УДК 343.8
ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА МИЛЯКИНА,
кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела научно-исследовательского центра
ФГКУ «ВНИИ МВД России»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ МВД РОССИИ С КОНТРОЛИРУЮЩИМИ ОРГАНАМИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Анализируется практика взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов по обеспечению безопасности банковского сектора экономики.
Ключевые слова: банкротства, хищения, активы банков, банки, небанковские кредитные организации, взаимодействие, координация, Банк России.
E. V. Milekhina, Candidate of Economic Sciences, Assistant Professor, Head of the Department of Research Center, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-33-23.
Improving the interaction of divisions of economic security and combating corruption of the MIA of Russia with the Supervisory authorities in order to ensure the security of the banking sector.
The article analyzes the practice of cooperation between regulatory and law enforcement agencies to ensure security of the banking sector.
Key words: bankruptcy, theft, assets, banks, non-Bank credit organization, interaction, coordination, the Bank of Russia.
В Директиве МВД России на 2017 г «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2017 году» активизация борьбы с банковскими мошенничествами, хищениями средств кредитных организаций, криминальными банкротствами банков, финансовыми спекуляциями на валютном рынке и противоправным выводом капиталов за рубеж обозначена в качестве приоритетного направления по линии защиты секторов и отраслей экономики. По оперативным данным, за 2015-2017 гг. из экономики Российской Федерации было выведено свыше 1,3 трлн рублей, похищенных более чем в 140 банковских и небанковских кредитных организациях [6].
Рост активности по инициированию уголовного преследования лиц, совершивших противоправные действия в кредитных организациях, у которых отозвана лицензия на осуществление банковской деятельности, наблюдался в 2016 г, когда Центральным банком Российской Федерации (Банк России) в Следственный комитет Российской Федерации было направлено 86 сообщений, что на 80 % больше в сравнении с предыдущим годом. Одновременно наблюдалось
увеличение числа вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела (с 24 в 2015 г до 36 в 2016 г). Причем в большинстве случаев решения об отказе в возбуждении уголовного дела принимались в связи с отсутствием события или состава преступления. Основная часть материалов, оцениваемых Банком России и ГК «АСВ» как содержащие признаки преступлений, направляется в ГУЭБиПК МВД России и его территориальные подразделения. На конец 2016 г в МВД России поступило 226 информационных писем, по результатам проверки которых возбуждено 71 уголовное дело, принято решение об отказе в возбуждении уголовных дел по 28 материалам, в отношении 12 кредитных организаций письма Банка России приобщены к ранее возбужденным уголовным делам.
В связи с этим перед подразделениями ЭБиПК МВД России стоит задача по повышению эффективности противодействия преступлениям, посягающим на безопасность банковского сектора экономики. Способы достижения поставленной цели находятся в прямой зависимости от правильной оценки ряда объективных и субъективных обстоятельств, влияющих на
оперативно-розыскную деятельность по пресечению указанных преступлений. К числу объективных обстоятельств следует отнести тот факт, что поводом для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 172.1 УК РФ «Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации», согласно УПК РФ выступают только те материалы, которые направлены Банком России, а также конкурсным управляющим (ликвидатором) финансовой организации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Обстоятельства субъективного характера выражаются в том, что большинство банковских преступлений носят «заявительный характер», т. е. в качестве оснований для проведения первоначальных проверочных действий выступают обращения со стороны кредитных учреждений. При этом хищения средств кредитных организаций совершаются непосредственно собственниками и руководителями кредитных организаций, являющимися представителями интересов юридического лица в силу закона. Следовательно, получение заявления от потерпевшей стороны не представляется возможным.
На практике это приводит к следующей ситуации. Банком России в ходе банковского надзора еще до отзыва лицензий выявляются противоправные финансовые операции кредитных организаций. Однако меры по ним принимаются только временными администрациями при смене собственников кредитной организации либо после отзыва лицензии на осуществление банковских операций. В итоге информация о выявленных временными администрациями фактах хищений активов кредитных организаций в правоохранительные органы поступает примерно через 2-2,5 месяца после отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Это не позволяет сотрудникам подразделений ЭБиПК МВД России проводить соответствующие проверочные мероприятия, направленные на выявление указанных преступлений и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших.
Таким образом, имеет место противоречие между принципом единства целей правоохранительных и контролирующих органов в процессе противодействия преступлениям и правонарушениям в сфере экономики и изолированным характером деятельности контролирующего органа, который решает поставленные задачи исключительно в рамках своей компетенции. На разрешение этого противоречия научным путем были направлены исследования многочисленных ав-
торов, рассматривавших взаимодействие более чем разнопланово [2; 8]. Было сформулировано определение взаимодействия, под которым понимается основанная на законе и других нормативных правовых актах совместная или согласованная в пространстве и времени, по месту и целям деятельность различных государственных органов и должностных лиц по решению общей задачи - эффективного противодействия преступлениям в сфере экономики [5]. Изучение научных трудов, посвященных теоретическим основам взаимодействия в ходе оперативно-розыскной деятельности, позволило резюмировать, что смысл, заложенный в процитированном определении, раскрывается через совокупность элементов системы взаимодействия. К таковым следует отнести: организацию взаимодействия, управление взаимодействием, информационное обеспечение взаимодействия, планирование взаимодействия, контроль в процессе взаимодействия.
Необходимо учитывать, что особенности функционирования каждого элемента системы зависят от типа субъектов, с которыми органы внутренних дел осуществляют взаимодействие. Основными субъектами взаимодействия с подразделениями ЭБиПК МВД России в процессе противодействия банковским преступлениям со стороны контролирующих органов являются: Банк России, ГК «АСВ», Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (далее - Росфинмониторинг). Принимая во внимание классификацию субъектов взаимодействия, предложенную рядом авторов, контролирующие органы относятся к субъектам усеченного взаимодействия, так как они, в отличие от правоохранительных органов, не наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности [5, с. 75]. С учетом ограниченного объема публикации остановимся только на рассмотрении проблем взаимодействия подразделений ЭБиПК МВД России с Банком России.
Как справедливо отметил В.К. Бабаев, эффективность взаимодействия субъектов во многом зависит от правового регулирования, осуществляемого при помощи права и иных юридических средств воздействия на общественные отношения [1, с. 155]. Правовой основой организации информационного взаимодействия между правоохранительными и контролирующими органами являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21
июля 1993 г № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральный закон от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 18 июня 2017 г), Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г № 224 «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики», межведомственные правовые акты, иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации. Так, взаимодействие МВД России и Банка России осуществляется на основании Соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Банком России от 17 мая 2004 г
Формами взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов являются: информационный обмен, издание совместных нормативных актов, проведение совместных проверок, создание рабочих групп, проведение совещаний на межведомственном уровне.
Анализ нормативной правовой базы взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов и практики правоохранительной деятельности показал, что основной формой взаимодействия является информационный обмен, осуществляемый на федеральном уровне, на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации. При этом координацию информационного взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации [9].
Изучение практики взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов, информационно-справочных и аналитических материалов позволило установить, что организация взаимодействия подразделений ЭБиПК МВД России с контролирующими и правоохранительными органами в сфере противодействия хищениям активов банков не отвечает требованиям, предъявляемым текущей оперативной обстановкой. Имеются очевидные проблемы, связанные с тем, что обмен информацией осуществляется неоперативно, в ограниченном объеме, а запросы исполняются несвоевременно и некачественно. Причины этого следует искать как в состоянии федерального законодательства, содержащего
недостаточно правообеспечительных позиций в части регулирования деятельности уполномоченных контролирующих органов, так и в неэффективном построении организационно-управленческих моделей внешнесистемного обмена информацией.
На сегодняшний день в большинстве правовых актов, регулирующих надзорную деятельность Банка России, предусмотрены в основном его права, а конкретные обязанности практически отсутствуют. Поэтому его территориальные подразделения необоснованно отказывают правоохранительным органам в предоставлении запрашиваемой документации. При этом аргументируют свой отказ тем, что положения ст. 9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» распространяются только на банковские организации, к числу которых Банк России себя не относит. В то же время последний наделен рядом банковских функций. Согласно Закону о ЦБ РФ (ст. 4, 46) Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки. Правительство Российской Федерации правомочно поручить Банку России осуществить любой вид банковской операции или сделки, необходимой для выполнения функции Банка России. Данная правовая коллизия требует своего разрешения с привлечением высших судебных инстанций. Кроме того, в инструктивных актах Банка России отсутствует срок, в течение которого подразделения, реализующие функции банковского надзора, обязаны передавать материалы о выявленных нарушениях или о признаках незаконных финансовых операций в правоохранительные органы.
Согласно законодательству в Российской Федерации фактически отсутствует контрольный орган, уполномоченный на проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности кредитных организаций. Проверки кредитных организаций в рамках реализации полномочий по банковскому надзору, осуществляемые Банком России, неравнозначны аудиторским проверкам или документальным ревизиям, осуществляемым для сбора доказательств по уголовным делам. У Банка России отсутствуют полномочия принудительного изъятия предметов и документов в случае противодействия со стороны проверяемых лиц. Он не имеет возможности проводить проверку организаций, прекративших свою деятельность, не наделен полномочиями осуществлять финансово-хозяйственную экспертизу документов, изъятых правоохранительными органами [4, с. 103].
Отдельные проблемы обусловлены ведом-
ственной спецификой контрольной деятельности. Специалисты Банка России, обладая широкими знаниями в сфере функционирования коммерческих банков и гражданско-правовых отношений, ограничены в применении уголовно-процессуальных положений и в большей степени ориентированы на решение внутриведомственных задач по оценке качества активов, выявлению типовых схемных операций и нарушений установленных обязательных нормативов. Поэтому документы, направляемые в правоохранительные органы, в которых фиксируются факты противоправной деятельности, не всегда получают должную правовую оценку. Кроме того, Банк России не является правоохранительным органом и соответственно его сотрудники не имеют полномочий на осуществление оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, следовательно, они не вправе документировать обстоятельства, формирующие состав преступления при криминальном банкротстве коммерческого банка.
Таким образом, реализация механизма взаимодействия, предусмотренного межведомственными соглашениями правоохранительных и контролирующих органов, не обеспечивается нормами ведомственных правовых актов контролирующих органов, в частности Банка России. На практике это выливается в формальное применение норм права, отсутствие заинтересованности в координации работы и совместном с подразделениями ЭБиПК МВД России достижении конечного результата.
Обобщение аналитических материалов по данной проблематике территориальных подразделений ЭБиПК МВД России, а также ГУЭБиПК МВД России позволяет констатировать, что в настоящее время Банк России взаимодействует с МВД России лишь в форме информирования МВД о нарушениях, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении банковских организаций. Но при этом Банк России отказывается информировать МВД России об имевших место нарушениях, выявляемых в процессе документального контроля этих банковских организаций, предшествующего проведению проверки. Другими словами, МВД России информируется и привлекается, лишь когда все активы банков уже похищены, первичная документация уничтожена, а виновные лица скрылись. Зачастую такой большой временной разрыв между отзывом лицензии и возбуждением уголовного дела не только способствует уничтожению следов преступления, легализации имущества, полученного преступным путем, но и позволяет скрыться
потенциальным обвиняемым. Примерами могут служить противоправные действия лиц из числа руководства и собственников ОАО «Внешпром-банк», ОАО «Мастер-Банк», ОАО НБ «Траст» [7].
В условиях направления Банком России в МВД России информации лишь о финансовых операциях прошлых периодов практически отсутствует работа «на упреждение». Для МВД России недоступна информация о планируемых и проводимых Банком России контрольных и проверочных мероприятиях. Из-за того, что сотрудников ЭБиПК МВД России не привлекают для оперативного сопровождения проводимых контрольных и надзорных мероприятий, отсутствует взаимодействие подразделений Банка России и МВД России в режиме реального времени при проведении контрольных и проверочных мероприятий, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.
Таким образом, сведения, имеющиеся в распоряжении контрольных подразделений Банка России, о признаках совершения незаконных операций и фальсификации отчетности конкретными кредитными организациями недоступны сотрудникам ЭБиПК МВД России для принятия своевременных мер по документированию преступной деятельности в полном объеме.
Помимо перечисленного, у территориальных подразделений ЭБиПК МВД России возникают затруднения с принятием мер по поступившей из Банка России информации. Содержащиеся в обращениях Банка России сведения носят, по сути, оповестительный характер. Информационные письма Банка России поступают в МВД России, как правило, без приложения первичных документов (кредитное досье, выписки по ссудным счетам, заключение о точной сумме ущерба и т. п.), необходимых для подтверждения факта противоправной деятельности и формирования доказательной базы по уголовному делу. Сбор указанных документов сотрудниками полиции в установленном законом порядке занимает длительный срок (от 3 до 4 месяцев).
Не лучше обстоят дела и с результатами исполнения Банком России запросов территориальных подразделений ЭБиПК МВД России. Зачастую со ссылкой на банковскую тайну поступает отказ в предоставлении части необходимых сведений (1Р-адреса соединений по системе «Банк-Клиент», реквизиты выгодоприобретателей по незаконным операциям и сделкам, а также иная информация, позволяющая установить лиц, непосредственно их осуществивших, и пр.).
В целом, как справедливо отмечал А. Я. Ка-
заков, взаимодействие правоохранительных и контролирующих органов осуществляется односторонне и фактически не ориентировано на выявление преступлений, что свидетельствует о назревшей необходимости совершенствования взаимодействия органов государственного контроля (надзора) с правоохранительными органами по обмену информацией о совершенных правонарушениях с признаками преступлений [3, с. 27].
Представляется, что проблемы, лежащие в плоскости правоприменения, могут решаться в рабочем порядке. В связи с этим, по мнению специалистов, весьма эффективными являются организация и проведение межведомственных совещаний (семинаров, конференций) с участием сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, что позволяет своевременно получать информацию об изменениях административного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства, распространенных способах совершения и сокрытия преступлений различных видов, особенностях отражения их типичных следов в документальных и материальных источниках (носителях) информации и т. д.
МВД России регулярно организует проведение совместных совещаний-семинаров по повышению квалификации и эффективности взаимодействия сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, занимающихся проблемами противодействия преступлениям данной категории. Так, в октябре 2016 г. по инициативе МВД России было проведено межведомственное совещание правоохранительных и контролирующих органов по вопросам совершенствования взаимодействия при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений в кредитно-финансовой сфере, в ходе которого был выработан ряд управленческих мер. Всего в 2016 г. было проведено четыре таких семинара. В мае 2017 г. состоялось Координационное совещание правоохранительных органов по вопросу «Об эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений в сфере банковской деятельности». В августе 2017 г проведено совещание-семинар «О повышении эффективности служебной деятельности и методического обеспечения вопросов борьбы с преступлениями в сфере экономики и коррупции» с участием сотрудников территориальных подразделений ЭБиПК МВД России и представителей Банка России и ГК «АСВ», на котором обсуждались пробле-
мы повышения эффективности противодействия банковской преступности.
По нашему мнению, в условиях сложившейся оперативной обстановки подобная форма взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов может дать положительные результаты.
Кратко остановимся на такой форме взаимодействия, как создание совместных рабочих групп, позволяющей наладить систему оперативного мониторинга оперативной обстановки в указанной сфере с использованием всего комплекса предоставленных полномочий в рамках межведомственного взаимодействия. Так, на основании распоряжения Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 344-рп была создана Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям, основной задачей которой стала координация деятельности органов власти по противодействию фирмам-однодневкам и незаконному обналичиванию денежных средств.
Представляется, что для повышения эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в сфере противодействия хищениям активов банков целесообразно предпринять ряд мер.
В целях обеспечения единства судебной практики и законности Верховному Суду Российской Федерации следовало бы предоставить судам разъяснения по толкованию нормы ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 18 июня 2017 г.) в части равнозначного распространения ее требований как на кредитные организации и ГСК «АСВ», так и на Банк России.
Целесообразно дополнить ст. 57 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» абзацем: «Банк России в обязательном порядке информирует правоохранительные органы обо всех кредитных организациях, в отношении которых применены меры надзорного реагирования, в том числе при наличии достаточных оснований полагать, что кредитные организации допустили нарушения банковского законодательства».
В свою очередь, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 18.06.2017) дополнить частью сорок третьей: «Банк России предоставляет органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, документы и сведения, в том числе составляющие банковскую тайну, о конкретных сделках и
операциях кредитных организаций, о сделках и об операциях их клиентов и корреспондентов, полученные из отчетов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов, а также в рамках проводимых контрольных мероприятий при выявлении фактов, способствующих в дальнейшем нарушению действующего законодательства и влекущих административную и уголовную ответственность, в течение десяти рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств для решения вопроса об организации проверочных мероприятий».
Предлагаем рекомендовать ГУЭБиПК МВД России:
согласовать с Банком России алгоритм информирования МВД России о проблемных банках, согласно которому в случае обнаружения в ходе документального контроля кредитных организаций несоответствия критериям надежности показателей их деятельности направлять соответствующую информацию с приложением подтверждающих документов в ГУЭБиПК МВД России, привлекать представителей территориальных подразделений ЭБиПК МВД России к участию в проведении инспекторских проверок;
участвовать в заседаниях межведомственной рабочей группы, которые проводятся Генпрокуратурой России, по выработке решений, в том числе нормативно-правового характера, направленных на повышение эффективности противодействия преступлениям, совершенным в банковской сфере;
проводить межведомственные совещания с представителями Банка России и ГК «АСВ» по вопросам своевременного информирования МВД России о проблемных банках и сомнительных сделках, выявленных в ходе проведенных его сотрудниками проверок деятельности кредитных организаций с целью выявления и пресечения незаконных действий руководства и собственников банков, направленных на хищение активов и денежных средств вкладчиков.
Список использованной литературы
3. Казаков, А. Я. Обстоятельства, способствующие совершению преступлений в государственных внебюджетных фондах [Текст] / А. Я. Казаков // Российский следователь. - 2012. - № 16.
4. Козловский, П. В. Особенности возбуждения уголовного дела о фальсификации финансовых докуметов финансовой организацией [Текст] / П. В. Козловский // Уголовное право. -2015. - № 3.
5. Ларичев, В. Д. Теоретико-прикладные проблемы деятельности подразделений экономической безопасности органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] : монография / В. Д. Ларичев, В. Ф. Щербаков, О. Б. Исаров. -М. : ВНИИ МВД России, 2007.
6. О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2017 году [Текст] : [приказ МВД России от 3 нояб. 2016 г. об утверждении Директивы МВД России на 2017 год].
7. Об эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений в сфере банковской деятельности [Текст] : материалы Координационного совещания правоохранительных органов, состоявшегося 3 мая 2017 г.
8. Омелин, В. Н. Взаимодействие аппаратов БХСС горрайорганов внутренних дел с государственными и общественными органами [Текст] / В. Н. Омелин. - М., 1984.
9. Регламент информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов [Текст] : [утв. совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Росфинмониторинга, ФНС России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Следственного комитета РФ, Банка России от 12 марта 2013 г. № 105/136/50/ММ-7-2/117/131/98/447/12/ ОД-121].
1. Бабаев, В. К. Экономика. Право. Финансы. Термины и определения [Текст] / В. К. Бабаев, А. П. Буренков, В. Е. Гущев, А. П. Кузнецов. - М., 1995.
2. Головин, С. Д. Взаимодействие аппаратов БХСС с государственными контролирующими органами в предупреждении и раскрытии преступлений [Текст] / С. Д. Головин, Г. К. Синилов. - М., 1986.
References
1. Babaev V. K. Burenkov A. P., Gushhev V. E., Kuznetsov A. P. Ehkonomika. Pravo. Finansy. Terminy i opredeleniya (Economy. Right. Finance. Terms and Definitions), Moscow, 1995.
2. Golovin S. D., Sinilov G. K. Vzaimodejstvie apparatov BKHSS s gosudarstvennymi kontroliruyushhimi organami v preduprezhdenii i
raskrytii prestuplenij (Interaction of BHSS devices with state control authorities in the prevention and detection of crimes), Moscow, 1986.
3. Kazakov A. Ya. Rossijskij sledovatel' (Russian Investigator), 2012, No. 16.
4. Kozlovskij P. V. Ugolovnoe pravo (Criminal law), 2015, No. 3.
5. Larichev V. D., Sherbakov V. F., Isarov O. B. Teoretiko-prikladnye problemy deyatel'nosti podrazdelenij ehkonomicheskoj bezopasnosti organov vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii: monografiya (Theoretical and applied problems of the activity of economic security units of the internal affairs bodies of the Russian Federation: Monograph), Moscow: VNII MVD Rossii, 2007.
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of November 3, 2016 on the approval of the Directive of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2017.
7. Ob ehffektivnosti vzaimodejstviya pravookhranitel'nykh i kontroliruyushhikh organov po preduprezhdeniyu, vyyavleniyu, presecheniyu i rassledovaniyu prestuplenij v sfere bankovskoj
deyatel'nosti: materialy Koordinatsionnogo soveshhaniya pravookhranitel'nykh organov po voprosu, sostoyavshegosya 3 maya 2017 (On the effectiveness of the interaction of law enforcement and supervisory bodies in the prevention, detection, suppression and investigation of crimes in the banking sector: Proceedings of the Coordination Meeting of Law Enforcement Agencies on the issue held on May 3, 2017.)
8. Omelin V. N. Vzaimodejstvie apparatov BKHSS gorrajorganov vnutrennikh del s gosudarstvennymi i obshhestvennymi organami (Interaction of BHSS apparatus of internal affairs agencies with state and public bodies), Moscow, 1984.
9. Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rosfinmonitoring, the Federal Tax Service of Russia, the Federal Security Service of Russia, the Federal Drug Control Service of Russia, the FCS of Russia, the Investigative Committee of the Russian Federation, the Bank of Russia of March 12, 2013, No. 105/136/50/MM-7-2/117/131/98/447/12/DD-121.