Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА КАК ЗАДАЧА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА КАК ЗАДАЧА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕБЕНОК / СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / СОВМЕСТНОЕ ОСВОЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янушкевич Олеся Ивановна, Игнатович Владлен Константинович

Введение . В статье освещена проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка во взаимодействии институтов семьи и образования. Обозначена роль семьи в становлении личности человека. От эффективности организации семейного воспитания зависит не только то, каким гражданином станет ребенок в будущем, но и судьба общества, нации в целом. Современное общество столкнулось с отсутствием доверия социума в целом к школе и учителям; повышенный уровень конфликтности и агрессии в образовании затрудняет взаимодействие родителей и школ. Научно обосновано понятие семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Показана необходимость освоения современными родителями новой для себя позиции субъекта коллектива по выстраиванию его индивидуального образовательного маршрута. Проанализированы воспитательные функции современной семьи. Охарактеризованы принципы, функции и способы участия семейного института в планировании образовательного маршрута ребенка. Отмечено, что в современной семье с повышением образовательного уровня многих отцов и матерей готовность быть родителями остается низкой. Отражена проблема предоставления детям достойного и качественного образования, становящегося для ребенка важным ресурсом для достижения социального и профессионального успеха. Методы : абстрагирование, метод классификации, наблюдение, анализ существующих методик. Результаты. Выявлены проблемы, связанные с обеспечением качественного образования для детей. Нет практики продуктивного взаимодействия с детьми в решении проблем проектирования их маршрута, включения семьи в неформальные образовательные среды. Выводы и заключение. Отсутствие готовности к коллективной детско-взрослой деятельности может привести к деструктивному характеру участия семьи в решении проблем воспитания ребенка, использованию ложных ориентиров по выбору стратегии его воспитания, к повышению риска ошибок в выборе ИОТ. Появляются новые формы педагогически организованной творческой деятельности детей и родителей. 1. Семья нуждается в повышении качества образования и при этом становится источником образовательных событий для детей. 2. Необходимы новые способы поддержки семьи, основанные на субъект-субъектном диалоге с образовательными институтами. 3. Потенциалом обладает сфера дополнительного образования, неформальные образовательные среды. Практическая значимость - возможность проектирования эффективных систем субъект-субъектных взаимодействий семей учащихся и образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Янушкевич Олеся Ивановна, Игнатович Владлен Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A CHILD'S INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY AS A TASK OF FAMILY EDUCATION

Introduction. The article deals with the problem of designing a child's individual educational trajectory in the interaction of family and educational institutions. The role of a family in the formation of a person's personality is established. Not only the child's future citizenship, but also the fate of society and the nation as a whole depends on the effectiveness of family upbringing. Modern society is faced with a lack of confidence in the society as a whole to the school and teachers; the high level of conflict and aggression in education hinders the interaction between parents and schools. The concept of a family as a subject of designing an individual educational trajectory of a child is scientifically substantiated. The need for modern parents to master a new for themselves position of the subject of the collective to build their individual educational route is shown. The educational functions of the modern family are analyzed. The principles, functions and ways of participation of a family institution in planning the educational route of a child are characterized. It is noted that in the modern family with an increase in educational level of many fathers and mothers willingness to be parents remains low. The problem of providing children with a decent and quality education, which becomes an important resource for the child to achieve social and professional success, is reflected. Methods: abstraction, method of classification, observation, analysis of existing methods. Results. The problems associated with the provision of quality education for children have been identified. There is no practice of productive interaction with children in solving problems of designing their routes and including the family in informal educational environments. Conclusions and implications. The lack of readiness for collective child-adult activity can lead to the destructive nature of family participation in solving the problems of child rearing, the use of false guidelines on the choice of strategies for their upbringing, an increased risk of errors in the choice of IOT. New forms of pedagogically organized creative activities of children and parents emerge. 1. The family needs to improve the quality of education and in doing so becomes a source of educational events for children. 2. New ways of family support based on subject-subject dialogue with educational institutions are needed. 3. The sphere of additional education and informal educational environments has potential. Practical significance - the possibility of designing effective systems of subject-subjective interaction between families of students and educational organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА КАК ЗАДАЧА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Теория, методика и организация социально-культурнойдеятельности Theory, methodology and organization of sociocultural activities

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-5-27-42 УДК 37.018.1 END FRSLDT

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РЕБЕНКА КАК ЗАДАЧА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Олеся Ивановна Янушкевич

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID ГО: https://orcid.org/0000-0001-5783-1882 [email protected]

Владлен Константинович Игнатович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID ГО: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]

Аннотация. Введение. В статье освещена проблема проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка во взаимодействии институтов семьи и образования. Обозначена роль семьи в становлении личности человека. От эффективности организации семейного воспитания зависит не только то, каким гражданином станет ребенок в будущем, но и судьба общества, нации в целом. Современное общество столкнулось с отсутствием доверия социума в целом к школе и учителям; повышенный уровень конфликтности и агрессии в образовании затрудняет взаимодействие родителей и школ. Научно обосновано понятие семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Показана необходимость освоения современными родителями новой для себя позиции субъекта коллектива по выстраиванию его индивидуального образовательного маршрута. Проанализированы воспитательные функции современной семьи. Охарактеризованы принципы, функции и способы участия семейного института в планировании образовательного маршрута ребенка. Отмечено, что в современной семье с повышением образовательного уровня многих отцов и матерей готовность быть родителями остается низкой. Отражена проблема предоставления детям достойного и качественного образо-

вания, становящегося для ребенка важным ресурсом для достижения социального и профессионального успеха.

Методы: абстрагирование, метод классификации, наблюдение, анализ существующих методик.

Результаты. Выявлены проблемы, связанные с обеспечением качественного образования для детей. Нет практики продуктивного взаимодействия с детьми в решении проблем проектирования их маршрута, включения семьи в неформальные образовательные среды.

Выводы и заключение. Отсутствие готовности к коллективной детско-взрослой деятельности может привести к деструктивному характеру участия семьи в решении проблем воспитания ребенка, использованию ложных ориентиров по выбору стратегии его воспитания, к повышению риска ошибок в выборе ИОТ. Появляются новые формы педагогически организованной творческой деятельности детей и родителей. 1. Семья нуждается в повышении качества образования и при этом становится источником образовательных событий для детей. 2. Необходимы новые способы поддержки семьи, основанные на субъект-субъектном диалоге с образовательными институтами. 3. Потенциалом обладает сфера дополнительного образования, неформальные образовательные среды. Практическая значимость - возможность проектирования эффективных систем субъект-субъектных взаимодействий семей учащихся и образовательных организаций.

Ключевые слова: семейное воспитание, ребенок,семья как субъект, институт семьи, институт образования, современное общество, проектирование индивидуальной образовательной траектории, педагогическая поддержка семьи, совместное освоение социокультурных практик

Для цитирования: Янушкевич О.И., Игнатович В.К.Проектирование индивидуальной образовательной траектории ребенка как задача семейного воспитания// Педагогика: история, перспективы. 2022. Том.5 № 5. С. 27-42 DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-5-27-42

Original article

DESIGNING A CHILD'S INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY AS A FAMILY EDUCATION TASK

Olesya Ivanovna Yanushkevich

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5783-1882 [email protected]

Vladlen Konstantinovich Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X [email protected]

Abstract. Introduction. The article deals with the problem of designing a child's individual educational trajectory in the interaction of family and educational institutions. The role of a family in the formation of a person's personality is established. Not only the child's future citizenship, but also the fate of society and the nation as a whole depends on the effectiveness of family upbringing. Modern society is faced with a lack of confidence in the society as a whole to the school and teachers; the high level of conflict and aggression in education hinders the interaction between parents and schools. The concept of a family as a subject of designing an individual educational trajectory of a child is scientifically substantiated. The need for modern parents to master a new for themselves position of the subject of the collective to build their individual educational route is shown. The educational functions of the modern family are analyzed. The principles, functions and ways of participation of a family institution in planning the educational route of a child are characterized. It is noted that in the modern family with an increase in educational level of many fathers and mothers willingness to be parents remains low. The problem of providing children with a decent and quality education, which becomes an important resource for the child to achieve social and professional success, is reflected.

Methods: abstraction, method of classification, observation, analysis of existing methods. Results. The problems associated with the provision of quality education for children have been identified. There is no practice of productive interaction with children in solving problems of designing their routes and including the family in informal educational environments.

Conclusions and implications. The lack of readiness for collective child-adult activity can lead to the destructive nature of family participation in solving the problems of child rearing, the use of false guidelines on the choice of strategies for their upbringing, an increased risk of errors in the choice of IOT. New forms of pedagogically organized creative activities of children and parents emerge. 1. The family needs to improve the quality of education and in doing so becomes a source of educational events for children. 2. New ways of family support based on subject-subject dialogue with educational institutions are needed. 3. The sphere of additional education and informal educational environments has potential. Practical significance - the possibility of designing effective systems of subject-subjective interaction between families of students and educational organizations.

Keywords: family education, child, family as a subject, family institution, institution of education, modern society, designing an individual educational path, pedagogical support for families, joint development of socio-cultural practices

For citation: Yanushkevich O. I., Ignatovich V. K. Designing a child's individual educational trajectory as a task of family education // Pedagogy: History, prospects. 2022. Vol. 5. No. 5. P. 27-42 (InRuss.). DOI: 10.17748/2686-9969-2022-5-5-27-42

Введение. Социально педагогическая поддержка семьи является одним из важных направлений современной Российской государственной политики. Ее роль значительно возрастает в современном обществе в условиях происходящих и грядущих изменений. Если раньше социальная и педагогическая поддержка касалась, в основном, неблагополучных семей, то новые вызовы современности требуют от многих, в том числе благополучных, семей решать проблемы, связанные с адаптацией к меняющимся реалиям. Приоритетность образования закрепляется также на международном уровне. ЮНЕСКО в своих докладах и иных документах связывает приоритетность образования с его особым значением для развития личности и общества [1].

В наших предшествующих исследованиях мы отмечали, что «в условиях индивидуализации образования как общемировой тенденции и тренда последовательно проводимой образовательной политики российского государства неизбежно смещение смысловых акцентов деятельности традиционных образовательных институтов» [2]. В частности, роль семьи как «стартовой площадки» предстоящей индивидуальной образовательной траектории их ребенка становится ведущей, поскольку «выбор последующих мест, источников и условий получения качественного образования должен в такой ситуации осуществляться как консолидированное волеизъявление семьи и самого ребенка» [2].

Эти реалии связаны с проблемой предоставления детям достойного и качественного образования, которое становится для ребенка важным ресурсом для достижения социального и профессионального успеха. Поэтому современные родители вынуждены освоить новую для себя позицию субъекта коллектива по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута ребенка. При этом мы не можем утверждать, что возникновение такого субъекта уже стало фактом образовательной реальности. Сегодня возрастают родительская активность и субъектность всё большими темпами. Таким образом, соответствующие исследования, подтверждающие эффективность некоторых технологий социальной и педагогической поддержки семьи как субъекта образовательного пространства, имеют значение [3].

Именно семья оказывает наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности. Отношения между ребенком и родителями всегда тесно связаны с природой отношений самих родителей, образом жизни семьи, ее здоровьем, благополучием и счастьем. В семье ребёнок обретает первый жизненный опыт, впервые наблюдает и учится поведению в различных ситуациях. Первые

шаги для воспитания будущего члена социума предпринимает именно концепт «семья», а также прививает ему определенные качества, идеи и отношения. После появления ФГОС [4] большинство образовательных учреждений активно внедряют в учебную программу индивидуальные образовательные маршруты (на их сайтах уже есть наработки по этой деятельности) [5].

В свою очередь, ребенок не сможет реализовать индивидуальную образовательную траекторию без участия взрослых, конкретно, родителей. Ребенок не может быть сепарированным членом образовательного процесса, поскольку он зависит не только от своей семьи, но и на него оказывают влияние временные, образовательные и материальные ресурсы родителей.

Современное общество столкнулось с рядом вызовов, касающихся образования: отсутствием доверия социума в целом к школе и учителям; повышенный уровень конфликтности и агрессии в образовании затрудняет взаимодействие родителей и школ - препятствие эффективного воспитательного процесса.

В связи с этим научное обоснование семьи в качестве субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенкавыступает целью нашего исследования. Чтобы достигнуть поставленной цели, в качестве объекта рассмотрим взаимодействие институтов семьи и образования.

В нашем случае предметом выступает проектирование индивидуальной образовательной траектории ребенка во взаимодействии институтов семьи и образования.

Для успешного анализа нам нужно решить следующие задачи: установить роль семьи в становлении личности человека; проанализировать воспитательные функции современной семьи; охарактеризовать принципы, функции и способы участия семейного института в планировании образовательного маршрута ребенка.

Методы. В работе были использованы метод абстрагирования, метод классификации, а также наблюдение и анализ существующих методик.

Методологическую основу составили деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) и принцип событийности (В.И. Слободчиков).

Теоретическая база исследования включает общую концепцию социально-педагогической поддержки семьи (Г.В. Сабитова, М.И. Болотова, В.М. Гребенникова, В.К. Игнатович, С.С. Игнатович и др.) и теорию индивидуализированного образования (Т.М. Ковалева, А.Г. Асмолов).

Практическая значимостьработы состоит в возможности проектирования эффективных систем субъект-субъектных взаимодействий семей учащихся и образовательных организаций.

В нашем исследовании мы даем ответ на вопрос: в чем же состоит образовательная функция семейного воспитания в современных социокультурных условиях? Сегодня задача образования состоит в том, чтобы помочь не только учащимся, которые испытывают трудности в социализации, но и их семьям.

Также наладить конструктивное сотрудничество с родителями детей для совместного решения проблем, возникающих в образовательном процессе. Современная социокультурная ситуация требует постоянного обновления и обогащения, а иногда и радикальной модификации существующей подготовки. Непрерывный прирост знаний во всех областях науки, культуры и общественной жизни реализует проблему непрерывного образования, которое становится важнейшим условием личностного роста взрослого человека на всех этапах жизни и в конечном итоге оказывает решающее влияние на социальное и культурное развитие общества.

Одним из институтов непрерывного образования выступает семья, которая в представлена в качестве посредника между ребенком и обществом. Она гарантирует усвоение норм, поведения и нравственных ценностей, принятых в этом обществе. Следовательно, от эффективности организации семейного воспитания в конечном итоге зависит не только то, каким гражданином станет ребенок в будущем, но и судьба общества, нации в целом. Однако следует отметить, что в современной семье, несмотря на повышение образовательного уровня многих отцов и матерей, их готовность быть родителями остается низкой. Кроме того, ситуация в современной семье характеризуется рядом негативных установок: речь идет об ослаблении связей между членами семьи; изоляция и разделение поколений; снижение уровня взаимопонимания внутри семьи, культуры общения; снижение уважения к родителям; увеличение неопределенности отцовства. Формирование педагогической культуры родителей следует рассматривать как отрасль образования взрослых, целью которой является накопление психолого-педагогических знаний и умений в различных аспектах деятельности родителей.

Обзор литературы. По словам В.А. Сластенина, семья выступает «первой специфической педагогической системой, в которую попадает ребенок и находится в ней постоянно» [6]. Социология рассматривает семью как часть всего социального организма, как ячейку общества, как социально-воспитательный коллектив. Все изменения в социально-экономической сфере обязательно отражаются на семье. Но в отличие от других социальных групп - продуктивных, профессиональных, политических - семья напрямую не перестраивается. Процесс нравственного, психологического обновления семьи более длительный, противоречивый и сложный.

Родители как зеркало, которое делает себе подобным того, кто смотрит в него или пытается научиться чему-то у него. С первых дней жизни ребенок как бы запечатлевает и усваивает социальный опыт. Это как фотографирование. Увидел - зафиксировал явления, события, поступки родителей. Скорее всего, дети будут поступать так, как поступают их родители, а не так, как они говорят.

Обращаясь к родителям, А.С. Макаренко писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что Вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него неведомыми путями, вы их не замечаете» [7, с. 23].

Дети всегда кому-то подражают с младенчества. Радостно малыш следить за каждым движением родителей, повторяет их слоги, как только у него это начинает получаться, хлопает вслед за ними в ладошки. Подражание, по мнению А. Валлона, играет важную роль в онтогенезе психики. Он пишет: «Благодаря тому, что люди необходимо вступают в сотрудничество и общение друг с другом, у них развиваются действия особого рода - действия по подражанию, по образцу действия других людей. Эти действия отличаются от примитивных инстинктивно-подражательных реакций тем, что они строятся именно как действия по образцу, по социальной модели, которая усваивается, ассимилируется субъектом» [8, с. 85].

П.Ф. Лесгафт полагал, что главная задача родителей состоит в том, чтобы они создали в своей семье те условия, которые могли бы позволить детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых [9, с. 85].Признание важности семейного воспитания требует новаторских подходов в отношениях между учебным заведением и семьей. Характер этих отношений можно определить терминами «взаимодействие», «сотрудничество» и «партнерство». Следует отметить, что сегодня и педагоги, и родители учащихся заинтересованы в эффективном сотрудничестве и взаимодействии.

Современная семья изменилась. Несмотря на то, что взрослые люди работают, занимаются активной профессиональной деятельностью, технологические достижения позволяют значительно сократить время на организацию домашнего хозяйства, высвобождая время для спортивных и культурных мероприятий: посещения библиотек, музеев, театров и т. д. Интернет и телевидение становятся все более популярными и как источники информации о воспитании детей. Современные родители заботятся о развитии своего ребенка: записывают в студии, обращаются за помощью к специалистам и педагогам. Но в то же время мы наблюдаем, что взрослые часто не используют собственный опыт, личное время для обучения и общения с детьми, а заполняют свое свободное время телевизором или компьютерными играми. От уровня дохода семьи зависит привлечение родителей к образовательному процессу. Участие родителей в образовательных мероприятиях при удовлетворяющем уровне дохода в семье существенно возрастает. Доход семьи и образование родителей влияют на заинтересованность процессом обучения ребенка. Сегодня вектор государственной образовательной политики направлен на усиление ответственности семьи в воспитании и обучении детей, однако в сознании населения сохраняются патерналистские ожидания в социальной сфере, особенно в отношении воспитания школьников [10].

Т.В. Хуторянской выделены шесть составляющих семейно-педагогического сотрудничества: взаимодействие на основе субъект-субъектных отношений, совместная ценностно-значимая деятельность, диалог, преодоление конфликтов, партнерство, взаимосодействие [11]. Важным фактором, определяющим характер взаимоотношений участников образовательного процесса, являются их представления о своем статусе - о своей роли в образовательном процессе и о том, как с ним должны поступать другие участники процесса.

Все большее внимание исследователей и практиков в последние годы привлекает проблема проектирования в образовательной среде. В связи с этим нам предстоит рассмотреть в качестве совместной деятельности детей и родителей проектирование индивидуальной образовательной траектории(далее -ИОТ).

Как известно, термин «проектирование» возник в педагогике из технической области знания. Например, в словаре «Научно-технический прогресс» термин «проектирование» показан как «тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, сформировалась в рамках деятельности по изготовлению новых изделий, машин и механизмов» [12, с. 219].

Сам термин «педагогическое проектирование» введен в отечественную науку А.С. Макаренко, называл его «необходимым начальным моментом в организации воспитательного процесса. Как нельзя без проекта построить дом, так нельзя и воспитать нужных людей, не имея представления о том, какие качества должны быть присущи», - писал Антон Семенович, - «Лишь через проектирование можно включить воспитательные цели в организации объективного воспитания детей» [13, с. 68].

Сегодня к методике организации образовательного процесса педагогическая наука требует нового подхода. Тем самым понятие «проектирование» было привлечено в педагогическую науку. Произошла адаптация к условиям новой научной среды и трансформация в понятие «педагогическое проектирование».

Современная образовательная программа вышла на новый уровень в педагогической науке. Сегодня такое существует понятие, как «индивидуальная образовательная траектория». В простом понимании ИОТ - это индивидуальный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ребенка в образовании, значение, цель, смысл каждого этапа, которые осмыслены самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми либо педагогами, либо родителями.

Как отмечают в своих трудах Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, в научном понимании «индивидуальные образовательные траектории взаимообусловлены логикой становления личности - непрерывного процесса изменения личности под влиянием социальной ситуации развития, ведущей деятельности и собственной активности, направленной на самоосуществление». Они показали, что «в становлении личности выделяют периоды, стадии. Переход от одной стадии к

другой происходит под влиянием изменений социальной ситуации, характеристики ведущей деятельности, возрастных изменений, психологической перестройкой сознания, жизнеобразующих событий и обстоятельств» [14]. Все эти содержания сознания формируются уже ближе к старшему школьному возрасту, а в случае детей с особыми образовательными потребностями или одаренных детей, временные рамки трудно предсказуемы.

На современном этапе развития научных понятий об индивидуализации образования, рассмотренном в контексте формирования новой политики государства в отношении семьи, она получает «новое качество - субъекта проектирования ИОТ ребенка». Современные исследователи Т.М. Ковалева [15], Д.Б. Эльконин [16] и другие понимают принцип индивидуализации как предоставление каждому учащемуся возможности построения ИОТ, это позволяет пробудить максимум ресурсов личности, которые важны для творческой самореализации в различных сферах деятельности.

Осознанное продвижение субъектом по ИОТ в наше время является наиболее эффективным способом выстраивания качественного образования. В современных условиях семья самостоятельно использует различные информационные и другие ресурсы. В этой связи наиболее востребованы образовательные среды, в условиях которых ребенок осваивает разнообразные практики и участвует в реализации творческих проектов, взаимодействуя при этом с самыми разными людьми. Именно так роль семьи как субъекта выбора ИОТ существенно возрастает.

Так как семья выступает первым в жизни ребенка социальным институтом, именно она дает старт в ИОТ, обладающей всеми необходимыми для этого условиями. Именно в семье существует пространство неформального творческого общения детей и взрослых, возможна совместная творческая деятельность.

А.Н. Леонтьев писал: «Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании!». Так же он считал, что «внутренняя - психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней - практической деятельности и имеет принципиально то же строение» [17].

Какова же особенность деятельного метода в развитии детей?

Ребенок сам в процессе исследования окружающего мира делает «открытия» личные, для себя самого, новые и ранее ему не известные. Это и есть его личная исследовательская деятельность. Родители лишь могут направлять эту деятельность и формулировать алгоритмы действий. В ходе таких событий полученные знания являются лично значимыми, интересными.

Становление сознания и становление личности ребенка - это процессы, исходящие из деятельностного подхода. Здесь личность выступает в качестве активного творческого начала. Ребенку, взаимодействующему с миром, предстоит научиться строить и развивать самого себя. Именно благодаря деятельности и в процессе неё ребенок становится саморазвитой личностью, происходит его самоактуализация, он становится самим собой.

В зарубежном опыте педагогики касаемо деятельностного подхода американский ученый Д. Дьюи проявлял особый интерес к проектной деятельности детей. Его школа превращалась в личностно значимую, активную жизнедеятельность ребенка здесь и сейчас, а не только подготовка к взрослой жизни. Ученый создал школу как сообщество исследователей, где ребенок мог «вырастить себя». Так же определил главные принципы деятельностного подхода в обучении:

- «учение через обучение мысли и действию;

- познание и знание как следствие преодоления трудностей;

- учёт интересов учащихся;

- свободная творческая работа и сотрудничество» [18].

Родители при таком подходе могут организовать учебно -познавательную деятельности детей, когда они не пассивно «поглощают» информацию, а пробуют активно участвовать в образовательном процессе.

По сути деятельностный подход в ИОТ состоит в направлении всех мер на формирование интенсивной, постоянно развивающейся деятельности. Именно через индивидуальную деятельность ребенок усваивает культуру, науку, способы изучения и улучшения мира, развивает и преобразует личностные качества. Воспитание в ребенке личности, субъекта жизнедеятельности является целью деятельностного подхода. Быть субъектом - означает быть во всем вершителем своей деятельности: в постановке целей, в решении задач, быть ответственным за результаты.

Разные исследователи считают важным показателем субъектности -участное (не пассивное) существование или активность. А.К. Осницкий отмечает: «субъект является не беспристрастным деятелем-исполнителем, а пристрастным сценаристом и даже режиссером, которому присущи предпочтения, свои мировоззренческие позиции и целеустремленность преобразователя» [19].

Событийная общность детей и взрослых в семье может также расширять пространство творческого общения ребенка, вступая в субъект-субъектный диалог с различными образовательными институтами, среди которых, как, в частности, отмечает М.И. Болотова, значительную роль могут играть учреждения дополнительного образования [20]. На наш взгляд, современная система дополнительного образования детей имеет неоспоримо большие возможности индивидуализации образовательного процесса, нежели общеобразовательная школа [21, с. 12].

Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.

Результаты. Выявлены проблемы, связанные с обеспечением качественного образования для детей. Нет практики продуктивного взаимодействия с детьми в решении проблем проектирования их маршрута, включения семьи в неформальные образовательные среды.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- во-первых, современная семья нуждается в повышении качества образования, и при этом становится источником образовательных событий для детей, реализация может быть детско-взрослых творческих проектах, выводящих семью на иные познания и изменения действительности;

- во-вторых, это показывает необходимость новых способов поддержки семьи, основанных на субъект-субъектном диалоге с внешними образовательными институтами;

- в-третьих, огромным потенциалом для осуществления этих практик обладает сфера дополнительного образования, неформальные образовательные среды;

Таким образом, нами научно обосновано понятие семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка, рассмотрено взаимодействие институтов семьи и образования, определена роль семьи в становлении личности человека.

Заключение. Таким образом, семья как субъект может быть не как активным участником процесса образования растущего человека, а выступать «источником событийности» по пути ИОТ. В каждой семье происходят свои особые события - яркие, волнующие явления, наполняющие жизнь человека, через совместное проживание которых закладываются определенные отношения, лежащие в основе индивидуальных творческих достижений. Именно эти факты выводят нашу жизнь из рамок привычного, из однообразной повседневности. Исходя из этого, проектирование родителями и детьми ИОТ можно рассматривать на основе организации событий, вызывающих сильные положительные эмоции. Неизбежно для детей такие события становятся значимыми и запоминающимися, влияют на самоактуализацию, развитие личностных качеств ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» (доступ: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf) и др.

2. Гребенникова, В.М., Игнатович В.К., Бондарев П.Б., Игнатович С.С., Ку-рочкина В.Е., Лакреева А.В. Методология и технология социально -педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: монография. / под науч. ред. В.К. Игнатовича/ Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГУ», - 2021. - 176 с. Текст: электронный. DOI: 10.17748/978-5-906302-28-1-2021-1-175 ISBN 978-5906302-28-1 https://dpo-journal.ru/pablik/MONOGRAFIYA.pdf (дата обращения: 16.11.2022).

3. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Чолакян К.Д. К вопросу о современных практиках социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка // Педагогика: история, перспективы. - 2019. - №3. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovremennyh-praktikah-sotsialno-pedagogicheskoy-podderzhki-semi-kak-subekta-proektirovaniya-individualnoy (дата обращения: 16.11.2022)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронный ресурс] - URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (дата обращения: 16.11.2022).

5. Информационная система сопровождения деятельности федеральных инновационных площадок. Модель индивидуальных образовательных траек-торий2019. - https://fip.expert/publications/show/1205 (дата обращения: 16.11.2022).

6. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений непедагогического профиля / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 8-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010.

7. Макаренко, А.С. Соч. - М., 1957. - Т. 4.

8. Валлон, А. От действия к мысли. - М., 1968.

9. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Педагогика, - 1991. - 176 с.

10. Образовательное право законодательство об образовании. Информационный портал https://lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?element_id=2458 (дата обращения: 16.11.2022).

11. Хуторянская, Т.В. Сущность семейно-педагогического сотрудничества в современной школе // Изв. Сарат. ун-та Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-semeyno-pedagogicheskogo-sotrudnichestva-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 17.11.2022).

12. Горохов, В.Г. Научно-технический прогресс: словарь / [сост.:

B.Г. Горохов, В.Ф. Халипов]. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.

13. Козлов, И. Педагогический опыт А. Макаренко. - М.: Просвещение, -1987. - 68 с.

14. Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. - № 3. - С. 74 - 82.

15. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропо-практика: между индивидуальной образовательной траекторией иинди-видуальной образовательной программой // Человек. R.U. - 2017№ 12. -

C. 85 - 94.

16. Белкин А.С. Б 43 Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2000. -192 с. ISBN 5-7695-0658-Х https://www.studmed.ru/view/belkin-as-osnovy-vozrastnoy-pedagogiki_f7ae228fb01.html (дата обращения: 16.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2001.

18. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи. - М.: Госиздат, 1924. - 168 с

19. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности / А.К. Осницкий. - М.: Эль-Фа, 1996 - С. 99.

20. Болотова, М.И. Философско-педагогические детерминанты создания событийной общности семьи и учреждения дополнительного образования // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 1. -С. 7 -13.

21. Игнатович В.К., Игнатович С.С. Понятие индивидуальных образовательных результатов учащихся в контексте индивидуализации процесса дополнительного образования детей // Педагогика: история, перспективы. -2019. № 2. С. 4-15. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-individualnyh-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-kontekste-individualizatsiya-protsessa-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.11.2022).

REFERENCES

1. Report of the International Commission on Education for the 21st Century, «Education: A Treasure Hidden» (access: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf), et al.

2. Grebennikova, V.M., Ignatovich V.K., Bondarev P.B., Ignatovich S.S., Kuro-chkina V.E., Lakreeva A.V. Methodology and technology of socio-pedagogical support of families as the subject of designing an individual educational trajectory of the child: monograph. Ed. by V.K. Ignatovich. Krasnodar: FSBEU VPO "Kuban State University", 2021. 176 с. Text: electronic. DOI: 10.17748/978-5-

906302-28-1-2021-1-175 ISBN 978-5-906302-28-1 https://dpo-journal.ru/pablik/MONOGRAFIYA.pdf.

3. Grebennikova V.M., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S., Cholakyan K.D. To the question of modern practices of socio-pedagogical support of the family as a subject of designing an individual educational trajectory of the child. Pedagogy: History, Prospects. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ra/article/n/k-voprosu-o-sovremennyh-praktikah-sotsialno-pedagogicheskoy-podderzhki-semi-kak-subekta-proektirovaniya-individualnoy

4. Federal state educational standard of secondary (complete) general education. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf

5. Information system of support for the activities of federal innovation platforms. Model of individual educational trajectories 2019. https://fip.expert/publications/show/1205

6. Slastenin V.A. Psychology and pedagogy: textbook for students of higher educational institutions of non-pedagogical profile. V.A. Slastenin, V.P. Kashirin. 8th ed. Moscow: Academy, 2010.

7. Makarenko A.S. Opus. M., 1957.T. 4.

8. Vallon, A. From action to thinking. M., 1968.

9. Lesgaft, P.F. Family education of the child and its importance. Moscow: Pedagogica, 1991. 176. p.

10. Educational law legislation on education. Informational portal https://lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?element_id=2458

11. Khutoryanskaya T.V. The essence of family and pedagogical cooperation in the modern school.Izv.of Sarat. un-tat Nov. ser. Ser. Akmeology of Education. Psychology of Development. 2012. №1. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-semeyno-pedagogicheskogo-sotrudnichestva-v-sovremennoy-shkole

12. Gorokhov V.G., Khalipov V.F. Scientific and Technical Progress: Dictionary. [co-editor: V.G. Gorokhov, V.F. Khalipov]. Moscow: Politizdat, 1987. 366 p.

13. Kozlov I. Pedagogical experience of A. Makarenko. Moscow: Prosveshcheniye, 1987. 68 c.

14. Zeer, E.F., Symanyuk E.E. Individual educational trajectories in the system of continuing education. Pedagogical Education in Russia. 2014. № 3. P. 74 - 82.

15. Kovaleva T.M., Yakubovskaya T.V. Tutor activity as anthropopractice: between the individual educational trajectory and Individual educational program. Man. R.U. 2017. №.12. P. 85 - 94.

16. Belkin AS B Fundamentals of age pedagogy: Textbook for students of higher pedagogical educational institutions. M.:Academia Publishing Center, 2000. 192 c. ISBN 5-7695-0658-X https://www.studmed.ru/view/belkin-as-osnovy-vozrastnoy-pedagogiki_f7ae228fb01 .html.

17. Leont'ev, A.N. Lectures of General Psychology. A.N. Leont'ev. Moscow: Sysl, 2001.

18. Dewey, J. School and Society. J. Dewey. Moscow: State Publishing House, 1924. 168. p. Osnitsky, A.K. Psychology of independence. A.K. Osnitsky. Moscow: El-Fa, 1996. P. 99.

20. Bolotova M. I. Philosophical and pedagogical determinants of the creation of the sociality of the family and the institution of additional education. Bulletin of the Buryat State University. 2010. № 1. P. 7 - 13.

21. Ignatovich V. K., Ignatovich S. S. The concept of individual educational results of students in the context of individualization of the process of additional education of children. Pedagogy: history, prospects. 2019. № 2. P. 4-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-individualnyh-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-kontekste-individualizatsiya-protsessa-dopolnitelnogo-obrazovaniya.

Информация о авторах: Янушкевич Олеся Ивановна, магистрант, Факультет педагогики психологии и коммуникативистики. Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», Профиль «Психологическое консультирование в образовании»,

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5783-1882 e-mail: [email protected]

Игнатович Владлен Константинович, доц., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологииФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Россия

ORCID ID:https ://orcid.org/0000-0002-1625 -772X e-mail: [email protected]

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about authors: Olesya Ivanovna Yanushkevich, Master's student, Department of Pedagogy of Psychology and Communication Sciences. Kuban State University г. Krasnodar, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5783-1882 e-mail: [email protected]

Vladlen Konstantinovich Ignatovich, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, Kuban State University г. Krasnodar, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: [email protected]

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 26.09.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 22.10.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.10.2022

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / The authors declare no conflicts of interests

© Янушкевич0.И.2022 ©ИгнатовичВ.К.2022 © «Педагогика: история, перспективы» 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.