Научная статья на тему 'Казахи в евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы'

Казахи в евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
876
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахи в евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы»

214

Научная жизнь

восходнейший по масштабу охвата материала, по глубине и оригинальности его интерпретации раздел «Традиции и инновации в культуре казахов Западной Сибири» не избежал досадных неточностей. На с. 318 сказано: «Святым источником также считается оз. Яровое, которое, появилось, по словам старожилов аула Куатовка Славгородского района Алтайского края, из вырытого колодца. Старики всегда говорили, что озеро питают 99 родников с пресной водой по аналогии с 99 пророками в исламе». Здесь ошибка фактическая. Число 99 в исламской нумерологии нерасторжимо связано с 99 именами Аллаха, которые занимают важное место в мусульманском вероубеждении, так как наглядно описывают основные качества Аллаха. Список в 99 имен возводится к хадису Абу Хурайры, в котором пророк называет цифру 99 и предрекает рай тем, кто повторяет имена Аллаха в молитвах: «Аллах Сам утвердил Себе прекраснейшие имена, а пророк Мухаммад нам сообщил их. Достоинство этих имён очень велико. Посланник Аллаха сказал: "У Аллаха 99 имён, 100 без 1, кто перечислит их, тот войдёт в Рай"».

Что же касается пророков, то ислам считает Мухаммада последним Пророком. До него существовала целая цепь пророков (по традиции, около 124 000), включая двадцать шесть, упомянутых в Коране. Мухаммад же считается Печатью пророков, Последним Посланником.

То есть налицо и пропущенный авторами крайне интересный факт смешивания в традиционном сознании двух положений исламского богословия совершенно в духе народного ислама, и одновременно упущенная авторами возможность красивого и плодотворного рассуждения на эту тему. Впрочем, допускаю, что «старики» из аула Куатовка намного просвещённее меня в сфере исламской теологии.

Особенно хочется отметить фотографии - их много, они о разном, их хочется рассматривать бесконечно. Но, к великому моему сожалению, на одном из фото (с. 229) запечатлён не женский платок, а скатерть, выполненная в филейной технике. Возможно, она и использовалась как головной платок - это нужно оговаривать. Вот, кстати, опять упущенная возможность рассуждения, скажем, о диффузии в рамках традиционной культуры.

В целом же монография Н.А. Томилова и Ш.К. Ахметовой «Казахи аула Каскат: традиции и инновации в культуре казахского населения Западной Сибири» - явление значительное, новаторское, заслуживающее самых тёплых слов и высокой оценки.

Е.Ю. Смирнова

КАЗАХИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ*

Важным фактором укрепления дружественных отношений народов России и Казахстана являются традиции культурного и научного сотрудничества. Омский филиал Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (ИАЭТ СО РАН) вносит свой вклад, активно развивая и поддерживая научные связи с казахстанскими вузами и учреждениями науки. Большую роль в этом сыграл Сибирский центр казахской культуры (СЦКК) «Мeлдiр», юбилею которого была посвящена Международная научнопрактическая конференция «Казахи Омского Прииртышья: история и современность», проведенная в 2007 г. совместно с Всемирной ассоциацией казахов и Омским государственным университетом им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского) [1]. Это мероприятие стало первым в череде последующих конференций, семинаров и круглых столов, организованных Омским филиалом ИАЭТ СО РАН за последние пять лет совместно с высшими учебными заведениями, культурными и научными учреждениями Алма-Аты, Астаны, Павлодара [2].

14-15 мая 2014 г. по инициативе СЦКК «Мeлдiр» Омский филиал ИАЭТ СО РАН совместно с Всемирной ассоциацией казахов и ОмГУ им. Ф.М. Достоевского провели в Омске Международную научно-практическую конференцию «Казахи в евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы», посвященную 25-летию СЦКК «Мeлдiр». Пленарные заседания проходили в конференц-зале Омского научного центра.

В работе конференции приняли участие историки, археологи, этнографы, политологи, философы, филологи, музыковеды из Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Астана), Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова (Алма-Ата), Казахского национального университета им. аль-Фараби (Алма-Ата), Казахского национального педагогического университета им. Абая (Алма-Ата), Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова (Астана), Ко-станайского государственного университета им. А. Байтурсынова, Национального центра гигиены труда и профзаболеваний Минис-

* Работа выполнена при поддержке проекта «Динамика сопряженности традиции и инновации в материальной культуре тюркских народов юга Западно-Сибирской равнины» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре» 2012-2014 гг.

События

215

терства здравоохранения Республики Казахстан (Караганда), Павлодарского государственного педагогического института, Омского филиала ИАЭТ СО РАН, ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, Омского государственного педагогического университета, Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля. Были также представлены: Всемирная ассоциация казахов (Алматы), Северо-Казахстанское отделение Всемирной ассоциации казахов (Петропавловск), Казахская региональная национально-культурная автономия г. Москвы, государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Московский дом национальностей», Московский фонд «Казахская диаспора», Новосибирская региональная общественная организация «Центр казахской культуры “Отан”», региональная национальнокультурная автономия казахов Тюменской области, Тюменская областная казахская общественная организация «Достык», Казахский общественный культурный центр (Ишим), общественная организация «Казахское национально-культурное общество “Атамекен”» (Сургут), Челябинская обще-

ственная областная организация «Казахский общественный центр “Азамат”», городская местная национально-культурная атономия казахов г. Томска, Международное общественное объединение «Конгресс тюркских народов» (Стамбул), общественное объединение турков Болгарии «Бултурк» (София), общественное объединение «Манас Коому» (Бишкек), Центр аналитической информации (Павлодар), Республиканская газета «Ана т1лт> (Алматы). С докладами приехали 15 ученых и 19 руководителей и деятелей казахских и тюркских общественных организаций Казахстана, Киргизии, России, Турции и Болгарии.

На открытии прозвучали приветствия в адрес конференции председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ Г. К. Сафаралиева, первого заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ О.Н. Смолина, председателя Ассамблеи народов России С.К. Смирнова, первого заместителя председателя Всемирной ассоциации казахов Т.А. Мамашева и директора Аналитического центра этой организации К.Н. Балта-баевой, консула Республики Казахстан в г. Омске Э.А. Кунаева, директора Московского дома национальностей Н.П. Комарова, председателя Национально-культурной автономии казахов г. Москвы П.О. Джамалова, директора Омского благотворительного фонда возрождения народной культуры «Наша Родина - Сибирь» О.Д. Федяевой.

На пленарном заседании выступили с докладами председатель СЦКК «Мелд1р»

А.Х. Жунусова (Омск), К.Н. Балтабаева (Алма-Ата) «Казахи в Китае», Г.И. Шаймерден (Костанай) «Евразийство как цивилизаци-

онный код казахского этноса», Ж.А. Ер-мекбай (Астана) «Российские казахи в годы Великой Отечественной войны», З.Е. Ка-бульдинов (Астана) «Особенности формирования казахского населения Омской области», Н.А. Томилов (Омск) «160 лет Омскому этнографическому центру и его вклад в изучение казахского народа» [3], Ш.К. Ахметова и И.В. Толпеко (Омск) «Археолого-этнографическое изучение погребального обряда казахов Среднего Прииртышья» [4].

Доклад А.Х. Жунусовой был посвящен деятельности Омской региональной общественной организации СЦКК «Мелд1р» за последние 25 лет. Центром была проделана большая работа, во многом благодаря настойчивости и энергии ее руководителя Алтынай Жунусовой, выпускницы Омского филиала Алтайского института культуры. СЦКК состоит из народного фольклорноэтнографического ансамбля «Мелдiр», хореографического коллектива «Айгерим», фольклорного ансамбля «Ак жаулык» («Белый платок»), вокальной группы «Омбы даусы» («Голос Омска»), ансамбля домбристов «Карлы -гаштар» («Ласточки»), а также футбольной команды «Намыс» («Честь»), секции казахской национальной борьбы казакша курес и секции национальной игры тогыз кумалак. В Омской области ежегодно отмечается праздник Наурыз, ставший визитной карточкой Центра. Традиционным стал праздник культуры и спорта «Той Думан» («Веселый праздник»), который приурочивается к знаковым датам в истории казахского народа и направлен на пропаганду культуры и популяризацию казахских национальных видов спорта. Многие годы СЦКК «Мелд1р» проводит областной фестиваль казахского народного творчества «Голос поколений», целью которого является содействие возрождению, сохранению и популяризации традиционной народной казахской культуры. Фестиваль включен в областную программу национальных культур «Единение» и проводится при поддержке Администрации Омской области. Ежегодно с 1991 г. проводится областной детский фестиваль «Эншi Балапан» («Поющий птенец»). И это далеко еще не вся работа СЦКК «Мелд1р» [5].

Большое оживление вызвало выступление профессора Ж.А. Ермекбая. Его доклад изобиловал конкретными фактами патриотического порыва российских казахов. Самый крупный взнос по Советскому Союзу в 206 тыс. руб. и 50 пудов хлеба на строительство танковой колонны «Омский колхозник» внес председатель колхоза им. Кагановича Одесского района Омской области К. Кубе-генов [6].

Г.И. Шаймерден в своем докладе рассмотрел ряд трансформаций тюркского цивилизационного кода, в результате которых сформировался евразийский цивилизационный код казахского этноса. По его мнению, в

216

Научная жизнь

сложении особого казахского евразийского архетипа сыграли исламизация, русификация, насильственный перевод казахов на оседлый образ жизни, освоение целинных земель. Все перечисленные факторы были не только причиной столкновений кочевников и земледельцев, но и местом их культурных и этнических контактов, которые способствовали выработке единого психологического склада, толерантности и сближению тюркских и славянских народов. Казахский цивилизационный стереотип поведения сформировался под влиянием как западной, так и восточной цивилизаций, включил в себя разнородные элементы и явил миру совершенно особый уникальный тип евразийской цивилизации [7].

Значительный интерес вызвала группа докладов, посвященных современным социокультурным и этническим процессам, протекающим в среде казахской диаспоры Китая, Монголии, Турции [8]. Директор Аналитического центра Всемирной ассоциации казахов К.Н. Балтабаева в своем докладе представила широкую картину жизни казахского населения в Китае - от мегаполисов до национально-территориальных автономий. Прежде всего следует отметить, что в КНР казахи наряду с другими 43 нацменьшинствами обладают национально-территориальной автономией. Таких примеров в других странах нет. Автономии имеют отдельное бюджетное финансирование. Акимы районов, председатели народного курултая, суда и прокурор назначаются из представителей национальной автономии. Но при этом партийный аппарат от районного до городского статуса возглавляют ханьцы. Создание национально-территориальных автономий сопровождается китаизацией и массовым переселением этнических китайцев на территорию автономии. Статус автономий уйгуров и дунган выше, чем областной и районной автономии казахов. Уйгуры и дунгане могут напрямую обращаться в Пекин со своими проблемами, казахи такого права не имеют, несмотря на численное превосходство. В условиях экономического, политического и идеологического превосходства ханьцев, уйгуров, дунган подавляющее большинство казахов вынуждено приспосабливаться к местным условиям. Это отражается на снижении востребованности казахского языка и повышении статуса китайского языка [9].

Г.У. Орынбаева в своем выступлении отметила эволюционный характер современных этнических процессов в казахской общине Налайха в Монголии. Несмотря на культурное воздействие, прежде всего языковое, со стороны монгольского большинства, казахи Налайха сохраняют такие важные компоненты функционирования этноса, как язык, самосознание, стремление сохранить свою традиционную культуру [10].

Проблемам возвращения репатриантов в Южно-Казахстанскую область были посвящены доклады А. К. Бейсегуловой, В. А. Ша-меевой [11]. Вопросы репатриации и адаптации казахов-оралманов Центральной Азии рассматривались в докладе Б. К. Калшабае-вой, А.С. Сейсенбаевой. Авторы обращают внимание на неравномерность расселения репатриантов из Киргизии, Туркменистана, Узбекистана по регионам страны. Часто они предпочитают южные области, что обусловлено привычными и благоприятными природно-климатическими условиями. По мнению докладчиков, надо создать эффективный механизм, включающий налоговые льготы, кредиты, помощь в трудоустройстве, чтобы сделать расселение в северных регионах более привлекательным [12].

В ряде докладов рассматривались различные аспекты традиционной культуры казахов Евразии. Б.А. Ашимов показал специфику сенокошения у казахов Монголии [13]. Родственные отношения казахов и народов Средней Азии рассматривались в докладе К.М. Толеубаевой [14]. Е.К. Абеуова сделала анализ культовых объектов «аулие» по материалам этнографических исследований в степном Павлодарском Прииртышье

[15].

Большой интерес вызвал рассмотренный Р. Бейсетаевым 12-летний зодиакальный календарь древних и средневековых кочевников Великой Степи, построенный по юпитерному циклу времени. Автор показал, как каждая семья кочевника использовала свою юрту в качестве планетария. Купол юрты определенную часть года оставался открытым, а жерди купола, являвшиеся хорошим ориентиром для наблюдений в ночное время за движением планет, использовались как своеобразный счетчик времени. Наблюдения за светилами накапливались и передавались из поколения в поколение. Орбита Юпитера является зодиакальным кругом, разделенным на 12 равных частей по 30°, в каждую из которых были вставлены изображения определенного животного. Указаны даты весеннего (20 или 21 марта) и осеннего (22 или 23 сентября) равноденствий, а также даты летнего (21 или 22 июня) и зимнего (21 или 22 декабря) солнцестояний. В центре круга - Солнце, а вокруг него - движущаяся по своей орбите Земля. Нравы и поведения животных в ячейках этого календаря соответствуют погодным и другим астрономическим условиям на Земле в данном году. По данным докладчика, годовой прогноз погоды на основе наблюде-ниий с 14 октября по 19 октября - «акырап-тын, алты куш» (шесть дней октября) - многократно потверждался на практике. Уникальность этого доклада в том, что в нем выражено неразрывное единство мировоззрения, духовной и материальной культуры кочевника [16].

События

217

Огромный успех имел доклад В.П. Касьянова «Новаторские решения в конструкции казахской юрты». Автор неординарно подошел к рассмотрению конструкции казахской юрты. Он проанализировал ее конструктивные особенности с точки зрения сопротивления материала, обратив внимание на присутствие в каждом элементе «эффекта лука». В.П. Касьянов, инженер по образованию, считает, что решетки - кереге приобрели конструктивную прочность лишь после того, как ее изогнули полуцилиндром. Данное новаторское решение, по его мнению, можно сравнить с изобретением колеса [17].

С сожалением следует отметить, что на конференции были мало представлены археологические, филологические и лингвистические аспекты. Искусство ранних кочевников Алтай-Тарбагатая рассматривалось в основательном и прекрасно иллюстрированном докладе доцента Казахского национального университета им. аль-Фараби Г. К. Омарова [18]. Особенности кыпчак-ской и казахской культурно-исторической письменности рассматривались У.А. Альмен-бетовой [19] и Е. Асембайулы [20]. Доклад филолога из Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева С.А. Камаевой был посвящен экономическим взглядам поэта, историка и философа Шакарима Ку-дайбердиева. Время убедительно доказало актуальность и современность воззрений мудреца [21].

В завершение работы конференции состоялся круглый стол «Обмен опытом работы казахских культурных объединений России». Развернулась горячая дискуссия по проблемам, поднятым в докладе председателя Совета казахской региональной национальнокультурной автономии г. Москвы П.О. Джамалова. По его словам, наряду с ужесточением российского законодательства о некоммерческих организациях (НКО), основная проблема заключается в отсутствии партнерства между государственными органами и общественными организациями. Государственную поддержку, предусмотренную первыми версиями закона, из закона убрали, ужесточив при этом требования по налоговой и финансовой отчетности как к хозяйствующему субъекту. Общественную деятельность одни используют для имитации своей должностной работы с обществом, другие - в корыстных целях для карьерного роста, получения депутатского мандата. Некоторые лидеры превращают национально-культурные объединения в бизнес. Вызывает раздражение обилие общественных организаций в рамках одной диаспоры по принципу «у каждого свой аул», что позволяет манипулировать ими. При этом был потерян первоначальный смысл национально-культурной автономии, которую, с одной стороны, приравняли по

статусу к обществу «любителей игры на домбре», бесплатно используя в различных мероприятиях, с другой стороны, обязывают заниматься повышением культуры мигрантов. По словам директора Аналитического центра Всемирной ассоциации казахов К.Н. Балтабаевой, вся проблема российских НКО заключается в том, что регистрация, перерегистрация и открытие счета предусматривают довольно высокую оплату. Поэтому люди, создавшие НКО, не заинтересованы в передаче руководства в другие руки. В дискуссии приняли участие не только лидеры НКО, но и ученые.

На заключительном пленарном заседании конференции все участники дискуссии отметили пользу и важное значение конференции, необходимость ее проведения в дальнейшем. Были высказаны и конкретные предложения по дальнейшему развитию научного сотрудничества. В частности, в них говорилось о необходимости существенного расширения совместных археологических и историко-этнографических исследований по изучению истории и культуры казахов России и Казахстана, об организации постоянно действующей фольклорно-лингвистической экспедиции, об издании краеведческих сборников по истории казахских аулов, традиционной казахской культуре.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ахметова Ш. К. Казахи Омского Прииртышья: история и современность // Культурологические исследования в Сибири. 2008. №4 (26). С. 117-119.

[2] Ахметова Ш. К., Томилов Н. А. Международ-

ная конференция «Казахи России» // Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 1. С. 204-206 ; Ахметова Ш. К., Толпеко И. В., Томилов Н. А. Диалог поверх границ: о сотрудничестве ученых Казахстана и России // Казахстан и Россия: научное и культурное взаимодействие и сотрудничество / отв. ред. Ш. К. Ахметова, З. Е. Ка-бульдинов, И. В. Толпеко, Н. А. Томилов.

Астана ; Омск, 2013. С. 15-20.

[3] Томилов Н. А. 160 лет Омскому этнографиче-

скому центру и его вклад в изучение казахского народа // Казахи в евразийском пространстве: история, культура и социокультурные процессы : матер. Междунар. науч.-практ.

конф., посвящ. 25-летию Омской рОо СЦКК «Мeлдiр» (Омск, 14-15 мая 2014 г.). Омск : Амфора, 2014. С. 124-130.

[4] Ахметова Ш. К., Толпеко И. В. Археологоэтнографическое изучение погребального обряда казахов Среднего Прииртышья // Там же. С. 29-32.

[5] Жунусова А. Х. Дорога длиной в четверть века: деятельность Омской региональной общественной организации «Сибирский центр казахской культуры “Мeлдiр”» // Там же. С. 154158.

[6] Ермекбай Ж. А. Российские казахи в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Там же. С. 194-198.

218

Научная жизнь

[7] Шаймерден Г. И. Евразийство как цивилизационный код казахского этноса // Там же. С. 134136.

[8] Проблемы исследования казахской диаспоры и репатриации // Там же. С. 142-183.

[9] Балтабаева К. Н. Казахи в Китае // Там же. С. 146-150.

[10] Орынбаева Г. У. Современные этнические процессы в жизни казахов Монголии (на примере города Налайха) // Там же. С. 96-99.

[11] Бейсегулова А. К,., Шэмеева В. Э. Оф^слк Казахстан облысына репатрианттардыц орна-ласуыныц кейбiр м8селелерi // Там же. С. 150152.

[12] Калшабаева Б. К., Сейсенбаева А. С. К вопросу о репатриации и адаптации казахов-оралма-нов Центральной Азии // Там же. С. 158-163.

[13] Ашимов Б. А. Моцтолия ^аза^тарыныц шеп шабу K8сiбi // Там же. С. 33-35.

[14] Твлеубаева К.М. Каза^тар мен Орталыщ Азия халы^тарындаты отбасылыщ туыстыщ ^арым-^атынастар (Х1Х F. соцгы мен ХХ F. басы) // Там же. С. 119-124.

[15] Абеуова Е. К. Культовые объекты «аулие» по материалам этнографических исследований в степном Прииртышье // Там же. С. 6-8.

[16] Бейсетаев Р. Восприятие и измерение 12-летнего юпитерного цикла времени: зодиакальный календарь древних и средневековых жителей современного Казахстана // Там же. С. 35-40.

[17] Касьянов В.П. Новаторские решения в конструкции казахской юрты // Там же. С. 57-60.

[18] Омаров F. К. Алтай-ТарбаFатай ерте

кешпелiлерi енерЫщ кейбiр мэселелерi // Там же. С. 88-93.

[19] Алменбетова У. А. Кыпша^ ескертгаштерЫдеп кездеселн жазба деректердщ ерекшелп жэне оныц 1^рп кездеп зерттелу децгей // Там же. С. 236-239.

[20] Асембайулы Е. Каза^ мэдени тарихындаFы хаткерл^щ мацызы // Там же. С. 15-20.

[21] Камаева С. А. Апаш 1^айраткер1 Шэкэр1мнщ экономикалыщ кез^арастары жэне бYгiнгi Казахстан // Там же. С. 270-272.

Н.А. Томилов, Ш.К. Ахметова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.