Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С БАНКОМ РОССИИ В ХОДЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С БАНКОМ РОССИИ В ХОДЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
264
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБЪЕКТОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY / OPERATIONAL MAINTENANCE OF OBJECTS / INTERACTION OF DIVISIONS OF ECONOMIC SECURITY AND COUNTERACTION OF CORRUPTION OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / OPERATIONAL DIVISIONS / ECONOMIC CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калашников Константин Викторович

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются оперативные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел при осуществлении оперативного обслуживания объектов кредитной сферы в современных условиях. Предлагаются пути совершенствования взаимодействия, в целях повышения эффективности противодействия экономическим преступлениям. Статья дополняет научно-правовые основы теории оперативного обслуживания объектов (сфер, территорий) органами внутренних дел и может быть использована в дальнейших изысканиях, связанных с научной разработкой освещаемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Калашников Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of the economic security and anti-corruption units of the internal affairs bodies with the Bank of Russia during the operational service of the credit sphere: problems and solutions

The article deals with the problems faced by operational units of economic security and anti-corruption bodies of internal Affairs in the implementation of operational maintenance of credit facilities in modern conditions. The ways of improving cooperation in order to increase the effectiveness of combating economic crimes are proposed. The article complements the scientific and legal foundations of the theory of operational maintenance of objects (spheres, territories) by internal Affairs bodies and can be used in further research related to the scientific development of the problem covered.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С БАНКОМ РОССИИ В ХОДЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С БАНКОМ РОССИИ В ХОДЕ ОПЕРАТИВНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРЕДИТНОЙ СФЕРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ КАЛАШНИКОВ Константин Викторович,

адъюнкт Академии управления МВД России. E-mail: kos04061982@gmail.com

Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются оперативные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел при осуществлении оперативного обслуживания объектов кредитной сферы в современных условиях. Предлагаются пути совершенствования взаимодействия, в целях повышения эффективности противодействия экономическим преступлениям. Статья дополняет научно-правовые основы теории оперативного обслуживания объектов (сфер, территорий) органами внутренних дел и может быть использована в дальнейших изысканиях, связанных с научной разработкой освещаемой проблемы.

Abstract: The article deals with the problems faced by operational units of economic security and anti-corruption bodies of internal Affairs in the implementation of operational maintenance of credit facilities in modern conditions. The ways of improving cooperation in order to increase the effectiveness of combating economic crimes are proposed. The article complements the scientific and legal foundations of the theory of operational maintenance of objects (spheres, territories) by internal Affairs bodies and can be used in further research related to the scientific development of the problem covered.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативное обслуживание объектов, взаимодействие подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел, оперативные подразделения, экономические преступления.

Keywords: operational-search activity, operational maintenance of objects, interaction of divisions of economic security and counteraction of corruption of law-enforcement bodies, operational divisions, economic crimes.

Одной из основных задач, отмеченных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации является совершенствование деятельности банковской системы играющей ключевую роль в достижении сбалансированности и инновационности развития экономики; она должна быть способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности»1. Не случайно в Директивах «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» последних лет, борьба с банковскими мошенничествами, криминальными банкротствами банков, повышение эффективности противодействия хищениям в кредитно-финансовой сфере, легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученного преступным путем, признаются одними из приоритетных задач государственного масштаба.

Несмотря на это, в течение последних лет в статистике просматривается постоянный рост размера ущерба причиняемого преступлениями, совершаемыми в кредитно - банковской сфере, а также устойчивое повышение уровня их организованности^]. Данные сведения подтверждаются практическими работниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (далее - ГУЭБиПК), Федеральной службы по финансовому мониторингу Российской Федерации (далее -

1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Росфинмониторинг). В результате их интервьюирования установлено, что за последний год пресечена работа 27 «площадок»2 по обслуживанию теневых потоков. Общая сумма теневых денежных средств, выявленных в результате данной деятельности составила более 240 млрд. рублей. В 2018 году ущерб от преступлений, совершаемых в банковском секторе, насчитывает более 170 млрд. рублей.

Вышеизложенное, является предпосылкой дальнейшего совершенствования оперативно-розыскной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел (далее - ЭБиПК ОВД), направленной на борьбу с экономическими преступлениями в кредитной сфере.

Анализ оперативно-розыскной и следственной практики, научных и специальных источников показывает, что повышение эффективности борьбы с экономическими преступлениями в кредитных организациях, во многом зависит от совершенствования взаимодействия подразделений ЭБиПК ОВД с контролирующими органами (Банком России, ГК «АСВ», Росфинмониторингом, ФНС России). При этом основная результативность в получении информации представляющей оперативный интерес в отношении кредитных организаций зависит от характера взаимодействия с Банком России.

Исследование проблем взаимодействия подраз-

2 Под «площадкой», мы понимаем, деятельность организованных преступных групп, контролирующих структурированную систему взаимодействующих юридических лиц, которые фактически не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, имеющих коррупционные связи в кредитных организациях, с целью «обналичивания» денежных средств путем незаконных банковских операций.

делений ЭБиПК ОВД и Центрального банка Российской Федерации, в том числе анализ решения коллегии МВД России от 29 апреля 2019 г. № 2км/2 «О проблемах выявления и раскрытия преступлений в финансово-кредитной системе»1, позволили установить, что в текущих условиях функционирования МВД России, взаимодействие с Банком России налажено не в должной мере. Актуальными являются следующие проблемы:

- трудности в своевременном получении данных о выявленных в ходе банковского надзора нарушениях, свидетельствующих о возможной противоправной деятельности кредитной организации, а также сведений, составляющих банковскую тайну (на указанный факт указывают 93% проанкетированных респондентов2);

В нормативных актах регулирующих деятельность Банка России, недостаточно правообеспечитель-ных положений, в частности, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», регламентирующий его деятельность, предусматривает в большинстве своем его права, а обязанности, предметно конкретизирующие условия деятельности в части своевременного информирования ОВД, практически отсутствуют. Кроме того, анализируя некоторые инструкции используемые сотрудниками Банка России, установлено отсутствие информации о сроках передачи материалов, содержащих выявленные нарушения, признаки незаконных финансовых операций в правоохранительные органы.

- при информировании правоохранительных органов, в частности МВД России о признаках противоправных деяний, выявленных в ходе контрольно-проверочных мероприятий в отношении кредитных организаций, зачастую Банком России не представляются первичные документы, подтверждающие указанные нарушения (подтверждают 88% проинтервьюированных респондентов);

Проблемы обусловлены ведомственной спецификой контрольной деятельности. Специалисты Банка России, обладая широкими знаниями в сфере деятельности кредитных организаций и связанных с указанной сферой общественных отношений, ограничены в понимании и практике применения уголовно-процессуальных положений и в целом ориентированы на выполнение контрольных функций, связанных с выявлением нарушений (финансовых операций, оценке качества активов и т.д.). Поэтому документы направляемые в правоохранитель-

1 Приказ МВД России от 4 июля 2019 г. № 447 «Об объявлении решения коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. № 2км/2».

2 Респондентами в интервьюировании выступали сотрудники ГУЭБиПК МВД России. Респондентами в анкетировании выступали руководители территориальных органов МВД, руководители и сотрудники подразделений ЭБиПК ОВД, нескольких регионов.

ные органы о выявленных нарушениях, имеющих признаки противоправных деяний, зачастую не получают необходимую оценку и не способствуют принятию эффективных мер противодействия, таким проявлениям.

- Банк России не информирует подразделения ЭБиПК ОВД об имеющихся нарушениях (информации) на ранней стадии (на указанный факт указывают 95% проанкетированных респондентов);

Инструкции используемых сотрудниками Банка России в ходе осуществления своих функциональных обязанностей, не содержат положений о необходимости уведомления оперативных подразделений о признаках возможных правонарушений. Более того, в некоторых кредитных организациях, взаимодействие и какие - либо неофициальные контакты с оперативными подразделениями МВД России, считаются «плохим тоном» и могут негативно сказаться на карьере сотрудника. Данные выводы подтверждаются интервьюированием сотрудников ЭБиПК ОВД, непосредственно осуществляющих взаимодействие с представителями Банка России. Проведенные исследования специалистами в области оперативно-розыскной деятельности, подтверждают тот факт, что в целом граждане негативно относятся к взаимоотношению с правоохранительными органами и избегают контактов. В частности, изучение взаимоотношений граждан и оперативных подразделений правоохранительных органов, включающие опрос 456 человек, в четырех регионах Российской Федерации, показало, что респонденты стремятся избегать контактов с оперативными подразделениями, участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий, объясняя свою позицию стыдом, моралью, негативной оценкой окружающих[2, С.148-151].

- в ходе проведения проверок Банк России не инициирует оперативное сопровождение проводимых контрольных и надзорных мероприятий, проведение совместных проверочных мероприятий (подтверждают 86% проинтервьюированных респондентов);

Проверки финансово-хозяйственной деятельности кредитных организаций осуществляются структурным подразделением - Главной инспекцией Банка России. Необходимо отметить, что у сотрудников Банка России отсутствуют полномочия принудительного изъятия предметов и документов, в случае противодействия со стороны проверяемых лиц. Он не имеет возможности проводить проверку организаций, прекративших свою деятельность, не наделен полномочиями осуществлять финансово-хозяйственную экспертизу документов, изъятых правоохранительными органами [3, с. 103]. В результате интервьюирования сотрудников Банка России, ус-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 11(179)

тановлено, что периодически, в ходе проведения проверок кредитных организаций, сотрудники сталкиваются с преодолением противодействия (доступ в помещение офиса, бухгалтерии, не предоставление запрашиваемых для проверки документов и т.д.). Данные обстоятельства вызывают тревогу, и снижают эффективность проводимых проверочных мероприятий.

- Банк России не заинтересован в совершенствовании и актуализации соглашения о взаимодействии между МВД России и Банком России, с целью учета интересов Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также улучшения условий взаимодействия в современных условиях противодействия экономическим преступлениям.

На практике соглашения заключенные между правоохранительными (МВД России) и контролирующими органами (Банк России) не подкрепляются положениями ведомственных нормативных актов контролирующих органов, в частности Банка России. В результате не обеспечивается реализация механизма взаимодействия. Это ведет к формальному применению норм права, уменьшению или отсутствию заинтересованности в улучшении складывающейся обстановки в кредитной сфере. Сказанное подтверждается результатами анкетирования сотрудников ЭБиПК ОВД, 85 % респондентов, указали, что сотрудники Банка России в процессе взаимодействия, остаются «закрытыми», во главу угла ставится корпоративная этика, не поддерживающая решение совместных задач борьбы с экономической преступностью. Кроме того, соглашение о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Банком России от 17 мая 2004 г., действует более 15 лет, современные, достаточно неблагоприятные условия для кредитной сферы требуют совершенствования и актуализации соглашения (отметили 94% интервьюированных сотрудника ГЭБиПК МВД России).

Таким образом, в практической деятельности, на лицо имеющиеся противоречия между требованиями предъявляемыми к подразделениям ЭБиПК ОВД, направленными на своевременное противодействие экономическим преступлениям и предоставленными им возможностями, в полной мере осуществлять свои полномочия, в условиях дефицита оперативно значимой информации и отсутствия правовых оснований получения необходимых данных. (данные обстоятельства подтверждают 83% анкетированных сотрудников ЭБиПК ОВД).

В результате, осуществляемое на практике взаимодействие между подразделениями ЭБиПК ОВД и подразделениями Банка России не соответствует сущности термина «взаимодействие». Согласно толковому словарю

«взаимодействие» - это взаимная связь двух явлений; взаимная поддержка[4]. Специалисты оперативно-розыскной деятельности определяют указанный термин, как основанную на законе и других нормативных правовых актах совместную или согласованную по времени, месту и целям деятельность различных государственных органов и должностных лиц для решения общей задачи - эффективного противодействия преступлениям в сфере экономики[5].

Таким образом, сущность взаимодействия должна заключаться в осуществлении согласованных, нормативно урегулированных действий, основанных на взаимной поддержке, ведущих к общей определенной цели.

Формами взаимодействия, в текущих условиях, подразделений ЭБиПК ОВД и Банка России могут быть:

- создание рабочих групп;

- проведение совещаний на межведомственном

уровне;

- издание совместных нормативных актов;

- информационный обмен;

- проведение совместных проверок.

Надо согласиться, что некоторые формы взаимодействия в текущих условиях действительно являются актуальными и приносят свою пользу.

В частности, в настоящее время, взаимодействие осуществляется в рамках работы 14 межведомственных рабочих групп и комиссий, в том числе Межведомственной комиссии по подготовке Российской Федерации к четвертому раунду взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, Экспертной группы при Банке России по рассмотрению ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы, а также Межведомственной рабочей группы при Генеральной прокуратуре Российской Федерации по выработке решений, нацеленных на повышение эффективности противодействия преступлениям в банковской сфере.

При этом координацию взаимодействия при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации [6].

Основными проблемами, как нам видится, в текущих условиях, остается, недостаточно эффективная работа по двум основным направлениям:

- информационный обмен;

- совместная деятельность по организации и проведению мер направленных на противодействие экономи-

ческим преступлениям.

Рассмотрим указанные пункты более подробно:

1. Информационный обмен.

По нашему мнению, для улучшения информационного обмена необходимо обратить внимание на два фактора:

- улучшение качества информации;

Для решения вопроса связанного с качеством получаемой информации, на наш взгляд необходимо проведение совместных семинаров, круглых столов и рабочих встреч, целью которых должно быть ознакомление сотрудников независимых ведомств с критериями качества информации, задачами решаемыми в ходе реализации получаемой информации и взаимодействия.

- оперативность обмена (передачи) информации.

С целью улучшения оперативности обмена (передачи) информации необходимо в современных условиях развития средств информационно-коммуникационных технологий, создать системы электронного документооборота (посредством заключения соглашений об информационном обмене с кредитно-финансовыми организациями. Практика показывает востребованность механизма взаимодействия в виде электронного обмена документами и информацией с ведущими кредитными учреж-дениями[7], надзорными и контролирующими органами), с перспективой создания единого интегрированного банка данных коллективного пользования и обмена справочной и специальной информацией учитывающей интерес всех субъектов.

2. Совместная проверочная деятельность.

Указанная деятельность возможна, как нам ви-

дится в двух направлениях:

- разработка совместных нормативных правовых

актов;

Указанное направление в настоящее время, находится в процессе реализации. В ходе работы межведомственных рабочих групп, деятельность которых, направлена на выработку решений, в том числе законодательного характера, повышения эффективности противодействия преступлениям в кредитной сфере, обсуждаются законопроекты о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Указанные вопросы требуют дальнейшего развития и реализации.

- проведение совместных проверочных мероприятий субъектов;

Указанное направление требует создания инструкции «О порядке взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и подразделений Банка России при организации и проведении проверок кредитных организаций», в которой будет закреплен порядок организации и проведения совместных проверочных мероприятий.

Таким образом, можно подытожить, что обстоятельством, существенно влияющим на качество взаимодействия, является нормативное правовое регулирование, которое, несомненно, являются основой, определяющей направления развития взаимодействия, способной существенно повлиять на эффективность противодействия экономическим преступлениям в кредитной сфере.

Библиография:

1. Казина Д.У. Преступность в сфере банковской деятельности как предмет криминологического анализа // Вестник КазНПУ. 2016.

2. Павличенко Н.В. Проблемы взаимодействия оперативно-розыскных органов и населения: теоретические и прикладные проблемы // Общество и право. - 2016. - № 3 (57).

3. Козловский, П. В. Особенности возбуждения уголовного дела о фальсификации финансовых докуметов финансовой организацией [Текст] / П. В. Козловский // Уголовное право. - 2015. - № 3.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИТИ Технология», 2007. - С. 78.

5. Ларичев В.Д. Теоретико-прикладные проблемы деятельности подразделений экономической безопасности органов внутренних дел Российской Федерации: монография / В.Д. Ларичев, В.Ф. Щербаков, О.Б. Исаров. - М.: ВНИИ МВД России, 2007.

6. Регламент информационного взаимодействия Банка России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, правоохранительных и иных федеральных государственных органов Российской Федерации при выявлении и пресечении незаконных финансовых операций кредитных организаций и их клиентов [Текст] : [утв. совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Росфинмонито-ринга, ФНС России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Следственного комитета РФ, Банка России от 12 марта 2013 г. № 105/136/50/ММ-7-2/117/131/98/447/12/ ОД-121].

7. Гаврилин Ю.В. Практика организации взаимодействия при расследовании преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий // Труды академии управления МВД России. 2018. № 4 (48).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.