Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МУЗЫ-КАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МУЗЫ-КАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / факторы / педагогическая музыкально-исполнительская деятельность / interaction / factors / pedagogical musical performance activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Сраджев Виктор Пулатович, Тупичкина Елена Александровна, Коваленко Виктор Иванович

В статье раскрыты значимые проблемы многоаспектного взаимодействия субъектов в процессе педагогической и музыкально-исполнительской подготовки в вузе искусств и культуры, проанализированы концепции взаимодействия, затрагивающие как межличностные отношения в системе «человек – человек», так и «человек – художественный образ», учитывающие положения теории социономической сферы деятельности; целью исследования стало рассмотрение взаимодействия субъектов в процессе педагогической и музыкально-исполнительской подготовки в специальном классе, способствующие осознанию ценности общения, аргументированному диалогу, формированию профессиональных качеств, осмыслению своей миссии, нравственной составляющей своей деятельности. Результаты работы позволяют сформулировать субъективные и объективные факторы, способствующие и препятствующие межличностному взаимодействию и взаимодействию с произведениями музыкального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Сраджев Виктор Пулатович, Тупичкина Елена Александровна, Коваленко Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF SUBJECTS IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL AND MUSICAL PERFORMANCE TRAINING AT THE UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE

The article reveals the significant problems of multidimensional interaction of subjects in the process of pedagogical and musical performance training at the University of Arts and Culture, analyzes the concepts of interaction affecting both interpersonal in the system "man man" and "man – artistic image", taking into account the provisions of the theory of the socionomic sphere of activity; the purpose of the study was to consider the interaction of subjects in the process of pedagogical and musical performance training in a special class, contributing to awareness of the value of communication, reasoned dialogue, formation of professional qualities, understanding of their mission, the moral component of their activities. The results of the work allow us to formulate subjective and objective factors that promote and hinder interpersonal interaction and interaction with works of musical art.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МУЗЫ-КАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2024 Раздел II. Искусствоведение

УДК 378 EDN HWXWNI

Н.Р. Туравец, В.П. Сраджев, Е.А. Тупичкина, В.И. Коваленко

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

В статье раскрыты значимые проблемы многоаспектного взаимодействия субъектов в процессе педагогической и музыкально-исполнительской подготовки в вузе искусств и культуры, проанализированы концепции взаимодействия, затрагивающие как межличностные отношения в системе «человек - человек», так и «человек - художественный образ», учитывающие положения теории социономической сферы деятельности; целью исследования стало рассмотрение взаимодействия субъектов в процессе педагогической и музыкально-исполнительской подготовки в специальном классе, способствующие осознанию ценности общения, аргументированному диалогу, формированию профессиональных качеств, осмыслению своей миссии, нравственной составляющей своей деятельности. Результаты работы позволяют сформулировать субъективные и объективные факторы, способствующие и препятствующие межличностному взаимодействию и взаимодействию с произведениями музыкального искусства.

Ключевые слова: взаимодействие, факторы, педагогическая музыкально-исполнительская деятельность

Для цитирования: Туравец Н.Р., Сраджев В.П., Тупичкина Е.А., Коваленко В.И. Взаимодействие субъектов в процессе педагогической и музыкально-исполнительской подготовки в вузе искусств и культуры / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 3. С.78-81, EDN HWXWN.

Natalia R. Turavets, Viktor P. Sradzhev, Elena A. Tupichkina, Viktor I. Kovalenko INTERACTION OF SUBJECTS IN THE PROCESS OF PEDAGOGICAL AND MUSICAL PERFORMANCE TRAINING AT THE UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE

The article reveals the significant problems of multidimensional interaction of subjects in the process of pedagogical and musical performance training at the University of Arts and Culture, analyzes the concepts of interaction affecting both interpersonal in the system "man - man" and "man - artistic image", taking into account the provisions of the theory of the socionomic sphere of activity; the purpose of the study was to consider the interaction of subjects in the process of pedagogical and musical performance training in a special class, contributing to awareness of the value of communication, reasoned dialogue, formation of professional qualities, understanding of their mission, the moral component of their activities. The results of the work allow us to formulate subjective and objective factors that promote and hinder interpersonal interaction and interaction with works of musical art.

Keywords: interaction, factors, pedagogical musical performance activity

For citation: N.R. Turavets, V.P. Sradzhev, E.A. Tupichkina, V.I. Kovalenko Interaction of subjects in the process of pedagogical and musical performance training at the university of arts and culture / / Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 3. С.78-81, EDN HWXWN.

Введение

Взаимодействие в системе подготовки кадров для сферы искусств и культуры обеспечивает непрерывность сложных процессов взаимосвязей между субъектами образовательного процесса, способствует проявлению индивидуальных педагогических и музыкально-исполнительских качеств в соответствии с личностными пристрастиями, склонностями, приоритетами. Решение данной проблемы становится возможным на основе ориентации на глубокие знания, развитие педагогических и музыкально-исполнительских умений и навыков, на понимание новых ценностей образования, на проектирование образовательного процесса, направленного на развитие и саморазвитие студентов вузов культуры и искусств. Актуальным в этом плане является рассмотрение условий продук-

тивной реализации профессионально-педагогического взаимодействия субъектов, основанного на новых формах индивидуальной и совместной творческой деятельности.

Материалы и методы

Многоаспектность данной проблемы, рассмотренной в научных трудах, посвященных организации творческого процесса в вузах культуры и искусств, формированию личности будущего специалиста, определила комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, материалов, обобщающих педагогический работы в вузе.

Литературный обзор

Категория «взаимодействие» в исследованиях отечественных ученых рассматривается как воздействие субъектов образовательного процесса друг на друга (В. А. Болотов [2], И. А.

Зимняя [3], Л. И. Новикова [4] и др.) Авторы основное внимание уделяют реализации личностного взаимодействия преподавателя и студентов на основе сотворчества и взаимопонимания. Обучаемые в вузах искусств и культуры при ведущей функции преподавателя стремятся к самореализации, самоопределению. Масштаб личности преподавателя оказывает огромное влияние на исполнительское мастерство студентов, на включенность студентов в творческий процесс, стимулирует стремление к самосовершенству [1].

В данном контексте деятельность преподавателя, направленная на субъект-субъектное взаимодействие в творческой среде, предполагает реализацию ряда функций: мотивационно-обучающую (передача студентам бережного отношения к произведениям музыкального искусства и исполнительства, формирование необходимых профессиональных умений и навыков); воспитательную (развитие значимых личностных и волевых качеств, способствующих ориентации на успех); организаторско-продюсерскую (на основе современных технологий, знаний в области менеджмента и маркетинга формирование осознанного отношения к концерт-но-исполнительской деятельности); коммуникативную (умение общаться с аудиторией, с произведениям искусства, установление субъект-субъектных контактов в творческой среде профессиональной деятельности); ис-следовательско-аналитическую (сформированные качества рефлексии и самоанализа собственной педагогической и концертно-исполнительской деятельности).

Результаты

Деятельность преподавателя вуза искусств и культуры относится к социономической сфере деятельности «человек - человек» [7]. Данная сфера деятельности ориентирована на других субъектов образовательного процесса, обладающих собственными амбициями, стремлением к самореализации. Функция преподавателя в данном контексте - содействующая. Кроме того, социономическая сфера деятельности предполагает взаимодействие в системе «человек - художественный образ» [9, с. 10]. Преподаватель высшей школы, осуществляющий взаимодействие со студентами вузов искусств и культуры (исполнители на духовых и народных инструментах, фортепиано, вокалисты, актеры, хореографы и др.) обладает обостренным чувством красоты, имеет образное мышление, глубоко ценит способность к творчеству, оригинальность

мышления. К. Роджерс, говоря о социономи-ческой сфере деятельности, трактует взаимодействие как «помогающее поведение», способствующее проявлению своей неповторимости и оригинальности [6].

Взаимодействие субъектов в процессе педагогической и музыкально-исполнительской подготовки в вузе искусств и культуры ярче всего проявляется в процессе обучения музыкантов-исполнителей на уроке в специальном классе. На начальном этапе взаимодействия субъект обучения еще не в полной мере осознает ценность общения, не мотивирован на восприятие системы побудительных аргументов, представленных преподавателем, не всегда готов к результативному диалогу, не владеет логикой представления своей (не всегда верной) точки зрения. Уже на следующем этапе студенты начинают осознавать свою ответственность как субъекта взаимодействия, понимают ценность диалога. В педагогической и исполнительской подготовке студентов творческих специальностей межличностное взаимодействие направлено как на формирование профессиональных качеств, так и на осмысление своей миссии, нравственной составляющей своей деятельности.

По мере творческого взросления, осмысления взаимодействия со своим наставником, студенты стремятся понять ценность творческого партнерства, значимость совместной музыкально-исполнительской деятельности. Только определенный уровень творческого мастерства, опыт общения с произведениями музыкального искусства, концертно-исполнительская деятельность способствуют пониманию, осознанию взаимодействия.

Обсуждение

Динамика взаимодействия студентов-исполнителей определяет необходимость взаимодействовать с произведениями музыкального искусства, которые несут в себе всю многозначность историко-

культурологических смыслов, определяющих исполнительскую концепцию. Музыкальное произведение несет определенную смысловую информацию, существует во времени [8]. Взаимодействие с музыкальным произведением происходит через осмысление смыслов, основанных на многовекторности и многоас-пектности, объективно заложенных в его содержании.

Взаимодействие с музыкальным произведением осуществляется через исторический и культурный аспект, что обеспечивает объектную интерпретацию через восприятие му-

зыкального образа, характерного для творчества композитора, направления, стиля эпохи. Интерпретация музыкального произведения, осуществляемая музыкантом-исполнителем связана с личностью, пониманием музыкального образа. Вместе с тем, в соответствии с профессиональными качествами, сформированными в процессе подготовки в вузе, исполнитель представляет свое понимание сочинения, новые смыслы, соответствующие его историко-культурологической осведомлённости, знаниям, приобретенным в процессе междисциплинарного осмысления содержания произведения.

Имеются субъективные факторы, препятствующие взаимодействию с произведениями музыкального искусства: недостаточно выраженная мотивация, направленная на музыкально-исполнительскую подготовку студентов вузов искусств и культуры; неготовность работать с музыкальным текстом, осмысливать значимость авторского текста, аппликатуры, штрихов; проблемы педагогического сопровождения в процессе занятий в индивидуальном классе (отсутствие универсальности в подготовке студентов, недостаточная интеграция специального и гуманитарного образования, недостаточная ориентация на развитие творческого потенциала обучаемого, недостаточная реализация педагогики сотрудничества в процессе педагогического взаимодействия). Объективные факторы связаны с особенностями организации учебного и концертно-исполнительского процесса, который не персонифицирован, не всегда учитывает познавательные интересы и потребности студентов в освоении интересующих стилей композиторов. Значимым представляется овладение студентами технологиями тайм-менеджмента, способностью к организации своего времени: специфика вуза искусств и культуры состоит в том, что студенты должны осуществлять саморазвитие в процессе самоподготовки, требующей соответствующей организации (удобное расписание, наличие аудиторий для репетиций и т.д.).

Стремление к осмысленному взаимодействию с произведениями музыкального искусства предопределяет межличностные отношения преподавателя и студентов, которые становятся соучастниками образовательного процесса, направленного на преодоление трудностей, на формирование личностных мотивов в совершенствовании художественно-творческой и педагогической деятельности.

Взаимодействие с музыкальным произведением представляется сложным образованием: необходимо включение текста сочинения в исторический контекст с анализом стилевых свойств композитора, понимание его переживаний, мировосприятия. Формирование навыков взаимодействия с произведениями музыкального искусства способствую восприятию и интерпретации музыки студентами-исполнителями.

Заключение

Практика свидетельствует, что для достижения взаимодействия субъектов в процессе музыкально-исполнительской подготовки в вузе искусств и культуры с произведениями музыкального искусства необходимы:

- методологическая культура, наличие исторических и культурологических знаний, художественно-образного мышления, способности к интерпретации музыкального произведения в соответствии с его содержанием;

- наличие сформированной самооценки и опыта педагогической и концертно-исполнительской практики;

- способность к адаптации имеющихся знаний к практической деятельности;

- навыки получения необходимой информации, и способность к интерпретации в профессиональной исполнительской деятельности;

- стремление к обретению индивидуального стиля в художественно-творческой и педагогической деятельности.

Полноценное педагогическое взаимодействие невозможно без создания атмосферы открытия, новизны, так как процесс формирования личности музыканта невозможен без «продуктивной работы» [5, с. 72-73], требующей освоения педагогических технологий. Резервы педагогического мастерства, способствующие взаимодействию со студентами, предполагают овладение техникой самонаблюдения и саморегуляции.

Преподаватель, имеющий позитивную установку на взаимодействие со студентами, должен постоянно обновлять арсенал приемов и методов, овладевать технологиями вербального и невербального общения. В индивидуальном классе подготовки преподаватель осваивает технологию стимулирования интереса к педагогической и концертно-исполнительской деятельности, становясь, по сути, лидером, способным увлечь, вдохновить к саморазвитию и самосовершенствованию. Технология педагогического взаимодействия как последовательность использования раз-

нообразных средств и методов воздействия на студентов предполагает реализацию педагогических ситуаций, направленных на достижение педагогического и музыкально-исполнительского мастерства. В ряду важ-

нейших ситуаций - решение проблемы объединения всех участников учебного процесса в вузе искусств и культуры, ориентированного на самореализацию как преподавателя, так и студентов.

Литература

1. Болгов И.С., Любимова Н.И. Педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса // В книге: Горинские чтения. Материалы Международной научной конференции. 2022. С. 89-90.

2. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков. Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2000. 384 с.

4. Новикова Л. И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды / Л. И. Новикова; ред. Н. Селиванова, А. Мудрик; сост. Е. Соколова. М.: ПЕР СЭ, 2010. 336 с.

5. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004. 140 с.

6. Социономические профессии («Человек - Человек») [Электронный ресурс] URL:http://www.rabota-enisey.ru/atlas/human-human (дата обращения 20.04.2024).

7. Сунцова Я.С. Особенности мотивационной сферы студентов, обучающихся на социономические профессии. [Электронный ресурс]URL: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Pedagogica/2_1072S2.doc.htm. -20.04.2024 (дата обращения 25.04.2024).

B. Тенюкова Г.Г. Взаимодействие традиций и инноваций в современном музыкальном образовании // В сборнике: Педагогика и образование: Вызовы и перспективы. Электронный сборник статей по материалам научно-практической конференции: отв. ред. А. А. Кириллов. 2022. С. 446-4S2.

9. Якунина Ю.Е. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «Человек-Человек»: Дис.....канд. психол. наук: 19.00.03. Москва, 2004. 175 с.

References

1. Bolgov I.S., Ljubimova N.I. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie sub#ektov obrazovatel'nogo processa // V knige: Gorinskie chtenija. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2022. S. B9-90.

2. Bolotov V. A. Kompetentnostnaja model': ot idei k obrazovatel'noj programme / V. A. Bolotov, V. V. Serikov. Pedagogika. 2003. № 10. S. 8-14.

3. Zimnjaja I.A. Pedagogicheskaja psihologija: ucheb. dlja vuzov / I. A. Zimnjaja. - 2-e izd., dop., ispr. i pererab. M.: Logos, 2000. 3B4 s.

4. Novikova L. I. Pedagogika vospitanija. Izbrannye pedagogicheskie trudy / L. I. Novikova; red. N. Selivanova, A. Mudrik; sost E. Sokolova. M.: PER SJe, 2010. 33б s.

5. Razhnikov V. G. Dialogi o muzykal'noj pedagogike. M., 2004. 140 s.

6. Socionomicheskie professii («Chelovek - Chelovek») [Jelektronnyj resurs] URL:http://www.rabota-enisey.ru/atlas/human-human (data obrashhenija 20.04.2024).

7. Suncova Ja.S. Osobennosti motivacionnoj sfery studentov, obuchajushhihsja na socionomicheskie professii. [Jelektronnyj resurs]URL: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/Pedagogica/2_1072S2.doc.htm. - 20.04.2024 (data obrashhenija 2S.04.2024).

B. Tenjukova G.G. Vzaimodejstvie tradicij i innovacij v sovremennom muzykal'nom obrazovanii // V sbornike: Pedagogika i obrazovanie: Vyzovy i perspektivy. Jelektronnyj sbornik statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii: otv. red. A. A. Kirillov. 2022. S. 446-4S2.

9. Jakunina Ju.E. Sub#ektivnye kriterii jeffektivnosti professional'noj dejatel'nosti v professijah tipa «Chelovek-Chelovek»: Dis.....kand. psihol. nauk: 19.00.03. Moskva, 2004. 175 s.

УДК 7.038.6 EDN CHGYRB

Н.С. Попова, М.Ю. Сапонова

ПЕРФОРМАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ КЕМЕРОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ

В 2000-2010 ГОДЫ

В статье рассмотрено творчество кемеровских перформеров 2000-2010-х годов. Представлена теоретическая основа понимания процессов отечественного перформанса, проведено сопоставление общероссийских процессов и региональных особенностей развития перформативного искусства. Авторы выявили разделение кемеровского перформативного искусства на театрализованный и художественный. Был проведен анализ современных кемеровских перформансов И.А. Абрамова и С.Г. Кукушкина. Итогом статьи стал вывод об истоках кемеровского перформанса. Авторы отмечают близость кемеровского перформанса к традиционным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.