Научная статья на тему '«Россия и Казахстан: социокультурный диалог стратегических партнеров»'

«Россия и Казахстан: социокультурный диалог стратегических партнеров» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
214
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Россия и Казахстан: социокультурный диалог стратегических партнеров»»

Raundtalk - Децгелек Yстел - Круглый стол

«Russia and Kazakhstan: social and cultural dialogue of strategic partners» «Ресей жэне Казахстан: стратегияльщ серктестердщ социомэдени диалогы»

«Россия и Казахстан: социокультурный диалог стратегических партнеров»

ГУСЕВА Нина, доктор философских наук, профессор, руководитель Международного Центра Методологических Исследований и Инновационных Программ (МЦМИиИП), член Евразийского Информационно-Аналитического Консорциума (ЕИАК), Председатель Восточного Отделения Казахстанского Философского Конгресса (ВО КФК), академик Акмеологической Академии, Усть-Каменогорск, Республика Казахстан (г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан): Межкультурный диалог целевым образом направлен на достижение взаимопонимания, сотрудничества и единства народов, которые вступают в него. На результаты межкультурного диалога не может не влиять конкретизация его целей во всех актах его проведения, а также не могут не влиять и формы его осуществления. Это означает, что адекватное, а значит и результативное, отношение к осуществлению межкультурных диалогов предполагает обратить внимание на эти моменты. Так, по отношению к целям можно выделить формально-институциональные цели, когда диалог организуется в виде встреч, запланированных тем или иным проектом, который включает в себя обязательное финансирование и отчет о выполнении. Среди целей диалога имеют место и осуществление совместной деятельности, сотрудничество в различных областях. Эти два варианта целей и их осуществления характеризуют их различный статус по отношению к процессу диалога, его глубине и результативности. В первом случае диалог будет иметь статус осуществляемых контактов, в основе которых лежат отношения взаимодействий. Во втором случае - общения, в основе которых лежат связи, а не контакты. Различие между ними состоит в том, что контакты не обусловливают достижение единства, вступающих в них сторон. Они ограничены по определению внешними сопряжениями ситуативного типа. Связи, напротив, единство порождают, так как именно связи характеризуются тем, что выражаются во взаимном переходе определений, свойств, обусловливаний сторон друг другом.

Еще один аспект необходимого понимания задачи осуществления межкультурного диалога. Он касается рассмотрения того, что подразумевается под словами «межкультурный» диалог. Межкультурный - между культурами. Но смысл этих словосочетаний будет совершенно различным, если учесть, что есть понимание культуры как процесса и культуры как результата. Культура как процесс всегда выражена деятельностью созидательной, творческой, социально-значимой и целостной. Культура как результат - выражена предметами культуры, которые потеряли свою процессуальную форму и в этом виде оказываются объектами манипулирования всякого рода: сохранения, накопления, передачи, тиражирования и др. Манипулирование предметами культуры не является сферой собственно культуры, оно всегда находится во вне-культурном пространстве-времени. Для возвращения в культурное пространство-время необходимо адекватное их распредмечивание. Если оно не осуществляется, то предметы культуры остаются просто вещами, которые

можно использовать по любому назначению, даже вовсе не связанному с их предзаложенной сущностью.

В этом контексте вопрос о межкультурном пространстве - пространстве межкультурного диалога - остается открытым. От того, как и чем будет «наполнено» это пространство зависит то, насколько сам диалог будет содержательным и относящимся к культуре, а не к массивам контактов, без всякого отношения к собственно культуре - к культуре как процессу. Это обстоятельство усиливается еще и тем, что речь идет о диалоге между культурами. Понятно, что всякое «между» указывает на наличие межи, то есть разделительной полосы. На этой полосе еще более усиливается значение понимания того, что надо иметь дело или наоборот, - не надо, когда речь идет о возможном и необходимом диалоге в рамках культурного пространства -времени. Здесь важно определить, какие именно цели становятся во главу угла: формальные, декларативные или цели подлинного сотрудничества. Следующим вопросом, который потребует серьезнейшего внимания, будет вопрос о возможности совместных дел в условиях институционально обусловленных социальных отношений. В связи с этим важно подчеркнуть, что институализация, как правило, приводит к преобладанию функционально-манипулятивных, контактных отношений, то есть она выводит возможные программы сотрудничества за пределы собственно культурных процессов, превращая их в процессы сугубо цивилизационные, имеющие лишь отдаленные, внешние сопряжения с культурой как процессом.

В контексте цивилизационной формы организации общественной жизни развитие культуры становится проблемой либо специальных институтов, либо сугубо индивидуальным делом. Институализация общественных отношений и деятельности, как цивилизационная форма, делает осуществление и развитие культуры как процесса целостной, творческой, созидательной, социально-значимой деятельности явлением вне-цивилизационным, а значит, не востребованным функциональными потребностями - потребностями использования, потребления. В то же время развитие цивилизации, а также и ее выживание, в полной мере зависит от сохранения и развития культуры. Таким образом, вне-цивилизационный статус культуры и зависимость цивилизации от сохранения и развития культуры делают необходимым особое внимание уделять к тому как может быть и как не может разрешаться это противоречие. Все возможные неадекватные меры и попытки его разрешить могут, и как правило оборачиваются, серьезными ошибками с далеко идущими негативными социальными последствиями.

Цивилизационные явления, иногда называемые процессами (хотя статус процессов, по существу, они не имеют), представляют собой большие системы и массивы совершаемых действий с объектами, созданными культурой и в культуре. К ним относятся, уже упоминаемые выше, процедуры тиражирования, сохранения, применения, употребления, использования, передачи и др. того, что выступает первоначально в качестве предметов культуры. Эти цивилизационные процедуры имеют глобальные масштабы распространения. Их положительность заключается в том, что благодаря этим процедурам цивилизация делает доступными всем или большинству людей того, что было создано культурой и в культуре. Это создает комфорт не только жизни, но и работы, включая творческую деятельность. Отрицательность здесь возникает в том случае, когда процедуры доставки предметов культуры оказываются единственными «процессами», полностью вытесняя собой культуру как процесс, то есть собственно созидание, творческую, социально-

значимую деятельность. Отрицательность здесь возникает также и в том случае, когда предметы культуры применяются и оказываются в статусе предметов потребления, не предполагающих необходимое распредмечивание присутствующих в предметах культуры процессов созидательной, социально-значимой, творческой деятельности. Цивилизационные процедуры полностью строятся на логике взаимодействий единиц имеющихся множеств в любом содержании, а не на логике взаимосвязей, то есть не на логике целостности и единства.

В качестве вывода можно отметить, что, осуществляя задачу диалога культур, решение которой способно приблизить народы к взаимопониманию, единству, необходимо не допускать скатывания к преобладанию формальных подходов, к подмене общения взаимодействиями, к отказу от созидательной, творческой совместной деятельности в пользу провозглашения деклараций, умозрительных планов и ситуативных выгодных, но по сути бессодержательных начинаний.

САГИКЫЗЫ Аяжан, доктор философских наук, профессор, заведующий отделом философии Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, член Евразийского Информационно-Аналитического Консорциума (ЕИАК), исполнительный директор Казахстанского Философского Конгресса (г. Алматы, Республика Казахстан): Идеи, сформулированные евразийцами, показали сегодня свою жизнеспособность и концептуально обновлены в современных условиях с позиции новых социокультурных реалий. Ядро евразийской идеи заключается в ее интеграционном потенциале. В ее основе лежит взаимовлияние, объединение культур народов Евразии, культур Востока и Запада. Это объединение происходит в единой территории, где тысячелетиями живут народы Евразии. В идее евразийства категория «месторазвитие» имеет огромное значение. Смысл ее заключается в интеграции, которая предполагает сохранение, сближение и сбережение культурных и цивилизационных различий. По мнению Н. Трубецкого, «необходимо встать на точку зрения равноценности и качественной несоизмеримости народов и культур», и только в таком случае единство целого достигается не обезличиванием частей, а сохранением уникальной индивидуальности.

Идея евразийства основана на духовно-нравственном и культурно-историческом взаимодействии евразийских народов в течение тысячелетий. Сама история сформировала евразийский союз народов. Этот урок содружества особенно поучителен в условиях сегодняшнего глобального кризиса ценностей. И разрешение такого кризиса связано с выдвижением таких прогрессивных идей как идея евразийства - имеющих духовно-нравственную сущность и мощный интегративный потенциал.

Через евразийскую интеграцию осуществляется децентризация экономических, социально-культурных структур. Она дает возможность преодоления идеологии европоцентризма. Интеграция в рамках евразийской идеи - процесс объективный, он не противоречит национальным интересам суверенных государств. Этот процесс является закономерностью развития мировой экономики.

Евразийство ориентирует на объединительную гуманистическую сверхзадачу. Межгосударственная интеграция сегодня - процесс неизбежный. Наш выбор в пользу евразийской интеграции ориентирован на объединение потенциала стран СНГ. Участницы ЕАЭС и другие страны СНГ будут в центре

интеграции, строя свою собственную свободную и защищенную «четвертую зону», либо окажутся на периферии интеграции западных стран как ее объекты, а не субъекты. Это общая угроза для всех наших независимых государств. Между тем, наличие четвертой - евразийской - зоны изменит геополитический статус остальных трех зон. От евразийского проекта зависит и образ будущего глобализирующегося мира. Евразийская интеграция - это ключ к интеграционным процессам в современном мировом масштабе. Она имеет важное значение для дальнейшего устойчивого развития всей цивилизации, поэтому является наиболее перспективной региональной инициативой.

Очень интересным и серьезным вопросом является вопрос евразийской идентичности. Этот вопрос требует глубокого анализа, необходимо рассмотреть соотношение казахстанской и евразийской идентичностей.

Евразийская идентичность не отрицает казахской или русской этнической идентичности, представляющих различные уровни процесса самодентификации. Взаимодействие этносов создает некий общий комплекс идей, норм, ценностей, приобщаясь к которому, русский, и казахский этносы обретают евразийское качество, сохраняя, однако, при этом свое национальное лицо. Как происходит этот процесс формирования евразийской идентичности? Можно проследить этот процесс как бы с двух сторон: влияние туранского элемента на русскую культуры (этот анализ уже осуществил Трубецкой) и, с другой стороны, влияние славянского элемента на тюркскую идентичность.

Что касается внешней политики Казахстана, то евразийская идентичность, сохраняя межэтническую основу, межэтническое взаимодействие казахов и русских, получает межгосударственное звучание, становится условием и гарантией дружественных отношений двух главных евразийских стран -Казахстана и России.

КАТОЧКОВ Виктор, д.э.н., профессор, президент фонда социально-экономического развития «Евразийское содружество», профессор Высшей школы экономики и управления Южно-Уральского государственного университета (НИУ) (г. Челябинск, Российская Федерация): Казахстан и Россия являются уникальными евразийскими государствами. Их доброе взаимопонимание и взаимодействие во всех сферах общественной жизни давно служат наглядным доказательством духовного родства наших народов. И объективные причины тому действительно есть.

Общее историческое прошлое, географическое расположение, ресурсная и производственная база, геополитические вызовы - вот лишь некоторые факторы, которые способствовали и способствуют наличию общих интересов наших стран в различных сферах общественной жизни. Появление таких интеграционных структур, как ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, стало во многом лишь видимым отражением глубинных процессов, происходящих в странах региона, и, пожалуй, в первую очередь, в России и Казахстане.

Вместе с тем, несмотря на то, что между Россией и Казахстаном сохранились и развиваются экономические и культурные связи, останавливаться на достигнутом нельзя. Все усилия должны быть продолжены и направлены, в конечном итоге, на развитие человеческого капитала. Эта центральная с содержательной точки зрения тема давно находится в центре внимания двух государств и приобретает в современных условиях особую важность.

Для повышения взаимопонимания, комфортности и устойчивости жизни людей в наших странах важно развивать гуманитарное сотрудничество на межрегиональном уровне - в области культуры, искусства, истории, образования, нравственности, этики, осознания единства нации и т.д. А для этого необходимо:

1. Заниматься грамотным системным продвижением российской и казахстанской культур, науки и образования. Реализовывать проекты, которые создадут большой интерес для расширения взаимных культурных связей и станут точкой привлечения внимания прессы. Такие проекты могут быть связаны с жизненной практикой и подкрепляться естественными социокультурными факторами сближения. Инициировать межкультурные проекты на всех уровнях:

- межгосударственном;

- межрегиональном;

- уровне общественных институтов. Необходимо активно сотруд-ничать, к примеру, таким общественным организациям, как Ассамблея на-родов Челябинской области и Ассамблея народов Казахстана. Кроме того, считаю необ -ходимым пригласить принять участие в работе нашего студенческого моло-дежного движения «Евразийский экспресс», которое объединяет молодежь наших стран;

- инициативном (к примеру, краеведческий музей-музей, университет-университет, галерея-галерея и т.п.);

2. Развивать взаимодействие с национальными диаспорами.

Мы живем в мультиэтничных и мультиконфессиональных регионах. Поэтому важно осуществлять постоянный мониторинг социального самочувствия национальных диаспор на территории России Казахстана, гибко реагировать на возникающие проблемы, развивать институты волонтерства и консультативной помощи национальным диаспорам, на всех уровнях поддерживать работу национально-культурных объединений.

Важно подключать к работе диаспор молодежь, которая сможет с одной стороны, привнести «свежий ветер» в их ежедневную деятельность, а с другой - накопить, осмыслить и использовать в будущем бесценный опыт взаимодействия культур.

3. Направлять системные усилия на сохранение традиций и культур всех народов, проживающих на наших землях.

Необходимо регулярно и целенаправленно работать над тем, чтобы моло -дежь знала историю своей семьи, семей своих друзей и соседей с возможно большей глубиной. Причем голос каждой народности России и Казахстана должен быть услышан, а культура, вероисповедание и быт - тщательно сохранены. Такая работа должна вестись как в образовательных организациях, так и силами общественных активистов и некоммерческих организаций. Только на основе беспрекословного уважения к традициям и культуре каждого можно воспитать думающее молодое поколение в духе общего уважения к общей истории и традиционным ценностям, взрастить потребность беречь и развивать культурное наследие и духовные идеалы своего народа.

4. Развивать образовательное сотрудничество между университетами России и Казахстана по образовательным программам историко -культурной направленности.

Президент Казахстана, Нурсултан Абишевич Назарбаев, неоднократно отмечал необходимость усиления работы по всем основным компонентам

человеческого капитала. Это, прежде всего, образование и развитие рынка труда. В этой связи необходимо совершенствовать:

- программы симметричной академической мобильности студентов (к примеру, краткосрочные летние стажировки в вузах-партнерах с обяза-тельной работой в фондах музеев, архивов, картинных галерей, в музеях университетов, корпоративных музеях промышленных предприятий и т.д.);

- программы двойных дипломов по актуальным для России и Казахстана направлениям подготовки историко-культурной и гуманитарной направленности;

- организацию «гостевых» лекций ведущих профессоров и специалистов-практиков в области истории, искусствоведения, этномедиации и межконфессиональных отношений с широким привлечением прессы и размещением материалов о лекциях в популярных молодежных интернет-ресурсах;

- создание научных консорциумов ученых Казахстана и России по перспективным направлениям историко-культурной тематики. Сегодня уже более 30 казахстанских вузов проводят с российскими совместные научные исследования, важно развивать и совершенствовать это направление сотрудничества;

- привлечение студентов, начиная с первого курса, к участию в сквозной межстрановой проектной деятельности культурно-исторической и гуманитарной тематики (к примеру, создание между вузами «зеркальной» научной лабо -ратории по археологическим Евразийского пространства или лаборатории мониторинга общественного мнения).

Перечисленные мероприятия будут способствовать укреплению межна-ционального согласия, мира и глубокой межкультурной интеграции на фоне формирования российской и казахстанской идентичности.

ТЕЛЬЦОВА Екатерина, председатель Молодежной Ассамблеи народов Южного Урала, эксперт фонда «Евразийское содружество» (г. Челябинск, Российская Федерация):

В современных реалиях дестабилизации социально-политической обстановки во многих странах Центрально-Азиатского региона крайне важное значение приобретает взвешенная и конструктивная национальная политика России на приграничных территориях.

Сегодня на Южном Урале в мире и согласии проживают тысячи предста -вителей Центральной Азии, в том числе и из Республики Казахстан. Многие из них объединены в национально-культурные организации и не только поддерживают связь с исторической родиной, тщательно сохраняя свою национальную идентичность, но и активно коммуницируют с органами власти и управле -ния, решают насущные проблемы. Они участвуют в общественной жизни региона, демонстрируют активную гражданскую позицию и являются неравно -душными, думающими членами общества.

Фактически национальные объединения представляют собой важный элемент интеграционного процесса, его оплот. Именно эти люди, с одной стороны, формируют среди своих соотечественников позитивное мнение о России, ее культуре и доброжелательности простых людей, а с другой стороны, привносят в российские регионы богатейшую культуру, общественные инициативы и инвестиционные проекты из соседних стран. Поэтому системное и конструктивное взаимодействие с ними позволяет укрепить имидж региона среди стран Центральной Азии и во многом способствует быстрой и беспроблемной интеграции мигрантов в российскую действительность.

Таким образом, национальные объединения, организованные в различного рода общества, являются одним из важнейших элементов современной пуб-

личной дипломатии. Мировой опыт показывает, что этнические диаспоры спо -собны оказывать существенное влияние на политику государства и в стране пребывания, и в родной стране. Этот ресурс нельзя недооценивать и важно эффективно использовать.

Поэтому, несмотря на спокойную в целом ситуацию в сфере межнациональных отношений на Южном Урале, важно усиливать и упорядочивать взаимодействие национальных диаспор и культурно-национальных объединений, обращать повышенное внимание на обеспечение этнокультурного раз -вития больших и малых народов, укрепление их единства и недопущение конфликтов на почве межнациональной и межконфессиональной розни.

Конкретные практики межнационального взаимодействия выработаны в Челябинской области на базе крупнейшей и старейшей межнациональной организации региона - Ассамблеи народов Челябинской области. Долгое время эту организацию возглавлял этнический казах - Адай Елевтаевич Кенжибаев. В состав ассоциации, объединяющей в настоящее время более 30 национально-культурных центров, входит и казахский общественный центр «Азамат». На примере его работы, которая успешно длится уже более 15 лет, можно наглядно проследить конкретные практики, укрепляющие межнацио-нальное единство как основу региональной и государственной стабильности.

Основными целями деятельности казахского общественного центра «Аза -мат» являются:

- сохранение национальной культуры;

- повышение национального самосознания;

- популяризация национальных традиций и владения родным языком;

- укрепление дружеских межнациональных отношений среди молодежи;

- воспитание в молодежной среде любви к родному краю, чувства патриотизма, гордости за свой народ, свою Родину.

Ключевыми практиками, успешно реализуемыми в казахском общественном центре «Азамат», являются:

- организация и проведение, совместном с муниципальным «Центром народного единства», уроков казахского языка, куда может прийти все желаю -щие для его изучения или углубления;

- проведение выставок и презентаций казахской культуры;

- участие во всех крупнейших межнациональных мероприятиях региона -таких, как Парад дружбы народов, гражданский форум «Челябинск многона -циональный», межнациональный спортивный турнир на призы Главы города Челябинска и др.

Отдельное направление работы казахского общественного центра «Азамат» связано с изучением и развитием родного языка. Центр проводит областной конкурс чтецов на казахском языке, посвященный творчеству Абая Кунанбаева, среди учащихся учебных заведений Южного Урала. Кроме того, сотрудники центра ежегодно организуют круглый стол «Развитие и сохранение родного языка: проблемы и перспективы», в рамках которого проходит экспертный методический курс для педагогов, преподающих казахский язык.

Большая работа ведется с молодежью Южноуральского региона не только по вовлечению их в социально значимую деятельность, но и в части профилактики деструктивных и экстремистских проявлений. С этой целью регулярно проводятся встречи в крупнейших образовательных центрах региона. Постоянными партнерами казахского общественного центра по этой работе являются Ассамблея народов Челябинской области, Правительство и Законодательное

собрание Челябинской области, Администрация города Челябинска и Центр народного единства.

Таким образом, на примере казахского общественного центра «Азамат» видно, как национально-культурные объединения становится местом духовной, культурной и деловой консолидации национальных сообществ Челябинской области, участвуют в общественной жизни региона и реализуют социально -значимые проекты.

В заключение следует подчеркнуть, что представители общественных организаций, национальных диаспор и гражданское общество в целом должны вместе прилагать целенаправленные усилия по реализации национальной политики на региональном и муниципальном уровне. Важно добиться, чтобы голос каждой народности приграничных территорий России и Казахстана был услышан органами власти, средствами массовой информации и обществен -ными активистами.

САРСЕМБАЕВА Гульжан, к.и.н., доцент, заведующий Общественной кафедрой АНК ВКГТУ им. Д. Серикбаева (г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан): Общественная кафедра АНК была создана в ВКГТУ им. Д. Серикбаева 5 марта 2018 г. Кафедрой ведется работа по трем направлениям: информационно-разъяснительное, организационное, методическое.

В информационно-разъяснительное направление входит: разъяснительная работа по основным государственным приоритетам, инициативам и программам, работа по разъяснению деятельности АНК. В данном направлении были проведены: Презентация книги президента Н. Назарбаева «Эра Независимости»; областная онлайн-конференция, посвященная Посланию Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции»; обсуждение Пяти социальных инициатив Главы государства; областной конкурс-эссе среди учащихся колледжей и вузов на тему «Эра Независимости глазами сознательного гражданина»; лекторий по Пяти социальным инициативам Президента РК для студентов вуза; презентации проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» для студентов и ППС вуза.

Организационное направление работы кафедры представлено проведением конференций, круглых столов, школ толерантности, метод. семинаров и лекций для кураторов. В данном контексте сотрудники кафедры приняли участие в Школе толернатности «Формирование межкультурного толернатного пространства и развитие диалога в молодежной среде», организованной на площадке Дома Дружбы - Центра общественного согласия аппарата акима ВКО; в метод. семинаре «Реализация проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» в вузе», посвященного Единому дню кафедр АНК, организованного на площадке Дома Дружбы - Центра общественного согласия аппарата акима ВКО. Состоялось выступление на круглом столе «Сотрудничество АНК и ВКГТУ имени Д. Серикбаева в привлечении ино-странных граждан для обучения в высшем учебном заведении». Выступление на семинаре-тренинге «Участие общест-венных инстиутов АНК ВКО - Советов общественного согласия, Советов матерей в реализации проектов «ВКО - территория без конфликтов» и «Семья - основа государства» в рамках про-граммы «Рухани жацгыру», организованного Секре-ториатом АНК ВКО. Участие с докладом на Международном круглом столе «Россия - Казахстан: межкультурный диалог как

фактор развития культуры в период глобализации», организованного ВКГУ имени С. Аманжолова.

Кафедра принимает участие в методическом сопровождении реализации основных гос. программ. Были разработаны и опубликованы Методические рекомендации по разъяснению основных положений Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». Данные рекомендации разработаны для преподавателей и кураторов с целью использования их в процессе подготовки к кураторским часам и другим мероприятиям по разъяснению Послания Президента РК народу Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.