Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА'

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ-МУЗЫКАНТ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HIGHER EDUCATION / STUDENT-MUSICIAN / MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES / PERSONAL SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самвелян Тереза Эдуардовна

В статье рассматривается проблема личностной самореализации студента-музыканта в процессе профессиональной вузовской подготовки. Целью статью является определение факторов и условий успешной самореализации студента в учебной музыкально-исполнительской деятельности. На основе анализа психолого-педагогических и музыкально-педагогических исследований, обобщения педагогического опыта выявляются специфические аспекты таких механизмов самореализации студентов в музыкально-исполнительской деятельности, как творчество, мотивация, рефлексия, саморегуляция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самвелян Тереза Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES AS A SPHERE OF PERSONAL SELF-REALIZATION OF THE STUDENT

The article deals with the problem of personal self-realization of a student-musician in the process of professional university training. The purpose of the article is to determine the factors and conditions of successful self-realization of the student in the educational musical and performing activities. On the basis of the analysis of psychological-pedagogical and musical-pedagogical researches, generalization of pedagogical experience specific aspects of such mechanisms of self-realization of students in musical-performing activity as creativity, motivation, reflection, self-regulation are revealed

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА»

САМВЕЛЯН Тереза Эдуардовна,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-исполнительского искусства Факультета музыкального искусства Московского педагогического государственного университета

e-mail: tereza_samvelian@yahoo.com

МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема личностной самореализации студента-музыканта в процессе профессиональной вузовской подготовки. Целью статью является определение факторов и условий успешной самореализации студента в учебной музыкально-исполнительской деятельности. На основе анализа психолого-педагогических и музыкально-педагогических исследований, обобщения педагогического опыта выявляются специфические аспекты таких механизмов самореализации студентов в музыкально-исполнительской деятельности, как творчество, мотивация, рефлексия, саморегуляция.

Ключевые слова: высшее образование, студент-музыкант, музыкально-исполнительская деятельность, личностная самореализация, самоактуализация, мотивация, личностный потенциал.

SAMVELYAN Teresa Eduardovna

candidate of art history, associate Professor of the Department of music and performing arts

Faculty of musical arts Moscow State Pedagogical University

MUSICAL AND PERFORMING ACTIVITIES AS A SPHERE OF PERSONAL SELF-REALIZATION OF THE STUDENT

Annotation. The article deals with the problem of personal self-realization of a student-musician in the process of professional university training. The purpose of the article is to determine the factors and conditions of successful self-realization of the student in the educational musical and performing activities. On the basis of the analysis of psychological-pedagogical and musical-pedagogical researches, generalization of pedagogical experience specific aspects of such mechanisms of self-realization of students in musical-performing activity as creativity, motivation, reflection, self-regulation are revealed.

Key words: higher education, student-musician, musical and performing activities, personal self-realization, self-actualization, motivation, personal potential.

Современная стратегия вузовского образования провозглашает саморазвитие ведущим процессом социокультурного становления человека и связывает решение этой задачи с созданием необходимых условий для профессионально-личностной самореализации студента, для воплощения его творческого потенциала. Особое звучание данная проблематика получает в педагогике музыкального образования, поскольку именно процессу обучения музыкальному искусству не только имманентно присуща направленность на творческое развитие обучающегося, но и характерна высокая степень индивидуализации обучения, что сообщает возможность педагогического наблюдения и сопровождения личностного и профессионального ста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

новления студента. Вместе с тем, анализ современной ситуации в музыкально-образовательном пространстве показывает, что многие из выпускников вузов не мотивированы на самообразование и саморазвитие, не имеют развитых навыков рефлексии и саморегуляции, не способны построить индивидуальную траекторию развития.

В последние десятилетия в сознании общества всё больше утверждается позиция, согласно которой «высшее образование рассматривается не только как этап профессиональной подготовки, но и как фактор реализации личностного потенциала студента» [5, с. 221]. Очевидно, что распространение данного мнения связано с гуманистической направленностью процесса обучения в вузе, одной из ведущих идей которого становится

расширение сфер субъектности образования, создание условий для накопления студентом в ходе опыта индивидуальной продуктивной деятельности, развитие и реализация его личностного потенциала.

Обучение музыкальному исполнительству (инструментальному, хоровому и вокальному) является одним из ведущих направлений профессионального музыкального образования, это «сложнейший, многогранный и многоуровневый процесс познания музыкального искусства, успешность осуществления которого во многом зависит от глубины постижения педагогом-музыкантом теоретических основ своей деятельности» [14, с. 270]. Место и значение исполнительской подготовки в системе музыкально-педагогического образования исследовалось в работах Э.Б. Абдул-лина, Е.И. Захаренковой, Т.Г. Мариупольской, А.И. Николаевой, Л.А. Рапацкой, Г.М. Цыпина и др.). Отмечая проблемные моменты современного этапа высшего музыкально-педагогического образования (сокращение учебных часов на освоение музыкально-исполнительских дисциплин, снижение уровня довузовской подготовки студентов и др.), Е.И. Захаренкова пишет: «Нет никаких оснований отрицать, что выпускник музыкального факультета или музыкального отделения института культуры и искусств при педагогическом университете должен быть профессионально образованным музыкантом, в том числе и в области музыкального исполнительства. Исполнительство должно быть, с одной стороны, эффективным инструментом профессиональной деятельности учителя музыки, а с другой - средством сохранения и распространения высочайших достижений русской и мировой музыкальной культуры в среде современной учащейся молодежи» [8, с. 184].

Период обучения в вузе является значимым для личностного развития студентов. Именно это время можно назвать благоприятным для реализации стремления молодых людей к самоутверждению и самовыражению. Активная жизненная позиция студенчества в условиях обучения на музыкальном факультете выражается, в том числе, в интенсивной творческой деятельности, которую можно считать первым этапом профессиональной самореализации. Ярким примером этого является участие студентов педагогических вузов России в Международном конкурсе «Учитель музыки XXI века» имени Д.Б. Кабалевского. В рамках данного мероприятия студентам адресованы две номинации - «Проведение урока музыки студентом» и «Демонстрация студентом авторской музыкально-педагогической технологии» [9]. По мнению многих ученых, именно обучение музыкальному искусству создает наиболее благоприятные условия для самореализации личности

через музыкальное творчество, актуализирующее человекотворческий потенциал. Таким образом, творческая направленность исполнительской деятельности студентов-музыкантов создает условия для их максимальной самореализации в этом процессе.

Проблема самореализации личности глубоко разработана в философской, психологической и педагогической литературе - в исследованиях зарубежных и отечественных ученых (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Шостром, К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Бра-тусь, М.Р. Гинзбург, Л.А. Коростылева, Д.А. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн и др.). Идея самореализации личности, характеризующаяся в научных трудах как стремление человека к наиболее полному осуществлению и развитию своих возможностей, на наш взгляд, особенно актуальна для учебной деятельности студентов-музыкантов, одной из главных задач которой является развитие их творческого потенциала.

Вопросы самореализации педагогов-музыкантов в процессе вузовской подготовки и профессиональной деятельности получили достаточно подробное рассмотрение в педагогических исследованиях (Г.И. Батыршина, Е.В. Боброва, А.И. Буренина, С.Н. Гайдай, О.В. Дедюхина, Н.В. Егорова, М.А. Олейник, Н.Н. Самохина и др.). Большинство авторов, как правило, употребляют понятия «творческая самореализация» или «профессионально-творческая самореализация»: то есть, самореализация личности обучающегося музыкальному искусству раскрывается, в первую очередь, в процессе творчества.

Н. Роджерс в статье с символическим названием «Творчество как усиление себя», акцентируя в творчестве именно личностно преобразующий эффект, писала: «Творческость есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии» [13, с. 164]. Творчество не получит своего полноценного воплощения, если исполнитель не обладает мастерством, которое приобретается в ходе процесса обучения. Вместе с тем, сами по себе профессиональные знания и умения в сфере музыкального искусства еще не предопределяют уровень и глубину результатов творческой деятельности. Накопление только знаний и навыков можно охарактеризовать как количественный подход к решению проблемы, когда ее пытаются решить при помощи стереотипных операций, которые неоднократно использовались ранее. Творческий акт невозможен без перехода количества в новое качество. Отечественные исследователи творчества подчеркивали, что развитие узкой сферы технического мастерства (технически ориентированное традиционное обуче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

ние) не способствует развитию интереса к занятиям искусством. Несмотря на то, что знания являются основой творчества, тем не менее, целый ряд других психических процессов задей-ствуется в момент исполнения уже известного произведения и создания новых идей, образов, форм. Для того чтобы это не произошло, необходима специфическая организация творческой деятельности, связанная с созданием условий для самореализации личности. По мнению М.А. Олейник, «нигде личность не находит такой степени свободы проявления своего "я", как в творческом, исполнительском процессе, что позволяет говорить об уникальности условий для творческой самореализации студентов» [11, с. 78].

Сложность явления самореализации студента-музыканта определяется его многогранностью и взаимосвязью с целым рядом психолого-педагогических характеристик образовательного процесса: проблем самосознания и самоопределения, профессиональной и личностной мотивации, рефлексии, саморегуляции и др.

Большинство исследователей связывают процесс самореализации личности в деятельности с развитием качеств субъекта данной деятельности. Развитие у студента способности быть субъектом музыкально-исполнительской деятельности означает осознание им собственных мотивов этой деятельности, постановку цели и выстраивание стратегии собственных действий в музыкально-исполнительском процессе, адекватную оценку этих действий и их профессиональную корректировку.

Развитие субъектной позиции студента-музыканта возможно в процессе приобретения им опыта индивидуальной интерпретации музыкальных произведений, что требует от него активной поисковой деятельности в реализации собственной исполнительской концепции сочинения, инициативности в трактовке его эмоционально-образного содержания. Характерным признаком музыкально-исполнительской деятельности является возникновение у обучающегося собственного художественного образа, реализуемого в исполнении музыкального произведения. Согласно Л.С. Выготскому, результатом творческой деятельности является «не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий...» [4, с. 5]. Раскрывая музыкальный образ наиболее близкими художественной и личностной индивидуальности исполнительскими средствами, студент выстраивает собственный самобытный вариант прочтения музыкального произведения.

Ведущим механизмом самореализации личности, безусловно, выступает мотивация. Выполняя побудительную и регулятивную функцию в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

поведении человека, в творческой деятельности она может быть охарактеризована как потребность в овладении новыми способами и приемами этой деятельности. Взаимосвязь самореализации и мотивационных процессов отражается в направленности деятельности личности на самосовершенствование и саморазвитие. В процессе музыкально-исполнительской подготовки студентов важно выявлять отношение студентов к различным сторонам музыкально-исполнительской деятельности, изучать уровень их самооценки. Стимулирование мотивации к самореализации, среди прочего, связано с потребностью личности студента в достижении успеха в музыкально-исполнительской деятельности. Обучающиеся должны переживать ситуацию успеха. «Мотивация успеха», созданная в период обучения в вузе, не только стимулирует учебную мотивацию, но и становится одним из слагаемых успешной самореализации в их будущей профессиональной деятельности. Большую роль в организации студентом переживания ситуации успеха играет снижение у студента уровня тревожности за возможные неудачи в музыкально-исполнительской работе посредством сознательного предоставления студенту права на риск и ошибку.

Важнейшим фактором, обеспечивающим самореализацию студента в музыкально-исполнительской деятельности, является рефлексия, имеющая, на наш взгляд, особую значимость в становлении субъектной позиции студента в музыкально-исполнительской деятельности. Деятельность педагога в развитии рефлексивных способностей студента-музыканта может включать: совместный анализ результатов произведенной деятельности и их оценку; определение изменений, которые произошли со студентом в процессе проделанной работы; выяснение степени достижения поставленной цели; выявление причин неэффективности проделанной работы; определение путей оптимизации исполнительской деятельности.

Рефлексия, безусловно, связана с изучением и интериоризацией содержания исполняемой музыки. Размышляя о роли исследовательских знаний и методов в деятельности выдающихся представителей педагогики музыкального исполнительства, в частности, Г.Г. Нейгауза, Э.Б. Абдуллин пишет о необходимости наличия в любой художественно-творческой деятельности аналитического аспекта, достижения «диалектического единства музыкального сочинения и процесса его анализа» [1, с. 118-119].

Рефлексивный опыт студента может найти воплощение в ходе учета собственных музыкально-исполнительских достижений, одной из форм которого может стать формирование «портфо-

лио» - папки индивидуальных достижений студента, в которой могут отражаться его успехи в данной сфере: участие в различного рода концертных и просветительских проектах, в конкурсах исполнительского мастерства, фиксация новых освоенных произведений и т.д. Другой формой развития рефлексивных способностей студента в исполнительском классе может выступить создание «дневника впечатлений», который представляет собой организованный диалог студента с самим собой по поводу запомнившихся концертов, встреч с музыкантами, посещения мастер-классов и т.п.

Педагогу принадлежит решающая роль в стимулировании возможностей самореализации студента, поскольку данный процесс носит персональный характер. Не будет преувеличением отметить, что успешность самореализации студента в музыкально-исполнительской деятельности во многом зависит и от индивидуальных особенностей преподавателя, его ценностных ориен-таций и личностно-профессиональной позиции. Самореализации студента в музыкальном исполнительстве, безусловно, будет способствовать наличие на индивидуальных занятиях атмосферы взаимопонимания, партнерства, сотрудничества, диалогических субъект-субъектных отношений. Сотрудничество студента и его преподавателя в исполнительском классе должно иметь общую направленность сотворчества: «Стремление к творчеству как студентов, так и их преподавателей, стимулирует эффективность их совместной работы» [8, с. 182].

Таким образом, практика индивидуальных музыкальных занятий предоставляет педагогу свободу выбора личностной и педагогической позиции. Однако зачастую роль преподавателя музыкально-исполнительских дисциплин, к сожалению, ограничивается решением узкопрофессиональных задач, которые сводятся к подготовке студента к исполнению музыкальных сочинений, определенных учебной программой. При этом нередко обучающемуся предоставляется готовый образец интерпретации произведения, используются распространенные в музыкально-педагогической среде приемы так называемого «натаскивания» - тренажа музыкально-технических навыков.

Специфика обучения музыкальному исполнительству проявляется, в том числе, в том, что зачетно-экзаменационные мероприятия предполагают сольное публичное исполнение студентом ряда музыкальных сочинений, входящих в обязательную учебную программу. Этот момент для многих обучающихся является значительным стрессогенным фактором, связанным с потерей

психических и физических сил и с понижением мотивации к музыкальному обучению в целом. Поэтому необходимым средством педагогического содействия самореализации студента может стать предоставление студенту различных ситуаций выбора в процессе музыкально-исполнительской деятельности - «свободной музыкально-исполнительская практики» (термин Д.Р. Гостевой). Важными условиями в решении обозначенных проблем также выступают: преобладание доброжелательного отношения и создание на занятиях психологически комфортной атмосферы; проявление внимания к любым способам самостоятельного решения исполнительских проблем; предоставление возможности задавать вопросы и обмениваться впечатлениями; избегание однозначных критических оценок и мнений.

Эффективными формами педагогической поддержки самореализации студента-музыканта могут стать как индивидуальные формы работ (например, индивидуальная педагогическая беседа), так и коллективно-групповые занятия -организация тематических исполнительских концертов студентов класса преподавателя, занятия-беседы, лекции-концерты, проигрывание индивидуальных программ перед ответственными выступлениями, запись собственного исполнения с помощью аудио-визуальных технических средств и их последующий разбор, прослушивание и сравнительный анализ различных исполнительских интерпретаций, игра в ансамбле с педагогом и студентами.

Итак, педагогическое содействие процессам самореализации и саморазвития студента в музыкально-исполнительской деятельности может рассматриваться как процесс взаимодействия преподавателя и студента, направленный на активизацию личностно-исполнительского потенциала студента через оказание ему педагогической помощи и поддержки. При этом первоочередное внимание преподавателя обращается на индивидуальные особенности и способности обучающегося; на качественные характеристики личности, влияющие на процесс самореализации, а также на музыкально-исполнительские проблемы, стоящие перед студентом. Музыкально-исполнительская деятельность позволяет студентам включиться в различные виды творческой деятельности и способствует развитию музыкально-творческого потенциала их личности. Самореализация студента в музыкальном исполнительстве представляет собой процесс целенаправленного самоосуществления им себя как субъекта музыкально-образовательного процесса, что проявляется в становлении профессионального самосознания, в постоянном совершенствовании исполнитель-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

ского мастерства, в развитии рефлексивной способности и формировании потребности в новых творческих достижениях.

Список литературы:

[1] Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка музыканта-педагога: сущность, структура, процесс реализации: монография. - М.: МПГУ, 2019. - 280 с.

[2] Батыршина Г.И. Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед наук. - Казань, 2003. - 23 с.

[3] Боброва Э.В. Педагогическое сопровождение самореализации студента вуза в музыкально-исполнительской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 26 с.

[4] Выготский Л.С. Психология искусства / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 345 с.

[5] Гайдай С.Н. Самостоятельная работа как средство самореализации студента в образовательном процессе вуза // Образование и право. 2018. № 2. - С. 221-226.

[6] Гостева Д.Р. Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 26 с.

[7] Егорова Н.В. Профессионально-творческая самореализация будущих учителей музыки в

воспитательной среде педагогического вуза: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2008. - 23 с.

[8] Захаренкова Е.И. Музыкальное исполнительство в педагогическом образовании (теоретико-методологические аспекты) // Преподаватель XXI век. 2015. № 4. - С. 177-184.

[9] Кафедра ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mpgu.su/ ob-mpgu/struktura/faculties/institut-iskusstv/ muzyikalnyiy-fakultet/struktura/kafedryi/o-kafedre/ (дата обращения: 10.09.2019).

[10] Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 87-94.

[11] Олейник М.А. Творческая самореализация студентов в условиях вокальной подготовки в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). -С. 76-80.

[12] Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

[13] Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. - С. 164168.

[14] Самвелян Т.Э. Психолого-педагогические аспекты развития исполнительского внимания студента-музыканта в процессе исполнительской подготовки // Образование и право. 2018. № 9. - С. 270-274.

ЮРКОМПАНИ

^^ www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-иЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

ч

г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.