представлять методические рекомендации для преподавателей и студентов по онлайн-обучению, в том числе и касающиеся поведения студентов во время проведения дистанционных занятий.Инновация в форме дистанционного обучения вызвала необходимость изменить методику и технологию организации образовательного процесса в вузе. Это нужно понять и принять как данность, чтобы современная образовательная парадигма не принимала черты образовательного симулякра.
Выводы. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что в сложившихся условиях основными задачами для образовательных организаций системы высшего образования должны стать:
- внедрение системы стратегического мониторинга и планирования мероприятий с учетом возможных рисков не только собственно для образовательной организации, сколько для экономико-социальной сферы в условиях пандемии и посткороновирусного развития;
- разработка концепции единой электронной информационно-образовательной среды с учетом возможностей педагогов и обучающихся. В данном случае речь идет не только о техническом и технологическом обеспечении учебного процесса (Интернет, необходимое количество ЭВМ, платформы и пр.), но и социально-экономической составляющей: компенсации за использование платных информационно-образовательных продуктов для педагогов (Zoom, GoogleClassroom, Microsoft 365 Groups, WizIQMoodle, iSpring и др.), гибкая система оплаты за обучение в режиме «дистанционки», государственное субсидирование технического обеспечения образования (в первую очередь для обучающихся);
- разработка электронно-методологической и методической платформы, нацеленной на обмен опытом дистанционного образования в педагогической среде, которая позволяла бы аккумулировать передовые технологии использования различных сервисов онлайн-преподавания в сочетании с открытыми обсуждениями, дискуссиями в педагогическом сообществе вуза, организацией тренингов и курсов, оказывающих методическую поддержку преподавателям;
- внедрение в образовательную практику научно и методологически обоснованной концепции онлайн-обучения, ориентированной на долгосрочную перспективу, продиктованную не только сложившейся ситуацией, но и общемировой тенденцией развития дистанционного образования.
Важно понимать, что данные задачи уже не стратегические инициативы, а ближайшие мероприятия высших образовательных организаций, а пандемия - это катализатор, подтолкнувший образовательную систему к изменениям и трансформации исходя из реалий современной социально-экономической обстановки.
Литература:
1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр: (пер. с фр. А. Качалова). - М.: ПОСТУМ, 2018. - 240 с.
2. В образовательных учреждениях Минобороны учебный год закончится до 5 мая // Российская газета - URL: https://rg.ru/2020/04/27/v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniiah-minoborony-uchebnyj-god-zakonchitsia-do-5-maia.html(дата обращения 05.01.2021).
3. Гончаренко Л.П., Арутюнов Ю.А. Инновационная политика. - М.: Кнорус, 2009. - С. 18. Инновационная политика: учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. — М.: КНОРУС, 2011. — 350 с.
4. Ежегодная пресс-конференция Владимира Путина. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64671?fbclid=IwAR3mPWfUomgibh6nWD6rFLx-uU3sA1f71ctmjwTl-NxSZJL0uCVkg0-cm 0 (дата обращения 05.01.2021).
5. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодерна. - СПб.:Алетейя, 2000. - 347 с.
6. Москвина, Н.Б. О рисках утраты субъектности и профессиональной идентичности преподавателя вуза / Н.Б. Москвина, С.П. Машовец, Б.Е. Фишман // Педагогика. - 2019. - № 3. - С. 93-100.
7. Осьмачко, С.Г. Методологический симулякр бюрократической педагогики / С.Г. Осьмачко // Педагогические и психологические проблемы современного образования: материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». - ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; Е.О. Иванова (отв. ред.). - 2015. - С. 329-333.
8. Перлаки И. Нововведение в организациях. Пер. со словацк. / Науч. ред. НИ. Лапина. - М.: Экономика, 1981. - 144 с.
9. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто; Пер. с венг. с изм. и доп. авт.; Общ. ред. и вступ. ст. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - 295 с.
10. Серкина, Я.И. Социальные риски имитации образовательных практик в России / Я.И. Серкина // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-riski-imitatsii-obrazovatelnyh-praktik-v-rossii (дата обращения 09.12.2020).
Педагогика
УДК 37.035.3
директор Мареева Ирина Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» Предгорного муниципального района Ставропольского края (Предгорный р-н, Новоблагодарное с.), аспирант кафедры педагогики и педтехнологий ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается трудовое воспитание детей в семье, школе. Рассматриваются различные формы взаимодействия школы с семьей. Производится анализ взаимодействия и делаются выводы полученных результатов.
Ключевые слова: взаимодействие семьи и школы, трудовое воспитание старшеклассников, воспитание в семье.
Annotation. This article discusses the labor education of children in the family. Various forms of interaction between the school and the family. The interaction is analyzed and conclusions of the obtained results are drawn.
Keywords: interaction of family and school, labor education of high school students, family education.
Введение. В последние несколько лет на государственном уровне принято много нормативных документов, определяющих долгосрочные ориентиры в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Большое значение в них придается объединению усилий различных институтов гражданского общества [1] в воспитании молодежи, повышению роли семьи, важности приобщения ребенка к труду, сохранению традиционных духовных ценностей.
Понимая важность трудовой деятельности в деле воспитания и социализации личности учащихся, учитывая особенности социума школы педагогический коллектив МБОУ СОШ № 5 Предгорного муниципального района Ставропольского края всегда уделял особое внимание трудовому воспитанию. Трудовое воспитание в системе образовательной и воспитательной работы нашей школы пронизывает все направления и сферы деятельности ученика и учителя.
Изложение основного материала статьи. Преподавание в старших классах ведётся по агротехнологическому профилю, ориентируемому на осознанное профессиональное самоопределение обучающихся и подготовку к творческому труду в различных сферах социальной жизни на селе. Школа осуществляет профессиональную подготовку, включающую в себя обучение профессиям «Швеи» и «Тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства категорий «В», «С», «Е». Девочки, в основном выбирают профессию швеи, а мальчики - тракториста. Как показывает время, не всем сразу пригождаются эти знания. Но, спустя иногда годы, приобретённые умения помогают нашим выпускникам в ежедневной сельской жизни. В Предгорном районе есть классы профессиональной ориентации (аграрный класс, педагогический класс). Занятия в этих классах для выпускников стали настоящим полигоном трудового образования школьников, началом формирования их жизненного опыта в учебно-трудовой, познавательной и исследовательской работе. Ещё с 1955 года в школе работает ученическая производственная бригада «Юность». На сегодняшний день в УПБ 8 звеньев: опытническое, овощеводы-полеводы, швеи, звено милосердия, ремонтное, библиотекари, вожатые, экологи. Все они имеют своё направление работы, цели, задачи. Но общая программа деятельности имеет целью приобщение учащихся к трудовой деятельности, обучение навыкам сельскохозяйственного труда, создание оптимальных условий, обеспечивающих отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, экологическое образование и просвещение. На высоком уровне в МБОУ СОШ № 5 ведётся исследовательская деятельность. Овладение знаниями требует их использования в различных исследовательских проектах. В школе создано и активно действует объединение исследователей «Умка».
Огромное влияние на поведение сельских детей оказывает социум, и в частности, социальный контроль со стороны живущих рядом. Учитывая это, трудовое воспитание в селе мы организовали по основным направлениям: создание условий для приобщения к самостоятельной трудовой деятельности; формирование навыков коллективного труда; целенаправленная организация общения и совместного труда со взрослыми [2].
Но основа трудового воспитания закладывается всё-таки в семье.
Толковый словарь Ожегова дает следующее определение семье. «Семья - группа живущих вместе близких родственников» [3].
Более полно определяет это понятие большая советская энциклопедия. «Семья - основанная на Браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [4].
Семья, по-прежнему, является фундаментом общественно-политического и государственного строя России. Естественной нравственной нормой, неотъемлемой частью, оплотом взрослой жизни подрастающего поколения должно стать понятие, что семья - это крепкая связь нескольких поколений, где уважение к старшим и забота о детях всегда объединяют, дают чувство уверенности, защищенности, надежности [5].
Сегодня в Ставропольском крае проживают представители более ста национальностей. У каждого народа свои традиции. Но все народы Предкавказья с трепетом относятся к духовно-нравственному, трудовому, патриотическому воспитанию детей. Сегодня, как и прежде, ценятся: трудолюбие, скромность, воспитанность, соблюдение этносоциальных норм поведения, приверженность семейным традициям.
От отношения родителей к труду, поведения родителей в труде, привлечения детей к труду зависит — воспитают ли они трудолюбивого члена общества [6, с. 42].
К.Д. Ушинский, утверждал: «Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье» [7, с. 575].
Исторически воспитание детей ставропольских крестьян происходило в процессе трудовой деятельности семьи. В семье дети усваивали основные черты крестьянского мировоззрения - любовь и уважение к труду, бережливость, преданность своей земле. С ранних лет детей приучали к труду, они выметали двор, собирали и выносили кизяки, собирали летом сухую траву и бурьян для топки. Дети работали вместе с матерями в огороде, собирали там овощи, пололи, копали. Совсем маленькие дети пасли гусей. С 10-12 лет девочки начинали прясть, помогали матери ткать, отбеливать холсты, вышивали, вязали чулки и кружева. Обязанностью девочек в доме было поддержание в чистоте земляного пола, каждую субботу и к праздникам они «стирали зем» - подметали и подмазывали глиной полы. Летом девочки помогали в поле, смотрели за маленькими детьми, когда работали матери, а также и сами пололи, вязали снопы.
Мальчики с 10 лет начинали помогать взрослым в основных сельскохозяйственных работах - работали погонщиками лошадей на косилках, пасли лошадей и крупный рогатый скот. В 14 лет парней уже учили косить, до этого времени им давали понемногу работать с косой, но со взрослыми ещё не косили. С 16-17 лет и девушки, и парни уже выполняли все работы по хозяйству наравне со взрослыми [8, с. 137-139].
А как же сейчас осуществляется трудовое воспитание в семье? Главной задачей семейного трудового воспитания считаю привитие ребенку трудолюбия, научить выполнять его посильную работу, привить нужные навыки, научить преодолевать трудности. Для реализации всего этого необходимо, чтобы у детей в семье были не только посильные разовые поручения, но и стабильные обязанности, за которые они несли бы ответственность перед семьей и могли бы гордиться качественным и своевременным выполнением. Привлекать к трудовой деятельности ребенка в семье нужно как можно раньше. Вне зависимости от возраста всегда трудиться нужно в игре, с желанием, с позитивным эмоциональным настроем. С возрастом количество обязанностей у ребенка в семье должно расти, дела становиться более сложными и ответственными, а
главное - систематичными. Особо нужно отметить личный пример родителей, совместную деятельность. Нельзя допускать, чтобы родители только требовали и контролировали, потому что это заранее производит противоположный эффект и определяет негативное отношение, пренебрежение к труду. При этом нужно формировать уважение и любовь к старшим. Нельзя забывать и о поощрении. Главным стимулом становятся добрые слова старших, отметивших быструю, качественную, нужную и важную для всей семьи работу.
Но на сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что большинство родителей заняты зарабатыванием «хлеба насущного» и у них совсем не остается времени на общение с ребенком. В лучшем случае, в двух словах узнать, как дела в школе и проверить домашнее задание. Сюда же можно отнести неполные семьи (в нашей школе их 28%). А, это значит, что воспитанием ребенка занимается школа, интернет, улица. Есть и другой вариант, это семьи с полным достатком, где о трудовом воспитании ребенка родители часто вообще не задумываются. Очень много сейчас и неблагополучных семей, где пьянство, асоциальный образ жизни, безделье. И еще немалую часть родителей составляют те, которые оберегают своих детей от любого труда, мотивируя это тем, что «наступит еще его время трудиться».
Значит, работу по трудовому воспитанию надо начинать с родителей, что тоже очень непросто. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает правовые организационные и экономические основы образования в Российской Федерации [9], но, к сожалению, не определяет меры по возрождению престижа труда и трудового воспитания. Для того, чтобы организовать практическую часть трудового воспитания (кроме того, что указано в учебной программе), необходимо взять письменное согласие родителей. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах, при необходимости, убеждаем родителей в важности трудового воспитания детей.
А дальше совмещаем традиции и новаторство.
Традиция — прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и так далее.
Новаторство — (латинское novatio — «обновление, изменение»; novator — «обновитель, воссоздатель») — неотъемлемое свойство творческого мышления человека. Новаторство - проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде [4].
Как умело сочетать в практической деятельности эти два понятия, которые трудно противопоставить друг другу в глубинном понимании этих слов? Нужно ли это противопоставление [10].
Школа является партнером семьи в обучении, воспитании и развитии ребенка, в том числе в привитии ему трудовых навыков и умений. Поэтому эффективность работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку.
В МБОУ СОШ № 5 разработана Программа развития взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей «Семья и школа».
1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей. Университет педагогических знаний (лекции, семинары, практикумы, конференции); открытые уроки, классные и внеклассные мероприятия; индивидуальные консультации; тематические консультации.
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Родительские собрания, совместные творческие дела (проведение выставок, конкурсов достижений, мастер-классов, семейных и школьных праздников, участие в благотворительной и волонтерской деятельности); помощь в укреплении материально-технической базы; родительский патруль; индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками.
3. Участие родителей в управлении школой. Управляющий совет; совет школы; классные родительские комитеты; общешкольный родительский комитет; совет отцов.
Цель Программы: внедрять различные формы взаимодействия школы с семьей, с привлечением возможностей семейного воспитания и обучения для реализации программ освоения учащимися трудовых навыков и адаптации в сельском социуме.
Задачи Программы:
1. Привлечение родителей к совместному воспитанию детей.
2. Оказание семье разнообразной социальной помощи.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
4. Профилактика негативного семейного воспитания.
5. Профилактика безнадзорности и правонарушений.
Содержание работы с родителями включает 3 основных блока:
В школе проводится очень много мероприятий совместно с родительской общественностью и сельским социумом. Сюда относятся традиционные: родительские собрания «Родительский совет», «О родительском авторитете», «Трудовое воспитание в семье»; классные часы, подготовленные классным руководителем, детьми и родителями «Хлеб - всему голова», «Чтоб любимая Отчизна богатела с каждым днем», «Хочу-могу-надо», «В мире профессий», «Золотой век Российской науки», «Русские самородки», «Славим Родину трудом», «Мой след на земле»; деловые игры «Путешествие в мир профессий», «По ступенькам бизнеса», «Тайны и загадки природы»; совместные исследовательские и социальные проекты «Школьный двор», «Определение видового состава опылителей цветковых растений»; особо любимые праздники «Здравствуй, лето трудовое!», «Праздник русских овощей», «Широкая масленица», «Калина красная»; коллективные творческие дела «Щедра осень красками, а русская земля - талантливыми людьми», «Душа обязана трудиться и день и ночь...»; выставки, демонстрирующие изделия народных мастеров и детские поделки; осенние ярмарки «Золотая осень».
К инновационным формам работы можно отнести совместные театрализованные представления «Зимний девичник», «Рождественские посиделки», «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен!», «Колядование», «Старикам внимать - свою жизнь сохранять»; семейные вечера «Бабушкины пирожки», «Будь здоров сто годов!», разучивание традиционных русских и казачьих игр; мероприятия, на которых
родители, добившиеся успехов в семейном бизнесе, делятся своим опытом; общие практические дела, в том числе и волонтерская деятельность по уборке территорий, высадке цветов, ремонту. Все мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и оказывают большое влияние на трудовое развитие подростков.
Есть еще очень важная сторона рассматриваемого сегодня вопроса о взаимодействии семьи и школы в воспитании детей, и не только в трудовом. При общении с детьми мы не должны спешить!
То, что невообразимо ускоряется ритм жизни, уже невозможно не замечать, ведь происходит это везде и во всем.
«Проклятье века - это спешка,
И человек, стирая пот,
По жизни мечется, как пешка,
Попав затравленно в цейтнот».
Евгений Евтушенко написал эти строки ещё в 1967 году. Какая спешка была тогда?! Видимо, поэт сумел заглянуть в будущее...
Посмотрите теперь на лица людей этой бегущей массы - вы не сможете увидеть на них никакой эмоциональной картины. У всех единый взгляд и единое устремление только вперед. Мы сами превратили жизнь в соревновательный акт, когда все соревнуются со всеми.
Но вот что парадоксально: мудрецы во все времена неизменно утверждали, что время изобрёл человек и что его просто нет как такового. Время — это стабильная объективность, мимо которой и движется жизнь человека.
Всё это запечатлено в книге «Время собирать камни» легендарного спортсмена, тренера, писателя, психолога, философа и нашего земляка Василия Скакуна [11].
Также строятся и наши отношения с детьми. Мы говорим им о многом, многому стараемся научить, но всё это делаем в суете, и ребята не слышат нас. Да и сами мы измотаны ежедневной суетой. Для того, чтобы сохранять душевное спокойствие и иметь право воспитывать окружающих, нужно уметь подняться над суетой и уметь задерживать, хотя бы на мгновение, безудержную суету. Как говорили древние «Кто понял жизнь, тот не спешит! [10].
Выводы. Всё это совместная ежедневная кропотливая работа.
Только в единстве осуществляются все великие прорывы... А сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас новые возможности.
Литература:
1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Москва. 15 стр.
2. И.А. Мареева. «Влияние сельского социума на трудовое воспитание старшеклассников». ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г. Карачаевск, 2020 г.
3. Толковый словарь Ожегова. Источник: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F
4. Большая советская энциклопедия. Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 15.01.2020 г.
6. «Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (опыт работы по семейному трудовому воспитанию на основе национальных традиций РФ)». Сборник научных статей под ред. Г.И. Климантовой, Москва, ООО «Квант Медиа», 2017 г., 133 стр.
7. К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 9 «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 2 Изд. Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики. Москва. Ленинград.1950 г., 630 стр. (575 стр.)
8. Т.А. Невская, С.А. Чекменев «Ставропольские крестьяне» (Очерки хозяйства, культуры и быта). Издательство «Кавказская здравница», г. Минеральные воды, 1994 год, 168 стр. (137-139 стр.)
9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
10. И.А. Мареева «Кто понял жизнь, тот не спешит» Статья в газете «Искра» № 16 (12058) от 11 марта 2016 г.
11. В.А. Скакун «Время собирать камни». Издательство АГРУС, г. Ставрополь, 2012 год, 226 стр.
Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский Государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ С.А. РАЧИНСКОГО
Аннотация. Статья посвящена изучению педагогического наследия С.А. Рачинского по вопросу формирования духовно-нравственных ценностей личности. Раскрываются возможности их использования в современном образовании. Анализируется основа педагогической системы Рачинского, которая заключена в триединстве преподавания точных наук, искусств и формирования духовно-нравственных качеств личности.
Ключевые слова: духовно-нравственные качества, педагогическая система, образование, воспитание, ценности.
Annоtation. The article is devoted to the study of the pedagogical heritage of S.A. Rachinsky on the formation of spiritual and moral values of the individual. The possibilities of their use in modern education are revealed. The