Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ И НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНЫХ ВЕДОМСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД МВД РОССИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ И НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНЫХ ВЕДОМСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная деятельность / взаимодействие / конференция / научные организации / научное сотрудничество / scientific activity / interaction / conference / scientific organizations / scientific cooperation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Передня Дмитрий Григорьевич, Лащенов Михаил Сергеевич, Зуева Ольга Владимировна

Проведен анализ формальных и неформальных взаимодействий в сфере научной деятельности образовательных и научных организаций органов внутренних дел России с другими субъектами научной деятельности. На основе эмпирических данных рассматривались все участники научной деятельности, как научные организации, так и физические лица. В работе дана характеристика системе органов внутренних дел, возглавляемой Министерством внутренних дел России, как специфическому субъекту взаимодействий, как по научным задачам, так и по степени открытости проводимых исследований. В ее научной градации представлены: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Обозначено содержание, пределы и профили научных разработок, осуществляемых органами внутренних дел. Взаимодействие субъектов научной деятельности изучалось с помощью метода анализа документов. В качестве документальных источников выступили опубликованные материалы различных научно-представительских мероприятий, конференций, семинаров, круглых столов. В результате анализа текстов обнаружены пропорции, в которых разворачивается взаимодействие субъектов научной деятельности в целях решения задач, стоящих перед МВД России. Около 20 % составляют представители внешних научных организаций, чуть больше половины из которых – это представители других силовых ведомств. Из основного массива участников примерно равные доли, по 40 % от общего количества, составляют представители того вуза, на базе которого проводится научное мероприятие и других организаций этого же ведомства. Среди прочих выводов отмечено, что значительная часть представителей иных ведомств принимают участие в «посторонних» для них научных мероприятиях, повинуясь и находясь под воздействием, прежде всего, неформальных каналов коммуникации и межличностных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Передня Дмитрий Григорьевич, Лащенов Михаил Сергеевич, Зуева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF RESEARCH ENTITIES WITH EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS OF OTHER DEPARTMENTS IN ORDER TO SOLVE THE PROBLEMS FACING THE RF MINISTRY OF THE INTERIOR

The article is devoted to the analysis of formal and informal interactions in the field of research activity of educational and scientific organizations of the Russian internal affairs bodies with other research entities. Based on empirical data, all participants of research projects, both scientific organizations and individuals, were considered. The work characterizes the system of internal affairs bodies, headed by the RF Ministry of the Interior, as a distinct entity, both in terms of research scope and the level of openness of the research conducted. Its scientific gradation includes: fundamental research, applied research, and developments. The content, limits and profiles of scientific developments carried out by internal affairs bodies are indicated. The interaction among research entities was examined using the method of document analysis. Published materials from various scientific and representative events, conferences, seminars, and round tables served as documentary sources. The results of the document analysis revealed the interaction rates among research entities aimed at addressing the challenges faced by the RF Ministry of the Interior. Approximately 20% of the participants are representatives of external scientific organizations, with a little more than half being representatives of other law enforcement agencies. Among the main body of participants, roughly equal shares (40% of the total) are from the university hosting the scientific event and from other organizations within the same department. One notable conclusion is that a significant portion of representatives from other departments participate in scientific events extraneous to them, primarily driven by informal communication channels and interpersonal connections.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ И НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНЫХ ВЕДОМСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД МВД РОССИИ»

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.2.4 УДК 378.091.12(470)

Д.Г. Передня, М.С. Лащенов, О.В. Зуева

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ И НАУЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИНЫХ ВЕДОМСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД МВД РОССИИ

Проведен анализ формальных и неформальных взаимодействий в сфере научной деятельности образовательных и научных организаций органов внутренних дел России с другими субъектами научной деятельности. На основе эмпирических данных рассматривались все участники научной деятельности, как научные организации, так и физические лица. В работе дана характеристика системе органов внутренних дел, возглавляемой Министерством внутренних дел России, как специфическому субъекту взаимодействий, как по научным задачам, так и по степени открытости проводимых исследований. В ее научной градации представлены: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Обозначено содержание, пределы и профили научных разработок, осуществляемых органами внутренних дел.

Взаимодействие субъектов научной деятельности изучалось с помощью метода анализа документов. В качестве документальных источников выступили опубликованные материалы различных научно-представительских мероприятий, конференций, семинаров, круглых столов.

В результате анализа текстов обнаружены пропорции, в которых разворачивается взаимодействие субъектов научной деятельности в целях решения задач, стоящих перед МВД России. Около 20 % составляют представители внешних научных организаций, чуть больше половины из которых - это представители других силовых ведомств. Из основного массива участников примерно равные доли, по 40 % от общего количества, составляют представители того вуза, на базе которого проводится научное мероприятие и других организаций этого же ведомства. Среди прочих выводов отмечено, что значительная часть представителей иных ведомств принимают участие в «посторонних» для них научных мероприятиях, повинуясь и находясь под воздействием, прежде всего, неформальных каналов коммуникации и межличностных связей.

Ключевые слова: научная деятельность, взаимодействие, конференция, научные организации, научное сотрудничество.

Введение. Как философская категория понятие «взаимодействие» отражает процессы «воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других» [1, с. 459].

© Передня Д.Г., Лащенов М.С., Зуева О.В., 2024

Передня Дмитрий Григорьевич - д-р социол. наук, доцент, доцент кафедры социологии Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва, е-таН; 2975829@mail.ru.

Лащенов Михаил Сергеевич - канд. социол. наук, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления Академии управления МВД России, Москва, е-таУ: Laschenov.m@yandex.ru.

Зуева Ольга Владимировна - канд. социол. наук, заместитель начальника кафедры кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления, Академии управления МВД России, Москва, е-таУ: olgazueva-l@yandex.ru.

Взаимодействие субъектов научной деятельности органов внутренних дел (ОВД) с образовательными и научными организациями иных ведомств, по сути происходит аналогичным образом. Субъекты научной деятельности организационно относятся к ОВД, но в смысле научной деятельности они представляют собой компонент научной сферы России. Образовательная и научная политика МВД России является неотъемлемой составной частью государственной политики в области развития образования, науки и научно-технической политики, реализуемой в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел. «В условиях усиливающейся интеграции деятельности в постиндустриальном обществе важное значение приобретают проблемы методологии интеграции содержания высшего образования» [2, с. 77], которая обеспечивается в том числе посредством научного взаимообмена.

Эффективная организация образовательной деятельности и научного обеспечения в системе МВД России является одним из решающих факторов повышения результативности основных направлений управленческой деятельности в сфере правоохраны [3]. Управление научной деятельностью, на наш взгляд, осуществляется в соответствии с общим направлением развития управленческой культуры органов внутренних дел [4]. Иногда это анализируется с позиций увеличения технологичности управления научной деятельностью [5]. «Образовательные организации, выполняя свою как общественно, так и лич-ностно значимую функцию, имеют специфический запрос на содержание управленческой культуры и характеристики ее носителей» [6, с. 39]. Обратим внимание, что воздействия в рамках научных взаимодействий могут быть стихийными, в том числе посредством сетевых ресурсов [7, с. 34]. В этом случае воздействие на систему является результатом различных перекрещивающихся сил, массы случайных единичных фактов [8]. Кроме того, воздействия могут быть в форме сознательного, целенаправленного управления [9, с. 26], которое осуществляется различными субъектами управления [10, с. 14].

Научная деятельность (исследования и разработки) - творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения суммы научных знаний, в том числе о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей применения этих знаний. Критерием, позволяющим отличить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов деятельности, является наличие в исследованиях и разработках значительного элемента новизны.

Персонал, занятый исследованиями и разработками, - совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением исследований и разработок [11]. Говоря о персонале научных исследований, отметим усиливающуюся дифференциацию вузовских сообществ [12].

Минимальная единица взаимодействий - это исследователь. Исследователь - работник, профессионально занимающийся исследовательской работой и непосредственно осуществляющий создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем [13, с. 67].

Группа людей, сплоченных исследовательской деятельностью, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой, представляет собой научный коллектив. Основой научного потенциала в органах внутренних дел являются научные и образовательные организации системы МВД России, в которых проходят службу (работают) более 75 % (3617) всех докторов и кандидатов наук [14].

Говоря о взаимодействии в сфере научной деятельности следует обратить внимание на субъектность противоположной стороны. Участниками научной деятельности может быть научная организация или физическое лицо. При этом исследователь в статусе физического лица может обладать необходимой квалификацией и профессионально заниматься научной деятельностью в интересующих органы внутренних дел областях, но не являться членом научной организации. Например, его субъектность может быть утрачена вследствие прекращения трудового договора. В современных условиях взаимодействие с такими субъектами имеет ряд прежде всего правовых сложностей. Например, для научного работника исчезает его законодательно оформленное право на репутационный риск, идентификацию творческого и познавательного вклада в результаты эмпирического и теоретического исследования. Также такое взаимодействие происходит в условиях формирования особой поведенческой модели организации всего процесса научного труда.

На результат взаимодействия важное влияние оказывают не только участники научно-исследовательской деятельности, но и «скрытые» посредники: нормы, стереотипы, ориентации, выходящие за границы непосредственного контакта [15, с. 1309]. Таким образом, во взаимодействии участвуют не столько конкретные субъекты или объекты, сколько определенные системы, в которые они включены [16, с. 21]. Система ОВД, возглавляемая Министерством внутренних дел России, представляет собой специфический субъект взаимодействий, как по научным задачам, так и по степени открытости проводимых исследований. В ее научной градации представлены: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки [17, с. 20]. Во всех сферах общества научная работа проводится учреждениями двух типов: фундаментальные исследования - преимущественно в академических институтах, прикладные - преимущественно в отраслевых научных организациях. Содержание научных разработок, осуществляемых органами внутренних дел довольно широко [18], хотя оно далеко не полностью покрывает все направления и профили выполняемых исследований во всей стране.

Для совершенствования системы научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации важно взаимодействовать с внешней

средой. Дело в том, что любая система помимо того, что обладает системными признаками, в связи с чем наделена определенной самодостаточностью и целостностью, является в то же время подсистемой для системы более высокого уровня. Данное обстоятельство делает закономерным рассмотрение любой системы не только через ее внутреннюю факторную обусловленность, но и путем анализа ее внешних связей. При этом стоит уделять внимание «интегрированной и комплексной оценке ценностного аспекта социокультурного пространства современной образовательной среды» [19, с. 232].

Теоретически мы можем представить, что подсистема научного обеспечения деятельности органов внутренних дел России снабжает систему ОВД всеми необходимыми научными продуктами. Практически это едва ли возможно, прежде всего потому, что органы внутренних дел не являются закрытой системой. Они многое получают из внешней среды и в рамках своего функционала много должны отдавать обществу, государству, социальным общностям, отдельным индивидам. Для качественного выполнения своего предназначения обмен научной информацией критически необходим. Существование организации в условиях информационного общества предполагает максимум открытости [20, с. 204]. Которая, кстати говоря, предусмотрена и на правовом уровне.

В законе «О полиции» пункт первый, статьи 8, которая так и называется «Открытость и публичность», гласит: «Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций».

Взаимодействовать в рамках функциональной необходимости и для соблюдения принципа открытости ОВД могут посредством своих, т.е. внутриведомственных, субъектов научной деятельности, они, по сути, и по структуре аналогичные тем, которые существуют в других образовательных и научных организациях иных ведомств и опираются прежде всего на открытые источники [21, с. 234]. Например, в рамках ведомственного образования имеются университеты, в отличие от других образовательных организаций высшего образования - института и академии, они по определению является научно-учебным учреждением, в котором выполняются фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук. Более 60 % профессорско-преподавательского состава должны иметь ученые степени. Университетское образование по всем параметрам сочетает обучение и научную деятельность.

Взаимодействие может быть организовано на всех уровнях со всеми субъектами. Например, с результатами научной деятельности обучающихся. Такие результаты накапливаются в формате курсовых, выпускных квалификационных работ, диссертаций. Те из них, которые прямо или косвенно касаются деятельности органов правопорядка, условий, особенностей их функциониро-

вания, должны предлагаться для использования внешними организациями. Уровень и результативность использования может быть разными, важно, чтобы продукты их научной деятельности поступали в ведомственные вузы, были доступны для использования внутри ОВД. «Считается, что во время научной коммуникации, возникающей во время работы над диссертацией, у аспиранта продуктивно включаются такие механизмы, как обучение, подражание, научение, освоение коллективных способов научной деятельности, самоидентификация, самоактуализация» [22, с. 71]. Все эти качества в будущем помогут поддерживать на должном уровне взаимодействие представителей ведомственной науки с различными субъектами научной деятельности внешней среды.

Методика и результаты эмпирического исследования. Взаимодействие субъектов научной деятельности с образовательными и научными организациями иных ведомств Российской Федерации в целях решения задач, стоящих перед МВД России, может быть оценено на основе эмпирических данных. Оптимальным оказался метод анализа документов. В качестве документальных источников выступили:

1. Материалы научно-представительских мероприятий (конференций, форумов, круглых столов) вузов системы МВД за период с 2017 по 2021 г. В выборку вошли три вуза: Академия управления МВД России, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Санкт-Петербургский университет МВД России.

2. Материалы научно-представительских мероприятий (конференций, форумов, круглых столов) других силовых вузов за тот же период. В выборку вошли также три вуза: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Академия гражданской защиты МЧС России.

Исследовательская концепция состояла в изучении недекларируемых намерений субъектов научной деятельности МВД о желаемом взаимодействии с образовательными и научными организациями иных ведомств, а их реального участия в научных представительских мероприятиях, которые проводились на других площадках. Материалы научно-представительских мероприятий из второй группы отражают участие ученых, ассоциированных с органами внутренних дел в конференциях, которые проводились на базе вузов иных силовых ведомств Российской Федерации.

То же, только с обратной стороны, можно определить, какую долю от общего числа участников составили представители научного сообщества иных ведомств в мероприятиях, организованных на базе научных организаций системы МВД. Другими словами, анализ документов из первой группы источников о научно-представительских мероприятиях вузов, готовящих кадры для органов внутренних дел, призван показать долю участников в этих мероприятиях ученых из внешних образовательных и научных организаций.

В обоих случаях все участники группировались схожим образом. Выделялись ученые, принявшие участие, например, в конференциях за тот или иной год: 1) из числа сотрудников той организации, на базе которой проводилось это научное мероприятие и в целом представители принимающего ведомства; 2) представители научной общественности других силовых ведомств; 3) научные работники гражданских учебных и научных заведений.

Далее в графическом и в текстовом виде представлены результаты анализа первой группы документов исходя из принципа от общего к частному, т.е. на примере Академии управления, анализ участников научных представительских мероприятий по нескольким годам (рис. 1). На примере Московского университета МВД России приведены данные по распределению участников конференций за один год (рис. 2). В третьем случае представлен анализ участников конференции, выбранной методом случайного отбора, которая прошла на базе Санкт-Петербургского университета МВД России.

%

70 61,6

2021 2020 2019 2018 Среднее

■ Сотрудники Академии управления ш Представители МВД

■ Представители других силовых ведомств Ученые из гражданских организаций

Рис. 1. Состав участников научно-представительских мероприятий, проводимых в Академии управления МВД России, %

Из года в год количество проводимых научно-представительских мероприятий может меняться, но пропорции, отражающие участие представителей научного сообщества иных ведомств, сохраняются (см. рис. 1). В среднем доля ведомственных ученых составляет 76 %, около 20 % - представители гражданских вузов и других научных организаций. Менее 10 % приходится на представителей других силовых ведомств, преимущественно правоохранительной направленности [23, с. 104]. Таким образом около четверти участников научных конференций различного уровня, проводимых на базе ведущего вуза системы ОВД, приходится на иные организации.

Рис. 2. Состав участников научно-представительских мероприятий, проводимых в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя (средние значения за 2019 г.), %

Состав участников научно-представительских проводимых в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя анализировался за 2019 г. (см. рис. 2), так как этот год стал последним, когда организация научных форумов проходила в традиционном, преимущественно очном формате, без карантинных ограничений вызванных новой короновирусной инфекцией.

Социальная ситуация, обусловленная эпидемией, внесла существенные коррективы в научную и в образовательную деятельности [24, с. 374].

На рис. 2 видно, что в отличие от Академии управления, где состав внут-ривузовских участников сопоставим с внешними представителями МВД России, в университете количество представителей научного сообщества из числа сотрудников университета примерно в 3 раза превышает число остальных ученых из других организаций органов внутренних дел. Примерно в 2 раза превышает число участников конференций из других силовых ведомств, тех кто занимается наукой в гражданских научных организациях. При этом общая доля представителей иных ведомств сохранилась и равна 21 %.

Рассмотрим теперь состав участников единичного научно-представительского мероприятия. В качестве документа анализу подвергался сборник материалов конференции, который содержит статьи, отражающие содержание докладов и выступлений участников всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы взаимодействия государства и гражданского общества: философско-правовые и социально-политические аспекты». В этом же документе нашла отражение и ведомственная принадлежность уча-

стников научного собрания, которое состоялось 26 мая 2021 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России.

Первая группа участников - представители МВД России:

1. Санкт-Петербургский университет МВД России - 31 участник.

2. Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России - 5 участников.

3. Академия МВД России - 4 участника.

4. Нижегородская академия МВД России - 1 участник.

5. Волгоградская академия МВД России - 2 участника

6. Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России - 1 участник.

7. Омская академия МВД России - 2 участника

8. Уфимский ЮИ МВД России - 2 участника.

9. Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя - 1 участник.

10. Барнаульский университет МВД России - 1 участник.

11. Краснодарский университет МВД России - 6 участников.

12. Казанский ЮИ МВД России - 1 участник.

Всего: 57 человек.

Соотношение числа представителей из системы МВД аналогично тому, которое обнаружилось по материалам анализа документов из Академии управления МВД России.

Вторая группа участников - представители других силовых ведомств:

1. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) - 4 участника.

2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - 3 участника.

Всего: 7 человек.

Третья группа участников - ученые из гражданских организаций:

1. Санкт-Петербургский государственный университет - 2.

2. Махачкалинский государственный университет - 1.

3. Волгоградская общеобразовательная школа - 1.

4. Московский государственный университет - 2.

5. Российский государственный педагогический университет - 1.

6. Дальневосточное медицинское учреждение - 1.

Всего: 8 человек.

Таким образом в конференции приняли участие 20,8 % представителей иных ведомств. Снова общие пропорции участников сохранились. В целом по первой группе единиц анализа можно сделать вывод о том, что научно-представительские мероприятия, организованные на ведомственных площадках научных организаций МВД России, как правило, вбирают в себя около 80 % представителей органов внутренних дел, чуть больше половины из которых

являются сотрудники вуза, организующие мероприятие. Ученые иных ведомств в общей сложности составляют примерно пятую часть от общего количества участников.

Рассмотрим результаты анализа документов из второй группы материалов научно-представительских мероприятий других силовых вузов.

Начнем с Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. Мы не станем детализировать результаты анализа по годам, сразу приведем средние значения признака. Подавляющее количество участников (87 %) - это представители Федеральной службы исполнения наказаний. Остальные 13 % - ученые из других ведомств. При этом представителей гражданских вузов примерно в 4 раза меньше, чем тех, кто ассоциирован с другими силовыми ведомствами. Как правило, состав участников конференций проводимых на базе научных организаций ФСИН, исчерпывается учеными из МВД, прокуратуры, следственного комитета России. Иногда встречаются представители Федеральной таможенной службы.

На рис. 3 представлен в процентном соотношении состав участников представительских научных мероприятий, проводимых Пермским военным институтом войск национальной гвардии России.

□ Рос.гвардия ПМОРФ ИМЧСРФ □ МВД РФ ■ Ученые из гражданских организаций

Рис. 3. Состав участников представительских научных мероприятий, проводимых Пермским военным институтом войск национальной гвардии Российской Федерации (средние значения за 2019 г.), %

Анализ материалов научных представительских мероприятий, проводимых на базе Академии гражданской защиты МЧС России, показывает, что количество внешних участников не превышает 16 %. Такая доля внешних участников сопоставима с нашими предыдущими данными, в числе которых примерно поровну представлены научные работники других силовых ведомств,

преимущественно из вузов Министерства обороны России и ученые гражданских организаций. Представителей научного сообщества, аффилированных с органами внутренних дел, не было.

Как уже было отмечено, в целом по первой группе анализа научно-представительских мероприятий, организованных на площадках научных организаций МВД России, около 80 % - это представители органов внутренних дел, чуть больше половины из которых являются сотрудники вуза, организующие мероприятие. В случае рассмотрения остальных силовых ведомств, возьмем пример одного из вузов войск национальной гвардии (см. рис. 3), если мы объединим представителей Росгвардии и представителей минобороны, то получим 81,4 %, т.е. данные совпадают с теми что получены применительно к ОВД. Стоит пояснить, что Пермский военный институт готовит кадры для воинской службы, это «роднит» его с системой образования и науки Вооруженных сил России.

Взаимодействие субъектов научной деятельности с образовательными и научными организациями иных ведомств может быть опосредовано электронно-библиотечными системами (ЭБС). Подобного рода ресурсы являются агре-гаторами и трансляторами результатов научной деятельности.

Например, одной из таких систем является 2пашиш. Это информационно-образовательная среда, специализирующаяся на предоставлении онлайн-доступа к большому фонду как учебной, так и научной литературы. Она содержит массив информации в открытом доступе. Проект развивается с 2011 г. В ЭБС сформированы коллекции электронных версий книг, журналов и статей, сгруппированных по тематическим и целевым признакам. Одна из задач проекта - формирование информационного профессионального пространства и обеспечение оперативного онлайн-доступа к научной информации. С различными платформами ЭБС сотрудничают тысячи ученых, специалистов в различных отраслях науки.

Общие выводы. Обобщая все сказанное, можно заключить следующее. Оптимизировать взаимодействия в научной сфере поможет реализация следующих мер:

• развитие новых, прогрессивных групповых инновационных форм научного сотрудничества по приоритетным направлениям обеспечения научной деятельности в целях решения задач, стоящих перед МВД России;

• обмен результатами научной деятельности и научно-технической деятельности, в том числе для подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД и иных ведомств;

• выполнение представляющих взаимный интерес совместных научных исследований по различным проблемам, прямо или косвенно связанным с обеспечением правопорядка;

• проведение традиционных форм научного взаимодействия конференций, симпозиумов, круглых столов, семинаров для обмена опытом проведения на-

учных исследований, знакомства с новыми результатами и технологиями внедрения на теоретическом и прикладном уровнях;

• обмен учебно-методической литературой, научными трудами, монографиями, информационно-аналитическими материалами для их использования в будущей научной деятельности;

• пополнение информационно-аналитических баз данных научными материалами, включая постоянно действующие информационные ресурсы - порталы, официальные сайты [25, с. 68].

Как показало эмпирическое исследование, взаимодействие субъектов научной деятельности с образовательными и научными организациями иных ведомств Российской Федерации в целях решения задач, стоящих перед МВД России, разворачивается в следующих пропорциях. Лишь около 20 % составляют представители внешних научных организаций, чуть больше половины из которых - это представители других силовых ведомств. Из основного массива участников примерно равные доли (по 40 % от общего количества) составляют представители того вуза, на базе которого проводится научное мероприятие и других организаций этого же ведомства. В нашем случае - научные и образовательные организации системы МВД России.

Таким образом, научная деятельность как особый вид познавательной деятельности, результаты которой имеют для общества определяющее значение и способствуют поступательному развитию, нуждается в четкой системной и структурной организации взаимодействия субъектов научной деятельности ОВД с образовательными и научными организациями иных ведомств, обеспечивающих ее плодотворное осуществление. При этом стоит отметить, что значительная часть представителей иных ведомств принимают участие в «посторонних» для них научных мероприятиях, находясь под воздействием прежде всего неформальных каналов коммуникации и межличностных связей.

Важно понимать все формы и виды научных коммуникаций между исследовательскими коллективами и пользователями результатов исследований, которые опосредуются деятельностью издательств, редколлегиями журналов, онлайн-ресурсами. Механизмы научных коммуникаций и кооперации представляют своеобразную разновидность взаимодействий звеньев системы общественного разделения труда. В частности, представляют интерес методы, с помощью которых ученые, использующие результаты исследований друг друга для создания нового научного знания, включаются в научную кооперацию в рамках сложившейся специализации и разделения труда в научной системе.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 2002. - 1434 с.

2. Певная, М.В. Институциональные ловушки нелинейного развития высшего образования в России / М.В. Певная, Е.А. Шуклина // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, № 1. - С. 77-90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ МВД России от 18 марта 2013 г. № 150. - ИКЬ: Шр8://Ьа8е. garant.ru/71140014/ (дата обращения: 20.10.2023).

4. Стефанов, Н. Общественные науки и социальная технология: пер. с болг. / Н. Стефанов. - М.: Прогресс, 1976. - 250 с.

5. Проказина, Н.В. Управленческая культура в образовательной организации: роль личностно-профессиональных компетенций руководителей / Н.В. Проказина // Научные результаты социологии 2022: сб. ст. по материалам II Междунар. науч. онлайн-форума; Белгород. гос. нац. исслед. ун-т. - Белгород, 2023. - С. 59-68.

6. Чандра, М.Ю. Организационно-педагогическая модель сетевого научного взаимодействия педагогических вузов в сфере развития практик общего образования / М.Ю. Чандра, Е.И. Сахарчук // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022. - № 10(173). - С. 33-40.

7. Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование / Ю.А. Зубок, О.А. Александрова, М.Б. Буланова [и др.]. - Белгород: Эпицентр,

2022. - 360 с.

8. Бекарев, А.М. От технологий управления к управлению технологиями / А.М. Бекарев, Г.С. Пак // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. -

2023. - № 3. - С. 24-39.

9. Передня, Д.Г. Динамические аспекты управленческой культуры органов внутренних дел России: моногр. / Д.Г. Передня. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 135 с.

10. Карпова, А.Ю. «Парадное благополучие» в сфере воспроизводства научных кадров современной России / А.Ю. Карпова // Вестник науки Сибири. -2017. - № 3(26). - С. 10-20.

11. Организационные конфликты в трансформации университетов: Бе8^аш et Ае&йсаЬо / О.Б. Томилин [и др.] // Интеграция образования. -2019. - Т. 23, № 2. - С. 265-283.

12. Зуева, О.В. Социология управления: учеб. пособие / О.В. Зуева, Д.Г. Передня. - Волгоград, 2021. - 174 с.

13. Шапенкова, Е.А. Исследовательская деятельность: словарь / Е.А. Ша-пенкова. - М.: Перспектива, 2010. - 88 с.

14. Обзор о состоянии научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2017 году / ВНИИ МВД России. -М., 2018. - 47 с.

15. Морозов, В.А. Взаимодействие: понятие, виды и свойства / В.А. Морозов // Креативная экономика. - 2015. - № 9 (10). - С. 1309-1318.

16. Бикметов, Е.Ю. Организационные, методические и мотивационные аспекты управления инновационными студенческими проектами / Е.Ю. Бикметов, М.А. Бронников, Е.В. Кузнецова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2023. - № 4. - С. 21-37.

17. Шереги, Ф.Э. Наука в России: социологический анализ / Ф.Э. Шере-ги, М.Н. Стриханов. - М.: ЦСП, 2006. - 456. с.

18. Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД от 1 апр. 2016 г. № 155. - Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».

19. Серафимович, И. В. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект / И.В. Серафимович, О.А. Беляева // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23, № 2. - С. 232-246.

20. Примаков, В.Л. Медиатизация как фактор социальной регуляции и манипуляции / В.Л. Примаков // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2020. - № 2(839). - С. 204-218.

21. Поколодина, Е.В. Проведение пентеста информационной системы с помощью методов социальной инженерии / Е.В. Поколодина, И.Ю. Давыдов // Взаимодействие вузов, научных организаций и учреждений культуры в сфере защиты информации и технологий безопасности: сб. ст. по материалам IV Между-нар. науч. конф., посвящ. памяти д-ра техн. наук, проф. А.А. Тарасова и д-ра техн. наук О.В. Казарина / Рос. гос. гуманитар. ун-т. - М., 2023. - С. 234-241.

22. Соловьева, H.B. Научное взаимодействие как особая форма общения руководителя и аспиранта / Н.В. Соловьева // Мир психологии. - 2008. - № 1. -С.71-72.

23. Межлумова, В.Р. Формы взаимодействия научного и образовательного процесса в сфере ВПО / В.Р. Межлумова, В.Э. Бугаенко // Проблемы управления развитием организации и опыт подготовки менеджеров: сб. науч. ст. / Юж. ин-т менеджмента. - Краснодар, 2014. - Вып. 5. - С. 104-107.

24. Образцов, И.В. Отношение научно-педагогического состава к дистанционным формам обучения / И.В. Образцов // Наука без границ: синергия теорий, методов и практик: материалы Междунар. науч. конф.; Моск. гос. лингв. ун-т. - М., 2020. - С. 374-377.

25. Можаева, И.П. Привлечение ведущих ученых в образовательные организации высшего образования и научные организации системы МВД России: основные задачи и меры по их реализации / И.П. Можаева // Труды Академии управления МВД России. - 2018. - № 3. - С. 68-74.

References

1. Bol'shoi entsiklopedicheskii slovar' [Big encyclopedic dictionary]. Ed. A.M. Prokhorov. Moscow, Bol'shaia Rossiiskaia entsiklopedia, St. Petersburg, Norint, 2002, 2nd ed., 1434 p.

2. Pevnaia M.V., Shuklina E.A. Institutsional'nye lovushki nelineinogo razvitiia vysshego obrazovaniia v Rossii [Institutional traps of Russia's higher education nonlinear development]. Integratsiia obrazovaniia, 2018, vol. 22, no. 1, pp. 77-90.

3. Ob organizatsii nauchnogo obespecheniia i primenenii polozhitel'nogo opyta v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [On the organization of scientific support and the application of positive experience in the RF internal affairs bodies]. Order of the RF Ministry of the Interior dated 18.03.2013 No. 150, available at: https://base. garant.ru/71140014/ (accessed 20.10.2023).

4. Стефанов Н. Социални науки и социални технологии (Russ. ed.: Stefanov N. Obshchestvennye nauki i sotsial'naia tekhnologiia. Moscow, Progress, 1976, 250 p.)

5. Prokazina N.V. Upravlencheskaia kul'tura v obrazovatel'noi organizatsii: rol' lichnostno-professional'nykh kompetentsii rukovoditelei [Managerial culture in an educational organization: The role of personal and professional competencies of managers]. Nauchnye rezul'taty sotsiologii 2022. Proc. of 2nd Int. Acad. OnlineForum. Belgorod, BSU, 2023, pp. 59-68.

6. Chandra M.Iu., Sakharchuk E.I. Organizatsionno-pedagogicheskaia model' setevogo nauchnogo vzaimodeistviia pedagogicheskikh vuzov v sfere razvitiia praktik obshchego obrazovaniia [The organizational and pedagogical model of the networking scientific cooperation of the pedagogical universities in the sphere of the development of the practices of the general education]. Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2022, no. 10 (173), pp. 33-40.

7. Zubok Iu.A., Aleksandrova O.A., Bulanova M.B. et al. Samoreguliatsiia v molodezhnoi srede: tipologizatsiia i modelirovanie [Self-regulation among youth: Typology and modeling]. Belgorod, Epitsentr, 2022, 360 p.

8. Bekarev A.M., Pak G.S. Ot tekhnologii upravleniia k upravleniiu tekhnologiiami [From management technologies to technology management]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 3, pp. 24-39.

9. Perednia D.G. Dinamicheskie aspekty upravlencheskoi kul'tury organov vnutrennikh del Rossii [Dynamic aspects of the management culture of Russian internal affairs bodies]. Moscow, INFRA-M, 2022, 135 p.

10. Karpova A.Iu. "Paradnoe blagopoluchie" v sfere vosproizvodstva nauchnykh kadrov sovremennoi Rossii ["Great well-being" in the sphere of reproduction of scientific personnel in modern Russia]. Vestnik nauki Sibiri, 2017, no. 3 (26), pp. 10-20.

11. Tomilin O.B. et al. Organizatsionnye konflikty v transformatsii universitetov: Destruam et Aedificabo [Organizational conflicts during universities transformation: Destruam et Aedificabo]. Integratsiia obrazovaniia, 2019, vol. 23, no.2, pp.265-283.

12. Zueva O.V. Perednia D.G Sotsiologiia upravleniia [Sociology of management]. Volgograd, 2021, 174 p.

13. Shapenkova E.A. Issledovatel'skaia deiatel'nost' [Research activities]. Moscow, Perspektiva, 2010, 88 p.

14. Obzor o sostoianii nauchnogo obespecheniia deiatel'nosti organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii v 2017 godu [Review of scientific support for the activities of RF internal affairs bodies in 2017]. Moscow, MIA, 2018, 47 p.

15. Morozov V.A. Vzaimodeistvie: poniatie, vidy i svoistva [The interaction: Concept, types and features]. Kreativnaia ekonomika, 2015, no. 9 (10), pp. 1309-1318.

16. Bikmetov E.Iu., Bronnikov M.A., Kuznetsova E.V. Organizatsionnye, metodicheskie i motivatsionnye aspekty upravleniia innovatsionnymi studencheskimi proektami [Organizational, methodological and motivational aspects of student innovation project management]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2023, no. 4, pp. 21-37.

17. Sheregi F.E., M.N. Strikhanov Nauka v Rossii: sotsiologicheskii analiz [Science in Russia: Sociological analysis]. Moscow, TsSP, 2006, 456 p.

18. Ob osushchestvlenii nauchnoi (nauchno-issledovatel'skoi) deiatel'nosti v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii [On the implementation of scientific (research) activities in the RF internal affairs bodies]. Order of MIA dated 01.04.2016, no. 155.

19. Serafimovich I.V., Beliaeva O.A. Tsennostnye orientatsii razlichnykh grupp uchastnikov obrazovatel'nykh otnoshenii: sotsial'no-psikhologicheskii aspekt [Axiological orientations of participants of educational relationships: Social-psychological aspect]. Integratsiia obrazovaniia, 2019, vol. 23, no. 2, pp. 232-246.

20. Primakov V.L. Mediatizatsiia kak faktor sotsial'noi reguliatsii i manipuliatsii [Mediatization as a factor of social regulationand manipulation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshchestvennye nauki, 2020, no. 2 (839), pp. 204-218.

21. Pokolodina E.V., Davydov I.Iu. Provedenie pentesta informatsionnoi sistemy s pomoshch'iu metodov sotsial'noi inzhenerii [Conducting an information system pentest using social engineering methods]. Vzaimodeistvie vuzov, nauchnykh organizatsii i uchrezhdenii kul'tury v sfere zashchity informatsii i tekhnologii bezopasnosti. Proc. of 4th Int. Acad. Conf. Moscow, Russian State University for the Humanities, 2023, pp. 234-241.

22. Solov'eva H.B. Nauchnoe vzaimodeistvie kak osobaia forma obshcheniia rukovoditelia i aspiranta [Scientific interaction as a special form of communication of a supervisor and his post-graduate student]. Mirpsikhologii, 2008, no. 1, pp. 71-72.

23. Mezhlumova V.R., Bugaenk V.E. Formy vzaimodeistviia nauchnogo i obrazovatel'nogo protsessa v sfere VPO [Forms of interaction between the scientific and educational process in the field of higher education]. Problemy upravleniia razvitiem organizatsii i opyt podgotovki menedzherov, Krasnodar, South Institute of Management, 2014, iss. 5, pp. 104-107.

24. Obraztsov I.V. Otnoshenie nauchno-pedagogicheskogo sostava k distantsionnym formam obucheniia [Attitude of scientific and pedagogical staff to distance learning]. Nauka bez granits: sinergiia teorii, metodov i praktik. Proc. of Int. Acad. Conf. Moscow, MSLU, 2020, pp. 374-377.

25. Mozhaeva I.P. Privlechenie vedushchikh uchenykh v obrazovatel'nye organizatsii vysshego obrazovaniia i nauchnye organizatsii sistemy MVD Rossii: osnovnye zadachi i mery po ikh realizatsii [The leading scientists involvement into the educational organizations of the higher education and scientific organizations of the system of the interior ministry of Russia: The main tasks and measures of its realization]. Trudy Akademii upravleniiaMVD Rossii, 2018, no. 3, pp. 68-74.

Оригинальность 89 %

Поступила 24.11.2023 Одобрена 12.12.2023 Принята к публикации 27.05.2024

D.G. Perednya, M.S. Laschenov, O.V. Zueva

INTERACTION OF RESEARCH ENTITIES WITH EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ORGANIZATIONS OF OTHER DEPARTMENTS IN ORDER TO SOLVE THE PROBLEMS FACING THE RF MINISTRY OF THE INTERIOR

The article is devoted to the analysis of formal and informal interactions in the field of research activity of educational and scientific organizations of the Russian internal affairs bodies with other research entities. Based on empirical data, all participants of research projects, both scientific organizations and individuals, were considered. The work characterizes the system of internal affairs bodies, headed by the RF Ministry of the Interior, as a distinct entity, both in terms of research scope and the level of openness of the research conducted. Its scientific gradation includes: fundamental research, applied research, and developments. The content, limits and profiles of scientific developments carried out by internal affairs bodies are indicated.

The interaction among research entities was examined using the method of document analysis. Published materials from various scientific and representative events, conferences, seminars, and round tables served as documentary sources.

The results of the document analysis revealed the interaction rates among research entities aimed at addressing the challenges faced by the RF Ministry of the Interior. Approximately 20% of the participants are representatives of external scientific organizations, with a little more than half being representatives of other law enforcement agencies. Among the main body of participants, roughly equal shares (40% of the total) are from the university hosting the scientific event and from other organizations within the same department. One notable conclusion is that a significant portion of representatives from other departments participate in scientific events extraneous to them, primarily driven by informal communication channels and interpersonal connections.

Keywords: scientific activity, interaction, conference, scientific organizations, scientific cooperation.

Dmitri G. Perednya - Doctor of Sociology, Associate Professor, Department of Sociology, Prince Alexander Nevsky Military University, Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, е-mail: 2975829@mail.ru.

Mikhail S. Laschenov - Cand. Sc. (Sociology), Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Public Administration, Academy of Management, Ministry of the Interior of the Russian Federation, Moscow, e-mail: Laschenov.m@yandex.ru.

Olga V. Zueva - Cand. Sc. (Sociology), Deputy Head, Department of Theory and Methodology of Public Administration, Academy of Management, Ministry of the Interior of the Russian Federation, Moscow, e-mail: olgazueva-l@yandex.ru.

Received 24.11.2023 Accepted 12.12.2023 Published 27.05.2024

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Передня, Д.Г. Взаимодействие субъектов научной деятельности с образовательными и научными организациями иных ведомств в Российской Федерации в целях решения задач, стоящих перед МВД России / Д.Г. Передня, М.С. Лащенов, О.В. Зуева // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 2. - С. 50-66.

Please cite this article in English as:

Perednya D.G., Laschenov M.S., Zueva O.V. Interaction of research entities with educational and scientific organizations of other departments in order to solve the problems facing the RF Ministry of the Interior. PNRPUSociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 50-66 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.