Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ С.А. РАЧИНСКОГО'

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ С.А. РАЧИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Татьяна Александровна

Статья посвящена изучению педагогического наследия С.А. Рачинского по вопросу формирования духовно-нравственных ценностей личности. Раскрываются возможности их использования в современном образовании. Анализируется основа педагогической системы Рачинского, которая заключена в триединстве преподавания точных наук, искусств и формирования духовно-нравственных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC IDEAS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF PERSONALITY IN PEDAGOGICAL SYSTEM OF S.A. RACHINSKY

The article is devoted to the study of the pedagogical heritage of S.A. Rachinsky on the formation of spiritual and moral values of the individual. The possibilities of their use in modern education are revealed. The article analyzes the basis of Rachinsky's pedagogical system, which consists in the trinity of teaching exact sciences, arts and the formation of spiritual and moral qualities of the individual.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ С.А. РАЧИНСКОГО»

родители, добившиеся успехов в семейном бизнесе, делятся своим опытом; общие практические дела, в том числе и волонтерская деятельность по уборке территорий, высадке цветов, ремонту. Все мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и оказывают большое влияние на трудовое развитие подростков.

Есть еще очень важная сторона рассматриваемого сегодня вопроса о взаимодействии семьи и школы в воспитании детей, и не только в трудовом. При общении с детьми мы не должны спешить!

То, что невообразимо ускоряется ритм жизни, уже невозможно не замечать, ведь происходит это везде и во всем.

«Проклятье века - это спешка,

И человек, стирая пот,

По жизни мечется, как пешка,

Попав затравленно в цейтнот».

Евгений Евтушенко написал эти строки ещё в 1967 году. Какая спешка была тогда?! Видимо, поэт сумел заглянуть в будущее...

Посмотрите теперь на лица людей этой бегущей массы - вы не сможете увидеть на них никакой эмоциональной картины. У всех единый взгляд и единое устремление только вперед. Мы сами превратили жизнь в соревновательный акт, когда все соревнуются со всеми.

Но вот что парадоксально: мудрецы во все времена неизменно утверждали, что время изобрёл человек и что его просто нет как такового. Время — это стабильная объективность, мимо которой и движется жизнь человека.

Всё это запечатлено в книге «Время собирать камни» легендарного спортсмена, тренера, писателя, психолога, философа и нашего земляка Василия Скакуна [11].

Также строятся и наши отношения с детьми. Мы говорим им о многом, многому стараемся научить, но всё это делаем в суете, и ребята не слышат нас. Да и сами мы измотаны ежедневной суетой. Для того, чтобы сохранять душевное спокойствие и иметь право воспитывать окружающих, нужно уметь подняться над суетой и уметь задерживать, хотя бы на мгновение, безудержную суету. Как говорили древние «Кто понял жизнь, тот не спешит! [10].

Выводы. Всё это совместная ежедневная кропотливая работа.

Только в единстве осуществляются все великие прорывы... А сложности, с которыми мы сталкиваемся, создают для нас новые возможности.

Литература:

1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Москва. 15 стр.

2. И.А. Мареева. «Влияние сельского социума на трудовое воспитание старшеклассников». ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» г. Карачаевск, 2020 г.

3. Толковый словарь Ожегова. Источник: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F

4. Большая советская энциклопедия. Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 15.01.2020 г.

6. «Семья и трудовое воспитание подрастающего поколения в контексте стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (опыт работы по семейному трудовому воспитанию на основе национальных традиций РФ)». Сборник научных статей под ред. Г.И. Климантовой, Москва, ООО «Квант Медиа», 2017 г., 133 стр.

7. К.Д. Ушинский. Собрание сочинений. Т. 9 «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 2 Изд. Академия педагогических наук РСФСР. Институт теории и истории педагогики. Москва. Ленинград.1950 г., 630 стр. (575 стр.)

8. Т.А. Невская, С.А. Чекменев «Ставропольские крестьяне» (Очерки хозяйства, культуры и быта). Издательство «Кавказская здравница», г. Минеральные воды, 1994 год, 168 стр. (137-139 стр.)

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

10. И.А. Мареева «Кто понял жизнь, тот не спешит» Статья в газете «Искра» № 16 (12058) от 11 марта 2016 г.

11. В.А. Скакун «Время собирать камни». Издательство АГРУС, г. Ставрополь, 2012 год, 226 стр.

Педагогика

УДК 37.01

кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский Государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ С.А. РАЧИНСКОГО

Аннотация. Статья посвящена изучению педагогического наследия С.А. Рачинского по вопросу формирования духовно-нравственных ценностей личности. Раскрываются возможности их использования в современном образовании. Анализируется основа педагогической системы Рачинского, которая заключена в триединстве преподавания точных наук, искусств и формирования духовно-нравственных качеств личности.

Ключевые слова: духовно-нравственные качества, педагогическая система, образование, воспитание, ценности.

Annоtation. The article is devoted to the study of the pedagogical heritage of S.A. Rachinsky on the formation of spiritual and moral values of the individual. The possibilities of their use in modern education are revealed. The

article analyzes the basis of Rachinsky's pedagogical system, which consists in the trinity of teaching exact sciences, arts and the formation of spiritual and moral qualities of the individual.

Keywords: spiritual and moral qualities, pedagogical system, education, upbringing, values.

Введение. Наше современное общество пришло к тому, что образование, дающее только набор знаний и не занимающееся воспитанием, ведет к негативным последствиям. К примеру, молодые члены нашего общества становятся апатичными, циничными, беспринципными, непатриотичными и делаются легкой добычей для недругов нашей страны. Следственно необходимо формирование духовно-нравственных качеств личности. Вопрос о формировании духовно-нравственных качеств личности в образовании в наше время решается на разных уровнях и представляется одним из животрепещущих в современной педагогике. Для этого требуется изучение и осмысление опыта отечественной педагогики. Ярчайшим её представителем в данном вопросе является Рачинский Сергей Александрович - российский учёный, педагог, просветитель.

Изложение основного материала статьи. Свою основную цель С.А. Рачинский видел не только в вырабатывании умственных способностей и муштровке воли в постижении нужными знаниями, умениями, навыками, но важнейшее - в воспитании «сердца», свойств высокодуховной личности, дающих ей полноценную духовно-нравственный импульс к жизни, творчеству и труду. Следственно, по мнению С.А. Рачинского, преподавание несёт воспитательные черты, при которых главной задачей является не только приобретение знаний и навыков, но и развитие личности с высокими духовно-нравственными качествами.

По его воззрению, ядро школьного воспитания заложено в нравственной сути, в постижении нравственного идеала, который «делает русский народ народом христианским по преимуществу» [6, с. 51].

С.А. Рачинский чётко понимал то, что необходимо просвещение народа, воспитание чувства человеческого и национального достоинства. Существенным он считал не преподавание грамоте и счету, а воспитание в ученике христианской основы. «В народном понимании это идеал человека с присущими ему национальными чертами: русской теплотой и сердечностью отношений, бескорыстием, гражданственностью, патриотизмом и православной верой» [6, с. 19]. Данное воззрение на образование С.А. Рачинского можно охарактеризовать как выбор краеугольного камня в виде духовно-нравственного воспитания, на котором основывается развитие духовности, нравственности, любовь к природе, трудолюбия, ответственности, формирования характера. На этом и была основана вся педагогическая система С.А. Рачинского.

Главным видом духовно-нравственного воспитания, по суждению С.А. Рачинского, являются занятия, которые необходимо проводить «просто, естественно и наглядно»; форма их может быть то «излагающей», то «эвристической» - в зависимости от предмета и развития учеников; существенным приёмом может служить «простая, задушевная, семейная» беседа» [2, с. 88]. Для преподавания базовых дисциплин С.А. Рачинский рекомендовал применять разнообразную методику обучения. Прежде всего, это словесные (беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой); катехизические (проповеди и беседы); наглядные (демонстрация рисунком, схем, чертежей и др.); практические (экскурсии, паломнические поездки, решение задач и др.).

В том числе главными методами воспитания, которые С.А. Рачинский полагал допустимыми на занятиях и вне их, были: убеждение, беседа, метод упражнения. Педагогическая система С.А. Рачинского содержала в себе подчинение детей общим правилам дисциплины. Употреблять субъективные методы поощрения, по соображению С.А. Рачинского, нужно осмотрительно, так чтобы не нанести вред детской душе, поселив в ней тщеславие, развивая в итоге гордыню. Существенным свойством образования Сергей Александрович считал понимание смыслы школьной дисциплины. Учитель был твёрдо убеждён, что нужны средства воспитания, благодаря которым можно избежать совершения провинностей, предупредить нарушение дисциплины. Конечно, все эти методы обязаны использоваться скоординировано.

В своей педагогической системе, С.А. Рачинский уделял важное значение и организации самостоятельной работы учеников, составной частью которой были: решение задач и выполнение упражнений, работа с книгой, изготовление учебных пособий, плакатов, карт и др. Важной частью в организации учебных занятий и общей системе учебно-воспитательной работы он полагал проведение экскурсий, связанных с учебным материалом и с освоением родного края.

Важной частью педагогической системы С.А. Рачинского было отношение к личности педагога. Сергей Александрович прекрасно знал о том, что духовно-нравственное воспитание учеников во многом зависит от педагога, который способен совершить свой «подвиг». Сергей Александрович связывал свои надежды с личностью и деятельностью учителя: «Если он человек, по личным качествам достойный своего звания, если это звание не есть только ремесло, навязанное ему случайными обстоятельствами, он неминуемо берёт на себя нелёгкий труд приладиться к этим тяжким своеобразным условиям, чтобы извлечь из них какую-либо пользу для своих учеников» [6, с. 55-56].

Татеевский учитель, прекрасно изучил душу народа, чувствовал ее духовные силы, то, что «в душе русского человека ярко пылает пламя сердечной искренней веры в Бога» [1, с. 51]. О Важности религиозных чувств Сергей Александрович пишет в своих работах: «Заметки о сельских школах» (1881 г.), «Народное искусство и сельская школа» (1882 г.), «Школьный поход в Нилову пустынь» (1887 г.), «Возродившиеся школы грамотности» (1897 г.), «Учителя и учительницы» (1898 г.), «Заикание и церковнославянское чтение» (1898 г.).

В педагогическую систему С.А. Рачинского входило изучение на занятиях Евангелия, Псалтири, творений Отцов Церкви, жития святых, так, чтобы разъяснять воспитанникам вечные истины, рекомендовать, какую избрать дорогу для их обретения.

Обратим пристальное внимание на то, что Татеевский учитель лично составил разъяснение и толкование Евангелия и Псалтири с тем, чтобы азы православия легче воспринимались детским сознанием. Для Сергея Александровича было бесспорным, чтобы программы по всем предметам в школе должны быть разработаны по педагогическим методикам: в данном случае религиозный взгляд воспитания выполнял свою задачу.

Опираясь на анализ трудов, в которых говорится о религиозных взглядах С.А. Рачинского, можно заявить, что сердце ученика являлось предметом духовно-нравственного воспитания, а целью - воспитание сердца посредством Любви. Доказательство такого мнения можно отыскать у Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, И. Ильина, В.С. Соловьёва и других мыслителей.

В фокусе построения всего школьного образования находилось воспитательное ядро, то есть воспитание как ценность и развитие в детях тех внутренних сокровищ, которыми богата душа русского народа (глубокой религиозности, любви ко всему истинно народному и высокому, выработке добрых навыков).

Под специальным вниманием находилось нравственное воспитание, включающее в себя добросердечные взаимоотношения между людьми, заботу о школе, помощь младшим и старшим, честность, скромность, терпеливость, заботу о здоровье и т. д. В неразрывной связи с воспитанием С.А. Рачинский уделял внимание и развитию умственных способностей воспитанников, развитию у них познавательных увлечений. Важным пунктом в образовательной программе С.А. Рачинского были язык русский и церковно-славянский, арифметика, литература, геометрия, формирующие личность, характер, мировоззрение, убеждения, идеалы, (духовность, совесть, смирение, стойкость, верность, умение прощать, правдивость, почитание родителей, патриотизм и др.), а также вырабатывание грамотности, словесно-образного мышления, умственных способностей, памяти и т.п.

Значительную часть в духовно-нравственном воспитании учеников С.А. Рачинский выделял обучению русскому и церковнославянскому языкам. По суждению С.А. Рачинского, в школе надлежит освоить вначале этимологию, а вслед за тем синтаксис, так как общее изучение этих двух разделов языка совершало «смешение между понятиями об имени существительном и подлежащем, глаголе и сказуемом» [7, с. 50]. Учёбу грамоте, по представлению С.А. Рачинского, необходимо начинать совместно с обучением чтению и письму на церковнославянском языке, такой метод имеет преимущество, которое состоит в том, что славянский устав совпадает с печатным начертанием букв. Доказательство позитивного влияния церковнославянского языка на развитие личности ребёнка обнаруживаем в трудах К.Д. Ушинского [11, с. 546], а также в нынешних исследованиях, которые обосновывают, что русское книжное слово было изначально ценностным, ориентированным на духовный опыт [3, с. 44].

С.А. Рачинский свою учебную программу разделил на 4 учебных года, в течении которых ребятам надлежало говорить без ошибочных местных выражений и речений, уметь читать с глубоким разумением доступную по содержанию прозу и стихотворения пушкинского периода.

Особенной частью в педагогической системе С.А. Рачинского обладало изучение предметов рационально-логического порядка, в частности, математики, арифметики и геометрии. Сергей Александрович поменял методику B.А. Евтушевского (1836-1888) «с ее сухим, формалистическим, скучным и малопроизводительным изучением чисел и их состава» [10, с. 136], на то, что по его соображению, нужно в первую очередь детям - навык в умственном счете. При учёбе С.А. Рачинским был представлен личный метод применения «десятичной системы», которая хорошо знакома детям по применяемому в их семьях счету на копейки, гривенники и рубли. Программа математики, по соображению С.А. Рачинского, должна включать также арифметику дробных чисел и элементарную геометрию (данная дисциплина был новшеством Татеевского учителя, который разъяснял его прохождение тем, что без геометрии невозможно преподавание географии и истории, а также технического рисования, геодезии, всех строительных и художественных ремесел). В общем обучение арифметики и геометрии Сергей Александрович находил восхитительной гимнастикой для ума, которая формирует в учениках скорость и гибкость соображения. Рачинский С.А. написал учебник «1001 задача для умственного счета». Им были сочинены «Арифметические забавы» и «Геометрические забавы» - статьи для учителей сельских школ, задачей которых было обучить учеников устному счету, нужному в повседневной жизни, торговле, при проведении земледельческих работ и т.д. Всё это было объединено с настоящими нуждами крестьянской жизни, поэтому Сергей Александрович мыслил немаловажным обучить воспитанников пользоваться практическими приемами, основывающимися на свойствах чисел.

В педагогической системе С.А. Рачинского значительную функцию исполняет эстетическое воспитание, в частности искусство, которому «нужны Божие небо, трезвящая прохлада горных вершин, свет и тепло неподдельного солнца, а самое главное - сила любви» [6, с. 72]. Он намеревался включить в учебную программу предмет музыки и пения, обучение учеников игре на фисгармонии, фортепиано, скрипке. По представлению Сергея Александровича, особенное раздолье подлинно народного музыкального творчества являло церковное пение. В нём мог принимать участие любой человек, имея даже самые ограниченные голосовые данные, и средними музыкальными талантами. «Эти задатки, совершенно недостаточные для одиночной художественной деятельности, в хоровом пении приобретали глубокий смысл, высокую цену, назвав «истинным кладом для сельских школ» [8, с. 573]. Не секрет, что в формировании русской музыкальной культуры лежит идея соборности, на которой и «сформировано русское национальное сознание, а также его зеркало - русская музыка, главное в которой: не себя показать, а дать другим благо и душевную крепость» [4, с. 114]. Собственно, ощущение соборности находило отклик в душе Татеевского учителя, и итогом скрупулёзного труда с помощью освоения национальных традиций русской духовной музыки усилит в детях духовно-нравственное воспитание.

Достойны внимательного рассмотрения, методические разработки Сергея Александровича по преподаванию воспитанникам рисования - дисциплине, которая помогает духовно-нравственных воспитанию личности воспитанников, и в месте с тем, увеличивают кругозор, развивает память и внимание, формирует мышление, развивает волю и дисциплину.

С.А. Рачинский в статье «Институт Стоя в Йене» обращал внимание на «тщательном преподавании рисования, где по возможности старались развивать природные дарования и вкус ребёнка посредством рисования с натуры и посильного знакомства, через гравюры и слепки, с классическими произведениями искусства» [5, с. 14]. С.А. Рачинский был глубоко убежден в том, что для обучении художников требуется возобновить простую, строгую, патриархальную школу, и в ней первое место должен занять творческий дух великих художников и его воздействие на рождающиеся таланты. Художник - это глава «семьи» и учитель, ученики - «дети» - неизменные его собеседники, очевидцы и соучастники его творческого процесса. Свои автономные первые творения подобает делать при рачительной помощи педагога, на его глазах. Во время преподавания очень значимы методы, такие как назидания преподавателя, собеседования «зрелых людей мысли и слова». Значительным методом преподавания Сергея Александровича было ознакомление с шедеврами мировой культуры, с выдающимися представителями духовного и светского общества, с корифеями искусства: художниками, музыкантами, поэтами. Это всё оказывать содействие упрочению и расширению кругозора воспитанников, формированию их интеллектуального и творческого потенциала; и определялась оценка его таланту. Для Татеевского учителя немаловажно и «сокровенная суть» творчества:

воспитанник следил за работой педагога, изучал все этапы творческого процесса от эскизов, этюдов, рисунков до готового произведения. К этому также относится персональная работа с воспитанниками (комментарии по совершенствованию стиля, советы по вырабатыванию художественного осознания, помощь на первом этапе в независимом творчестве).

Необходимо строить свои занятия с учениками на основании Любви, соединяющей подлинное искусство и нравственную красоту, в этом был глубоко убежден С.А. Рачинский. Поэтому, по его мировоззрению, без искренней Веры, сотрудничества Сердца и чисты Совести было невозможно творчество.

«Желательно, чтобы художественные таланты, беспрестанно возникающие в среде нашего крестьянства, не проходили механическую школу наших казённых храмов искусства, а в тихом благоговейном труде испытывали свои силы, приобретали известную степень технических умений, при коих и талант посредственный даст верный кусок хлеба; а в случае дарования выдающегося могли бы поступать в качестве личных учеников в мастерские наших первоклассных художников» [6, с. 98-99]. На иконописные школы в деле формирования одарённых юношей уповал С.А. Рачинский.

Сергей Александрович во всех своих трудах выделял возвышенные стремления русской народной души. Он полагал, затрагивая вопросы русского национального образования, как и религиозные философы, что сама природа одухотворена человеком, что человек и природа составляют единое и неделимое. Человек властвует над природой, но должен заботиться о ней, органически объединяясь с ней.

Немаловажным принципом педагогической системы С.А. Рачинского было исследование родного края, которое включало в себя патриотическое воспитание - «осознание себя частицей русской земли, осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с ее живой историей, осознание себя в ряду поколений, способность простить (не осудить) ошибки отцов и дедов, и стремление искупить их своей жизнью... Это естественное желание жить и творить в гармоническом равновесии с природой» [12, с. 562]. Сергей Александрович полагал важным знакомство учеников с географией местности своего проживания, для совершения «единение человека с природой, слияние с ней» [12, с. 159]. По взгляду Татеевского учителя, «любовь к природе, понимание ее красот — один из лучших плодов истинного образования» [9, с. 19]. Ученикам надлежит обучаться постигать красоту, которая развивает человеческую душу, трудиться для её преображения. Предсказывая оскудение сельского существования из-за халатного отношения к природе, такого как вырубка леса, заброшенность дорог, и вследствие этого - нравственную деградацию общества. В своих статьях («Церкви и школа», «Культура местных растений», «Absit omen» (по поводу преобразования средней школы) и др.) С.А. Рачинский выступал предостережениям и призывал не разрушать природную красоту, ведущую неотвратимо «к разрушению человеческой души» [6, с. 151].

Существенную часть в педагогической системе С.А. Рачинского занимает трудолюбие. Разбирая записи дневника Сергея Александровича, можно отметить, что он, изучая, переписывая, подвергая анализу Евангелие от Матфея, концентрировал внимание на V, VIII, IX, X, XI, XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII, XVIII, XIX главы, в которых содержаться притчи о сеятеле, о пяти хлебах, о птицах небесных и др. С.А. Рачинский считал из важнейших тезисов Евангелия является работа на благо общества. Он мыслил, что немаловажно разъяснить ученикам: Господь не призывал отречься от необходимого - еды и питья, одежды и жилья, но это не должно становиться основным в жизни, так как их наличие при отсутствии системы духовных координат приводит, в конечном счёте, к духовному краху.

С.А. Рачинский, прекрасно понимал воспитательный эффект народного искусства, его духовно-нравственное, эстетическое влияние на личность воспитанника. Занятия народными промыслами поощрялись, так как Сергей Александрович полагал их особо значимыми, так как они приобщают к духовно-нравственным ценностям русского народа, дают возможность к постижению его культуры, мудрости, душевной красоте.

Таким образом по суждению Татеевского учителя, школа основывается на крепком фундаменте, состоящий из таких ценностей как любовь, вера, доверительными отношения между учителем и учениками, тяга к получению знаний, любовь к людям, природе, Отечеству, труду, искусству, литературе.

В качестве систематизирующего компонента в общении учащих и учащихся С.А. Рачинский выделял ценностный компонент, который регулирует и направляет учебно-воспитательный процесс, формируя духовно-нравственные ценности, «добротолюбие», долг, честь, патриотизм, любовь к ближнему, честность, скромность, заботу о здоровье.

Важнейшей ценностью, по мнению Сергея Александровича, является ценность Человека, уважение его чувства собственного достоинства, свободы личности. Базисом его педагогических воззрений служило интерес к ученику - важнейшей ценности, духовно-нравственное воспитание вырабатывало в ребенке бережное отношение к себе, к другим людям окружающих его, к семье, к Дому, к Отечеству, к природе, к труду, к здоровью, к сохранению народной культуры (жилище, одежда, пища), к развитию народных традиций и организаций хозяйства.

Основные воззрения на проблемы просвещения положены Сергеем Александровичем в ядро его педагогической системы, а также трудов, посвященных проблемам обучения и воспитания: «Институт Стоя в Иене», «Какой должна быть национальная школа в России? От начальной школы зависят судьбы мира», «Заметки о сельских школах», «Церковная школа», «Церкви и школы», «Возродившиеся школы грамотности», «Учителя и учительницы», «Из записок сельского учителя», «Народное искусство и сельская школа», «Absit omen» (по поводу преобразования средней школы) и др.

Выводы. Программа по духовно-нравственному развитию, разработанная в рамках ФГОС НОО [13], ратифицирует, что духовно-нравственное развитие обучающихся должно находиться в нераздельной связи урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи. В основе и этой программы должны быть ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям. Необходимо при этом обеспечивать создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания. Программа предполагает формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику, а также формирование у обучающегося активной деятельностной позиции. Всё вышеперечисленное было заложено в основание педагогической системы С.А. Рачинского. Вследствие этого,

педагогическое наследие С.А. Рачинского показывает, что выстроенная татевским учителем педагогическая система заслуживает внимания и её применение в современной педагогике согласно новым образовательным стандартам, ведет к формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности учеников.

Можно сделать вывод, что педагогическая концепция С.А. Рачинского выступает как полноценная педагогическая система, так как включает в себя определение цели воспитания и обучения, задачи, принципы организации учебно-воспитательного процесса и содержание образования, методы обучения и воспитания, представление о воспитании, обучении и развитии, также и о роли педагога в осуществлении педагогических идей.

Анализируя вышеизложенный материал, можно четко определить пути формирования духовно-нравственных качеств личности:

- создание уютной домашней атмосферы в среде пребывания;

- применение семейных, народных и культурных традиций;

- воспитание «сердца» воспитанников и наставления его по пути «добротолюбия»;

- наполнение учебно-воспитательного процесса духовно-нравственным зарядом;

- отеческое взаимоотношения педагога к ученикам;

- природа, как естественный педагог;

- соблюдение дисциплины и отсутствие наказаний;

- подготовка воспитанников к будущей семейной жизни;

- воспитание любви к труду на благо ближнего;

- забота и помощь младшим и старшим;

- воспитание терпимого отношения к людям другой веры;

- совместное обучение здоровых детей с детьми инвалидами;

- формирование ответственности за своё здоровье (рациональный подход к питанию, стремление к трезвому образу жизни);

- непрерывное воспитание (уроки, труд, отдых).

Литература:

1. Георгиевский, В.Т. Сергей Александрович Рачинский / В.Т. Георгиевский: (Поборник народного просвещения. — Друг крестьянских детей): 1902 — 2 мая-1912. - СПб.: Синодальная типография, 1912. -32 с. - (бесплатное приложение к журналу «Народное образование» за 1912 г.)

2. Ельницкий, К.В. Русские педагоги П-ой половины Х1Х-го столетия / К.В. Ельницкий. - Петроград, 1915. - С. 83-92.

3. Карпенко, Л. Аксиологический аспект коммуникации: о церковнославянской основе русской языковой картины мира / Л. Карпенко // Русская словесность в мировом культурном пространстве: избранные доклады и тезисы II Международного симпозиума / под общ. ред. И.Л. Волгина. - М., 2008. - С. 44-45.

4. Никишов, Г. Русская музыка как зеркало русского самосознания / Г. Никишов // Русское самосознание. Философско-исторический журнал. — Издание Русского Философского общества им. Н.Н. Страхова. - 1998. - № 4. - С. 111-117.

5. Рачинский, С.А. Институт Стоя в Йене / С.А. Рачинский // Русский вестник. Т. 11, кн. 1. — 1857.

6. Рачинский, С.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики / С.А. Рачинский; авт.-сост. Л.Ю. Стрелкова - М.: Школьная Пресса, 2004. - 192 с.

7. Рачинский, С.А. Сельская школа / С.А. Рачинский - М., 1991. — С. 1-76.

8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IV С.В. Смоленский. Воспоминания / Гос. центр, музей М.И. Глинки. - М., 2002. - 688 с.

9. Стеклов, М.Е. Русские педагоги / М.Е. Стеклов — М.: Скрин, 1997. — 224 с.

10. Танаевский, С.И. Татевская школа С.А. Рачинского / С.И. Танаевский // Народное образование. -1902. - т. II, кн. 9 (сентябрь). - С. 113-155.

11. Ушинский, К.Д. Сочинения: в 11 т. / К.Д. Ушинский. - М.; Л., 1948-1952. - Т. 2- С. 18-609.

12. Шестун, Евг., свящ. Православная педагогика / Евг. Шестун. - Самара, 1998. - 576 с.

13. ФГОС начального общего образования [Текст]: Приказ Мин-ва обр. и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., № 373. - 41 с.

Педагогика

УДК 378

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Махаева Гульнара Магомедтагировна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий

дошкольного и дополнительного образования Багичева Жасмира Багичевна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и

технологий дошкольного и дополнительного образования Абуталимова Аида Абдулмуслимовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ПЕДАГОГОВ И

СПОСОБОВ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены современные исследования профессиональной рефлексии педагогов и способов её развития. Показана необходимость обществу в новых кадрах, новых педагогах, новых воспитателей, таких, которые будут слышать «голос» ребёнка, которые будут опираться в своей работе на знания теории привязанности, которые смогут эмоционально поддерживать ребёнка в течение дня в детском саду, принимая не только его положительные эмоции, но и отрицательные, смогут использовать гибкое планирование, идя от образовательного запроса ребёнка, от его настроения, интереса, способностей и потребностей, смогут с уважением отнестись и поддержать свободную деятельность детей. Представлены новые требования к педагогу, состоящие в том, чтобы уметь действовать не по шаблону, не по заранее и кем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.