Научная статья на тему 'Комплексный подход к решению проблемы активизации исполнительской деятельности студентов-звукорежиссёров в процессе обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры'

Комплексный подход к решению проблемы активизации исполнительской деятельности студентов-звукорежиссёров в процессе обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО / COMPLEX APPROACH / PERFORMING ACTIVITY / UNIVERSITY OF ARTS AND CULTURE / LEARNING TO PLAY THE PIANO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова О.А., Сараева Л.П.

В современном образовательном процессе вуза искусств и культуры одной из главных задач является подготовка к квалифицированной работе специалистов-профессионалов, умеющих в короткие сроки решать поставленные задачи в соответствующей области искусств или культуры. Однако специфика изучения исполнительских дисциплин требует от преподавателя понимания цельности и комплексности образовательных и воспитательных задач при обучении. В связи с данным обстоятельством применение комплексного подхода в обучении, при помощи которого проблемы активизации исполнительской деятельности студентов-звукорежиссёров в процессе обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры решаются быстрее, становится актуальным и востребованным временем. Кроме того, планы государства на получение квалифицированного специалиста, обозначенные в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах, четко обозначают структуры профессиональных и общекультурных компетенций, в соответствии с которыми происходит развитие сугубо профессиональных и общекультурных качеств будущих специалистов социально-культурной деятельности. В настоящее время недостаточно изучена проблема развития музыкальной компетентности, являющаяся частью профессиональной компетентности будущих звукорежиссёров, и это существенный пробел в научном знании. Целью исследования стал комплексный подход в решении активизации исполнительской деятельности данных специалистов, получающих профессиональное образование в вузе искусств и культуры. Наиболее значимым в ходе освоения дисциплины «фортепиано» слало эффективное использование комплексного подхода в целях повышения качества исполнительской деятельности будущих звукорежиссёров, получающих одну из самых востребованных творческих профессий на современном рынке труда. Результаты исследования могут быть использованы при организации лекций-концертов, которые выступают итоговым завершением курса в освоении дисциплины «фортепиано, могут служить основой дальнейших исследований, касающихся интеграции музыкальных дисциплин, необходимых для изучения будущими звукорежиссёрами в вузе искусств и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Титова О.А., Сараева Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRATED APPROACH TO SOLVING THE PROBLEMS OF FOSTERING THE PERFORMING ACTIVITY OF STUDENTS-ENGINEERS IN THE PROCESS OF LEARNING TO PLAY THE PIANO AT THE UNIVERSITY OF ART AND CULTURE

In the modern educational process of the University of arts and culture, one of the main tasks is to prepare for qualified work of specialists-professionals who are able to solve tasks in the relevant field of arts or culture in a short time. However, the specificity of the study of performing disciplines requires the teacherto understand the integrity and complexity of educational and educational tasks in training. In connection with this circumstance, the use of an integrated approach in teaching, by which the problems of activating the performance of students-sound engineers in the process of learning to play the piano at the University of arts and culture are solved faster, becomes relevant and popular time. In addition, the state plans to obtain a qualified specialist, indicated in the Federal state Educational Standards, clearly indicate the structure of professional and General cultural competencies, in accordance with which the development of purely professional and General cultural qualities of future specialists of social and cultural activities. At present, the problem of the development of musical competence, which is part of the professional competence of future sound engineers, is insufficiently studied, and this is a significant gap in scientific knowledge. The aim of the study was a comprehensive approach to solving the problem of enhancing the performance of these specialists receiving professional education at the University of arts and culture. The most significant in the course of mastering the discipline "piano" was the effective use of an integrated approach to improve the quality of performance of future sound engineers, receiving one of the most popular creative professions in the modern labor market. The results of the study can be used to organize lectures and concerts that are the final completion of a course in mastering the discipline "piano, can serve as a basis for further research regarding the integration of musical disciplines needed to study future engineers at the University of arts and culture.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к решению проблемы активизации исполнительской деятельности студентов-звукорежиссёров в процессе обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры»

УДК 37.0

DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-4-639-648

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЗВУКОРЕЖИССЁРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ВУЗЕ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

AN INTEGRATED APPROACH TO SOLVING THE PROBLEMS OF FOSTERING THE PERFORMING ACTIVITY OF STUDENTS-ENGINEERS IN THE PROCESS OF LEARNING TO PLAY THE PIANO AT THE UNIVERSITY OF ART AND CULTURE

О.А. Титова, Л.П. Сараева O.A.Titova, L.P. Sarajeva

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия, 308033, г. Белгород, Королева, 7

Belgorod state Institute of arts and culture, 7 Koroleva St, Belgorod, 308033, Russia

Е-mai: titova-68@mail.ru saraeva.lubov@yandex.ru

Аннотация

В современном образовательном процессе вуза искусств и культуры одной из главных задач является подготовка к квалифицированной работе специалистов-профессионалов, умеющих в короткие сроки решать поставленные задачи в соответствующей области искусств или культуры. Однако специфика изучения исполнительских дисциплин требует от преподавателя понимания цельности и комплексности образовательных и воспитательных задач при обучении. В связи с данным обстоятельством применение комплексного подхода в обучении, при помощи которого проблемы активизации исполнительской деятельности студентов-звукорежиссёров в процессе обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры решаются быстрее, становится актуальным и востребованным временем. Кроме того, планы государства на получение квалифицированного специалиста, обозначенные в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах, четко обозначают структуры профессиональных и общекультурных компетенций, в соответствии с которыми происходит развитие сугубо профессиональных и общекультурных качеств будущих специалистов социально-культурной деятельности. В настоящее время недостаточно изучена проблема развития музыкальной компетентности, являющаяся частью профессиональной компетентности будущих звукорежиссёров, и это существенный пробел в научном знании. Целью исследования стал комплексный подход в решении активизации исполнительской деятельности данных специалистов, получающих профессиональное образование в вузе искусств и культуры. Наиболее значимым в ходе освоения дисциплины «фортепиано» слало эффективное использование комплексного подхода в целях повышения качества исполнительской деятельности будущих звукорежиссёров, получающих одну из самых востребованных творческих профессий на современном рынке труда. Результаты исследования могут быть использованы при организации лекций-концертов, которые выступают итоговым завершением курса в освоении дисциплины «фортепиано, могут служить основой дальнейших исследований, касающихся интеграции музыкальных дисциплин, необходимых для изучения будущими звукорежиссёрами в вузе искусств и культуры.

Abstract

In the modern educational process of the University of arts and culture, one of the main tasks is to prepare for qualified work of specialists-professionals who are able to solve tasks in the relevant field of arts or culture in a short time. However, the specificity of the study of performing disciplines requires the teacher

to understand the integrity and complexity of educational and educational tasks in training. In connection with this circumstance, the use of an integrated approach in teaching, by which the problems of activating the performance of students-sound engineers in the process of learning to play the piano at the University of arts and culture are solved faster, becomes relevant and popular time. In addition, the state plans to obtain a qualified specialist, indicated in the Federal state Educational Standards, clearly indicate the structure of professional and General cultural competencies, in accordance with which the development of purely professional and General cultural qualities of future specialists of social and cultural activities. At present, the problem of the development of musical competence, which is part of the professional competence of future sound engineers, is insufficiently studied, and this is a significant gap in scientific knowledge. The aim of the study was a comprehensive approach to solving the problem of enhancing the performance of these specialists receiving professional education at the University of arts and culture. The most significant in the course of mastering the discipline "piano" was the effective use of an integrated approach to improve the quality of performance of future sound engineers, receiving one of the most popular creative professions in the modern labor market. The results of the study can be used to organize lectures and concerts that are the final completion of a course in mastering the discipline "piano, can serve as a basis for further research regarding the integration of musical disciplines needed to study future engineers at the University of arts and culture.

Ключевые слова: комплексный подход, исполнительская деятельность, вуз искусств и культуры, обучение игре на фортепиано.

Key words: complex approach, performing activity, University of arts and culture, learning to play the piano.

Введение

В парадигме современной педагогической науки комплексный подход содержит общие критерии, касающиеся не только содержания учебного материала, необходимого для освоения учебной дисциплины, но и целый комплекс задач, предъявляемых к обучению, воспитанию и развитию разной категории обучающихся.

При реализации комплексного подхода в образовательном процессе вуза искусств и культуры происходит отбор содержания, методов и форм проведения учебных занятий. Активизация исполнительской деятельности студентов-звукорежиссёров в процессе обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры - требование к успешному освоению учебной дисциплины. Анализируя учебно-методические комплексы по данной дисциплине, констатируем, что в них находят место распределение содержания дисциплины по занятиям, предъявляются требования к самостоятельной работе студентов, составляется список рекомендуемой для изучения литературы для изучения конкретной дисциплины, происходит разработка программы каждого занятия и решаются многие другие аспекты современного образовательного процесса. Однако проблема активизации исполнительской деятельности студентов-звукорежиссёров в вузе искусств и культуры, на наш взгляд, проблема, в отношении которой существует определенный пробел в научном знании.

Нужно отметить, что комплексный подход к образованию вообще - спасательный круг для решения широкого спектра проблем. И это неслучайно, так как структурными элементами комплексного подхода в обучении являются: единство цели, задач, содержания методов и форм обучения; единство воздействия на сознание, чувства и поведение; целенаправленная организация всех сфер деятельности. Еще к структурным элементам комплексного подхода относят: единство образования, воспитания и развития; единство воспитания и самовоспитания; тесное взаимодействие социальных институтов воспитания (школа, семья, и т.д.); организационное обеспечение комплексного подхода» [Комплексный подход в обучении, 2013-2019.].

Следует признать универсальность комплексного подхода для образовательного процесса для обучающихся разных возрастных категорий. В наше время проблема обуче-

ния детей, подростков, юношей и девушек, а также взрослой категории населения достаточно актуальна.

Министерство образования и науки Российской Федерации разработало нормативный документ, в соответствии с которым должно быть обеспечено непрерывное образование взрослых. Документ носит название «Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года» и опирается на правовую основу Федерального Закона, утвержденного 29 декабря 2012 года за № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Таким образом, актуальным в современной науке, образовании и соответствующий реалиям сегодняшнего дня стал научный постулат о том, что необходимо «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».

Представленный российский нормативный документ «перекликается» с программой подготовки специалистов в странах ЕС, получившей название «Стратегические рамки европейского сотрудничества в области общего и высшего профессионального образования до 2020 года» В документе сказано: «A skilled workforce is one of the main assets of the European social and economic model. Education contributes to boosting economic growth and increase productivity and wages» [The strategic framework for European cooperation in education and training..., 2009]. Таким образом, цель данного исследования - последовательное использование комплексного подхода в решении проблемы активизации исполнительской деятельности студентов-звукорежиссёров в процессе обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры. Значимость решения данной проблемы считаем важной для успешной профессиональной деятельности будущих звукорежиссёров и их дальнейшего непрерывного образования и самообразования в рамках осуществления профессиональной деятельности.

Основная часть

Организационное обеспечение комплексного подхода в образовательном процессе вуза искусств и культуры должен обеспечить преподаватель каждой дисциплины. Современный образовательный процесс в вузе, и процесс обучения студентов-звукорежиссёров игре на фортепиано в вузе искусств и культуры в том числе, опираются, безусловно, на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, однако в условиях нынешнего времени обучение названной категории студентов вполне можно отнести и к непрерывному образованию взрослых. Контингент современных студентов, получающих профессию звукорежиссёра (по очной, а особенно по заочной форме обучения), содержит всё большее количество молодых людей, которые пришли к выбору профессии осознанно, получив первоначальный опыт работы по специальности без документа дипломированного специалиста. Практика работы со студентами-звукорежиссёрами показывает, что будущие специалисты пробуют свои силы в организации молодежных дискотек, очень любят музыку и готовы работать как днём, так и ночью. В Белгородский государственный институт искусств и культуры молодые люди приезжают из всех уголков нашей огромной страны и аргументируют свой выбор достаточно узким кругом высших учебных заведений страны (исключая Москву и Санкт-Петербург), где можно получить квалификацию профессионального звукорежиссёра. Профессию звукорежиссёра сегодня мечтают получить многие выпускники средних общеобразовательных школ. В наше время информационных технологий профессия набирает популярность и об этом можно судить и по большому конкурсному отбору среди абитуриентов. Квалифицированный звукорежиссёр сегодня - это человек, хорошо владеющий современными информационно-компьютерными технологиями работы со звуком. Для того чтобы разбираться в сложных программах работы со звуком, нужно любить свое дело и ориентироваться в постоянно обновляющихся программах записи звука.

Меняются производственные технологии, модернизируются компьютерные программы и носители, претерпевают изменения некоторые стандарты проектирования. Эти изменения требуют инновационных решений и в сфере образования, которые касаются

подготовки специалистов. От специалистов требуют обладания ими, «в дополнение к профессиональным компетенциям, - новых, универсальных знаний и «сквозных» компетенций, позволяющих быстро адаптироваться к динамическим изменениям, критически осмысливать полученные данные и осваивать новые виды производственной деятельности» [Концепция непрерывного образования, 2015].

Обучение игре на фортепиано в вузе искусств и культуры для многих студентов-звукорежиссёров является абсолютно новым видом деятельности. Будущие звукорежиссеры хотят предоставлять аудитории готовый музыкальный продукт, управлять готовым звуком, а не пробовать извлекать его из инструмента (конечно, это в большей степени касается тех студентов, которые не имеют начальной музыкальной подготовки). Нужно отметить, что студенты, обладающие начальной музыкальной подготовкой, легче «входят» в процесс обучения игре на фортепиано, так как имеют целый комплекс элементов исполнительской подготовки. Безусловной для всех студентов-звукорежиссёров остается любовь к музыке. Из бесед с первокурсниками становится очевидным, что они любят классическую, джазовую, народную музыку, любят слушать современную рок - музыку и знакомы с творчеством популярных в молодежной среде исполнителей.

Однако игра на инструменте - абсолютно иной вид музыкальной деятельности, выполнять которую для определенной категории студентов совсем не просто. Это путь, по которому нужно быть готовым пройти, и, несмотря на некоторые трудности в восприятии нового, адаптироваться. Нужно отметить, что не каждый студент готов к постижению дисциплины. Практика работы с будущими звукорежиссерами показывает, что есть некоторые проблемы, касающиеся личного времени каждого отдельно взятого студента. Как выяснилось, большая часть студентов подрабатывает. Некоторые студенты совмещают обучение в вузе с работой в студии звукозаписи (в лучшем случае), а другая часть будущих звукорежиссеров имеет дополнительную подработку по абсолютно другим специализациям. Небольшие студенческие стипендии и взрослый возраст студентов стали отправной точкой для сложившейся ситуации.

Для категории будущих звукорежиссеров, приступивших к обучению в вузе искусств и культуры без музыкальной подготовки, начальный этап освоения дисциплины становится особенно трудным. Студентам, не владеющим навыками инструментального исполнительства, работа с каждым звуком, каждой музыкальной фразой кажется излишне кропотливой. Практическая работа со студентами свидетельствует о том, что некоторые студенты пробуют подбирать по слуху, не владея музыкальной грамотой. Такие навыки подбора по слуху - уже первые шаги для «налаживания контакта» с инструментом и «задел» для успешного освоения дисциплины.

Кроме вышеуказанных факторов, и в связи с полной загруженностью специальными дисциплинами, у будущих звукорежиссёров времени на обучение игре на фортепиано остается не так много. Не приходится сомневаться в том, что для той категории студентов, которая вообще не знакома с инструментом, но решительно «настроена» получать профессию звукорежиссёра, игра на фортепиано в вузе искусств и культуры и всё, что к ней относится, воспринимается в виде «сквозных» компетенций. Среди категории студентов, которая любит музыку только слушать, существует мнение, что через обучение новому предмету «фортепиано» можно просто пройти и «выйти как из тумана, который стелется по дороге». Между тем овладение игрой на фортепиано (или эскизное знакомство с новым видом деятельности), является весьма полезным. На будущую работу звукорежиссёра, о чём свидетельствуют специалисты, получившие профессиональное образование в Белгородском государственном институте искусств и культуры, навыки общения с клавиатурой, быстрота реагирования на изменения фактуры музыкального материала в записи и динамический план звучащей музыки владение исполнительством, даже на самом среднем уровне, оказывают большое положительное влияние.

Изучение дисциплины «фортепиано» обогащает будущего специалиста целой палитрой специфических навыков работы со звуком: здесь можно провести массу параллелей, сравнивая игру пианиста и деятельность профессионального звукорежиссёра. Сравнивая, можно провести параллели, начиная от нюансировки и динамики звука и заканчивая логикой построения музыкальной формы, которая, безусловно, просматривается при игре на фортепиано даже несложных музыкальных произведений и необходима звукорежиссёру для выстраивания композиционных блоков программы. Репертуар для изучения студентами на уроке фортепиано, безусловно, самый различный и, организуя проведение занятий, преподаватель опирается на уровень музыкальной подготовки студента.

«Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс: воспитатели, воспитанники, средства — могут образовать некий жизнеспособный процесс» [Подласый, 2004]. Считаем важным процесс обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры организовывать таким образом, чтобы полученные на уроках фортепиано знания, закрепленные многочисленными навыками, стали умениями, позволяющими осуществлять игру на инструменте. На наш взгляд, активизации исполнительской деятельности могут способствовать организованные на кафедре общего фортепиано небольшие концерты, в которых будущие звукорежиссёры исполняют на инструменте выученные в течение семестра в классе сольные пьесы. Такие лекции-концерты в Белгородском государственном институте искусств и культуры проводятся регулярно, и, нужно отметить, что будущие звукорежиссёры с интересом относятся к проведению подобных мероприятий.

Организация и проведение лекций-концертов как итоговое завершение семестрового обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры содержит элементы комплексного подхода. К.И. Бузаров, характеризуя комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы, пишет: «Существо комплексного подхода в полном смысле можно понять только в том случае, если он исследуется на основе таких фундаментальных категорий, понятий материалистической диалектики, как единство и многообразие мира; всеобщая связь явлений, их взаимодействие и целостность; единичное, особенное и всеобщее, общественное и индивидуальное сознание» [Бузаров, 2012].

Исследовать категории общественного и индивидуального сознания применительно к обучению игре на фортепиано студентов-звукорежиссёров в условиях комплексного подхода в вузе искусств и культуры достаточно сложно. Однако стоит заметить, что от индивидуального сознания студента зависит успех овладения учебной дисциплиной, которая изучается в комплексе с другими дисциплинами вариационного цикла. Ключевыми понятиями в освоении дисциплины в этом случае выступают как индивидуальность студента, так и индивидуальное обучение учебной дисциплине. Проблемы, связанные с формированием индивидуальности в наше время стали основополагающими направлениями современных педагогических школ, а ведущие педагогии-исследователи с разных позиций рассматривают вопросы, касающиеся индивидуального обучения и возникающие потребности обучающихся разного возраста. «Собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области, т.е. (каждому учащемуся предоставляется собственная образовательная траектория)» [Хуторской, 2005, с. 82; Хуторской, 2018].

Обучение игре на фортепиано преподаватель выстраивает по индивидуальному плану студента, делая акценты на малоизученные области знаний в изучении предмета. Индивидуальная образовательная траектория для обучения игре на фортепиано - вопрос первостепенной важности. Специфичность дисциплины заключается в том, что инструментальные навыки лучше всего формируются в детстве или раннем школьном возрасте, но практика преподавания дисциплины в вузе искусств и культуры показывает, что далеко не все будущие звукорежиссёры соприкасались с игрой на фортепиано в этот период сво-

ей жизни. В связи с этим знания и умения, необходимые для навыков игры на фортепиано, формируются уже в период обучения в вузе, что достаточно сложно даже с физиологической точки зрения, и студент, к сожалению, ограничен во времени их детального и точного постижения, а работа требует кропотливости. Для активизации студентов в обучении игре на фортепиано необходим большой объем самостоятельной работы студента, т.к. только при «автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований» [Немов, 2003, с. 159].

Большим плюсом в изучении дисциплины является то, что обучение будущих звукорежиссёров игре на фортепиано является индивидуальным и у преподавателя фортепиано есть возможность работать с каждым отдельно взятым студентом в индивидуальном порядке.

Погружение в этимологию понятия «индивидуальность», а также следование процессу формирования музыкальной компетентности при изучении дисциплины, приводят нас к постижению индивидуальных особенностей каждого студента. Современное обучение зависит и от развития «познавательной компетентности, которая является ключевой составляющей индивидуальности» [Шибаева, 2012, с.181]. Мотивировать познавательную активность будущих специалистов преподаватель может в рамках комплексного подхода. Здесь важно опираться на один из критериев комплексного подхода - соответствие возрастных особенностей или возможностей студента трудностям, которые возникающих в процессе обучения. Осуществлять быстрый поиск слабых мест в музыкальном образовании студента, устранять технические трудности, преодолевать ритмические затруднения, работать над аппликатурой и качеством извлекаемого звука - малая толика задач, которые решаются на каждом индивидуальном занятии.

Считаем, что дисциплина «Фортепиано» в учебные планы подготовки данной категории специалистов в вузах искусств и культуры для того и введена, чтобы познания в области звукорежиссуры студентов были более насыщенными и отвечали «духу» современного времени. Большим подспорьем для обучения начинающих студентов-звукорежиссёров служит наличие личных современных синтезаторов. При наличии синтезатора, студент, начиная изучение произведений с проигрывания мелодии, может услышать её исполнение с аккомпанементом отдельного инструмента или целого симфонического или эстрадного оркестра. Занятия на синтезаторе стимулируют познавательную активность студентов, усиливают мотивацию, так необходимую для изучения дисциплины.

О важности психологической составляющей ученика и учителя для обучения игре на фортепиано говорил еще немецкий педагог-пианист К.А. Мартинсен [Мартинсен, 1966;]. Кроме того, учитывая специфику извлечения звука на инструменте, он первым выдвинул тезис о том, что преподаватель может развивать у ученика тот вид техники, которая соответствует его индивидуальному творческому звучанию. К.А. Мартинсен, опираясь на труды немецкого психолога В. Вундта [Тк^епег, 1921; Вундт, 2007], утверждал, «что в музыкальной педагогике необходима замена физиологической установки на психологическую» [Martienssen, 1983].

Цель изучения дисциплины «Фортепиано» в вузе искусств и культуры - способствовать формированию музыкальной компетентности будущих звукорежиссёров. Исполнительская деятельность студентов-звукорежиссёров в вузе искусств и культуры в процессе обучения игре на фортепиано для этого будет весьма полезной. Так, в соответствии с ФГОС ВО, им предстоит работать со специальной литературой, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4) [Титова, 2017, с. 13]. Приобретение музыкальной грамотности, получение знаний, умений и навыков игры на инструменте, без которых обучение игре на фортепиано не может состояться, невозможно без овладения специальной терминологией и проведения большого объема самостоятельной работы, которую студенту необходимо проделывать от урока к уроку. П.И. Чайковский писал о проблеме постоянного самосовершенствования музыканта так: «Прежде всего - труд, труд и

труд. Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. Вы упорной работой, нечеловеческим напряжением воли всегда добьетесь своего, и вам все дастся, удастся больше и лучше, чем гениальным лодырям» [Грабарь, 1937, с. 84].

Для того, чтобы «адски трудиться», необходима работа студента над собой. «Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности» [Сластенин и др., 2002, с. 127]. Мотивом осуществления обучения игре на фортепиано студентов-звукорежиссёров может стать их участие в лекциях-концертах, организованных на кафедре общего фортепиано, где показ (исполнение на концертном инструменте в концертном зале произведения, выученного на уроке), осуществляется по желанию студентов и решению преподавателя (на концерт нельзя выставлять плохие номера).

Стоит заметить, что из опыта работы преподавателя замечено, что подготовка к концертному исполнению для студента-звукорежиссёра всегда важнее, чем подготовка к сдаче зачета. Не желая «ударить в грязь лицом» студенты всегда затрачивают больше времени и эмоциональных затрат на подготовку к участию в концерте, чем на подготовку к сдаче зачета. Будущий звукорежиссёр затрачивает на подготовку к концерту гораздо больше самостоятельной работы. И это неслучайно: «реализация в учебном процессе самостоятельной работы, обладающей творческой составляющей, приводит к повышению у студентов мотивации к обучению, активизации усвоения и закрепления полученных знаний, приобретению умений и навыков их практического применения» [Бугай, 2014, с. 67]. Тот факт, что самостоятельная работа студента за инструментом является творческой, не вызывает сомнений. Студент «оттачивает» пианистическое мастерство, а это означает, что он «растет» в музыкальном отношении. Для того чтобы добиться точного исполнения технически трудных мест произведения, каждый выбирает «свои упражнения» для оттачивания аппликатурных тонкостей, «свои двигательные ходы» для осуществления динамического плана произведения. Вдумчивая работа за инструментом подразумевает не схоластический повтор текста, а поиск вариационных путей для достижения искомого результата. Каждый индивидуален и свободен в выборе для достижения цели. «Индивидуализация предполагает реализацию ресурса свободы, поле выбора для каждого с учетом интересов личности. Самое главное здесь - необходимая адаптация учебного процесса к каждому обучающемуся» [Гетман, Зырянов, 2014, с. 81].

Проведение лекций-концертов просветительской направленности - акт адаптации дисциплины фортепиано к индивидуальности студента. Для исполнения концертных номеров студенту предоставляется выбор. Для изучения программы в классе студенту предоставляется свобода выбора, для чего в классе преподаватель предварительно исполняет ряд произведений, возможных (по уровню сложности) для изучения. Игра преподавателя дисциплины адаптирует студентов-звукорежиссёров к учебному процессу в вузе искусств и культуры. Причем в результате такой адаптации еще и активизируется исполнительская деятельность будущего звукорежиссёра, происходит коммуникативное взаимодействие. Е.П. Лукьянова при проведении диссертационного исследования на тему: «Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля» выдвигает гипотезу о том, что профессиональная деятельность музыканта-исполнителя предполагает наличие у него ряда профессионально-коммуникативных качеств [Лукьянова, 2006, с. 15].

Одобряем данную гипотезу, которая применима и к обучению у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля, и к обучению студентов-звукорежиссёров в вузе искусств и культуры. Звукорежиссёр в процессе осуществления своей профессиональной деятельности вынужден общаться с представителями многих творческих профессий. Без умений и желания взаимодействовать профессиональная работа просто не состоится. В вузе искусств и культуры участие студента в лекциях-концертах

не только активизирует исполнительскую деятельность, но и через комплексный подход к изучению дисциплины фортепиано способствует развитию профессионально-коммуникативных качеств будущего специалиста.

Заключение

Подводя итог сказанному, можем констатировать, что применение комплексного подхода, адаптированного к проблеме активизации исполнительской деятельности студентов-звукорежиссёров в процессе обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры, оказалось весьма успешным. Игра студента - наглядное подтверждение результативности работы студента в классе и качества проделанной им самостоятельной работы. Применение комплексного подхода позволило перейти к созданию новой в науке структуре музыкальной компетентности, которая содержит комплекс музыкальных, общеобразовательных и профессиональных компетенций, личностные качества и ценностные ориентации студентов. Она включает знания, умения, навыки в области музыкального искусства, необходимые для использования в профессиональной и общественной сферах деятельности звукорежиссёров.

Значимость решения данной проблемы считаем важной для успешной профессиональной деятельности будущих звукорежиссёров и их дальнейшего непрерывного образования и самообразования в рамках осуществления профессиональной деятельности. Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются теоретической и методологической разработанностью рассматриваемой проблемы, применением комплексного подхода, длительным характером исследования и последовательным проведением эксперимента.

Список литературы

1. Бугай А.Ю. 2014. Самостоятельная работа студентов вуза: современное состояние проблемы. Педагогическое образование в России, 12: 67-72.

2. Бузаров К.И. 2012. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект). Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, (2): 32-36.

3. Вундт В. 2007. Введение в психологию. Москва, КомКнига, 168 с.

4. Гетман Н.А., Зырянов Б.Н. 2014. Подходы к проектированию индивидуального образовательного маршрута в последипломном образовании. Педагогическое образование в России, 12: 80-85.

5. Грабарь И.Э. 1937. Моя жизнь. Москва, Искусство, 376 с.

6. Пидкасистый П.И. 2019. Комплексный подход в обучении. Педагогика. Москва. Юрайт, 408 с.

Pitkasilta P.I. 2019. Integrated approach in education. Comprehensive approach in training. Pedagogy. Moscow. Yurayt, 408 p.

7. Лукьянова Е.П. 2006. Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля. Дисс. ... канд. пед. Екатеринбург, 174 с.

8. Мартинсен К.А. 1966. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М., Музыка, 219 с.

9. Немов Р.С. 2003. Психология. Книга 1: Общие основы психологии. М., ВЛАДОС, 688 с.

10. Подласый И.П. 2004. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов. Москва, 356 c.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. 2002. Педагогика. Москва, Академия, 576 с.

12. Титова О.А. 2017. Формирование музыкальной компетентности будущих звукорежиссёров в вузе искусств и культуры. Автореферат дис. канд. пед. наук. Белгород, 25 с.

13. Титова О.А. 2017. Формирование музыкальной компетентности будущих звукорежиссёров в вузе искусств и культуры. Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 244 с.

14. Хуторской А.В. 2005. Методика личностно-ориентированного обучения: Как обучать всех по-разному? Москва, ВЛАДОС-ПРЕСС, 383 с.

15. Хуторской А.В. 2018. Миссия ученика как основание его стремлений и компетентностей. Научный результат. Педагогика и психология образования, 4 (1): 51-64. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-1-51-64. URL: http://rrpedagogy.ru/media/pedagogy /2018/1/Хуторской_А.В ..pdf (дата обращения: 11.09.2019).

16. Шибаева С.И. 2012. Формирование индивидуальности школьника: состояние проблемы. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 12 (131). Вып.14: 179-184.

17. Martienssen С.А. 1983. Schöpferischer Klavierunterricht (BV 194). Available at: https://www.amazon.de/Sch%C3%B6pferischer-Klavierunterricht-Carl-Adolf-Martienssen/dp/376510194X (accessed: 25.06.2009) (in German).

18. The strategic framework for European cooperation in education and training (ET 2020) is a forum which allows Member States to exchange best practices and to learn from each other. 2009. Available at: http://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework_de (accessed: 30.11.2018) (in English).

19. Titchener E.B. 1921. Wilhelm Wundt. American Journal of Psychology, 32(2): 161-78.

References

1. Bugay A.Yu. 2014. Samostoyatel'naya rabota studentov vuza: sovremennoe sostoyanie prob-lemy [Independent work of University students: the current state of the problem]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 12: 67-72.

2. Buzarov K.I. 2012. Kompleksnyy podkhod kak metodologicheskiy printsip postroeniya vospitatel'noy sistemy shkoly (teoreticheskiy aspekt) [An integrated approach as a methodological principle of building the educational system of the school (theoretical aspect).]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, (2): 32-36.

3. Wundt V. 2007. Vvedenie v psikhologiyu [Introduction to psychology]. Moscow, Komkniga, 168 p.

4. Hetman N.A., Zyryanov B.N. 2014. Podkhody k proektirovaniyu individual'nogo obra-zovatel'nogo marshruta v poslediplomnom obrazovanii [Approaches to the design of individual educational route in postgraduate education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 12: 80-85.

5. Grabar I.E. 1937. My life. Moscow, Art, 376 p.

6. Pitkasilta P.I. 2019. Integrated approach in education. Comprehensive approach in training. Pedagogy. Moscow. Yurayt, 408 p.

7. Lukyanova E.P. 2006. Formation of professional and communicative qualities of students of musical and performing universities in the class of chamber ensemble. Diss. ... cand. ped. sciences. Ekaterinburg, 174 p.

8. Martinsen K.A. 1966. Individual'naya fortepiannaya tekhnika na osnove zvuko-tvorcheskoy voli [Individual piano technique based on creative will]. M., Muzyka, 219 p.

9. Nemov R.S. 2003. Psikhologiya. Kniga 1: Obshchie osnovy psikhologii [Psychology. Book 1: General Fundamentals of Psychology]. M., VLADOS, 688 p.

10. Podlasie I.P. 2004. Pedagogics: 100 questions - 100 answers. Moscow, 356 p.

11. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. 2002. Pedagogy. Moscow, Academy, 576 p.

12. Titova O.A. 2017. Formirovanie muzykal'noy kompetentnosti budushchikh zvukorezhisse-rov v vuze iskusstv i kul'tury [Formation of the musical competence of future engineers at the University of arts and culture]. Abstract dis. cand. ped. sciences. Belgorod, 25 p.

13. Titova O.A. 2017. Formirovanie muzykal'noy kompetentnosti budushchikh zvukorezhisse-rov v vuze iskusstv i kul'tury [Formation of the musical competence of future engineers at the University of arts and culture]. Diss. cand. ped. sciences. Belgorod, 244 p.

14. Khutorskoy A.V. 2005. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya: Kak obuchat' vsekh po-raznomu? [Methods of personality-oriented learning: How to teach everyone in different ways?]. Moscow, VLADOS-PRESS, 383 p.

15. Khutorskoy A.V. 2018. Missiya uchenika kak osnovanie ego stremleniy i kompetentnostey [The student's mission as the basis of his aspirations and competencies]. Research result. Pedagogy and Psychology of Education, 4 (1): 51-64. DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-1-51-64. Available at: http://rrpedagogy.ru/media/pedagogy /2018/1/Хуторской_А.В..pdf (accessed: 11.09.2019).

16. Shibaeva S. I. Formirovanie individual'nosti shkol'nika: sostoyanie problem [Formation of the student's personality: the state of the problem]. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 12 (131). Issue.14: 179-184.

17. Martienssen C.A. 1983. Schöpferischer Klavierunterricht (BV 194). Available at: https://www.amazon.de/Sch%C3%B6pferischer-Klavierunterricht-Carl-Adolf-Martienssen/dp/376510194X (accessed: 25.06.2009) (in German).

18. The strategic framework for European cooperation in education and training (ET 2020) is a forum which allows Member States to exchange best practices and to learn from each other. 2009. Available at: http://ec.europa.eu/education/policy/strategic-framework_de (accessed: 30.11.2018) (in English).

19. Titchener E.B. 1921. Wilhelm Wundt. American Journal of Psychology, 32(2): 161-78.

Ссылка для цитирования статьи For citation

Титова О.А., Сараева Л.П. 2019. Комплексный подход к решению проблемы активизации исполнительской деятельности студентов-звукорежиссеров в процессе обучения игре на фортепиано в вузе искусств и культуры. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 38 (4): 639-649. DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-4639-648

Titova O.A., Saraeva L.P. 2019. An Integrated approach to the problem of activization of performing activity of students-sound engineers in the process of learning to play the piano at the University of arts and culture. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series. 38 (4): 639-649 (in Russian). DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-4-639-648

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.