А.Ш. Досбенбетова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Главной чертой современного этапа развития казахстанского общества является бурный процесс свободного возрождения всех этносов Казахстана. Национальная политика государства стала прочным гарантом стабильного и бесконфликтного движения нашего общества к формированию единого народа Казахстана. «... Внимание к интересам любой, даже самой малой национальной группы, искреннее уважение к национальным традициям и обычаям - это основа справедливого межнационального мира», - отметил в своем выступлении на XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана президент Республики Н.А.Назарбаев (2).
Одновременно через национальные общественные объединения решаются задачи по формированию казахстанской идентичности и казахстанского патриотизма, культуры межнационального общения.
Культура межнационального общения -это система характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей (1, с. 198).
Если проанализировать и соотнести поставленные задачи с имеющимся потенциалом в масштабах Южно-Казахстанской области, то становится ясно, что у нас имеются как несомненные успехи, так и определенные проблемные моменты, над которыми должны поработать все социальные институты воспитания.
Население Южно-Казахстанской области составляет на данный момент 2 млн. 193 тыс. человек, только в текущем году в нашу область из стран ближнего и дальнего зарубежья прибыло 7394 человека, многие вернувшиеся из зарубежья наши граждане поражаются социально-экономическим преобразованиям, произошедшим в стране. Регион является многонациональным, здесь проживают представители 108 наций и народностей.
Тысячелетняя история казахского народа всегда формировалась в традициях понимания и толерантного отношения, как к ближним, так и дальним странам-соседям, сотни тысяч этнических представителей
которых как равноправные граждане проживают в Казахстане. Пожалуй, в этом сыграла свою роль особая ментальность казахского народа. Казахи открыты и гостеприимны, они с чистым сердцем открывают двери своего дома всем, кто прибыл книмс добрым намерением. Казахи толерантны, и демонстрируя такие качества по отношению к своим друзьям, соседям, гостям, мы вправе ожидать от них такого же ответа.
Сегодня в Южном Казахстане действуют 20 национально-культурных центров, каждый из которых вносит свой достойный вклад в укрепление межнационального согласия и мира в регионе.
Славянский культурный центр ЮжноКазахстанской области создан в 1991 году. Приоритетным направлением его деятельности является культурно-просветительская работа, направленная на сохранение и совершенствование изучения русского языка и литературы, пропаганду культуры, обычаев, традиций славянского народа, сохранение межнационального согласия и дружбы народов, проживающих в ЮжноКазахстанской области. Эту же работу проводят девять филиалов и представительств в районах и городах области. Стало традиционным проведение Дней славянской письменности и культуры, Рождественских вечеров, Масленицы - проводов зимы. Проводятся международный конкурс исполнителей русского романса, литературные конкурсы среди школьников и творческой интеллигенции. Уже пятый год проводится фестиваль-конкурс «Играй, гармонь» и много других мероприятий. И одной из главных целей их проведения -обеспечение межнационального общения. Как правило, все праздники славян превращаются в интернациональные и способствуют дальнейшему укреплению межнационального согласия между народами, проживающими в области.
Большой опыт работы накопился у немецкого культурного центра «Возрождение». На сегодняшний день в области функционирует 5 его филиалов в городах Шымкент, Кентау, Сарыагаш, Лен-гер и Аксукент. При всех филиалах функционируют детские воскресные школы. Национально-культурные центры тесно
Социально-культурная деятельность
сотрудничают с вузами и школами города по формированию культуры межнационального общения учащейся молодежи.
Большое внимание национально-культурные центры уделяют работе с молодежью. Недавно клуб немецкой молодежи провел четырехдневный областной обучающий семинар для молодежи 1525 лет на тему: «Учись творить и действовать!». В семинаре принимали участие не только молодёжь немецкой национальности, но также казахи, армяне, украинцы, русские и др.
Ежегодно для детей и молодежи культурный центр организует лингвистические лагеря, где дети изучают одновременно три языка: казахский, немецкий и английский с применением современных технологий обучения.
Чечено-ингушский национально-культурный центр особое значение придает нравственному и физическому воспитанию молодежи. Практически вся молодежь диаспоры занимается в спортивных секциях, в музыкальных, танцевальных и художественных школах, проходит курсы изучения компьютеров, изучает государственный и английский языки. Многие представители чечено-ингушской диаспоры награждены высшими наградами республиканских и международных турниров. В связи с этим, нельзя не упомянуть о четырехкратном обладателе Кубка Мира по греко-римской борьбе, мастера спорта международного класса Бисолта Дециева, мастера спорта международного класса по дзюдо Асламбека Умарова, чемпиона Азии по греко-римской борьбе Джабраилова Абдуллу.
Знание языка является важнейшей составляющей национальной самоидентификации. Поэтому во всех национально-культурных центрах большое внимание уделяется изучению родного языка в тесной связи с традициями, национальными праздниками, фольклором.
Например, еврейский национально-культурный центр ежегодно проводит общинный Фестиваль Еврейской книги; участвует в проведении «Форума евреев Казахстана», еженедельно организует такое мероприятие, как «Шаббат». «Шаббат» - это высочайшее социальное достижение, предназначенное для того, чтобы освободить человека, его сознание для высоких духовных занятий, для укрепления семьи и дружеских связей между людьми. С древнейших времен соблюдение субботы является отличительным признаком евреев. И как говорит древнее изречение: «Больше, чем
народ Израиля бережет субботу, суббота бережет народ Израиля». Отмечаются и другие национальные праздники, например «Рош-а-шана» (Новый год), праздник духовного возрождения, осмысления своих дел в уходящем году, «Ханука» - праздник свечей, «Ту-Бившат» - новый год деревьев, «Пурим» - детский праздник-маскарад, «Суккот» - праздник шалашей и т.д.
Турецкий национально-культурный центр «Акыска» осуществляет активную деятельность в сфере культуры и образования. Пятый год выходит в цветном формате республиканская газета «Акыскалы», издающаяся на четырех языках (казахском, русском, турецком и узбекском). Своими силами национально-культурные центры создали первые два фильма на турецком языке «Сладкий родник» и «Долг», рассказывающие о жизни, быте и традициях турецкой диаспоры Казахстана. Широкую популярность получил театр комедии «Микрошоу», немало среди представителей турецкой диаспоры известных поэтов, спортсменов, музыкантов, уважаемых аксакалов.
Узбекский национально-культурный центр является инициатором проведения некогда забытого конкурса исполнителей старинных обрядовых песен - «Лапар»; вечера для выпускников школ «Ок йул» («Ак жол»). Танцевальные группы «Садаф» и «Юлдуз-ча» ежегодно участвуют в Республиканском конкурсе «Дружбы народов», в их репертуаре немало и казахских произведений. Это дает импульс к развитию у подрастающего поколения чувства патриотизма.
Южно-Казахстанский филиал Ассоциации корейцев Казахстана ежегодно проводит праздник традиционного корейского Нового года - Сол. Этот праздник представляет собой хороший пример преемственности традиций от старшего поколения к младшему и является одной из составляющих формирования культуры межнационального общения. В корейской диаспоре сохранились традиционные праздники, которые издавна отмечали в народе и которые празднуются членами национального культурного объединения, -это годовщина ребенка (тол), когда ему исполняется годик, шестидесятилетний юбилей (хван-гал), свадьба смножествомслож-ных и важных церемоний, День жертвоприношения (хан-сик, 105 день после зимнего солнцестояния, 5 апреля), праздник урожая и день поминовения (чу-сок).
Южноказахстанцы уже привыкли к традиционным Дням языка, культуры народов, населяющих наш регион. «Вартавар», «Масленица», «Наурыз», «Песах», «Пурим»
и другие народные праздники стали популярными у населения, независимо от национальной принадлежности. Увеличивается количество воскресных школ при национальных культурных центрах.
В 2008 году для проведения мероприятий национально-культурным объединениям из средств местного бюджета было выделено 7 млн. тенге, на содержание Дома дружбы - 8 млн. 713 тыс. тенге, для проведения фестиваля языков народов Казахстана - 1 млн. 500 тыс. тенге, на изучение государственного языка в воскресных школах -1 млн. тенге, Грант акима области - 2 млн. тенге (1, с.16).
Особая роль в стабилизации и интеграции этносов, в реализации целей и задач стратегии Ассамблеи народа Казахстана, которая направлена на сохранение и развитие межэтнического согласия, принадлежит местным средствам массовой информации. Большой вклад вносят областные газеты «Южный Казахстан», «Панорама Шымкента», «Рабат» и другие.
Ежемесячно выпускается «Шанырак» -приложение к газете «Южный Казахстан», отражающее историю народов Южно-Казахстанской области, их традиции, обряды, ритуалы. Содержание газетных статей нацелено на укрепление единства, согласия, воспитания казахстанского патриотизма.
Содружество всех культурных центров нашей области - яркое доказательство того, что межнациональное согласие, дружба и уважение друг к другу, взаимообогащение культурой и традициями всех народов помогают нашей стране достичь стабильности и продвигаться вперед в своем развитии.
Идеи толерантности должны пронизы-ватьтаюкеучебно-юспитательнуюдеятельность детских садов, школ, гимназий, колледжей и ву-зов,т.е.должнабь][тьсистема,последовательность, и здесьбольшая рольпринадлежитучителям, пе-даготчеа<имколлектжам.Следуетотметить,что введение поликультурного образовательного ком-понентавобразовательнышпроцессшколыбудет способствовать формированию целостного мировоззрения удетей обособенностяхкультурного
культуры межнационального общения.
Анализ процессов интеграции социальных институтов по формированию культуры межнацио-нальногообщениянапримереЮжно-Казахстан-
ской области позволилнамсформулироватьряд предложений ирекомендаций:
Создать научно-координационный Совет малой ассамблеи, в который войдут представители ученых вузов региона и который будет заниматься научной проработкой этнополитических и конфессиональных процессов на региональном уровне.
2. Организовать участие национально-культурных центров области в осуществлении социально значимых проектов. Национально-культурные центры могут реально помочь в решении многих социальных проблем области, оставляя национальную тематику в числе приоритетных.
3. Национально-культурным центрам активизировать работу со школами, вузами и другими учебными заведениями, практиковать проведение совместных мероприятий (например, организацию лингвистических лагерей, молодежных клубов, конкурсов и т.п.) по актуальным вопросам формирования культуры межнационального общения учащейся молодежи.
4. СМИ организовать целевые передачи и рубрики, отражающие политику межнациональных отношений, основанную на принципах дружбы и взаимопонимания; осуществлять содержательный и своевременный обмен информацией по изучению, распространению и использованию накопленного опыта по формированию культуры межнационального общения.
5. Вузам и ИПК совершенствовать систему профессионально-педагогической и этнопедагогической подготовки учителей, способных решать задачи формирования культуры межнациональных отношений; практиковать совместные научно-практические конференции, семинары, издание учебно-методической, научно-популярной литературы, аудио- и видеометодических пособий для учителей и учащихся школ по данной проблеме.
6. Вузам и другим учреждениям образования взаимодействовать в организации поисковой и научно-исследовательской работы: шире привлекать учителей, талантливую молодежь в разработку совместных научных проектов по изучению истории родного края, фольклора, традиций и обычаев народов на местном материале.
Примечания
1. Материалы Республиканской научно-практической конференции «Опыт, проблемы, перспективы формирования культуры межнационального общения». Шымкент: Нрлы бейне, 2008.
2. Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на XIII сессии Ассамблея народа Казахстана // Казахстанская правда. 2007. 20 августа.