Научная статья на тему 'Критерии качества освоения студентами младших курсов исследовательских компетенций'

Критерии качества освоения студентами младших курсов исследовательских компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / RESEARCH / COMPETENCE / RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веряшкина Алена Владимировна

Рассмотрены критерии качества в связи с развитием исследовательских компетенций, выявлены этапы развития исследовательских компетенций, осуществлена классификация исследовательских компетенций, конкретизированы исследовательские компетенции студентов второго курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quality criteria of freshman classes students mastering of researching competencies

The article reveals the quality criteria in connection with the development of research competencies, the stages of research competencies development have been found out, the classification of research competencies is offered, the research competencies of second-year students are concretized.

Текст научной работы на тему «Критерии качества освоения студентами младших курсов исследовательских компетенций»

УДК 378.016:81-028.31 ББК 4481.00+4486.6: Ш12/17

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ МЛАДШИХ КУРСОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

A.B. Веряшкина

Южно-Уральский государственный университет

QUALITY CRITERIA OF FRESHMAN CLASSES STUDENTS’ MASTERING OF RESEARCHING COMPETENCIES

A.V. Veryashkina South Ural State University

Рассмотрены критерии качества в связи с развитием исследовательских компетенций, выявлены этапы развития исследовательских компетенций, осуществлена классификация исследовательских компетенций, конкретизированы исследовательские компетенции студентов второго курса.

Ключевые слова: исследование, компетенция, исследовательская деятельность, исследовательские компетенции.

The article reveals the quality criteria in connection with the development of research competencies, the stages of research competencies development have been found out, the classification of research competencies is offered, the research competencies of second-year students are concretized.

Keywords: research, competence, research activity, research competencies.

Повышение качества подготовки специалистов - важная задача, поставленная перед педагогами высшей школы. В контексте идей, выраженных в Болонской декларации, и традиций университетского образования в России одним из путей повышения качества подготовки студентов является их участие в исследовательской деятельности.

Анализ социального заказа высшей школы и опыта показывает, что конкурентоспособный специалист должен владеть исследовательскими знаниями и умениями. Исследовательский принцип в обучении предполагает организацию образовательного процесса, при котором студенты усваивают теорию исследования, элементы исследовательской методики, самостоятельно проводят исследования объектов окружающей среды. Поэтому студентам необходимо владеть исследовательскими компетенциями.

Остановимся подробнее на понятии «исследовательская компетенция» студентов. Рассмотрим сначала понятие «исследование». Исследование - деятельность, направленная на поиск, извлечение, логический вывод новых знаний [4].

С целью трактовки понятия «исследовательская компетентность» рассмотрим понятие «компетенция», которое является родовым по отношению к нему. Существует много подходов к определению понятия «компетенция». Мы, следуя позиции авторов И.Г. Агапова и И.Г. Шишова, под компетенцией будем понимать способность студентов использовать свои знания, умения в учебно-исследовательской работе [5].

Исследовательскую компетентность мы рассматриваем как готовность студентов к определенным действиям и операциям в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков, то есть готовность к исполнению исследовательских компетенций.

В связи с этим закономерен вывод о том, что становление исследовательских компетенций неотделимо от исследовательской работы студентов (учебно-исследовательской, научно-исследовательской). В данной статье мы будем рассматривать лишь учебноисследовательскую работу студентов 1-х и 2-х курсов. Учебно-исследовательская работа студента является обязательной. Её основные

этапы регламентированы учебным планом и рабочими программами дисциплин. В то же время учебно-исследовательская работа допускает определенный свободный выбор путей решения поставленных проблем, то есть формирует у студентов навыки исследовательской работы, следовательно, и исследовательские компетенции.

Исследовательская работа студентов включает в себя следующие этапы:

1-й этап - разработка проектов решения проблем исследования;

2-й этап - логическое обоснование проектов;

3-й этап - апробация проектов;

4-й этап - синтез и оценка результатов исследований [7].

На каждом этапе исследователь выполняет те или иные компетенции. В табл. 1 опишем, какие исследовательские компетенции

развиваются на каждом этапе исследования.

Начиная с первого курса, студентов университета следует готовить к исполнению исследовательских компетенций, потому что именно этот вид компетенций указан как один из ключевых в новом поколении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования [3].

Мы считаем, что формированию вышеперечисленных исследовательских компетенций у студентов младших курсов способствует изучение следующих дисциплин: «Педагогика», «Психология», «Русский язык и культура речи», «Информатика», «Теория исследования», «Экспериментальное исследование». При изучении психологии и педагогики студенты знакомятся с основными понятиями предмета исследования.

Основной целью изучения курса «Русский язык и культура речи» является повыше-

Таблица 1

Развитие исследовательских компетенций в соответствии с этапами исследования

Этап исследования Исследовательские компетенции

Разработка проектов решения проблем исследования - Подбирать и анализировать литературу по проблеме; - делать сравнительный анализ литературных источников; - работать с информацией из различных источников; - формулировать цель, объект, предмет и задачи исследования; - ставить исследовательские задачи, определять требования к результатам их решения; - планировать и обосновывать ход решения исследовательских задач; - определять круг адекватных методов выполнения исследовательских действий; - проектировать эксперимент; - разрабатывать необходимый инструментарий; - организовывать учебную и исследовательскую деятельность

Логическое обоснование проектов - Обосновать корректность своего проекта; - обосновать корректность оформления проекта на научном языке; - прогнозировать результаты своего исследования; - применять методы умозаключения (выведение форм предоставления мыслей), методы описания высказываний, методы индукции, дедукции и аналогии (методы вывода по признакам равенства, сходства и подобия); - осуществлять практический анализ

Апробация проектов - Готовность к проведению констатирующего и формирующего экспериментов; - готовность к организационно-управленческой работе с малым коллективом; - готовность к совместной деятельности с коллегой

Синтез и оценка результатов исследований - Осуществлять обработку экспериментальных данных с использованием различных задач математической статистики; - обобщать, систематизировать результаты эксперимента, делать выводы

Теория и методика профессионального образования

ние речевой культуры. Также в задачи курса входит: сформировать навыки деловой уст-

ной и письменной речи; познакомить с правилами оформления научных работ различного жанра (реферат, тезисы, статья, доклад).

При изучении курса информатики студенты приобретают следующие практические навыки: основы верстки научного текста; правила создания и оформления презентации; основы поиска информации в сети Ьйете*:; технологию применения электронных таблиц для автоматизации математических расчетов.

На первом курсе студенты выполняют межпредметные задания - написание и оформление реферата, библиографии; анализ литературных источников; подготовка доклада и презентации.

Рассмотрим дисциплины, которые изучаются студентами на втором курсе: «Теория исследования», «Экспериментальное исследование». Эти предметы являются наиболее важными при формировании у студентов исследовательских компетенций.

При изучении курса «Теория исследования» студенты знакомятся с организацией исследований, методологией научного познания; получают сведения о принципах выбора направления и этапов исследовательской работы, поиска, накопления и обработки информации.

Цель преподавания дисциплины «Экспериментальное исследование» - дать общее представление о принципах и методах организации, планирования и управления экспериментом; научить практическим навыкам решения некоторых вопросов теоретических и экспериментальных исследований.

Межпредметным заданием на втором курсе является курсовая работа. Курсовая работа является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Содержание курсовой работы направлено на решение следующих задач:

- воспитания ценностного отношения к профессиональной деятельности;

- общепрофессиональной психологопедагогической подготовки студентов;

- предметной подготовки студентов;

- подготовки студентов к исследовательской деятельности.

При написании курсовой работы студенты должны обладать следующими исследовательскими компетенциями:

- находить информацию в различных источниках;

- анализировать, сравнивать, обосновывать свою позицию по предмету исследования;

- определять объект, предмет исследования;

- владеть методами извлечения сведений;

- проектировать, организовывать, контролировать исследование;

- выделять главные позиции проведенного исследования;

- владеть компьютерными технологиями обработки текстовой, графической, табличной информации;

- владеть устной научной речью;

- владеть культурой выступления;

- устанавливать контакт с аудиторией;

- обладать чувством времени;

- владеть невербальными приемами общения и др.

Все исследовательские компетенции мы разобьем на следующие группы:

- компетенции, связанные с теоретическим исследованием;

- компетенции, связанные с эмпирическим исследованием;

- компетенции, связанные с работой с источниками информации;

- компетенции, связанные с оформлением и презентацией результатов исследования;

- компетенции, связанные с управлением исследования.

Подготовка к исполнению исследовательских компетенций осуществляется непрерывно в течение пяти лет на основании скоординированных действий всех предметов и с учетом преемственности.

В какой-то мере все студенты младших курсов к окончанию второго курса приобретают некоторые исследовательские компетенции.

Но возникает вопрос, на каком уровне должны находиться исследовательские компетенции студента второго курса, чтобы можно было утверждать о достаточном качестве достигнутого результата образования.

Для оценки качества исследовательских компетенций нами были использованы средства измерения исследовательских компетенций:

- проведено исследование, которое включало опрос студентов и преподавателей, изучение результатов учебно-исследовательской работы, анализ соответствующих работ педагогики;

- изучены научные работы, посвященные исследовательской деятельности, ее специфики и особенностям, Ю.К. Бабанского,

Таблица 2

Связь исследовательских компетенций с критериями качества

Вид компетенций Критерии качества

Компетенции, связанные с теоретическим исследованием - Самостоятельно анализировать, сравнивать, обосновывать свою позицию по предмету исследования; - самостоятельно определять объект, предмет исследования

Компетенции, связанные с эмпирическим исследованием - Самостоятельно проектировать, организовывать, контролировать исследование; - самостоятельно выделять главные позиции проведенного исследования

Компетенции, связанные с работой с источниками информации - Самостоятельно находить информацию в различных источниках; - владеть методами извлечения сведений

Компетенции, связанные с оформлением и презентацией результатов исследования - Владеть компьютерными технологиями обработки текстовой, графической, табличной информации; - владеть устной научной речью; - владеть культурой выступления; - устанавливать контакт с аудиторией; - обладать чувством времени; - владеть невербальными средствами общения

Компетенции, связанные с управлением исследования - Планировать свои действия, то есть выбирать свои цели, определять программы и методы их достижения; - организовывать, то есть объединять свои ресурсы для решения поставленных задач; - управлять своей деятельностью, то есть осуществлять самоконтроль с последующей коррекцией своих действий

П.А. Изотовой, И.О. Котляровой, П.И. Пидка-систого, Г.Н. Серикова и др. [1,2,4, 6, 8].

В результате систематизации полученных наблюдений в ходе исследования нами разработаны критерии качества освоения студентами младших курсов исследовательских компетенций. Данные представлены в табл. 2.

Литература

1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учеб-но-воспитателъного процесса / Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

2. Изотова, П.А. Исследовательская деятельность студентов как условие повышения качества подготовки специалистов / П.А. Изотова // Рынок труда и профессиональное образование: материалы докладов и выступлений участников республиканской научно-практической конференции, 17 декабря 2004 г. / под ред. д-ра педагогических наук, проф. П.Н. Осипова. - Казань: РИЦ «Школа», 2004. - С. 67-69.

3. Котлобовсшй, И.Б. Новые стандарты и совершенствование системы высшего

профессионального образования / И Б. Кот-лобовский, ИГ. Телешова. - www.rc.edu.ru/ гс/з8Мпеутк2009/1к09/052009/8Ы _03.pdf

4. Котлярова, И.О. Исследовательская работа студентов по высшей математике: учеб. пособие /И.О. Котлярова. - Челябинск: ЧГТУ; 1995. - 43 с.

5. Львов, Л. В. Профессиональное образование: компетентностно-контекстный

подход: учеб. пособие / Л. В. Львов. - Челябинск: ЧГАУ, 2007. - 120 с.

6. Пидкасистый, П.И Организация

учебно-познавательной деятельности студентов. - 2 изд., доп. и перераб. /П.И Пидкасистый. -М.: Педагогическое общество России, 2005. -144 с.

7. Сериков, Г.Н. Педагогика. Кн. 2: Методология исследования / Г.Н. Сериков. - М.: Гуманитар, ид. Центр «ВЛАДОС», 2006. -456 с.

8. Сериков, Г.Н Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г.Н Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркут, унта, 1991.-232 с.

Поступила в редакцию 28 сентября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.