Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА КАК СТИМУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА КАК СТИМУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ АМБИЦИИ / СЦЕНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ЦЕЛИ / КОНЦЕРТНЫЙ РЕПЕРТУАР / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНЫЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ / PERFORMING PRACTICE / MUSICAL EDUCATION / MOTIVATION / CREATIVITY / INDIVIDUAL CLASSES / PERFORMING AMBITIONS / STAGE SKILLS / ARTISTIC AND PERFORMING GOALS / CONCERT REPERTOIRE / EDUCATIONAL PROCESS / PERSONAL / PROFESSIONAL AND CREATIVE GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов Ярослав Юрьевич

В статье отражён современный подход к обучению студентов по дисциплине «Исполнительская практика», особенностью которого является то, что, наряду с решением общих для вуза задач обучения, связанных с освоением знаний и умений в области музыкального исполнительства, дисциплина позволяет разработать систему индивидуальной траектории развития личности, самосовершенствования и мотивации для дальнейшего профессионального роста студентов. В статье представлены формы организации учебно-творческого процесса и инновационные методы работы преподавателя со студентами по музыкальным специальностям, основанные на индивидуально-личностном подходе. На взгляд автора статьи, данный подход позволит студенту в полной мере раскрыть индивидуальные качества, «окунуться» в мир своей будущей профессии, проанализировать и определить уровень подготовки к профессиональной деятельности, быстрее освоить исполнительские и педагогические приёмы, начать применять их на практике, получить позитивный опыт участия в концертных мероприятиях, научиться подбирать репертуар, исходя из тематики концерта и запросов аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнов Ярослав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMING PRACTICE AS AN INCENTIVE FOR PROFESSIONAL GROWTH OF STUDENTS STUDYING IN MUSICAL SPECIALTIES

The article reflects a modern approach to teaching students the discipline "Performing practice", which is characterized by the fact that along with solving common educational tasks for the University, related to the development of knowledge and skills in the field of musical performance, the discipline allows to develop a system of individual trajectory of personal development, self-improvement and motivation for further professional growth of students. The article presents the forms of organization of the educational and creative process and innovative methods of work of the teacher with students in musical specialties, based on an individual-personal approach. According to the author of the article, this approach will allow the student to fully reveal individual qualities, "plunge" into the world of their future profession, analyze and determine the level of preparation for professional activity, quickly master performing and pedagogical techniques, and begin to apply them in practice. It will also allow to get a positive experience of participating in concert events, learn how to select a repertoire based on the theme of the concert and the requests of the audience.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА КАК СТИМУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА КАК СТИМУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

DOI: 10.24412/2310-1679-2020-10216

Ярослав Юрьевич СМИРНОВ,

кандидат педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, заслуженный работник культуры РФ, Почётный работник начального профессионального образования РФ, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: 12345os@mail.ru

В статье отражён современный подход к обучению студентов по дисциплине «Исполнительская практика», особенностью которого является то, что, наряду с решением общих для вуза задач обучения, связанных с освоением знаний и умений в области музыкального исполнительства, дисциплина позволяет разработать систему индивидуальной траектории развития личности, самосовершенствования и мотивации для дальнейшего профессионального роста студентов. В статье представлены формы организации учебно-творческого процесса и инновационные методы работы преподавателя со студентами по музыкальным специальностям, основанные на индивидуально-личностном подходе. На взгляд автора статьи, данный подход позволит студенту в полной мере раскрыть индивидуальные качества, «окунуться» в мир своей будущей профессии, проанализировать и определить уровень подготовки к профессиональной деятельности, быстрее освоить исполнительские и педагогические приёмы, начать применять их на практике, получить позитивный опыт участия в концертных мероприятиях, научиться подбирать репертуар, исходя из тематики концерта и запросов аудитории.

Ключевые слова: исполнительская практика, музыкальное воспитание, мотивация, творческие способности, индивидуальные занятия, исполнительские амбиции, сценическое мастерство, художественно-исполнительские цели, концертный репертуар, учебный процесс, личностный, профессиональный и творческий рост.

PERFORMING PRACTICE AS AN INCENTIVE FOR PROFESSIONAL GROWTH OF STUDENTS STUDYING IN MUSICAL SPECIALTIES

Yaroslav Yu. Smirnov, Ph.D. (Pedagogical Sciences), Professor, St. Petersburg State Institute of Culture, Honored worker of culture of the Russian Federation, Honorary worker of primary professional education of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia

e-mail: 12345os@mail.ru

The article reflects a modern approach to teaching students the discipline "Performing practice", which is characterized by the fact that along with solving common educational tasks for the University, related to the development of knowledge and

skills in the field of musical performance, the discipline allows to develop a system of individual trajectory of personal development, self-improvement and motivation for further professional growth of students. The article presents the forms of organization of the educational and creative process and innovative methods of work of the teacher with students in musical specialties, based on an individual-personal approach. According to the author of the article, this approach will allow the student to fully reveal individual qualities, "plunge" into the world of their future profession, analyze and determine the level of preparation for professional activity, quickly master performing and pedagogical techniques, and begin to apply them in practice. It will also allow to get a positive experience of participating in concert events, learn how to select a repertoire based on the theme of the concert and the requests of the audience. Keywords: performing practice, musical education, motivation, creativity, individual classes, performing ambitions, stage skills, artistic and performing goals, concert repertoire, educational process, personal, professional and creative growth.

Преобразования многих сфер современной жизни выдвигают новые, порой очень жёсткие требования к организации учебного процесса и качеству высшего образования в целом. В настоящее время молодой специалист, получивший образование по специальностям музыкальной направленности, должен не только владеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для дальнейшего профессионального роста и востребованности на рынке труда, но и быть инициативным, способным к самообразованию и творческому поиску. И одной из дисциплин, стимулирующих интерес к личностному, профессиональному и творческому росту в процессе обучения, является «Исполнительская практика».

На сегодняшний день обучение в высших учебных заведениях по музыкальным специальностям представляет собой хорошо выстроенный и систематизированный процесс, позволяющий студентам получить большой объём информации и овладеть профессиональными умениями и навыками. Обучение в вузе всегда направлено на развитие и реализацию творческого потенциала и профессиональный рост, что в итоге положительно влияет на повышение как общей самооценки, так и уверенности в собственном профессионализме, одним из показателей которого являются творческие успехи, способность к самореализации и творческой инициативе.

Однако далеко не всегда обучающиеся достигают максимального профессионально-творческого саморазвития, не могут в полном объёме раскрыть свою индивидуальность и проявить инициативу в силу того, что учебный процесс в современной системе высшего образования носит узконаправленный характер, сводясь к выполнению зачётных и экзаменационных требований. Как правило, формы промежуточной аттестации оказывают негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, могут вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции, что отражается на внутренней мотивации к обучению и интересе к выбранной профессии. При этом в силу возрастных особенностей у сту-

дентов обострены многие противоречия, провоцирующие самые разнообразные проблемы, поскольку чаще всего обучение в вузе происходит в переходном возрасте. Данный период (переход к ранней зрелости) условно попадает на возраст 18-25 лет. В это время исчезают последние детские и подростковые иллюзии, осуществляется процесс самоанализа, самоопределения, поиска себя, своей самотождественности и самоидентичности.

Недооценивание этих аспектов многократно усугубляет проблемы профессионального роста обучающихся по специальностям музыкальной направленности. Вышеперечисленные факторы снижают исполнительские амбиции и потребности в творческом самовыражении студентов, что недопустимо, так как если для ребёнка самовыражение - это возрастная разновидность самостоятельности (по определению А.Ф. Лобовой), то для студента, обучающегося по специальностям музыкальной направленности, это потребность в профессиональном самовыражении, самоутверждении, возможность проявить свой индивидуально-личностный музыкальный опыт через имеющиеся профессиональные умения и навыки.

В рамках учебного процесса для обеспечения потребности в самореализации творческого потенциала и придания учебно-творческой деятельности массового и бесстрессового характера на кафедрах музыкальной направленности существует дисциплина «Исполнительская практика», которая развивает творческие и профессионально-личностные качества студентов. Данную дисциплину можно охарактеризовать следующим образом: учебный процесс, связанный с исполнительской деятельностью, свободный от отметок, зачётно-экзаменационного стресса и рамок, заложенных в образовательной программе; предмет, полностью открытый для творческой инициативы и выбора личностных и музыкальных предпочтений, создающий наиболее благоприятные условия для самореализации и активизации творческого потенциала студентов в музыкально-исполнительской деятельности. Таким образом, «Исполнительская практика» обеспечивает оптимальные условия для психолого-эмоционального комфорта, даёт свободу в выборе репертуара, тем самым повышая самоконтроль, самооценку и ответственность учащихся, что благотворно влияет на качество образования и профессиональный рост студентов в целом.

Практическая значимость данной дисциплины состоит в том, что комфортные психолого-педагогические условия стимулируют музыкально-творческую активность студентов, развивают исполнительскую смелость, музыкально-образное мышление, творческую активность и многие другие профессиональные и личностные качества обучающихся. Повышается уровень исполнительской подготовки и профессиональной самооценки, оптимизируются взаимоотношения профессорско-препо-

давательского и студенческого коллективов, оказывается содействие в профессиональном росте студентов в целом. Активизируется природное стремление формирующейся личности к самосовершенствованию и саморазвитию, даётся установка на свободу выбора репертуара. Тем самым удовлетворяются потребности каждого студента в творческом самовыражении, подчёркивается уважение к индивидуальным способностям, профессионально-личностным интересам и предпочтениям студентов, устраняется негативное влияние посторонних для творчества стрессовых факторов.

Мотивацией для активного и успешного совершенствования индивидуальных музыкально-исполнительских качеств студентов, как показывает практика, является общая идея, творческая задача или совместное участие в каком-либо мероприятии. Стремление быть в команде единомышленников уменьшает чувство тревожности, нивелирует возникающие психологические проблемы, облегчает и делает более комфортным выступление на сцене, смягчает стрессовые последствия, присутствующие при любом концертном выступлении. Единство интересов и целей усиливает и ускоряет процессы, связанные с творческим и профессиональным ростом занятых одним делом единомышленников.

Исполнительская практика проводится с целью закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения, и готовит студентов к будущей концертно-испол-нительской и педагогической деятельности. Помогает в овладении искусством игры на инструменте, достижении исполнительского и сценического мастерства в качестве концертного исполнителя музыки различных эпох, стилей и жанров, учит убедительно раскрывать художественно-образную идею, заложенную в произведениях, обогащает личный опыт профессиональной деятельности. Формирует, развивает и совершенствует художественно-исполнительские навыки, необходимые в условиях концертного исполнения, музыкально-эстетический вкус, воспитывает активный интерес к педагогической и исполнительской деятельности. Предполагается, что при прохождении практики студенты понимают специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности; знают, как добиться глубокого проникновения в содержание и идейно-эмоциональный смысл, заложенный в нотной записи, понимают и сопоставляют различные алгоритмы и варианты действий при воплощении услышанного в звуке и нотном тексте. Умеют самостоятельно воспроизводить музыкальные сочинения, записанные традиционными видами нотации, реализо-вывая многослойность трактовки исполняемого произведения, выражая самобытное прочтение авторского текста с привнесением ярких черт индивидуальности. Владеют навыками чтения с листа и эффективно применяют их на практике.

Для успешного освоения дисциплины «Исполнительская практика» и яркого концертного выступления необходимо уделять пристальное внимание репертуару, исполняемому в концертах. В зависимости от места выступления и подготовленности публики репертуар должен отличаться, быть понятным и интересным для аудитории, так как с его помощью решаются не только учебно-творческие, но и воспитательные, художественно-исполнительские задачи.

Подготовка концертного репертуара и участие в концерте являются итоговой точкой определённого периода в учебно-творческой деятельности студентов. В процессе разучивания произведений (в данном контексте рассматривается именно концертный, а не учебный материал) и подготовки к концерту студенты должны понимать и учитывать специфику поведения и мышления на сцене, доступность для понимания музыкального материала слушателями, актуальность исполняемых произведений именно для данного мероприятия в целом и т.д.

Одной из первостепенных задач в области преподавательской работы на уровне высшего музыкального образования является выявление и развитие в процессе обучения индивидуальных качеств личности. Индивидуальные занятия всегда предполагают особый подход преподавателя к каждому студенту, где учитываются все факторы, тормозящие или благотворно влияющие на воспитание и профессиональный рост музыканта.

Для преподавателя важно обратить внимание на следующие аспекты: при подборе программы следует опираться на уровень профессиональной подготовки, музыкальный потенциал, артистизм, индивидуальные особенности, склонности, стремления, тип темперамента и черты характера студента; необходимо учитывать интерес к определённым стилям, направлениям и жанрам в музыке; поощрять проявление самостоятельности в выборе новых произведений, прислушиваться к желаниям и стремлениям учащегося, так как всё это является стимулом для занятий и творческого роста студента.

Порой, в силу молодости или недостатка музыкального опыта, студент не может адекватно определить уровень сложности произведений в соотношении со своими техническими или музыкальными возможностями. В данной ситуации задача педагога заключается в предельно корректном объяснении причин, по которым брать в работу предложенное учащимся произведение нецелесообразно, в разъяснении тех или иных обязательных требований, необходимых для освоения учебной программы. Следует всегда высказывать свои пожелания и рекомендации, соблюдать определённый баланс между произведениями, которые нужно освоить в соответствии с учебным планом, произведениями, которые желает взять в работу сам студент, и произведениями, направленными на совершенствование технических, музыкальных или иных сторон музыканта, расширяю-

щими его кругозор, воспитывающими музыкальный вкус и развивающими мастерство владения инструментом. Большое значение имеет постепенное усложнение исполняемых произведений в соответствии с техническим и музыкальным развитием студента. Должна быть чётко определена степень подготовленности учащегося к освоению данного произведения, спрогнозировано время, необходимое для разучивания и доведения произведения до концертного варианта исполнения.

Бессистемный подбор произведений отрицательно сказывается на музыкальном развитии студента, расхолаживает их и притупляет интерес к занятиям. При выборе репертуара необходимо избегать формального подхода, уделять достаточное внимание к воспитывающей роли репертуара, который является основой в обучении и воспитании профессиональных музыкантов. Преуменьшение данных моментов ведёт к стихийному, нецеленаправленному развитию художественных вкусов и интересов.

Важно понимать главную задачу и ставить максимальные цели, что всегда положительно влияет на пробуждение интереса к занятиям, способствует формированию доверительных отношений между обучающимися и преподавателем, что в итоге ведёт к стремительному профессиональному и творческому росту студента, достижению высших художественно-исполнительских целей и профессионального становления музыканта-исполнителя в целом.

Большинство занятий на кафедрах музыкальной направленности проходит в индивидуальной форме, где основное внимание уделяется развитию и совершенствованию индивидуальных способностей каждого студента. Поэтому проблемы личностно-профессионального роста студентов выходят на первый план по причине углубления в процессе обучения в технические и технологические аспекты освоения инструмента, а развитию мотивации, личностных качеств, музыкальности, артистизма, интереса к занятиям на музыкальном инструменте уделяется меньшее внимание.

В свете вышеизложенного становится очевидно, что предмет «Исполнительская практика» позволяет упростить длительный, кропотливый, требующий концентрации воли процесс профессионального овладения инструментом, помочь преодолеть многочисленные трудности на пути становления музыканта, повысить мотивацию к занятиям, раскрыть творческие способности, развить волевые, лидерские, музыкально-исполнительские и организаторские качества личности и в итоге обеспечить профессиональную состоятельность музыканта. Дисциплина обогащает и расширяет концертные возможности кафедры в частности и факультета в целом по наполнению музыкальными номерами мероприятий различной тематики и направленности, помогая удовлетворить музыкальные запросы любой аудитории. Обеспечивает баланс между требованиями, заложенными в Федеральном государственном образовательном стан-

дарте, и творческой свободой студента, нивелируя противоречия между стремлением к самостоятельности в принятии решений, профессиональной независимости, свободе выбора и объективными реалиями учебного процесса. Позволяет на высоком профессиональном уровне проводить концерты местного, районного, городского, регионального и международного масштаба. Способствует раскрытию и развитию музыкально-исполнительских способностей. Длительные сроки освоения данной дисциплины дают возможность корректировать и конкретизировать репертуар и другие аспекты учебно-творческого процесса. Чувство творческой свободы, изначально заложенное в предмете, придаёт студенту импульс для профессионального и личностного развития, что благотворно влияет на темп и лёгкость освоения учебной программы, повышает успеваемость. Активное вовлечение студентов в концертно-исполнительскую деятельность ускоряет процесс их профессиональной подготовки на основе индивидуального творчества и коллективного сотворчества, объединяет индивидуальные потребности, профессиональные интересы, желание быть частью коллектива единомышленников, разделить с ними свой успех как общий и почувствовать общий успех как свой.

Литература

1. Бортникова И. И. Роль интенсивной концертно-исполнительской практики в развитии музыкальной одарённости учащихся // Образование и саморазвитие. 2011. № 1 (23). С. 110-115.

2. Бурдюжа Е. А. Концертная деятельность как средство самореализации студента вуза и искусства : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Бурдюжа Елена Анатольевна. Екатеринбург, 2008. 23 с.

3. Вахтель Л. B. Индивидуальный стиль музыкально-исполнительской деятельности студента : монография. Воронеж : ВГПУ, 2004. 134 с.

4. Вербицкий A. A., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интерпретации. Москва : Логос, 2009. 334 с.

5. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением : психологический анализ : [научно-методическое издание]. Москва : Классика-ХХ1, 2008. 96, [1] с. (Секреты фортепианного мастерства).

6. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада. Москва : Классика-ХХ1, 2006. 151 с.

7. Имханицкий М. И. Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном интонировании : учебное пособие для высших учебных заведений. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва : Российская академия музыки имени Гнесиных, 2018. 231 с. : ноты.

8. Левченко Ю. А. Развитие духовности личности подростка средствами музыкально-эстетического воспитания : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Левченко Юлия Александровна ; Воронежский государственный университет. Воронеж, 2006. 234 с.

9. Лобова А. Ф. Теория и практика формирования у детей эстетического отношения к человеку : автореферат дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.01 / Лобова Алла Фёдоровна ; Институт художественного образования Российской академии образования. Москва, 2001. 34 с.

10. Мильтонян С. О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная парадигма. Тверь : Импульс, 2003. 236 с.

11. Петелин А. С., Петелина Е. А. Учитель музыки: становление личности и профессионализма : учебно-методическое пособие для студентов бакалавриата и магистратуры педагогических высших учебных заведений. Воронеж : ВГПУ, 2009. 168 с.

12. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учебное пособие. Санкт-Петербург : Композитор, 2008. 367 с. : ил., табл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.