Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ОТ К.Д. УШИНСКОГО ДО А.С. МАКАРЕНКО'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ОТ К.Д. УШИНСКОГО ДО А.С. МАКАРЕНКО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история образования / школа / семья / взаимодействие школы и семьи / К.Д. Ушинский / А.С. Макаренко / history of education / school / family / interaction between school and family / K.D. Ushinsky / A.S. Makarenko

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Эдуардовна Куликовская, Элла Алексеевна Васькина

Представлен исторический аспект проблемы взаимодействия образовательной организации и семьи. Школа в настоящее время ориентирована на образование детей, обеспечивая их стандартизированное, формализованное обучение и воспитание. Семья же фокусируется на человеческих и моральных отношениях, чувствах и эмоциях. Взаимодействие школы и семьи гуманизирует образовательное пространство и повышает педагогическую компетентность родителей. Обращается внимание на значимые практики успешного опыта взаимодействия семьи и школы в России, сформировавшиеся со времён основателя научной педагогики – К.Д. Ушинского. Подчёркивается, что актуализация идей известных во всём мире педагогов раскрывает истоки гуманистических способов взаимодействия взрослых и детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of the school and the family on education of children in Russia: from K.D. Ushinsky to A.S. Makarenko

The article presents the historical aspect of the problem of interaction between the educational organization and the family. The school is currently focused on the education of children, providing them with a standardized, formalized education and upbringing. The family focuses on human and moral relationships, feelings, and emotions. The future of a person is laid in the family ‒ successes, failures, worldview, and ways of interacting with nature, other people, culture, and oneself. The interaction between the school and the family humanizes the educational space and increases the pedagogical competence of parents. The authors turned to the significant practices of the successful experience of interaction between the family and the school in Russia, which have been formed since the time of the founder of scientific pedagogy ‒ K.D. Ushinsky. The actualization of the ideas of world-famous educators reveals the origins of humanistic ways of interaction between adults and children.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ОТ К.Д. УШИНСКОГО ДО А.С. МАКАРЕНКО»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.1)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2023-99-4-143-148

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ: ОТ К.Д. УШИНСКОГО ДО А.С. МАКАРЕНКО

© Ирина Эдуардовна Куликовская1, Элла Алексеевна Васькина2

12Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия 1iekulikovskaya@sfedu. ru 2kaverova@sfedu. ru

Аннотация. Представлен исторический аспект проблемы взаимодействия образовательной организации и семьи. Школа в настоящее время ориентирована на образование детей, обеспечивая их стандартизированное, формализованное обучение и воспитание. Семья же фокусируется на человеческих и моральных отношениях, чувствах и эмоциях. Взаимодействие школы и семьи гуманизирует образовательное пространство и повышает педагогическую компетентность родителей. Обращается внимание на значимые практики успешного опыта взаимодействия семьи и школы в России, сформировавшиеся со времён основателя научной педагогики -К.Д. Ушинского. Подчёркивается, что актуализация идей известных во всём мире педагогов раскрывает истоки гуманистических способов взаимодействия взрослых и детей.

Ключевые слова: история образования, школа, семья, взаимодействие школы и семьи, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко.

Для цитирования: Куликовская И.Э., Васькина Э.А. Взаимодействие школы и семьи по вопросам воспитания детей в России: от К.Д. Ушинского до А.С. Макаренко // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 99. № 4. С. 143-148. doi: 10.18522/2070-1403-2023-99-4-143-148

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.1)

Original article

Interaction of the school and the family on education of children in Russia: from K.D. Ushinsky to A.S. Makarenko

© Irina E. Kulikovskaya1, Ella A. Vaskina2

12 Southern federal university, Rostov-on-Don, Russian Federation 1 [email protected] [email protected]

Abstract. The article presents the historical aspect of the problem of interaction between the educational organization and the family. The school is currently focused on the education of children, providing them with a standardized, formalized education and upbringing. The family focuses on human and moral relationships, feelings, and emotions. The future of a person is laid in the family - successes, failures, worldview, and ways of interacting with nature, other people, culture, and oneself. The interaction between the school and the family humanizes the educational space and increases the pedagogical competence of parents. The authors turned to the significant practices of the successful experience of interaction between the family and the school in Russia, which have been formed since the time of the founder of scientific pedagogy - K.D. Ushinsky. The actualization of the ideas of world-famous educators reveals the origins of humanistic ways of interaction between adults and children.

Key words: history of education, school, family, interaction between school and family, K.D. Ushinsky, A.S. Makarenko.

For citation: Kulikovskaya I.E., Vaskina E.A. Interaction of the school and the family on education of children in Russia: from K.D. Ushinsky to A.S. Makarenko. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 99. No 4. P. 143-148. doi: 10.18522/2070-1403-2023-99-4-143-148

Введение

Многие известные педагоги обращались к проблеме взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания детей. Родители интуитивно, опираясь на собственный опыт, задают ориентиры развития своего ребёнка. Однако координация школьного и семейного воспитания определяет единство подходов в воспитании будущего поколения. Повышение педагогической культуры родителей обеспечивает осознание ими целей воспитания, внимание к индивидуальным особенностям ребенка, приобретение опыта разнообразных методов и способов воспитания. Образовательные организации разделяют основную ответственность за образование и развитие детей с семьей и сообществом. Партнерство школы, семьи и сообщества может гарантировать, что информация поступает в обоих направлениях: школьная информация - домой, а семейная - в школу [9].

Семья и школа влияют на социально-поведенческие навыки и психическое здоровье детей. Проблемы, связанные с участием семьи в школьных делах, обусловлены разнообразием точек зрения и методов, а также низким уровнем образования родителей. Однако позитивный взгляд на взаимодействие семьи и школы является развивающимся подходом, обеспечивающим плодотворные результаты в образовании. Участие семьи в школьном образовании детей является значимым аспектом взаимодействия, и единственный вопрос связан с качеством и масштабом этого участия [10].

Одним из самых известных педагогов, посвятившись свои работы данному аспекту, является основатель научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский (2 марта 1823 г. -3 января 1871 г.). В этом году отмечается его 200-летний юбилей. Такие даты всегда побуждают более пристально посмотреть на творчество и открытия педагога. Его богатое наследие позволяет открыть новые грани актуальных и сегодня проблем.

Обсуждение

В научных работах К.Д. Ушинского раскрыты идеи развития ребенка под воздействием социальной среды - «природа, семья, общество, народ, его религия и его язык», и только следом за этими факторами на ребенка воздействуют «школа, воспитатель и официальные наставники». Среди обширной практики профессора юриспруденции университетов и институтов нашлось время также для руководства образовательным заведением и преподавания географии и русской словесности в Гатчинском сиротском институте. Методы воспитания были чрезвычайно строги, интернатовское содержание детей предполагало возможность выхода на прогулку за пределы заведения только по выходным. В воспитательных целях использовался карцер. За время своего преподавания Константин Дмитриевич преобразовал отношение и систему воспитания и обучения на новый лад.

По мнению педагога, благоразумно наладив процесс воспитания и обучения детей, школа и семья, тем самым исключит применение наказаний, поощрений и других «излечивающих» мер. «.. .Наказания, - писал Константин Дмитриевич, - уже не безвредные гигиенические средства, предупреждающие болезнь или излечивающие ее правильной нормальной жизнью и деятельностью, а лекарства, которые вытесняют болезни из организма другой болезнью. Чем менее нуждается школа или семья в этих, иногда необходимых, но всегда лекарственных и потому ядовитых средствах, тем лучше» [6].

К.Д. Ушинский говорил о важности быть разборчивым в поощрениях, твердо возражал против материальных поощрений и рекомендовал учителям проявлять одобрение, когда ученики справляются в срок, делают хорошие поступки. «И пусть педагог не забывает, что если поощрения и наказания остаются до сих пор необходимыми для детей, то это показывает только несовершенство искусства воспитания» [7].

Влияние матери и годы жизни в семье отразились на дальнейшей жизни К.Д. Ушинского, который высоко определял роль матери и семейного воспитания вообще. В автобиографических очерках, к темам о семейном воспитании Константин Дмитриевич не раз возвращался. «Трудно выразить в словах, более доступных для выражения грусти или злости, чем отрадного чувства, то особенное светлое нечто, что рождается в душе моей, когда мы вспо-

минаем теплоту родимого семейного гнезда, - писал К.Д. Ушинский в 1860 г. - До глубокой старости остаются в нас какие-то задушевные связи с той семьей, из которой мы вышли. Нам как-то трудно представить себе, что эти связи уже разорваны навсегда, и это глубокое семейное чувство пробуждается в нас по временам, смотря на толпу воспоминаний, проникну -тых горечью и желчью» [7]. В этих материалах педагог отмечал душевные связи с семьей и не с педагогической и психологической точки зрения он не способен был ни понять, а уж тем более оправдать случаи, когда мать, имея варианты ведения самостоятельного воспитания детей, стремится направить их в руки чужих. «Все великие педагоги, начиная с И.Г. Песта-лоцци, видят в учении детей матерью идеал первоначального учения; даже школы подделываются, но, конечно, плохо, под это идеальное материнское учение» [5].

В 1860-х гг. в министерстве народного просвещения стал предметом обсуждения проект реформы школы - «Проект устава общеобразовательных заведений». Находясь в Швейцарии, К.Д. Ушинский в письмах также отреагировал на этот проект. Он отмечал, что в Берне «посещение школ обязательно для всех детей в школьном возрасте, и что за неисполнение этой обязанности, равно как и при неаккуратном посещении детьми школ, наказываются родители. Наш же новый проект, не налагая на родителей никаких обязанностей., наказывает детей за то, что родители их не учили, когда уже дети и так обижены тем, что роди -тели не позаботились об их образовании» [5].

К.Д. Ушинский разделяет воспитание на преднамеренное, которое дает школа, и непреднамеренное, которое ребенок непосредственно получает от семьи, природы, общества, его религии и языка. По его мнению, существенное воздействие на систему развития ребенка и изменения, происходящие на протяжении всей дальнейшей его жизни, оказывает школа. В результате и отмечается большая роль школы, в формировании и общественном развитии ребенка. Поэтому так значима роль воспитателя и учителя, которыми четко будет обозначена цель воспитания. «Определение цели воспитания, отмечает Константин Дмитриевич, - мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий». Цель воспитания он сформулировал как подготовку нравственного человека, а основой нравственности К.Д. Ушинский считал труд.

Константин Дмитриевич говорил, что учащимся следует давать возможность «отыскать труд в жизни». То есть познакомить детей с различными профессиями, оказать помощь в ее определении специальности для себя. Это замечательно, когда в раннем возрасте обнаруживаются очевидные склонности к какому-то определенному роду деятельности или отрасли знаний. Но в большинстве случаев в школьные годы еще сложно ответить на вопрос «кем быть»? В статье «Необходимость ремесленных школ в столицах» Константин Дмитриевич рекомендовал обучать детей самым обыкновенным ремеслам. При выборе профессии ориентировал обучающихся на самый важный критерий - нужды страны, учет того, работники каких специальностей требуются ближайшим предприятиям, учреждениям, колхозам и, безусловно, - индивидуальные способности каждого школьника. Большую роль в профессиональном самоопределении, как отмечал педагог, играет микроклимат в семье и школе, где с раннего детства обязаны прививать детям стремление быть полезным людям, не бояться трудностей, останавливаясь перед ними, а работать там, где требует страна. Отдельно стоит сказать о роли учителя в решении этого важного вопроса. Вдумчивый, любящий свое дело учитель уже с первого класса как бы намечает предстоящие пути своих учеников, проектирует жизнь подрастающего, формирующегося человека.

Идеи Константина Дмитриевича как обновленный этап в развитии педагогической теории и взглядах устояли перед испытанием временем, доказав их вневременность и гуманистическую сущность. Новаторские идеи Константина Дмитриевича Ушинского для XIX в. о взаимосвязи школы и семьи актуальны и сегодня. Эти идеи реализовались и продолжают развиваться в практике и трудах выдающихся советских и современных педагогов. Изучая их произведения, педагоги и родители постигают искусство учить и воспитывать детей, чтобы те, в свою очередь, могли стать достойными представителями общества.

Сергей Александрович Рачинский (14 мая 1833 г. - 15 мая 1902 г.) - знаменитый педагог, ученый, профессор Московского университета, доказал, что для образовывания крестьянских детей нет необходимости отрывать ребенка от привычной для него семейной среды, наоборот же, важно воспитывать и формировать чувство национального достоинства в условиях и окружении, где ребенок родился и вырос. Сергей Александрович при формировании и организации воспитательного и образовательного процесса обучающихся в сельской местности опирался на интересы родителей.

Пётр Фёдорович Каптерев (7 июля 1849 г. - 7 сентября 1922 г.) большое значение придавал семейному воспитанию, так как воспитание ребёнка начинается с момента его рождения. Он утверждал, что основой взаимодействия школы и семьи является развитие наследственных способностей и задатков ребёнка - физических, творческих, трудовых.

Надежда Константиновна Крупская (26 февраля 1869 г. - 27 февраля 1939 г.) доктор педагогических наук, также активно развивала тему взаимодействия семьи и школы. Она была убеждена в том, что воспитание ребенка в школе не должно происходить изолированно от семьи. Надежда Константиновна была за то, чтобы женщины включались в социальную жизнь, и при этом данная деятельность не должна их отрывать от долга материнства. Родителей по вопросам воспитания детей должна направлять школа. В своих педагогических сочинениях «Семья и школа» Надежда Константиновна пишет: «Я считаю большим несчастием возрастающую склонность считать помещение детей в ясли, потом в детский сад, потом в школу идеальным планом воспитания. Каждый раз, когда заходит речь о возможности для женщины принимать активное участие в общественной жизни, указывают на то что подобного рода план освобождает матерей от ухода за детьми, а детей от плохого ухода матерей и дает женщине возможность работать вне дома». [2]. Спорные вопросы в воспитании возможно раскрывать только в случае плотного взаимодействия семьи и школы, и только в этой ситуации появится возможность в процессе воспитания на действии разрешать возникающие трудности.

Антон Семенович Макаренко (13 марта 1888 г. - 1 апреля 1939 г.) - педагог и писатель придерживался позиции, что школа должна выступать не как надзиратель, а как просветитель в методических вопросах воспитания детей. Антон Семенович транслировал идею воспитания именно коллектива, в который будет включена семья, выстраивая организованное гармоничное взаимодействие между школой и родителями. Он был напрямую включен во взаимодействие со многими семьями, изучал ситуации изнутри и помогал, когда это было необходимо. Исходя из своей принципиальной позиции, в работу послушных детей не брал, исключением были только «великолепные экземпляры» с его точки зрения, которые «нуждались в его обществе» [3].

Получив такой глубокий практический опыт, А.С. Макаренко написал «Книгу для родителей», которая была задумана в 4 томах, в первом томе он придал большое значение «семье как коллективу» и описал причины, по которым этот «коллектив дает трещину». А во втором томе писал «о политико-моральном воспитании ребенка в семье и, конечно, в школе, поскольку семью от школы отделять нельзя» [3]. Последние годы своей жизни Антон Семёнович посвящал вопросам семейного воспитания, чаще стал читать лекции для родителей. В своих трудах он акцентировал внимание на том, что воспитывать изначально легче, чем в дальнейшем заниматься перевоспитанием. И главную роль в воспитании педагог выделяет модели поведения родителей. Он писал о том, что родители не должны заблуждаться в том, что ребенка они воспитывают только в моменте диалога с ним. Нет же, процесс воспитания происходит в каждое мгновение жизни, даже когда родители находятся вне дома. «Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка» [4].

Антон Семенович достаточно часто рассказывал, как в моменты острых конфликтов родители, которые занимали высокие государственные должности привозили к нему в колонию на перевоспитание своих детей. По мнению педагога, эти родители снимают с себя от-

ветственность в воспитании своих детей ссылаясь на «острые конфликты» и душевные разговоры с ребенком явно не решат возникшие проблемы. А для того чтобы воспитательный диалог оказал положительный эффект, необходим ряд многих обстоятельств, например: интересная тема для обсуждения; грамотная речь, отличающаяся избирательностью и сопровождающаяся хорошей мимикой; терпеливость как ребенка, так и родителя [1].

Особое внимание в воспитании А.С. Макаренко обращал на игру и приобщение к труду «Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу. Это сходство очень велико, можно прямо сказать: плохая работа больше похожа на плохую игру, чем на хорошую работу» [4].

А.С. Макаренко писал о важности взаимодействия школы и семьи в аспекте счастливого общества. Взрослым необходимо быть счастливыми родителями, потому что только счастливый человек может воспитать счастливого ребёнка. Неприемлемо жертвовать своим счастьем ради ребёнка. Дети должны думать и приносить счастье своим родителям.

Проанализировав энциклопедические и научно-исследовательские работы, а также первоисточники, мы приходим к выводу о том, что в России существует национальная преемственность в развитии педагогической мысли о взаимодействии образовательных организаций и семьи. Педагоги-практики уже во второй половине XIX в. формулировали необходимость исследования вопроса роли общественной среды в воспитании ребенка и большую роль уделяли влиянию семьи, образа жизни и мировоззрения матери и отца воспитанника. В XX в. в России набрала силу гуманная педагогика, практика в рамках которой доказала результативность системы взаимодействия с семьей в воспитании «советского человека». Выводы

Таким образом, прогрессивными педагогами и общественными деятелями России XIX-XX вв. были заложены идеи гуманистического характера взаимодействия школы и семьи. Из-за сложности и важности рассматриваемой проблемы на протяжении всей истории они были предметом разнообразных и многосторонних исследований. Сегодня знания, связанные с образованием детей, стали узкоспециализированными, поэтому большинство семей пренебрегают научными достижениями или же знакомятся с ними поверхностно. Различные школьные мероприятия, в которые вовлекаются родители, становятся веской причиной для семьи следовать целям, теоретическим рамкам и руководящим принципам школы. Преимущества семьи связаны с мотивационной, эмоциональной поддержкой и уровнем вовлеченности членов семьи в образовательную деятельность, которые обеспечивают эффективность запланированных и незапланированных мер, а также ожидаемые и случайные эффекты этих мер.

Список источников

1. Аникеева Н.А. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон. СПб.: Питер, 2022. 160 с.

2. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Вопросы преддошкольного и дошкольного воспитания детей. Вопросы семейного воспитания и быта. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1959. 464 с.

3. МакаренкоА.С. Педагогические сочинения: В 8 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 398 с.

4. Макаренко А.С. Книга для родителей // Сочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. Т. 4. 534 с.

5. Романовский А.К., Барсук И.Я. Жизнь во имя будущего: очерк научно-педагогической и литературно-публицистической деятельности К.Д. Ушинского / Под ред. В.И. Войт-ко. Киев: Радянська школа, 1974. 120 с.

6. Педагогическая энциклопедия. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1968.

7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. М., Л.: Изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1948.

8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982.

9. Epstein J.L. Theory to practice: School and family partnerships lead to school improvement and student success // School, family and community interaction. Routledge, 2019. С. 39-52.

10. Alamolhoda J. Areas for Reforming and Complementing the Family and School Interaction // The Open Family Studies Journal. 2020. Т. 12. №. 1.

References

1. Anikeeva N.A. The main thing about raising children. M. Montessori, Ya. Korchak, L. Vygot-sky, A. Makarenko, E. Erikson. St. Petersburg: Peter, 2022. 160 p.

2. Krupskaya N.K. Pedagogical essays. Issues of pre-school and preschool education of children. Questions of family education and life. M.: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences, 1959. 464 p.

3. Makarenko A.S. Pedagogical essays: In 8 vols. Vol. 4 M.: Pedagogy, 1984. 398 p.

4. Makarenko A.S. A book for parents // Op.: In 7 vols. M.: Publishing House of the APN of the RSFSR, 1951. Vol. 4. 534 p.

5. Romanovsky A.K., Badger I.Ya. Life in the name of the future: an essay of scientific-pedagogical and publicist activities of K.D. Ushinsky / Edited by V.I. Voitko. Kiev: Radyanka school, 1974. 120 p.

6. Pedagogical Encyclopedia. Moscow: Publishing house - Soviet Encyclopedia, 1968.

7. Ushinsky K.D. Collected works. Vol. 2. Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1948.

8. Kapterev P.F. Selected pedagogical works / Edited by A.M. Arsenyev. M.: Pedagogy, 1982.

9. Epstein J.L. Theory to practice: School and family partnerships lead to school improvement and student success // School, family and community interaction. Routledge, 2019. З. 39-52.

10. Alamolhoda J. Areas for Reforming and Complementing the Family and School Interaction // The Open Family Studies Journal. 2020. Vol. 12. №. 1.

Статья поступила в редакцию 06.06.2023; одобрена после рецензирования 15.06.2023; принята к публикации 25.06.2023.

The article was submitted 06.06.2023; approved after reviewing 15.06.2023; accepted for publication 25.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.