PROBLEMS OF PlANO-PERFORMiNG fNTONA HON IN THE HISTORY OF MUSICAL PEDAGOGY OF THE END XIX-XX CENTURY
Grigor ev Anatoly Fedotovkh, DSc of Cultural science, PhD of Pedagogical science, Professor of Cultural science MAN, Academician RAE, Honored worker of arts ChR, member of the Union of composers of the Russian Federation, professor Chair of Theory and Technique of Music Education
Sukhttashvlll LudmUa stefanovna, Associate Professor, Department of Music and Social and Artistic Education Afeynlkova Natalya Gennadyevna, Associate Professor, Department of Choral Conducting Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
The article deals with the development of piano-performing intonation, the nature and essence of expressive performance and education of intonation culture of the pianist in the history of musical pedagogy of the late XIX-XX centuries. The importance of B. V. Asafiev's intonation theory in the Trinity of types of musical-intonation activity: composer - performer - listener is emphasized.
Keywords: piano-performing intonation; intonation; intonation culture; musical activity; mental and auditory aspect; dynamic integrity of the performing process-
ПРОБЛЕМА ТИКА ФОРТЕПИАНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИНТОНИРОВАНИЯ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ КОНЦА Ж-ХХ ВЕКА
В статье рассматриваются вопросы развития фортепиано-исполнительского интонирования, природа и сущность выразительного исполнений и воспитания интонационной культуры у пианиста в истории музыкальной педагогики конца XIX-XX веков. Подчеркивается значимость интонационной теории В.В. Асафьева в триединстве видов музыкально-интонационной деятельности: композитор - исполнитель - слушатель.
Ключевые слова: фортепианно-исполнительское интонирование; интонация; интонационная культура; музыкальная деятельность;умственно-слуховой аспект; динамическая целостность исполнительского процесса.
УДК 378.01 ВАК РФ 13.00.02
? Григорьев А,Ф„ 2019 5 Сухиташвили Л.С., 2019 > Алейникова Н.Г., 2019
СП
о cu
-О Q-Ш
щ
I-X
о
си
со
со г
V
S
25
Проблематика музыкально-исполнительского интонирования как природы, сущности выразительного исполнения и воспитания интонационной культуры музыканта прослеживается в истории музыкальной педагогики с конца XIX века и сегодня не теряет своей актуальности и значимости.
Научная литература, посвященная вопросам художественного фортепианного исполнения, стала появляться е России со второй половины 1880-х годов. Теоретико-методологическая и методическая основа проблематики была заложена идеей М.И. Глинки, публицистической деятельностью 8.Ф. Одоевского, А.Н. Серова, членами "Могучей кучки", В.В. Стасовым, П.И. Чайковским, а также отечествен* ными пианистами, исполнителями, педагогами, представителями музыкально-эстетической мысли. Их идеи явились важнейшими предпосылками в обосновании интонационной концепции музыки.
Умственно-слуховой аспект рационализации работы исполнителя, получивший сначала в методике Ф. Листа, был затем продолжен в теоретических трудах Т, Лешетицкого, В. Сафонова, Ф. Бузо-ни, И, Гофмана, Т. Маттея, 8, Бардаса, К. Мартинсена и других музыкантов. 8 центре их внимания слуховая сфера, вопросы концентрации и распределения слухового внимания, поиски путей к динамической целостности исполнительского процесса. Достижение непрерывной линии в исполнении, устранение физических и психических препятствий на этом пути - именно в этом сходились цели исканий сторонников "физического" и "слухового" методов. Первоначально пианисты традиционно связывали интонирование с исполнением мелодии, поэтому именно принципы выразительного произнесения мелодии освещались в фортепианно-методичес-кой литературе. Такие вопросы художественного исполнения на
ГРИГОРЬЕВ Анатолий Федорович, доктор культурологии, кандидат педагогических наук, профессор культурологии МАИ (Сан-Марино), заслуженный дея гель искусс тв Чеченской Республики, член Союза композиторов Российской Федерации, профессор кафедры Теории и методики музыкального образования
СУХИТА ШВИЛИ Людмила Стефановна, доцент кафедры Музыки и социально-художественного
образования
АЛЕЙНИКОВА Наталья Гчннадьевна, доцент, кафедра Хорового дирижирова ния
Ставропольский государе твенный педагогический институт, Ставрополь
LU
s sc о
LU
< ct
LU
фортепиано, как воспроизведение многоэлементной ткани, использование красочно-тем-бровой стороны звучания, различных средств и приемов пианистической выразительности в их взаимодействии, не связывались с понятием интонирования. Между тем, исполнительское интонирование является центральной категорией в истории музыкального образования и теории исполнительства.
По мысли Ферруччо Бузони, "... в каждом мотиве уже предопределена его вполне зрелая форма, эта форма несокрушима, но никогда не одинакова" [3, 6]. Для Бузони-интерпретаторз единство, целостность исполнительской интерпретации являются высшим художественным принципом. Первостепенное значение он придавал архитектоническому типу мышления, крупноплановому охвату формы, длительно мусохранениюединого эмоционального тонуса [3,18,19],
6 одном из своих трудов Т. Мзттей отмечает, что по-настоящему слышать - значит вникать, наблюдать, анализировать. Важной функцией слуха он считал опережающее слуховое представление, умение услышать нужное звучание до момента его звукоизвлечения, а также контроль над мышечными ощущениями, такими, как напряжение - расслабление. Его принцип "прогрессии" заключался в непрекращающемся устремлении слухомышления вперед: от одной смысловой вершины к другой, от менее значительных к более значительным [7,16]. Разработанная Т. Маттеем методика обучения давала положительные результаты, помогала стимулировать интеллект, волю исполнителей,направлять слуховое внимание на динамическую специфику и процессуальные закономерности музыкэльно-ис-полнительского интонируемого смысла.
Во второй половине Х(Х века теория музыкального исполнительства становится самостоятельной отраслью музыковедения, в новую фазу вступают изучение пианистического искусства. Раздвигаются горизонты методико-теоретической мысли, происходит углубление прежней проблематики, получают развитие новые проблемы музыкознания. Стимулами к этому послужило интенсивное развитие музыкального исполнительства, дальнейшее углубление интерпретаторского начала, и его профессионализация почти во всех европейских странах. Категория выразительности, прежде относимая к области субъективного чувства, получает новые импульсы исследования, вопросам о сущности и истоках выразительного исполнения посвящаются разделы теоретико-методических изданий. Вырабатывается
принципиально иной подход. Внимание направляется на принципы исполнительского формообразования, объединение мелких построений в более крупные с точки зрения метроритмических и тонально-гармонических отношений. Продолжается дальнейшее интенсивное изучение выразительных средств, таких, как артикуляция, динамика и агогика, фразировка и педализация.
В работах выдающихся музы кантое-пед а готов конца Х!Х века (Г. Нейгауза, С, Савшинско-го, Г. Когана, С. Фейнберга. К. Март и нее на) ставился вопрос о культуре интонационного восприятия музыки, Многие музыканты указывали на необходимость наряду с профессиональным обучением - достигать всестороннего нравственного и общехудожественного развития. К. Мартинсен рассматривает звуко-творческую волю как мир личности исполнителя, отмечая что "через слух личность познает окружающий мир и выражает себя [6,42-43]. По его мысли, "...принцип горизонтального мышления должен быть, безусловно господствующим в преподавании творческой игры на фортепиано. Два последних элемента звуко-творческой воли - "формирующая воля" и "воля к форме" должны "скрепить все художественное пианистическое исполнение..." [6, 42-43]. Автор "Методики" связывает постижение целостности произведения с особенностями стиля композитора и эпохи. В концепции немецкого теоретика звукотворческая воля явилась фактором, способствующим изучению исполнительского искусствавединствеегосо-ставляющих, з именно: произведения, исполнительской индивидуальности и инструмента. Анализ "звукотворческой воли" Мартинсенз явился интересным и методологически ценным опытом системного подхода к изучению творческого мышления пианиста, что является важным моментом в разработке вопросов воспитания интонационной культуры музы-канта-исполнителя. Сопоставлении идей Мар-тинсена с мыслями Курбатова, бузони, Маттея и других музыкантов, занимавшихся теоретическими и методическими вопросами исполнительства, ясно вырисовывается проблематика целостности интерпретации, понимаемой как в плзне исполнительского замысла, так и его актуализации в процессе интонирования.
Теория и практика фортепианного исполнительства нуждалась в более систематизированных и целостных представлениях о закономерностях творческого процесса пианиста, культуре фортепиано-исполнительского интонирования, принципах художественной интер-
претации. Ключом к решению названных задач стала интонационная теория Б.В. Асафьева, выявляющая природу и сущность музыкального творческого мышления в триединстве видов музыкально-интонационной деятельности (Композитор - Исполнитель - Слушатель). Основоположники советского музыкального образования Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев полагали, что фундаментальной проблемой музыкальной педагогики в целом является задача воспитания слуха и мышления у музыканта-пианиста.
По меткому изречению 6.8. Асафьева, музыка не существует вне процесса интонирования, так как композитор, создавая музыку, интонирует внутри себя, слушатель интонирует "на память" то, что оставило впечатление, а исполнитель в своей интонационной деятельности - исполнении, осуществляет музыку [4, 3]. Осмысленное произнесение исполнителем даже наипростейшей музыки невозможно вне творческого подхода к интонируемому материалу, где даже "восьмитакты" в руках выдающихся пианистов "дышат" по-разному [1, 91]. Он подчеркивал: "Слышать музыку - значит постигать ее интонационный смысл. Если нет музыки вне интонации, то нет и музыкального слышания - восприятия вне образно-познава-тельной деятельности сознания..." [1, 215]. В восприятии интонационного содержания, по Б. Асафьеву, главенствующую роль играют эмоциональная и интеллектуальная стороны, именно образ - чувство - мысль - это неделимый комплекс интонации, это эмоционально-смысловое ее качество", "живое эмоционзль-но-смысловое становление", "образно-познавательная деятельность сознания"[1, 217, 241, 257]. Б. Асафьев явление интонации связывает в единство музыкальное творчество, исполнительство и слушание - слышание, тоже как культурное становление, как восприятие - деятельность познавательного порядка" [1, 264,356-357].
С особой остротой встал вопрос о социально-культурной функции исполнительства и музыкальной педагогики. Называя музыку искусством интонации, Б.В. Асафьев подчеркивает глубинную суть миссии исполнителя и педагога.
Существенный вклад в музыкально-испол-нительскую педагогику конца XIX - начала XX веков внесли выдающиеся пианисты-педагоги Ф.М, блуменфельд, А.Б. Гольденвейзер, К.Н, Игумнов, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, 8. X. Разумовская, В их исполнительском и педагогическом опыте нашли выражение и конкре-
тизацию многие из асафьевскях идей и тезисов: "Музыку слушают многие, а слышат немногие... Музыка... - искусство интонируемого смысла... человек в этом процессе не мыслит себя вне отношения к действительности..." [1,211,343-344].
В каждом из рассмотренных периодов возникали новые стимулы к развитию интонаци-онно-исполнительской проблематики. Она продолжала развиваться и обогащаться, подниматься на более высокий уровень и это было обусловлено начавшейся перестройкой духовной культуры и идейно-художественного сознания общества.
Взаимосвязь процесса восприятия, музыкального мышления и, соответственно, музыкального действия определяет культуру интонирования музыканта. Интонационное восприятие музыки - фундамент базовых способностей, необходимых в разных видах музы-» кальной деятельности. Понимая под интонированием "раскрытие образного содержания посредством мотивно-фразировочного членения", A.B. Малинковская выделяет значимость "наиболее выразительных, опорных тонов и оборотов, ладовых тяготений, альтераций". Сюда же она относит "представления об интонационной энергии, чередовании подъемов и спадов в мелодии, сменах дыхания в паузах, цезурах, динамико-агогической нюансировке" [4,3]. Эти представления вобрали в себя исторически сложившиеся закономерности познания природы выразительного исполнения, художественный опыт многих выдающихся исполнителей.
Овладение интонированием в методике обучения исполнителей приобретает все большое значение как сосредоточение средств художественного мастерства исполнителя, целостно организующим процесс интерпретации произведения. Такая ориентация открывает пути дальнейшего обогащения содержания и методов обучения исполнителей, позволяет вести учебный процесс адекватно природе и специфике музыкально-исполнительского творчества. В процессе обсуждения этих вопросов накапливались представления об интонации как специфической материальной субстанции музыки, в которой реализуется весь комплекс названных отношений, их взаимообусловленность. Музыка предстает формой общественного художественного сознания, а исполнительство - формой общения между людьми.
Постижение выразительных отношений между тонами - важнейшая сторона слухо-ин-
сл о
CXJ
-О Q-Ш о;
X
О
си т.
со г
s
27
ш S
О ш
<
С1 ш
тонационной работы исполнителя: это слышание - переживание упругости, сопротивляемости, напряженности мелодических интервалов, слышание больших и меньших расстояний между звуками и т. д. В активном слуховом преодолении этого сопротивления и заключен момент динамики мелодического становления, вокальной напевности всего инструментального исполнения. Овладение звуком, воспитание способности выразить на инструменте услышанную внутренним слухом интонацию, - значит превратить поиск звуковых красок в творческий процесс интересных мыслительных операций и находок, научить слышать выразительность фраз, тем, гармонические сдвиги, неожиданные модуляции, характерные обороты мелодии с максимальной концентрацией слуха и внимания, с творческим отношением. Работа над воспитанием интонационной культуры исполнения в силу этого является сложным педагогическим процессом, охватывающим различные сферы человека, духовные, личностные, эмоциональные, физиологические особенности человека.
Изучение интонирования в вертикальной перспективе предполагает исследование закономерностей использования комплекса пианистических средств и приемов исполнения в процессе организации отношений между элементами фортепианной ткани в вертикальной звуко-пространственных координатах фактуры. Партитурное мышление пианиста справедливо называют непременным условием художественного интонирования фортепианной ткани, поскольку оно многотембровое, ставит перед пианистом задачу тонкой красочно-ко-лористической дифференциации голосов и фактурных планов. Только обладая динамико-тембровым слухом, можно решить эту проблему. "Инструментовка" фортепиано потому самая сложная..., пианизм знает инструментовку только от слуха и слышания выразительности тембровой интонации...", педально-тембровая атмосфера создает эффект дыхания фортепианной ткани, затушевывает пунктирность зву-колинии [4].
Идеи творческого развития музыканта всегда были актуальными и значимыми в науке и практике. Весь накопленный научно-теорети-ческий потенциал в области фортепиано-ис-полнительского интонирования явился базовой основой и становится ключевой проблемой вузовского образования в подготовке учителя музыки, способного профессионально познавать и транслировать произведения искусства, имеющие эстетическую и
информационно-смысловую значимость. Огромную значимость приобретают идеи и тезисы педагогического интонирования в процессе музыкального образования.
Содержание педагогической работы в вузе по музыкально-инструментальной подготовке предполагает, с одной стороны, техническое развитие студентов, овладение ими навыками игры на инструменте, а с другой - художественно-эстетическое, творческое развитие музыканта-пианиста, его интонационной культуры,
В свете положений асафьевской концепции, музыка раскрывается как специфическая форма художественного познания действительности и общения людей. Источник музыкальной выразительности и ключ к ее познанию есть интонация - имманентное нэчзло музыки, которая содержит в себе бесконечность смыслов и музыкального высказывания.... Именно на постижение этой многоуровневой целостности интонационных связей и отношений в произведении, направлена художественно-познавательная деятельность исполнителя [8],
Таким образом, интонирование является художественно-коммуникативным процессом, в ходе которого происходит извлечение звуковых структур из нотного текста. Обобщая, можно заключить, что теория интонации фортепианного исполнительства и педагогического интонирования в ходе развития методико-теоретической и педагогической мысли вышла на качественно новый уровень, образовав по своему содержанию новый исторический этап в области фортепиано-исполнительского интонирования в науке и практике. Эта область должна способствовать систематизации и структурированию имеющейся совокупности знаний, преодолению противоречий в решении нерешенных и выдвижению новых проблем, и обеспечению развития целостности теории исполнительства как науки. Развитие теории музыкального исполнительства и педагогики должно пойти по пути все большего углубления в интонационную природу исполнительства.
Затронутые проблемы фортепиано-исполнительского интонирования должны побудить музыкантов к более глубокому осмыслению интонационной природы музыкального искусства как интонируемого смысла. Дальнейшая разработка теоретических основ фортепиан-но-исполнительского интонирования призвана способствовать выходу теории музыкального исполнительства на новый уровень ее целостности как науки.
Литература:
1. Асафьев 5.В. Музыкальная форма как процесс. - 2-е изд. - Л„ 1972,- Кн. 1 и 2.
2. Асафьев Б.В. Кризис личного творчества П Из бранные труды. - М., 1957,-Т. 5.
3. Бузойи Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства. - СПб.,1912.
А. Малинковская А.В, Форте пианно-исполнитель-с кое интонирование. ■■ М.: Музыка, 1990. 5. Мартин се и К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. - М., 1966.
6. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М., 1977, 1. Mattbay Т. The Act of Musical Concentration. -London, 1934,
8. Шахназарова Н.Г. Б.В. Асафьев. Теория интонации и проблема музыкального реализма // Художники социалистической культуры: Эстетические концепции. - Ms, 1981.
9. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. -■ Л„ 1986.
10. Лекции 6, 7. Исполнительское интонирование. - Режим доступа: https://mylektsii.ru/8-67677.html
СП
о
CXJ
-0 Q-Ш о; h-X
о
CU со
INTEGRATIVE APPROACH AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR IMPROVING THE VALUE-SEMANTIC UNITY OF
PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS CO
Dzhegutanova Natalia Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Stavropol State Pedagogical 2!
Institute, Stavropol ■_
The article deals with the ways of solving the problem of awareness and acceptance of basic pedagogical values, concepts and categories by the subjects ofprofessional training in the context of an individually significant system of values. Professional training is considered as a system consisting of the following elements (subject, psychological, pedagogical and methodological training of students); these elements are contently and functionally different— from one another, but at the same time they provide the effective work of the system as a whole.
Keywords: integrative approach; integrated multifunctional structure; semiotic heterogeneity; text representing spiritual individuality of personality.
кк
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ЕДИНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
В статье рассматриваются пути решения проблемы осознания и принятия субъектами профессиональной подготовки базовых педагогических ценностей, понятий и категорий в контексте индивидуально значимой системы ценностей. Профессиональная подготовка рассматривается как система, состоя щи я из следующих элементов (предметная, психолого педагогическая и методическая подготовка студентов); эти элементы содержательно и функционально отличаются друг от друга, но в то же время обеспечивают эффективную работу системы в целом.
Ключевые слова: интегра тивный подход; интегрированное многофункциональное образование; семиотическая неоднородность; текст духовной индивидуальности личности.
УДК 378 ВАК РФ 13.00.08
ЪДжегутанова НМ, 2019
S
29
Духовно-нравственное становление молодежи и подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности имеет существенное значение для развития общества и государства. Социокультурные условия указывают на единственный инвестиционный ресурс- человеческий потенциал, что, безусловно, оказывает влияние на педагогическое образование, так как ценностно-смысловые характеристики, составляющие базис профессионализма педагога, определяют стратегию его обучения и воспитания. В этой связи проблема формирования ценностных мировоззренческих основ воспитания, как ресурса системы образования, призванного обеспечить преемственности между поколениями граждан РФ на основе общественного согласия в духе взаимопонимания, приобретает особенное значение.
Дихотомия "духовный - бездуховный" свидетельствуете том, что потенциал человека может сформироваться и реализовываться как
ДЖЕГУТАНОВА Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государс таенный педагогический институт, Ставрополь