DOI 10.47643/1815-1329_2023_3_192
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА СТАДИЯХ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Interaction between the investigator and the bodies carrying out operational-search activities at the stages of criminal proceedings
КАНКУЛОВ Анзор Хусенович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции.
360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 123. E-mail: rodionov123@yandex.ru;
РОДИОНОВ Константин Владимирович,
старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки, Владимирский юридический институт ФСИН России.
600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: rodionov123@yandex.ru;
Kankulov Anzor Khusenovich,
Candidate of Law, police Lieutenant Colonel, Associate Professor of the Department of Internal Affairs in Special Conditions of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 123 Malbakhova str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360016. E-mail: rodionov123@yandex.ru;
Rodionov Konstantin Vladimirovich,
Senior Lecturer of the Department of Combat and Tactical Special Training Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: rodionov123@yandex.ru
Краткая аннотация: Данная статья исследует взаимодействие следователей с органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью на разных стадиях уголовного судопроизводства. В статье обсуждается необходимость совершенствования взаимодействия между следователями и оперативными службами на всех этапах уголовного судопроизводства. Авторы обосновывают актуальность темы и представляют результаты своего исследования, которое включает анализ законодательства, практику применения закона и экспертные оценки специалистов в данной области. Статья раскрывает проблемы, связанные с взаимодействием следователя с оперативными органами в процессе сбора доказательств, а также рассматривает вопросы сотрудничества и координации действий между следователем и оперативными органами в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства.
Abstract: This article explores the interaction of investigators with bodies involved in operational-search activities at different stages of criminal proceedings. The article discusses the need to improve the interaction between investigators and operational services at all stages of criminal proceedings. The authors substantiate the relevance of the topic and present the results of their research, which includes an analysis of the legislation, the practice of applying the law and expert assessments of specialists in this field. The article reveals the problems associated with the interaction of the investigator with the operational authorities in the process of collecting evidence, and also considers the issues of cooperation and coordination of actions between the investigator and the operational authorities during the preliminary investigation and trial.
Ключевые слова: следователь, оперативно-розыскная деятельность, уголовное судопроизводство, сотрудничество, взаимодействие, информационный обмен, доказательства, расследование, оперативно-розыскные мероприятия.
Keywords: investigator, operational-search activity, criminal proceedings, cooperation, interaction, information exchange, evidence, investigation, operational-search activities.
Для цитирования: Канкулов А.Х., Родионов К.В. Взаимодействие следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность на стадиях уголовного судопроизводства // Аграрное и земельное право. 2023. № 3(219). С. 192-195. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_192.
For citation: Kankulov A.Kh., Rodionov K.V. Interaction between the investigator and the bodies carrying out operational-search activities at the stages of criminal proceedings // Agrarian and Land Law. 2023. No. 3(219). pp. 192-195. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_192.
Статья поступила в редакцию: 21.02.2023
Сотрудничество между следственными органами и органами дознания основывается на тактических принципах, которые предусматривают координацию усилий в проведении процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий.
Следователь осуществляет функции организации взаимодействия с органом дознания, являясь единственным, способным наиболее эффективно установить план-график и природу требуемых в конкретном деле оперативно-розыскных мероприятий.
Взаимодействие следует организовать в соответствии с разработанным алгоритмом. Следственные и оперативные органы занимаются разработкой и планированием своей работы, как правило, самостоятельно. С другой стороны, при проведении расследования того или иного отдельного преступления ими составляются согласованные схемы выполнения поставленных совместных задач и обеспечивается возложение на них соответствующих обязанностей при осуществлении совместных операций. В случае если разыскиваемое лицо неизвестно, или неизвестно его местоположение, существует два способа взаимодействия следователя с органами дознания. В первом случае если лицо неизвестно, то орган дознания должен проводить по письменному поручению следователя такие мероприятия, которые будут призваны изобличить преступника, однако, следует отметить, что любое такое мероприятие проводится строго по разработанному плану совместной деятельности. Во втором
случае, орган дознания, используя всевозможные методы и приемы, используемые в своей деятельности, занимается поиском лица, скрывшегося от уголовного преследования, как в первом так и во втором случае все действия сторон должны быть согласованы, отражены в плане расследования по уголовному делу, а орган дознания, в свою очередь, должен отчитываться в письменной форме перед следователем после проведения этапов оперативно-розыскных мероприятий, либо разделить, при условии, что мероприятие носит достаточно масштабный характер, изложение информации на несколько частей и постепенно, с учётом проведённых действий, докладывать о них следователю.
Кроме этого следователь обеспечивает техническую и информационную поддержку, организует взаимодействие, обеспечивает проведение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, занимается назначением экспертиз и ставит перед экспертом вопросы, на которые он должен ответить в своем заключении, ревизий, осуществляет подготовку необходимых следственных материалов, а также принимает решения процессуального характера и самостоятельно проводит комплекс сложных следственных действий. Законодательством не конкретизируется, какие следственные действия должен проводить следственный орган. Однако, при этом орган дознания не может самостоятельно проводить такие следственные действия, которые находятся в обязанностях следователя согласно УПК РФ [1].
Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет ее основу и условия для проведения мероприятий. При этом гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное положение, служебное и социальное положение, членство в общественных объединениях, отношение к религии и политическим убеждениям отдельных лиц не являются препятствием для проведения оперативных исследований против них на территории страны [2]. Следственные действия (включая извлечение компьютерных данных), ограничивающие конституционные права человека и гражданина и направленные на собирание доказательств посредством письма, телефона, почты, телеграфа и других электронных и почтовых сетей, а также право на неприкосновенность жилища, допускаются только по решению суда [10, с. 170].
Установление истины по делу на основании известных обстоятельств представляет собой значительную трудность для следователей и сотрудников других следственных органов, а тем более сотрудников других подразделений органов внутренних дел. Несогласие в их действиях, слабые и непродуктивные формы взаимодействия, недостаточная техническая подготовка означают, что ряд преступлений остается нераскрытым [20, с. 126].
Таким образом, эффективность использования информации на стадии возбуждения уголовного дела, расследования и предотвращения преступлений во многом зависит от хорошо организованной и скоординированной деятельности следователя и субъектов, проводящих оперативные мероприятия, сочетания форм при проведении оперативно-розыскных мероприятий для получения доказательств и установления истины.
Следователь и даже группа следователей в некоторых случаях не могут возбудить уголовного дело, раскрыть многие преступления без помощи оперативных служб. Взаимодействие этих субъектов в основном связано с тем, что у следователя и следственных органов есть только конкретные и неотъемлемые средства раскрытия преступлений [22, с. 10].
В научной литературе и практических рекомендациях классическая форма субъективного взаимодействия при проведении оперативно-розыскных мероприятий обычно определяется совместной деятельностью следователя и органа дознания, что напрямую поддерживает оперативно-розыскные мероприятия. Эти две категории являются основными объектами уголовного судопроизводства по содержанию УПК РФ.
В силу специфики своих навыков и оперативных возможностей сотрудники оперативно-розыскных подразделений должны взаимодействовать со следователями при расследовании преступлений, требующих оперативной помощи.
Практика показывает, что при расследованиях, требующих оперативной поддержки или помощи. практическое взаимодействие субъектов расследования с сотрудниками оперативных подразделений, обеспечивающих оперативное сопровождение расследований, осуществляется посредством процедурных правил согласно форме.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, органы дознания обязаны исполнять постановления об аресте, приводе, задержание и другие процессуальные решения [1]. Следует отметить, что закон не содержит исчерпывающего перечня процессуальных решений, которые следователь может передать в орган дознания. Кроме того, закон дает следователю право отдать письменное распоряжение (поручение) органу дознания о принудительном исполнении процессуальных решений о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Принятие процессуального решения требует оценки доказательств, ответственность за которую несет исключительно следователь. Следовательно, процессуальные решения нельзя оставлять на усмотрение органа дознания. В последнем случае на него может быть возложено принятие процессуальных решений следователем, например, относительно привода или ареста [21, с. 54].
Согласно ст. 210 УПК РФ, следствие в отношении подозреваемого или обвиняемого может быть начато как в ходе предварительного следствия, так и при его прерывании. В этом случае оно определяется исходя из содержания постановления. Если в ходе расследования выносится судебное решение о возможности проведения обыска, то органу дознания может быть дано поручение о проведении такого мероприятия. Однако закон не требует от следователя составлять дополнительно отдельный документ для такого сообщения-распоряжения органу дознания, поскольку закон предусматривает, что для такого указания должен быть составлен отдельный документ - постановление.
Следователь, напротив, уполномочен проводить определенные процессуальные действия для установления местонахождения скрывшегося подозреваемого или обвиняемого (например, наводить справки в различных учреждениях и ведомствах, учреждениях здравоохранения, территориальных органах внутренних дел, изучать материалы уголовного дела, опрашивать лиц). Все эти формы взаимодействия актуальны и разумны, но в силу особенностей и задач следственных органов и оперативных подразделений содержание последних форм взаимодействия, которые организуются в контексте расследования уголовного преступления, заслуживает большего внимания [19, с. 122].
В рамках анализируемой формы организационного сотрудничества специализированные службы в силу своей компетенции и юриди-
ческих полномочий могут осуществлять мониторинг и контроль деятельности [15, с. 143].
Скорость и эффективность поиска объекта исследования, как для обследования, так и для оперативной исследовательской деятельности, почти исключительно зависит от четкости планирования организационного взаимодействия объекта исследования со специальными оперативными подразделениями. Осуществлению этого положения в полной мере способствует полный и постоянный обмен следственной информацией, собранной следователем в ходе расследования и оперативными специальными службами при оперативной поддержке расследования [5, с. 34]. Эффективность продуманного взаимодействия субъекта расследования со специализированными подразделениями в виде оперативных служб очень высока и в современных условиях борьбы с преступностью развивается не только на практике, но и в нормах действующего законодательства. Однако, использовать можно только результаты следственных действий, полученные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства. При этом прослушивание телефонных и иных переговоров осуществляется на основании решения суда, которое принимается с участием прокурора, следователя.
Противоречиями во взаимодействии следователя с оперативными подразделениями с учетом требований законодательства и результатов изучения материалов следственной и оперативной практики являются:
1. Практическая реализация плана организационного взаимодействия в пределах компетенции и полномочий субъектов исследования. В данном случае имеется в виду, что субъект расследования не уполномочен перед оперативными органами требовать проведения следственных и иных действий, выходящих за рамки обязанностей оперативных подразделений.
2. Наличие процессуальных норм, обеспечивающих следственную тайну и установление оперативных мер в отношении конфиденциальности следственной информации для следователя и оперативных работников, а также тактики и особенностей подготовки оперативно-розыскных мероприятий.
3. Существует практическая потребность в совместном планировании и регламентации всех этапов расследования в организации взаимодействия следователя и субъектов оперативной-розыскной деятельности на месте и во времени, а также в средствах получения доказательств на основе совместных результатов следственной деятельности.
4. В отдельных случаях необходимо поддерживать собранные данные опроса и взаимный обмен имеющимися результатами в рамках взаимодействия при подготовке следственных и специальных мероприятий в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства на постоянной основе [11, с. 621].
При этом формы обмена информацией должны определяться в индивидуальном порядке руководителями следственных органов и оперативных подразделений, которые с учетом требований УПК РФ определяют их объем и пределы, а также группа сотрудников, которым разрешена передача конфиденциальной информации, зависят от характера их следственной и оперативной исследовательской деятельности [8, с. 234- 235].
Для организации эффективного взаимодействия между службами, конечно же важны и субъективные качества взаимодействующих сторон - их профессионализм, их опыт, их культура общения, их коммуникабельность. Характерной чертой качественного взаимодействия является использование комбинированных форм в сочетании с различными видами организационной деятельности при решении сложных задач.
Эффект взаимодействия возникает, когда стороны, взаимодействующие для решения общей проблемы, используют разные приемы, средства и методы в практической реализации своей личной деятельности [14, с. 149]. При этом все взаимодействующие субъекты должны соотносить результаты своей деятельности с конечной целью, которая заключается в создании достаточной и качественной доказательной базы и объективном и своевременном расследовании криминального события.
От этого должна зависеть оценка субъективных действий по взаимодействию и в конечном итоге достижение ожидаемых результатов деятельности всех участников взаимодействия [17, с. 133].
Следственная и оперативная практика, связанная с расследованием уголовных преступлений, требующих оперативной помощи, выявила ряд характеристик и условий, которые влияют на эффективность организационного взаимодействия между субъектом расследования и лицами, оказывающими оперативную помощь расследованию:
1) фильтрующие, превентивные меры по защите от возможных проявлений всех форм преступной деятельности;
2) моральные, этические основы, доминирующие повседневные отношения и социальное разделение населения;
3) региональные природные условия и особенности этнического состава территории, на которой ведутся оперативно-исследовательские работы;
4) мотивация, цель и поведение криминальных субкультур, особенности их тактики и предполагаемые возможности;
5) менталитет, уровень интеллекта и психологические характеристики членов группы, уровень фанатизма и профессионализма, способность адаптироваться к социуму [4, с. 527].
Следственная и оперативная практика по делам, требующим оперативного сопровождения при расследовании уголовных преступлений, подтверждает, что объектами взаимодействия при расследовании уголовных дел являются также следователи и экстренные службы органа, обнаружившего признаки преступного события, подлежащего расследованию, а также в качестве специальных лиц, которые представлены сотрудниками специализированных управлений МВД РФ. Данное обстоятельство ограничивало бы личные возможности лиц, участвующих в расследовании в сфере уголовных дел, и особенности выполнения взаимодействующими субъектами функциональных функций при расследовании уголовных дел в отношении производства, оперативного обеспечения расследования [13, с. 214].
Отсутствие адекватного взаимодействия при расследовании преступлений между следователем и должностным лицом приводит к то-
му, что в ряде уголовных дел факты неправомерного воздействия на участников уголовного процесса, а также на подозреваемых, обвиняемых и других лиц, заинтересованных в исходе дела, вовремя не установлены, что привело к тому, что свидетели и потерпевшие дали ложные показания или существенно изменили свои показания как во время расследования, так и во время судебного разбирательства [6, с. 278].
Практика уголовного преследования не регламентирует четких ограничений на проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий при взаимодействии следователей и органов дознания по оперативному обеспечению расследования. В их основе лежат совместно спланированные тактические комбинации, приемы и методы расследования в контексте организационного взаимодействия. Поэтому взаимодействие между следователем и органом дознания должно быть основано на разделении четко регламентированных должностных обязанностей между двумя соответствующими органами с использованием наиболее подходящего сочетания их средств и методов работы.
В заключение следует отметить, что попытки решить проблемы, обсуждаемые на государственном и межведомственном уровне, не приведут к исчезновению существующих проблем, связанных с законодательной конкретизацией способов и форм взаимодействия, чтобы доказательства, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий могли быть исследованы в суде. Противоречия между действующими УПК РФ и Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» будут и в дальнейшем вызывать многочисленные жалобы. Для устранения существующей правовой неопределенности необходимо реформировать УПК РФ, внести изменения и дополнения в ряд законов об использовании результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве. Библиогра фия:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. 29.12.2022) // СЗ РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
2. Федеральный закон от 12 сентября 1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. 29.12.2022) // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016. №55 «О судебном приговоре» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 1.
4. Афанасенко А.Н., Ковалёв С.М. Актуальные проблемы взаимодействия органов предварительного следствия и сотрудников оперативных подразделений // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 14. С. 526-529.
5. Балашов Н.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений. М. 1979. - 154 с.
6. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия: справочное пособие. М.: БЕК. 1997. - 342 с.
7. Блинов Ю.С. Принципы ОРД в учебном курсе «Оперативнорозыскная деятельность органов внутренних дел // Проблемы формирования уголовно-розыскного права: Вневедомств. сб. науч. работ. М., Вып.1. 1998. С. 27-32.
8. Быков В.М. Конфликты между следователями и оперативными работниками органа дознания, взаимодействующими при расследовании // Проблемы совершенствования тактики и методики расследования преступлений: Сб. науч. трудов. Иркутск. 1980. - 262 с.
9. Гончарова Т.А. Некоторые вопросы взаимодействия между следственными и оперативными подразделениями на первоначальном этапе расследования терроризма // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: материалы 2-й науч.-практ. конф. молодых ученых. М., 2003. С. 105-106.
10. Горбунов А.Н., Хабаров В.А. Некоторые проблемы, возникающие при исполнении поручений органов предварительного расследования сотрудниками уголовного розыска / Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: материалы IX Всеросс. науч.-практ. конф. (16 окт. 2020 г.). Краснодар. 2021. С. 169-174.
11. Гриненко А.В. Руководство по расследованию преступлений: научно-практ. пос. / Отв. ред.: Гриненко А.В. 2-е изд.. пересмотр, и доп. М: Норма. 2008. - 768 с.
12. Жарский В.Е. Взаимодействие следователя и органов дознания при расследовании краж. Волгоград. 1976. 78 с.
13. Жогин Н.В. Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М. 1965. - 367 с.
14. Кривенко А.И. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. М. 2006. 191 с.
15. Крупенникова К.Ю. Виды и формы взаимодействия следователя и оперативно-розыскных подразделений // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика. Сборник научных статей IV-ой Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2015. С. 143-148.
16. Лебедев Н.Ю. Взаимодействие органов, осуществляющих уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную деятельность: матер. Второй междунар. науч.-практ. конф. Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России. 2004. С. 31 -33.
17. Нечаев В.В., Прысь Е.В. Взаимодействие органов предварительного следствия и органов дознания в системе уголовно-процессуальной деятельности. Концептуальные основы и проблемы правового регулирования // Закон и право. 2021. №10. С. 131 -133.
18. Порубов Н.И. Научная организация труда следователя. Минск: Вышэйш. шк. 1970. - 262 с.
19. Расулова С.Р. Особенности взаимодействия следователя и органов дознания // Закон и право. 2019. №4. С. 121 -122.
20. Сайпулаев З.М. Взаимодействие следователя с оперативнорозыскными органами // Закон и право. 2021. №4. С. 125-127.
21. Улимаев Р. Ю. Следственно-оперативные группы: Правовой статут: организация и деятельность: Дис. канд. юрид. наук. Москва. 2002. С. 53-55.
22. Фадеев И.А. Правовые основы организации взаимодействия следователя и оперативного сотрудница полиции // Российский следователь. 2014. № 4. С. 10- 11.
23. Филлипов А.Г. Криминалистика: учебник / под ред. проф. А.Г. Филиппова (отв. редактор) и проф. А.Ф. Волынского. М.: Издательство «Спарк». - 1998. - 543 с. References:
1. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ of 18.12.2001 (ed. 29.12.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 24.12.2001. No. 52 (Part I). Article 4921.
2. Federal Law No. 144-FZ of September 12, 1995 "On operational investigative activities" (ed. 29.12.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1995. No. 33. St. 3349.
3. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 29.11.2016. No. 55 "On the court verdict" // Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation. 2017. № 1.
4. Afanasenko A.N., Kovalev S.M. Actual problems of interaction of preliminary investigation bodies and employees of operational divisions // Alley of Science. 2017. Vol. 1. No. 14. pp. 526-529.
5. Balashov N.N. Interaction of investigators and bodies of inquiry in the investigation of crimes. M. 1979. - 154 p.
6. Belkin R.S. Criminalistic encyclopedia: reference manual. M.: BEK. 1997. - 342 p.
7. Blinov Yu.S. Principles of the ORD in the training course "Operational investigative activity of internal affairs bodies // Problems of the formation of criminal investigation law: Vnevedomstv. sb. scientific. works. M., Issue 1. 1998. pp. 27-32.
8. Bykov V.M. Conflicts between investigators and operatives of the body of inquiry interacting during the investigation // Problems of improving tactics and methods of investigation of crimes: Sb. scientific. works. Irkutsk. 1980. - 262 p.
9. Goncharova T.A. Some issues of interaction between investigative and operational units at the initial stage of the investigation of terrorism // Actual problems of combating crime: materials of the 2nd scientific and practical conference of Young scientists. M., 2003. pp. 105-106.
10. Gorbunov A.N., Khabarov V.A. Some problems arising in the execution of orders of preliminary investigation bodies by criminal investigation officers / Actual problems of theory and practice of operational investigative activity: materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference (October 16, 2020). Krasnodar. 2021. pp. 169-174.
11. Grinenko A.V. Guidelines for the investigation of crimes: scientific and practical settlement / Ed.: Grinenko A.V. 2nd ed.. revision, and additional M: Norm. 2008. - 768 p.
12. Zharskiy V.E. Interaction of the investigator and the bodies of inquiry in the investigation of thefts. Volgograd. 1976. 78 p.
13. Zhogin N.V. Fatkullin F.N. Preliminary investigation in the Soviet criminal process. M. 1965. - 367 p.
14. Krivenko A.I. Interaction of the investigator and the bodies carrying out operational investigative activities. M. 2006. 191 p.
15. Krupennikova K.Yu. Types and forms of interaction between the investigator and operational-search units // Problems of administration of justice in criminal cases in modern Russia: theory and practice. Collection of scientific articles of the ivth International Scientific and Practical Conference: in 2 parts. 2015. pp. 143-148.
16. Lebedev N.Yu. Interaction of bodies engaged in criminal procedural and operational investigative activities: mater. The second inter-dunar. scientific-practical. conf. Barnaul: Barnaul Jurid. in-t of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2004. pp. 31 -33.
17. Nechaev V.V., Prys E.V. Interaction of bodies of preliminary investigation and bodies of inquiry in the system of criminal procedural activity. Conceptual foundations and problems of legal regulation // Law and Law. 2021. No. 10. pp. 131-133.
18. Porubov N.I. Scientific organization of the investigator's work. Minsk: Vysheysh. shk. 1970. - 262 p.
19. Rasulova S.R. Features of the interaction of the investigator and the bodies of inquiry // Law and law. 2019. No. 4. pp. 121 -122.
20. Saipulaev Z.M. Interaction of the investigator with operational investigative bodies // Law and Law. 2021. No. 4. pp. 125-127.
21. Ulimaev R. Y. Investigative and operational groups: Legal statute: organization and activity: Dis. cand. jurid. sciences'. Moscow. 2002. pp. 53-55.
22. Fadeev I.A. Legal foundations of the organization of interaction between the investigator and the operative police officer // A Russian investigator. 2014. No. 4. pp. 10-11.
23. Fillipov A.G. Criminalistics: textbook / edited by prof. A.G. Filippov (editor-in-chief) and prof. A.F. Volynsky. M.: Publishing House "Spark". - 1998. - 543 p.