoyanie trudovoj migracii v kontekste obshchej migracii v Rossii // Pravo i obrazovanie. - 2013. - №10. - S.114-122.

3. Ryazancev S.V., Pis'mennaya E.E., Hramova M.N. Vozvratnaya migraciya sootechestvennikov v Rossiyu: sushchestvuet li migracionnyj potencial? // Narodonaselenie. -2015. - № 2(68). - S. 64-73.

4. Barlybaeva F.B., Sitnova I.A., Ishnazarov D.U., Salihova Z.M. CHelovecheskij kapital Respubliki Bashkortostan i ego rol' v formirovanii i razvitii ehkonomiki, osnovannoj na znaniyah. - Ufa: Gilem, Bashk. ehncikl., 2014. - 332s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. SHCHerbakova E. Demograficheskie itogi I polugodiya 2014g. (chast' III). // Demoskop. - 2014. - №613-614.

6. EHkonomika Bashkortostana / Pod obshch.red. H.A.Barlybaeva. - Ufa, 2007. - 542 s.

7. Topilin A.V., Vorob'eva O.D. Opyt gosudarstvennogo regulirovaniya v razmeshchenii proizvoditel'nyh sil v Rossii v period 19701990 godov // Nauchnye trudy: Institut narodnohozyajstvennogo prognozirovaniya RAN. - 2015. - №13. - S. 500-524.

8. Vorob'yova O.D., Grebenyuk A.A., Topilin A.V. Problemy informacionnogo obespecheniya prognozirovaniya trudovoj migracii v Rossii // Problemy prognozirovaniya. - 2014. - №4. - S. 47-62.

ИШНАЗАРОВ ДИЯЗ УРАЛОВИЧ - кандидат экономических наук, и.о. заведующего кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета. ISHNAZAROV, DIYAZ U. - Ph.D. in Economics, acting. Head of the Department of Criminal Law and the Process of the Faculty of Law, Sibai Institute (Branch) of the Bashkir State University (DiyazUI@yandex.ru)

УДК 366.63:659

АБДУЕВ М.Х. КРЕАТИВНАЯ РЕКЛАМА И МАРКЕТИНГ

Ключевые слова: креатив, реклама, маркетинг, потребитель, мотивация, аудитория, эффективность, продукт, выстраивание коммуникаций, товар.

Статья посвящена креативной рекламе и успешным маркетинговым решениям различных компаний. Реклама является одной инструментом мотивации покупки потребителя. Особое внимание уделяется рекламным акциям с суперидеей, которая стала символом данного бренда. В настоящее время, все компании пытаются создавать креативную рекламу, для большей эффективности продвижения своего продукта. Маркетологи ищут образ для своего товара, который стал бы близок и понятен потребителям. Показана роль креативного маркетинга, выводящего компанию на новый уровень, благодаря чему продукт продвигается в более широкие массы. Развитый рынок рекламной индустрии требует креативных решений от маркетологов, реклама - не просто инструмент для демонстрации продукта, но и главная движущаяся сила мотивации к покупке.

ABDUEV, M.H.

CREATIVE ADVERTISING AND MARKETING

Keywords: creative, advertising, marketing, consumer, motivation, audience, efficiency, product, building communications, good.

The article is devoted to creative advertising and successful marketing solutions of various companies. Advertising is one of tools of motivating consumer purchases. Particular attention is paid to advertising campaigns with a superidea, which became a symbol of this brand. Currently, all companies are trying to create creative advertising, for more effective of promotion of its product. Marketers are looking for an image for its product, which would become close and understandable to consumers. It shows the role of creative marketing, which brought the company to a new level, so that its product moved to the broader masses. The developed market of the advertising industry requires the creative solutions from marketers, advertising is not just a tool for demonstration of the product, but also the main moving force of motivation to buy.

Многие бренды, будь то большие компании или пытающиеся выйти на потребительский рынок, пытаются привлечь внимание потребителей к своему продукту. Для достижения этой цели, они стремятся использовать креативную рекламу, которая сочетает в себе эффектность и эффективность. Маркетологи понимают, что креативная реклама это не только привлечение внимания, основанное на интересе публики и вызывающее бурное обсуждение, но и способ мотивации к покупке. Рассмотрим разные примеры такой рекламы.

Перед маркетологами стоит много задач, одна из важных - это каналы коммуникации, которые действенны. Перед маркетологами бренда часов «IWC» стояла задача демонстрации продукта компании. Петли на поручнях в транспорте, в виде наручных часов от часового бренда «IWC». Данная рекламная кампания пример простоты и эффективности, так как пассажиры, заходящие в транспорт, вряд ли могли бы не заметить столь интересный ход со стороны бренда. На петлях красовались различные модели часов компании и пассажиры, выполняю свою задачу, попасть из точки А в точку Б, попутно могли присматривать себе наручные часы, не потратив для этого отдельно выделенное время.

Филип Котлер в своей книге, посвященной маркетингу, пишет, что маркетолог компании, приступая к работе, должен знать свою целевую аудиторию [3, c. 405]. Целевая аудитория может составлять не только из тех, кто пользуется или приобретает продукт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.