6'2014
Пробелы в российском законодательстве
7.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Ковтун Юрий Анатольевич, канд. юрид. наук, подполковник полиции. Должность: доцент. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра уголовного процесса. E-mail: [email protected]
Жукова Наталья Алексеевна, канд. юрид. наук, доцент, подполковник полиции. Должность: начальник кафедры. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра уголовного процесса.
Шевцов Роман Михайлович, канд. юрид. наук, доцент, подполковник полиции. Должность: доцент. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра уголовного процесса. Рудое Денис Николаевич, канд. юрид. наук, майор полиции. Должность: заместитель начальника. Место работы: Белгородский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра уголовного процесса.
Аннотация: В статье рассматриваются и анализируются проблемы взаимодействия следователей следственных подразделений органов внутренних дел с оперативными подразделениями. Выявляются проблемные аспекты взаимодействия в его правовой регламентации и практической реализации, предлагается авторское видение их разрешения.
Ключевые слова: следователь, взаимодействие, следственно-оперативная группа, планирование, оперативно-розыскные мероприятия, поручение.
THE INTERACTION OF INVESTIGATORS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION, BODIES OF INQUIRY IN THE DISCLOSURE AND INVESTIGATION OF CRIMES
Kovtun Yuriy Anatolyevich, PhD at law, police lieutenant colonel. Position: associate professor. Place of employment: Belgorod law Institute of MIA Russia. Department: criminal process chair. E-mail: [email protected] Zhukova Natalia Alekseevna, PhD at law, associate professor, police lieutenant colonel. Position: Head of chair. Place of employment: Belgorod law Institute of MIA Russia. Department: criminal process chair.
Shevtsov Roman Mikhailovich, PhD at law, associate professor, police lieutenant colonel. Position: associate professor. Place of employment: Belgorod law Institute of MIA Russia. Department: criminal process chair.
Rudow Denis Nikolaevich, PhD at law, police major. Position: deputy head of chair. Place of employment: Belgorod law Institute of MIA Russia. Department: criminal process chair.
Annotation: This article discusses and analyzes the problems of interaction between the investigators of the investigative units of the internal Affairs bodies with operational units. Identify problematic aspects of its legal regulation and practical implementation, the author offers his vision of their resolution
Keywords: investigator, interaction, investigative team, planning, operational-investigative activities, the commission.
В современных условиях раскрытие и расследование преступлений процесс многогранный и трудоемкий, требующий от сотрудников органов внутренних дел профессионализма, организованности, высокого уровня взаимодействия и оперативности.
Правильная организация практического взаимодействия сотрудников органов предварительного следствия и оперативных подразделений органов внутренних дел является залогом эффективной работы по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений.
Общие задачи борьбы с преступностью они решают разными методами. Следователь это делает в процессуальной форме, посредством производства следственных, процессуальных действий, а орган дознания - оперативно-розыскных мероприятий. Это обусловлено, в частности, тем, что следователь не располагает оперативными возможностями. Во многих случаях следователю не обойтись без содействия оперативных подразделений органов дознания. В других случаях, деятельность органов дознания может оказаться малоэффективной без консультаций со следователем, который в силу специфики своей деятельности, глубже видит судебную перспективу по уголовному делу.
Поэтому совершенствование деятельности по расследованию и раскрытию преступлений тесно связано с их согласованной работой, которая в наибольшей степени обеспечивает быстрое раскрытие и успешное расследование уголовного дела.
Правовой основой взаимодействия служб при раскрытии и расследовании преступлений в системе МВД России являются положения Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ «О полиции», нормативных правовых актов МВД России, в числе которых следует предметно выделить приказ МВД России от 26.03.2008 года 280ДСП «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений».
Организация надлежащего взаимодействия следователей следственных подразделений органов внутренних дел с оперативными подразделениями позволяет решить многочисленные вопросы, возникающие как на стадиях документирования преступной деятельности лиц, разрабатываемых сотрудниками оперативных подразделений, реализации оперативных материалов и возбуждения уголовного дела, так и последующего расследования [2].
Хорошо налаженное, взаимодействие следователей и оперативных работников, обладающих специфическими средствами и методами раскрытия преступлений, предполагает, чтобы эти возможности использовались комплексно, на плановой основе. В основе взаимодействия должны быть не эпизодические поручения следователя о проведении оперативнорозыскных мероприятий, а их системное согласованное планирование с выдвижением и проверкой всех возможных версий в рамках созданной следственнооперативной группы.
Без создания следственно-оперативной группы отдельные поручения органа предварительного расследования направляются руководителям органов дознания, которые самостоятельно без учета мнения лица в производстве которого находится уголовное дело, устанавливают непосредственных исполнителей поручений. В таких условиях поручение следователя может исполнятся разными сотрудниками, которые принима-
178
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ Ковтун Ю.А., Жукова Н.А.
С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ_____________________Шевцов Р.М., Рудов Д.Н.
ют участие в раскрытии преступления эпизодически и зачастую их действия по исполнению отдельного поручения могут дублировать уже ранее проведенные оперативно-розыскные мероприятия предыдущим исполнителем. Кроме этого они еще могут дублировать и действия, уже проведенные следователем. Создание по уголовным делам следственно-оперативных групп решает выше указанную проблему и способствует организации надлежащего расследования дел, повышает эффективность действий следователя и органа дознания, что в свою очередь позволяет минимизировать процессуальные сроки расследования уголовного дела и соблюсти принцип разумности сроков уголовного судопроизводства.
Для максимальной эффективности деятельности следственно-оперативной группы, по нашему мнению, необходимо обязательно ее участникам организовывать совместное изучения уголовных дел, проведение совместных совещаний, составление совместных планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При расследовании любого уголовного дела нельзя обойтись без плана реализации этого расследования, а также без плана реализации отдельных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий. Немаловажную роль играет планирование сложных следственных действий в составе следственно-оперативной группы. Планирование осуществляется на основе и с учетом сложившейся следственной ситуации и является важной составной частью работы группы. Согласованность планирования следственных и оперативно-розыскных мероприятий обеспечивает последовательность совершения и согласованность действий всех его участников [6, с.50].
Следователь в обязательном порядке должен подключаться в момент реализации оперативных материалов, занимая при этом отведенную ему законом роль организатора, ответственного за своевременное и полное расследование и раскрытие преступлений. Анализ уголовных дел позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективные результаты взаимодействия по выявлению и раскрытию преступлений достигаются в случаях непосредственного привлечения сотрудников следственных подразделений к участию в реализации оперативных материалов. Качество проведенных мероприятий с участием следователя находится на более высоком уровне. Следователи, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, знакомятся по инициативе оперативного сотрудника с оперативными материалами, дают рекомендации по планированию мероприятий. Полученные в результате ознакомления с материалами оперативно-розыскной деятельности сведения дают возможность следователю осуществить объективный и всесторонний анализ имеющихся данных для выработки наиболее оптимального плана реализации этих материалов [4]. Следователь оценивает проведение оперативно-розыскного мероприятия с точки зрения допустимости его дальнейшего использования в качестве доказательства при расследовании уголовного дела.
В качестве положительного примера организации взаимодействия органов следствия с оперативными подразделениями следует указать уголовное дело расследованного следственной частью Главного управления МВД России по Уральскому федеральному округу. Уголовное дело возбуждено по признакам
преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК Российской Федерации по факту хищения путем обмана денежных средств особо крупном, совершенного в период с конца сентября 2010 года по конец 2010 года. Проведенным расследованием установлено, что в период с 2008 года по 2012 года подозреваемые совершали хищения путем обмана денежных средств физических и юридических лиц в крупном и особо крупном размерах, покушался на хищения денежных средств юридических лиц, участвовали в производстве, изготовлении, перевозке в целях сбыта, сбыте немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке знаками соответствия, защищенными от подделок, а также совершали финансовые операции с денежными средствами, приобретенными им в результате совершения преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами, в крупном размере.
Так, подозреваемыми при совершении преступлений предлагалось неограниченному кругу лиц приобретать дефицитную продукцию различного назначения по низким ценам - высвобождаемое движимое военное имущество, золото в слитках, запасные части для железнодорожных вагонов, медный и молибденовый концентраты из Монголии и иное дефицитное имущество. Изначально обвиняемые не имели реальных намерений и действительных возможностей поставок данной продукции, поскольку не обладали таковой, не предпринимали никаких действий по её приобретению, а денежными средствами распоряжались по своему усмотрению, в том числе и на личные нужды. Кроме того, обвиняемыми в нарушении технических регламентов, ГОСТа и иных технических требований было организовано производство запасных частей для железнодорожных вагонов - тяговых хомутов, применяемых при изготовлении грузовых вагонов подвижного состава Российской Федерации, на которые незаконно наносилась маркировка об их производстве. Незаконно производимые тяговые хомуты, путем обмана, под видом легальной продукции производства реализовывались через подставные фирмы вагоностроительному предприятию. Полученными от реализации поддельных тяговых хомутов денежными средствами обвиняемые распоряжались по своему усмотрению.
С данным уголовным делом в одном производстве соединено 26 уголовных дела, возбужденных в период с начала 2012 г. по конец 2012 г. Одним из направлений оперативного сопровождения расследования, являлось установление всех эпизодов преступной деятельности подозреваемых. В ходе расследования, помимо первоначального факта хищения денежных средств, выявлены еще 28 аналогичных преступлений, совершенных подозреваемыми, а также установлены факты производства, приобретения, хранения, перевозки в целях сбыта и сбыта немаркированной продукции, которая подлежит обязательной маркировке знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные организованной группой в особо крупном размере, а также факт финансовых операций с денежными средствами, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами, совершенные в крупном размере.
В тесном взаимодействии со следователями группы происходило планирование допросов ключевых сви-
179
6'2014
Пробелы в российском законодательстве
детелей, установление их фактического местонахождения и обеспечение явки на допросы. Сотрудниками оперативно розыскной части осуществлялось также оперативное сопровождение производства следственных действий в ходе командировок в четырех городах Российской Федерации. Вся получаемая оперативным путем информации незамедлительно доводилась до руководителя следственной группы в целях планирования и подготовки следственных действий, направленных на ее проверку и закрепление следственным путем. Одним из важнейших элементов доказательственной базы по уголовному делу стали представленные следователю результаты оперативно-розыскной деятельности в виде аудиозаписей телефонных переговоров обвиняемых.
Следователи группы, расследующей уголовное дело, и оперативные сотрудники, привлеченные к работе следственной группы, регулярно проводили рабочие совещания, в ходе которых планировали предстоящие следственные действия, вырабатывали тактику их производства, обсуждали полученные результаты совместной работы. На заключительном этапе расследования уголовного дела (в период подготовки постановлений о привлечении в качестве обвиняемых в окончательной редакции) совместные рабочие совещания с участием всех членов следственнооперативной группы проводились при начальнике следственной части Главного управления МВД России по Уральскому федеральному округу в ежедневном режиме.
На основании поручения руководителя следственной группы оперативными сотрудниками отдела проведено исследование документов, отражающих движение похищенных денежных средств по расчетным счетам юридических лиц, использовавшихся подозреваемыми при совершении преступлений, сделан предварительный анализ финансовых потоков, установлено, что похищаемые денежные средства направлялись как на обеспечение продолжения преступной деятельности, так и присваивались лично участниками организованной группы. В результате в течении 10 месяцев уголовное дело было направлено в суд.
В то же время, как бы не было хорошо организовано планирование и взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных подразделений, всегда должен иметь место контроль за их организацией и состоянием. На руководителя следственного подразделения в пределах его процессуальных полномочий, совместно с руководителями оперативных подразделений в пределах их компетенции возложены обязанности: ежемесячно заслушивать следователей, сотрудников оперативных подразделений о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, отнесенных к компетенции следователей; оказывать практическую помощь в организации проведения следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий; контролировать своевременность направления на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных предметов, а также организацию их хранения и эффективного использования в раскрытии преступлений; осуществлять контроль за своевременностью выполнения следователем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений.
Без сомнений, от качественной и полноценной организации контроля, осуществляемого соответствующими руководителями за работой следователей и оперативных сотрудников, непосредственно зависят резуль-
таты их деятельности, направленной на раскрытие и расследование преступлений.
Таким образом, резюмируя изложенное в настоящей статье, можно сделать ряд следующих выводов:
во-первых, организация надлежащего взаимодействия следователей и оперативных сотрудников на всех стадиях уголовного процесса позволяет решать задачу по эффективному расследованию уголовных дел [4].
во-вторых, наличие у следователя формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, повышает эффективность взаимодействия в процессе раскрытия и расследования преступлений, так как позволяет следователю знакомиться с оперативными материалами и давать рекомендации по планированию оперативно-розыскных мероприятий.
в-третьих, при расследовании преступлений применяются такие формы взаимодействия следователя и оперативного сотрудника как создание следственнооперативных групп, согласованное планирование оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, взаимное ознакомление с материалами уголовного и оперативного дела, обмен информацией, исполнение отдельных поручений следователя. Перечисленные формы взаимодействия могут сочетаться в различных комбинациях, приобретая при этом иное наименование и имея более широкое содержание.
Список литературы:
1. Алексеев И.М. К вопросу об эффективности досудебного производства в уголовном процессе Российской Федерации. Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3.
2. Бажанов С.В. Основные направления совершенствования взаимодействия органов предварительного расследования в условиях следственно-оперативных групп. — Владимир: Владимирский юридический институт МВД России, 1997. — 60 с
3. Кулькова Е.В. Проблемные вопросы оперативнорозыскного обеспечения расследования преступлений против жизни и здоровья. Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6.
4. Мазунин Я.М. Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования по групповым преступлениям. Лекция. Омск: Изд-во Омского юридического института МВД России. 1999. - 31 с.
5. Плеснева Л. П. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя с органами дознания: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09: Иркутск, 2002. 190 с.
6. Русаков В.К. К вопросу о классификации управленческих решений в ОВД. // Следователь. - 2003. - № 10.
7. Танкевич О.В. Профессиональное взаимодействие следователя с органами дознания: Учеб.-метод. пособие / О.В. Танкевич. - Гродно: Г рГУ, 2003. - С.115
8. Тарасов М.Ю. Взаимодействие следователя с органами дознания при расследовании убийств // Черные дыры в Российском Законодательстве. 2003. №1
9. Щенина Т.Е. Использование результатов ОРД в уголовно-процессуальном судопроизводстве. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2009. № 4.
10. Юрин В. Формы взаимодействия в расследовании. // Законность. - 2003.- №1.- C.39-41
Literature list
180
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ Ковтун Ю.А., Жукова Н.А.
С ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ_____________________Шевцов Р.М., Рудов Д.Н.
1. Alexeev, I. M. To the question about the effectiveness of pre-trial proceedings in criminal procedure of the Russian Federation. Bulletin of the Kaliningrad branch of the St.-Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2012. No. 3.
2. Bazhanov, S. C. Basic directions of perfection of interaction of bodies of preliminary investigation in terms of investigative groups. - Vladimir: Vladimir juridical Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, 1997. - 60
3. E. Kulkova Century Problematic issues investigative ensure the investigation of crimes against life and health. The gaps in the Russian legislation. 2012. No. 6.
4. Mazunin J. M. investigative preliminary investigation group crimes. Lecture. Omsk: Publishing house of Omsk law Institute of MIA Russia. 1999. - 31 c.
5. Plesneva L. P. Legal and organizational basis of the interaction between an investigator and inquiry bodies: Dis. ... candles. jorid. Sciences: 12.00.09: Irkutsk, 2002. 190 c.
6. Rusakov C. K. To the question of the classification of administrative decisions in the ATS. // The investigator. -2003. No. 10.
7. Dancevic O. C. Professional interaction of the investigator with the bodies of inquiry: Textbook.-method. manual / O. Century Dancevic. - Grodno:, 2003. - 115 C.
8. Tarasov M. Y. Interaction of the investigator with the bodies of inquiry in the investigation of homicides // Black holes in the Russian Legislation. 2003. No. 1
9. Menina I.e. Using results HORDES in the criminal proceedings. Business in the law. Economic-legal journal. 2009. No. 4.
10. Yurin Century forms of cooperation in the investigation. // Legality. - 2003.- No. 1.- C. 39-41
Рецензия
на научную статью «Взаимодействие следователя органов внутренних дел Российской Федерации с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений» подготовленную авторским коллективом кафедры уголовного процесса Белгородского юридического института МВД России
На данном этапе развития уголовно-
процессуального законодательства вопросы совершенствования деятельности должностных лиц органов предварительного следствия по взаимодействию с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений приобретают наибольшую актуальность.
Научные положения, выводы и рекомендации, изложенные в представленной для рецензирования научной статье, основаны на достаточно репрезентативной эмпирической базе. В научной статье приведены ряд положительных примеров следственной практики по применению законодательства в сфере взаимодействия следователей и органов дознания ОВД при раскрытии и расследовании конкретных уголовных дел. Кроме этого авторским коллективом был учтен и свой собственный опыт работы в следственных подразделениях органов внутренних дел.
Комплексный, междисциплинарный характер положений научной статьи придает заслуживающие внимания суждения авторского коллектива о необходимости совершенствования применения института взаимодействия при раскрытии и расследовании уголовных.
Так в частности авторский коллектив обоснованно предлагает закрепить у следователей ОВД форму допуска к сведениям, составляющим государственную
тайну, что позволит им знакомиться с материалами оперативных дел.
Авторский коллектив творчески подошел к исследованию теоретических и практических проблем взаимодействия следователя ОВД РФ и органов дознания при раскрытии и расследовании преступлений. При этом разработанные авторским коллективом теоретические положения безусловно служат основой для формулирования предложений в действующее законодательство.
Подводя итог можно отметить, что рецензируемая статья на тему «Взаимодействие следователя органов внутренних дел Российской Федерации с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений» рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Рецензент:
Профессор кафедры уголовного процесса Бел ЮИ МВД России к.ю.н., доцент В.И. Диденко
181