Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ'

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТЬ / СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОДИТЕЛИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Наталья Викторовна

В статье рассматриваются проблемы семьи и семейного воспитания, к которым обращались в своих философско-педагогических трудах педагоги второй половины XIX - начала XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носкова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL THOUGHT ABOUT FAMILY EDUCATION IN RUSSIA: THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES.

The article examines the problems of family and family education, which were addressed in their philosophical and pedagogical works by teachers of the second half of the XIX - early XX centuries.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ: ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ»

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 1538. - URL: http://www.consultant.ru/.

6. Хомутова, Т.Н. Научный текст: интегральный подход: монография / Т.Н. Хомутова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 339 с. Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции Секции социально-гуманитарных наук 1215

7. Ярославова, Е.Н. Концепция непрерывного профессионально-ориентированного иноязычного образования как условие самореализации будущего специалиста высшей квалификации / Е.Н. Ярославова, М.Г. Федотова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 316 с.

8. Яшина Н.К. Практикум по переводу с английского языка на русский / Н.К. Яшина. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 72 с.

9. Read to Learn Science. Курс английского языка для аспирантов: учебное пособие. - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 87 с.

10. Scientific Method [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Scientific_method

11. Tannen, D. Analyzing Discourse: Text and Talk. - Washington, D.C.: Editor Georgetown University Press, 2007.

Педагогика

УДК 37(091)

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Носкова Наталья Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ О СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ В РОССИИ: ВТОРАЯ

ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы семьи и семейного воспитания, к которым обращались в своих философско-педагогических трудах педагоги второй половины XIX - начала XX вв.

Ключевые слова: воспитание, образование, семья, личность, свободное воспитание, родители, нравственность, духовность, индивидуальность.

Annоtation. The article examines the problems of family and family education, which were addressed in their philosophical and pedagogical works by teachers of the second half of the XIX - early XX centuries.

Keywords: upbringing, education, family, personality, free upbringing, parents, morality, spirituality, individuality.

Введение. В современном постоянно трансформирующемся мире, в котором находятся в тесном единении традиции и инновации, одной из основных доминант является первооснова общества - семья. Показательной для понимания политики XXI века является позиция Президента РФ В.В. Путина, высказанная им в Послании к Федеральному собранию 15 января 2020 года, в котором значительное внимание было уделено вопросам семьи. Подчеркнуто, что «поддержка семьи, её ценностей - это всегда обращение к будущему, к поколениям, которым предстоит жить в эпоху колоссальных технологических и общественных изменений, определять судьбу России в XXI веке» [13, с. 2].

С учетом анализа философских, социальных и педагогических подходов к рассмотрению понятия «семья» выявлено, что в настоящее время идет мучительный и весьма трудный, с множественными отступлениями и прорывами процесс размывания функции современной семьи, утрачивается уважительное и чуткое отношение к родителям и старшим.

Семья как главная и важная ячейка любого общества, как единственная в своем роде общность людей, тесно связанная между собой отношениями супружества - родительства - родства призвана выполнять основные социальные функции. Именно семья играет ведущую роль в жизни любого человека, становлении человека как личности, удовлетворении духовно-нравственных потребностей, его защите, является уникальным проводником культурных, национальных, духовных ценностей. Кроме того, семья, выступает важнейшим психологическим фактором защищенности человека, мотивом его стабильного развития, осознанием нужности и ответственности. В семье заложен колоссальный ресурс воздействия на такие важные процессы, как образование и воспитание, формирование целостной и гармоничной личности, становление гражданских отношений, развитие национальной языка и культуры, демографические изменения, здоровье общества. Здоровая семья имеет консолидирующее значение, противостоит негативным явлениям в обществе. Современный исследователь Л.А. Харисова определяет семью как «своеобразным институтом экологии личности, экологии души человека» [12, с. 173].

Поэтому в настоящее время актуальной проблемой является не только определение роли семьи в жизни современного общества, но и раскрытие ее педагогического потенциала, разработка стратегических ориентиров интеграции семьи и школы, внедрение тех технологических механизмов в систему образования, которые принесли бы положительные результаты.

Разрешение многих проблем, связанных с вопросами семьи, невозможно без учета опыта прошлого, без преемственности традиций, имеющих глубокие корни в сознании людей, что и заставляет обратиться к опыту народного воспитания, народной педагогике. Стоит согласиться с мнением академика РАО З.И. Равкина о том, что «переломное время, в котором мы живем, остро нуждается в таком осмыслении исторических событий и фактов, которое бы создавало научное объективное представление о прошлом, содействовало глубокому проникновению в него, поясняя сложные и противоречивые социально-педагогические процессы, происходящие в настоящем» [9, с. 36].

В связи с этим особую значимость приобретает изучение, анализ и аккумулирование отечественного культурного наследия, в том числе философско-педагогической мысли о воспитании в семье. Историко-педагогическое знание задает вектор развития и инструменты ориентации в педагогических проблемах, помогает осознать и оценить их истоки, познать имеющийся опыт их решения.

Особый интерес в этом отношении представляет период второй половины XIX - начала XX вв.. Несомненно, этот период является уникальным в истории России. Это период сложных педагогических изысканий, новаторских подходов к решению многих педагогических проблем, период рождения и расцвета многих философско-педагогических идей и концепций. Интенсивное развитие философии, естественных и общественных наук раздвигало границы педагогического знания. Атмосфера социальных битв предельно накаляла общественное и политическое звучание педагогических проблем, выявляла различные подходы к их решению, подчеркивала все более четкие границы между разными социально-педагогическими направлениями [8, с. 29].

Изложение основного материала статьи. К вопросу воспитания детей в семье обращались в своих трудах многие педагоги, философы, историки, государственные и общественные деятели, как прошлого, так и современники - К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов и многие другие. В настоящее время этой теме посвятили свои исследования известные социологи (Карнацкая Н.В., И.В. Бестужев-Лада, Зайцева О.В., С.И. Голод, А.Г. Харчев и др.), психологи (Андреева Т.В., Дружинин В.Н., С.В. Ковалёв, Карабанова О.А., И.С. Кон, Овчарова Р.В.,

A.В. Петровский и др.), педагоги (Замолоцких Е.Г., Баранникова Н.Б., Климова Н.И., В.Ф. Афанасьев,

B.Я. Титаренко, Хуриева М.Ю. и др.).

Пройдя многовековой путь своего развития и являясь хранителем культурного кода русского народа, семья выступает в качестве основы всей крестьянской жизни, считается главным воспитателем ребенка и основывается на народных традициях. Многие современные исследователи, такие как Г.Б. Корнетов, Н.Б. Баранникова, А.В. Исаков, Е.И. Полякова и другие отмечают, что семья оказывала на крестьянина большое влияние. Именно в семье из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, духовно-нравственные устои, трудовые умения.

К вопросу о воспитании в крестьянской семье в своих философско-педагогических размышлениях обращался великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал, что русский крестьянин определял свою семью маленьким государством и категорических выступал против того, чтобы кто-либо вторгался в его частные дела, в том числе в дела по воспитанию своих детей. «Удалим от себя навсегда ту ложную мысль, что простой мужик очень груб, необразован и глуп, чтобы следить за воспитанием своего дитяти... но он вовсе не глуп, и притом имеет еще очень твердые и ясные убеждения, да кроме того, в груди его бьется горячее родительское сердце, которое чутко ко всякой опасности, угрожающей детям» [10, с. 6-16].

Основным средством воспитания детей К.Д. Ушинский считал взаимосвязь трех поколений, непосредственный контакт ребенка с родителями, дедушками и бабушками. Отмечая актуальность вопроса о воспитании подрастающего поколения в семье, русский педагог констатировал: «Природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, - понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежемесячно проникающей в его душу» [11, с. 360].

Рассматривая процесс воспитания как организованный процесс, он выделяет значимость «воспитания человека в человеке». В связи с этим он видит цель семейного воспитания в заботе не только о быте детей, но и об их духовности, нравственности и подготовке к жизни. К.Д. Ушинский полагал, что одним из важнейших условий воспитания в семье является уважительное отношение к личности ребенка, умение понять его, привлечь его к делам и заботам, которыми живет семья.

В философско-педагогическом наследии Л.Н. Толстого, как отмечает современный исследователь Н.А. Авдеева, семейные отношения и семья рассматривались как естественная среда жизни и духовного развития личности ребенка [1, с. 8-9]. В самой крестьянской семье великий педагог видел первоисточник основных человеческих радостей, подчеркивая, что «.брак, разумеется, хорош и необходим для продолжения рода, но . надо, чтобы родители чувствовали бы в себе силы воспитывать людей» [3, с. 12]. Л.Н. Толстой выделял первоочередным условием воспитания детей семейные традиции и уклад семьи, добропорядочность, взаимоуважение и согласие между родителями, единые требования родителей к делу воспитания, тесный контакт родителей с детьми. Особый акцент Л.Н. Толстой делал на идею «свободного развития ребенка». Свобода в семейном воспитании понимается Л.Н. Толстым как важнейший способ духовно-нравственного совершенствования ребенка.

Проблема семьи и домашнего воспитания нашла отражение в педагогическом наследии В.П. Вахтерова. Известный педагог рассматривал личность ребенка как абсолютную ценность. Он призывал родителей и педагогов внимательно наблюдать за развитием детей и их активностью, бережно относится к природным наклонностям и стремлениям ребенка, создавать условия для всестороннего развития личности. В.П. Вахтеров привел довод, что «если в ребенке существует стремление к развитию, то, следя за его проявлениями, мы можем пользоваться ими как указаниями, в каком направлении нам действовать» [2, с. 340].

В научно-педагогическом творчестве П.Ф. Каптерева проблема воспитания детей в семье обозначилась как одной из приоритетных. Его изыскания послужили основой организации педагогического просвещения родителей, издания первой в России «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению». П.Ф. Каптерев обосновал цели и задачи семейного воспитания, давал советы родителям по изучению индивидуальности детей, призывал к сражению с детскими недостатками, предлагал «стремиться к привитию у воспитываемой личности новых ценных свойств» [5, с. 145-149]. Воспитывая детей необходимо опираться не на что-то стороннее из жизни взрослых, а черпать цели и задачи «из самих детей, из их развивающегося организма». «Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности, оно должно быть вполне органической деятельностью, развитием всех ценных свойств воспитательных возрастов; оно должно быть осторожным и мягким» [4, с. 14].

Вызывают интерес идеи П.Ф. Каптерева о раннем обучении детей в семье, о важности физического и духовного закаливания детей, о необходимости детских игрушек и игр, о недопустимости телесных наказаний. В своих исследованиях ученый выделяет такие общечеловеческие нравственные ценности семьи, которые необходимы для всестороннего воспитания детей, как: чувство защищенности в семье, любовь, уважение, забота друг о друге, внимание к индивидуальным особенностям детей.

Четкое аргументированное обоснование идеи развития индивидуальности в семье четко прослеживается в научно-педагогических произведениях П.Ф. Лесгафта. Русский педагог выделил прямую корреляцию

между условиями воспитания в семье и формированием личности ребенка, его характера. П.Ф. Лесгафт считает, что каждый физически здоровый ребенок может достичь абсолютного раскрытия своих духовных, нравственных, умственных, физических способностей, если в семье царит атмосфера любви и гармонии, отсутствует деспотизм и принуждение в отношении воспитанника. Ученый подчеркивает, что «если ребенку постоянно навязывать мнения и суждения, то этим устраняется всякое возбуждение к его собственной деятельности» [6, с. 102], вместе с тем, «если не давать ребенку покоя регламентациями, ограничивать его рассуждения и действия, то получится в результате один из забитых типов» [6, с. 103].

Более чем жизненно звучит рекомендация П.Ф. Лесгафта родителям о том, что не следует искусственно подгонять природу ребенка, необходимо понимать потребности детей, закалять их дух и тело. «Вся тайна семейного воспитания, - указывал педагог, - в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать вперед и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня рождения на свет как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности» [7, с. 302].

Выводы. Анализ философско-педагогических исследований педагогов второй половины XIX - начала XX вв. позволил сделать вывод о том, что правильно поставленное родительское воспитание основывается на целостном представлении о личности и природе ребенка, а также на единстве нравственного, духовного, физического, интеллектуального, трудового воспитания.

Все выше сказанное позволяет утверждать, что именно в национальных традициях, обычаях, культуре России сформировался набор тех непреходящих, вечных качеств, которые проверены временем и представляют собой идеал русского человека: семейственность, любовь, жертвенность, высокая нравственность, великодушие, духовность.

Глава российского государства Владимир Путин на встрече со школьниками - авторами лучших сочинений «Россия, устремленная в будущее» в московском парке «Зарядье» акцентировал внимание на том, что семья играет ключевую роль в воспитании личности ребенка: «Хотел бы обратить внимание на ценность семьи, это важно. Я считаю, что это имеет большое значение».

Таким образом, без преувеличения можно сказать, что именно семья служит тем духовным ориентиром, который поможет человеку найти свое достойное место в современном обществе. Объективный взгляд на историю развития семейного воспитания в России позволит выделить болевые точки процесса воспитания в семье XXI века, определить ориентиры дальнейшего развития и совершенствования этого процесса, глубже понять причины успехов и просчетов в семейном воспитании сегодня и в воспитании вообще.

Литература:

1. Авдеева, H.A. Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого: дисс. ... канд. пед. наук. - Мурманск, 2003. - 159 с.

2. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1987. - 400 с.

3. Гранкин, А.Ю. Проблемы семейного воспитания в русской демократической педагогике конца XIX - XX вв.: дис...канд.пед.наук. - Пятигорск, 1996, - 216 с.

4. Каптерев, П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания / П.Ф. Каптерев. - Санкт-Петербург, 1898. -Вып. 1. - 42 с.

5. Каптерев, П.Ф. Детская и педагогическая психология / П.Ф. Каптерев. - М.; Воронеж: МПСИ; МО-ДЭК, 1999. - 336 с.

6. Лесгафт, П.Ф. СОБР. Пед. соч. М., 1956. Т. 3. - С. 174-205

7. Лесгафт, П.Ф. Семейная жизнь ребенка. Антология педагогической мысли России во второй половине XIX - начале XX вв. / П.Ф. Лесгафт - М.: Педагогика, 1990. - 146 с.

8. Носкова, Н.В. Духовно-нравственные традиции и опыт отечественного образования второй половины XIX века // Духовно-нравственное воспитание личности: история и современность: сборник научных статей / под общ. ред. доктора педагогических наук, профессора А.А. Шаталова. - Орехово-Зуево: МГОГИ, 2013. - 160 с.

9. Равкин, З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований / З.И. Равкин // Педагогика. - 1994. - №1. - С. 35-41

10. Ушинский, К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ // Народная школа. 1870. №5. - С. 6-16.

11. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 6. М.: Л., 1949. - С. 360.

12. Харисова, Л.А. Семья в исламе: основы духовно-нравственного воспитания. В кн.: Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. Т.Ф. Акчурина. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 255 с.

13. Послание Президента России Федеральному Собранию от15января 2020 г. // Российская газета. 2020г. 16 января №7 (8061).

Педагогика

УДК 378.2

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ДОО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.