УДК 316-047.37
Н.И. Асанова, В.Д. Разинская, Ю.М. Вассерман
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Рассмотрен опыт выполнения учебно-исследовательской работы студентов с точки зрения проблемы соотношения, взаимодействия теории и эмпирии в социологическом исследовании. Последовательно раскрывается содержание этапов овладения студентами исследовательскими компетенциями как составной частью профессиональных компетенций выпускника.
Ключевые слова: социологическое исследование, социальная и научная проблемы, концептуальная модель объекта и предмета исследования, операциональная модель, вторичный анализ, теоретическая интерпретация, объяснение, понимание.
Для изучения социальной реальности студенту, обучающемуся по направлению «Социология», необходимо знание не только социологических теорий, тех или иных теоретико-методологических подходов, но и различных конкретных методов социологического исследования, а также уяснение характера связи между теоретическим и эмпирическим уровнями социологического знания.
Теория играет в социологическом исследовании роль методологии, придавая ему целенаправленность, помогая социологу в отборе данных, в систематизации и логическом объединении фактов, в прогнозировании направления дальнейшего развития в какой-либо области на основе установленных причинных связей. Кроме того, теория дает возможность интерпретировать, объяснять полученные данные, увидеть за обычными фактами целое социальное явление. В то же время эмпирические данные служат основой для теоретических обобщений, являются средством проверки положений теории, их уточнения и конкретизации.
© Асанова Н.И., Разинская В.Д., Вассерман Ю.М., 2013
Асанова Надежда Ивановна - канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
Разинская Виктория Дорофеевна - канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
Вассерман Юрий Михайлович - канд. экон. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: [email protected].
Осознанию взаимодействия, взаимосвязи теории и эмпирии способствует формирование целостного представления о социологическом исследовании (от разработки программы исследования до анализа и интерпретации полученных результатов). Для этого кафедрой социологии и политологии гуманитарного факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) будущим социологам преподается курс «Учебно-исследовательская работа студентов» (УИРС). Данному курсу предшествует изучение таких предметов, как «Введение в специальность», «Основы социологии», «История социологии», «Методология и методы социологического исследования», «Теория измерения в социологии», «Анализ данных в социологии», «Моделирование и программирование в социологии». Целью УИРС является закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков, их интеграция в единый комплекс научно-исследовательских компетенций. Это предполагает как практическое освоение, воспроизведение всех этапов социологического исследования, так и осуществление адекватного перехода с теоретического уровня на эмпирический и с эмпирического уровня на теоретический.
При изучении дисциплины «Методология и методы социологического исследования» студенты-второкурсники приобретают базовые знания, умения и навыки проведения социологического исследования, которые нуждаются в закреплении и дальнейшем развитии. Поэтому на 3-м курсе в рамках различных спецкурсов студенты индивидуально разрабатывают ориентированную на определенную предметную область программу исследования и соответствующий ей инструмент (анкету), от качества которых во многом зависит успешность исследования в целом.
На основе литературы по избранной теме выполняется анализ ситуации в исследуемой области, который включает в себя следующие компоненты: актуальность темы исследования, существующие теоретические подходы к ее изучению и выбор одного из них в качестве основного, обобщение результатов социологических исследований и установление проблем, на которых акцентируют свое внимание различные авторы. Цель этой работы - выявление основного противоречия, действующего в данной области и порождающего острую социальную проблему, и постановка проблемы исследования.
Студенты должны различать социальную и научную проблемы. Социальная проблема порождена жизнью, развитием общества и требует определенных управленческих решений и практических действий для ее решения. Когда социальная проблема известна, но неизвестны пути, способы ее решения, возникает научная проблема, заключающаяся в недостатке знания, необходимого для принятия управленческих решений. Поэтому именно научная проблема требует проведения социологического исследования.
Проведенный студентами анализ позволяет избежать постановки мнимой проблемы и перевести «проблему, требующую решения, в проблему, требующую исследования» [12, с. 87].
Только после постановки проблемы студенты могут правильно определить объект, предмет и цель исследования. Объект является носителем выявленного социального противоречия. Чаще всего в качестве объекта выступают какие-то социальные группы, общности. Предмет - это такие стороны, свойства объекта, которые наиболее выпукло выражают социальное противоречие и в связи с этим наиболее значимы с практической или теоретической точки зрения. А цель ориентирует исследование на получение знания, необходимого для содержательного анализа социальной проблемы, выявления степени ее остроты для тех или иных групп населения. Средством достижения цели служат задачи, показывающие, что именно нужно выяснить, установить, определить в ходе исследования. Сначала формулируются основные задачи, вытекающие непосредственно из цели, а затем частные задачи, являющиеся конкретизацией основных задач. Структурирование задач облегчает работу над гипотезами.
В процессе разработки программы основное внимание уделяется наиболее сложным его этапам. К ним, помимо постановки проблемы исследования, относятся построение концептуальной и операциональной моделей объекта и предмета исследования, а на их основе - гипотетической модели. Концептуальная модель представляет собой иерархию понятий, определяющих связь исходного понятия с системой показателей. Нужно прежде всего теоретически уточнить используемые в исследовании понятия, установить логическую связь между ними и расположить их от наиболее общего к наиболее конкретному. Тем самым мы выясняем место основного понятия, фигурирующего в определении предмета исследования, в системе понятий, его содержание и объем. Затем основное понятие раскладывается на менее абстрактные понятия, которые обозначают главные структурные компоненты изучаемого явления.
Следующий шаг - эмпирическая интерпретация основного понятия, т.е. поиск его эмпирических значений посредством его сопоставления с определенными фактами окружающей действительности. Дальнейшее разложение понятий, полученных при выделении компонентов исследуемого явления, осуществляется через перечисление их эмпирических характеристик, признаков, которые называются показателями.
Таким образом, в процессе эмпирической интерпретации происходит переход от одних понятий, обозначающих ненаблюдаемые явления, к другим понятиям, обозначающим явления, которые можно непосредственно наблюдать. Происходит переход с теоретического языка на язык наблюдений.
Студентам предлагается критически оценить перечень выделенных ими показателей по критериям полноты, достаточности и соответствия содержанию интерпретируемого понятия.
Переходом еще на более конкретный уровень является операционали-зация понятий, когда понятия определяются через указание правил, технических приемов, операций фиксации и измерения их эмпирических признаков-показателей. Операционализация осуществляется при разработке инструмента исследования (каждый вопрос представляет собой тот или иной вид шкалы), обработке его результатов с помощью статистических методов, построении индексов и т.д. Следовательно, происходит переход с языка слов на язык цифр. Эмпирические признаки, характеристики, доступные не только наблюдению, но и фиксации, измерению, называются индикаторами. А совокупность показателей и индикаторов образует операциональную модель объекта и предмета исследования. Построение операциональной модели в программе исследования только начинается.
Для построения гипотетической модели важное значение имеет предварительный системный анализ предмета исследования, включающий в себя структурный и функциональный анализ.
Определенное представление о структуре предмета студенты получают, выполняя эмпирическую интерпретацию основного понятия. На данном этапе им нужно выделить различные типы изучаемого явления, которые являются устойчивым сочетанием (комбинацией) вполне определенных признаков, следовательно, дают представление о характере внутренних связей. Теоретические типологии студенты находят в литературе. Одна из них, наиболее соответствующая проблеме исследования, его цели и задачам, может быть использована в качестве основы для построения эмпирической типологии.
Функциональный анализ состоит в установлении воздействующих на изучаемое явление факторов. Студенты должны определить общие и специфические факторы, которые могут быть не только объективными, но и субъективными [13, с. 78-80]. Следует напомнить, что социолог проверяет в ходе исследования влияние только специфических факторов. Общие факторы (общесоциальные условия жизнедеятельности) оказывают влияние не непосредственно, а преломляясь через специфические факторы, и в исследовании не контролируются. Их используют при объяснении, интерпретации результатов. Поскольку студенты нередко путают показатели и факторы, им необходимо соотнести выделенные показатели со специфическими факторами и определить, нет ли среди показателей факторов, а среди факторов показателей.
Вся проделанная студентами работа служит основой для выдвижения гипотез. Гипотезы должны соответствовать задачам и содержать в своих формулировках показатели и специфические факторы.
Перед формулированием гипотез студенты выполняют две работы. Одна из них состоит в поиске ошибок в предложенных гипотезах. Ориентирами являются существующие требования к выдвижению и формулированию гипотез: гипотезы не должны быть тривиальными, не должны противоречить научно установленным фактам и положениям теории (хотя есть исключения из этого правила), содержать много ограничений и эмпирически не интерпретированные понятия, должны быть проверяемыми с помощью имеющихся методов и технических приемов и др. Вторая работа нацелена на выработку у студентов умения правильно выводить гипотезы-следствия из гипотезы-основания. Сформулировав рабочие гипотезы своего исследования, студенты оценивают их по тем же критериям.
Таким образом, в методологическом разделе программы обеспечивается переход с теоретического уровня на эмпирический и намечаются пути обратного восхождения с эмпирического уровня на теоретический, концептуальный.
В процедурном разделе программы студенты составляют план описательного исследования, для которого необходимо наличие достаточной для выдвижения описательных гипотез информации об объекте и предмете. Работа по описательному плану включает в себя такие этапы:
1) проведение выборочного исследования;
2) получение одномерных распределений и таблиц сопряженности;
3) классификация данных по задачам, описание структуры изучаемого явления, проверка описательных гипотез и формулирование объяснительных гипотез.
Описательная стратегия подразумевает построение репрезентативной выборки, так как в ходе исследования нужно выяснить общую ситуацию на объекте, что обусловливает особую значимость суммарных данных по массиву в целом. Поэтому следует определить конкретный вид репрезентативной выборки (случайная, систематическая, гнездовая, многоступенчатая, районированная или стратифицированная с пропорциональным размещением объема выборки по стратам, квотная) с учетом таких обстоятельств, как состав генеральной совокупности (состоит ли она из индивидов, групп, предприятий, поселений), ее численность, территориальное расположение, степень разнородности, наличие перечня ее элементов.
В рамках процедурного раздела студенты решают сложную задачу выбора релевантных методов, т.е. наиболее соответствующих предмету исследования. Именно специфика предметной области определяет выбор не только методологических принципов, но и конкретных методов. Ориентиром для студентов служат познавательные возможности того или иного метода. Например, при изучении ценностных ориентаций, установок, мотивации деятельности применяется для сбора информации метод опроса, поскольку этого
требует сама природа изучаемых явлений. Если важно также установить роль субъективных характеристик в регуляции поведения и деятельности людей, то в качестве дополнительного метода можно использовать метод наблюдения.
В процедурном разделе необходимо, по нашему мнению, приводить схему основного инструмента исследования. Так, в анкете выделяются смысловые блоки вопросов, предназначенные для решения различных задач. Затем по тематическим блокам классифицируются показатели, а к социальнодемографическому блоку относятся специфические факторы. Это, с одной стороны, дает возможность еще раз проверить полноту, достаточность показателей, с другой стороны, делает более целенаправленной работу над анкетой.
Руководство подготовкой анкет нацелено на преодоление ранее выявленных проблем: недооценки студентами значимости содержания титульного листа и вводной части анкеты, трудностей с расположением вопросов основной части, отсутствия в вопросах заданий для респондентов, несоблюдения правил оформления анкеты. Нужно не только напомнить студентам о существующих требованиях, но и объяснить, почему необходимо их соблюдение.
На титульном листе указываются название проводящей опрос организации, название анкеты, место и год ее выпуска. Вводная часть анкеты, которую тоже можно поместить на титульном листе, должна содержать обращение к респонденту с просьбой принять участие в опросе, сообщение о цели и анонимности опроса, а также разъяснение порядка заполнения анкеты. Наличие всех этих элементов способствует формированию интереса к опросу, позитивной мотивации участия в нем.
В большинстве случаев следует сообщать истинную цель опроса, но излагать ее простым языком, а не так, как она сформулирована в программе. Маскировка цели необходима только при изучении острых проблем (наркомании, алкоголизма, нелегальной занятости и т.п.). Доступными, понятными должны быть и методические указания для респондентов.
Весьма важным и в то же время «чувствительным» для опрашиваемых является сообщение об анонимности. Мы разделяем точку зрения о том, что в нашем обществе данный термин приобрел определенный негативный смысл. В связи с этим об анонимности лучше сообщать в нейтральной форме: «Свои фамилию и имя указывать не надо. Для анализа будет использоваться только обобщенная с помощью компьютера информация». Не допускается дополнительное упоминание об анонимности в тексте анкеты. Как показывают методические исследования, заверения в анонимности, конфиденциальности, предшествующее острым вопросам и вопросам социально-демографического блока, устраняют положительное влияние вводной части. «Напоминание как бы предупреждает о необходимости быть осторожным в ответах на последующие вопросы» [7, с. 107].
Чтобы иметь возможность разнообразить анкету и решать не только научные, но и методические задачи, студенты выполняют задание по формулированию соответствующих показателям вопросов разного вида, выделяемых по критериям формы, содержания, функций, отношения к респонденту, времени, графического оформления. Затем они составляют полный перечень вопросов, продумывают возможные варианты ответа и задания для респондента. Формулируя вопросы, студенты руководствуются рядом требований: использование слов, заведомо известных опрашиваемым; однозначность, недвусмысленность вопросов; краткость формулировок; полнота вариантов ответа в закрытом вопросе; предоставление респонденту возможности уйти от ответа; недопустимость постановки наводящих вопросов и соединения в одном вопросе двух предметов [1, с. 94-97; 4, с. 146-150; 5, с. 338-342;
8, с. 91-92].
Наиболее характерной для студентов ошибкой при формулировании вопросов является недостаточное количество предложенных ответов в вопросе-меню, что обусловлено недостатком знаний, исследовательского и жизненного опыта. Можно помочь студенту, предложив вспомнить, почему он сам и его друзья решили получить высшее образование или из-за чего в его классе возникали конфликты учеников с учителями и т.п. Нужно также обратить внимание студентов на то, что методические указания должны быть не только во вводной части анкеты, но и в тексте отдельных вопросов. Конкретное задание респонденту (выбрать один или несколько ответов, оценить в баллах, пронумеровать по степени значимости, в табличном вопросе выбрать один ответ в каждой строке или каждой колонке) позволяет предотвратить неправильное заполнение вопросов.
Не менее сложной является работа по компоновке основной части анкеты. Вопросы группируются в блоки, которые были намечены в процедурном разделе программы, по тематическому принципу и по адресату, когда на некоторые вопросы отвечают только представители определенных групп. Блоки обычно выделяются заголовками или переходами. Но студенты должны знать о существовании и иной точки зрения. Например, Э. Ноэль считает, что если вопросы логически следует друг за другом, то респондент из собственных ответов неизбежно сделает вывод, являющийся результатом оказанного на него воздействия. Поэтому логическую связь надо прерывать, перемежая вопросы по одной теме вопросами, относящимися по содержанию к другим темам [9, с. 104, 105]. Однако какой бы точки зрения ни придерживался социолог, обязательным остается требование выделения блоков по адресату.
Чтобы постепенно вовлечь респондента в процесс заполнения анкеты, вселить в него уверенность в своих силах, в начале анкеты помещаются простые вопросы. А затем вопросы постепенно усложняются. С учетом утомле-
ния респондента, ослабления его внимания в конце анкеты опять ставятся простые вопросы.
В соответствии с правилом «воронки» общие вопросы должны предшествовать конкретным, частным вопросам. Противоположный порядок может привести к возникновению «эффекта эха» (его еще называют «эффектом излучения» или «галлоэффектом»), когда предыдущий вопрос направляет ход мыслей респондента в определенное русло и оказывает влияние на ответ в последующем вопросе. Установлено, что «распределение ответов на общие вопросы зависит от предшествующей постановки частного вопроса на ту же тему сильнее, чем наоборот» [3, с. 131]. Данный эффект может быть вызван и серией однотипных вопросов со схожими формулировками и вариантами ответа. Для предотвращения «эффекта эха» рекомендуется использовать буферные вопросы для разъединения взаимосвязанных вопросов, разнообразить формулировки вопросов и ответов, варьировать задания для респондентов.
Вопросы социально-демографического блока располагаются чаще всего в конце анкеты. Аргументируется это тем, что в начале анкеты вопросы такого рода могут вызывать у респондентов настороженность.
Завершается работа над анкетой ее оформлением. Студентам необходимо помнить, что от качества оформления анкеты зависит отношение к опросу и к социологам вообще, полнота получаемой информации. Поэтому они должны соблюдать следующие требования [3, с. 160; 8, с. 93-94]:
• шрифт анкеты не должен быть «слепым», т.е. нечетким и единообразным;
• формулировку вопроса и варианты ответа лучше печатать разным шрифтом;
• необходимы пробелы между вопросами;
• не допускается перенос части вопроса на другую страницу;
• табличные вопросы следует разлиновать, чтобы у респондентов не было путаницы;
• должно быть отведено достаточное количество строк для ответа на открытые и полузакрытые вопросы.
Разработка программы социологического исследования и на ее основе анкеты является дополнительным подготовительным этапом к учебноисследовательской работе.
На 3-м курсе одновременно с различными спецкурсами студенты изучают «Теорию измерения в социологии», «Анализ данных в социологии», «Моделирование и программирование в социологии». Они приобретают знания о возможностях пакета прикладных программ БРББ и практически используют эти возможности для статистической обработки, анализа и интерпретации социологических данных. Тем самым создаются достаточные предпосылки для комплексного овладения исследовательскими, в том числе
информационными, компетенциями, которые реализуются в процессе преподавания УИРС на 4-5-м курсах.
В седьмом семестре цель УИРС состоит в формировании основных умений и навыков грамотного проведения вторичного анализа. Последовательно решаются следующие задачи:
• обоснование надежности результатов планируемого исследования на основе вторичных данных;
• подготовка документов, необходимых для проведения вторичного анализа;
• проведение вторичного анализа с помощью пакета прикладных программ БРББ;
• интерпретация и представление полученных результатов.
Предварительно студенты получают сведения о различии первичной
и вторичной информации, о недостатках и преимуществах вторичной информации, источниках ее получения и о сущности вторичного анализа. Если первичная информация специально собирается в ходе и для целей проводимого исследования, то вторичная информация - это данные, собранные не для текущего исследования, а для каких-то других целей. В связи с этими недостатками вторичной информации являются, во-первых, ее неполное соответствие исследуемой проблеме (причинами могут быть расхождения в единицах измерения, классификации данных, времени их получения) и, во-вторых, недостоверность части информации, что зависит от степени первичности ее источника, корректности использованных методов и цели публикации [12, с. 184, 200].
Основное преимущество вторичной информации состоит в экономии времени и средств. Но к этому ее достоинства не сводятся. Вторичная информация дает возможность получать предварительное представление об изучаемых объекте и предмете, комплексно анализировать проблему, изучать временную динамику социальных процессов, выявлять специфику различных социальных и демографических групп с учетом результатов других исследований, проводить сравнительные исследования и методические эксперименты.
Источниками вторичной информации могут служить статистика (сводная и оперативная) центральных и местных статистических органов, базы и банки социологических данных, научные публикации и отчеты. Наиболее ценным материалом для вторичного анализа является информация, содержащаяся в первичных источниках. Поэтому студенты проводят вторичный анализ, используя массив данных одного из исследований лаборатории социологии при кафедре социологии и политологии ПНИПУ.
Одним из необходимых условий обоснования надежности данных является пилотажное (пробное) исследование. На 2-м курсе при изучении «Ме-
тодологии и методов социологического исследования» студенты проводят дифференцированный пилотаж методом анкетного опроса. А на 4-м курсе они осваивают новый для них вид пилотажа - экспертизу вопросов и анкеты в целом, с помощью которой осуществлялся сбор первичной информации. Отдельные вопросы оцениваются по таким критериям, как достаточность вопроса-индикатора для выяснения изучаемой характеристики, соответствие содержания и формы вопроса его познавательной задаче, наличие и правильность задания для респондентов, степень универсальности вопроса (относится ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой ее части), наличие трудных для понимания слов и словосочетаний, возможность психологического воздействия на респондента формулировки вопроса, соответствие вопроса уровню информированности и возможностям памяти респондента, обеспечение права уклониться от ответа и т.д. Основными критериями оценки анкеты служат: наличие и содержание вводной части, оптимальность объема анкеты, сложность техники ее заполнения, порядок расположения вопросов, возможность возникновения «эффекта эха», наличие тематических блоков, способ их выделения и принцип организации, место расположения социально-демографического блока, случаи переноса части вопроса на другую страницу. После проведения экспертизы студенты делают выводы о возможности использования того или иного вопроса и о качестве анкеты в целом.
Затем, изучив распределение ответов на вопросы социально-демографического блока, студенты дают характеристику выборочной совокупности. Выделяются преобладающие по численности группы и малочисленные группы. Определяется степень соответствия удельного веса этих групп в выборочной совокупности их удельному весу в генеральной совокупности. Выявленные недостатки выборки обобщаются, и формулируется вывод о вероятности их влияния на результаты вторичного анализа.
Поскольку вторичный анализ - это анализ данных проведенного ранее исследования в ракурсе нового исследовательского подхода, подготовка к его проведению должна начинаться с разработки программы своего исследования. В программе формулируется проблема, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования и теоретический подход к изучению избранной темы. Из анкеты отбираются вопросы-индикаторы исследуемого явления (предмета) и вопросы, содержащие специфические факторы, воздействующие на данное явление. На основе одной из задач формулируется гипотеза, для проверки которой необходим анализ трехмерных таблиц.
На подготовительной стадии выполняются также другие виды работ:
• укрупнение исходных шкал для избежания «провалов» в распределениях, устранения второстепенных деталей и уплотнения тем самым информации, содержащейся в одномерных распределениях;
• определение и обоснование критериев типологизации изучаемого явления;
• составление технического задания для обработки информации, которое предполагает получение одномерных распределений и необходимых группировок, вычисление величин средней тенденции, построение эмпирических типов на основе трех вопросов-индикаторов и трехмерных таблиц сопряженности.
В соответствии с разработанным заданием проводятся статистическая обработка, анализ и интерпретация вторичных данных с использованием пакета прикладных программ SPSS.
Для успешного прохождения курса УИРС студенты должны предварительно освоить некоторые теоретические основы теории измерения и анализа данных в социологии и научиться использовать для выполнения этого анализа некоторые возможности пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics в сфере преобразования анализа данных социологических исследований.
Опираясь на знания об уровнях измерения исходных данных социологического исследования и адекватные этим уровням методы анализа данных, студенты осваивают необходимые процедуры пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics. В рамках этого пакета овладевают такими методами преобразования исходных данных, как перекодирование (команда RECODE), подсчет значений (команда COUNT), вычисление новых переменных (команда COMPUTE), вычисление новых переменных при выполнении логического условия (команда IF), ранжирование (команда RANK).
Кроме этого, студентами должны быть освоены команды, необходимые для описания данных анализируемого массива, получения итожащих статистик (команда FREQUENCIES). Для проверки гипотез социологического исследования и нахождения связи между анализируемыми признаками студенты могут использовать команду CROSSTABS для построения таблиц сопряженности, команду CORRELATIONS для построения матриц корреляции. Студенты освоили способы введения контрольных переменных в процессе уточняющего анализа (построение многомерных таблиц сопряженности, использование частных коэффициентов корреляции).
В рамках курса УИРС студенты осваивают конкретные навыки проведения отдельных элементов исследовательской работы. Помимо этого, опираясь на полученные в предыдущих курсах навыки использования пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics, студенты продолжают осваивать возможности этого пакета. Так, для проведения анализа взаимосвязи качественных признаков, кроме освоенного на IBM SPSS Statistics ранее анализа таблиц сопряженности (команда CROSSTABS), студенты в рамках курса УИРС учатся строить настраиваемые таблицы (команда CTABLES).
Для полноценного исследования недостаточно только установления статистически значимых различий, так как это еще не гарантирует их теоретическую и практическую значимость. С одной стороны, различие, которое не является статистически значимым, не может считаться важным, поскольку оно имеет случайный характер. Но, с другой стороны, статистически значимое различие может не иметь никакой важности для исследования. Помимо статистической значимости необходимо всегда обосновывать содержательное наполнение обнаруженных различий и связей.
Содержательная (теоретическая) интерпретация данных в социологии -это их истолкование с помощью интерпретационной схемы, которая дает возможность соотнести полученные данные с уже известными в науке фактами, закономерностями и превратить их в собственно знание, включить в контекст объяснения. Интерпретация превращает единичное во всеобщее. Данные выступают в качестве симптомов социальной проблемы или ситуации, требующей практического вмешательства. Представители различных направлений в социологии - позитивистского и антипозитивистского - противопоставляют объяснение как рациональную процедуру, основанную на знании, пониманию как личностному освоению изучаемого объекта. В действительности же в социологической интерпретации присутствует и то, и другое. Понимание является неотъемлемым элементом объяснительной конструкции. Помещая данные в свою интерпретационную схему, социолог их понимает, а, поняв, объясняет, подводя под общий закон [2, с. 179, 197, 199].
При написании отчета, являющегося формой подведения и представления итогов исследования, студенты должны не только выполнить формальный анализ таблиц и проверить выдвинутую гипотезу, но и, несмотря на возникающие трудности, проинтерпретировать результаты вторичного анализа с точки зрения определенной теории. А без этого исследование останется логически незавершенным, т.е. не будет перехода с эмпирического уровня на теоретический.
После проведения вторичного анализа на основе массива данных студентам дается задание написать реферат по научной статье или отчету о результатах конкретно-социологического исследования. Цель этой работы состоит в формировании необходимых социологу умений и навыков анализа других источников вторичной информации. Студент должен обладать способностью воспринимать смысл, содержащийся в источнике информации, уметь донести до читателя точку зрения автора и выразить собственное мнение о его работе.
При подготовке реферата студенты должны соблюдать следующие требования к его написанию: отображение свойственной автору логики изложения; отбор цитат, наиболее точно выражающих позицию автора; продумывание стиля реферата; объективность, корректность и грамотность изложения
материала. Реферат должен иметь титульный лист и оглавление (содержание) с указанием основных разделов работы в порядке их изложения и соответствующих им в тексте страниц. Объем реферата - 5-7 страниц.
Сначала составляется план реферата. В нем отображаются не только основные содержательные элементы статьи или отчета, но и первичное осмысление источника студентом, т.е. его ответы на ряд поставленных вопросов, их обоснование и формулирование собственных выводов.
Реферат состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части дается общая характеристика источника и его проблематики. Указываются название источника и его выходные данные. Сообщаются некоторые сведения об авторе. Определяется центральная тема источника (основная идея, проблема), обосновывается ее актуальность. Студентам необходимо реконструировать цель, которую преследовал автор в своей работе, и выделить используемые им ключевые слова.
В основной части реферата кратко излагается основное содержание источника. Это предполагает выделение обозначенных проблем и взгляда на них автора, наиболее важных для раскрытия темы направлений, оригинальных замечаний автора по теме. Дается также характеристика заключения и выводов.
В заключительной части повторяются наиболее важные положения источника и формулируются собственные выводы. Студенты оценивают научную и практическую значимость работы, удобство текста для восприятия (композиция текста, его язык, стиль). Они высказывают свое отношение к точке зрения автора на рассматриваемую проблему и дают рекомендации читателю (насколько важным является данный источник для тех, кто интересуется затронутыми в нем вопросами) [6, с. 101-119].
Для завершения данной работы проводится перекрестная оценка рефератов, т.е. студенты обмениваются рефератами, знакомятся с соответствующим источником и сравнивают с ним реферат. Критериями оценки реферата служат: наличие в нем всех обязательных структурных элементов, адекватность его содержания содержанию источника, точность определения основной проблемы и цели автора источника, обоснованность и убедительность выводов и оценок реферата, соблюдение требований к написанию и оформлению реферата.
Можно еще предложить студентам проанализировать оформление таблиц, приведенных в источнике (статье или отчете). Студенты должны установить, отражает ли заголовок таблицы ее содержание, от чего посчитаны проценты (от фактора или показателя), правильно ли они посчитаны в трехмерных таблицах, указано ли при наличии в таблице вопроса-меню, что сумма процентов больше 100, есть ли итоговые строки (колонки) по фактору и показателю. Умение находить чужие ошибки способствует повышению техниче-
ской социологической грамотности, являющейся одной из составляющих профессионализма социолога.
В восьмом семестре закрепляются умения и навыки проведения вторичного анализа, приобретенные студентами в предыдущем семестре. Одновременно решаются задачи по освоению новых методов получения и статистического анализа информации, по углублению теоретического анализа результатов вторичного анализа.
Работа по подготовке и проведению вторичного анализа осуществляется поэтапно на основе инструмента и данных исследований лаборатории социологии ПНИПУ.
На первом этапе студенты выбирают тему своего исследования и соответствующий блок вопросов из предложенной преподавателем анкеты и составляют план работы.
На втором этапе разрабатывается программа вторичного анализа. Определяется степень актуальности и изученности темы. Для выяснения изученности темы проводится контент-анализ специальной литературы. Студенты просматривают библиотечные каталоги, основные социологические журналы за определенный промежуток времени и подсчитывают количество научных публикаций, посвященных избранной теме. Затем они более внимательно знакомятся с отобранными публикациями, чтобы установить частоту встречаемости в них различных аспектов данной темы. Это дает возможность сделать выводы о том, какие аспекты недостаточно изучены и возможно ли их изучить с помощью вторичной информации.
После этого студенты переходят к описанию проблемной ситуации, под которой понимается состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития. Более конкретно, речь идет о возникновении в процессе развития противоречия между потребностями индивидов или групп и незнанием путей реализации этих потребностей. Для того чтобы правильно и точно сформулировать проблему, необходимо соблюдать ряд принципов: во-первых, как можно более четко разграничить известное (непроблематичное) и неизвестное (проблематичное), во-вторых, отделить существенное с точки зрения разрешения проблемы от несущественного, в-третьих, разделить общую проблему на частные и выстроить их по степени важности в иерархическом порядке [11, с. 32-34; 13, с. 74-75]. Сама по себе формулировка проблемы не позволяет получить новое знание об объекте и предмете, но превращаясь в гипотезу, она становится инструментом для извлечения нового знания.
Студентам нужно также определить парадигму, в рамках которой были разработаны программа и инструмент первичного исследования (структурализм, функционализм или структурный функционализм). Именно этой пара-
дигмой они должны руководствоваться при анализе и интерпретации полученных результатов.
Затем определяются объект и предмет исследования, формируются его цели и задачи. На основе изучения вопросов анкеты реконструируется понятийный аппарат исследования, определяются индикаторы предмета, проводится структурный и функциональный анализ. По каждой из поставленных задач формируется гипотеза.
Необходимо напомнить студентам о критериях качественно разработанной программы, к которым относятся необходимость, эксплицитность (ясность, четкость всех положений), последовательность и логичность, гибкость, и о том, что все поставленные задачи должны быть решаемыми с помощью имеющегося инструмента и освоенных методов исследования. По этим критериям студенты оценивают свои программы.
На третьем этапе составляется задание для обработки информации. Студенты должны уметь задавать и получать информацию различного вида: одномерные распределения, ранги, средние, группировки, двумерные и трехмерные распределения, графики и диаграммы.
На четвертом этапе проводится статистический анализ социологической информации. Студенты исследуют массив данных первичного исследования, получают нужные одномерные распределения и обобщают содержащуюся в них информацию. Для обобщения используются меры центральной тенденции (мода, медиана, средние арифметические). Измеряется дисперсия, показывающая, насколько плотно или слабо распределяются все зафиксированные значения данной переменной вокруг среднего значения. Исходные данные массива преобразуются посредством перекодирования переменных в другие переменные и вычисления новых переменных при выполнении определенного условия (разбиваются на интервалы количественные шкалы, делаются группировки в качественных шкалах, строятся эмпирические типологии и т.п.). После этого студенты приступают к поиску связей между переменными и проверке гипотез. Они строят двумерные и трехмерные таблицы сопряженности, проверяют гипотезы о статистической независимости, т.е. об отсутствии связи, и вычисляют для установления плотности связи коэффициенты корреляции для различных видов шкал. Студенты должны также продемонстрировать умение провести кластерный анализ с целью разделения рассматриваемой совокупности на однородные группы объектов (признаков), близких по определенному критерию и отличающихся от объектов в других группах (классификация осуществляется на основе различных коэффициентов парной корреляции), а также владение методами регрессионного анализа. Но анализ состоит не только в использовании его специальных методов, но и в способности видеть связь либо ее отсутствие, предполагать существование скрытых факторных переменных, в умении обобщать результаты.
Выполнение формально-статистических процедур и операций является не самоцелью, а средством. Поэтому на последнем этапе студенты интерпретируют данные вторичного анализа в ракурсе ранее выбранной парадигмы. Благодаря этому данные приобретают смысл. Появляется возможность увидеть за статистическими различиями и связями социальное явление, проблему, определенную закономерность.
На 5-м курсе занятие по УИРС проводятся в течение одного семестра. В связи с тем, что к 5-му курсу некоторые студенты испытывают трудности при формулировании проблемы исследования, а при анализе информации «скатываются» на описание отдельных таблиц, забывая, что информацию надо анализировать по каждой задаче в целом, целью работы является закрепление и расширение исследовательских компетенций, являющихся важной составной частью профессиональных компетенций социолога. Реализации поставленной цели служит решение следующих задач:
• закрепление умений и навыков вторичного анализа социологических данных;
• закрепление умений и навыков проведения контент-анализа научных статей;
• практическое освоение качественных методов социологического исследования.
Первая УИРС состоит в повторении всех этапов вторичного анализа, итогом которой являются анализ, теоретическая интерпретация результатов и представление их в форме отчета или справки.
Вторая работа - это проведение контент-анализа журнальных статей для формирования у студентов представления об актуальности и степени изученности выбранной ими темы дипломной работы. Каждый из студентов просматривает пять различных журналов за последние пять лет и составляет краткую программу контент-анализа, в которой формулируется научная проблема, определяются объект, предмет, цель и задачи, формулируются предварительные гипотезы. Выделяются категории анализа, соответствующие им конкретные единицы анализа и определяются единицы отчета, т.е. частота появления в тексте каждой единицы анализа или количество знаков, строк, абзацев, посвященных рассмотрению подтем (аспектов) интересующей студента темы. При выполнении контент-анализа студенты должны показать следующие умения и навыки:
• соблюдение правил сравнительного исследования;
• разработка документов - исследовательских инструментов (классификатора контент-анализа, регистрационной карточки, протокола или бланка контент-анализа, каталога (списка) проанализированных статей);
• обоснование выбора категорий и единиц анализа;
• обоснование схемы выборки;
• проведение статистического и качественного анализа результатов контент-анализа и подготовка аналитической справки о проведенном исследовании.
Последним видом работы является проведение качественного исследования. Его подготовка включает в себя разработку программы и инструментария. В программе определяется проблема исследования на основе имеющейся литературы по теме и собственного жизненного опыта. Формулируется центральный (общий) исследовательский вопрос, который определяет: во-первых, феномен, подлежащий изучению; во-вторых, его стороны, на которых необходимо сфокусировать внимание; в-третьих, характер искомой информации; в-четвертых, кто должен стать участником исследования [10, с. 144, 145]. Следовательно, с постановкой такого вопроса появляется возможность определить цель, предмет и объект исследования. Затем общий вопрос конкретизируется с помощью подвопросов, которые могут быть ориентированы на более узкие аспекты исследуемой проблемы и на раскрытие отдельных характеристик предмета. Подвопросы дают представление об основных и частных задачах исследования.
От предмета, т.е. изучаемого явления, его специфики, зависит выбор метода сбора информации. Это может быть включенное наблюдение с неполным включением (наблюдатель играет роль пассивного участника), метод фокус-групп или биографический метод. Данные методы не требуют очень длительного погружения в исследуемую среду, что немаловажно для учебного исследования. Разрабатывается соответствующий инструментарий: предварительный перечень некоторых единиц наблюдения (интересующие наблюдателя элементы деятельности, виды и нормы действий, эмоциональные реакции, вербальное выражение мотивов действий и т.п.); фильтрующая анкета и ориентировочный план обсуждения проблемы в фокус-группах; общий план неструктурированного биографического интервью или список ключевых вопросов, фокусирующих внимание на определенных сферах жизненного опыта («биографический путеводитель»), для полуструктурирован-ного биографического интервью.
На полевом этапе осуществляется поиск нужных индивидов или групп, обеспечивается доступ к ним и определяется круг участников исследования. Выбирается место проведения исследования. Проводится сбор первичной информации с использованием одного из указанных методов.
Для обобщения качественных эмпирических данных применяются и описательные методы (описание, комментирование, первичное кодирование), и аналитические. В ходе описания полученные данные классифицируются, т.е. объединяются в классы, которым даются краткие названия (коды). На данном этапе классификация имеет предварительный характер. К аналитическим методам относится категоризация. На основе классов конструиру-
ются обобщающие, выраженные социологическими понятиями, категории. Обобщающие категории конкретизируются посредством их разделения на субкатегории, между которыми устанавливаются связи. Обобщающие категории и относящиеся к ним субкатегории могут еще объединяться в кластеры.
Интерпретация результатов качественного исследования - это их концептуализация, что означает построение частной теории отдельного аспекта социальной действительности, включенной в более широкий как теоретический контекст (одной из теорий гуманистического направления в социологии), так и социальный контекст.
Таким образом, проблема соотношения, взаимодействия эмпирического и теоретического знания является общей для количественных и качественных исследований, несмотря на различия в логике поиска и стратегии их проведения.
Список литературы
1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: учеб. пособие. - М.: Академический Проект, 2003. - 288 с.
2. Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в социологии. - М.: Наука, 1986. - 269 с.
3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом: учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1989. - 176 с.
4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие. - М.: Университет, 2009. - 296 с.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 768 с.
6. Долгоруков А.М. Практикум по общей социологии: учеб. пособие. -М.: Высшая школа, 2006. - 296 с.
7. Мягков А.Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе (Аналитическией обзор зарубежных исследований) // Социологические исследования. - 1999. - № 5. - С. 107-114.
8. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: учеб. пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2000. - 102 с.
9. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. - М.: Прогресс, 1978. - 381 с.
10. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: Добросвет, 1998. - 292 с.
11. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практ. руководство. -СПб.: Питер, 2005. - 320 с.
12. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследование. - СПб.: Питер, 2003. -
748 с.
13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие. - М.: Омега-Л, 2009. - 567 с.
Получено 15.02.2013
N.I. Assanova, V.D. Razinskaya, Yu.M. Wasserman
THEORETICAL AND EMPIRICAL KNOWLEDGE INTERACTION IN SOCIOLOGICAL STUDIES
The paper describes experience of educational and research work of students from the viewpoint of theory and empiricism interaction in sociological research. The contents of the stages where students master research abilities as a part of professional competencies are consequently revealed.
Keywords: sociological studies, social and scientific issues, conceptual model of research object and subject, operational model, secondary analysis, theoretical interpretation, explanation, understanding.