Научная статья на тему 'Реализация исследовательских проектов в небольших группах как технология обучения социологии'

Реализация исследовательских проектов в небольших группах как технология обучения социологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ОПЫТНОЕ ЗНАНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH WORK / EXPERIENTIAL LEARNING / TEACHING OF SOCIOLOGY / SOCIAL SCIENCE RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкурко Ю.С.

Проанализированы возможности (свобода выбора темы исследования, использование образцов чужих работ, сбор информации при непосредственном контакте с «живой» реальностью, диалоговый характер взаимодействия с преподавателем и др.) и эффекты (усиление мотивации, интереса к предмету изучения, самостоятельности, создание благоприятного психологического климата и др.) обучения социологии студентов несоциологических направлений путем их вовлечения в исследовательскую деятельность. Создание условий для самостоятельной реализации студентами исследовательских проектов рассматривается как способ центрировать образовательный процесс вокруг обучаемого и приблизить его содержание к реальной жизни. Отмечаются недостатки обсуждаемой технологии обучения; указываются пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH PROJECT IMPLEMENTATION IN SMALL GROUPS AS A METHOD OF TEACHING SOCIOLOGY TO NON-SOCIOLOGISTS

This article examines the opportunities and effects of teaching sociology to non-sociologists through creating conditions for team-based research projects implemented during the course. Such a teaching method is a part of the experience-based approach to training that is actively developing now in accordance with D. Kolb’s learning model. The method allows to center the teaching and learning process on students’ interests and to bring education closer to real life. We analyze the stages (from choosing research topic to research findings presentation) and educational techniques (freedom to choose research topic, use of other research projects as a model, collecting data from participants, and some others) of research project implementation in small groups during a sociology course. Main advantages of this teaching method include: enhancement of motivation, development of self-learning skills, creation of favorable psychological climate, and others. The risk of a simplified view of sociological research work originating from this type of student’s projects is also discussed. To minimize the risk, the teacher must expressly point out the weaknesses in students’ works in terms of social science standards for research and initiate reflection on the research outcomes.

Текст научной работы на тему «Реализация исследовательских проектов в небольших группах как технология обучения социологии»

224 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 4 (44), с. 224-229

УДК 378.02:37.016, 316:37.016

РЕАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В НЕБОЛЬШИХ ГРУППАХ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ

© 2016 г. Ю. С. Шкурко

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

yushkurko@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.06.2016 Статья принята к публикации 08.11.2016

Проанализированы возможности (свобода выбора темы исследования, использование образцов чужих работ, сбор информации при непосредственном контакте с «живой» реальностью, диалоговый характер взаимодействия с преподавателем и др.) и эффекты (усиление мотивации, интереса к предмету изучения, самостоятельности, создание благоприятного психологического климата и др.) обучения социологии студентов несоциологических направлений путем их вовлечения в исследовательскую деятельность. Создание условий для самостоятельной реализации студентами исследовательских проектов рассматривается как способ центрировать образовательный процесс вокруг обучаемого и приблизить его содержание к реальной жизни. Отмечаются недостатки обсуждаемой технологии обучения; указываются пути их преодоления.

Ключевые слова: исследовательская работа, эмпирический подход к обучению, опытное знание, преподавание социологии, научное исследование.

Вопросам обучения социологии путем вовлечения студентов-социологов в исследовательскую работу посвящен целый ряд статей, опубликованных в последние годы в специализированном журнале «Teaching Sociology» («Обучение социологии») (в частности, [1-3]). Данный способ обучения находится в русле эмпирически ориентированных образовательных стратегий, базирующихся на идее опытного знания Д. Колба и активно развиваемых в настоящее время. В публикациях указанного направления анализируются вопросы, связанные с обучением студентов этике научной работы [1; 3; 4], исследовательским методам [2], вопросы, касающиеся формирования личной ответственности за научные результаты [3].

Особенностью подобных публикаций является их ориентированность на практику обучения научно-исследовательской работе, соответствующей профессиональному профилю образования студентов. Такой способ обучения является вполне органичным для социологии, поскольку студенты, слушающие общий курс по дисциплине, обязательно знакомятся с основными методами, а значит, владеют базовой информацией о том, как проводить социологические исследования. В ходе неформального обмена опытом с преподавателями социологии вузов г. Нижнего Новгорода было выявлено, что часть из них практикует данный способ обучения. Несмотря на это, организационные и прочие возможности, а также результаты ис-

пользования исследовательской работы в образовательных целях сегодня не изучены.

На наш взгляд, обсуждаемый способ работы может быть реализован и в рамках курса по социологии для несоциологических направлений.

Цель настоящей статьи - исследовать возможности и эффекты обучения социологии студентов несоциологических направлений посредством организации исследовательской работы в небольших группах.

Нами был проанализирован собственный опыт использования рассматриваемой технологии обучения, а именно:

- описаны основные этапы реализации исследовательских проектов студентами при изучении социологии;

- проанализированы образовательные и педагогические эффекты конкретных методик работы со студентами при реализации ими исследовательских проектов;

- выделены преимущества и недостатки исследовательских проектов как технологии предметного обучения и способа формирования представлений о структуре и содержании научной деятельности.

Основные этапы реализации исследовательских проектов

Реализация исследовательских проектов в рамках учебного курса по социологии, читаемого для студентов несоциологических направле-

1 Объединение в исследовательские группы

2 Выбор темы и формулировка проблемы исследования

3 Сбор п систематизация информации по теме исследования

4 Составление анкеты для проведения опроса

5 Проведение опроса

6 Кодирование данных

О

, Анализ п интерпретация данных

4 7

8 Написание текста по итогам проведенного исследования

47

9 Презентация результатов исследовательского проекта

Рис. 1. Этапы реализации исследовательских проектов в рамках учебного курса по социологии

ний (экономических, юридических, естественнонаучных и т.п.), предполагает проведение студентами самостоятельного исследования с использованием одного из методов социологии. Такую работу следует инициировать после того, как дана информация о методологии и методах социологического исследования. Кроме того, к моменту организации исследовательской работы необходимо сформировать у студентов общие представления об основных понятиях и проблемах социологической науки.

Этапы реализации исследовательских проектов (которые, по причинам указанным ниже, не являются научными в строгом смысле этого слова) с использованием опросного метода представлены на рис. 1.

Сначала происходит объединение учащихся в небольшие исследовательские группы, как правило, по 3-5 человек. При этом возможны два способа создания таких коллективов: либо студенты самостоятельно объединяются в группы, либо команды формируются преподавателем. В последнем случае преподаватель может «разбить» существующие дружеские связи, объединив в одну группу студентов, которые изо дня в день мало общаются друг с другом. Это решает задачу усиления сплоченности студенческого коллектива, способствует решению проблем межличностного общения.

Затем студенты определяются с темами исследовательских проектов. Поскольку к моменту проведения своих исследований студенты в целом знакомы с основными проблемами и понятиями социологии, то они могут самостоя-

тельно сформулировать направление дальнейшего исследования, тематически вписанного в учебный курс. Студенты обычно формулируют тему исследования в форме вопросов, на которые они хотели бы получить ответы. Задача преподавателя - помочь учащимся конкретизировать их исследовательский интерес, сформулировать тему исследования в социологическом ключе, вписать ее в тематическое поле учебного курса. В 2015/16 учебном году студентами, обучающимися по направлению подготовки «Туризм» в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, были, в частности, реализованы исследовательские проекты по следующим темам:

- Отношение молодежи к движению «жизни для себя»;

- Поиск любовного партнера при вхождении в новый коллектив;

- «Кино - это маленькая жизнь!» (предпочтения молодежи в области кино).

Сбор и обобщение информации по теме исследования, составление анкеты осуществляются студентами самостоятельно. При этом анкета, как правило, проходит через несколько итераций, в ходе которых она корректируется учащимися в соответствии с замечаниями преподавателя.

Студенты используют рекомендованные интернет-сервисы для проведения онлайн-опросов либо проводят опрос в традиционной форме путем раздачи печатного экземпляра анкеты респондентам или их интервьюирования. Для составления онлайн-опросника и проведения

опроса, в частности, используются такие ресурсы, как https://www.surveymonkey.ru, http://docs. google.ru, http://www.survio.com/ru/.

В зависимости от направления обучения, а также предшествующих социологии учебных дисциплин (речь идет о знании или незнании статистических методов обработки данных) строится работа по кодификации и анализу полученных данных. При знании статистических пакетов, как правило, происходит обработка данных с их использованием. При наличии времени и технических возможностей (доступ к программному обеспечению и компьютерной технике на занятиях) возможна реализация сценария по обучению студентов базовым функциям по обработке данных с использованием статистических пакетов (SPSS, STATISTICA и др.). При упрощенном варианте реализации технологии обучения студенты анализируют частотные данные, которые автоматически подсчитывают-ся интернет-сервисами после заполнения опрашиваемыми онлайн-опросников.

Обсуждение и интерпретация полученных данных должны быть проведены с использованием социологического подхода, который подразумевает анализ полученных результатов исходя из особенностей детерминирующих рассматриваемое явление социальных условий и факторов. При этом студенты должны сформулировать ответы (используя терминологию Э. Гидденса [5, p. 40]) на теоретический (объяснительный) и сравнительный вопросы. Иными словами, им нужно сопоставить результаты с имеющимися данными аналогичных социологических исследований и высказать свое мнение о причинах наблюдаемых явлений.

Подготовка текста по итогам проведенного исследования происходит с ориентацией на образцы текстов, которые были написаны студентами в предшествующие годы обучения и которые преподаватель дает обучающимся. При написании итоговых текстов студенты должны соблюдать основные правила описания результатов эмпирических исследований: сформулировать проблему исследования, цель, задачи, гипотезы, описать процедуру и методы, выборку, проанализировать и обсудить полученные данные.

Представление результатов исследования происходит с использованием презентации на одном из специально отведенных для этих целей занятий. Студенты демонстрируют свои умения публично представлять основные исследовательские результаты, аргументировать свою точку зрения перед аудиторией, отвечать на вопросы. Лучшие исследовательские проекты рекомендуются к представлению на конференциях, а результаты исследования - к опубликованию.

Необходимо отметить, что на всех этапах реализации исследовательских проектов, студенты находятся в постоянном контакте с преподавателем. Они получают консультации (как делать анкету? как подсчитывать данные? как писать текст по итогам исследования?) и помощь (проверка анкеты, совместная статистическая обработка данных, создание презентаций, правка итогового текста) со стороны преподавателя - как при очных встречах, так и с использованием современных средств коммуникации.

Образовательные и педагогические эффекты

В табл. 1 описаны основные образовательные и педагогические эффекты, которые можно наблюдать в процессе и по итогам применения исследовательской работы в качестве технологии обучения социологии.

Мы видим, что основные эффекты вовлечения студентов в исследовательскую работу связаны с повышением их заинтересованности в самостоятельном получении новых знаний с использованием научных методов исследования.

Важным моментом также является взаимодействие студентов с «живой» реальностью в процессе сбора первичной информации. Автор популярной сегодня модели опытного знания Д. Колб отмечал, что необходимость обеспечения взаимодействия учащегося с окружающей средой в процессе обучения кажется очевидной, однако она игнорируется как при изучении процесса обучения, так и в самой практике преподавания. Случайный наблюдатель, несомненно, пришел бы к выводу, что традиционный процесс обучения - это личностный, внутренний процесс, требующий для своего осуществления ограниченный набор ресурсов внешней среды, таких как книги, преподаватель, аудитория. В самом деле, более широкий реальный мир подчас активно отвергается образовательной системой на всех уровнях [6, р. 34]. Колб указал на данную проблему почти четверть века назад, и тем более удивительно, что сегодня, с развитием новых информационных и коммуникационных технологий, в этом отношении мало что изменилось.

Анализируемая образовательная технология лишена такого недостатка. Она предполагает, что студенты собирают первичную информацию в ходе непосредственного или опосредованного анкетой общения с респондентами (в случае использования опросного метода). Студенты проверяют свои гипотезы, основанные на личном опыте, здравом смысле и имеющихся у них социологических знаниях, используя социо-

Таблица 1

Образовательные и педагогические эффекты вовлечения студентов в исследовательскую работу

Особенности реализации технологии обучения Образовательные и педагогические эффекты

Свобода выбора темы исследования Усиление интереса к дисциплине; появление мотивации к самостоятельной работе, заинтересованности в проведении исследования

Ознакомление с опросниками и опубликованными статьями по итогам ранее проведенных студентами исследований Мотивация на проведение исследования; вера в собственные силы; ориентация на имеющиеся образцы

«Контакт» с реальной жизнью Изучение проблемы, которая действительно интересна и фиксируется студентами в качестве проблемы; получение первичной информации посредством собственных наблюдений, опроса и др.

Работа в небольших исследовательских коллективах Внутригрупповая и межгрупповая конкуренция; развитие умений находить общий язык, работать в команде

Диалоговый и проблемный характер взаимодействия преподавателя и студента Установление контакта с преподавателем; снятие напряжения, создание благоприятной психологической атмосферы для обучения

Публикация как поощрение за выполненную работу Мотивация на проведение хорошего исследования; желание быть лидером

логические методы исследования. Эта технология также в полной мере реализует принцип интерактивности в процессе обучения, который сегодня в российской системе образования декларируется в качестве одного из основных.

Обучение студентов социологии посредством реализации исследовательских проектов обладает высокой степенью адаптивности к образовательному процессу, уровню знаний и потребностям студентов. Исследовательские проекты легко подстраиваются под тематическую направленность дисциплины, в рамках которой они применяются, приспосабливаются к текущему уровню знаний студентов, опираются на образовательные, практические и профессиональные потребности студентов. Так, студенты проводят исследования в организациях, в которых они работают, реализуют исследовательские проекты, которые встраиваются в их дальнейшие выпускные квалификационные работы (в случае, когда социология преподается студентам гуманитарных направлений).

Формирование представлений

о содержании научной работы

Обсуждаемая образовательная технология, как и любая другая, имеет слабые стороны. Прежде всего, существует опасность формирования у студентов упрощенного представления о «кухне» социологического исследования, искаженного образа социологии как науки.

Реализуя исследовательские проекты, студенты проходят через основные этапы научной работы в неполной мере, что вызвано как ограниченным количеством времени, так и недо-

статочным уровнем знаний студентов в этой области. Этап формирования и расчета репрезентативной выборки оказывается пропущенным. Как следствие, участники опроса не являются репрезентативной выборочной совокупностью. Студенты, как правило, опрашивают своих знакомых. Помимо этого, в отдельных случаях оказывается пропущенным этап кодификации данных и их полноценной статистической обработки. Это происходит из-за того, что студенты обычно достаточно плохо владеют (или же вообще не владеют) статистическими методами обработки данных, а в рамках небольшого учебного курса по социологии оказывается объективно трудным познакомить их со статистикой. В итоге обработка данных сводится к подсчету частотных распределений и простейших статистических связей между переменными. С точки зрения достижения образовательных целей наиболее неблагоприятным является случай простого использования студентами готовых подсчетов, автоматически генерируемых по итогам он-лайн-опросов.

Перечисленные объективные слабые стороны рассматриваемой технологии обучения следует использовать для дополнительного акцентирования внимания студентов на обязательных составляющих научного исследования. Преподаватель должен четко проговорить, что в социологии существует проблема формирования репрезентативной выборки для получения валидных результатов, и указать на отсутствие такой выборочной совокупности в реализуемых студентами исследовательских проектах.

Преподаватель также должен однозначно сформулировать позицию по поводу анализа полученных данных с использованием простейших статистик, рассказать о том, какие другие статистики обычно применяются в аналогичных социологических исследованиях. Несмотря на то что допускается использование готовых подсчетов, это должно быть скорее исключением из правил, чем правилом, и приводить к снижению итоговой оценки (о чем студенты должны быть уведомлены). Преподаватель должен ориентировать студентов на обработку полученных данных с использованием современных статистических пакетов хотя бы на базовом уровне. Опыт показывает, что такое знакомство оказывается очень полезным. Студенты, как правило, испытывают естественные трудности, что уменьшает вероятность формирования упрощенных представлений о социологических исследованиях.

Для минимизации вероятности формирования искаженных представлений о социологических исследованиях также желательно, чтобы преподаватель инициировал процесс рефлексии со стороны студентов относительно проделанной работы. На примере проведенных исследований необходимо обсудить вопросы об ограничениях различных методов исследования в социологии, важности выбора подходящего метода исследования, необходимости правильно формулировать проблему исследования, искать альтернативные объяснения результатам исследования. Преподаватель должен показать, к каким ошибкам и ошибочным выводам могут приводить отклонения от соблюдения правил проведения научных исследований.

Заключение

Исследовательскую деятельность необходимо рассматривать в качестве одной из базовых технологий обучения при преподавании социологии и других учебных дисциплин, в которых в качестве метода исследования могут быть использованы социологические методы (например, в социологии массовых коммуникаций, коммуникационном менеджменте, менеджмен-

те, деловых коммуникациях и др.). Она позволяет максимально раскрыть потенциал учебной дисциплины, познакомить с исследовательской работой, продемонстрировать практическую пользу от обладания научными знаниями.

При использовании исследовательской работы в качестве технологии обучения социологии студентов несоциологических направлений, процесс образования центрируется вокруг их познавательных и/или жизненных интересов. В ходе реализации проектов студенты самостоятельно добирают тот теоретический и практический материал по дисциплине, который им необходим для полноценного проведения исследования. В итоге происходит не только обучение социологии, но и формирование навыков сбора информации, навыков самостоятельной работы. Обучение становится активным, направляемым самими студентами процессом. Рассматриваемая технология обучения позволяет познакомить студентов с содержанием основных этапов научного исследования, сформировать представления о проблемах, которые необходимо решать при проведении социологических исследований.

Список литературы

1. Lowney K.S. Ask Teaching Sociology: What Should Faculty Consider Before Having Students Conduct Research in a Class? // Teaching Sociology. 2014. Vol. 42(3). P. 240-244.

2. Pfeffer C.A., Rogalin C.L. Three Strategies for Teaching Research Methods: A Case Study // Teaching Sociology. 2012. Vol. 40(4). P. 368-376.

3. Teixeira-Poit S.M., Cameron A.E., Schulman M.D. Experiential Learning and Research Ethics: Enhancing Knowledge through Action // Teaching Sociology. 2011. Vol. 39(3). P. 244-258.

4. von Unger H. Reflexivity Beyond Regulations: Teaching Research Ethics and Qualitative Methods in German // Qualitative Inquiry. 2016. Vol. 22(2). P. 87-98.

5. Giddens A. Sociology. 6th ed. Cambridge: Polity Press, 2009. 1194 p.

6. Kolb D.A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development. New Jersey: Prentice-Hall, 1984. 288 p.

RESEARCH PROJECT IMPLEMENTATION IN SMALL GROUPS AS A METHOD OF TEACHING SOCIOLOGY TO NON-SOCIOLOGISTS

Yu.S. Shkurko

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

This article examines the opportunities and effects of teaching sociology to non-sociologists through creating conditions for team-based research projects implemented during the course. Such a teaching method is a part of the experience-based approach to training that is actively developing now in accordance with D. Kolb's learning model. The method allows to center the teaching and learning process on students' interests and to bring education closer to real life. We analyze the

stages (from choosing research topic to research findings presentation) and educational techniques (freedom to choose research topic, use of other research projects as a model, collecting data from participants, and some others) of research project implementation in small groups during a sociology course. Main advantages of this teaching method include: enhancement of motivation, development of self-learning skills, creation of favorable psychological climate, and others. The risk of a simplified view of sociological research work originating from this type of student's projects is also discussed. To minimize the risk, the teacher must expressly point out the weaknesses in students' works in terms of social science standards for research and initiate reflection on the research outcomes.

Keywords: research work, experiential learning, teaching of sociology, social science research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.