Научная статья на тему 'Модель освоения исследовательских компетенций студентами младших курсов в учебно-исследовательской работе'

Модель освоения исследовательских компетенций студентами младших курсов в учебно-исследовательской работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ / RESEARCH COMPETENCES / RESEARCH ACTIVITY / INTERDISCIPLINARY ASSIGNMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веряшкина Алена Владимировна

Описываются основания разработки и модель освоения студентами исследовательских компетенций студентами младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF MASTERING RESEARCH COMPETENCES BY FIRST-YEARS STUDENTS IN ACADEMIC AND RESEARCH WORK

The reasons for elaboration of the model and the model of mastering research competences by first-years students are described.

Текст научной работы на тему «Модель освоения исследовательских компетенций студентами младших курсов в учебно-исследовательской работе»

УДК 378.147.88 ББК 4481.268

МОДЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТАМИ МЛАДШИХ КУРСОВ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

А.В. Веряшкина

Южно-Уральский государственный университет

MODEL OF MASTERING RESEARCH COMPETENCES BY FIRST-YEARS STUDENTS IN ACADEMIC AND RESEARCH WORK

A. Veryashkina South Ural State University

Описываются основания разработки и модель освоения студентами исследовательских компетенций студентами младших курсов.

Ключевые слова: исследовательские компетенции, исследовательская деятельность, межпредметные задания.

The reasons for elaboration of the model and the model of mastering research competences by first-years students are described.

Keywords: research competences, research activity, interdisciplinary assignments.

Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предусматривается освоение студентами в рамках основных образовательных программ ключевых и базовых компетенций, необходимых для решения задач в соответствующих областях деятельности.

Среди базовых компетенций выделяют компетенции, обеспечивающие возможность осуществлять студентами исследования (исследовательские компетенции).

Для разработки модели освоения студентами младших курсов исследовательских компетенций (ИК) мы опирались на следующие основания: социальный заказ, методологические подходы познания, научные предпосылки, модели исследовательских компетенций специалиста и студента, состояние освоения ИК студентами младших курсов.

Первым основанием разработки модели является социальный заказ, кроме ФГОС ВПО, другие элементы - требования работодателей, должностные инструкции, в которых прописаны компетенции, которыми должны обладать студенты [2, 4, 8].

Второе основание разработки модели -методология компетентностного, системного и деятельностного подходов.

Компетентностный подход позволил рассмотреть базовые и ключевые компетенции, которыми должны обладать студенты, как результаты образования. Одной из составляющих ключевых компетенций являются ИК [3, 6].

Применение системного подхода позволило рассматривать цели, содержание и формы освоения ИК как целостность. Системный подход в данном исследовании обеспечил:

- выявление специфических системных признаков процесса освоения ИК студентами в УИРС;

-преемственность содержания образования, направленного на освоение ИК студентами в образовательном процессе;

- изучение модели освоения ИК как целостности, а также в связи с условиями ее реализации.

Деятельностный подход является основанием реализации авторской модели освоения ИК студентами посредством:

- изучения содержания исследовательской деятельности специалиста и студента;

-изучения особенностей образовательной деятельности при освоении ИК студентами;

- освоения ИК студентами в процессе учебно-исследовательской деятельности [7].

Третьим основанием разработки модели является теоретическое отражение освоения

студентами ИК в науке. Изучение научных предпосылок решения проблемы освоения студентами ИК позволило сделать вывод о том, что ИК предполагают осуществление следующей совокупности действий:

- выявление и формирование актуальных научных проблем;

- разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;

- разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов;

- разработка организационно-управленче-ских моделей процессов, явлений и объектов, оценка и интерпретация результатов;

- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;

- подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций, которые входят в состав исследовательской деятельности студентов младших курсов [3, 8].

Четвертое основание - модели исследовательских компетенций специалиста и студентов, на которые мы опирались при разработке модели освоения ИК студентами младших курсов.

Пятое основание - выявленное состояние ИК - данные констатирующего эксперимента об уровне освоения ИК студентами младших курсов (1,5 % - высокий уровень ИК, 32 % -средний и 66,5 % - низкий). Было выявлено, что уровень ИК не соответствует требуемому, поскольку не позволяет выполнять самостоятельно исследования в области управления (и управления образованием - в частности).

На базе указанных оснований была разработана модель освоения ИК студентами.

С системных позиций модель освоения ИК студентами представляет собой единство целевого, содержательного, процессуального и диагностико-результативного компонентов.

Выбор целевого компонента обусловлен необходимостью связать ИК с образовательными потребностями каждого субъекта, с содержанием стандартов ФГОС ВПО.

Целевой компонент включает:

1) субъекты модели;

2) цели субъектов, способствующих освоению ИК.

Субъектами являются преподаватель и студенты. Каждый субъект в плане освоения ИК преследует свои цели. Преподаватель преследует социальную цель. Социальная цель -освоение ИК студентами младших курсов в

соответствии с моделью этих компетенций на определенном уровне. Для достижения социальной цели преподаватель осуществляет организацию, стимулирование и контроль освоения студентами ИК. Цель студентов -удовлетворение образовательных потребностей.

Субъектами управленческого взаимодействия в образовательно-научном процессе при освоении студентами младших курсов ИК являются: учебно-методическое управление, заведующий кафедрой, преподаватели, студенты.

Следующий компонент модели - содержательный - включает в себя содержание деятельности студентов и учебный материал для взаимодействия студентов и преподавателей, направленных на освоение ИК.

Разработка содержательного компонента освоения студентами исследовательских компетенций базируется на модели ИК специалиста, ИК выпускника, ИК студента второго курса.

Анализ содержания государственного стандарта дисциплин свидетельствует, что освоению ИК студентами младших курсов способствует изучение следующих предметов: «Педагогика», «Психология», «Русский язык и культура речи», «Информатика», «Теория исследования», «Экспериментальное исследование», которые изучаются на первом и втором курсах (табл. 1).

При изучении вышеназванных дисциплин студенты осваивают компетенции, связанные с управлением исследованием:

- планировать свои действия, то есть выбирать свои цели, определять программы и методы их достижения;

- организовывать, то есть объединять свои ресурсы для решения поставленных задач;

- управлять своей деятельностью, т. е. осуществлять самоконтроль с последующей коррекцией своих действий.

Межпредметным заданием на втором курсе является курсовая работа.

Все ИК, осваиваемые на предметах, должны реализовываться студентами при написании курсовой работы.

При выполнении заданий студент должен получить от преподавателя указания о том, для чего нужна эта работа; какие исследовательские компетенции необходимы для ее выполнения и как их следует осваивать; какие примерно результаты должны получиться в конце работы.

При определении способа действия возможна подробная инструкция или хотя бы

Таблица 1

Предметные задания, необходимые для освоения ИК студентами второго курса

Дисциплина Предметные задания

Информатика - Задания по форматированию текста; - задания по электронным таблицам; - создание презентаций с помощью программы «Power Point»; - задания по поиску информации

Русский язык и культура речи - Переконструирование или замена одних языковых конструкций другими (например, при преобразовании письменной речи в устную); - разбор и редактирование предложений с типичными грамматическими ошибками; - сравнение текстов различных подстилей научного стиля (академического, научно-учебного, научно-популярного); - подбор текстов различных подстилей научного стиля (на материале дисциплин «Педагогика» и «Психология»); - анализ и сопоставление текстов различных жанров (аннотация, конспект, тезисы, реферат и др.); - выявление особенностей текстов различных жанров; - редактирование «сырых» текстов различных жанров; - подбор текстов различных жанров на заданную тему; - создание текстов различных жанров; - выступление с докладом на предложенную тему

Педагогика и психология - Задания по конспектированию литературы; - выполнение учебных заданий по составлению тестов и анкет по проведению анкетирования и тестирования

Экспериментальное исследование - Выполнение учебных заданий по составлению тестов и анкет по проведению анкетирования и тестирования; - решение задач математической статистики (на основе эмпирической выборки, полученной в самостоятельном исследовании)

Теория исследования - Обоснование актуальности темы своего исследования

указание на последовательность операций; может быть указана известная методика или метод, которые надо изучить и применить к данной работе; могут быть указания на пути создания комплексной методики выполнения работы и т. д.

Студент при выполнении заданий должен планировать свои действия, т. е. выбирать свои цели, определять программы и методы их достижения; организовывать, т. е. объединять свои ресурсы для решения поставленных задач; осуществлять самоконтроль с последующей коррекцией своих действий; самостоятельно стимулировать свою активную деятельность; осуществлять связь на основе передачи информации, обеспечивающей принятие решений.

Процессуальный компонент включает в себя:

1) методы взаимодействия (учебно-педа-гогическое взаимодействие, учебно-научное педагогическое взаимодействие);

2) формы организации научно-образовательного процесса;

3) методы управления научно-образовательным процессом, в ходе которого осваиваются ИК.

Процессуальный компонент обеспечивает взаимосвязь цели, содержания, форм и методов организации освоения ИК студентами младших курсов.

Субъектами управленческого взаимодействия в образовательно-научном процессе при освоении студентами младших курсов ИК являются: учебно-методическое управление, заведующий кафедрой, преподаватели, студенты.

Субъекты управленческого взаимодействия осуществляют следующую деятельность.

Учебно-методическое управление создает нормативные основы для межпредметного взаимодействия. Заведующий кафедрой взаимодействует с другими кафедрами.

Деятельность преподавателей:

- обеспечение выполнения образовательного стандарта;

- побуждение студентов к учебно-иссле-довательской работе;

- планирование исследовательской работы студентов;

- создание условий исследовательской работы студентов;

- консультирование студентов;

- согласование между преподавателями содержания образования;

- диагностика, проектирование и контроль освоения ИК; анализ результатов взаимодействия со студентами).

Деятельность студентов:

- изучение содержания образования;

-участие в учебно-исследовательской и

научной работе.

При освоении ИК студентами младших курсов используются следующие методы обучения.

1. ГГ-методы - применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, использование обучающих программ с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание.

2. Работа в команде - совместная деятельность студентов в группе, направленная на решение общей задачи.

3. Саве-эйиЗу - метод анализ ситуаций. Студентам предполагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно не только отражает какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом проблема не имеет однозначных решений.

4. Ролевые игры - ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах.

5. Использование элементов проблемного и контекстного образования. Проблемное образование - стимулирование студентов к самостоятельному получению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы. Контекстное образование - мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением [1].

В практике российского образования сложились следующие формы организации образовательно-научного процесса.

1. Лекция - передача информации от преподавателя к студентам, направленная на приобретение студентами новых теоретических и фактических знаний.

2. Семинар - систематизация теоретических и фактических знаний в определенном контексте (подготовка и презентация материала по определенной теме, обсуждение ее, формулирование выводов и заключения), направленная в основном на приобретение новых фактических знаний и когнитивных умений.

3. Самостоятельная работа - изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям, практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, отчетов для приобретения новых теоретических и фактических знаний, когнитивных и практических умений.

4. Консультация - индивидуальное общение преподавателя со студентом, наставничество, руководство его деятельностью с целью передачи опыта, углубления теоретических и фактических знаний, приобретенных студентом на лекциях, в результате самостоятельной работы, в процессе выполнения лабораторных работ, курсового проектирования и др.

5. Курсовая работа - индивидуальная, самостоятельно выполненная работа студентов, направленная на воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности; общепрофессиональную психолого-педагоги-ческую подготовку студентов; предметную подготовку студентов; подготовку к исследовательской деятельности.

6. Производственная практика - изучение реального производства, бизнеса, знакомство с должностными обязанностями специалистов, выполнение определенных функций на реальных рабочих местах для приобретения новых фактических знании и практических умений.

7. УИРС и НИРС - исследовательская деятельность студентов, направленная на приобретение новых теоретических и фактических знаний, когнитивных и практических умений [1].

Главными формами организации образовательно-научного процесса, которые способствуют более успешному освоению ИК, являются УИРС и НИРС.

На младших курсах исследовательская деятельность студентов нуждается в управлении. Управление имеет внешнюю и внутреннюю

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровневые показатели освоения студентами ИК

Критерий ИК Уровень освоения

Низкий Средний Высокий

Самостоятельность в исследовательской деятельности Студент под руководством консультанта: работает с информацией из различных источников; формулирует цель, объект, предмет и задачи исследования; определяет круг адекватных методов выполнения исследовательских действий; обосновывает корректность своего проекта; осуществляет практический анализ Студент по заданному алгоритму: работает с информацией из различных источников; формулирует цель, объект, предмет и задачи исследования; определяет круг адекватных методов выполнения исследовательских действий; обосновывает корректность своего проекта; осуществляет практический анализ Студент самостоятельно: работает с информацией из различных источников; формулирует цель, объект, предмет и задачи исследования; определяет круг адекватных методов выполнения исследовательских действий; обосновывает корректность своего проекта; осуществляет практический анализ

Мотивация к исследовательской деятельности Студент под руководством консультанта: прогнозирует результаты своего исследования; готов к проведению констатирующего и формирующего экспериментов; готов к орга-низационно-управлен-ческой работе с малым коллективом; готов к совместной деятельности с коллегой Студент по заданному алгоритму: прогнозирует результаты своего исследования; готов к проведению констатирующего и формирующего экспериментов; готов к организационноуправленческой работе с малым коллективом; готов к совместной деятельности с коллегой Студент самостоятельно: прогнозирует результаты своего исследования; готов к проведению констатирующего и формирующего экспериментов; готов к организационно-управ-ленческой работе с малым коллективом; готов к совместной деятельности с коллегой

Способность к самоуправлению исследовательской деятельностью Студент под руководством консультанта учится: подбирать и анализировать литературу по проблеме; ставить исследовательские задачи, определять требования к результатам их решения; планировать и обосновывать ход решения исследовательских задач; организовывать учебную и исследовательскую деятельность; корректно использовать научный стиль речи для оформления проекта Студент по заданному алгоритму учится: подбирать и анализировать литературу по проблеме; ставить исследовательские задачи, определять требования к результатам их решения; планировать и обосновывать ход решения исследовательских задач; организовывать учебную и исследовательскую деятельность; корректно использовать научный стиль речи для оформления проекта Студент самостоятельно учится: подбирать и анализировать литературу по проблеме; ставить исследовательские задачи, определять требования к результатам их решения; планировать и обосновывать ход решения исследовательских задач; организовывать учебную и исследовательскую деятельность; корректно использовать научный стиль речи для оформления проекта

Окончание табл.2

Критерий ПК Уровень освоения

Низкий Средний Высокий

Владение действиями Студент под руководством консультанта: делает сравнительный анализ литературных источников; проектирует эксперимент, исследования; осуществляет обработку экспериментальных данных с использованием различных задач математической статистики; обобщает, систематизирует результаты эксперимента, делает выводы Студент по заданному алгоритму: делает сравнительный анализ литературных источников; проектирует эксперимент, исследования; осуществляет обработку экспериментальных данных с использованием различных задач математической статистики; обобщает, систематизирует результаты эксперимента, делает выводы Студент самостоятельно: делает сравнительный анализ литературных источников; проектирует эксперимент, исследования; осуществляет обработку экспериментальных данных с использованием различных задач математической статистики; обобщает, систематизирует результаты эксперимента, делает выводы

составляющие. Внутренняя составляющая -это самоуправление студентов учебно-иссле-довательской деятельностью. Внешнее управление - осуществляемое непосредственно или опосредованно управление педагогами или научными консультантами исследовательской деятельностью студентов [5].

Поскольку ко второму курсу студенты должны обладать компетенциями самоуправления, то преподаватель должен продумать этот переход. Средством содействия такого перехода к самоуправлению может стать электронный справочник, который способствует освоению исследовательских компетенций.

На всех этапах работы преподаватель осуществляет руководство, консультирование и при этом рекомендует студентам использовать электронный межпредметный справочник.

Состав справочника определяется цель -освоение исследовательских компетенций студентами младших курсов. Поскольку она включает в себя способности: ставить цель, планировать, работать рационально, выполнять требования гигиены умственного труда, работать с источниками информации, то и соответствующие рекомендации и задания должны быть в справочнике. Поэтому в состав справочника входят:

Раздел 1. Рекомендации по рациональному распределению времени и сил на выполнение заданий для самостоятельной работы. В этом разделе описывается, как лучше орга-

низовать и спланировать свою самостоятельную учебную деятельность.

Раздел 2. Рекомендации по работе с источниками информации. Практика показывает, что большинство студентов не могут правильно подобрать список литературы. Поэтому в справочнике приводится список рекомендуемой литературы по психологии, педагогике, математике. Также студенты первокурсники сталкиваются с трудностями при работе в библиотеке. В справочнике приведены советы, как нужно работать в библиотеке.

Раздел 3. Рекомендуемая литература по осуществлению самостоятельной работы. Если студенты самостоятельно захотят более глубже изучить вопрос самостоятельной работы, то в этом им поможет приведенный библиографический список в этом разделе.

Раздел 4. Рекомендации и образцы выполнения и оформления конкретных заданий. В этом разделе даются рекомендации по написанию рефератов, курсовых работ, выполнению типовых расчетов по математике. Здесь приводятся примеры оформления титульного листа, содержания, а также примеры введения, заключения, правила оформления типового расчета по математике.

Раздел 5. Блок самоконтроля. В этом разделе студенты могут самостоятельно проверить уровень своих полученных знаний, отвечая на контрольные вопросы, а также выполняя тестовые задания и практические работы.

Социальный заказ: ФГОС ВПО

Выявленное состояние в практике

Модели ИК специалиста и студента

I

Цель: повышение уровня освоения ИК

Проектируемое состояния освоения ИК

Выявленное состояние ИК

к

г

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Содержание деятельности студентов и учебный материал для взаимодействия студентов и преподавателей, направленных на освоение ИК

к

к

ч

Я"

3

СО

о

X

к

о

н

к

со

03

н

и

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Методы взаимодействия (учебно-педатогическое, учебно-научнопедагогическое)

Формы организации образова-тельно-научного процесса: УИРС, НИРС, консультация, курсовая работа и др.

Методы

самоуправ-

ления

РЕЗУЛЬТАТИВНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Критерии освоения ИК: Достигнутый

самостоятельность в ИД; уровень освоения

мотивация к ИД; ► ИК

способность к организации 1

ИД; владение действиями Сопоставление

достигнутого

Уровни освоения ИК: уровня

низкии, среднии, высокии с планируемым

уровнем ИК

Модель освоения исследовательских компетенций студентами младших курсов

Раздел 6. Общий график самостоятельной работы студентов по комплексу заданий.

Раздел 7. Рекомендуемая литература и другие источники информации по выполнению конкретных заданий для самостоятельной работы.

Раздел 8. Предметный и межпредметный справочный материал. Здесь приведены основные понятия, признаки, закономерности по психологии, педагогике. Кратко теоретический материал по математике.

После каждой изученной темы в справочнике приводятся контрольные вопросы и тесты, с помощью которых студент может оценить уровень своих самостоятельно полученных знаний.

Взаимодействие преподавателя и студента, способствующего освоению ПК, осуществляется в их межличностном общении. Межличностное общение - это форма отражения непосредственного управления преподавателем исследовательской деятельностью студентов.

Оба способа управления взаимно дополняют друг друга и усиливают.

Диагностико-результативный компонент системы предполагает выделение критериев уровня освоения ИК.

Критериями ИК студентов являются:

- самостоятельность в исследовательской деятельности;

- мотивация к исследовательской деятельности;

- способность к самоуправлению исследовательской деятельности;

- владение действиями.

Для проверки динамики ИК студентов разработаны уровневые показатели (табл. 2).

В результате реализации модели у студентов младших курсов повышается уровень владения ИК. Этот уровень сравнивается с проектируемым уровнем, и делается вывод о степени достижении цели модели.

В компоненте также предусмотрена коррекция, которая способствует устранению недостатков в процессе освоения ИК, учитывая любой из его периодов или уровней.

Основания разработки модели и сама модель изображены на рисунке.

Особенностями данной модели являются: учебно-педагогическое взаимодействие, в котором преобладают субъект-субъектные отношения; согласование целей субъектов реализации данной модели в практике учебноисследовательской деятельности студентов; межпредметный характер содержания образования и непрерывный характер его реализации; опора на самостоятельную работу студентов и их самоуправление.

Литература

1. Дидактика современной школы / под ред. В. А. Онищука. - Киев: Рад. шк., 1987. — 351 с.

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Изд-во Московского психолого-социалъного ин-та, 2005. —216 с.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа ком-петентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. — М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -42 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. -№ 1. - С. 3-6.

5. Котлярова, И. О. Инновационные системы повышения квалификации / И.О. Котлярова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. -320 с.

6. Львов, Л.В. Профессиональное образование: компетентностно-контекстный подход: учеб. пособие / Л.В. Львов. - Челябинск: ЧГАУ, 2007.-120 с.

7. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 2: Методология исследований / Г.Н. Сериков. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2006. -456 с.

8. Котлобовский, И.Б. Новые стандарты и совершенствование системы высшего профессионального образования / И.Б. Котлобовский, И.Г. Телешова. - www.rc.edu.ru/rc/s8/ ёпеутк_2009/1Ю9/052009/зЫ _03.pdf

Поступила в редакцию 13 августа 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.