Уголовное право
Научная статья УДК 343.7
Состояние межведомственного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в целях противодействия незаконному выводу капитала
Ольга Юрьевна Сигалова
ВНИИ МВД России, г. Москва, Россия, [email protected]
АННОТАЦИЯ. Введение. Рассматривается состояние межведомственного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в целях противодействия незаконному выводу капитала. Дана характеристика правовой основы организации такого взаимодействия; изучены основные субъекты данной деятельности.
Методы. В ходе анализа взаимодействия подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации с иными правоохранительными и контролирующими органами в процессе противодействия преступлениям, связанным с незаконным выводом капитала, а также анализа научных работ по схожей тематике были классифицированы основные формы взаимодействия.
Результаты. Проанализированы состояние и уровень межведомственного взаимодействия между такими субъектами, как Министерство внутренних дел Российской Федерации, Банк России, Росфинмониторинг, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской федерации, органы прокуратуры. Установлено, что такое сотрудничество происходит в основном в виде межведомственных рабочих групп и информационного обмена.
Обсуждение и заключение. Основные проблемы, возникающие в ходе межведомственного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в целях противодействия незаконному выводу капитала, обусловлены недостатками правового регулирования межведомственного взаимодействия в части разграничения полномочий правоохранительных ведомств и информационного обмена между ними.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вывод капитала за рубеж, финансовая система, межведомственное взаимодействие, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сигалова О. Ю. Состояние межведомственного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в целях противодействия незаконному выводу капитала // Научный портал МВД России. 2022. № 1 (57). С. 73-82.
Criminal Law
Original article
The state of interdepartmental interaction between law enforcement and regulatory authorities in order to counteract illegal capital withdrawal
Olga Y. Sigalova
NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia, [email protected]
ABSTRACT. Introduction. The article considers the state of interdepartmental interaction between law enforcement and regulatory authorities in order to counteract the illegal withdrawal of capital. The characteristic of the legal basis of the organization of such interaction is given; the main subjects of this activity are studied.
Methods. During the analysis of the interaction of economic security and anti-corruption units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation with other law enforcement and regulatory bodies in the course of countering crimes related to illegal capital withdrawal, as well as the analysis of scientific papers on similar topics, the main forms of interaction were classified.
Results. The state and level of interdepartmental interaction between such entities as the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Bank of Russia, Rosfmmonitoring, the Federal Tax Service of Russia, the Federal Customs Service
© Сигалова О. Ю., 2022
of Russia, the FSB of Russia, and the prosecutor's office is analyzed. It is established that such cooperation occurs mainly in the form of interdepartmental working groups and information exchange.
Discussion and conclusion. The main problems that arise in the course of interdepartmental interaction between law enforcement and regulatory bodies in order to counteract illegal capital withdrawal are caused by shortcomings in the legal regulation of interdepartmental interaction in terms of the delimitation of powers of law enforcement agencies and information exchange between them.
KEYWORDS: capital withdrawal abroad, financial system, interdepartmental interaction, economic security and anti-corruption units
FOR CITATION: Sigalova O. Y. The state of interdepartmental interaction between law enforcement and regulatory authorities in order to counteract illegal capital withdrawal // Scientific portal of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2022. № 1 (57). P. 73-82 (In Russ.).
Финансовая система Российской Федерации в настоящее время, как указано в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.1, подвержена глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвима с точки зрения информационной инфраструктуры финансово-банковской системы.
К числу важнейших факторов обеспечения экономической безопасности государства можно отнести улучшение стабильности функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, грамотное валютное регулирование и контроль, накопление финансовых резервов, сохранение финансовой стабильности, преодоление оттока капитала, увеличение объема внутренних сбережений и их трансформацию в инвестиции. Кроме того, как отмечается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, для достижения целей обеспечения экономической безопасности необходимы в том числе активные меры по снижению доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде2.
В то же время негативными реальными факторами, оказывающими непосредственное воздействие на экономику страны, по-прежнему остаются: отсутствие законодательной согласованности и дисбаланс уголовного противодействия экономическим преступлениям. Особый интерес исследователей вызывают изменения жизни общества, в результате которых возникают проблемы толкования и применения уголовно-правовых норм, связанных с формированием правовых механизмов и технологий противодействия преступности, в частности в связи с усложнением и применением средств высокой технологии [1].
1 См.: О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 02.06.2021).
2 См.: О Стратегии национальной безопасности Россий-
ской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июня
2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения :
18.01.2022).
Возрастающие масштабы данных операций позволяют предполагать, что возможными действительными их целями могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, вывод капитала за рубеж.
Такие операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:
зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках Российской Федерации, с последующим их списанием;
списание денежных средств со счета, которое производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
проведение операций в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета3.
Перечень составов преступлений, сопряженных с выводом капитала за рубеж, достаточно широк и отличается большим разнообразием элементов норм права, что зачастую дезориентирует правоприменителей при даче правовой оценки последовательных и неоднородных с точки зрения построения норм права деяний, способствует принятию процессуального решения по одному наиболее очевидному эпизоду преступной деятельности [2, с. 14].
3 См.: О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов : письмо Банка России от 31 дек. 2014 г. № 236-Т // Вестник Банка России. 2015. 21 янв. (№ 1).
К настоящему времени наработана определенная практика возбуждения, предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 170.1, 171, 172, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 193, 193.1 УК РФ, и возмещения ущерба по ним4.
Результативность мер по пресечению преступлений, связанных с выводом денежных средств за рубеж, зависит от скоординированного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации. Это обусловлено системой валютного контроля и спецификой совершения валютных преступлений.
В 2020 г. подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России выявлено 20 (-370 % по сравнению с 2019 г.) преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ. Предварительно расследованы уголовные дела о 14 преступлениях, в суд направлены уголовные дела о восьми преступлениях. За 2021 г. подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России выявлено пять преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ, предварительно расследованы уголовные дела о четырех преступлениях.
В 2020 г. подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России выявлено 78 (-26,9 % по сравнению с 2019 г.) преступлений, предусмотренных ст. 193.1 УК РФ. Предварительно расследованы уголовные дела о 40 преступлениях, такое же количество уголовных дел направлено в суд. За 2021 г. подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России выявлено 69 преступлений, предусмотренных ст. 193.1 УК РФ, предварительно расследованы уголовные дела о 41 преступлении, такое же количество уголовных дел направлено в суд5.
Согласно статистическим сведениям ФКУ «ГИАЦ МВД России» в 2020 г. количество выявленных правоохранительными органами преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ, существенно снизилось по сравнению с 2019 г. на 77,4 % (с 319 до 72). При этом количество предварительно расследованных преступлений указанной категории увеличилось на 25,7 % (с 35 в 2019 г. до 44 в 2020 г.), из них направлено в суд 28 в 2019 г. и 33 в 2020 г.
Согласно статистическим сведениям ФКУ «ГИАЦ МВД России» за шесть месяцев 2021 г. вы-
явлено 18 преступлений, предусмотренных ст. 193 УК РФ. При этом количество предварительно расследованных преступлений указанной категории составило два, из них направлено в суд одно6.
Субъектами межведомственного взаимодействия в ходе раскрытия и расследования преступлений, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, являются: МВД России (ГУЭБиПК МВД России и Следственный департамент МВД России), Банк России, Росфинмониторинг, ФНС России, ФТС России, ФСБ России, органы прокуратуры.
Правовой основой организации взаимодействия между правоохранительными и контролирующими органами служат: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»; Соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации от 17 мая 2004 г.; Регламент информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов7; приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмонито-ринга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем»; протокол от 14 апреля 2015 г. «О взаимодействии Совета министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств и координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам борьбы с нарушениями
4 В данной статье будут рассматриваться вопросы противодействия преступлениям, уголовная ответственность за которые предусмотрена ст. 193, 193.1 УК РФ.
5 В данной статье будут рассматриваться вопросы противодействия преступлениям, уголовная ответственность за которые предусмотрена ст. 193, 193.1 УК РФ.
6 См.: Сводный отчет по России о результатах работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности за 6 месяцев 2021 г. / ФКУ «ГИАЦ МВД России». Форма: «5» (050), книга 700.
7 Утвержден совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, Росфинмо-ниторинга, ФНС России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС
России, Следственного комитета Российской Федерации, Банка России от 12 марта 2013 г. № 105/136/50/ММ-7-2/117/131/98/447/12/ОД-121.
налогового (финансового) законодательства»; приказ МВД России от 29 марта 2018 г. № 181 «Об участии МВД России в деятельности координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников Содружества Независимых Государств».
К основным формам взаимодействия в ходе борьбы с преступлениями, связанными с переводом на счета нерезидентов денежных средств или уклонением от исполнения обязанности по их репатриации, относятся:
обмен информацией; исполнение запросов; выработка согласованных решений;
проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
создание постоянно действующих межведомственных рабочих групп; издание совместных приказов, указаний и иных распорядительных документов;
совместная подготовка информационных писем, рекомендаций и других методических документов;
проведение совместных семинаров и конференций; привлечение специалистов контролирующих органов к работе по повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) и т. п.
Согласно п. 6 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567, в число основных форм координации деятельности правоохранительных органов входят проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов и обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью8. В настоящее время такие координационные совещания созданы решением высшего исполнительного органа власти в 34 субъектах Российской Федерации. Результативность их функционирования во многом определяется уровнем нормативного регулирования межведомственного взаимодействия.
Анализ нормативно-правовой базы взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов и практики межведомственного взаимодействия в целях противодействия незаконному выводу капитала за рубеж показал, что основной формой взаимодействия является участие в работе межведомственных рабочих групп и информационный обмен.
В целях повышения эффективности противодействия незаконному выводу капитала за рубеж руководство и сотрудники ГУЭБиПК МВД России участвуют в работе следующих межведомственных рабочих групп:
межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым опера-циям9;
экспертной группы при Банке России по рассмотрению ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы;
межведомственной рабочей группы при Генеральной прокуратуре Российской Федерации по выработке решений, нацеленных на повышение эффективности противодействия преступлениям, совершенным в банковской сфере;
экспертной группы при Межведомственной рабочей группе при Генеральной прокуратуре Российской Федерации по выработке решений, нацеленных на повышение эффективности противодействия преступлениям, совершенным в банковской сфере;
штаба по реализации мер по возврату активов государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
межведомственного штаба по возврату активов ПАО Банк «ФК Открытие», ПО «БИНБАНК» и ПАО «Промсвязьбанк».
Из перечисленных особо следует выделить Межведомственную рабочую группу по противодействию незаконным финансовым операциям (далее - межведомственная рабочая группа), которая является координационным органом, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и Банка России в сфере предупреждения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, противодействия незаконному выводу капитала за рубеж и в теневой оборот. В ее состав входят представители ФТС России, ФНС России, ГК «АСВ», ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, Банка России, Росфинмонито-ринга, Счетной палаты Российской Федерации.
Анализ деятельности межведомственной рабочей группы показал, что в рамках реализации ее полномочий наиболее успешно решается задача подготовки предложений по совершен-
8 См.: О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью : Указ Президента Рос. Федерации от 18 апр. 1996 г. № 567 : в ред. от 31 дек. 2019 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 02.02.2021).
9 См.: О межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям : распоряжение Президента Рос. Федерации от 28 июля 2012 г. № 344-рп: ред. от 30 июля 2018 г.// СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 17.02.2020).
ствованию правового регулирования в сфере противодействия незаконным финансовым операциям. Так, в 2018 г. на заседаниях межведомственной рабочей группы для выработки решений, в том числе законодательного характера, направленных на повышение эффективности противодействия преступлениям, совершенным в банковской сфере, созданной распоряжением Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 декабря 2016 г. № 774/36р, обсуждены и согласованы законопроекты «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 26 Федерального закона „О банках и банковской деятельности"», предусматривающие предоставление Банком России информации, содержащей банковскую тайну, при инициативном обращении в правоохранительные органы.
В ходе надзорной деятельности Банк России выявляет в кредитных организациях случаи, когда по счету, ранее не используемому либо мало используемому, клиент начинает активно проводить «сомнительные операции», т. е. запутанного и (или) необычного характера, не имеющие очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели. Такие операции могут совершаться для вывода капитала из страны, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей10. В случае установления Банком России подобных фактов соответствующая информация, а также сведения о причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений, направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Противодействие преступлениям, связанным с невозвратом или незаконным выводом из Российской Федерации денежных средств, осуществляется ОВД в тесном взаимодействии с Росфинмониторингом. По материалам проверок, поступающих из региональных подразделений Росфинмониторинга по фактам незаконного вывода денежных средств за рубеж, проводится полный комплекс проверочных мероприятий, направленных на документирование преступной деятельности. В частности, запрашиваются све-
10 См.: Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов : утв. Банком России 13 апр. 2016 г. № 10-МР // Вестник Банка России. 2016. 20 апр. (№ 40).
дения в таможенных органах, Федеральной налоговой службе, судах, проводятся мероприятия по получению 1Р-адресов возможных точек выхода в систему дистанционного банковского обслуживания, анализируется движение денежных средств по расчетным счетам.
В соответствии с нормами федерального законодательства Росфинмониторинг вправе:
осуществлять контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством о противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
формировать перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, вносить в него изменения;
направлять информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией («отмыванием») доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
взаимодействовать с Банком России по вопросам установленной сферы деятельности и т. д.
При взаимодействии ОВД с подразделениями Росфинмониторинга отмечаются отдельные недостатки, связанные с тем, что ответы на запросы правоохранительных органов иногда носят промежуточный характер или поступают после завершения проверочных мероприятий. Так, 8,4 % опрошенных сотрудников подразделений ЭБиПК отмечают, что данные из территориальных подразделений Росфинмониторинга получены не были; в отдельных случаях поступала информация о движении денежных средств (0,8 %) и схемах финансовых операций (1,1 %).
Чаще всего в ходе взаимодействия с Росфин-мониторингом были получены сведения: о наименовании похищенного имущества, его общих и индивидуальных признаках (11,3 %); масштабах преступных сделок, размерах похищенного (29,5 %); круге участников хищений, их ролевом распределении и связях (23,3 %); фактах, способах, каналах вывода похищенного имущества и его местонахождении (25,3 %); местах хранения, способах сокрытия похищенного имущества, нажитых преступным путем ценностей (4,2 %).
К числу субъектов, наделенных правом проверок кредитных организаций, относятся также Банк России и Счетная палата Российской Федерации. Однако если Банк России является органом ведомственного регулирования и надзора,
то Счетная палата контролирует расходование средств исключительно федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Финансовая дисциплина, сопряженная с использованием денежных средств, получаемых из иных источников, лежит вне пределов ее компетенции.
Таким образом, по состоянию на сегодняшний день только два субъекта имеют право осуществлять проверки кредитных организаций -Федеральная служба по финансовому мониторингу и Банк России, каждый из которых преследует сугубо свои (ведомственные) цели [3, с. 3-7].
Выявление и пресечение преступлений, связанных с незаконным выводом денежных средств из страны или их невозвратом в Российскую Федерацию, происходит при непосредственном взаимодействии ОВД с таможенной службой. Это обусловлено тем, что сведения о просроченных зарубежных контрактах, по которым осуществлены платежи за рубеж и не ввезен товар на территорию Российской Федерации, аккумулируются только в оперативно-аналитическом отделе и отделе валютного контроля таможенной службы городов, районов субъектов Российской Федерации. В связи с этим преступления данной категории зачастую выявляются сотрудниками таможенных органов, однако сопровождение уголовных дел данной категории осуществляется сотрудниками подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России.
Основными подразделениями таможенных органов, с которыми взаимодействуют сотрудники подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России, являются оперативные подразделения, подразделения, осуществляющие валютный контроль, а также подразделения, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль (таможенные посты).
Отдельными территориальными органами МВД России принимаются оперативные меры по повышению эффективности взаимодействия с таможенными и налоговыми органами. Так, во исполнение решения межведомственного совещания у заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. № 22 «О проблемах, возникающих при выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с невозвратом или незаконным выводом из Российской Федерации денежных средств» на основании приказа ГУ МВД России по г. Москве от 8 апреля 2016 г. № 147/198 создана временная рабочая группа, в состав которой включены уполномоченные лица ГУ МВД России по г. Москве, Центрального таможенного управления Федеральной
таможенной службы Российской Федерации. В ходе регулярных совещаний разрабатывается алгоритм проведения доследственных проверок по материалам, предусмотренным ст. 193, 193.1 УК РФ, порядок их направления в следственные подразделения ГСУ ГУ МВД России по г. Москве.
В ряде регионов взаимодействие таможенных органов со следственными подразделениями ОВД осуществлялось в форме рабочих встреч, в ходе которых проводились совместный анализ и оценка материалов уголовных дел и сообщений о преступлениях11.
Инициатива территориальных подразделений МВД России в вопросах взаимодействия с региональными таможенными подразделениями обусловлена потребностью в организации информационного обмена не в ситуационном, а в плановом порядке. Это позволило бы повысить эффективность оперативно-розыскных и следственных мероприятий, а также формировать отчетность по совместно проводимой работе. Необходимость нормативного урегулирования информационного обмена подтверждается примером организации информационного обмена МВД России и ФНС России. Так, на основе Соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой был разработан Протокол, которым регламентируется порядок направления материалов налоговыми органами в ОВД в соответствии с п. 3 ст. 82 НК РФ, и приводится перечень направляемых документов, указаны способ их представления и форма учета.
Практика создания межведомственных следственных групп таможенными органами и ОВД крайне редка. Так, в 2019 г. дознаватели и оперативные сотрудники таможенных органов были включены в состав всего двух межведомственных следственных групп. Тогда как в 2018 г. должностные лица таможенных органов привлекались к деятельности 16 таких групп. Это также подтверждается данными других исследований, где отмечается, что расследование преступлений, связанных с выводом капитала за рубеж, достаточно трудоемко. На практике лишь в 23 % случаев создаются межведомственные следственные группы. Нередко отдельные эпизоды преступной деятельности выявляются в различных субъектах РФ, расследуются различными правоохранительными органами с последующим соединением в одно производство [2].
11 Приволжский, Северо-Западный, Сибирский и Дальневосточный регионы.
Значимость вопроса организации взаимодействия с подразделениями ФТС России определяется возможностями, которыми они располагают как участники информационного обмена. Тесное взаимодействие таможенных органов как агентов валютного контроля с другими органами и агентами валютного контроля оформлено соответствующими Соглашениями о сотрудничестве, взаимодействии и обмене информацией, а также Технологическими картами межведомственного взаимодействия.
Необходимую для осуществления валютного контроля информацию и документы о валютных операциях кредитных организаций в ФТС России передает Банк России (его территориальные учреждения), уполномоченные банки (их филиалы), государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ее филиалы), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг. Кроме того, Банк России и его территориальные учреждения передают в ФТС России имеющуюся у них информацию о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, входящих в компетенцию таможенных органов [4, с. 30].
Уполномоченные банки и их филиалы передают в ФТС России следующие сформированные в электронном виде и зашифрованные документы:
сообщение, содержащее информацию по одному кредитному контракту (ЭСВТ) либо кредитному договору (ЭСКР);
копию контракта или копию изменений (дополнений) в контракт (ЭКВТ);
копию кредитного договора или копию изменений (дополнений) в кредитный договор.
По запросу ФТС России уполномоченные банки (их филиалы), государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ее филиалы) представляют документы и информацию, связанные с проведением валютных операций (например, о переводе резидентами денежных средств на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации). В соответствии со своими компетенциями ФТС России вправе запросить у Банка России документы и информацию по валютным операциям, осуществленным по ранее выданным лицензиям и разрешениям.
ФНС России представляет в таможенную службу документы и информацию по валютным операциям, связанным: с перемещением това-
ров через таможенную границу Евразийского экономического союза; с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также информацию о соответствии проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.
В свою очередь ФТС России передает в налоговую службу документы и информацию по проведению валютных операций (за исключением валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), открытию и ведению счетов, а также о нарушениях валютного законодательства в налоговой сфере12.
Таможенные органы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, выявленных таможенными органами Российской Федерации (п. 3, ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Должностные лица таможенных органов, производящие дознание после возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, осуществляют неотложные следственные действия и направляют его руководителю следственного органа (п. 3 ст. 149 УПК РФ). Предварительное следствие по уголовным делам данной категории ведут следователи ОВД (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Должностные лица таможенных органов, осуществляющие дознание, могут проводить по уголовному делу следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
Такое разграничение полномочий между ОВД и таможенными органами приводит к отсутствию у последних заинтересованности в конечном результате работы по передаваемым материалам. Большая часть поступающих из таможенных органов сообщений о совершенном преступлении не содержит сведений о лицах, их совершивших.
Так, в ходе изучения поступающих из подразделений ФТС России материалов зачастую обнаруживается, что мероприятия, направленные на установление обстоятельств совершенного преступного деяния, сотрудниками таможенного органа фактически не проводились. В большинстве материалов проверок, проведенных сотрудниками таможенных органов, содержатся типовые
12 См.: Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля : указание Банка России от 30 авг. 2017 г. № 4512-У // Вестник Банка России. 2017. 18 дек.
сведения: копии документов, представленных уполномоченным банком (валютные досье клиентов), сведения из единого государственного реестра в отношении юридических лиц, а также объяснения сотрудников отдела валютного контроля таможенного органа.
Иные мероприятия, направленные на объективное и всестороннее рассмотрение сообщений о преступлениях, в рамках оперативно-розыскной деятельности ими не выполняются, в том числе не принимаются меры по установлению лиц, возможно причастных к совершенному преступлению, а также сумм денежных средств, подлежащих репатриации в Российскую Федерацию. В рамках проводимых проверок также не принимаются меры по установлению фактической финансово-хозяйственной деятельности организаций, не обеспечивших возврат денежных средств в Российскую Федерацию, что может свидетельствовать о незаконной деятельности представителей вышеуказанных юридических лиц.
Помимо этого, имеют место различия в подходах таможенных органов и ОВД к определению момента окончания преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ. Специалисты ФТС России считают, что преступление окончено с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано возвратить или зачислить денежные средства на счет в уполномоченном банке, т. е. с момента истечения срока завершения исполнения обязательств по договору (контракту). В решениях, вынесенных следователями ОВД, встречается мнение, что оконченность преступления связана с моментом совершения действий, направленных на неисполнение соответствующей обязанности, т. е. перевода денежных средств на счета нерезидента.
Больше всего противодействию незаконному выводу капитала мешает несвоевременность установления обстоятельств нарушений валютного законодательства. Основной причиной этого стало отсутствие на региональном уровне слаженного взаимодействия между Банком России, таможенной и налоговой службами как органами валютного контроля и другими заинтересованными ведомствами. Из-за межведомственной разобщенности сроки рассмотрения запросов, получения информации, документов и проведения проверок необоснованно затягивались. Таможенные органы обрабатывали только 10 % уведомлений банков о возможных нарушениях валютного законодательства [5, с. 210].
С учетом специфики деятельности подразделений ЭБиПК выявление, документирование
и раскрытие преступлений экономической направленности в ходе взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами невозможно без получения информации, составляющей банковскую тайну, в том числе сведений о наименовании расчетных (лицевых) счетов и движении денежных средств по расчетным (лицевым) счетам проверяемых и разрабатываемых лиц в банковских учреждениях.
Изучение практики оперативно-розыскной деятельности подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России позволило выделить следующие проблемы, возникающие в ходе получения сведений, составляющих банковскую тайну, в том числе в отношении иностранных организаций.
Так, Федеральным законом от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» были внесены изменения в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - ФЗ «О банках и банковской деятельности») и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции») в части, касающейся изменения порядка получения выписок по счетам юридических и физических лиц, повлекшего возникновение правовой коллизии.
С одной стороны, из ст. 13 ФЗ «О полиции» было исключено положение, согласно которому получение в кредитных организациях справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, было возможно только при выявлении и пресечении налоговых преступлений13. Но была предусмотрена возможность получения справок по счетам не только юридических, но и физических лиц в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях. Ранее получение данных сведений было возможно только в ходе предварительного следствия по уголовному делу, что значительно расширяло возможности ОВД.
С другой стороны, изменения, внесенные в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», фактически лишили ОВД полномочий самостоятельно получать выписки по счетам из кредитных организаций14. Справки по операциям и счетам
13 См.: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ : в ред. от 11 июня 2021 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 03.04.2021).
14 См.: О банках и банковской деятельности : Федер. за-
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела15.
В результате данных изменений сроки проведения оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» существенно затягиваются.
Кроме того, ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» установлено понятие «справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц», однако ни в одном нормативном правовом акте не дано определение данному понятию и не утверждена форма такой справки.
Это позволяет кредитно-финансовым учреждениям трактовать данное понятие произвольно, в зависимости от конкретной ситуации, и предоставлять запрашиваемую информацию в формате, не позволяющем ее анализировать должным образом.
Как показывает практика, даже при наличии судебного решения о проведении оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» по операциям и счетам организаций кредитно-финансовые учреждения предоставляют не расширенные выписки по расчетным счетам юридического лица, а только справки по операциям клиента, не содержащие сведений о плательщиках и получателях денежных средств, основаниях платежей. Показательно, что налоговыми органами были приняты меры по урегулированию порядка предоставления налоговым органам кредитно-финансовыми учреждениями выписок по счетам организаций путем издания приказа ФНС России от 19 июля 2018 г. № ММВ-7-2/460@ «Об утверждении форм и
кон от 2 дек. 1990 г. № 395-1 : в ред. от 2 июля 2021 г. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения : 20.07.2021).
15 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ : в ред. от 1 июля 2021 г. //
СПС КонсулътантПлюс (дата обращения : 20.07.2021).
форматов направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) в электронной форме»16.
Кроме того, согласно изменениям, внесенным в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», проведение оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» по операциям и счетам юридических и физических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом указанная статья определяет основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан, а проведение оперативно-розыскного мероприятия «наведение справок» по операциям и счетам не влечет ограничение конституционных прав граждан.
Рассмотренная правовая коллизия создает определенные сложности в реализации права ОВД на получение доступа к банковской тайне.
Таким образом, проблемы, возникающие в ходе борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере незаконного вывода капитала за рубеж, обусловлены, главным образом, недостатками правового регулирования межведомственного взаимодействия в части разграничения полномочий правоохранительных ведомств и информационного обмена между ними.
В плане совершенствования внешнеэкономической деятельности желательно усилить контроль Федеральной таможенной службы за поступлением валютной выручки и своевременностью ввоза оплаченного товара, что предполагает объединение ее усилий с правоохранительными и контролирующими органами [6].
Межведомственное взаимодействие, как отмечалось ранее, в целях противодействия незаконному выводу капитала за рубеж осуществляется преимущественно путем функционирования рабочих групп. При этом информационный обмен осуществляется только в рамках УПК РФ. Сложившаяся ситуация диктует необходимость заключения соглашения о сотрудничестве МВД России и ФТС России, содержащего порядок обмена информацией в целях противодействия преступлениям, связанным с невозвратом или незаконным выводом из Российской Федерации денежных средств.
16 См.: Об утверждении форм и форматов направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) в электронной форме : приказ ФНС России от 19 июля 2018 г. № ММВ-7-2/460@ : ред. от 27 авг. 2020 г. : зарегистрировано в Минюсте России 2 окт. 2018 г. № 52306 // С'ПС КонсультантПлюс (дата обращения : 20.07.2021).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации : монография / Голованова Н. А., Гра-вина А. А., Зайцев О. А. [и др.]. - М. : ИЗиСП ; КОНТРАКТ, 2019. - 212 с.
2. Морозова О. В. О некоторых причинах и последствиях возникновения ошибок в деятельности правоохранительных органов при расследовании преступлений экономической направленности, связанных с выводом капитала за рубеж // Российский следователь. 2021. № 3. С. 12-16.
3. Бажанов С. В. Незаконный вывод банковских активов за рубеж: постановка проблемы // Безопасность бизнеса. 2017. № 1.
4. Овечкин А. П. Федеральная таможенная служба как орган валютного контроля // Таможенное дело. 2019. № 2. С. 29-31.
5. Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики : монография / Коршунова О. Н., Лавров В. В., Никитин Е. Л. [и др.]. - М., 2019. - 268 с.
6. Бажанов С. В., Воронцов А. А. Способы вывода за рубеж имущества и денежных средств, полученных незаконным путем, а также доходов от такого имущества как элемент криминалистической характеристики соответствующих преступлений // Безопасность бизнеса. 2017. № 4 (350). С. 52-59.
REFERENCES
1. Golovanova N. А., Gravina А. А., Zajtsev O. А. [i dr.]. Ugolovno-yurisdiktsionnaya deyatel'nost' v usloviyakh tsifrovi-zatsii: monografiya (Criminal jurisdictional activity in the context of digitalization: monograph), Moscow: IZiSP; CONTRACT, 2019, 212 p.
2. Morozova O. V. Rossijskij sledovatel' (Russian investigator), 2021, No. 3, pp. 12-16.
3. Bazhanov S. V. Bezopasnost'biznesa (Business security), 2017, No. 1.
4. Ovechkin А. P. Tamozhennoe delo (Customs business), 2019, No. 2, pp. 29-31.
5. Korshunova O. N., Lavrov V. V., Nikitin E. L. [i dr.]. Sredstva prokurorskoj deyatel'nosti: problemy teorii i prak-tiki : monografiya (Means of prosecutorial activity: problems of theory and practice: monograph), Moscow, 2019, 268 p.
6. Bazhanov S. V., Vorontsov А. А. Bezopasnost' biznesa (Business security), 2017, No. 4 (350), pp. 52-59.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
О. Ю. Сигалова - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступлениям экономической направленности в сферах национального хозяйства научно-исследовательского центра по исследованию проблем противодействия преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
O. Y Sigalova - Candidate of Legal Sciences, leading researcher of the Department for the study of problems of operational and investigative support for countering economic crimes in the spheres of the national economy of the Research Center for the study of problems of combating crime in the sphere of economics of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)
Рукопись поступила в редакцию 15.08.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 11.03.2022.
The article was submitted 15.08.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 11.03.2022.