Научная статья на тему 'Музыкально-исполнительская деятельность и творческая инициатива студентов как психолого-педагогическая проблема'

Музыкально-исполнительская деятельность и творческая инициатива студентов как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL ENVIRONMENT / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART OF MUSIC / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / INTERPRETATION OF MUSIC / PERFORMING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ануфриев Е. А.

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия самореализации выпускников вузов художественно-творческой направленности в новых социальных условиях через музыкально-исполнительскую деятельность и творческую инициативу, которые выступают как важные составляющие профессиональной музыкально-образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ануфриев Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical performance and creative initiative of students as psycho-pedagogical problem

The article considers the psychological and pedagogical conditions of self-realization graduates of artistic and creative orientation to new social conditions, through musical and performing activity and creative initiative, which act as important components of professional musical educational environment of the University.

Текст научной работы на тему «Музыкально-исполнительская деятельность и творческая инициатива студентов как психолого-педагогическая проблема»

Humanity space International almanac VOL. 2, No 4, 2013: 509-513

Музыкально-исполнительская деятельность и творческая инициатива студентов как психолого-педагогическая проблема

Е.А. Ануфриев

Российский Государственный Социальный Университет 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4 Russian State Social University Vilgelma Pika str., 4, Moscow 129226 Russian

Ключевые слова: образование, профессиональная среда, музыкальное искусство, исполнительство, интерпретация музыкальных произведений. Key words: education, professional environment, the art of music, performing, interpretation of music.

Резюме: В статье рассмотрены психолого-педагогические условия самореализации выпускников вузов художественно-творческой направленности в новых социальных условиях через музыкально-исполнительскую деятельность и творческую инициативу, которые выступают как важные составляющие профессиональной музыкально-образовательной среды вуза.

Abstract: the article considers the psychological and pedagogical conditions of self-realization graduates of artistic and creative orientation to new social conditions, through musical and performing activity and creative initiative, which act as important components of professional musical educational environment of the University.

[Anufriev E.A. Musical performance and creative initiative of students as psycho-pedagogical problem]

Работа выполнена в рамках реализации соглашения от 30.07.2012 № 14.В37.21.0274 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»)

Исполнительское творчество в области музыкального искусства обусловлена сложной многогранной структурой самой деятельности музыканта, обогащающей его духовный мир, развивающей и формирующей в нем важные нравственно-эстетические взгляды, чувства, которые прививают потребность, интерес к познанию достижений национальной и мировой культуры и искусства. «Исполнение как явление искусства, - по мнению Г. Когана, - есть соавторство, творческий акт» (Коган,1985: 362).

Исполнительское творчество - это художественная интерпретация произведений музыкального искусства. В научных исследованиях доказано, что художественный мир музыкального произведения, наполненный универсальными смыслами, способными к бесконечному развитию играет особую роль в исполнительской деятельности музыканта (М.С. Каган, Е.В. Назайкинский, А.И Щербакова и др.). На первый план в данной проблеме выдвигается приобретение не только профессиональных исполнительских навыков, обеспечивающих музыканту совершенное владение инструментом, высокий уровень развитости его художественно-образного мышления, тонкости интонационного слуха, но и развитие творческой инициативы в постижении огромного пласта мировой музыкальной культуры, разнообразного по стилям и жанрам. Следовательно, выдвижение данной проблемы на первый план связано, как с развитием профессионализма исполнителей, так и с развитием музыки в целом.

Критериями сформированности готовности студентов-музыкантов к исполнительской деятельности выступают компоненты в ее структуре, а положительная динамика показателей внутри компонентов свидетельствует о наличии предпосылок включения в творческий процесс освоения произведений музыкального искусства. Ценностные ориентации студента-музыканта при этом должны быть направлены, в том числе, на совершенствование профессиональной компетентности, неповторимости и индивидуальности. Следовательно, развитие творческой инициативы в процессе овладения студентом музыкально-исполнительской

деятельностью, формирование всесторонне развитой, творчески инициативной, нестандартно мыслящей личности, заряженной на самоактуализацию, способной адаптироваться в различных ситуациях, выступает одной их главных целей педагогического сообщества высшей профессиональной школы.

В процессе анализа музыкального искусства XX столетия, А.И. Щербакова, приходит к выводу о том, что при обращении к современной музыке перед педагогом - музыкантом встает целый ряд проблем, среди которых на первый план выдвигается необходимость формирования «новой системы ценностей,

позволяющей найти путь в новом музыкальном пространстве и отвечающей нынешней социокультурной ситуации» (Щербакова, 2011: 250). Наличие у студента высокого уровня творческой инициативы позволяет педагогу значительно ускорить процессы освоения им педагогического репертуара, интенсивный обмен информацией в связях «композитор-исполнитель», стимулировать студентов к изучению сочинений современных композиторов. Отсюда можно сделать вывод о том, что процесс развития творческой инициативы студентов можно рассматривать как способность продуцировать новые идеи, новое знание, способы музыкально-исполнительской деятельности на уровне истолкования, комментирования, обсуждения, рассуждения и др., что на практике выступает в виде владения набором, условно говоря, «высоких шаблонов» мышления, каждый из которых представляет собой алгоритм решения ключевых задач постижения и интерпретации музыкального произведения.

Это соотносится с мыслью А.В. Малинковской, которая убедительно доказывает, что нотная запись представляет собой «вероятностную модель музыкального текста». И для того, чтобы музыкант-исполнитель смог преобразовать какую-либо последовательность нотных знаков в звуковую последовательность ему необходимо уяснить себе способы интерпретации смысла и выбрать конкретный вариант его звучания: «Таким образом,- считает А.В. Малинковская, - на пути от Композитора к Исполнителю находятся еще две посредствующие системы отношений, автономные как целостные совокупности определенных структурно-функциональных связей и в то же время тесно взаимообусловленные» (Малинковская, 2005: 22).

Такой подход предполагает, что предметом изучения, содержанием обучения студентов-музыкантов в процессе развития их творческой инициативы должна выступать не дискретная информация, даже если ее составляющие объединены общим содержанием, а системы, обладающие внутренней логикой, генезисом, источниками, причинно-следственными зависимостями и т.д. Наличие высокого уровня творческой инициативы помогает студенту сформировать свои,

глубоко индивидуальные представления о многих явлениях природы, культуры, то есть свою «картину мира», используя для этого, взаимосвязанные друг с другом системы мысленных образов, идей, словесных описаний и т.д. «... возможность полноценного прочтения содержания художественного произведения, - пишет О.Ф. Шульпяков, - находится в зависимости не только от общего уровня профессиональной подготовки исполнителя. Она также связана с богатством, яркостью накопленных эстетических впечатлений, эмоциональным жизненным опытом и, что важно подчеркнуть, наличием у музыканта специальных знаний. В восприятии музыки участвует не просто слух, а весь человек как целостная неповторимая личность» (Шульпяков, 2005: 10).

При рассмотрении проблемы формирования полноценного художественного восприятия и вырастающего на его основе замысла, О.Ф. Шульпяков приходит к выводу о том, что данный процесс предполагает наличие не только высокоразвитого интеллекта, но и «тонко воспринимающей сферы». Именно эмоциональная сфера, по мысли Б.М. Теплова, как активный фактор исполнительской деятельности, выделяется в качестве «основного ядра» музыкальных способностей: «Одна из важнейших черт психологии всякого крупного музыканта - умение (употребляю это слово только потому, что мне не удается подобрать лучшее) эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы. Я имею в виду то психологическое состояние, которое обычно называется вдохновением» (Теплов, 1985: 43). Поэтому в процессе интерпретации художественного образа эмоциональная сфера выступает как ведущая форма организации содержания музыкального сочинения на основе целостности восприятия музыкантом - исполнителем окружающего мира. Средства, применяемые для достижения этой цели, «механизмы» ее реализации представлены комплексом музыкально-педагогических технологий, объектов и предметов учебной деятельности, приемов и способов преподавания, психолого-педагогических механизмов взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса (педагог-студент) и т.д.,

предназначенных для достижения высокого уровня профессиональной компетентности выпускников вузов и их успешной социализации на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

Коган Г.М. 1985. Избранные статьи. Выпуск 3. М.: «Советский композитор». Малинковская А.В. 2005. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учеб. пособие. М.: Изд. Центр ВЛАДОС. 381с. Теплов Б.И. 1985. Избранные труды: В 2-х т.Т. 1. М.: Педагогика. Щербакова А.И. 2011. Музыка и Человек в создании пространства культуры:

культурологическое исследование: монография. М.: РГСУ. Шульпяков О.Ф. 2005. Работа над художественным произведением и формированием музыкального мышления исполнителя. СПб.: Композитор.

Получена /Received: 24.06.2013 Принята/Accepted: 05.07.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.