Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ ЖИЗНИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ ЖИЗНИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

54
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / СЕМЬЯ / ШКОЛА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ВЫБОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приступа Елена Николаевна, Янушкевич Олеся Ивановна, Игнатович Владлен Константинович

Введение . Статья посвящена описанию основных идей, следуя которым родители наилучшим образом достигают успехов в развитии личностных качеств ребенка. Это принципы проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка в семье. Целью исследования выступает научное обоснование семьи в качестве субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Предметом выступает проектирование индивидуальной образовательной траектории ребенка во взаимодействии институтов семьи и образования. Охарактеризованы принципы, функции и способы участия семейного института в планировании образовательного маршрута ребенка. Методы . Монографический анализ, изучение психологической и педагогической литературы. Обзор литературы: Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына, А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов, Т.М. Ковалёва, А.Б. Воронцов, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др. Результаты. Названные принципы имеют общий характер в проектировании ИОТ ребенка в семье. Все позиции тесно взаимосвязаны. Выводы. Во-первых, современная семья нуждается в повышении качества образования и становится источником образовательных событий для детей. Во-вторых, это показывает необходимость новых способов поддержки семьи, основанных на субъект-субъектном диалоге с внешними образовательными институтами. В-третьих, огромным потенциалом для осуществления этих практик обладает сфера дополнительного образования, неформальные образовательные среды. Заключение. Реализация совокупности принципов может обеспечить продуктивный рост личности ребенка, успешность проектирования, его развития и достижение намеченных образовательных и воспитательных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Приступа Елена Николаевна, Янушкевич Олеся Ивановна, Игнатович Владлен Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY IN THE MODERN SITUATION OF OUR SOCIETY

Introduction. The article is devoted to the description of the main ideas that parents follow in the best way to achieve success in the development of personal qualities of the child. These are the principles of designing a child's individual educational trajectory in the family. The aim of the research is to provide scientific substantiation of a family as a subject of designing a child's individual educational trajectory. The subject is the design of a child's individual educational trajectory in the interaction of family and educational institutions. The principles, functions, and ways of participation of a family institution in planning a child's educational trajectory are characterized. Methods. Monographic analysis, study of psychological and pedagogical literature. Review of the literature: L.S. Vygotsky and D.B. Elkonin, A.N. Leontiev, L.V. Zankov, V.V. Davidov, V.I. Slobodchikov, A.P. Tryapitsyna, A.G. Asmolov, V.T. Kudryavtsev, V.V. Rubtsov, T.M. Kovaleva, A.B. Vorontsov, A.V. Khutorskoy, I.S. Yakimanskaya, etc. Results. The named principles have a general character in designing individual educational trajectory of the child in the family. All positions are closely interconnected. Conclusions. First, the modern family needs to improve the quality of education and becomes a source of educational events for children. Secondly, it shows the need for new ways to support the family based on a subject-subject dialogue with external educational institutions. Thirdly, the sphere of supplementary education and informal educational environments have tremendous potential for the implementation of these practices. Conclusion. The implementation of a set of principles can provide productive growth of the child's personality, the success of design, its development and achievement of the intended educational and upbringing goals.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ ЖИЗНИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА»

Теория и методика обучения и воспитания Methods of training and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-48-62 УДК 374.1

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ ЖИЗНИ НАШЕГО ОБЩЕСТВА

Елена Николаевна Приступа

Московский педагогический государственный университет

г. Москва, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2654-5768 E-mail: [email protected]

Олеся Ивановна Янушкевич

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5783-1882 E-mail: [email protected]

Игнатович Владлен Константинович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCIDID: https ://orcid.org/0000-0002-1625 -772X E-mail: [email protected]

Аннотация. Введение. Статья посвящена описанию основных идей, следуя которым родители наилучшим образом достигают успехов в развитии личностных качеств ребенка. Это принципы проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка в семье. Целью исследования выступает научное обоснование семьи в качестве субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Предметом выступает проектирование индивидуальной образовательной траектории ребенка во взаимодействии институтов семьи и образования. Охарактеризованы принципы, функции и

способы участия семейного института в планировании образовательного маршрута ребенка.

Методы. Монографический анализ, изучение психологической и педагогической литературы.

Обзор литературы: Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, А.П. Тряпицына, А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов, Т.М. Ковалёва, А.Б. Воронцов, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.

Результаты. Названные принципы имеют общий характер в проектировании ИОТ ребенка в семье. Все позиции тесно взаимосвязаны.

Выводы. Во-первых, современная семья нуждается в повышении качества образования и становится источником образовательных событий для детей. Во-вторых, это показывает необходимость новых способов поддержки семьи, основанных на субъект-субъектном диалоге с внешними образовательными институтами. В-третьих, огромным потенциалом для осуществления этих практик обладает сфера дополнительного образования, неформальные образовательные среды.

Заключение. Реализация совокупности принципов может обеспечить продуктивный рост личности ребенка, успешность проектирования, его развития и достижение намеченных образовательных и воспитательных целей.

Ключевые слова: ребенок, семья, школа, проектирование, индивидуальная образовательная траектория, выбор

Для цитирования: Приступа Е.Н., Янушкевич О.И., Игнатович В.К. К вопросу о социально-педагогической поддержке семьи в современной ситуации жизни нашего общества // Педагогика: история, перспективы. 2023. Том. 6. № 1-2 с. 48-62

DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-48-62 Original article

TO THE QUESTION OF SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FAMILY IN THE MODERN SITUATION OF OUR SOCIETY

Elena N. Pristupa Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0002-2654-5768 E-mail: [email protected]

Olesya Ivanovna Yanushkevich

Kuban State University r. Krasnodar, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5783-1882 E-mail: [email protected]

Vladlen Konstantinovich Ignatovich Kuban State University r. Krasnodar, Russia ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X E-mail: [email protected]

Annotation. Introduction. The article is devoted to the description of the main ideas that parents follow in the best way to achieve success in the development of personal qualities of the child. These are the principles of designing a child's individual educational trajectory in the family. The aim of the research is to provide scientific substantiation of a family as a subject of designing a child's individual educational trajectory. The subject is the design of a child's individual educational trajectory in the interaction of family and educational institutions. The principles, functions, and ways of participation of a family institution in planning a child's educational trajectory are characterized. Methods. Monographic analysis, study of psychological and pedagogical literature. Review of the literature: L.S. Vygotsky and D.B. Elkonin, A.N. Leontiev, L.V. Zankov, V.V. Davidov, V.I. Slobodchikov, A.P. Tryapitsyna, A.G. Asmolov, V.T. Kudryavtsev, V.V. Rubtsov, T.M. Kovaleva, A.B. Vorontsov, A.V. Khutorskoy, I.S. Yakimanskaya, etc.

Results. The named principles have a general character in designing individual educational trajectory of the child in the family. All positions are closely interconnected. Conclusions. First, the modern family needs to improve the quality of education and becomes a source of educational events for children. Secondly, it shows the need for new ways to support the family based on a subject-subject dialogue with external educational institutions. Thirdly, the sphere of supplementary education and informal educational environments have tremendous potential for the implementation of these practices.

Conclusion. The implementation of a set of principles can provide productive growth of the child's personality, the success of design, its development and achievement of the intended educational and upbringing goals.

Key words: child, family, school, design, individual educational trajectory, choice

For citation: Prystupa E.N., Yanushkevich O.I., Ignatovich V.K. To the question of socio-pedagogical support of the family in the modern situation of our society. Pedagogy: History, Perspectives. 2023. Vol.6 . no.1-2. p. 48-62. (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-9969-2023-6-1-2-48-62

Введение. Современное общество столкнулось с рядом вопросов, касающихся образования: отсутствие доверия семьи к образовательным институтам. Сегодня одной из новых реалий современности выступает становление семьи как субъекта, который может вместе с ребенком заниматься проектированием его индивидуальной образовательной траектории (далее - ИОТ). Поэтому представляются важными разработки оригинально новых методологических подходов к проектированию систем ее социально-педагогической поддержки. Большое значение имеют исследования, посвященные выявлению путей формирования готовности семьи к такому виду коллективной детско -взрослой деятельности. Недостаточный уровень данной подготовки может привести к деструктивному характеру участия семьи в решении проблем воспитания ребенка, использованию ложных ориентиров по выбору стратегии воспитания и воспитания семьи и в целом к повышению риска ошибок в выбор ИОТ.

Проведенное исследование позволило установить, что современная семья сталкивается с разными проблемами, связанными с обеспечением качественного образования для своих детей. Реальность показывает, что барьеры выходят за рамки материальных проблем, затрудняющих получение детьми качественного образования. Сегодня очевидно, что кроме недостатка финансов семьи для услуг образования, не хватать и других ресурсов.

Недостатком может быть и практика продуктивного взаимодействия с детьми. Современной и эффективной практикой в решении проблем проектирования индивидуального образовательного маршрута (далее - ИОМ) является включение детей и родителей в неформальные образовательные среды.

Инновационные форматы, еще не представленные в массовой практике взаимодействия семьи с внешними образовательными учреждениями, открывают путь к формированию института воспитательной поддержки семьи как социального проекта. В первую очередь это касается появления новых форм педагогически организованной творческой деятельности детей и родителей, направленных на совместное освоение различных социокультурных практик.

Методы: монографический анализ, изучение педагогической и психологической литературы.

Обзор литературы. Изучив и проанализировав соответствующую литературу, мы осуществили попытку выделить основные функции семьи в проектировании ИОТ ребенка и способы их реализации.

Готовность семьи «быть субъектом проектирования ИОТ ребенка» рассматривают современные ученые в трех взаимосвязанных аспектах:

1) проектирование ИОТ непосредственно в семье, то есть в пространстве

взаимоотношений детей и родителей (а также и других взрослых членов семьи);

2) проектирование ИОТ в ближайшем социальном окружении ребенка, в частности, во взаимодействии с другими семьями, воспитывающими детей разного возраста;

3) проектирование ИОТ во взаимодействии семьи и внешних образователь-

ных институтов [1].

Что касается проектирования ИОТ ребенка в семье, то существуют два разных подхода. В первом отражена идея событийности и совместного с родителями движения в направлении развития личности ребенка, его раскрытие творческих ресурсов, где присутствует вариативность и индивидуализация. В этой зоне развития происходят события, процессы, где ребенок изначально выступает субъектом, готовым предъявить семье самого себя как носителя творческой активности, интересов, желаний и устремлений. Выстраивается ИОТ как спонтанное продвижение к очередному событию, которое разделяют взрослые и дети.

Такой вариант проектирования ИОТ является наиболее важным и основным для развития ребенка в течение раннего периода его детства, включая дошкольный возраст.

Вариативность как важная необходимость в образовании обсуждается с давних пор отечественными учеными В.В. Давыдовым, В.В. Рубцовым, А.Г. Асмоловым, Л.С. Выготским и тремя его учениками - Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым. Но только в наше время все активнее продвигается в первые ряды вместе с индивидуализацией, внедряясь в образование.

Другие способы проектирования ИОТ, которые ведут к заранее поставленным целям, могут оказать отрицательное влияние на процесс свободного развития ребенка. Посещение всевозможных «школ раннего развития» по инициативе взрослых членов семьи, но без мотивации самого ребенка могут привести к психологическим перегрузкам.

Как процесс ИОТ начинает выстраиваться с самого раннего возраста, т.к. она изначально является цепочкой образовательных событий, каждое из которых влияет на развитие личности ребенка. Родители и взрослые члены семьи становятся наиболее значимыми участниками этой образовательной траектории. Если родители не участвуют в процессе выстраивания ИОТ, у ребенка могут появиться трудности в обучении в школе, проблемы со сверстниками в виде конфликтности или низкая мотивация, тревожность, дезадаптация.

Стратегия участия семьи в ИОТ по мере взросления ребенка существенно меняется. В задачи воспитания родителей постепенно входит выбор и создание социального окружения детей младшего школьного и подросткового возраста. Формируются такие условия, в которых могут максимально раскрыться способности ребенка. Окружение может включать неформальные компоненты, где происходят контакты между взрослыми из ближнего окружения семьи и ребенком. Выбирая круг знакомств, взрослые организуют развитие и социализацию своих детей, тем самым задавая иные направления ИОТ ребенка.

Большое значение имеет общение с другими детьми разного возраста.

Степень спонтанности выстраиваемой ИОТ меняется, когда родители выбирают для детей творческие объединения и другие образовательные институты. Тем самым проектирование ИОТ переходит в логику выстраивания осознаваемого и целостного маршрута.

В.И. Слободчиков предполагает, что «предельно общим понятием, из которого можно развернуть теорию стадий психического развития, является понятие «человеческой общности», внутри которого образуются многообразные способности человека, позволяющие ему входить в различные общности (приобщаться к существующим формам культуры) и выходить из них (индивидуализироваться и самому творить новые формы), т.е. быть "самобытным"» [2].

В старшем школьном возрасте участие семьи в проектировании ИОТ доминирует. Выбор профессии становится главной задачей.

Можно сказать, что современная семья, в качестве субъекта проектирования ИОТ ребенка, характеризуется высокой степенью неопределенности. Родители стоят перед выбором направления своего участия в процессе построения ИОТ ребенка - формальной и неформальной. Формальная стратегия более ясна и привычна в современной социальной практике и реализуется в условиях взаимодействия семьи и внешних образовательных учреждений. Неформальная стратегия связана со значительными трудностями в реализации и необходимостью повышения педагогической грамотности родителей и освоения определенных компетенций.

Однако развитие именно неформальной стратегии участия семьи в проектировании ИОТ ребенка обладает наибольшим социально-педагогическим потенциалом для социализации ребенка в условиях современной, динамично изменяющейся действительности.

Нами выделены особенности проектирования ИОТ детей разного возраста.

При проектировании ИОТ детей в системах образования учитываются возрастные особенности. Результатом является освоение единых образовательных программ, где уровень сложности усвоения привязан к возрасту детей. В этих требованиях к образовательным результатам не делается акцент на отличие образовательных достижений детей всех ступеней общеобразовательной школы.

В проектировании индивидуализированного образования, основанного на ребенке как субъекте, строящем собственную ИОТ, имеет значение возраст ребенка. Он использует специфические средства в каждом периоде онтогенеза по-разному, познавая и преобразуя окружающую среду, но не занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию.

Главной особенностью проектирования ИОТ является творческое начало, через которое ребенок познает красочность и многогранность окружающего мира. Психолог В.Т. Кудрявцев дал такое определение ребенку в дошкольном возрасте, познающего мир культуры общества: «видеть все», «творить все» и «быть всем» [3].

В этом возрасте психика ребенка широко открыта всей окружающей действительности, она стремится максимально эмоционально заполниться переживаниями. Чаще всего запоминаются источники удивления, при исследовании мира детьми. Решая задачи в познавательной деятельности, главным их средством является творческое воображение, что показывает особенность индивидуальных результатов в образовательной сфере.

Ребенок прорабатывает все, что его окружает, силой воображения. В основном это происходит в играх, где ребенок способен отражать целостный, главный образ, не придавая значения деталям. Именно фиксация главных смыслов становится для ребенка основным результатом соприкосновения с наполнениями культуры. Смысл, извлеченный ребенком из игры, становится для него опытом «быть кем-то другим», «быть как кто-то». «...Игра, по Д.Б. Эльконину, "...есть та деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением"» [4]. Из этих смыслов ребенок-дошкольник способен складывать субъективную картину мира. Игровая модель как способ продуктивного действия для ребенка дошкольного возраста имеет особую ценность: «Порожденное в проблемной ситуации средство решения творческой задачи (способ продуктивного действия) становится для субъекта инструментом, при помощи которого он может совершать последующие пробы, выходя при этом за пределы уже существующего опыта» [4]. Именно игра в этом и состоит как ведущая деятельность развития дошкольника. Внутренний смысл, адресованный родителям дошкольника, выступает определенным способом утверждения творческой деятельности в социуме. Это важный индивидуальный результат образовательной деятельности.

Главная особенность состоит в том, что ребенок может открыть для себя «скрытую структуру» окружающих его процессов, явлений и вещей, совершая «открытия». Так, рисуя яблоко, ребенку открывается закон рефлекса, и это становится большим скачком в направлении по ИОТ.

Ребенок младшего школьного возраста использует эти открытия как ступеньки для покорения новых вершин. Он осмысливает окружающий мир в качестве поля деятельности, способствующей творческому развитию при помощи новых, ранее не известных средств. Мир вокруг младшего школьника - источ-

ник новых смыслов, замена ранее придуманному фантазийному миру в его воображении. Ранее неизвестные, но «добытые» в ходе изученияокружающей действительности смыслы выступают в качестве индивидуальных образовательных результатов (далее - ИОР). Иное видение мира выстраивается взамен альтернативному вымышленному, который «зовет» к познанию его в большей мере творческими средствами. Продвигаясь от незнания к новому известному в основе, творческие действия и есть ИОР ребенка.

Как в младшем школьном возрасте так и у дошкольника происходит освоение способов утверждения собственных продуктивных действий в социуме через особые коммуникации со взрослыми людьми. Изменяется внутренняя позиция субъекта, от этого он может оценивать себя и свои действия с позиции взрослого, ориентируясь на правильность выполнения. Ребенок оценивает себя, ориентируясь на «правильность», подводящую к решению творческой задачи. Оценивание себя ребенком с позиции взрослого подразумевает способ субъект-субъектных взаимодействий.

Деятельность, лежащая в основе достижения детьми индивидуальных образовательных результатов, при переходе в подростковый возраст существенно изменяется. По мнению Б.Д. Эльконина и А.Б. Воронцова, подростку необходимо преобразовать ситуацию для того, «чтобы выявить скрытый в ней смысл» [5].

Мир подростка открывается в динамике, а не в статике. Открываемые смыслы связаны с преобразованиями того, что вызывает интерес. Это его социальная проба. «Для самого подростка смысл возникает как открытие, касающееся не только преобразованного объекта, в котором обнаружились новые, ранее неизвестные свойства и значения, но, в первую очередь, самого субъекта («для меня это важно!»). Именно эти открытия становятся для подростка его ИОР -смыслами. Выделение, выбор в окружающем мире того, что «важно-для-меня» для подростка становится главным механизмом формирования смысловой картины мира, а также осознанием себя как субъекта выбора» [6, с. 19].

В процессе решения проектных задач подросток взаимодействует со взрослыми и сверстниками, «обмениваясь» новыми смыслами. Результатом этого становится определение групповой принадлежности. Обретенный смысл «мне» меняется на общий смысл «нам», становится средством, с помощью которого подросток идентифицирует себя в социуме.

В наших исследованиях «индивидуальные образовательные результаты подростков - способы продуктивных действий» представлены в виде трех подгрупп. «Первую составляют индивидуальные действия, направленные на анализ и преобразование проблемной ситуации. Вторую подгруппу образуют способы и средства продуктивных коммуникаций с партнерами по совместной деятельности»[6].

В юношеском возрасте проектирование ИОТ происходит в процессе профессионально-личностного самоопределения. Важнейшим условием достижения успехов становится «образовательная самостоятельность учащегося, по- 55 -

нимаемая как готовность к построению ИОТ на последующих (послешколь-ных) этапах непрерывного образования» [6].

Учащиеся в ранней юности видят образование как механизм «продвижения субъекта по ИОТ». Так же происходит «осознание себя как субъекта выбора и проектирования этой траектории» [6]. Проектная деятельность является источником смыслов, реализуемая учащимися с особой ответственностью. По сути ИОР - способы продуктивных действий. В этом возрасте они выступают целым спектром компетенций, «необходимых для осознанного построения ИОТ на последующих ступенях непрерывного образования как индивидуального проекта самого учащегося. Совокупность таких компетенций образует системное личностное качество учащегося, которое можно охарактеризовать как новую ступень образовательной самостоятельности» [6].

Таким образом, можно отметить, что преобладание традиционных, а не индивидуализированных моделей образования, практически затрудняет достижение образовательных результатов. Мы в своей работе рассмотрели проектирование ИОТ ребенка как задачу семейного воспитания [6].

В педагогике в последние годы появляются и активно внедряются понятия «индивидуализация обучения» (Т. Ковалёва), «индивидуальный образовательный маршрут» (А.П. Тряпицына), индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) (А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.) и т. д. Главный смысл этих понятий заключается в том, что дети осваивают интересующее их содержание образования. В этом ребенок движется по личному, развивающему пути.

Семья выступает полифункциональной системой, состоящей из определённых элементов (членов), обладающих определёнными ресурсами (образовательными, психологическими, материальными и др.) и находящихся между собой в определённых отношениях [7].

Основными идеями, следуя которым родители наилучшим образом достигают успехов в развитии личностных качеств ребенка, выступают принципы проектирования ИОТ ребенка в семье. Соответственно разработка проектирования ее должна базироваться на определенных принципах.

В соответствии с этим нами были выявлены определенные базовые принципы проектирования ИОТ ребенка в семье - это основные идеи, следуя которым родители наилучшим образом достигают успехов в развитии личностных качеств ребенка [1, с. 23].

Принцип индивидуализации - модель организации образовательно-воспитательного процесса, при которой родители взаимодействуют с ребенком. Главным достоинством этого процесса является то, что он позволяет полностью адаптировать деятельность ребенка к его особенностям, наблюдать за каждым его действием при выполнении задач и наблюдать за его прогрессом [1, с. 24].

Принцип событийности рассматривается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни ребенка и семьи. Принцип характеризуется наличием ярких, эмоциональных, насыщенных, личных и социально значимых дел. Жизненные события - это источник личностного опыта и накопление его, встреча с другими людьми, с культурой, которая затрагивает, меняет мышление и поведение, таким образом, развивает их.

Суть принципа событийности применительно к формированию проектирования ИОТ в том, что образование рассматривается как важный и нужный момент личностной, развивающей ситуации. Родители должны при создании условий проектирования ставить акцент на детской инициативности, самостоятельности.

В данном принципе делается акцент на так называемой событийной организации, при таком подходе для ребенка на первый план выходит значимое событие, переживания и действия, которые увязаны в одну сюжетную канву. День по принципу событийности начинается с какой-то эмоционально насыщенной интересной деятельности. Главным моментом при взаимодействии семьи и ребенка в принципе событийности выступает эмпатия. В ней подразумевается создание положительных, открытых и доверительных отношений с ребенком. Важную роль играет учет его состояний, сопереживание и поддержка. Примером событийности может стать совместная творческая деятельность, перешедшая в событие, то есть в совместное проживание действительности. Так же может стать событием и просмотр фильма, спектакля, которые дадут ответ на важные для личностного роста вопросы. Ребенок может выразить собственное отношение к миру через такой продукт творческой деятельности.

Принцип субъектности — готовность семьи быть субъектом проектирования ИОТ ребенка рассматривают современные ученые в трех взаимосвязанных аспектах:

1) проектирование ИОТ непосредственно в семье, то есть в пространстве

взаимоотношений детей и родителей (а также и других взрослых членов

семьи);

2) проектирование ИОТ в ближайшем социальном окружении ребенка, в

частности, во взаимодействии с другими семьями, воспитывающими детей разного возраста;

3) проектирование ИОТ во взаимодействии семьи и внешних образователь-

ных институтов [8].

Принцип вариативности - это возможность выбора ребенком в образовательном процессе значимых элементов и форм учебной деятельности; формирование способностей к адекватному принятию решений в ситуациях, где есть выбор; развитие вариативного мышления.

ТЛ « "

В каждой семье заложены свои ценности, типы семейного воспитания,

но используя принцип вариативности, ребенок может сам выбрать свои собственные жизненные предпочтения.

Этот принцип подробно описывает в своих трудах А.Г. Асмолов. Он уверен, что вариативность в образовании помогает личности обрести новые пути понимания и переживания знаний в динамичном мире. Им понимается вариативное образование как процесс расширения компетентностного выбора личностью саморазвития и жизненного пути. У ребенка формируется такая картина мира в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, которая ориентирует личность в разных жизненных позициях, в том числе, когда есть неопределенность. Вариативность - это процесс изменения частей, при сохранении основы. Принцип вариативности в единстве многообразия. У детей происходит вариативность деятельности по выбору личностно значимой информации и приобретения опыта отношений в социуме через участие в различных организационных формах, использование разнообразных методов, которые обеспечивают разные способы принятия образовательных потребностей [10].

Названные принципы имеют общий характер в проектировании ИОТ ребенка в семье [11]. Все позиции тесно взаимосвязаны. Реализация совокупности перечисленных выше принципов может обеспечить продуктивный рост личности ребенка, успешность проектирования, его развития и достижение намеченных образовательных и воспитательных целей.

(См. К вопросу о социально-педагогической поддержке семьи)

Выводы и заключение

Таким образом, можно сказать, что современная семья, являясь субъектом проектирования ИОТ ребенка, характеризуется высокой степенью неопределенности. Родители стоят перед выбором направления своего участия в процессе ее построения вместе с ребенком - формальной и неформальной.

Формальная стратегия более ясна и привычна в современной социальной практике и реализуется в условиях взаимодействия семьи и внешних образовательных учреждений.

Неформальная стратегия связана со значительными трудностями в реализации и необходимостью повышения педагогической грамотности родителей, освоения определенных компетенций.

Однако развитие именно неформальной стратегии участия семьи в проектировании ИОТ ребенка обладает наибольшим социально-педагогическим потенциалом для социализации ребенка в условиях современной, динамично изменяющейся действительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Названные принципы имеют общий характер в проектировании ИОТ ребенка в семье. Все позиции тесно взаимосвязаны. Реализация совокупности перечисленных выше принципов может обеспечить продуктивный рост личности ребенка, успешность проектирования, его развития и достижение намеченных

образовательных и воспитательных целей.

В исследовании нами научно обосновано понятие семьи. Она выступает в качестве субъекта проектирования ИОТ своего ребенка.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, современная семья нуждается в повышении качества образования, и при этом становится источником образовательных событий для детей. Реализация может быть детско-взрослых творческих проектов, выводящих семью на иные познания и изменения действительности.

Во-вторых, это показывает необходимость новых способов поддержки семьи, основанных на субъект-субъектном диалоге с внешними образовательными институтами.

В-третьих, огромным потенциалом для осуществления этих практик обладает сфера дополнительного образования, неформальные образовательные среды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гребенникова, В.М., Игнатович В.К., Бондарев П.Б., Игнатович С.С., Ку-рочкина В.Е., Лакреева А.В. Методология и технология социально -педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка: монография / под науч. ред. В.К. Игнатовича / Краснодар: ФГБОУ ВО «КубГУ», 2021. - 176 с. Текст: электронный. DOI: 10.17748/978-5-906302-28-1-2021-1-175 ISBN 978-5-906302-28-1 https://dpo-journal.ru/pablik/MONOGRAFIYA.pdf

2. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: ПСТГУ, 2013. - 360 c.

3. Кудрявцев, В.Т., Хорчева М.И. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность // Детский сад: теория и практика. 2017. № 5. С. 18-37.

4. Эльконин, Д.Б. Действие как единица развития. -URL:http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP012004/Edk-001.htm#$p35 (дата обращения: 19.05.2022).

5. Воронцов А.Б., Эльконин Б.Д., Заславский В.М., Высоцкая Е.В., Чудино-ва Е.В. Школьная система оценки результатов и качества образования: от модели к технологии реализации / под ред. А. И. Адамского. - М., 2013. - Кн. 4. - 286 с.

6. Игнатович, В.К., Игнатович С.С. Проектирование индивидуальных образовательных результатов учащихся: возрастной аспект // Психолого -педагогический поиск. 2019. № 3 (51). С. 128 - 143. https://elibrary.ru/download/elibrary_40546760_15741403 .pdf )

7. Хоменко, И. А. Проектирование образовательного маршрута семьи [Текст] И. А. Хоменко // Социальная педагогика. - 2011. - № 6. - с. 47 -

57. ББК 74.6 Рубрики: Образование.

file:///C:/Users/xxx/Downloads/proektirovanie-obrazovatelnogo-marshruta-semi.pdf

8. Артеменко, О.Н., Малашихина И.А., Селюкова Е.А. // Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями / - Ставрополь, 2009.

9. Алексеева, Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Л.С. Алексеева, М.М. Плотник, А.С. Спиваковская,

B.И. Ширинский // Вып. 1. - М., 1995.

10. Асмолов, А.Г. Психология XXI века и рождение вариативного образовательного пространства в России // Новое время — новая дидактика: сборник. М., 2001. С. 15 - 16.

11. Янушкевич О.И. К вопросу о социально-педагогической поддержке семьи в современной ситуации жизни нашего общества. https://www.dpo-journal.ru/pablik/prezentatsiya_.pdf

REFERENCES

1. Grebennikova V.M., Ignatovich V.K., Bondarev P.B., Ignatovich S.S., Kuro-chkina V.E., Lakreeva A.V. Methodology and technology of socio-pedagogical support of families as the subject of designing an individual educational trajectory of the child: Monograph / edited by V.K. Ignatovich / Krasnodar: FSBEU VPO "KubGU", 2021. - 176 с. Text: electronic. DOI: 10.17748/978-5-906302-28-1-2021-1-175 ISBN 978-5-906302-28-1 https://dpo-journal.ru/pablik/MONOGRAFIYA.pdf

2. Slobodchikov V.I. Psychology of Man: Introduction to the Psychology of Subjectivity: Textbook / V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. - M.: PSTU, 2013. - 360 c.

3. Kudryavtsev, V.T., Horcheva M.I. Imagination, the social situation of development and school readiness // Kindergarten: Theory and Practice. 2017. № 5.

C. 18-37.

4. Elkonin D.B. Action as a unit of development. -URL:http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP012004/Edk-001 .htm#$p35 (date of reference: 19.05.2022).

5. Vorontsov A.B., Elkonin B.D., Zaslavsky V.M., Vysotskaya E.V., Chudinova E.V. School system of education results and quality assessment: from model to implementation technology / ed. by A.I. Adamsky. - М., 2013. - Book 4. -286 p.

6. Ignatovich, V.K., Ignatovich S.S. Designing individual educational results of students: the age aspect // Psychological and pedagogical search. 2019. № 3 (51). С. 128 - 143.

https://elibrary.ru/download/elibrary_40546760_15741403 .pdf )

7. Homenko I. A. Designing the educational route of the family [Text] I. A.

Homenko // Social pedagogy. - 2011. - № 6. - с. 47 - 57. BBK 74.6 Topics: Education. file:///C:/Users/xxx/Downloads/proektirovanie-obrazovatelnogo-marshrnta-semi.pdf

8. Artemenko O.N., Malashikhina I.A., Selyukova E.A. // Pedagogical systems of education of children with speech disorders / - Stavropol, 2009.

9. Alexeeva L.S., M.M. Plotnik, A.S. Spivakovskaya, V.I. Shirinsky // Izd. 1. -М., 1995.

10. Asmolov A.G. Psychology of the XXI century and the birth of variable educational space in Russia // New time - new didactics: collection. М., 2001. С. 15 - 16.

11. Yanushkevich O.I. On the issue of socio-pedagogical support of the family in the modern situation of our society

https://www.dpo-journal.ru/pablik/prezentatsiya_.pdf

Информация о соавторах: Приступа Елена Николаевна - доктор педагогических наук, профессор. Зав. кафедрой педагогики и психологии семейного образования. Институт педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) г. Москва, Россия

ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0002-2654-5768 Scopus Author ID: 57093990600 E-mail: [email protected]

Янушкевич Олеся Ивановна - магистрант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5783-1882 E-mail: [email protected]

Игнатович Владлен Константинович - доцент, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» г. Краснодар, Россия

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X E-mail: [email protected]

Informationaboutco-authors: Elena N. Pristupa - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Family Education. Institute of Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia

ORCIDiD: https://orcid.org/0000-0002-2654-5768 Scopus Author ID: 57093990600 E-mail: [email protected]

Olesya Ivanovna Yanushkevich - Graduate student of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Kuban State University». г. Krasnodar, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5783-1882 E-mail: [email protected]

Ignatovich Vladlen Konstantinovich - associate professor, candidate of pedagogical sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Kuban State University» г. Krasnodar, Russia

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1625-772X E-mail: [email protected]

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 16.01.2023 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 24.02.2023

Принята к публикации / Accepted for publication: 27.02.2023

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests

© Приступа Е.Н. 2023 © Янушкевич О.И. 2023 © Игнатович В.К. 2023 © «Педагогика: история, перспективы» 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.