Научная статья на тему 'Сергей Александрович Рачинский 1833-1902 гг. (к 180-летию со дня рождения) особенности организации обучения и воспитания в Татевской школе, направленные на становление духовнонравственных ценностей личности'

Сергей Александрович Рачинский 1833-1902 гг. (к 180-летию со дня рождения) особенности организации обучения и воспитания в Татевской школе, направленные на становление духовнонравственных ценностей личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА / ВЕРА В ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ / ЛЮБОВЬ КО ХРИСТУ / ЕВАНГЕЛИЕ / ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА / ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ / БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ / MORAL UP-BRINGING / SPIRITUAL UP-BRINGING / CHRISTIAN FAITH / BELIEF IN PROVIDENCE / LOVE FOR CHRIST / GOSPEL / CHURCH SERVICE / CHU RCH HOLIDAYS / BE HUMANE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коншин Николай Николаевич

Сегодня, когда формирование духовно-нравственной культуры личности является одной из основных задач современной школы, автор статьи рассматривает историко-педагогический опыт, взгляды и идеи С. А. Рачинского (1833—1902), предложившего систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности, включающую в себя православные, общечеловеческие, педагогические аспекты. Изучение этой системы воспитания важно при выборе пути развития современной школы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sergey Alexandrovich.Rachinsky (1833-1902) (In commemoration jf 180th anniversary of Rachinsky's birth) PECULIARITIES OF ORGANISATION OF TEACHING AND UPBRINGING AT TATEV"S SCHOOL, AIMED AT FORMING CULTURAL AND MORAL WEALTH OF A PERSON

The problem of spiritual and moral up-bringing of the young generation first appeared in the 19 th century. S.A. Rachinsky (1833-1902) realized the danger of spiritualistic ideas and saw the root of this evil in lack of faith. They also understood that people’s passion for contact with the dead could destroy human spirit and lead society to immorality and awful crimes. Now, when the idea of morality of the human behaviour is one of the main problems in modern school it is very important to learn the pedagogical views of the great men Rachinsky, who suggested their methods of up-bringing of children, based on creation of religious, all — human and moral values. These methods must be researched by modern pedagogical science and the positive expirience of the 19 th century can be adopted in modern school.

Текст научной работы на тему «Сергей Александрович Рачинский 1833-1902 гг. (к 180-летию со дня рождения) особенности организации обучения и воспитания в Татевской школе, направленные на становление духовнонравственных ценностей личности»

Памятные даты ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

Н. Н. Коншин

Сергей Александрович

^АЧИНСКИЙ 1833-1902 гг.

(К 180-летию со дня рождения)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ТАТЕВСКОЙ ШКОЛЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

УДК 372.367 ББК 74.200.51

Сегодня, когда формирование духовно-нравственной культуры личности является одной из основных задач современной школы, автор статьи рассматривает историко-педагогический опыт, взгляды и идеи С. А. Рачинского (1833—1902), предложившего систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности, включающую в себя православные, общечеловеческие, педагогические аспекты. Изучение этой системы воспитания важно при выборе пути развития современной школы в России.

Ключевые слова: нравственное воспитание; духовное воспитание; христианская вера; вера в промысел Божий; любовь ко Христу; Евангелие; церковная служба; церковные праздники; быть человеком.

N. N. Konshin

Sergey Alexandrovich /Rachinsky

(1833-1902)

(In commemoration jf 180th anniversary of Rachinsky's birth)

PECULIARITIES OF ORGANISATION OF TEACHING AND UPBRINGING AT TATEV"S SCHOOL, AIMED AT FORMING CULTURAL AND MORAL WEALTH OF A PERSON

The problem of spiritual and moral up-bringing of the young generation first appeared in the 19th century. S.A. Rachinsky (1833-1902) realized the danger of spiritualistic ideas and saw the root of this evil in lack of faith. They also understood

that people’s passion for contact with the dead could destroy human spirit and lead society to immorality and awful crimes. Now, when the idea of morality of the human behaviour is one of the main problems in modern school it is very important to learn the pedagogical views of the great men Rachinsky, who suggested their methods of up-bringing of children, based on creation of religious, all — human and moral values.

These methods must be researched by modern pedagogical science and the positive expirience of the 19th century can be adopted in modern school.

Key words: moral up-bringing, spiritual up-bringing, Christian faith, belief in Providence, love for Christ, Gospel, church service, chu rch holidays, be humane.

2 мая 2013 года исполняется 180 лет со дня рождения Сергея Александровича Рачинского (1833 — 1902) — ученого-ботаника, профессора Московского университета, публициста и переводчика, учителя Татевской школы для крестьянских детей в Бельском уезде Смоленской губернии, автора известной книги «Сельская школа».

Как свидетельствуют архивные документы от 18 марта 1904 года, народное образование в Татеве, благодаря просвещенным заботам господ Рачинских и особенно Сергея Александровича Рачинского, было поставлено очень высоко. «В приходе три школы: одна — церковно-приходская в с. Татево и две школы грамоты. Кроме этих школ, есть еще одна церковно-приходская школа, хотя и не в пределах Татевского прихода, но устроена С. А. Рачинским главным образом для прихожан Татевского прихода... Обыкновенное среднее число учащихся в этих школах 170—180 детей. Нет нужды говорить, как высоко стояло учебное и воспитательное дело в этих школах при С. А. Рачинском. он всегда со всеми своими силами, спокойствием и всякими средствами принадлежал школе.» [16. Л. 165

об.-166 об.].

Труды С. А. Рачинского по духовно-нравственному воспитанию

личности составили основу его практической деятельности в Татевской школе, включающей в себя, прежде всего, воспитание «сердца» ребенка в условиях педагогического процесса.

он взялся за организацию новой школы в Татеве, проектирование и строительство здания с общежитием, где все было тщательно продумано и проработано. «Не выходя из пределов крестьянского обихода, Сергей Александрович глубоко обдумал каждую деталь, каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке занятий; в образе жизни и во взаимных отношениях и своих к детям, и всех членов школьной семьи между собою. все носило печать глубокой практичности и вместе с тем глубокого внутреннего значения» [2. С. 10]. Опираясь на воспоминания современников С. А. Рачинского, план Татевской школы с собственноручного наброска С. А. Рачинского, фотографии, составим описание Татевской школы, поскольку внешний вид учебного заведения, по мнению татевского учителя, играл значительную роль в жизнедеятельности учащих и учащихся школы. Учитывая то, что 1/3 детей были сиротами, школа, где они жили круглый год, становилась их родным домом, представляя нравственную ценность. Учителя школы во главе с С. А. Рачинским весь день

проводили с детьми, таким образом, школа функционировала непрерывно и никогда не закрывалась. Используя при планировании Татевской школы «Домострой», Сергей Александрович наладил прежде всего быт детей, создал уют и порядок, так как «премудрость житейская», считал С. А. Рачинский, тесно связана с общечеловеческими ценностями и морально-нравственными традициями русского народа.

Татевская школа представляла собою большое деревянное одноэтажное здание с террасой и крыльцом с передней стороны. Эта постройка считалась главным корпусом, к которому примыкала небольшая двухэтажная пристройка внутри, где в двух маленьких комнатах жил Сергей Александрович. Наверху располагались комнаты, в которых учащиеся занимались рисованием и иконописью. С крыльца дверь, над которой висел образ Спасителя, вела в прихожую, откуда можно было, если идти прямо, попасть в помещение учителей — помощников Сергея Александровича, а налево — в столовую и кухню общежития. Дверь направо вела в класс, который представлял собою просторную и светлую комнату, на стенах висели картины и рисунки учеников школы. в переднем углу располагались иконы, украшенные расшитыми полотенцами, перед образамми горели лампады.

С левой стороны, которая была сплошь стеклянной, находился своеобразный ботанический сад из комнатных растений и цветов. С балкона школы открывался вид на окрестности Татева, а через дорогу от школы находились школьный сад и огород.

Перед школой был разбит цветник, стены террасы и сама терраса были украшены вьющимися растениями и цветами. Все, кто посещал школу С. А. Рачинского, отмечали ее чистоту и убранство. В Татевской школе действовал принцип самообслуживания. Необходимо сказать, что чистоту и порядок поддерживали сами дети. В Татевской школе не было сторожа, помогала по хозяйству лишь «баба-стряпуха». Учащиеся Татевской школы заботились о поддержании чистоты и порядка в помещении школы и общежития: выметали сор и пыль, мыли полы, кололи дрова, топили печи, носили воду, помогали поварихе в приготовлении еды, работали в саду и огороде и т. д.

Татевский учитель также принимал участие в работах: полол грядки, руководил работами на огороде и в цветнике и т. д.; или переписывал ноты для школьного хора, разрисовывал крупными славянскими буквами молитвы, тропари и кондаки двунадесятых праздников с разноцветными заставками и орнаментами, которые затем в виде таблиц украшали школьные стены. По воспоминаниям современников С. А. Рачинского, «он принял на себя самую черную из работ — очищать навоз с площади перед школой. Весь этот сор и навоз, тщательно им собираемый, шел обыкновенно в школьные цветники и на школьный огород. Летом он охотно полол гряды на школьном огороде (и это было лучшим проявлением метода воспитания детей своим примером — Н. К.). Без всяких особых затрат, при средствах, имеющихся в любой деревне, С. А. Рачинский сумел придать своей школе красивый и художест-

венный вид; благодаря же практично устроенной вентиляции и тщательно поддерживаемой чистоте, школьное здание удовлетворяло и самым строгим требованиям гигиены» [2. С. 11].

Работа школы с общежитием требовала расширить учебные программы и особо спланировать учебно-воспитательный процесс. в связи с этим С. А. Рачинский придавал большое значение режиму дня своих учеников.

Подъем для детей, живущих в общежитии, был в 6 часов утра. Далее следовала молитва, руководил которой сам Сергей Александрович, ученики читали молитвы, во время которых звучало пение. После этого дети завтракали. в оставшееся до 9 часов утра время все занимались хозяйственными работами: носили воду и дрова в кухню, поливали цветы, приводили в порядок помещения и т. д. С 9.00 до

12.00 — уроки. В 12 часов был обед. в столовой, «которая была вместе с тем и спальней, — для чего по стенам были устроены нары с отделениями для каждого мальчика, — стояли два длинных стола с лавками по бокам; за одним из столов в конце садился обыкновенно Сергей Александрович, а за другим столом его помощник, и все обедали вместе из одинаковых белых глиняных чашек. Перед обедом и после обеда пелись обычные молитвы» [2. С. 14]. После обеда был перерыв до 14 часов, во время которого учащиеся занимались хозяйственными делами или играли под присмотром учителя. С 14.00 до 16.00 — продолжались уроки в школе. Затем шли полдник, отдых, игры на свежем воздухе или прогулки. С 17.00 до 18.00

— ужин, с 18.00 до 21.00 — вечерние занятия в школе, после которых сле-

довала вечерняя молитва. После этого дети шли спать. В субботы и праздничные дни порядок менялся. В субботу уроки оканчивались в 12 часов дня. После обеда шла уборка школы, мытье полов, чистка спальни и других школьных помещений, после чего ученики шли в баню. После бани пили чай, после чего С. А. Рачинский проводил беседы, читал и объяснял воскресное или праздничное Евангелие. Среди класса ставился стол, по скамьям размещались учителя и ученики, иногда и родственники учеников. С. А. Рачинский читал Евангелие по-славянски и объяснял непонятное, а затем читал то же Евангелие по-русски. Завершались субботы спевкой к воскресной или праздничной службе, затем следовали молитва и сон.

Дети находились постоянно под присмотром взрослых, даже во время игр и прогулок. В этом заключалась, по мысли С. А. Рачинского, «неустанная бдительность родительского сердца» [2. С. 13]. Также дети Татевской школы не оставались без внимания и в праздники. Сергей Александрович все праздничные дни проводил в школе со своими учениками, для которых школа становилась «милее и тем теснее привязывала сердце их к себе, даря светлыми, неизгладимыми впечатлениями, полными поэзии и особых чарований, которыми так скрашивается наша жизнь и лучшая пора жизни — незабвенное золотое детство» [2. С. 17]. Сергей Александрович заботился о деятельном участии в праздниках всех и каждого.

Н. М. Горбов определил идею Татевской школы как «стремление сделать из детей добрых христиан. Наша школа должна быть не

только школой арифметики и элементарной грамматики, но, первее всего, — школой христианского учения и добрых нравов, школой христианской жизни под руководством пастырей церкви», — это цитата из «Сельской школы». Но Рачинский идет далее: «Наша школа — школа христианская не только потому, что в таком направлении построен весь ее педагогический план, но также и потому, что учащиеся ищут в ней Христа, что учащиеся только Христа ради могут поднять те труды, при коих возможен какой-нибудь успех. Занятия в Татевской школе для всех ее членов являются некоторого рода религиозным подвигом» [3. С. 36]. Ученики Татевской школы учились целый день, и это было «вопреки всем требованиям педагогической науки» [3. С. 37]. Силы детям и учителям выносить эти «непрерывные» занятия давали «постоянная жизнь в духе и для духа, известный возвышенный строй всех интересов, всех отношений, известное вдохновение. Уроки теряли в Татеве значение отдельных уроков, а являлись составными частями общего целого, на одном ясном и для всех понятном пути» [Там же]. Камертоном всего учебно-воспитательного процесса являлась общая высота духовного строя школы, что не могло не отразиться на выборе в будущем учительской профессии многими учениками С. А. Рачинского. Прием личного примера учителя органично переходил в традицию преемственности учительской профессии.

С. А. Рачинский сам готовил учителей в своей школе. «Подметив в ком-либо из своих старших учени-

ков в сильной степени педагогическую струнку, Сергей Александрович начинал понемногу поручать ему руководить младшими учениками. При успешном ведении дела такой мальчик, по окончании школьного курса, оставался еще на несколько лет при школе. Он и сам учился, и привыкал учить других. При этом Сергей Александрович помогал ему в его занятиях» [4. С. 86]. Таким образом С. А. Рачинский подготовил соучи-телей для сельских школ, «и учителя эти оказывались очень полезными для этих школ» [4. С. 87]. В летние или зимние каникулы С. А. Рачинский проводил с ними общие беседы — своеобразные педагогические лаборатории, где происходило обсуждение результатов педагогического опыта начинающих учителей, «что, конечно, поддерживало энергию их и способствовало их самоусовершенствованию» [Там же]. В «Автобиографии» учителя говорится, что «по прошествии двадцати лет в числе воспитанников Татевской школы оказалось около шестидесяти полноправных учителей и учительниц» [13. Л.1 об]. Интерес представляют архивные документы — письма С. А. Рачинского, в которых речь идет о подготовке воспитанников школы к сдаче экзамена на звание сельского учителя [14. Л.1]. В письме к В. И. Шемякину С. А. Рачинский предлагает пути решения проблемы появления учителей с недостаточным жизненным опытом: «Будем принимать ряд мер для предотвращения выпуска слишком молодых учителей. Будем прекращать прием в первый класс детей моложе 10, во второй

— моложе 12, в третий (учительский)

— моложе 14. Это становится воз-

можным лишь теперь, когда авторитет школы возрос настолько, что она не вынуждена больше подчиняться привычкам и требованиям местного населения. Численность учеников увеличивается, желающих множество.»

[17. Л.1].

В письме к В. Н. Лясковскому Сергей Александрович признавался в своей «страсти» к профессии учителя: «Началась сложная схема разнообразных уроков и быстрый упадок сил. Каждую весну спрашиваю себя, дотяну ли я до осени, каждую осень — дотяну ли я до весны. Помощники мои одни за другим уходят — в Церковь, в диаконы. Я же становлюсь абсолютно негодным — а отстать от моей школьной страсти, бросить ее хотя бы на месяц — я не в силах» [15. Л. 1].

Как было сказано выше, Татевская школа была неразделима с церковью и, прежде всего, внушала детям любовь к богослужению, участию в церковной службе, церковном чтении и пении.

«Жизнь для Бога», «жизнь по Закону Божию», «отвержение себя», подвижническая жизнь — вот чему учили в Татевской школе, поэтому главным стержнем воспитания духовно-нравственных ценностей в Татевской школе и мерилом жизни самого С. А. Рачинского был Закон Божий. Это был не учебный предмет, а способ существования православного человека.

С. А. Рачинский комментировал трудные места Евангелия, адаптируя их для восприятия детским сознанием. Это касалось, в первую очередь, основных положений Нагорной проповеди, заповедей блаженства, текстов Евангелия. Учитель анализировал и притчи Иисуса Христа. Переписывая

сначала тексты в отдельную тетрадь, адаптируя их к детскому восприятию, Сергей Александрович готовился к беседам со своими учениками, расшифровывая каждое слово и каждый образ.

Вместе с Евангелием постигали они и азы «Домостроя», в котором находила отражение формула: человек

— труд — нравственность.

«Хлеб насущный» был ценностным аспектом, воспитывающим учеников Татевской школы, где удалось создать «соборное сотрудничество» [12. С. 38]. Сергей Александрович вместе с учениками и учителями разделял и их скромный стол [5. С. 5], довольствуясь тою простою пищей, которую приготовляла на всю школьную «артель» кухарка, «бабушка — добрейшая старушка» Прасковья Федоровна [11. С. 116]. Пища в Татевской школе была простой, но здоровой и питательной «и ничем не отличалась от обихода средней или зажиточной крестьянской семьи» [2. С. 14].

Вот примерное меню:

6.00 — чай с баранками; после молитвы в 8.00 — завтрак (молоко с хлебом, в пост — жареный на масле картофель, квас).

после уроков (в 12.00) — обед, который включал 2 блюда — щи или суп с мясом и кашу. По праздникам — еще пироги и чай;

далее — уроки с 14.00 до 16.00

— и вечерний чай;

после следующих уроков (с 17.00 до 18.00) — ужин;

далее — молитва и сон.

Касаясь христианской этики, С. А. Рачинский подробно объяснял детям положение о посте, который являлся средством воспитания само-

дисциплины. Посты соблюдались в Татевской школе: 7 недель Великого поста и Страстной седмицы перед Пасхой, 6 недель перед Рождеством, 2 недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы и пост перед праздником св. ап. Петра и Павла; на неделе — среда и пятница — постные дни. Надо сказать, что чувство голода татевские школьники никогда не ощущали, так как и во время поста пища была также питательной и здоровой. В праздники же, кроме пирогов, было много вкусного для детей. Так, на Пасху в большом количестве красились яйца, пеклись куличи и готовились пасхи.

Духовные и нравственные приоритеты в жизни касались и одежды учеников Татевской школы. С. А. Ра-чинский воспитывал в детях вкус и чувство меры в выборе одежды. По картинам Н. П. Богданова-Бельского, написанных в Татеве: «Устный счет (В народной школе С. А. Рачинского)», «Проба голосов», «Сочинение», «Дети на уроке», можно судить об одежде татевских учеников: она была «однообразная, в национальном вкусе, и сделанная весьма прилично: красная рубашка, поддевка, брюки в длинных голенищах» [11. С. 114].

Об одежде девочек в школе С. А. Рачинского свидетельствует картина того же автора — «Урок рукоделия»: она была скромной, в национальном духе, аккуратной. К Пасхе юные мастерицы Тарховской школы дарили татевским ученикам и учителям «белые рубашки, обшитые лентами с красными узорами, и красные вязаные пояски» [1. С. 569].

Воспитательное значение народного искусства, его духовно-нравс-

твенное, эстетическое воздействие на личность ребенка были целью и основой организации народного промысла в Татевской школе. Эти занятия формировали в детях мировоззрение, «родовые чувства», «веру в идеал», привязанность к земле, к селу, чуткость к «родовым ценностям» [6. С. 95]. Все это руководило татевским учителем, когда он ставил вопрос о расширении общеобразовательного курса, о создании ремесленных, земледельческих училищ. С. А. Рачинский был убежден, что их появление сможет помочь развитию кустарного производства. При крестьянских земледельческих школах, по его мнению, смогли бы функционировать ремесленные классы: столярные, слесарные, гончарные, кузнечные и др., способные помочь детям в дальнейшей жизни. Учащихся обучали мастерству плетения (из соломы, лозы, камыша); девочки учились ткать, шить, вышивать, мальчики

— сапожному делу. С. А. Рачинский в некоторых своих школах открыл ремесленные классы, в которых осваивались столярное и плотницкое дело; пчеловодство и земледелие. Опыт та-тевского учителя и его школ был высоко оценен на Нижегородской ярмарке и выставке церковно-приходских школ в Петербурге (1896 г.), а также на Всемирной выставке в Париже (1900), где Татевская школа была награждена золотой медалью.

Как видим, эти занятия способствовали и эстетическому воспитанию детей — ценности, которой С. А. Рачинский отводил важное место в своей педагогической системе. Сергей Александрович сам проводил уроки рисования и черчения, открыл художественную мастерскую, беседовал с

детьми об иконописи, творчестве великих художников.

Также на высоком уровне велись уроки пения, которые заключались в освоении традиций русской духовной музыки. Когда в Татево приезжали бывшие ученики школы, наступал праздник. Это была целая деревенская «академия». Каждый занимался здесь «соответственно своей профессией»: «этюды писались под звуки упражнений на фисгармонии и пения, рядом изучалась история литературы, естествознание» [8. С. 275].

С. А. Рачинский отводил важную роль в своей педагогической системе воспитанию в детях чувства гармонии с природой. В Татеве детей воспитывало все, что окружало, в первую очередь, сама усадьба Рачинских. В отношении ко всему прекрасному проявлялся дух православия С. А. Рачинского.

Н. М. Горбов в своих воспоминаниях описывает одну из прогулок по Татеву, после которой Сергей Александрович прислал ему экспромт — Подражание S. Francesko d’Assisi [3. С. 20]. Читая с детьми Евангелие и Псалтирь, учитель объяснял им, что природа живая, «обладающая сознанием». Позже Синод издал Псалтирь с краткими подстрочными разъяснениями (анонимный составитель С. А. Рачинский).

С. А. Рачинский знакомил детей с географическим положением села Татева, совершал с ними экскурсии

— например, к месту, где брала начало река Берёза, текшая сначала в виде незначительного ручья, потом, принимая «некоторые ручьи и истоки из болот, увеличивалась около Татева» [16. Л. 157 об.] (около 25 верст от истока). Любили учащиеся и прогулки в лес (в Татеве большую часть составляли ело-

вые, лиственные леса, в лесу росли ягоды: черника, малина, брусника, земляника; было изобилие грибов. Водились там медведи, волки, лисицы, барсуки, хорьки, зайцы; встречались и лоси). Действительно, происходило «единение человека с природой, слияние с ней» [16. Л. 158 об.-159]. Отношения «культуры природы» и «культуры человека» в Татеве были гармоничными. С. А. Рачинский знакомил детей с историей села, которое в официальных документах XIX века числилось как Татево Ивановское, получившее такое название от первого храма в селе, устроенного в честь Рождества Иоанна Предтечи (XVIII в.). Название же «Татево», как говорило предание, происходило от некогда живших на этом месте князей Татьевых. Историки пытались связать это название со славянским словом «тать» — вор, «на что, как говорится в старинной летописи, нет никаких преданий, и крестьяне были и есть люди смирные, добрые и честные» [16. Л. 155]. Мы разделяем точку зрения исследователя И. А. Соловьева, что истоки названия села надо искать в слове «тятя» — отец, батюшка [10. С. 5].

Вместе с учениками С. А. Ра-чинский собирал песни и сказки Смоленского и Тверского краев, использовал материалы фольклора на уроках и внешкольных занятиях, что также способствовало формированию духовно-нравственных ценностей личности учащегося. Сергей Александрович учил не только любоваться природой. Своим личным примером он воспитывал и учеников, и учителей школы. Летом Татевская школа тонула в зелени. «По дороге к “большому дому” был огород с

пчельником. Здесь копался Сергей Александрович, занимаясь огородничеством, выпалывая гряды и доставляя себе вместе с доступным ему моционом и умственный отдых, и “солнечные ванны”» [9. С. 409]. Он хотел видеть и в учителях Татевской школы людей любознательных и деятельных, которые отвели бы в своем огороде несколько грядок на пробное разведение хозяйственных растений, новых или малоизвестных. Большую пользу приносил школе плодовый сад в соединении с питомником, что являлось подспорьем к школьному пчеловодству. Подробно пишет С. А. Рачинский об этом в своей статье «Начальная школа и сельское хозяйство» (1896 г.) [7. С. 144]. Труд учителей в летнее время (сад, пасека, огород) для Рачинского имел «великое нравственное значение»: «Главное, что это привязывало бы к месту наш слишком подвижный учительский персонал, более тесно и прочно связывало бы учителя с его питомцами, позволяло бы продлить и дополнить влияние школы на лучших из этих питомцев» [7. С. 156]. Об этом татевский учитель ведет речь в статье «Школы летом» (1898 г.).

Устраивал Сергей Александрович и паломнические походы, которые являлись методом поощрения учащихся в конце учебного года. В поэтическом произведении С. А. Рачинского «Школьный поход в Нилову пустынь» (1887 г.) поднимается проблема того, что «школьное учение весьма мало прибавляет к скудному запасу наглядных практических сведений, коими обладает ребенок, вырастающий в тесной, однообразной среде, ограниченный каким-нибудь десятиверстным расстоянием» [7. С. 88]. С. А.

Рачинского беспокоил этот недостаток наглядности, непосредственного знакомства учащихся с предметами, о которых шла речь в школе и книгах (недостаточно одного показывания картинок). О том, что дети видят, они охотно пополняют свои сведения чтением. С. А. Рачинский пытался восполнить этот пробел детского развития и несколько раз совершал с учениками паломнические путешествия в Нило-Столобенскую пустынь. Вместе с религиозной направленностью поход выполнял нравственные и познавательные функции: воспитание любви к родному краю, знакомство с рельефом Валдайской возвышенности; сбор растений для гербариев, изучение пословиц и поговорок крестьян Тверской губернии, зарисовки и этюды и т. д.

Последняя статья С. А. Рачин-ского «Культура местных растений» (1901 г.) стала своеобразным завещанием педагога: «Быстро меняется окружающий нас мир, как физический, так и нравственный. На моей памяти три четверти нашего захолустного края были заняты сплошными лесами. Ныне клочок нетронутого леса, речной берег, сохранивший первобытную свою растительность, становится редкостью. Еще реже становятся семьи, не покинувшие своих родовых гнезд, дорожащие остатками дикой природы, преданиями прежнего быта. Будем же мы, последние из могикан, стараться о сохранении, о восстановлении еще уцелевшего остатка природных красот и духовных заветов ради будущих, более разумных поколений» [7. С. 184].

Итак, учебное заведение, созданное С. А. Рачинским, раскрывало перед русским народом «сокровища Церкви», и основной его задачей

было воспитание «добрых христиан».

В системе духовно-нравственного воспитания главным стержнем являлось Православие, поэтому учебная программа в Татевской школе была составлена таким образом, что предметы религиозного цикла занимали ведущее место. Особое внимание уделялось богослужению и православным праздникам. Татевская школа была церковной, ее цель — воспитание детей в духе христианского учения и добрых нравов, а суть воспитания определялась особой атмосферой, что обеспечивало условия для развития личности учащегося.

С. А. Рачинский рассматривал религию как главный компонент в формировании духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей личности учащегося. Сюда входило воспитание человека высоконравственного, гуманного, почитающего родителей, благодетелей, любящего Отечество.

Главным в Татевской школе было внимание к ребенку как главнейшей ценности, воспитание в нем бережного отношения как к себе, так и к другому человеку, к своему Отечеству, к Дому,

Список

1. Воскресенский, А. Д. Из дневника учителя Татевской школы / А. Д. Воскресенский // Народное образование. - 1911. - Т. I. - Кн. 3. - С. 273292; Кн. 4. - С. 418-440; Кн. 5. -С. 565-593; Кн. 6. - С. 273-593.

2. Георгиевский, В. Т. Сергей

Александрович Рачинский / В. Т. Георгиевский: (Поборник народного про-

свещения. - Друг крестьянских де -

тей): 1902 - 2 мая - 1912. - СПб. : Синодальная типография, 1912. - 32 с.

природе, труду, здоровью (физическому и духовному), сохранению духовнонравственных ценностей через хозяйственную организацию, материальную культуру (жилище, одежда, пища), развитие народных промыслов.

С. А. Рачинский построил новое здание школы, напоминавшее крестьянское подворье, общежитие, создав домашний уют, как в хорошей крестьянской семье. Он заботился об одежде и пище детей, о распорядке дня, об организации учебно-воспитательного процесса, проведении досуга и трудовой деятельности. На занятиях, а также во время прогулок и экскурсий, во время богослужения, паломнических поездок, во время трудовой деятельности и занятий народными промыслами татевских школьников во главе с учителем (обязательное условие педагогической теории и практики С. А. Рачинского); во время приема пищи и выборе стиля одежды и т. д., формировался в детях Татевской школы морально-мировоззренческий элемент личности, шло приобщение к истории и традициям своего народа, родного края.

литературы

(бесплатное приложение к журналу «Народное образование» за 1912 г.).

3. Горбов, Н. М. С. А. Рачинский / Н. М. Горбов. - СПб.: Изд. Общества ревнителей русского исторического просвещения, 1903. - 43 с.

4. Ельницкий, К. В. Русские педагоги П-ой половины Х!Х-го столетия / К. В. Ельницкий. - Петроград, 1915. -С. 83-92.

5. Лясковский, В. Н. Памяти С. А. Рачинского / В. Н. Лясковский. -

СПб. : Типография М. И. Акинфиева и И. В. Леонтьева, 1903. - 15 с. (Изд. Об-ва Ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III; вып. 9).

6. Некрасова, М. А. Формирование новой парадигмы теории народного искусства. Ключевые понятия / М. А. Нек-ра-сова // Народное искусство России в современной культуре. - М. : Коллекция- М, 2003. - С. 78-98.

7. Рачинский С. А. о воспитании: Золотой фонд педагогики /

С. А. Рачинский; авт.-сост. Л. Ю. Стрелкова. - М. : Школьная Пресса, 2004. -192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Редков, Н. Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1, Вельский уезд / Н. Н. Редков. - Смоленск : Типография П. А. Силина, 1915. -С. 274-291.

9. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. IV. С. В. Смоленский. Воспоминания / Гос. центр. музей М. И. Глинки. - М. : Языки славянских культур, 2002. - 688 с.

10. Соловьев, И. А. С. А. Рачинский. Татевская школа: документальные очерки / И. А. Соловьев. - Тверь : Твер. обл. кн.-журнал. изд-во, 2002. - 160 с.

11. Танаевский, С. И. Татевская школа С. А. Рачинского / С. И. Танаевский // Народное образование. - 1902. - Т. II, кн. 9 (сентябрь). - С. 113-155.

12. Шестун, Евг., свящ. Православная педагогика / Евг. Шестун, свящ. -Самара : Самарский информационный концерн, 1998. - 576 с.

13. Автобиография (С. А. Рачинс-кого) и хронологическая канва жизни и деятельности для будущих мемуаристов

1889 г. - РГАЛИ. - Ф. 427. - Оп. 1. -Ед. хр. 719. - 61 лл.

14. Ванчаков Афанасий Михайлович. -ОР РНБ. - Ф. 631. - Д. 4. 1901, декабрь. Письма С. А. Рачинского. - 18 лл.

15. Лясковский Валерий Николаевич. - ОР РНБ. - Ф. 631. - Д. 11. 1888, февраль-июль. Письма С. А. Рачинско-го. - 9 лл.

16. Рачинский Сергей Александрович. - ГАСО. - Ф. 391. - Оп. 1. -Д. 2. - Лл. 155; 157-157 об.; 158; 159; 160-161; 165 об.; 166-166 об.; 172 об.

17. Шемякин Василий Иванович. -ОР РНБ. - Ф. 631. - Д. 18. 1890, 1895-1898. Письма С. А. Рачинского. -20лл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.