Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА / ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янина М. Н., Чэнь И.

В данной статье с различных сторон рассматривается сущность и содержание практической подготовки дирижера-хормейстера в условиях музыкально-педагогического вуза. Показано взаимодействие различных профессиональных компетенций выпускников, а также различные педагогические подходы, применяющиеся в процессе подготовки специалистов данной области. Отмечено, что, несмотря на то, что выпускники музыкально-педагогических вузов изначально ориентированы в своей подготовке на педагогическую деятельность, должное внимание к ней появляется не сразу, а в процессе подготовки, характеризующейся как поливариативная. Взаимодействие исполнительской и педагогической деятельности в процессе подготовки и профессиональной работы в качестве педагога-музыканта обязывает нас ответственно отнестись к выявлению методов осмысления и практического применения всего комплекса профессиональных компетенций, необходимых личностных качеств, с помощью которых формируется высокопрофессиональный образ педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янина М. Н., Чэнь И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF A CONDUCTOR-CHOIRMASTER IN THE MODERN EDUCATION SYSTEM

This article examines the essence and content of the practical training of a conductor-choirmaster in the conditions of a musical and pedagogical university from various stand points. The interaction of various professional competencies of graduates is shown, as well as various pedagogical approaches used in the process of training specialists in this field. It is noted that despite the fact that graduates of musical and pedagogical universities are initially focused in their training on pedagogical activity, due attention to it does not appear immediately, but in the process of preparation, which is characterized as polyvariable. The interaction of performing and pedagogical activities in the process of training and professional work as a teacher-musician obliges us to take a responsible approach to identifying methods for understanding and practical application of the entire complex of professional competencies, necessary personal qualities, with the help of which a highly professional image of a teacher-musician is formed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИРИЖЕРА-ХОРМЕЙСТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 784.96

Особенности профессиональной подготовки дирижера-хормейстера в современной системе образования

Features of professional training of a conductor-choirmaster in the modern education system

Янина М.Н., Московский городской педагогический университет, mnyanina@yandex.ru

Чэнь И. , Московский городской педагогический университет, f$'fn790909674@qq.com

Yanina M., Moscow City Pedagogical University, mnyanina@yandex.ru

Chen Yi., Moscow City Pedagogical University, f$tn790909674@qq.com

DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.020

Ключевые слова: подготовка дирижера-хормейстера, практика, профессиональная квалификация, концепции музыкально-профессионального образования, профессиональные компетенции, педагогические подходы.

Keywords: training of a conductor-choirmaster, practice, professional qualification, concepts ofprofessional music education, professional competencies, pedagogical approaches.

Аннотация. В данной статье с различных сторон рассматривается сущность и содержание практической подготовки дирижера-хормейстера в условиях музыкально-педагогического вуза. Показано взаимодействие различных профессиональных компетенций выпускников, а также различные педагогические подходы, применяющиеся в процессе подготовки специалистов данной области.

Отмечено, что, несмотря на то, что выпускники музыкально-педагогических вузов изначально ориентированы в своей подготовке на педагогическую деятельность, должное внимание к ней появляется не сразу, а в процессе подготовки, характеризующейся как поливариативная.

Взаимодействие исполнительской и педагогической деятельности в процессе подготовки и профессиональной работы в качестве педагога-музыканта обязывает нас ответственно отнестись к выявлению методов осмысления и практического применения всего комплекса профессиональных компетенций, необходимых личностных качеств, с помощью которых формируется высокопрофессиональный образ педагога-музыканта.

Abstract. This article examines the essence and content of the practical training of a conductor-choirmaster in the conditions of a musical and pedagogical university from various stand points. The interaction of various professional competencies of graduates is shown, as well as various pedagogical approaches used in the process of training specialists in this field.

It is noted that despite the fact that graduates of musical and pedagogical universities are initially focused in their training on pedagogical activity, due attention to it does not appear immediately, but in the process of preparation, which is characterized as polyvariable.

The interaction of performing and pedagogical activities in the process of training and professional work as a teacher-musician obliges us to take a responsible approach to identifying methods for understanding and practical application of the entire complex of professional competencies, necessary personal qualities, with the help of which a highly professional image of a teacher-musician is formed.

Введение. Сегодня с особенной ясностью перед музыкально-педагогическим сообществом встает вопрос дальнейшего совершенствования музыкально-педагогического образования,

профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, которые должны владеть не только глубокими теоретическими знаниями,

но и совмещать их с практическими умениями и навыками, владеть всеми необходимыми профессиональными компетенциями в их взаимосвязи, так как социально-экономическое и духовное развитие общества как в зеркале отражается в состоянии школы, в том, насколько высок уровень квалификации педагогов и

насколько ученики увлечены самим процессом добывания знаний. Наиболее яркие современные концепции музыкально-профессионального образования были представлены в недавнем прошлом такими известными исследователями, как Э.Б. Абдуллин [1], Д.К. Кирнарская [2], А.В. Малинковская [3], В.И. Петрушин [4], Г.М. Цыпин [5] и др.

Отличительной чертой музыкально-педагогических вузов является широкий спектр профессиональных компетенций (педагогических, психологических, исполнительских,

коммуникативных, организационных), которыми они должны овладеть к моменту окончания вуза.

Педагогическая компетентность педагога-музыканта отличается собственной спецификой, заложенной в художественно-творческом характере подготовки, и проявляется в процессе всего времени обучения. Именно поэтому воспитание современного педагога-музыканта проходит непрерывно и целенаправленно, что позволяет развивать все необходимые для его дальнейшей профессиональной деятельности качества.

Педагогическая практика - это реальная возможность в непосредственной практической деятельности проверить свои представления о будущей профессии и приобрести новые, соответствующие действительности. Как отмечает С.А. Шмелёва, «стержнем учебно-профессиональной деятельности и основным условием становления профессионально-педагогической компетентности будущего учителя является включение его в непосредственную педагогическую практику, которая позволяет обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные зоны в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда» [6, с.21].

Цель статьи - выявить и раскрыть особенности процесса формирования и развития профессиональных навыков дирижера-хормейстера.

Материалы и методы. Авторская работа базируется на анализе источников педагогического исследования по

профессиональной подготовке дирижеров, которые заключаются в результатах педагогического наблюдения, опросов, тестирования, независимой экспертизы, осуществляемой группой педагогов хоровой студии и концертмейстеров. Были привлечены также методы анализа, синтеза.

Результаты. За время обучения в вузе студент проходит непростой путь социального и профессионального становления личности.

Формируются новые и корректируются уже имеющиеся представления о будущей профессиональной деятельности в её аксиологическом аспекте. Складывается представление об идеале как образце, к которому стоит стремиться. Педагогическая специализация во многом зависит от того, насколько активно студент погружается в практическую часть будущей специальности, каким он видит себя преподавателем, насколько ему это интересно. Это стимулирует и дальнейшее саморазвитие студента, и раскрытие его творческого потенциала.

Остановимся на кратком обзоре наиболее актуальных проблем и представим ряд методов, позволяющих с ними работать.

Опрос поступающих в музыкально-педагогический вуз абитуриентов показал, что большинство из них планируют в дальнейшем развивать карьеру исполнителя, а к педагогической деятельности относятся как к неизбежному дополнению. Несмотря на то, что уже в самом названии вуза - музыкально-педагогический - предельно четко позиционируется педагогическая составляющая данного образования, многие студенты далеко не сразу осознают ценность, увлекательность и общественную полезность музыкальной педагогики. Именно этим можно объяснить первоначальную направленность, в основном, на приобретение исполнительских компетенций, тем более, что успехи студентов более старших курсов видны и на концертах, и на конкурсах исполнителей, и на других столь же увлекательных событиях вуза. Высокий уровень профессионализма в области исполнительского мастерства подразумевается с самого начала обучения, а педагогическая деятельность, несмотря на то, что она заявлена уже в самом названии вуза, студентами всего лишь подразумевается, как еще одно необходимое, но не столь яркое направление обучения.

Реальность, однако, все расставляет по своим местам:

- во-первых, значительное количество студентов и, тем более, выпускников совмещают учебу, а после окончания вуза и свою исполнительскую деятельность с музыкально-педагогической;

- во-вторых, за время обучения отношение студентов к педагогической работе, как правило, кардинально изменяется. Им открывается вся глубина, значимость и творческое наполнение этой деятельности. А первые успехи во время педагогической практики стимулируют дальнейшее обращение к педагогической работе в

различных учреждениях системы музыкального образования.

В дипломах выпускников музыкально-педагогических вузов всегда заявлена квалификация «Преподаватель» и данная квалификация рассматривается и ценится ничуть не меньше, чем квалификация «Концертный исполнитель».

Таким образом, мы видим, что музыканты, получившие образование в музыкально-педагогическом вузе, как правило, успешно совмещают исполнительскую и педагогическую деятельность, что позволяет им наиболее полно реализовать свой творческий потенциал и весь комплекс личностно-профессиональных качеств.

В условиях музыкально-педагогического вуза имеются собственные специфические трудности подготовки высокопрофессиональных

специалистов. Так, Эдуарду Борисовичу Абдуллину принадлежат крылатые слова о профессии «учитель музыки», о том, что «профессия педагога-музыканта широкого профиля, который, подобно легкоатлету-пятиборцу, обязан быть профессионально подготовленным к каждому виду этой многопрофильной составляющей... такую совокупность компетенций учителя музыки не формирует ни одна страна в мире» [7, с.8].

Трудности обучения студентов в условиях музыкально-педагогических вузов связаны, также, с тем, что в такие вузы поступают студенты, обладающие разным уровнем общемузыкальных и специальных способностей. Например, учитель музыки в школе совсем необязательно должен обладать выдающимися вокальными данными. Современные педагоги-вокалисты считают, что «научить правильно и красиво петь можно любого человека, независимо от его природных вокальных данных» [8, с.4].

Уровень исполнительских способностей, связанных с игрой на каком-либо музыкальном инструменте, также не обязательно должен быть высочайшим, подразумевающим успешное сольное исполнительство. Для учителя музыки гораздо более значимыми и необходимыми в практической деятельности являются

концертмейстерские способности и навыки, а также навыки импровизации, транспонирования, чтения с листа и т.п.

Однако, в том случае, если студент обладает яркими исполнительскими данными, он имеет реальную возможность развивать их в процессе обучения в музыкально-педагогическом вузе, так как здесь среди педагогических подходов важнейшими являются дифференцированный и личностно-ориентированный подходы, а также

внимание к построению педагогически организованной музыкальной среды, среди особенностей которой профессор Любовь Ивановна Уколова в своей докторской диссертации отметила «интентное

педагогическое включение (выделено нами, Янина М.Н., Чэнь И), создание атмосферы доверия, высокий «нравственный градус», обращение к внутренним силам учащихся в процессе их погружения в атмосферу творческого созидания, широту интересов и всестороннюю образованность педагога» [9, с.17].

Сегодня, когда «в области музыкально-педагогического образования продолжается переключение с непосредственного, личного общения педагога и учеников на дистанционное... интентное взаимодействие на уроке музыки становится все более и более проблематичным, особенно сложной видится проблема, связанная с новыми формами удаленных (дистанционных) занятий музыкой» [10, с.183].

Обучить музыканта только с помощью учебников или удаленно невозможно в принципе, так как на протяжении истории было доказано, что это искусство может передаваться от учителя к ученику «из рук в руки», в процессе совместной творческой деятельности. Вынужденное обращение к дистанционным формам обучения со всей очевидностью показало, что такая мера может быть только временной. Для подготовки музыканта необходим личный контакт педагога и ученика.

Напоминаем также, что в учебных планах учреждений среднего и высшего звена музыкально-педагогического образования

студентам в качестве обязательных дисциплин предлагается широкий спектр педагогических дисциплин, таких, как методика, педагогическая практика, педагогика. Рассматривается и такое популярное новое направление, как «Музыкальное исполнительство и педагогика».

Таким образом, отмечаем, что в процессе подготовки педагога-музыканта педагогические и исполнительские компетенции являются гранями единого процесса образования и воспитания высокопрофессионального специалиста.

Важнейшими компетенциями учителя музыки являются компетенции, связанные с психологией, причем в самом развернутом и многогранном её предъявлении. Это обусловлено разнообразным характером общения педагога и учеников в области музыкальной педагогики. Это и индивидуальный творческий контакт, и обучение малых групп (ансамбль), и деятельность хормейстера, руководящего деятельностью и

творческим развитием значительного по численности коллектива (до ста человек). Это накладывает на педагога обязательства, связанные с приобретением психологических компетенций в области дифференцированного и индивидуального подходов, а также в области возрастной психологии, психологии малых групп и больших коллективов. Учитывая тот факт, что область психологии постоянно развивается, педагог-музыкант должен постоянно знакомиться с новыми достижениями и открытиями, быть «в материале» новейших исследований.

Организация репетиций, выступлений, записи исполнения, подготовка к фестивалям и конкурсам также связана с целым рядом психологических компетенций педагога. Он должен создать такую атмосферу на занятиях, при которой ученики, сохраняя рабочий настрой, чувствуют себя свободно и комфортно в процессе совместной деятельности, стремятся к достижению цели, не смущаясь трудностями, возникающими на этом пути, всегда готовы оказать помощь коллегам по совместному музыкальному творчеству.

Реализация индивидуального творческого потенциала в сочетании с коллективным творчеством наиболее продуктивно формируют такие профессиональные качества педагога-музыканта, как эмоциональная отзывчивость, объединение усилий, трансляция верной педагогической установки, что обеспечивает необходимое воздействие на слушательскую аудиторию во время подготовки программы и выступления.

Сегодня, когда постоянно совершенствуется технический арсенал - звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, различные виды микрофонов и других приспособлений, помогающих ученикам в овладении музыкальным искусством, появляются новые виды музыкальных инструментов (особенно в области электронных клавишных музыкальных инструментов), необходимо своевременное ознакомление со всеми этими новшествами будущих педагогов-музыкантов, выработка у них желания и потребности в том, чтобы все время «находиться в материале», быть в курсе последних нововведений.

Педагогическая практика в условиях музыкально-педагогического вуза представляет собой целостную систему подготовки педагога-музыканта, истинные возможности которой еще не вполне изучены. Так, динамика профессионального становления будущего педагога-музыканта в процессе освоения педагогической практики пока не стала объектом

всеобщего внимания и не получила единой убедительной интерпретации, а между тем, именно в процессе практической работы с учениками происходит не только усвоение необходимой информации и навыков, но кристаллизуется собственное отношение к педагогической профессии студента, имеющего приблизительные знания о сущности и значении данной профессии.

Отмечаем, что среди особенностей профессиональной подготовки дирижера-хормейстера в современной системе образования, следует упомянуть следующие:

- широкий спектр профессиональных компетенций (педагогических, психологических, исполнительских, коммуникативных, организационных), которыми они должны овладеть к моменту окончания вуза;

- существенный разброс уровней общемузыкальных и специальных способностей;

- первоначальная направленность обучающихся на приобретение исполнительских компетенций, так как многие студенты далеко не сразу осознают ценность, увлекательность и общественную полезность музыкальной педагогики;

совмещение педагогической и исполнительской деятельности как студентов, так и музыкантов, уже получивших образование в музыкально-педагогическом вузе, что позволяет им наиболее полно реализовать свой творческий потенциал и весь комплекс личностно-профессиональных качеств;

- особая значимость психологических компетенций с учетом возрастной психологии, психологии малых групп и больших коллективов;

- важная роль личного контакта педагога и учеников, их интентного общения.

Педагогическая практика - это реальная возможность в непосредственной практической деятельности проверить свои представления о будущей профессии и приобрести новые знания, соответствующие действительности.

Заключение. Исходя из вышесказанного, необходимо сказать, что учебный процесс в музыкально-педагогическом вузе должен строиться таким образом, чтобы практическая подготовка будущего дирижера-хормейстера становилась логическим продолжением процесса усвоения теоретических знаний и его самостоятельной работы, в процессе которой обучающиеся могут в реальных условиях приобретать навыки профессиональной деятельности.

Исследователи отмечают, что

«Педагогическая практика - неотъемлемый

компонент процесса формирования будущего учителя музыки как компетентного профессионала, владеющего современными педагогическими технологиями, способного к самостоятельной творческой деятельности. При этом следует подчеркнуть, что для студента-музыканта педагогическая практика продолжает оставаться очень сложным этапом на пути к профессии, обусловленным широким набором профессиональных компетенций и качеств, которыми необходимо овладеть» [11].

Авторский вклад заключается в результатах наблюдения, полученного в процессе продолжительной профессиональной работы с хоровым коллективом, позволившей в реальных условиях исследовать особенности

профессиональной подготовки дирижера-хормейстера. Выявленные особенности, среди которых особое внимание было направлено на педагогическую практику, её содержание и формы реализации были описаны и

систематизированы, что позволило выделить основной вектор развития исследования, который направлен на разработку актуальных для современной молодежи методов

профессиональной подготовки дирижеров-хормейстеров в условиях музыкально-педагогического вуза. При любых условиях необходимо сохранить контакт педагога и ученика, реализуемый в личном общении, так как это является одним из основополагающих принципов, сложившихся в российской музыкально-педагогической традиции. Чтобы стать профессиональным дирижером-хормейстером, необходимо получить

фундаментальную теоретическую и

практическую подготовку в высшем профессиональном учебном заведении, приобрести необходимые профессиональные компетенции и эффективно применять полученные знания в своей дальнейшей педагогической деятельности.

Литература:

1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М.: Прометей, 2013. - 432 с.

2. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты-XXI век, 2004. - 496 с.

3. Малинковская А.В. Искусство фортепианного интонирования: учебник для СПО / А.В. Малинковская. - 2023. - 323 с.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Академический Проект. Трикста, 2008. - 400 с.

5. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества / Г.М. Цыпин. - М.: Советский композитор, 1988. - 384 с.

6. Шмелёва С.А. Модель профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза / С.А. Шмелева. - Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2012. - Вып. 5 (120). - С. 16-22.

7. Абдуллин Э.Б. О проблемах современного музыкально-педагогического образования. Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования / Э.Б. Абдуллин // Материалы Международной научно-практической конференции. - М.: РИТМ, 2012. - С. 714.

8. Цзян Шанжун. Педагогический потенциал взаимодействия систем вокального воспитания студентов в музыкально-педагогических вузах России и Китая: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Цзян Шанжун. - М. ГАОУ ВО МГПУ, 2018. - 28 с.

9. Уколова Л.И. Педагогически организованная музыкальная среда как средство становления духовной культуры растущего человека: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Уколова Любовь Ивановна. - М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2008. - 351 с. - С. 17.

10. Кабкова Е.П., Николаева Е.Н. Организация и содержание концертной и конкурсной деятельности участников школьных хоровых коллективов в условиях современных социокультурных вызовов / Е.П. Кабкова, Е.Н. Николаева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 183-185. - С. 183.

11. Шишлянникова Н.П. Педагогическая практика как условие становления профессиональной компетентности будущего учителя музыки [Электронный ресурс] / Н.П. Шишлянникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-ргакйка-как-ш1оу1е-йапоу1етуа-рго1е88юпа1поу-kompetentnosti-buduschego-uchite1ya-muzyki.

References:

1. Abdullin E.B., Nikolaeva E.V. Theory of musical education: textbook / E.B. Abdullin, E.V. Nikolaeva. - M.: Prometheus, 2013. - 432 p.

2. Kirnarskaya D.K. Musical abilities / D.K. Kirnarskaya. - M.: Talents-XXI century, 2004. - 496 p

3. Malinkovskaya A.V. The art of piano intonation: textbook for VET-teachers / A.V. Malinkovskaya. - 2023. - 323 p.

4. Petrushin V.I. Musical psychology: a study guide for universities / V.I. Petrushin. - M.: Academic Project. Trixta, 2008. - 400 p.

5. Tsypin G.M. The musician and his work: problems of the psychology of creativity / G.M. Tsypin. - M.: Soviet composer, 1988. - 384 p.

6. Shmeleva S.A. Model of professional training of a graduate of a pedagogical university / S.A. Shmeleva. -

Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. University (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2012. - Issue 5 (120). - Pp. 16-22.

7. Abdullin E.B. On the problems of modern music and pedagogical education. Actual problems of music and pedagogical education / E.B. Abdullin // Materials of the International scientific and practical conference. - M.: RHYTHM, 2012. - Pp. 7-14.

8. Jiang Shangrong. Pedagogical potential of interaction of vocal education systems of students in music and pedagogical universities of Russia and China: abstract of thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02 / Jiang Shangzhong. - M. GAOU IN MGPU, 2018. - 28 p.

9. Ukolova L.I. Pedagogically organized musical environment as a means of formation of spiritual culture of a growing personality: dis. ... doctor of Pedagogical

Sciences: 13.00.08 / Ukolova Lyubov Ivanovna. - M.: GAOU IN MGPU, 2008. - 351 p. - P. 17.

10. Kabkova E.P., Nikolaeva E.N. Organization and content of concert and competitive activities of participants of school choirs in the conditions of modern socio-cultural challenges / E.P. Kabkova, E.N. Nikolaeva // The world of science, culture, education. - 2021. - № 6(91). - Pp. 183185. - P. 183.

11. Shishlyannikova N.P. Pedagogical practice as a condition for the formation of professional competence of a future music teacher [Electronic resource] / N.P. Shishlyannikova // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. - 2013. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-praktika-kak-uslovie-stanovleniya-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-muzyki.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Сведения об авторах:

Янина Мария Николаевна (г. Москва, Россия), студентка аспирантуры департамента музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: mnyanina@yandex.ru

Чэнь И. (КНР), студентка аспирантуры департамента музыкального искусства института культуры и искусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», e-mail: 790909674@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.