Научная статья на тему 'Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений'

Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6468
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОГЛАСОВАННОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ / COORDINATION OF PLANNING / ВЗАИМНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / MUTUAL INFORMATION / СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО СЛЕДСТВЕННЫХ И РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / COPRODUCTION OF INVESTIGATIVE AND SEARCH ACTIONS / OPERATIONAL-INVESTIGATIONS GROUP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомин Василий Васильевич

В статье рассматривается взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений в процессе раскрытия и расследования преступлений. Взаимодействие как деятельность строго процессуальная не должно носить эпизодический характер, а осуществляться на постоянной основе, пока не будет успешно раскрыто и расследовано преступление и установлено лицо, его совершившее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фомин Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF INVESTIGATIVE AND OPERATIONAL SEARCH DIVISIONS IN CASE OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES

In this article the relevance of interaction of investigative and operational search divisions in the course of disclosure and investigation of crimes is considered. The interaction as activities strictly procedural does not have incidental character, and is performed on a fixed basis, yet will not the crime is successfully solved and investigated and the person which made it is identified.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений при раскрытии и расследовании преступлений»

УДК 343.102

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ФОМИН,

кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела

(Академия ФСИН России), e-mail: editor62@yandex.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДСТВЕННЫХ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Реферат: в статье рассматривается взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений в процессе раскрытия и расследования преступлений. Взаимодействие как деятельность строго процессуальная не должно носить эпизодический характер, а осуществляться на постоянной основе, пока не будет успешно раскрыто и расследовано преступление и установлено лицо, его совершившее.

Ключевые слова: согласованность планирования, взаимная информация, следственно-оперативная группа, совместное производство следственных и розыскных мероприятий.

Вопросы взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел в борьбе с преступностью в современных условиях приобретают особую актуальность. Раскрыть и расследовать преступления теневой экономики, организованных преступных групп только средствами уголовно-процессуального характера невозможно, для этого в обязательном порядке должны быть использованы комплексно-процессуальные средства и оперативно-розыскные меры.

Правовой основой взаимодействия следователя с оперативно-розыскными аппаратами является уголовно-процессуальное законодательство, а также приказы, уставы, другие подзаконные акты МВД России, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Сущность взаимодействия проявляется в соединении усилий следователя и оперативного работника в период раскрытия преступления, в согласованности их действий при строжайшем соблюдении законности.

Необходимость во взаимодействии возникает не по всем делам, а лишь в тех случаях, когда требуется сочетание совместных действий следователя и оперативного работника, а именно: при выездах на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии преступлений по горячим следам; при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по оперативным материалам; после возбуждения уголовного дела, расследование которого отнесено к компетенции следователя; в следственно-оперативных группах, создаваемых для расследования сложных дел и дел о преступлениях прошлых лет.

© Фомин В. В., 2016

Условиями, обеспечивающими эффективность взаимодействия, являются: соблюдение всеми участниками взаимодействия законности, разделение компетенции следователя и оперативного работника, вытекающее из специфики их деятельности; комплексное использование сил и средств, имеющихся в распоряжении следователя и оперативного работника; организующая и руководящая роль следователя; процессуальная самостоятельность следователя; самостоятельность оперативного работника в выборе средств и тактических приемов осуществления оперативно-розыскных и организационных мероприятий; неразглашение данных предварительного следствия, а также сведений, полученных оперативных путем; поддержание атмосферы сотрудничества и взаимной помощи.

Инициатива во взаимодействии должна исходить при возбуждении уголовного дела, выявлении новых эпизодов и соучастников преступления по данным, полученным в результате оперативно-розыскной деятельности, - от работников уголовного розыска и БЭП; при выезде на место происшествия - от дежурной части; по неочевидным преступлениям - от работников уголовного розыска и БЭП; после возбуждения уголовного дела и на протяжении производства предварительного следствия - от следователя.

Наиболее типичными формами взаимодействия являются: согласованное планирование; совместное производство следственных и розыскных действий; поручения и указания следователя оперативному работнику; взаимный обмен информацией.

Согласованное планирование заключается в составлении следователем с участием оперативного

работника плана проведения неотложных следственных действий или расследования по делу. Оперативный работник самостоятельно составляет план оперативно-розыскных мероприятий, которые после возбуждения уголовного дела осуществляются по согласованию со следователем.

Выдвижение версий и разработка плана мероприятий определяют уровень организации раскрытия и расследования преступлений, качество взаимодействия следствия и других служб органов внутренних дел. До недавнего времени практика согласованного планирования, как правило, включала в работу по раскрытию преступлений следователя, оперуполномоченного уголовного розыска и иногда участкового инспектора. Другие службы органов внутренних дел нередко устранялись, что сводило на нет принцип комплексного использования сил и средств в раскрытии и расследовании преступлений. Необходимо шире и чаще планировать следственные и оперативно-розыскные мероприятия межрегионального характера, не ограничиваясь рамками одного района (города), особенно по разоблачению преступников-гастролеров и раскрытию тяжких преступлений. Ограничение работы по раскрытию преступлений в рамках одного района (города), области нередко тормозит установление и задержание преступников.

План должен быть предельно прост, но в то же время содержать в краткой и наглядной форме всю необходимую информацию об обстоятельствах дела, объеме предстоящей работы, намечаемых и выполненных мероприятиях. Форма плана должна быть удобна для его дополнений и возможных изменений.

План по сложным, многоэпизодным, групповым делам целесообразно составлять из нескольких разделов.

1. Общие сведения по делу.

2. План-карточка на каждый эпизод или версию.

3. План-шахматка в виде таблицы (например, по вертикали фамилии или другие данные расхитителей и иных лиц, причастных к хищениям, а по горизонтали - перечень выявленных преступлений).

4. Графическая схема преступных связей. Если по делу привлечено человек 30 из числа участников хищений и выявлено 70-90 эпизодов, то лучше и проще использовать «шахматку», поскольку графическая схема будет чрезмерно громоздкой и сложной.

5. Карточка на лицо, в которой в хронологическом порядке перечисляются совершенные преступления, сведения об ущербе, соучастниках и иные данные.

6. Таблица выполнения основных процессуальных действий.

7. Сводная таблица характеризующего материала, в которой по вертикали перечисляются фамилии

и основные данные лиц, причастных к расследуемым преступлениям, а по горизонтали - отметки о материалах и документах, подтверждающих личность (эту таблицу можно совместить с предыдущей).

8. Таблица по причиненному и возмещенному ущербу, где по вертикали располагаются фамилии, а по горизонтали - сведения о причиненном и возмещенном ущербе.

Для определения примерных затрат времени на расследование уголовного дела в целом или группы эпизодов можно рекомендовать составление таблицы затрат времени, сетевых графиков. Однако метод сетевого планирования эффективен, когда выявлены существенные обстоятельства дела и лица, совершившие преступления.

В следственно-оперативной группе план составляет ее руководитель. Он определяет направления расследования и составляет общий план, не сковывая при этом инициативу других членов групп, а лишь контролируя ее. При расследовании громоздких дел может быть выделен отдельный сотрудник для технического оформления и корректирования плана.

В целом план корректируется руководителем группы, при этом руководитель не должен превращаться в диспетчера, ему необходимо, как более опытному, самому расследовать сложные направления и одновременно контролировать и определять деятельность других.

Следственные поручения. Уголовно-процессуальный закон требует, чтобы поручения следователя доводились до сведения органов дознания в письменном виде. На практике имеет место дача устных поручений.

Нередко оперативные работники отрицательно относятся к письменной форме поручения, видя в ней определенное недоверие со стороны следователя и проявление формализма.

Письменная форма поручения позволяет четко изложить его содержание, указать, какие следственные и розыскные действия должны быть проведены, дать необходимую информацию для исполнителя, а также не оставляет места для последующих кривотолков и недоумений относительно содержания поручений, позволяет протоколировать качество и сроки его исполнения.

Одновременно с дачей письменного поручения следователь должен вступать в устный контакт с оперативным работником, разъясняя ему содержание поручения и необходимость его исполнения для расследуемого уголовного дела.

Следователь предотвратит возможность неверного отношения к поручению, данному в письменной форме, если напомнит оперативному работнику о требовании уголовно-процессуального закона к форме поручения и укажет, что в материалах уго-

ловного дела необходимо иметь письменный документ для последующего правильного процессуального оформления результатов взаимодействия.

Устная форма поручения возможна в следующих случаях: когда появится необходимость в ранее направленное органу дознания поручение внести дополнения, уточнения или какие-либо новые тактические рекомендации; если необходимо полностью или частично отменить ранее данное поручение; при работе следователя и оперативного работника в одной следственно-оперативной группе.

Определенные требования должны применяться к стилю поручения: совершенно неуместны приказные выражения, обычно не способствующие установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания. Недопустимы они и по другой причине: во взаимодействие вступают два процессуально и организационно независимых органа -следователь и орган дознания, поэтому письменная форма обращения следователя к оперативному работнику должна быть только одна: «прошу».

В поручении следователя могут содержаться определенные указания о тактике выполнения того или иного следственного и розыскного действия. Естественно, что и в этом случае указания необходимо давать в форме совета, рекомендации. Письменное поручение должно быть написано хорошим литературным языком, быть понятным. Следует использовать только общепринятые юридические термины, не употреблять слов и выражений, допускающих двусмысленное толкование. Только в этом случае оно может быть понято правильно, доброкачественно и в срок выполнено.

Практика свидетельствует о том, что если в поручении следователя конкретно указано, какие следственные и розыскные действия необходимо совершить, определены их объем, место, время и другие необходимые для исполнения поручения данные, то все это эффективно способствует формированию делового, добросовестного отношения оперативного работника к поручению следователя. Если же поручение носит самый общий характер (например, в нем указывается только на необходимость принятия мер к раскрытию преступления или установлению преступника, скрывающегося от органов следствия), оно чаще всего остается без фактического исполнения и следователь получает формальную отписку. Такого рода общие поручения следователи нередко дают по приостановленным делам. Исполнение их порождает ряд дополнительных трудностей для оперативного работника. По существу оперативного работника заставляют самостоятельно определять круг лиц, среди которых следует искать преступника, и самому намечать необходимые следственные и розыскные действия. Неконкретность поставленных

вопросов формирует у оперативного работника негативное отношение к поручению следователя.

Уголовно-процессуальный закон не указывает, производство каких следственных действий следователь может поручить органу дознанию. Однако следователь, по нашему мнению, не должен поручать органу дознанию те следственные действия, которые связаны с необходимостью принимать по делу процессуальные решения и оценивать доказательства, то есть производить следственные действия, составляющие исключительную компетенцию следователя (например, назначение экспертизы); требуют от оперативного работника достаточно глубокого и полного знания материалов уголовного дела, объема доказательств; могут оказаться особо важными и неповторимыми (например, предъявление для опознания, следственный эксперимент); требуют от оперативного работника хорошего знания тактики следственных действий и достаточного опыта их производства, которыми он может не располагать.

Если оперативный работник видит, что производство тех следственных действий, о которых идет речь в поручении, выходит за пределы его компетенции, то он должен поставить в известность следователя об отзыве поручения.

Представляется, что поручения следователя оперативным работникам могут даваться главным образом для производства таких следственных действий, которые тесно связаны с реализацией оперативных данных, например, задержание, выемка.

Привлечение оперативного работника может иметь место в таких случаях, когда обстоятельствам дела требуется одновременное проведение ряда однородных следственных действий (допросы свидетелей, обыски), которые следователь один выполнить не может.

Взаимный обмен информацией. Необходимым элементом согласованной деятельности следователя и органа дознания при расследовании преступлений является систематический обмен информацией. К информации и ее использованию предъявляются следующие требования: она должна быть взаимной, полезной и по возможности точной; предоставлена в требуемой форме; использоваться с учетом мнения участника взаимодействия, от которого исходит; результаты использования информации должны быть сообщены участнику взаимодействия, от которого она поступила.

На практике нередко следователи понимают обмен информацией как обязанность оперативных работников поставлять требуемые сведения, необходимые для расследования, не считая нужным своевременно сообщать последним информацию, получаемую при производстве следственных действий. Такую практику нельзя назвать правильной.

Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов как деятельность строго процессуальная должно носить не эпизодический характер, как это нередко бывает на практике, а быть постоянно действующим, пока не будет успешно раскрыто и расследовано преступление и установлено лицо, его совершившее. Правильно организованное взаимодействие должно отвечать следующим принципам:

- строгое соблюдение уголовно-процессуального закона и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

- сохранение за следователем руководящей роли. Только он в конечном итоге отвечает за своевременное и качественное раскрытие и расследование преступления, а также за доказанность виновности обвиняемого в инкриминируемом ему преступлении;

- совместное планирование всех предстоящих процессуальных и оперативно-розыскных действий;

- взаимный обмен полной доверительной информацией следователя и сотрудника оперативно-розыскного органа о ходе и результатах выполнения процессуальных и оперативно-розыскных действий;

- целеустремленность в достижении поставленной цели;

- высокий профессионализм и компетентность при выполнении своего служебного долга;

- самокритичность в оценке результатов своей работы;

- правильно организованный, эффективный прокурорский надзор за соблюдением закона и процессуальных норм как в следственной, так и в оперативно-розыскной деятельности.

Успешное раскрытие и расследование преступлений в значительной мере зависит от правильно организованной оперативно-розыскной деятельности.

Сотрудники оперативно-розыскных органов, или, как они себя называют, сыщики, часто сетуют на то, что их инициативу и находчивость при работе в неординарных обстоятельствах сковывают строгие, порой обременительные процессуальные рамки, содержащиеся в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Руководствуясь его требованиями, в ряде случаев они избегают применять в сложных ситуациях не предусмотренные Законом тактические приемы, опасаясь преступить грань дозволенного, тем самым упуская реальные возможности для успешного раскрытия преступления и установления лица, его совершившего.

Практика идет впереди законодательства и теоретических концепций, поэтому не следует сковывать инициативу штатных и нештатных сотрудников оперативно-розыскных органов в применении тактических приемов и средств в раскрытии и расследовании преступлений. Здесь должен соблюдаться единственный критерий - не допустить угрозы жизни и здоровью граждан, нарушения или ограничения их конституционных гарантий.

Взаимодействуя со следователем, сотрудник оперативно-розыскных органов не должен подменять его, так как в своей работе они не должны дублировать друг друга, а стремиться к тому, чтобы помогать друг другу и помнить, что в одиночку раскрыть и расследовать преступление, особенно совершенное в условиях неочевидности, невозможно.

VASIL Y VASIL YEVICH FOMIN,

phd in law,

leading researcher, research department, (Academy of the FPS of Russia), e-mail: editor62@yandex.ru

INTERACTION OF INVESTIGATIVE AND OPERATIONAL SEARCH DIVISIONS IN CASE OF DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES

Abstract: in this article the relevance of interaction of investigative and operational search divisions in the course of disclosure and investigation of crimes is considered. The interaction as activities strictly procedural does not have incidental character, and is performed on a fixed basis, yet will not the crime is successfully solved and investigated and the person which made it is identified.

Key words: coordination of planning, mutual information, operational-investigations group, coproduction of investigative and search actions

© Fomin V. V., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.